Рабочая программа общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) «Чтение (литературное чтение)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н..

Рабочая программа общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
вариант 1
«Чтение (литературное чтение)»
9 класс

г. Костомукша
2025 г.

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное
чтение)»

составлена

на

основе

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с нарушениями интеллекта,
далее АООП НИ (вариант 1), утверждена приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2002 г № 1026 (https://clckru/33NMkR).
АООП НИ (вариант 1) адресована обучающимся с интеллектуальными
нарушениями

с

учетом

реализации

их

особых

образовательных

потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный

предмет

«Чтение

(литературное

чтение)»

является

обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Чтение (литературное чтение)» в 9 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Чтение (литературное чтение)».
Цель обучения – развитие коммуникативно – речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи:
− совершенствование

навыка

полноценного

чтения

как

основы

понимания художественного и научно – познавательного текстов;
− развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно – познавательных текстов;
− развитие положительных качеств и свойств личности
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное
чтение)» в 9 классе определяет следующие задачи.
− совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими
словами и словами автора;

− совершенствование умения определять основную мысль и тему
художественного произведения;
− развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок
пунктов плана;
− развитие умения определять собственное отношения к поступкам
героев;
− совершенствование умения пересказывать текст по коллективно
составленному плану;
− совершенствование умения находить в тексте непонятные слова и
выражения, объяснять их значение и смысл с опорой на контекст;
− формирование

умения

выбирать

интересующую

литературу,

самостоятельно читать художественную литературу;
− совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и
прозаические отрывки.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

Обучение чтению в 9 классе носит коррекционную и практическую
направленность. Программа в 9 классе способствует умственному развитию
обучающихся, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое
воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся
достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который
необходим им для социальной адаптации.
При обучении литературному чтению в 9 класса используются
следующие принципы: принцип коррекционно – речевой направленности,
принцип

доступности

последовательности,

обучения,

принцип

принцип

наглядности

в

систематичности
обучении,

и

принцип

индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Методы и формы работы, используемые на уроках литературного
чтения в 9 классе: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с
учебником

и

книгой)

наглядный

(наблюдение,

демонстрация),

практический. Виды деятельности обучающихся основаны на переработке
устного и письменного текста: составление плана текста, пересказ текста по
плану, пересказ текста по предполагаемым вопросам, продолжение текста,
выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям. Методы и приемы,
применяемые на уроках литературного чтения в 9 классе направлены на
успешное овладение программным материалом, как следствие, подготовку
обучающихся к сдачи итоговых работ.

Содержание разделов
Названия раздела, темы

№

Итоговое
Количество
тестирован
часов
ие

1

Устное народное творчество

4

2

Из произведений русской литературы

15

1

10

1

5

1

34

3

XIX века
3

Из произведений русской литературы
XX века

4

Из произведений зарубежной литературы
Итого:

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 сформированность

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных

информационных технологий для коммуникации;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
 сформированность

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
 уметь правильно и осознанно читать в темпе, приближенном к темпу
устной речи, доступные по содержанию тексты (после предварительной
подготовки);
 уметь определять тему произведения (под руководством учителя);
 отвечать

на

вопросы

произведения своими словами;

учителя

по

фактическому

содержанию

 участвовать в коллективном составлении словесно – логического плана
прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
 уметь пересказывать текст по частям на основе коллективно
составленного плана (с помощью учителя);
 уметь

выбирать

заголовки

к

пунктам

плана

из

нескольких

предложенных;
 уметь устанавливать последовательность событий в произведении;
 уметь определять главных героев текста;
 уметь составлять элементарную характеристику героя на основе
предложенного плана и по вопросам учителя;
 знать стихотворения наизусть (7-9);
 уметь самостоятельно читать небольшие по объёму и несложные по
содержанию произведения для внеклассного чтения, выполнять посильные
задания.
Достаточный уровень:
 уметь правильно, бегло и осознанно читать вслух, с соблюдением
некоторых усвоенных норм орфоэпии;
 уметь отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
 уметь определять тему художественного произведения;
 уметь определять основную мысль произведения (с помощью учителя);
 уметь самостоятельно делить на части несложный по структуре и
содержанию текст;
 уметь формулировать заголовок пунктов плана (с помощью учителя);
 уметь различать главных и второстепенных героев произведения с
элементарным обоснованием;
 уметь определять собственное отношение к поступкам героев (героя),
сравнивать собственное отношение и отношение автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью учителя);

 уметь пересказывать текст по коллективно составленному плану;
 уметь находить в тексте непонятные слова и выражения, объяснять их
значение и смысл с опорой на контекст;
 уметь

ориентироваться

в

круге

доступного

чтения;

выбирать

интересующую литературу (с помощью учителя); самостоятельно читать
художественную литературу;
 знать наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаический отрывок.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;

 3 балла - значительная динамика.
Оценка

предметных

индивидуального

и

результатов

фронтального

осуществляется

опроса

обучающихся,

по

итогам

выполнения

самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 читает

правильно,

бегло,

выразительно

с

соблюдением

норм

литературного произношения;
 выделяет

основную

мысль

произведения,

незначительной помощью учителя;
 делит текст на части и озаглавливает части;

части

рассказа

с

 называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки;
 отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
 твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 читает в основном правильно, бегло;
 допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз,
знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
 допускает неточности в выделении основной мысли произведения или
части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
 допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей,
исправляет их с помощью учителя;
 называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки с помощью учителя;
 допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:
 допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
 допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; а выделяет
основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
 делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
 затрудняется

назвать главных

действующих

лиц

произведения,

охарактеризовать их поступки;
 отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,

допускает искажения основного смысла произведения;
 обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания пересказа текста
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,
последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя,
не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает
речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».