Рабочая программа элективного курс «Речеведение» для обучающихся 11 класса

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н..

Рабочая программа элективного курса
«Речеведение»
основной общеобразовательной программы
среднего общего образования
для обучающихся 11 классов

г. Костомукша
2025

Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для обучения учащихся 11 класса,
рассчитана 2 часа в неделю (68 часов в год), базируется на программно-методических
материалах по русскому языку и анализе результатов части ЕГЭ предыдущих лет. В
соответствии с требованиями времени, положениями, закрепленными в нормативных
документах, содержанием образования и обучения становятся важны не только знания, но
и методы, способы деятельности, интеллектуальные ситуации , подходы. Это возможно за
счет дополнительного знакомства школьников с разными, порой противоположными
точками зрения на русский язык и ряд лингвистических положений. Реализовать эти
задачи позволяет система работы с текстом, который занимает доминирующее положение
в курсе.
Элективный курс состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается
последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются
знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный
раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только
стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные
средства.
Второй раздел «Сочинение». Данный раздел программы предусматривает
конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение
понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему
и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их
роль в тексте, находить аргументы, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки,
приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного
уровня сложности.
Цели элективного курса:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ;
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре
рецензии или эссе;
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной
речью;
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов
разных функциональных стилей;
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и
объяснять их роль в тексте;
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое,
индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки
фактов и явлений.
Задачи элективного курса:





Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия,эссе)
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время
навыки конструирования текстов.
Способствовать развитию письменной речи
Подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.

Содержание программы
РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. (36 часов).

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 18 часов.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы
связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические
средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста.18 часов.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы,
лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы.
Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония),
диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота,
олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора,
эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое
восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Учащиеся должны уметь:





указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка
при анализе текста.

Практические работы:
1. Прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
2. Прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль
автора;
3. Определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
4. Определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
5. Найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного
местоимения (указательного местоимения…);
6. Написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном
абзаце;
7. Какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
8. Какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.
РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. (32 часа).

Тема 1. Анализ текста. 8 часов.
Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции
научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 24 часа.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения.
доказательство.

Изложение

собственного

мнения,

аргументов

в

Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
Понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
Анализировать форму исходного текста;
Находить характерные для исходного текста языковые средства;
Создавать связное высказывание;
Излагать последовательно собственные мысли;
Использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и
лексическое богатство языка.
7. Оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Практические работы:



написание сочинений-рассуждений;
редактирование.

Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуальноавторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы,
стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная
лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические
фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор,
присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по ЭК
Реализация
данной
программы
предусматривает
использование
личностноориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного
процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого
ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность
являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств
языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых
отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся,
направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных
карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
2. Промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и
на основе КИМов);
3. Итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями
ЕГЭ и на основе КИМов;
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном
соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Количество
часов

Тема

Вид урока

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (18 часов)
1
1
Текст. Тема и основная мысль Лекция
текста.
2
1
Текст. Тема и основная мысль Практика
текста.
3
1
Средства связи между
Лекция
частями текста, способы связи
в тексте
4
1
Средства связи между
Практика
частями текста, способы связи
в тексте
5
1
Выделение микротем в тексте Практическая
работа

Дата

6

1

Выделение микротем в тексте

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

Лексические средства
организации текста
Лексические средства
организации текста
Морфологические средства
организации текста
Морфологические средства
организации текста
Синтаксические средства
организации текста
Синтаксические средства
организации текста
Стили речи. Типы речи

14

1

Стили речи. Типы речи

15

1

Тренировочный тест

16

1

Тренировочный тест

17

1

Контрольная работа 1

18

1

Контрольная работа 1

Тема 2.Лингвистический анализ текста (18часов)
19
1
Изобразительновыразительные средства
языка, используемые при
анализе текста
20
1
Изобразительновыразительные средства
языка, используемые при
анализе текста
21
1
Анализ изобразительновыразительных средств

Практическая
работа
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Лекция
Практика
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Лекция

Практика

Практика

22

1

Анализ изобразительновыразительных средств

Практика

23

1

Многозначные
слова. Практика
Переносное значение слова.
Лексика
ограниченного
употребления..

24

1

Фразеологизмы

25

1

Синонимы.
синонимы.

Практика
Контекстные Практикум

26

1

Антонимы.
антонимы.

Контекстные Практикум

Фонетические
средства
выразительности:
аллитерация,
ассонанс,
эвфония,
диссонанс.
Звукопись.
28
1
Фонетические
средства
выразительности:
аллитерация,
ассонанс,
эвфония,
диссонанс.
Звукопись.
29
1
Тропы: метафора, сравнение,
эпитет,
олицетворение,
ирония, гипербола, литота,
аллегория, перифраза.
30
1
Художественный
символ,
паронимы.
31
1
Стилистические
фигуры:
градация,
антитеза,
оксюморон,
лексический
повтор, анафора, эпифора,
параллелизм,
эллипсис,
умолчание,
риторические
фигуры,
парцелляция,
синтаксические конструкции.
32
1
Стилистические
фигуры:
градация,
антитеза,
оксюморон,
лексический
повтор, анафора, эпифора,
параллелизм,
эллипсис,
умолчание,
риторические
фигуры,
парцелляция,
синтаксические конструкции.
33
1
Промежуточная контрольная
работа 2
34
1
Промежуточная контрольная
работа 2
35
1
Анализ к/работы
36
1
Анализ к/работы
Тема 3. Анализ текста. (8 часов)
37
1
Содержание
исходного
текста.
38
1
Содержание
исходного
текста.
39
1
Тексты
функционального
стиля.
40
1
Анализ композиции текстов
научного, публицистического,
разговорного стилей.
41
1
Анализ композиции текстов
научного, публицистического,
27

1

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум
Практикум

Практикум

Лекция

Практикум
Практикум
Практикум

42

1

разговорного стилей.
Рецензия

43
44

1
1

Рецензия
Рецензия

Практикум Урок
комплексного
применения
знаний

Практикум Урок
комплексного
применения
знаний
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (24 часа)
45
1
Вступление к сочинению.
Лекция с
практической
направленностью
46
1
Смысловые и грамматические
связи предложений.
47
1
Вступление к сочинению. Лекция с
Смысловые и грамматические практической
связи предложений.
направленностью
48
1
Авторская позиция.
49
1
Основная часть сочинения.
Практикум
50
1
Аргументы.
51
1
Основная часть сочинения. Практикум
Аргументы.
52
1
Основная часть сочинения.
Аргументы.
53
1
Связки
Практикум
54
1
Связки
55
1
Заключительная
часть Практикум
сочинения.
56
1
Заключительная
часть
сочинения.
57
1
Тренировочные работы
Практикум
58
1
Тренировочные работы
59
1
Тренировочные работы
Практикум
60
1
Тренировочные работы
61
1
Итоговая контрольная работа Практикум
62
1
Итоговая контрольная работа
63
1
Итоговая контрольная работа Практикум
64
1
Итоговая контрольная работа
65
1
Итоговая контрольная работа Практикум
66
1
Итоговая контрольная работа Практикум
67
1
Заключительное занятие
68
1
Заключительное занятие
Учебно-методическое обеспечение курса
Литература для учащихся:
1. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2015;
2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3;

3. Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык:
Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста.
Челябинск, «Взгляд»;
4. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному
экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2024;
Дополнительная литература
1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М.
«Астрель», 2019.
2. Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. «Просвещение», 1977.
3. Н.П. Морозова. Учимся писать сочинение. М. «Просвещение», 1987.
4. «Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у
учеников».
5. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.
«Просвещение», 2013.
6. Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», 1997.
7. Е.И Никитина. Русская речь. М. «Просвещение», 1991.
Информационные ресурсы
www.wikipedia.ru
www.krugosvet.ru
www.rubricon.ru
www.slovari.ru
www.gramota.ru

Универсальная энциклопедия «Википедия».
Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
Энциклопедия «Рубрикон».
Электронные словари.
Справочно-информационный интернет портал «Русский

язык».
http://www.gramma.ru Культура письменной речи
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»
http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
http://mlis.ru/
Методология и практика русского языка и литературы
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов.
http://literus.net/
Сайт о русском языке и литературе.
http://philolog.pspu.ru/ Филолог.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».