Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для обучающихся 10 класса

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н..

Рабочая программа элективного курса
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
основной общеобразовательной программы
среднего общего образования
для обучающихся 10 классов

г. Костомукша
2025

Пояснительная записка
Актуальность введения в школе курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности
учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной
самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.
Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников.
При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык — литература).
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). В
основе курса использованы «Правила русской орфографии и пунктуации».

Цели:
- формирование орфографической грамотности обучающихся;
- сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил;
- повторение теории школьного курса русского языка;
- выявление пробелов в знаниях учащихся и ликвидация их путем практических занятий;
- повышение интереса учащихся к изучению русского языка;
-помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Задачи:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических,
словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая
норма, приемы разграничения схожих написаний);
- продолжить формирование навыка орфографической грамотности;
- развить орфографическую зоркость и умение работать с разными типами словарей
(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими);
Требования к уровню подготовки обучающихся
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
















формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.

Предметные результаты
 понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы;
 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному
из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный
пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного
или нескольких произведений;
 определение
в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
 понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
 понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое
восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

Приемы, методы и формы работы:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого,
выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование
различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей
деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое
может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных
теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Методическое обеспечение.
Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием,
которое оценивается по системе «зачет/незачет»

Содержание программы элективного курса
1.Фонетика и орфоэпия
Фонетика. Фонетический разбор.
Нормы ударения и произношения.
2.Орфография. Повторение
Правописание безударных гласных. Корни с чередованием. Правописание приставок.
Не с существительными, прилагательными, глаголами.
Не и ни в местоимениях.
Гласные о и е после шипящих в разных частях речи.
Правописание суффиксов существительных.
Н и НН в суффиксах прилагательных.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Правописание числительных.
Личные окончания глаголов.
Наклонения глаголов.
3. Наречие
Степени сравнения наречий.
Не с наречиями на –о и –е.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Н и НН в наречиях на –о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Слова категории состояния.
4.Причастие
Склонение причастий.
Написание действительных причастий.
Написание страдательных причастий.
Н и НН в суффиксах причастий.
Не с причастиями.
5. Деепричастие
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Не с деепричастиями.

5. Служебные части речи
Предлог. Союз. Частица. Междометие.
6.Словосочетание
7.Предложение

Календарно-тематический план
№п/п
1.
2.

Дата

Тема занятия
Орфограммы в приставках
Орфограммы в корне слова. Безударная гласная в корне
слова

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Чередование гласных в корне слова
0\ё после шипящих. и\ы после ц, непроизносимая
согласная. Удвоенная согласная
Диагностическая работа
Орфограммы в суффиксах слов. Гласные в суффиксссах
глагольных форм
о\ё после шипящих и ц.
Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий,
наречий
Орфограммы в окончаниях слов. Ь после шипящих. Роль
мягкого знака.
Орфограммы в окончаниях существительных,
прилагательных, глаголов
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями
Различение частиц НЕ и НИ
Диагностическая работа
р\р Стили и типы текста. Тема, идея текста.
Диагностическая работа
Слитное, раздельное и дефисное написание слов
Слитное и раздельное написание омонимичных в
произношении слов и словосочетаний.
Правописание производных предлогов
Трудные случаи правописания безударных окончаний и
суффиксов существительных, прилагательных
Диагностическая работа
р\р работа с текстом ЕГЭ.
р\р работа с текстом ЕГЭ
Виды словосочетаний. Синтаксический разбор
словосочетаний. Синонимичные словосочетания.
Предложение. Отличие от словосочетания. Простое
предложение. Виды простых предложений. Односоставные,
двусоставные предложения. Обособленные члены

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

предложения
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ
Сложное предложение. ССП, СПП,БСП. Пунктуация в
сложном предложении
Сложные предложения с несколькими придаточными.
Значение придаточных. Пунктуация в сложном предложении
Сложные предложения с разными видами связи. Случаи,
когда знак пунктуационный знак не ставится.
р\р. Работа с текстом ЕГЭ. Выполнение части С
р\р Работа с текстом ЕГЭ. Выполнение части С.
Работа с КИМами ЕГЭ. Диагностическая работа
Итоговое тестирование.

Требования к уровню подготовки обучающихся
 В результате изучения элективного курса обучающиеся должны
знать:
 правила изученных написаний;
 условия, от которых зависит написание;
 норму, действующую при данных условиях;
 алгоритм работы над орфограммой;
 приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
 правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и
традиционным принципами написания;
 правильно писать сложные слова;
 правильно писать не с разными частями речи;
 правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен
существительных;
 правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;
 правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
 правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных;
 правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий;
 отличать служебные части речи.
Итоговое оценивание:
В конце учебного года проводится зачетная работа.
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа»
3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.

Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа»
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа»
Учебно – методическое обеспечение
1. Таблицы
2. Видеопрезентации
3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Информационные ресурсы
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru
Электронные словари.
www.gramota.ru
Справочно-информационный интернет портал «Русский язык».
http://www.gramma.ru Культура письменной речи
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»
http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
http://mlis.ru/
Методология и практика русского языка и литературы
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов.
http://literus.net/
Сайт о русском языке и литературе.
http://philolog.pspu.ru/ Филолог.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».