РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)
Утверждаю: _______________
Директор школы
Н.Н. Герасимчук
28 августа 2025 года
ПЛАН
внеурочной деятельности
основной образовательной программы начального общего образования
в условиях реализации ФГОС НОО
(в соответствии с ФОП)
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Внеурочная
деятельность
является
обязательным
компонентом
основной
образовательной программы образовательной организации.
Внеурочная деятельность начального общего образования в МБОУ КГО «СОШ№2
им. А.С. Пушкина» организуется в соответствии со следующими нормативными
документами и методическими рекомендациями:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей̆ и молодежи».
•
Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения России от 18.07.2022 N 569, от
08.11.2022 № 955).
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372
«Об
утверждении
федеральной
образовательной̆
программы
начального
общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2023, №74229).
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении
методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования».
•
Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении
методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей̆ и молодежи».
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной деятельности формируется с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
При организации внеурочной деятельности реализуется модель плана с
преобладанием учебно- познавательной деятельности.
Цель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого
обучающегося в свободное от учебы время.
План внеурочной деятельности сформирован образовательной организацией с
учетом
предоставления
права
участникам
образовательных
отношений
выбора
направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
-
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении
планируемых результатов освоения программы начального общего образования;
-
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений
в разновозрастной школьной среде;
-
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
-
повышение
общей
культуры
обучающихся,
углубление
их
интереса
к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
-
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде:
-
умение
договариваться,
подчиняться,
руководить,
проявлять
инициативу,
умений
ученического
ответственность; становление умений командной работы;
-
поддержка
детских
объединений,
формирование
самоуправления;
-
формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы начального общего образования:
Планируемые результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МБОУ
КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина» соответствуют современным целям начального общего
образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и
предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП
НОО в МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина» достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных
действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также
становление способности к самообразованию и саморазвитию.
С целью реализации принципа формирования единого образовательногопространства
на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности реализуются через учебнопознавательную деятельность, в которой наибольшее внимание уделяется внеурочной
деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности:
-
занятия по углубленному изучению отдельных учебных предметов;
-
занятия по формированию функциональной грамотности;
-
занятия по проектно-исследовательской деятельности;
-
профориентационные занятия.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная
организация учитывала:
-
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы,
особенности контингента, кадровый состав);
-
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
-
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
-
особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная
организация. организации, обладающие необходимыми ресурсами.
При выборе направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение
Образовательная организация ориентировалась, прежде всего, на свои особенности
функционирования,
психолого-педагогические
характеристики
обучающихся,
их
потребности, интересы и уровни успешности обучения.
К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации активное
участие принимают родители, как законные участники образовательных отношений.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы НОО с учётом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей), возможностей школы.
Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю (до 1320
часов на уровне НОО за 4 года обучения).
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет от 10 до 30 минут.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия
«Разговоры
о
важном
должны
быть
направлены
на
формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или)
беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны
с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории
и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением
природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением
к собственным поступкам.
Историческое просвещение, изучение государственных символов Российской
Федерации.
Введение в структуру рабочих программ курсов внеурочной деятельности модулей,
тематических блоков, направленных на изучение государственных символов Российской
Федерации: геральдические вечера, исторические экскурсии, викторины, творческие,
исследовательские проекты, просмотр тематических фильмов и др.
Церемония выноса Государственных флагов Российской Федерации и флага
Республики Карелия еженедельная в актовом зале, и исполнение государственного Гимна
Российской Федерации, а также при организации и проведении торжественных
мероприятий, финальных этапов соревнований, церемоний награждений, линейки, акций,
флешмобов и т. п.
Направления и цели внеурочной деятельности предусмотренные на
внеурочную деятельность часы распределены следующим образом:
Инвариантная часть:
1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок);
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1
час
в
неделю
—
на
занятия,
направленные
на
удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы
предпринимательства);
Вариативная часть:
на занятия, связанных потребностей обучающихся (в том числе для
сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне,
проектно- исследовательской деятельности, исторического просвещения);
на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий
в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в
рамках реализации программы
развития социальной активности обучающихся
начальных классов «Орлята России».
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
использованы через реализацию плана внеурочной деятельности с преобладанием
педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия
в пространстве школы.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные
недели, во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели.
Направления внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения
правил здорового безопасного образа жизни;
проектно-исследовательская
деятельность
организуется
как
углубленное
изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов;
коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества;
художественно-эстетическая творческая деятельность организуется, как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности
к
импровизации,
драматизации,
выразительному чтению,
а
также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности;
информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на
компьютере;
интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных
мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его
познавательные интересу и способности к самообразованию;
«Учение с увлечением!» - включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие
при изучении разных предметов.
Формы организации внеурочной деятельности
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
-
целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
-
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
-
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление вне учебной деятельности;
-
использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Формы организации внеурочной деятельности педагоги школы определяют
самостоятельно (п. 27.8 ФОП НОО). Формы ВД отличаются от урочных и предусматривают
активность и самостоятельность учащихся, сочетая индивидуальную и групповую работу,
проектную и исследовательскую деятельность.
Формами организации внеурочной деятельности (п.27.9 ФООП НОО) могут быть
следующие:
учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные и спортивные студии;
соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии,
мини-исследования;
общественно полезные практики и многое другое.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность
может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории
другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может
быть, например, спортивный комплекс, музей, театр и др.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной
организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной
организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги,
педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели, библиотекарь, учитель
физкультуры и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в
части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как
правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего
образования, классный руководитель, заместитель директора по учебно-воспитательной
работе, заместитель директора по воспитательной работе.
Принципы организации внеурочной деятельности
Организуя
внеурочную
деятельность
школьников,
педагогу
придерживаться следующих принципов:
-
интерес;
-
сотрудничество;
-
доверие.
-
не назидательность.
Часы внеурочной деятельности выделяются на:
занятия школьников в социально ориентированных объединениях:
рекомендуется
экологических, волонтерских, трудовых и т.п.;
занятия школьников с педагогами, сопровождающими деятельность детских
общественных объединений и органов ученического самоуправления;
занятия школьников с педагогами, сопровождающими их
проектно-исследовательскую деятельность;
занятия школьников в рамках циклов специально организованных
внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам
современного мира;
профориентационные занятия школьников;
занятия школьников в творческих объединениях: музыкальных,
хоровых, театральных, художественных, журналистских и т.п.;
занятия школьников по углубленному изучению отдельных
учебных предметов;
занятия школьников по формированию их функциональной
грамотности;
дополнительные занятия школьников, испытывающих затруднения
в освоении учебной программы;
дополнительные занятия школьников, испытывающих трудности в
освоении языка преподавания;
специальные занятия школьников, испытывающих затруднения в
социальной коммуникации, как в среде сверстников, так и в обществе в
целом;
специальные занятия школьников с ограниченными возможностями здоровья;
занятия школьников в спортивных и туристских секциях и клубах,
организацию турниров, соревнований, походов, экскурсий, слетов,
оздоровительных мероприятий и т.п.;
занятия, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на
уровне школы:
мероприятия к памятным датам, дням воинской славы, школьным традициям
школы: концерты, акции, марафоны, квесты, соревнования, киноуроки, квизы согласно
календарному плану воспитательной работы на 2025-2026 учебного года;
культурно-познавательные маршруты Республики Карелия (проект мероприятий
может изменяться):
№
Наименование маршрута, включенного в
Количество
Ответственные
перечень
(наименовани
Сроки
е)
мероприятий,
включающих
маршрут,
единиц
1.
Маршрут: митинг на Ахвеньярвских
2
камнях
Сентябрь, май
Заместитель директора по
ВР
Школьный
театр
«Родники»
2.
Маршрут: турбаза Куйто (на берегу озера
6
Верхнее Куйто), порог Кёуняс (пенистый
В течение года
Классные руководители
водопад)
3.
Сотрудничество с поисковым отрядом
3
В течение года
2
В течение года
«Вертикаль» п. Ледмозеро, продолжаем
знакомство
о поисковой деятельности
(экспонаты, которые были найдены при
раскопках ВОВ , при СВО)
4.
Маршрут г. Петрозаводск (обзорная
экскурсия, посещение музеев, посещение
Классные руководители
мини-зоопарка экологического центра,
«Кивач» , посещение резиденции «Деда
Мороза» и др.)
5.
Маршрут по городу Костомукша
новогоднее
путешествие
поездка
-
13
на
В течение года
Классные руководители
ДЕДМОРОБУСЕ.
6.
Маршрут: пешая экскурсия город
13
Костомукша - Костомукшский
В течение года
Классные руководители
Заповедник
7.
Маршрут: посещение хутора «Кормило»
4
В течение года
Классные руководители
8.
По местам боевых сражений
«Ругозерские рубежи», уход за
памятниками боевых сражений
2
В течение года
Классные руководители
Маршрут школьников нашей школы и
9
13
В течение года
других школ города по музеем школы
Руководители школьных
№2 (музей «История Земли
музеев
Калевальской», музей «Наш Пушкин»,
Добродеева Т.В.
«Музей воинской славы»
Калинина А.Н.
Иванова И.М.
12
Сотрудничество с Центром
13
внешкольной работы
13.
В течение года
Классные руководители
Сотрудничество с Карельской
13
филармонией
В течение года
Родители
Классные руководители
Основные направления внеурочной деятельности
Внеурочные занятия патриотической нравственной и экологической направленности:
«Разговоры о важном»
Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через
изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение,
нравственность, экология.
Форма работы: кружок /беседа, разговор/
«Орлята России»
Цель: формирование социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного
преобразования
социального
мира
на
основе
нравственно-этических
ценностей,
накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание у
школьников любви к своему отечеству, его истории, культуре, природе, развитие
самостоятельности и ответственности.
Форма организации: объединение, мероприятия из программы «Орлята России».
1.
Спортивно-оздоровительная деятельность:
Общая физическая подготовка (ОФП)
Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие
физической активности и двигательных навыков.
Форма организации: учебный курс физической культуры, спортивная секция.
Спортивная игра «Флор бол» (хоккей с мячом)
Цель: укрепление здоровья школьников, формирование двигательной активности, развитие
физических качеств, культуры общения со сверстниками.
Форма организации: спортивный клуб, игры, соревнования.
Курс «Школа юного кадета»
Цель: воспитание чувства гражданственности и патриотизма через изучение истории
страны и родного края. Выработка уважительного отношения к истории своей Родины и
осознание личной ответственности перед Отчеством.
Приобретение специальных навыков и умений, необходимых для кадета, развитие навыков
коммуникативной,
инициативности,
самоорганизации,
самообслуживания.
Общефизическая подготовка детей.
Одним из направлений патриотического воспитания младших школьников –
кадетское движение.
Форма организации: мероприятия, посвящённые важным историческим датам, деловые
игры, беседы, диспуты, викторины, исследовательская деятельность, коллективные
творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы,
трудовые дела, вовлечение детей в деятельность отрядов юных пожарных, инспекторов
движения, скаутов и другое.
Школа безопасности
Цель: развитие и оздоровление детей в процессе занятий спортивным туризмом,
обогащение и расширение знаний учащихся в области туризма и спорта. Создание условий
для самореализации, социальной адаптации, оздоровления.
Форма организации: туристические походы, соревнования, состязания, игры и др.
1. Кружок «Юный шахматист»
Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения анализировать,
наблюдать, создавать различные шахматные ситуации; воспитание интереса к игре в
шахматы; развитие волевых черт характера, внимания, игрового воображения.
Форма организации: учебный курс – факультатив; игры-соревнования в шахматы.
2.
Проектно-исследовательская деятельность
Поисково-исследовательская деятельность «Мир слов: всему название дано»
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской
деятельности, формирование поисково-исследовательских умений школьников. Развитие
любознательности
и
самостоятельности
школьников
через
экспериментирование,
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Форма организации: кружок: экспериментальная лаборатория, проектная деятельность.
2. Курс «Край, в котором я живу»
Цель: расширение знаний обучающихся об истории родного края, развитие и воспитание
гуманной, социально активной личности, относящейся уважительно и бережно к богатству
природы Карелии, её жителям, традициям, обычаям, истории и культуре края, расширение
знаний учащихся об истории родного края, формирование умения работать с разными
источниками информации, развитие познавательной активности и интереса к истории, к
истории своей семьи, культуре родного края, воспитание чувства патриотизма, любви к
«малой Родине».
Форма
организации:
факультативный
курс
краеведения,
творческие
проекты,
исследовательские проекты, беседа, игра, викторины и другое;
3.
Коммуникативная деятельность
3. «Разговоры о важном» - информационно-просветительские занятия патриотической и
экологической направленности.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине –России, населяющим её людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия должны быть
направлены
на
формирование
соответствующей
внутренней
позиции
личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через
изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение,
нравственность,
экология.
Совершенствование
функциональной
коммуникативной
грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
Форма организации: дискуссия, беседа, разговор, диалог, игра и другое.
4.
Художественно-эстетическая творческая деятельность
4. Школа актёрского мастерства
Цель: создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе
приобретения ими опыта актерского мастерства, развитие творчески активной личности
воспитанника средствами театральной деятельности, способной содействовать их
жизненному и профессиональному самоопределению в различных видах художественнотворческой деятельности.
Форма организации: театральные игры; упражнения; тренинги; импровизация, этюды
творческие занятия; спектакли; конкурсы, мастер-класс, проекты и др.
5. Информационная культура
5. Мир профессий
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для
успешной профориентации младших школьников в будущем.
Форма организации: игра, дискуссии, конкурсы, тренинги, викторины, экскурсии, походы,
встреча с интересными людьми разных профессий и др.
6. Финансовая грамотность
Цель: сформировать основы финансовой грамотности учащихся, развитие навыков
сотрудничества, развитие практического умения решения элементарных вопросов в
области управления личными финансами, развитие ценностных ориентаций в финансовой
сфере.
Форма организации: практикум, беседа, мастер-классы, диалог, игра и другое.
7. Учимся для жизни (функциональная грамотность)
Цель: развитие познавательных возможностей учащихся по предметам.
Форма организации: практические задания, игры, интегрированные занятия, квест-игры,
творческая работа, самостоятельная работа и другое.
6. Интеллектуальные марафоны
8. Калейдоскоп наук
Цель: обеспечение более высокой интеллектуальной готовности учащихся к обучению,
через развитие творческого и познавательного потенциала учащихся, внедрение в процесс
образования исследовательской деятельности, качественной подготовки выпускников
начальной школы к Всероссийским проверочным работам.
Форма организации: интеллектуальная игра, олимпиады, конкурсы, викторины, тесты,
ребусы, интегрированные занятия, практикум по решению задач повышенной сложности,
творческая работа, самостоятельная работа, турниры и другое.
7. «Учение с увлечением!»
9. Английский язык для первоклассников
Цель: формирование навыков аудирования и говорения через игру, стихи, песни, рифмовки,
инсценировки, драматизацию, что представляет изучение английского языка, как веселый
и забавнй процесс, прививает любовь к учёбе и создает впечатление, что изучать язык легко.
Учащиеся научаться общаться на английском устно и получат навыки письменной речи.
Форма организации: игровая деятельность, песни, танцы, стихи, рассказ, беседа и др.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная
деятельность
является
неотъемлемой
и
обязательной
частью
образовательного процесса и должна найти свое отражение в основной образовательной
программе.
Она
организуется
в
целях
обеспечения
индивидуальных
потребностей
обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных).
Ценностные
ориентиры
начального
общего
образования
конкретизируют
личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в
требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают
следующие целевые установки системы начального общего образования формирование
основ гражданской идентичности личности, формирование психологических условий
развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих
принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива,
общества и стремления следовать им;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию,
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее
самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам
и умения адекватно их оценивать.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и
воспитания,
познавательного
и
личностного
развития
обучающихся
на
основе
формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает
высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития
обучающихся.
Метапредметные результаты включают:
-
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных
действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
-
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
-
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
-
овладение
навыками
работы
с
информацией:
восприятие
и
создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной
деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты,
как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать
гипотезы,
экспериментировать,
определять
понятия,
устанавливать
причинно-
следственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают получение
необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения исследований и
реализации проектов при изучении учебных предметов.
В качестве результата следует также включить:
•
готовность слушать и слышать собеседника;
•
умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы;
•
проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих
мыслительных способностей;
•
критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и
твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и
слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия
Овладение универсальными учебными познавательными действиями предполагает
умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия,
работать с информацией.
Овладение
системой
универсальных
учебных
коммуникативных
действий
обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями включает
умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта
ФГОС НОО определяет предметные результаты освоения программ основного
общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера
образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного
продвижения обучающихся на следующем уровне образования.
Предметные результаты включают: освоение обучающимися в ходе изучения
учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов.
Включение задачи формирования ИКТ-компетентности в
программу формирования универсальных учебных действий позволяет организации,
осуществляющей образовательную деятельность и учителю формировать умение работать
с информацией и использовать инструменты ИКТ .
Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те
виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник, выявление и решение наиболее
острых проблем, существующих во внеурочной сфере, для анализа, обобщения и
распространения позитивного опыта воспитания.
Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через
создание благоприятных условий.
Предметом диагностики являются:
●
Личность самого обучающегося
Способы диагностики: наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным
состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических
ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих
ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых
дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ
школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.
●
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников.
●
Детский коллектив
Способы диагностики: диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас
коллектив»), методика социометрии и др.
●
Анкетирование родителей и законных представителей (по организации и
внеурочной деятельности детей).
●
Основные
результаты
реализации
программы
внеурочной
деятельности
обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих
сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического
потенциала личности: листы наблюдений; контрольные вопросы; анкеты; тесты; защита
проектов; результативность участия в конкурсах различной направленности и уровней.
Программы, предлагаемые к реализации в 2024-2025 учебном году для 1-4 классов
I часть внеурочной деятельности представлена в виде таблицы №1
(к финансированию 39 часов в неделю - 2,2 учительской ставки)
Название факультатива
(кружка, занятия)
Разговоры о важном
Коммун
икативн
ая
деятель
ность
Направле
ние
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Проектноисследовател
ьская
деятельность
Спортивнооздоровительная
деятельность
Школа юного кадета
1А
1К
2А
2К
3А
3Б
3К
4А
4Б
4К
всего
1/33
1/33
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
10/338
0,5/16,5
Общая физическая
подготовка (ОФП)
Юный шахматист
1/34
Школа безопасности
1/34
Поисковоисследовательская
деятельность «Мир слов:
всему название дано»
Край, в котором я живу
Школа актёрского
мастерства
0,5/17
0,5/17
0,5/17
2/67,5
1/34
1/34
1/34
3/102
1/34
1/34
1/34
1/34
3/102
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
6/204
1/34
1/34
1/34
3/102
2/68
3/102
2/68
Ученье
с
увлеченьем
Социальногуманитарна
я
Английский язык для
первоклассников
1/33
1/33
Орлята России
0,5/
16,5
0,5/
16,5
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
5/169
3/
99
3,5/
119
3/
102
3,5/
119
3,5/
119
4/
136
6,5/
221
4,5/
153
5/
170
39/
1320,5
Всего часов 2,5/
к финансированию в каждом 82,5
классе:
2/66
II часть внеурочной деятельности формируемая участниками образовательных отношений
(через классное руководство) и (специалистами учреждений школы и города) представлена в виде таблицы №2.
Направление Название факультатива
(кружка, занятия)
Мир профессий
Мероприятия
памятным датам,
Дням воинской славы
Информацио
нная
Культурнокультура
просветительские
маршруты РК
Учимся для жизни
(функциональная
грамотность,
финансовая
грамотность)
1А
1К
2А
2К
3А
3Б
3К
4А
4Б
4К
всего
0,5/
16,5
к 0,5/
16,5
0,5/
16,5
0,5/
16,5
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
5/169
0,5/
16,5
0,5/
16,5
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
5/169
0,5/
16,5
0,5/
16,5
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
5/169
5/169
Интеллектуальные
марафоны
0,5/
16,5
0,5/
16,5
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
0,5/
17
5/169
2,5/
Всего часов 82,5
через классное руководство:
2,5/
82,5
2,5/
85
2,5/
85
2,5/
85
2,5/
85
2,5/
85
2,5/
85
2,5/
85
2,5/
85
25/
845
5/
Всего часов (через классное 165
руководство и внеурочную
деятельность):
5,5/
181,5
6/
204
5,5/
181,5
6/
204
6/
204
6,5/
221
9/
306
7/
238
7,5/
255
64/
2165,5
Калейдоскоп наук
Вывод: к финансированию представлено 39 часов – 2,2 учительской ставки (общеразвивающие рабочие программы: «ОФП», «Школа
юного кадета», «Школа безопасности», «Юный шахматист», «Поисково-исследовательская деятельность: «Мир слов: всему название дано»,
«Край в котором я живу», «Разговоры о важном», «Орлята России», «Английский язык для первоклассников», «Школа актёрского
мастерства».).
всего: 64 часов - часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуемая классными руководителями (оплачивается
через классное руководство) через воспитательную работу (в рамках реализации федерального проекта «Орлята России», функциональная
грамотность «Учимся для жизни», финансовая грамотность, «Калейдоскоп наук», «Мир профессий»).
К финансированию представлено 39 часов – 2,2 учительских ставки.