Рабочая программа учебного предмета «Край, в котором я живу» ООП НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского
городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7509208)
учебного предмета «Край, в котором я живу»
для обучающихся 1-4 классов

г. Костомукша, 2025 г

Рабочая программа по учебному предмету «Край, в котором я живу» включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и
тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного предмета «Край, в
котором я живу», место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к
определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.
Содержание обучения представлено тематическими блоками регионального содержания
образования, которые предлагаются для изучения в каждом классе на уровне начального общего
образования.
Планируемые результаты освоения программы по учебному курсу «Край, в котором я живу»
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные
достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Край, в котором я живу» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных
в ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
Цель учебного предмета «Край, в котором я живу»: создание условий для формирования
уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории Карелии, её жителям,
традициям, обычаям,
через изучение содержания и организацию познавательной,
исследовательской, проектной деятельности обучающихся этнокультурной направленности.
Данный учебный предмет призван решать следующие задачи:
- воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю;
-способствовать формированию интереса к познанию природы, культуры, истории Карелии и
проявления желания участвовать в её делах и событиях;
- способствовать формированию чувства гордости и ответственности за сохранение и
приумножение исторического и культурного наследия края;
-воздействовать на формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности
ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;
-способствовать
формированию
экологической
культуры,
элементарных
правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и социальной
среде;
-развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать объекты
окружающего мира, выделять особенности объектов родного края, создать условия для практической
ориентации обучающихся в окружающем их микромире.
Специфика учебного предмета «Край, в котором я живу» носит интегрированный характер,
выраженный в соединении знаний о природе, истории, культуре родного края и дающий
возможность через организацию познавательной и исследовательской деятельности младших
школьников получить представление о природных, исторических и культурных особенностях
Карелии. Содержание основных разделов программы
соотносится с содержанием учебных
предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство»,
«Технология» и обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младших школьников знаний о
природе, обществе, истории и культуре родного края.
Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного предмета «Край, в котором я
живу», ‒ 68 часа (один час в неделю в каждом классе): 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа.
Учебный предмет «Край, в котором я живу» изучается в рамках учебного времени части,
формируемой участниками образовательных отношений.
По своему статусу учебный предмет «Край, в котором я живу» является пропедевтическим по
отношению к учебному предмету регионального содержания, изучаемому в основной школе.
Содержание учебных предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее образование) и «Моя
Карелия» (основное общее образование) структурируется на основе концентрического принципа, что
позволяет, заложив в начальной школе основы, в дальнейшем продолжить изучение регионального
содержания и сформировать завершенную систему представлений о родном крае на каждом этапе

обучения, обеспечить
направленности.

преемственность

в

изучении

учебных

предметов

региональной

Содержание обучения
2 класс
Введение Россия ‒ наша Родина. Республика Карелия – «малая» родина. Первоначальные
сведения о родном крае. Название главного города региона, своего населённого пункта (города,
села). Названия коренных национальностей, проживающих в Республике Карелии.
Природа Карелии
Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов.
Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки.
Многообразие растений родного карельского края. Деревья, кустарники и кустарнички.
Дикорастущие
и культурные растения. Грибы. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение к ним. Правила нравственного поведения на природе.
Многообразие
животных.
Насекомые,
рыбы,
птицы,
звери,
земноводные,
пресмыкающиеся. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.
Сезонные изменения в природе. Времена года в Карелии, погодные особенности.
Карелия – наша «малая родина»
Республика Карелия и его главный город на карте России. Города и поселки Карелии.
Петрозаводск - столица Карелии. Родной город (деревня, поселок), район: название и его основные
природные и культурные достопримечательности. Особенности труда людей, основные занятия,
профессии жителей родного края. Названия коренных национальностей, проживающих в родном
городе (деревне, поселке), их обычаи, характерные особенности быта. Кижи - уникальный историкокультурный и природный комплекс, объект Всемирного культурного наследия народов России.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного
древа, истории семьи. Особенности традиций и быта карельской семьи.
Культура Карелии
Традиционные народные художественные промыслы жителей Карелии. Знакомство с
произведениями карельских народных художественных промыслов: ткачество, карельская вышивка,
вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение, кузнечное дело (с использованием материалов
школьных, региональных и местных музеев Карелии).
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев). Народный
музыкальный инструмент - кантеле.
Карельский фольклор Малые жанры фольклора: скороговорки, дразнилки и поддевки,
заклички, считалки, игры (по выбору). Сказки родного края. Сказка «Лапоток». Сказки о животных.
Отражение в сказках народного быта и культуры родного края.
Писатели и поэты Карелии о родном крае и природе. Отражение в произведениях карельских
писателей нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю. Произведения для
чтения: Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е.
Сунгуров «Волшебная зеленая страна».
3 класс
Введение
Республика Карелия - часть Российской Федерации. Государственная символика Карелии
(гимн, герб, флаг). Карелия на карте России.
Природа Карелии
Методы познания природы родного края: наблюдения, сравнения, измерения по исследованию
природных объектов и явлений родного края. Смена дня и ночи в Карелии. Особенности карельского
климата. Наблюдение за погодой своей местности.
Природные сообщества родного края: леса, озера, луга, болота. Значение и использование
водоемов, лесов Карелии человеком. Охрана лесов, водоемов Карелии. Правила нравственного
поведения в природных сообществах.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые карельского края (2–3 примера:
карельский габродиабаз, мрамор, малиновый кварцит, шунгит), их значение в хозяйственной жизни
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

Растения и животные родного края, их названия и краткая характеристика. Роль растений и
животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека на животный и
растительный мир. Местные растения и животные Красной книги Карелии. Охрана растений и
животных.
Культура Карелии
Карельский фольклор. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии.
Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность). Древние
былины Заонежья. Характеристика главных героев и основных сюжетов былинного эпоса Карелии.
Чтение одного былинного сюжета – «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Святогора богатыря» (по выбору).
Карельские руны. «Калевала» - памятник мировой культуры. Элиас Леннрот – собиратель
карельских рун и автор «Калевалы».
Важные темы произведений детской литературы Карелии - любовь к Родине, родному краю,
его истории, природе. Главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях
писателей о родном крае. Произведения для чтения: А. Титов «Лесные дворики, П. Яковлев
«Рассказы о живой природе», И. Востряков «Корова», Л. Шапиро «Как мы собирали грибы», Ю.
Линник «Лесной театр», В. Потиевский «Лесной ключ» и др. (произведения по выбору)
Истории об истории Карелии.
Значимые события истории родного края. Исторические источники о древней истории
родного края. Археологические памятники Карелии. Петроглифы. А.М. Линевский.
Оленестровский могильник. Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.
Марциальные воды - первый российский курорт: его история, достопримечательности. Петр
Первый в Карелии. История воинской славы Карелии. Петрозаводск – город воинской славы. Герои
карельского фронта.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по предмету «Край, в котором я живу»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности
к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества;

2) духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения
и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям;

3) эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,

проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью;
5) трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
6) экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Край, в котором я живу» на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в
пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством

учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта(ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и другое);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть ‒ целое, причина ‒ следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
использовать
различные
источники
для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу,
иллюстрацию;
соблюдать
правила
информационной
безопасности
в
условиях
контролируемого
доступа
в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с
помощью учителя);
анализировать
и создавать
текстовую,
видео-,
графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и другое) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в
своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
Предметные результаты
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить и показывать на карте России Республику Карелию, столицу Республики Карелия Петрозаводск, родной город (населенный пункт);
узнавать государственную символику (гимн, герб, флаг) Республики Карелия;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России и Карелии;
распознавать изученные объекты родного края по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов Карелии, значимых
событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей
Карелии;
проводить несложные наблюдения и опыты с природными объектами родного края;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие
значение природы родного края в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные
объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
сравнивать и группировать изученные объекты живой и неживой природы родного края
по предложенным признакам;
ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
различать и называть отдельные жанры фольклора Карелии (считалки, загадки, пословицы,
потешки, сказки) и художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения);
называть имена и фамилии детских писателей и поэтов Карелии, характеризовать их
произведения (в рамках изученного материала);
приводить примеры традиционных народных промыслов Карелии и описывать их;
отличать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии
народных промыслов России;
отображать в своих творческих работах особенности природы, культуры, истории родного
края.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Республики Карелия (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и Республики Карелия;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов;

приводить
примеры
памятников природы,
культурных объектов
и
достопримечательностей родного края; столицы и городов Карелии, проявлять интерес и
уважение к истории и культуре народов Карелии;
распознавать изученные объекты природы Карелии по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их;
группировать изученные объекты живой и неживой природы Карелии, проводить
простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы родного
края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы Карелии,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе родного края для
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе Карелии;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе родного края, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
различать и называть отдельные жанры фольклора Карелии (былины, руны) и
художественной литературы писателей Карелии;
отвечать на вопрос о культурной значимости «Калевалы», истории её создания в рамках
первоначального знакомства обучающихся с карело-финский поэтический эпосом и его создателем
Элиасом Леннротом;
характеризовать героев, составлять портретные характеристики персонажей эпической
поэмы «Калевалы» и пересказывать отдельные сюжеты произведения (в рамках изученного
материала).

№

Название
(раздела,
темы)

Кол-во часов
Всего К.р.

1

Введение.

1

2

Природа
Карелии

10

3

Карелия –
наша
«малая
родина»

8

Тематическое планирование
2 класс
Электронные
Деятельность учителя с учетом
(цифровые)
программы воспитания
Пр.р
образовательные
.
ресурсы
https://www.eduУстанавливать доверительные
rk.ru/metodkabinet/categor отношения между учителем и
y/kraivkotoromjazhivu
обучающимися, способствующих
https://www.eduпозитивному восприятию
rk.ru/metodkabinet/sorобучающимися требований и
krai
просьб учителя.
Побуждать обучающихся
https://www.edurk.ru/metodkabinet/categor соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
y/kraivkotoromjazhivu
правила общения со старшими
https://www.edu(учителями) и сверстниками
rk.ru/metodkabinet/sor(обучающимися).
krai
Поддерживать в детском
1
https://www.edurk.ru/metodkabinet/categor коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу.
y/kraivkotoromjazhivu
Строить воспитательную
https://www.eduдеятельность с учетом
rk.ru/metodkabinet/sorкультурных различий детей,
krai

4

Культура
Карелии

Общее
количество
часов по
программе

15

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/categor
y/kraivkotoromjazhivu
https://www.edurk.ru/metodkabinet/sorkrai

половозрастных и
индивидуальных особенностей.
Привлекать внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов.
Анализировать реальное
состояние дел в учебном классе/
группе.
Побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Защищать достоинство и
интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях.

34

3 класс
№

Название

Кол-во часов

(раздела,
темы)

Всего

1

Введение.

1

2

Природа
Карелии

11

К.р.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Пр.р
.

1

Деятельность учителя с учетом
программы воспитания

https://www.eduУстанавливать доверительные
rk.ru/metodkabinet/categor отношения между учителем и
y/kraivkotoromjazhivu
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию
https://www.eduобучающимися требований и
rk.ru/metodkabinet/sorпросьб учителя.
krai
Побуждать обучающихся
https://www.eduсоблюдать на уроке
rk.ru/metodkabinet/categor общепринятые нормы поведения,
y/kraivkotoromjazhivu
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
https://www.edu(обучающимися).
rk.ru/metodkabinet/sorkrai

3

Культура
Карелии

11

1

Поддерживать в детском
коллективе деловую,
https://www.edurk.ru/metodkabinet/categor дружелюбную атмосферу.
y/kraivkotoromjazhivu
Строить воспитательную
https://www.edurk.ru/metodkabinet/sorkrai

деятельность с учетом
культурных различий детей,
половозрастных и

4

Истории

11

об истории
Карелии

1

https://www.eduиндивидуальных особенностей.
rk.ru/metodkabinet/categor
Привлекать внимание
y/kraivkotoromjazhivu
обучающихся к ценностному
https://www.eduаспекту изучаемых на уроке
rk.ru/metodkabinet/sorявлений, понятий, приемов.
krai
Анализировать реальное
состояние дел в учебном классе/
группе.
Побуждать обучающихся
соблюдать на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать экскурсии,
походы, экспедиции и т.п.
Защищать достоинство и
интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или
неблагоприятных условиях.

Общее
количество
часов по
программе

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 2 класс
№
п/п

1

2

3

4

5

Тема урока
Введение
Россия ‒ наша Родина.
Республика
Карелия
–
«малая»
родина.
Первоначальные сведения о
родном
крае.
Название
главного города региона,
своего населённого пункта
(города, села). Названия
коренных национальностей,
проживающих в Республике
Карелии.
Особенности природы
карельского края. Карелия –
край воды, камня и лесов.

Виды
водоемов
в
ближайшем
окружении:
озера, реки.

Многообразие растений
родного карельского края.
Деревья, кустарники и
кустарнички.
Многообразие растений

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edu-

родного карельского края.
Деревья, кустарники и
кустарнички.

6

7

8

9

10

11

Дикорастущие
и
культурные растения.
Грибы.

Роль растений в природе и
жизни людей, бережное
отношение к ним.
Правила нравственного
поведения на природе.
Многообразие животных.
Насекомые, рыбы, птицы,
звери, земноводные,
пресмыкающиеся.
Многообразие животных.
Насекомые, рыбы, птицы,
звери, земноводные,
пресмыкающиеся.
Связи в природе.
Годовой ход изменений в
жизни животных.

Сезонные изменения
в природе. Времена года в

rk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj

Карелии, погодные
особенности.

12

Карелия – наша
«малая родина»
Республика Карелия
и его главный город на
карте России.

azhivu

1

0

0

Города и поселки
Карелии.
13

1

0

0

Петрозаводск - столица
Карелии.
14

15

16

1

Родной город (деревня,
поселок), район: название и
его основные природные и
культурные
достопримечательности.
Особенности труда людей,
основные занятия,
профессии жителей родного
края. Названия коренных
национальностей,
проживающих в родном
городе (деревне, поселке), их
обычаи, характерные
особенности быта.

1

0

0

0

1

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu

1

0

0

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai

17

18

19

20

21

22

Кижи - уникальный
историко-культурный
и
природный комплекс, объект
Всемирного
культурного
наследия народов России.
Семья. Семейные ценности и
традиции. Родословная.
Составление схемы
родословного древа, истории
семьи.
Особенности
традиций
и
карельской семьи.

https://site.kizhi.karelia.ru/journey/
1

1

0

0

0

0

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://site.kizhi.karelia.ru/journey/

быта

Культура Карелии
Традиционные
народные художественные
промыслы жителей Карелии.
Знакомство
с
произведениями карельских
народных художественных
промыслов:
ткачество,
карельская
вышивка,
вязание, резьба и роспись по
дереву,
берестоплетение,
кузнечное
дело
(с
использованием материалов
школьных, региональных и
местных музеев Карелии).
Музыкальные традиции
Карелии.

1

1

0

0

0

0

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu

1

1

0

0

0

0

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu

Традиционная музыка
(рунический напев).
23

24

25

1

Народный
музыкальный инструмент кантеле.

Карельский фольклор Малые
жанры фольклора:
скороговорки, дразнилки и
поддевки, заклички,
считалки, игры (по выбору).

1

1

0

0

0

0

0

0

Сказки родного края.
Сказка «Лапоток».
26

1

0

0

Сказки о животных.
27

28

1

Отражение в сказках
народного быта и культуры
родного края.

1

0

0

0

0

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu

29

30

31

32

33

Писатели и поэты
Карелии о родном крае и
природе.

Отражение
в
произведениях
карельских
писателей
нравственноэтических понятий: любовь к
Родине, родному краю.
Произведения
для
чтения: Тертту Викстрем
«Тимппа, добрый человек».

В. М Данилов «Жила – была
чайка».
А. Е. Сунгуров «Волшебная
зеленая страна».
Проверим себя и оценим
свои достижения по
разделам

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Итоговый урок. «Карелия.
Край, в котором я живу»
34

1

0

0

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-

krai
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

1

1

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 3 класс
№
п/
п

1

2

3

Тема урока
Введение
Республика Карелия часть Российской
Федерации.
Государственная
символика Карелии
(гимн, герб, флаг).
Карелия на карте
России.
Методы познания
природы родного края:
наблюдения,
сравнения, измерения
по исследованию
природных объектов и
явлений родного края.
Смена дня и ночи в
Карелии.
Особенности
карельского климата.
Наблюдение за
погодой своей
местности.

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu

1

0

0

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
1

1

0

0

0

0

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-

4

Природные
сообщества родного
края: леса, озера, луга,
болота.

1

0

0

Край воды, лесов и
болот
5

6

7

8

1

Значение и
использование
водоемов, лесов
Карелии человеком.
Охрана лесов,
водоемов Карелии.
Правила
нравственного
поведения в
природных
сообществах.
Горные породы и
минералы. Полезные
ископаемые
карельского края (2–3
примера: карельский
габродиабаз, мрамор,
малиновый кварцит,
шунгит), их значение
в хозяйственной
жизни человека,

1

0

0

0

0

krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu

1

0

0

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
1

0

0

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai

бережное отношение
людей к полезным
ископаемым.

9

10

11

12

Растения и животные
родного края, их
названия и краткая
характеристика.
Роль растений и
животных в природе и
жизни людей своей
местности.
Влияние человека на
животный и
растительный мир.

Местные растения и
животные Красной
книги Карелии.
Охрана растений и
животных.

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

Карельский фольклор.
13

14

1

Былина как народный
песенный сказ о
важном историческом

1

0

0

0

0

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu

событии.
Фольклорные
особенности жанра
былин: язык
(напевность
исполнения,
выразительность).
Древние былины
Заонежья.
15

16

17

18

19

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai

1

Характеристика
главных героев и
основных сюжетов
былинного эпоса
Карелии.
Чтение одного
былинного сюжета –
«Илья Муромец и
Соловей - разбойник»,
«Про Святогора богатыря» (по
выбору).
Карельские руны.
«Калевала» памятник мировой
культуры.
Элиас Леннрот –
собиратель
карельских рун и
автор «Калевалы».

1

0

0

0

0

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu

1

0

0
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai

1

1

0

0

0

0

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-

20

21

22

23

24

Важные темы
произведений детской
литературы Карелии любовь к Родине,
родному краю, его
истории, природе.
Главные идеи,
нравственные
ценности,
выраженные в
произведениях
писателей о родном
крае.
Рассказы о природе
родного края
А. Титов «Лесные
дворики»
П. Яковлев «Рассказы
о живой природе»
Рассказы о природе
родного края
И. Востряков
«Корова»
Л. Шапиро «Как мы
собирали грибы»
Рассказы о природе
родного края
Ю. Линник «Лесной
театр»
В. Потиевский
«Лесной ключ» и др.
Значимые события
истории родного края.

krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
1

0

0

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
1

0

0
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai

1

1

1

0

1

0

0

0

0

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu

25

26

27

28

Исторические
источники о древней
истории родного края.
Археологические
памятники Карелии.
Петроглифы.
А.М. Линевский.
Оленестровский
могильник.

Жизнь наших предков
в далеком прошлом:
расселение, занятия,
быт.
Марциальные воды первый российский
курорт: его история,
достопримечательност
и.

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Петр Первый в
Карелии.
29

1

0

0

История воинской
славы Карелии.
30

1

0

0

https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-

Петрозаводск – город
воинской славы.
31

1

0

0

Герои карельского
фронта.
32

33

34

1

Проверим себя и
оценим свои
достижения

Итоговый урок.
«Карелия. Край, в
котором я живу»

1

1

0

1

0

0

0

0

krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
1https://www.edu-r1k.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
ht1tps://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromj
azhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

1

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
Работа по реализации данной программы обеспечивается УМК:
Работа по реализации данной программы обеспечивается УМК:
Шитикова, Л.И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 2-го класса общеобразовательных учреждений
Республики Карелия / Л. И. Шитикова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы. - 155с.
Кутьков, Н. П. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 3-го класса общеобразовательных учреждений Республики
Карелия / Н. П. Кутьков, Л. И. Шитикова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы. - 128c.
Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 2 класс : рабочая тетрадь [к книге для учащихся Л. И. Шитиковой
"Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М. Парамонова, О. В. Сухвалова ; [худож. А. Трифанова]. - Петрозаводск : Фонд
творческой инициативы. - 24 с.
Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 3 класс : рабочая тетрадь [к учебнику Н. П. Кутькова и Л. И.
Шитиковой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М. Парамонова, О. В. Сухвалова. - Петрозаводск : Фонд творческой
инициативы. - 24 с.
Интернет-ресурсы:
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu - этнокультурное образование в Республике Карелия
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai - цифровые образовательные ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».