РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025г.
Директор школы
Хинконен Л.И.
Герасимчук Н.Н.
«Утверждено»
приказ по школе №134
от 28.08. 2025г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Учебные сборы по ОБЗР»
для учащихся 8-х классов
Составитель программы:
Демидова Татьяна Анатольевна,
учитель физической культуры
г. Костомукша
2025 год
Пояснительная записка
В последнее время в России произошли экономические и политические изменения,
которые привели к значительной социальной дифференциации населения, изменению
приоритетов социальных векторов развития, что, в целом, привело к снижению значимости
духовно-нравственного развития, принятия ценностей государства и духовнонравственных ценностей в молодежной среде.
Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и
образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма подрастающего
поколения. Также отмечается снижение уровня подготовки молодежи к службе в армии,
формирования чувства долга перед Родиной и готовности к защите Отечества, и как
следствие падение престижа военной профессии, защитника России.
Исходя
из
вышеизложенного,
для
повышения
эффективности
военнопатриотического воспитания молодежи, разработана программа «Учебные сборы»,
которая направлена на формирование представлений о службе в армии, патриотическое
воспитание, принятие базовых национальных ценностей государства, начальную военную
подготовку обучающихся образовательных организаций 8 классов
посредством
проведения учебных сборов.
Военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, подготовка граждан
Российской Федерации к военной службе является одной из ключевых задач современного
государства, в том числе, органов государственной власти, органов военного управления и
структур гражданского общества. Стратегические национальные приоритеты выводят на
первый план формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев,
ответственности за будущее страны и готовности к защите интересов России.
Патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие и начальная военная
подготовка детей и молодежи обеспечивается целенаправленной деятельностью по военнопатриотическому воспитанию и обучением основам военной службы в образовательных
организациях посредством учебной и внеучебной деятельности, в том числе через
реализацию дополнительных общеразвивающих программ.
Реализация настоящей программы направлена на:
 укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
 обеспечение
духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно
патриотического воспитания обучающихся;
 формирование профессиональных интересов и профессиональную ориентацию в
области государственной и гражданской службы.
Программа «Учебные сборы по ОБЗР» разработана с учетом требований к
предметным результатам освоения учебного предмета «Основы безопасности и защиты
Родины» основной образовательной программы основного общего и среднего общего
образования, обеспечивающих знание основ обороны государства и воинской службы
(законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и
обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы,
уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы,
строевая, огневая и тактическая подготовка), знание основных видов военно2
профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву
и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе, владение основами
медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных
состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об
основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Рабочая программа «Учебные сборы по ОБЗР» рассчитана на 17 часов в год по 0,5
часа в неделю.
Цель: Патриотическое
воспитание и
начальная
военная подготовка
обучающихся через формирование целостного представления о военной службе в
Вооруженных силах Российской Федерации.
Задачи:
 Закрепить теоретические знания, полученные на занятиях ОБЗР в образовательных
учреждениях, приобрести практические навыки, необходимые юношам для быстрой
адаптации при поступлении на военную службу, познакомить с вооружением и военной
техникой, размещением и бытом военнослужащих воинских частей, выполнить
практические стрельбы;
 изучить основные положения законодательства Российской Федерации в области
обороны государства, о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной о
добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по
призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах,
обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;
 сформировать представления об основах безопасности военной службы, конструкции и
правилах обращения с боевым ручным стрелковым оружием, об основах тактической,
медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и
биологической защиты войск и населения;
 закрепить на практике полученные знания в ходе учебных сборов;
 сформировать представления
об
учетно-воинских специальностях
и
профессиональной ориентации.
Категория обучающихся: обучающиеся 8 классов мужского пола Форма обучения:
очная. Режим занятий: всего 17 учебных часов.
Планируемые результаты
В результате освоения программы «Учебные сборы » обучающиеся научатся:
Основам обороны государства
 раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
 объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
 описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов в мирное и военное время;
 характеризовать историю создания ВС РФ;
 описывать структуру ВС РФ;
 характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
 распознавать символы ВС РФ;
 приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Военная подготовка. Основы военных знаний.
3
 комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области
воинской обязанности граждан и военной службы;
 использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и
обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во
время увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
 раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности
гражданина РФ;
 характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
 раскрывать организацию воинского учета;
 комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
 использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной
службы по призыву, контракту;
 описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и
альтернативной гражданской службы;
 различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ; –
объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементам начальной военной подготовки
 комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
 использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
 оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
 выполнять строевые приемы и движение без оружия;
 выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и
возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
 выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
 приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
 описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
 выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
 описывать порядок хранения автомата;
 снаряжать магазин патронами;
 выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
 описывать явление выстрела и его практическое значение;
 объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и
убойного действия пули при поражении противника;
 объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
 выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным
целям;
 объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
 выполнять изготовку к стрельбе;
 производить стрельбу;
 объяснять назначение и боевые свойства гранат;
 различать наступательные и оборонительные гранаты;
 описывать устройство ручных осколочных гранат;
 выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
 выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
4
 объяснять предназначение современного общевойскового боя;
 характеризовать современный общевойсковой бой;
 описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их
оборудования;
 выполнять приемы «К бою», «Встать»;
 объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
 выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
 определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и
признакам местных предметов;
 передвигаться по азимутам;
 описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования
противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого
защитного костюма (Л-1);
 применять средства индивидуальной защиты;
 действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик
(ТТХ) средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
 описывать состав и область применения аптечки индивидуальной; – раскрывать
особенности оказания первой помощи в бою; – выполнять приемы по выносу раненых
с поля боя.
Основам медицинских знаний и оказание первой помощи
 использовать личную профилактику заболеваний, гигиену и закаливание;
 оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия
инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний, источниках заражения;
 оказывать первую помощь при отсутствии сознания, остановке дыхания и
кровообращения, наружных кровотечениях, инородных телах верхних дыхательных
путей, травмах различных областей тела, ожогах (эффектах воздействия высоких
температур, теплового излучения), отморожения и других эффектах воздействия низких
температур, отравлениях;
 отличать первую помощь от медицинской помощи.
Содержание программы
Содержание программы «Учебные сборы» включает следующие модули: «Основы
обороны государства», «Военная подготовка. Основы военных знаний», «Основы
медицинских знаний и оказание первой помощи», «Элементы начальной военной
подготовки».
Модуль 1. «Основы обороны государства»
Тема: Вводное занятие
Модуль 2. «Военная подготовка. Основы военных знаний»
5
Тема: «Основы военных знаний»
История возникновения и развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
Этапы становления современных Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основные направления подготовки к военной службе.
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.
Взаимоотношения между военнослужащими.
Составы, воинские звания и знаки различия военнослужащих.
Вежливость и поведение военнослужащих.
Порядок отдачи и выполнения приказаний.
Командиры (начальники) и подчинённые. Старшие и младшие.
Особенности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинские символы современных Вооруженных Сил Российской Федерации.
История создания общевойсковых уставов.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их состав и основные
понятия, определяющие повседневную жизнедеятельность войск.
Виды, назначение и тактико-технические характеристики основных образцов вооружения и
военной техники видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации
(мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии, противовоздушной
обороны)
Организационно-штатная структура и боевые возможности отделения, задачи отделения в
различных видах боя.
Состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств
индивидуальной бронезащиты и экипировки военнослужащего.
Модуль 3. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»
Тема: «Военно-медицинская подготовка»
Личная профилактика заболеваний и гигиена военнослужащего. Закаливание
военнослужащих. Понятие об инфекционных заболеваниях, источниках заражения. Первая
помощь при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, наружных
кровотечениях, инородных телах верхних дыхательных путей, травмах различных областей
тела, ожогах (эффектах воздействия высоких температур, теплового излучения), отморожения
и других эффектах воздействия низких температур, отравлениях.
Модуль 4. «Элементы начальной военной подготовки»
Тема: «Специальная физическая подготовка»
Физическая подготовка военнослужащих, утренняя физическая зарядка. Варианты проведения
зарядки: первый - общеразвивающие упражнения, второй - ускоренное передвижение, третий комплексная тренировка Состав объектов для занятий по физической подготовке (спортивных
сооружений) в воинской части и их предназначение.
Испытание силы (подтягивания, подъём с переворотом и др.)
6
Тема: «Огневая подготовка»
Назначение стрелкового оружия, историческая справка. Понятие о выстреле. Меры
предосторожности при обращении с оружием. Правила хранения оружия.
Вооружение мотострелкового отделения, назначение и тактико-технические характеристики
основных видов стрелкового оружия (автомат Калашникова АК-74, ручной пулемет
Калашникова (РПК), ручной противотанковый гранатомет РПГ-7В, снайперская винтовка
Драгунова (СВД);
Назначение и тактико-технические характеристики основных видов ручных гранат
(наступательная ручная граната РГД-5, ручная оборонительная граната Ф-1, ручная граната
оборонительная (РГО), ручная граната наступательная (РГН);
Практическая стрельба из учебных АК и винтовки в лазерном и пневматическом тирах.
Типы гранатомётов. Ручной противотанковый гранатомет. Подствольный гранатомет.
Назначение и боевые свойства гранатомета, выстрел для гранатомета. Меры безопасности при
обращении с гранатометом. Особенности стрельбы из гранатомета в различных условиях и по
различным целям.
Ручные гранаты. Назначение, виды гранат (наступательные и оборонительные). Боевые
характеристики гранат, их устройство и принцип действия. Меры предосторожности при
обращении с гранатами. Правила (приемы) и нормативы метания гранат.
Тема: «Строевая подготовка»
Строевой устав ВС РФ. Основы обучения строевой подготовки. строевые приемы и движение
без оружия, строевая стойка, выполнение команд "Становись", "Равняйсь", "Смирно",
"Вольно", "Заправиться", "Отставить", "Головные уборы (головной убор) - снять (надеть)",
повороты на месте.
Повороты в движении: одиночная подготовка и повороты строем. Выполнение воинского
приветствия в строю на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к
начальнику и отход от него.
Тема: «Вооружение и военная техника»
Сухопутных войск ВС РФ, краткая характеристика основных типов вооружения и военной
техники. Опыт применения Сухопутных Войск в годы Великой Отечественной войны и в
послевоенное время.
Воздушно космические силы России. Виды и составные части боевой авиации.
Тактикотехнические характеристики образцов авиационной и ракетной техники различного
назначения.
Военно-морской флот России. Назначение и решаемые задачи. Тактико-технические
характеристики надводных и подводных боевых кораблей, и особенности их боевого
применения. Особенности происхождения военной службы в ВМФ России.
7
Тема: «Тактическая подготовка»
Понятие о тактической подготовке. Боевой устав Сухопутных войск. Виды тактической
подготовки: бой, оборона, наступление, бой, боевое охранение, марш и походное охранение,
разведка, разведывательный дозор и т.д. Инженерное оборудование боевой позиции отделения.
Понятие о современном общевойсковом бое.
Обязанности военнослужащего, способы и приемы действий в бою. Тактическая подготовка в
составе отделения. Ведение оборонительного боя.
Действия солдата в обороне. Действия солдата в наступлении. Атака, боевой порядок
отделения и взвода. Команды, подаваемые на передвижение в бою и их выполнение.
Тактическая подготовка (совершение марша). Марш подразделения. Управление на марше.
Отделение в походном охранении. Привалы. Расположение отделения на месте.
Сторожевое охранение. Инженерные заграждения.
Основы военной топографии, её назначение, способы и средства изучения и оценки местности
и её использования при подготовке и ведения боевых действий. Топографические карты.
Изображение рельефа местности на карте. Картографические условные знаки: лесные массивы,
реки, мосты, ориентиры, боевая техника и т.д.
Основы выживания в экстремальных условиях и дикой природе, факторы, влияющие на
способность к выживанию и к выполнению боевых задач: психическое состояние, физическое
состояние, уровень обученности, наличие снаряжения, физикогеографические особенности
района, заболевания и травмы. Выбор маршрута движения, ориентирование на местности,
устройство места для отдыха и обогрев, питание - пищевой рацион аварийного запаса;
дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы; пища животного происхождения.
Тема: «Радиационная, химическая и бактериологическая защита»
Боевые свойства и поражающие факторы Оружие массового поражения - ядерного,
химического и бактериологического. Сигналы оповещения. Применяемые средства защиты, их
предназначение и защитные свойства. Понятие о специальной обработке личного состава.
Действие личного состава на заражённой местности. Индивидуальные средства защиты от
воздействия ОМП: предназначение, классификация, устройство и принцип действия.
Нормативы по применению ИСЗ. Понятие о приборах и средствах радиационной и химической
разведки. Действия личного состава на зараженной местности. Оказание первой помощи
пострадавшим от ОМП.
Тема: «Тактико-специальное занятие»
Военно-тактическая игра, в ходе которой обучающиеся продемонстрируют знания, умения,
навыки и компетенции, сформированные в ходе обучения. Игра включает в себя пять этапов
направленных на демонстрацию обучающимися планируемых результатов освоения
программы.
8
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Модуль
Название раздела, Количество часов
Формы
темы
Всего Теория Практика аттестации
Вводное занятие
1
1
Основы
обороны
государства
Военная
Общевоинские
подготовка.
уставы
Основы
военных знаний
2
Основы
Военномедицинская
медицинских
подготовка
знаний
и
оказание
первой помощи
Специальная
физическая
подготовка
Элементы
начальной
военной
подготовки
2
2
1
2
2
1
1
2
1
2
1
Тактикоспециальное
занятие
1
10.
1
Контрольный
опрос
Выполнение
практических
заданий
(нормативов)
Выполнение
практических
заданий
(нормативов)
Выполнение
практических
заданий
(нормативов)
и
Тактическая
подготовка
Радиационная,
химическая и
бактериологическая
защита
9.
2
2
Вооружение
военная техника
8.
2
Огневая подготовка
Строевая
подготовка
7.
Контрольный
опрос
2
17
Итого
9
7
Викторина
1
Контрольный
опрос
1
Выполнение
практических
заданий
(нормативов)
1
Зачёт
10