РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А. С. Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025г.
Директор школы
Хинконен Л.И.
Герасимчук Н.Н.
«Утверждено»
приказ по школе №134
от 28.08. 2025г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Рабочая программа
внеурочной деятельности курса
«Основы педагогики и психологии»
для учащихся 10 -11 классов
Срок реализации 2 год
Составитель программы:
Ю.А. Новикова,
педагог-психолог
г. Костомукша
2025г.
Пояснительная записка
Важнейшей задачей современной системы образования в нашей стране является
ранняя профориентация обучающихся, одно из направлений которой нацелено на
выявление и поддержку педагогически одаренных детей. Деятельность по выявлению и
развитию педагогической одаренности приобретает системный характер в рамках
психолого-педагогических классов, обеспечивая создание системы непрерывного
педагогического образования.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы педагогики и
психологии» для учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций (далее –
Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО),
примерной основной образовательной программой среднего общего образования, а также
примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Программа разработана в помощь обучающимся, чтобы посредством метода
активного включения в познавательную и волонтерскую деятельность школьники могли
принять решение о правильности предпрофессионального выбора; включиться в процесс
самоопределения,
саморазвития,
самовоспитания
и
самообразования.
Программа ориентирована на достижение метапредметных результатов и развитие
функциональной
грамотности
обучающихся.
Нормативно-правовой
базой
для
создания
Программы
являются:
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(ред.
от
23.07.2025г.);
− Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»
от 17.05.2012
№
413
(ред.
27.12.2023
г.)
− Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з).
Цель изучения курса внеурочной деятельности «Основы педагогики и психологии» для
учащихся 10–11 классов заключается в создании условий для профессионального
самоопределения обучающихся и формирование позитивной установки на выбор
педагогической профессии.
Задачи
реализации
программы:
− мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор и потребность в
профессиональном самоопределении с помощью формирования системного представления
о
педагогической
деятельности;
− формировать осмысленное отношение к специфике педагогической профессии,
профессионально значимым качествам личности педагога и требованиям к
профессиональной
педагогической
деятельности;
− развивать у обучающихся навыки конструктивного общения, саморегуляции поведения и
деятельности,
способности
работать
в
команде.
2
− развивать проектные и исследовательские умения, умения самостоятельно работать с
информацией;
− обеспечить практический опыт исследовательской работы.
Место курса внеурочной деятельности в образовательной программе.
Изучение основ педагогики и психологии на уровне среднего общего образования
предполагается за счет часов внеурочной деятельности в объеме 136 часов: в 10 классе – 68
часов, в 11 классе – 68 часов.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Основное содержание курса внеурочной деятельности «Основы педагогики и
психологии» делится на блоки «Основы педагогики и психологии, 10 класс» и «Основы
педагогики и психологии, 11 класс».
10 класс
Педагогические
классы.
Искусство
самоопределения.
Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м
веках. Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я
выбрал профиль для обучения и карьеры? Как мы будем учиться? Обоснование методов и
подходов к построению совместного образования и индивидуального образовательного
маршрута. Как работать с текстом учащихся, другими учебными материалами?
Педагогика
как
часть
культуры
человечества.
Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент культуры
человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ
динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство
мира. Компоненты профессиональной деятельности учителя-предметника. Педагогика и
технологический прогресс. Педагогика будущего.
Психология
в
жизни
каждого
из
нас.
Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология.
Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека?
Будущее психологии и ее перспективы. Социальные отношения: конфликт и
примирение. Социальные отношения: стереотипы и предрассудки. Манипуляция: игры, в
которые играют все. Общение как восприятие людьми друг друга.
Человек
как
уникальная
личность
в
социальном
взаимодействии.
Личность
человека
и
ее
уникальность.
Факторы
развития
личности.
Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в
современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного
развития и успешного социального взаимодействия. Определение особенностей личности
по подчерку.
3
Развитие
личностного
потенциала
человека.
Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всё
об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и
профессии. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений.
Искусство
эффективного
познания.
Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в образовательном
процессе.
Эффективная
обратная
связь
и
самооценка.
Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как совместная
деятельность.
Виды
и
развитие
памяти.
Интеллект
–
его
виды,
способы развития.
Учимся
учиться
самостоятельно.
От
«Математики»
Коменского
к
внутрифирменному
обучению.
Учимся
друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и
внешняя
мотивация
учения.
Выученная
беспомощность.
Развитие
познавательных интересов. Уровень притязаний и самооценка. Способы и
приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы.
11 класс
Человек
как
член
сообщества.
Человек,
группа,
коллектив,
общество.
Как
организовать
совместную
деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект.
Как вести за собой?
Азбука
общения:
от
А
до
Навыки
эффективного
общения.
Культура
виртуального
Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при
конфликтов. Психология лидерства.
Я
общения.
разрешении
Универсальные
компетенции
для
жизни
и
учебы.
Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный таймменеджмент. Будь уверен!
Говори!
Навыки
самопрезентации.
Искусство переговоров.
Проектирование
Психология идентичности:
путь. Папка достижений.
каждого.
своей
истории
успеха.
кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный
Подготовка портфолио. Мой успех – успех для
Педагогика
в
Семейная педагогика. Детский сад.
Специальное образование. Педагогика
Где и как работают педагоги?
современном
обществе.
Школа. Дополнительное образование.
для взрослых. Цифровая педагогика.
4
Практическая
психология
на
каждый
день.
Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении.
Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных
ситуациях.
Институциональная основа современных психологических и педагогических
практик.
Общее
представление
об
институтах.
Нормативная
база
современного
образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы
профессий. Волонтерство в педагогике и психологии.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные результаты.
В структуре личностных результатов выделены следующие составляющие: осознание
обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению, целенаправленное развитие внутренних
убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций развития
педагогики и психологии, способности ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами
и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, уважения к закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации.
1)
гражданского
воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка; готовность к совместной творческой деятельности при
создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении
биологических экспериментов; способность определять собственную позицию по
отношению к явлениям современной жизни и объяснять её; умение учитывать в своих
действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными
убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; готовность к
сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и
исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении
спорных вопросов биологического содержания; готовность к гуманитарной и волонтёрской
деятельности;
2)
патриотического
воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
5
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; способность оценивать вклад
российских учёных в становление и развитие педагогики и психологии, понимания
значения этих наук в жизни человека и современного общества; идейная убеждённость,
готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3)
духовно-нравственного
воспитания:
осознание
духовных
ценностей
российского
народа;
сформированность
нравственного
сознания,
этического
поведения;
способность
оценивать
ситуацию
и
принимать
осознанные
решения,
ориентируясь
на
морально-нравственные
нормы
и
ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
4)
эстетического
воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического
творчества,
спорта,
труда,
общественных
отношений;
- понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность), бережного, ответственного и компетентного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью; понимание ценности
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей; осознание последствий и неприятия вредных
привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения);
6)
трудового
воспитания:
готовность
к
труду,
осознание
ценности
мастерства,
трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7)
экологического
воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе
её существования; повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение
6
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их; наличие развитого экологического мышления, экологической
культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться
ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в
практической деятельности экологической направленности;
8)
ценности
научного
познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и
читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании
рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем
мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных
закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
заинтересованность в получении знаний в целях повышения общей культуры,
функциональной грамотности обучающихся; понимание сущности методов познания,
способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений
окружающего мира и происходящих в нём изменений, умение делать обоснованные
заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения
достоверных выводов; способность самостоятельно использовать знания для решения
проблем в реальных жизненных ситуациях; осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и
в группе; готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к
активному получению новых знаний в соответствии с жизненными потребностями.
Метапредметные результаты
Результаты изучения курса внеурочной деятельности «Основы педагогики и психологии»
способствуют:
− развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии:
развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно смысловых
установок;
− развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности
и
способности
к
саморазвитию
и
профессиональному
самоопределению;
− обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.
Предметные результаты
В результате освоения программы элективного курса «Основы педагогики и
психологии»
обучающиеся
будут
знать:
специфику
педагогической
профессии,
какие
личностные
качества
профессионально
значимы
для
педагога;
- основные требования к профессиональной педагогической деятельности;
- ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии,
7
изучаемые
в
рамках
данного
курса;
- методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных
образовательных
ситуаций;
- о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития,
успешного образовательного и социального взаимодействия.
Будут
уметь:
−
проектировать
стратегию
собственного
профессионального
и
личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения
педагогической
профессии;
− работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том
числе
проектно-исследовательских;
− самостоятельно работать с информацией.
Будут
иметь
опыт:
− организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной
среде, проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в
контексте
учебной
деятельности;
Смогут
сделать
осознанный
профессиональный
выбор
в
отношении
педагогической профессии.
Поскольку курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего
образования за счет часов внеурочной деятельности, обучение обеспечивает:
−
удовлетворение
индивидуальных
запросов,
обучающихся;
−
развитие
личности
обучающихся,
их
познавательных
интересов,
интеллектуальной
и
ценностно-смысловой
сферы;
−
развитие
навыков
самообразования
и
самопроектирования;
− углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической области;
− совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ Наименование Количес
п/ разделов и тем
тво
п программы
часов
1 Педагогически
е классы.
Искусство
самоопределен
ия
8
Основное содержание
Педагогические классы. Как и
зачем создавались классы в 20-м
и 21-м веках. Искусство выбора
в современном мире и
образовании. Правильно ли я
выбрал профиль для обучения и
Основные виды
деятельности
Просмотр видеофильма.
Беседа о выборе
профессии.
Тест Тест Дж. Голланда
(Дж. Холланда) на
8
№ Наименование Количес
п/ разделов и тем
тво
п программы
часов
Основное содержание
Основные виды
деятельности
карьеры? Как мы будем
учиться? Обоснование методов
и подходов к построению
совместного образования и
индивидуального
образовательного маршрута.
определение
профессионального типа
личности. Обсуждение
результатов диагностики.
2 Педагогика
как часть
культуры
человечества
10
Педагогика в динамике и
развитии, педагогика как
важнейший компонент
культуры человечества. Наука о
счастье и благополучии
человечества. Историкокультурный анализ динамики
развития педагогических
практик. Педагогика и
ценностно-смысловое единство
мира. Компоненты
профессиональной деятельности
учителя-предметника.
Педагогика и технологический
прогресс. Педагогика будущего.
Видеолекция о развитии
педагогики как науки.
Беседа о роли педагога в
современном мире .
Составление коллажа
"Современный педагог:
личностные и
профессиональные
качества" Эссе "Школа
будущего"
3 Психология в
жизни каждого
из нас
10
Для чего нужна психология?
Житейская и профессиональная
психология. Место психологии
в системе наук. Как психология
помогает понять человека?
Будущее психологии и ее
перспективы. Социальные
отношения: конфликт и
примирение. Социальные
отношения: стереотипы и
предрассудки. Манипуляция:
игры, в которые играют все.
Общение как восприятие
людьми друг друга.
Видеолекция "Психология наука о человеке"
Беседа"Человек в мире
людей: основы
эффективного
взаимодействия"
Психологические игры на
взаимодействие,
командообразование.
Выводы по модулю.
Контрольное тестирование.
4 Человек как
уникальная
личность в
социальном
взаимодействи
и.
10
Личность человека и ее
уникальность. Факторы
развития личности. Внутренняя
позиция личности. Потенциал и
ресурсы личности. Личность в
современном мире. Человек на
Видеолекция "Личность
человека и ее
уникальность" Практикум
самопознания.
9
№ Наименование Количес
п/ разделов и тем
тво
п программы
часов
Основное содержание
Основные виды
деятельности
пересечении социальных
реалий. Возможности
личностного развития и
успешного социального
взаимодействия. Определение
особенностей личности по
почерку.
5 Развитие
личностного
потенциала
человека
10
Развитие психики человека.
Личностные и
характерологические
особенности человека. Всё об
эмоциях. Искусство управления
эмоциями. Эмоциональный
интеллект в жизни и профессии.
Психологическая готовность к
самостоятельному принятию
решений.
Видеолекция "Развитие
внутреннего потенциала
человека" Практикум:
Эмоциональный термометр
(измерение своего
эмоционального
состояния). Тренинг "Умей
владеть собой"
Анализ проблемных
ситуаций.
6 Искусство
эффективного
познания.
10
Умение решать задачи, школа
кейсовых практик. Чтение и
письмо в образовательном
процессе. Эффективная
обратная связь и самооценка.
Проектная деятельность.
Исследовательская
деятельность. Познание как
совместная деятельность. Виды
и развитие памяти. Интеллект –
его виды, способы развития.
Видеолекция "Искусство
эффективного познания"
Даниэль Пеннак "Права
читателя".Исследуем
читательское поведение.
Проект педагогического
разговорника "язык
обратной связи"
Творческий проект "Лэпбук
для учащихся младших
классов "Логические
задачки. Весело и красиво"
7 Учимся
учиться
самостоятельн
о
10
От «Математики» Коменского к
внутрифирменному обучению.
Учимся друг у друга, учимся
вместе, учимся у лучших.
Целеполагание. Внутренняя и
внешняя мотивация учения.
Выученная беспомощность.
Развитие познавательных
интересов. Уровень притязаний
и самооценка. Способы и
приемы самостоятельной
Видеолекция "Учимся
учиться самостоятельно".
Практикум: исследование
мотивации учебной
деятельности. Дискуссия на
тему "Значимость
образования на протяжении
всей жизни"
10
№ Наименование Количес
п/ разделов и тем
тво
п программы
часов
Основное содержание
Основные виды
деятельности
работы. Ресурсы для
самостоятельной работы.
Общее
количество
часов по
программе
68
11 КЛАСС
№ Наименован Количе
п/п ие разделов ство
и тем
часов
программы
Основное содержание
Основные виды
деятельности
1
Человек как
член
сообщества.
8
Человек, группа, коллектив,
общество. Как организовать
совместную деятельность? Как
общаться и работать вместе?
Социальный и эмоциональный
интеллект. Как вести за собой?
Видеолекция "Человек
как член общества".
Исследовательская
работа "Портрет
школы". Беседа по
результатам
исследования .
Практикум "Создаем
манифест
сотрудничества"
2
Азбука
общения: от
А до Я.
10
Навыки эффективного общения.
Культура виртуального общения.
Конфликты и пути их
разрешения. Возможности
медиации при разрешении
конфликтов. Психология
лидерства.
Видеолекция
"Искусство общения"
Практикум по
изучению и
применению навыков
эффективного
общения. Практикум
по изучению культуры
и правил виртуального
общения. Анализ
проблемных ситуаций
"Пути и способы
разрешения
конфликтных
ситуаций.
3
Универсальн
ые
10
Искусство навыков XXI века.
Успеваем всё: современный
Видеолекция
"Универсальные
11
№ Наименован Количе
п/п ие разделов ство
и тем
часов
программы
компетенци
и для жизни
и учебы
Основное содержание
Основные виды
деятельности
таймменеджмент. Будь уверен!
Говори! Навыки
самопрезентации. Искусство
переговоров.
компетенции для
жизни" Практикум
командообразования.
Исследование навыков
коммуникации. Анализ
навыков критического
мышления.
4
Проектирова
ние своей
истории
успеха
10
Психология идентичности: кто
Я? Как стать успешным! Мой
карьерный путь. Папка
достижений. Подготовка
портфолио. Мой успех – успех
для каждого.
Видеолекция
"Проектирование своей
истории успеха"
Анализ
профессионального
выбора.
Проектирование
возможных вариантов
карьерного развития.
Презентация
портфолио.
5
Педагогика
в
современно
м обществе
10
Семейная педагогика. Детский
сад. Школа. Дополнительное
образование. Специальное
образование. Педагогика для
взрослых. Цифровая педагогика.
Где и как работают педагоги?
Видеолекция
"Педагогика в
современном
обществе"
Исследовательская
работа "Где и как
работают педагоги?"
Презентация и
обсуждение проектов.
6
Практическа
я
психология
на каждый
день
10
Психология в социальной сфере.
Психология в образовании.
Психология в управлении.
Психология и современное
производство. Психологическая
помощь в экстремальных
ситуациях.
Видеолекция
"Практическая
психология в
повседневной жизни"
Исследование "Что
такое "телефон
доверия"? Дискуссия
"Нужно ли преподавать
психологию в школе?"
Практикум "Какие
новые профессии будут
нужны в будущем?"
12
№ Наименован Количе
п/п ие разделов ство
и тем
часов
программы
Институцио
нальная
основа
современны
х
психологиче
ских и
педагогичес
ких практик
7
10
Основное содержание
Общее представление об
институтах. Нормативная база
современного образования.
Нормативная база современной
психологии. Этические нормы
профессий. Волонтерство в
педагогике и психологии.
Общее
количество
часов по
программе
Основные виды
деятельности
Видеолекция
"Институциональная
основа современных
психологических и
педагогических
практик" Презентация
"Нормативная база
современного
образования и
современной
психологии" Игровое
занятие на знание
федерального закона
"Об образовании в
Российской
Федерации" Практикум
"Строим школьную
службу медиации"
Практикум "Я абитуриент"
68
Поурочное планирование 10 класс
№
Тема урока
Педагогические классы. Искусство самоопределения. (8ч)
1
Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м
веках?
2
Искусство выбора в современном мире и образовании.
3
Правильно ли я выбрал профиль для обучения и карьеры?
4
Как мы будем учиться?
5
Обоснование методов и подходов к построению совместного
образования и индивидуального образовательного маршрута.
6
Как работать с текстом учеников, другими учебными материалами?
7
Карьера в рамках образования. Знакомство с опытом работы
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
13
учителей-мастеров.
8
Выводы по модулю. Контрольное тестирование.
Педагогика как часть культуры человечества. (10ч)
9
Кейс педагогики. Наука о счастье и благополучии.
10
Исторический квест. Путешествие вглубь времен.
11
Педагогика и ценностно- смысловое единство мира.
12
Педагогика и технологический прогресс.
13
Педагогика в динамике и развитии.
14
Педагогика как важнейший компонент культуры
человечества.
15
Историко-культурный анализ динамики развития педагогических
практик.
16
Педагогика будущего.
17
Компоненты профессиональной деятельности учителя-предметника.
18
Выводы по модулю. Контрольное тестирование.
Психология в жизни каждого из нас. (10ч)
19
Значение психологии для человека.
20
Житейская и
профессиональная психология
21
Место психологии в системе наук.
22
Как психология помогает понять человека.
23
Будущее психологии и ее перспективы.
24
Социальные отношения: конфликт и примирение.
25
Социальные отношения: стереотипы и предрассудки.
26
Манипуляция: игры, в которые играют все.
27
Общение как восприятие людьми друг друга.
28
Обобщение. Контрольное тестирование.
Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии. (10ч)
29
Личность человека и ее уникальность.
30
Факторы развития личности.
31
Внутренняя позиция личности.
32
Потенциал и ресурсы личности
33
Личность в современном мире.
34
Человек на пересечении социальных реалий.
35
Возможности личностного развития и успешного
социального взаимодействия.
36
Определение особенностей личности по подчерку.
37
Темперамент личности.
38
Обобщение по теме «Человек как уникальная личность в социальном
взаимодействии».
Развитие личностного потенциала человека. (10ч)
39
Развитие психики человека
40
Личностные
и характерологические
особенности человека.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
Всё об эмоциях. Искусство управления эмоциями.
Эмоциональный интеллект в жизни и профессии.
Психологическая готовность к самостоятельному принятию
решений.
44
Психологический стресс: что с ним делать?
45
Практикум: Эмоциональный термометр (измерение своего
эмоционального состояния).
46
Основы саморегуляции.
47
Способы выражения эмоций и чувств.
48
Обобщение по теме «Развитие личностного потенциала».
Искусство эффективного познания. (10ч)
49
Умение решать задачи.
50
Чтение и письмо.
51
Эффективная обратная связь и самооценка.
52
Проектная деятельность.
53
Исследовательская деятельность
54
Познание как совместная деятельность.
55
Память.
56
Мышление.
57
Интеллект.
58
Обобщающий урок по теме «Искусство эффективного познания».
Учимся учиться самостоятельно (10ч)
59
Развитие математических способностей.
60
Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших на
протяжении всей жизни.
61
Мотивация учения.
62
Выученная беспомощность.
63
Развитие познавательных интересов
64
Уровень притязаний и самооценка.
65
Способы и приемы самостоятельной работы.
66
Ресурсы для самостоятельной работы
67
Обобщение по теме «Учимся учиться самостоятельно».
68
Итоговый контроль знаний за курс 10 класса «Основы педагогики и
психологии».
Итого
41
42
43
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
Поурочное планирование 11класс
№
Тема урока
Человек как член сообщества. (8ч)
1
Человек, группа, коллектив, общество.
2
Как организовать совместную деятельность?
3
Социальный и эмоциональный интеллект.
Всего
часов
1
1
1
15
4
Как вести за собой?
5
Лидерские качества, как развивать?
6
Механизмы межличностного восприятия.
7
Барьеры в общении.
8
Конструктивное общение. Контроль эмоций.
Азбука общения: от А до Я. (10ч)
9
Навыки эффективного общения.
10
Культура виртуального общения.
11
Конфликты и пути их разрешения.
12
Управление конфликтом.
13
Возможности медиации при разрешении конфликтов.
14
Психология лидерства.
15
Социально-психологические особенности взаимодействия людей в
малой группе. Конформизм.
16
Стили общения.
17
Урок-дискуссия "Что мешает открытому общению?"
18
Обобщение по теме «Азбука общения от А до Я».
Универсальные компетенции для жизни и учебы (10ч).
19
Искусство навыков XXI века.
20
Успеваем всё: современный таймменеджмент.
22
Приемы расположения к себе.
23
Искусство переговоров.
24
Самопрезентация.
25
Деловая беседа.
26
Психологические особенности публичного выступления.
27
Экзамен. Психологические аспекты.
28
Активное и пассивное слушание.
29
Обобщающий урок по теме
«Универсальные компетенции для жизни и учебы».
Проектирование своей истории успеха. (10ч)
30
Психология идентичности: кто Я?
31
Как стать успешным!
32
Мой карьерный путь.
33
Папка достижений.
34
Подготовка портфолио.
35
Мой успех – успех для каждого.
36
Особенности развития личности
37
Стратегия выбора профессии.
38
Профессиональный тип личности (методика Голланда)
39
Обобщение по теме «Проектирование своей истории успеха».
Педагогика в современном обществе (10ч)
40
Возникновение и становление
педагогической профессии.
41
Карьера в рамках образования
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
Роль педагога в учебно1
воспитательном процессе школы.
43
Цифровая педагогика.
1
44
Решение педагогических задач.
1
45
Анализ педагогических ситуаций на примерах из произведений
1
литературы
46
Основные признаки психолого1
педагогической культуры педагога.
47
Круглый стол «Современный учитель – это…»
1
48
Эссе на тему «Имидж современного педагога».
1
49
Обобщающий урок по теме
1
«Педагогика в современном обществе».
Практическая психология на каждый день (10ч)
50
Психология в социальной сфере.
1
51
Психология в образовании.
1
52
Психология в управлении.
1
53
Психология и современное производство.
1
54
Психологическая
помощь
в экстремальных ситуациях.
1
55
Виды реакций на экстремальную ситуацию и техники экстренной
1
психологической помощи.
56
Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в
1
чрезвычайной ситуации.
57
Психологическая помощь человеку, переживающему утрату.
1
58
Служба психологической поддержки.
1
59
Обобщающий урок по теме «Практическая психология»
1
Институциональная основа современных психологических и педагогических практик.
(10ч)
60
Общее представление об институтах.
1
61
Нормативная
база современного образования.
1
62
Нормативная
база современной психологии.
1
63
Этические нормы профессий.
1
64
Волонтерство
в
педагогике и психологии.
1
65
Нормативная
база современного образования.
1
66
Практическое занятие «Чего мне не хватает сегодня, чтобы стать
1
учителем?»
67
Эссе на тему: «Портрет учителя –
1
героя нашего времени».
68
Обобщающий урок за курс 11 класса
1
«Основы педагогики и психологии».
Итого
68
42
Список литературы
17
1.
«Основы педагогики и психологии», авторы: Басюк В. С., Казакова Е. И., Брель Е.
Ю. и др. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2022 Цифровое дополнение к учебнику "Основы
педагогики и психологии"
2.
с.
Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ИЭТ, 2013. 268
Научная литература (монографии, статьи)
1.
Бакштанский, В. Л., Жданов О. И. Менеджмент жизни: Стратегия личной
эффективности. М.: Беловодье, 2008. 464 с.
2.
Битянова, М. Р., Вачков М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология для
старшеклассников. СПб.: Питер, 2009.
3.
Кейн С.
2012. 376 с.
Интроверты. Как
использовать особенности своего характера. М. :
4.
Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
374 с.
5.
Кравцова Е., Кравцова М. Мыльные бомбы, или как избежать конфликтов. М.:
БерИнгА. 2016.
6.
Крашенинников Е. Любовь к педагогике. М.: MyBook, 2017. 167 с.
7.
Макеева А.Г. Что делать???... если делать этого не хочется. М.: Клевер-МедиаГрупп, 2018.
8.
Марок А. Почему я? История белой вороны. М.: Манн, Иванов и Фабер, 2016.
9.
Мишель Мира Пон. Вопросы памяти. М.: Пешком в историю, 2019.
10.
Млодик И. Почти неволшебные превращения. Ростов н/Д.: Феникс, 2015.
11.
Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. М.,
2011. 184 с.
12.
Нехаева Е. Г. Я чувствую мир. Практикум по развитию каналов восприятия
информации и памяти для детей и взрослых. М.: КТК Галактика, 2020. 100 с.
13.
Омберген ван: В моей голове. Как устроен мозг и зачем он нам нужен. М.: Манн,
Иванов и Фербер, 2019
14.
Пиз А., Гарнер А. Язык разговора, 2000.
15.
Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника. М.,
2005.
16.
Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального
самоопределения для подростков. М., 2000.
17.
Селезнева Е.В. Увлекательная психология. М.: Аванта, 2021.
18
18.
Танг Д. Быть интровертом. История тихой девочки в шумном мире. М.: Манн,
Иванов и Фабер, 2018. 19. Тимошенко Г. В. 50 лайфхаков: психологические квесты. М.:
АСТ, 2017.
Учебно-методическая литература для учителей по организации образовательной
деятельности
1.
Бадмаев Б. Психология в работе учителя. Кн. 2. Практическое пособие по теории
развития, обучение, воспитание. М.: Владос. 2004. 158 с.
2.
Блага К. Я, Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель: кн. для учителя |; пер. с
чеш. Д. М. Прошуниной. М.: Просвещение, 1991. 140 с.
3.
Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А.
Колесниковой. М. : 2006.
4.
Гамезо М. В. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие по
курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество России, 2001.
Дополнительная литература, направленная на формирование личностных
результатов.
1.
Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым. Минск: Попурри, 2009. 240 с.
2.
Берджес
Д.
Обучение
как
приключение.
уроки интересными. М.: Альпина Паблишер, 2015. 155 с.
Как
сделать
3.
Вачков И. В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке.
Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. М.: Генезис, 2012.
424с.
4.
Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. М.: ИТРК, 2017.
5.
Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2009. 352 с.
6.
Петрановская Л. В. Однажды в сказке. Читаем и развиваемся с психологом. М.:
АСТ, 2021.
7.
Саманта Сноуден: Управление гневом. Рабочая тетрадь для детей. М.: Диалектика,
2021.
Информационные ресурсы
1.
Белова Ю.В. Педагогика [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие.
Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2018. 83 c. URL:
http://www.iprbookshop.ru/72353.html. ЭБС «IPRbooks», по паролю.
19
2.
Захарова И. Ю., Моржина Е. В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и
описание игр. [Электронный ресурс]. М.: Теревинф, 2019. 152 c. ISBN 978-5-4212-0507-4.
URL: https://www.iprbookshop.ru/89933.html
3.
Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие [Электронный ресурс] М.:
Академический Проект, 2015. 336 с. URL: http://www.iprbookshop.ru/36853.
Ковалев
А.
В.,
Кузнецов
В.
В.,
Федоров
В.
А.
Введение
в профессионально-педагогическую
специальность
[Электронный
ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УрО РАО].
Екатеринбург: УрО РАО, 2012. 98 с. URL: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/8508.
4.
5.
«Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/)
6.
Электронная библиотека
7.
Электронная библиотека
(http://www.koob.ru)
психологической литературы (http://bookap.info/)
«Koob.ru»:
подраздел
«Психология»
8.
«Психея» (http://www.psycheya.ru/)
9.
Газета «Школьный психолог» (http://psy.1september.ru/)
10.
Журнал «Вопросы психологии» (http://www.voppsy.ru/)
11.
Электронный журнал «Психологическая наука и образование»
(http://www.psyedu.ru/ )
20