РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С. Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №134
от 28.08. 2025г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И.
Герасимчук Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
для 10-11 классов
на 2025-2026 учебный год
г. Костомукша
2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована
на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного
отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
● в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
● в развитии у школьников общекультурной компетентности;
● в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
● в осознании своего места в обществе;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
● в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации».
3. Указ
Президента Российской Федерации
от
09.11.2022
№
809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996- р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении информации»
(вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий
«Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11 классов, в
течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по
обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только- на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не
означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания
и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся
много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному
осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При реализации
содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные,
национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная
образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся,
целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые
предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные
формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу;
насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность
школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного
флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской
Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части
сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть —
заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия, выдвижение
мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого
является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение
видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и
ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль
знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на
приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации.
Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под
влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь — признак
образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи
в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового
мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые
горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль
распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффективных
источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Музыка как вид
искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: ее жанры и
направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому
труду, к государству — фундамент гармоничного развития общества. Правила общения
внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование
ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур,
языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о
наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение
страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе,
принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей
участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого
человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и
т.д. Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И.В.
Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего
поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты
и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия
и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения
конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные
качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное
отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни
человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день
питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о
животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших
времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности —
неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев
Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы
человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в формировании
нравственности традиционных ценностей, культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только
для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов
России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития
отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи — до
экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение
исторического и культурного наследия как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея
— крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему
важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели
и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей.
Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего
начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки
и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная
сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между
государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как
научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог.
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой —
реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская
литература — настоящий культурный феномен. Русских классиков любят и читают не
только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских
писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и душевных качеств.
О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому
научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей
России. Русский театр — это не просто сцена и кулисы, это зеркало общества, отражающее
эпохи, нравы и судьбы страны. Театр — семья разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения
русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров
в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав.
Развитие космической отрасли —
приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые
горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты —
личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться
каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества мусора.
Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает
добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение
слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры
коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий.
В них отразилась история нашей страны. Влияние песни на чувство сопричастности
истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими
поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных
поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью
и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностносмысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической
культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания,
духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания,
экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также результаты,
обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: владеть навыками
познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, при различных методов познания; проявлять готовность и способность к
самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеть навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности; определять назначение и функции различных социальных
институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: продуктивно
общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми средствами —
уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: самостоятельно
определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии
в различных ситуациях; самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского литературного языка и
развитие умения применять знания о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с
точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение
умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой классической литературы,
их историко-культурного и нравствен- но-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой культуры; формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; формирование умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё
отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого
языка; развитие умения использовать иностранный язык как средство для получения информации
из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире; формирование базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание
основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её специфике,
методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России
в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в
целом, представлениями об общем и особеном в мировом историческом процессе;
формирование умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями
выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов; формирование представлений об основных тенденциях
и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её участии
в решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для
определения географических аспектов природных, социально-экономических и
экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях
процессов, протекающих в географическом пространстве; владение умениями проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями
использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций,
получения нового географического знания о природных социально-экономических и
экологических процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и
интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические
знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно
оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе,
её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой; владение основными методами научного познания;
формирование собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (10–11 классы)
№
Темы занятий
п/п
1
Зачем человеку учиться?
Русский язык в эпоху
2 цифровых технологий
3
Цифровой суверенитет
страны
Количество
Основное содержание
часов
1
1
1
Обучение — важный процесс развития
че- ловека. Роль знаний в развитии
личности и общества. Влияние цифровых
технологий на приобретение знаний.
Развитие навыков работы в команде,
уважения разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе школьного
образования.
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм
Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную
семью народов Российской Федерации.
Современ- ное разнообразие русского
языка, измене- ния в устной и письменной
речи под влия- нием цифровой среды.
Грамотная, логичная и понятная речь —
признак образованного человека и залог
успеха в будущем. Правила
использования стилей речи в современной
коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм
Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность
государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться, работать и
осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются
новые техноло- гии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового
мира.
Виды деятельности
обучающихся
Электронные ресурсы
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека
Мирный атом.
4 День работника атомной
промышленности
О творчестве.
5 Ко Дню
музыки
6
Что такое уважение?
Ко Дню учителя
1
1
1
Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на благо
человече- ства. Контроль распространения
атомной энергии. Уникальные атомные
технологии и достижения отечественной
научной школы. Влияние экологически
чистых и эффектив- ных источников
энергии на будущее челове- чества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Русская культура — признанное
мировое достояние человечества.
Реализация твор- ческого потенциала
взрослых и детей. Му- зыка как вид
искусства. Состояние современной
отечественной музыки: жанры и
направления.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству
Уважение — это понимание безусловной
ценности каждого человека. Осознанное
уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества.
Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни
и формиро- вание ответственности. О
роли педагога в воспитании личности.
Формирующиеся ценности: взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность
за его судьбу
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
7 Как понять друг друга
разным поколениям?
1
Эвристическая
Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формиро- беседа, просмотр
видеофрагментов,
вание общих семейных ценностей — залог
выполнение
разговорыоважном.рф
взаимопонимания в семье. Преодоление
интерактивных
заданий,
конфликтов и проблем в общении за счет
работа в группах,
взаимоуважения и обмена опытом.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: крепкая семья
заданий
О городах России.
Дню
8 Ко
народного
единства
1
Общество безграничных
9 возможностей
1
Селекция и генетика.
10 К 170-летию
И. В. Мичурина
1
Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство
народов, проживающих на территории
Эвристическая
беседа, просмотр
Российской Федерации. Древнейшие
города России как хранители информации видеофрагментов,
о наших предках и культурного кода
выполнение
разговорыоважном.рф
страны. Изучение россий- ских городов — интерактивных заданий,
изучение страниц истории Отечества. Роль работа в группах,
государства в развитии ма- лых городов. выполнение творческих
Возможности граждан в разви- тии своей заданий
малой родины.
Формирующиеся ценности: единство народов России, гражданственность
Современное общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но Эвристическая
имеющих единые потребности в любви,
беседа, просмотр
ува- жении, дружбе, принятии и
видеофрагментов,
самореализации. Роль цифровых
выполнение
разговорыоважном.рф
технологий в расширении возможностей
интерактивных заданий,
участия в общественных про- цессах.
работа в группах,
Готовность уважительно восприни- мать
выполнение творческих
другого человека — основа гармонич- ных
заданий
отношений в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоуважение
Генетика и селекция — перспективные
об- ласти науки, улучшающие жизнь
Эвристическая
общества. Уникальные научные
беседа, просмотр
достижения россий- ских ученых
видеофрагментов,
прошлого и настоящего.
выполнение
разговорыоважном.рф
Открытия И. В. Мичурина и их влияние
интерактивных заданий,
на развитие страны. Возможности для
работа в группах,
подрастающего поколения в познании
выполнение творческих
мира и личном развитии.
заданий
Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нравственные идеалы
Как решать
конфликты и
11
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога
12 Профессия —
жизнь
спасать
Домашние питомцы.
13 Всемирный день
питомца
1
1
1
Конфликты и трудности — естественный
элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины
кон- фликтов как ключ к их разрешению.
Со- вместные усилия и внимание друг к
другу как залог преодоления трудностей.
Правила разрешения конфликтных
ситуаций.
Формирующиеся ценности: взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Спасатели — специалисты, которые
помога- ют людям в опасных ситуациях.
Спасатель и риск ради другого человека.
Профессио- нальные качества и навыки
спасателей. По- ведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой
жизни, правила безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Роль домашних питомцев в жизни
человека. Бережное отношение к
питомцам и ответ- ственность за их
жизнь — качества владель- ца домашних
животных. Всемирный день питомца
объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и забо- ты
о животных. Правила безопасности при
общении с животными.
Формирующиеся ценности: милосердие
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Россия — страна
14 победителей.
Ко Дню Героев
Отечества
1
Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, муже- Эвристическая
беседа, просмотр
ства и решительности — неотъемлемая
видеофрагментов,
часть российской идентичности. День
выполнение
Героев Отечества — выражение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
благодарности, признательности и
работа в группах,
уважения за самоотверженность и
выполнение творческих
мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм, слу- заданий
жение Отечеству и ответственность за его
судьбу
15
Закон и справедливость.
Ко Дню Конституции
16 Совесть внутри нас
17
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
1
1
1
Конституция Российской Федерации —
ос- новной закон страны. Конституция
закре- пляет права и свободы человека
как выс- шую ценность. Справедливость
— одна из важнейших духовнонравственных ценно- стей российского
общества. Знание законов страны как
прямая обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязан- ности есть
у детей?
Формирующиеся ценности: справедливость,
жизнь, достоинство, права и свободы человека
Совесть — внутренний ориентир,
помогаю- щий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в осуществлении
личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического
опыта страны на формиро- вание
нравственных ориентиров личности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Зимние каникулы — это время не только
для семейного доcуга и отдыха, но и
добрых дел. Чем заняться на каникулах,
чтобы прове- сти время с пользой:
составление календа- ря. Новогодние
традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая семья,
единство народов России, взаимопомощь
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Как создают
18 мультфильмы?
Мультипликация
, анимация
1
История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа
мультипли- кации и ее достижения.
Мировое признание советских и
российских мультипликаци- онных
фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов.
Совре- менная мультипликация,
профессии этой сферы.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, гуманизм
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Музейное дело.
19 170 лет Третьяковской
галерее
20
Как создавать свой
бизнес?
1
1
Российские музеи — хранители
богатейшего материального и
нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление
государ- ственной политики. Изучение,
реставрация и интерпретация
памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший
музей русского искусства и объект
всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству
Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и
при- нести пользу обществу.
Современные пред- приниматели и их
возможности в развитии отечественной
экономики и улучшении жизни людей.
Бизнес — это не только лич- ный успех,
но и ответственная командная работа. С
чего начать свое дело? О мерах
поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Есть ли у знания
21 границы?
Ко Дню науки
1
Богатейшее наследие российской науки
и ее выдающихся представителей.
Техноло- гическое лидерство
государства и развитие науки. Как
меняются научные подходы с развитием
цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых
уче- ных. Как происходят современные
откры- тия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Слушать, слышать
22 и договариваться.
Кто такие дипломаты?
Герой с соседнего
23 двора. Региональный
урок ко Дню
защитника Отечества
24 День наставника
1
1
1
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту
интересов государства и российских
граж- дан. Специфика дипломатической
работы. Диалог между государствами как
основа международной стабильности.
Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми
и вести конструктив- ный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений, многонациональное единство
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является
примером для окружающих. В каждом
регионе России живут выдающиеся
герои, отважные, муже- ственные и
трудолюбивые. Что такое геро- изм?
Какие качества отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
единство народов России
День наставника — важный
государствен- ный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников,
подчеркнуть значимость этой
деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и
профес- сиональном развитии личности.
Знаменитые россияне и их наставники. К.
Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в России. Как найти
наставника?
Формирующиеся ценности: служение Отечеству, созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
25 Всемирный день поэзии
Большой. За кулисами.
250 лет Большому
26 театру и 150 лет
Союзу театральных
деятелей России
27
Как справляться
с волнением?
1
1
1
Поэзия — способ сохранения и передачи
культурных ценностей, традиций и
истории. Через стихи мы можем узнать,
как мыслили и чувствовали люди в
разные эпохи. Почему иностранцы любят
и читают русских писате- лей? Роль
поэзии в личном развитии челове- ка,
интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди
пишут стихотворения, можно ли этому
научиться? Формирующиеся ценности:
приоритет ду- ховного над
материальным, созидательный труд
Русский театр — это не просто сцена и
кули- сы, это зеркало общества,
отражающее эпо- хи, нравы и судьбы
страны. Театр —семья разных
профессий: декораторы, костюмеры,
режиссеры, музыканты, дирижеры,
гриме- ры и многие другие. Достижения
русской театральной школы, вошедшие в
мировую практику. Развитие школьных
театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный
труд
Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и
психологиче- ском здоровье. Какие
полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние?
Как их сформировать и придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
28
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики
Как мусор получает
29 «вторую жизнь»?
Технологии переработки
Что значит работать
30 в команде? Сила команды.
Ко Дню труда
1
1
1
Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли —
приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как
пред- мет национальной гордости и
мотивация для будущих свершений
отечественной космо- навтики. Труд
конструкторов, инженеров, летчиков и
других специалистов открывает для
страны и всего человечества новые
горизонты.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству, историческая память
Состояние планеты — личная
ответствен- ность каждого человека.
Почему об эколо- гии должен
заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина
роста количества мусора. Климатические
изменения, загрязнение окружающей
сре- ды. Развитие системы переработки
отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформиро- вать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный
труд
Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый вносит
свой значимый вклад в общее дело и
помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга и
тру- диться вместе. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и
вместе пережи- вать неудачу. Примеры
коллективной рабо- ты в истории страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
31
Песни о войне.
Ко Дню
Победы
32-34Ценности, которые нас
объединяют
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
Песня! Как она много значит в жизни
каж- дого из нас, в судьбе своей страны.
Песня была участницей многих великих
сверше- ний. В ней отразилась история,
судьба вели- кой страны. Влияние песни
на чувство со- причастности истории
народа, сохранение памяти о Великой
Отечественной войне последующими
поколениями.
Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая память и преемственность поколений
Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который
помогает поступать правильно и
ответствен- но. Традиционные ценности
помогают чув- ствовать себя частью
народа, способствуют укреплению
общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает
человеку развиваться и достигать
успеха. Уникаль- ность каждого
человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в
сочетании с единством, взаимопомощью
и уважением друг к другу существует
силь- ный и сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные
российские духовно-нравственные ценности
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном.рф
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
34