Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» АООП НОО с нарушением РАС (вариант 8.2

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н..

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Разговоры о важном»
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся
с нарушением расстройства аутистического спектра (вариант 8.2)
1 (1 доп.) - 4 класс

Срок реализации – 1 год

г. Костомукша
2025 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее —
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых резуль- татов
федеральных основных образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования с учётом выбора участника- ми
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучаю- щегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нрав- ственных
ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и право- вых
норм;
● в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
● в развитии у школьников общекультурной компетентности;
● в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
● в осознании своего места в обществе;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
● в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3.
Указ Президента
Российской
Федерации
от 09.11.2022 №
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

809

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996- р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального об- щего
образования».

6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного об- щего
образования».
7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1–2, 3–4, классов, в
течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отме- тить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспе- чить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только- на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного
усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или
понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к
обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их
принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следова- ния им.
При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог
учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где
функционирует данная образовательная организация. Обяза- тельно учитывается и
уровень развития школьников, их интересы и потребно- сти. При необходимости,
исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с
родителями, другими членами семьи.

Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача
педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается подняти-ем
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внима- ние на
три структурные части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть —
основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой заня- тия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмо-тра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содер-жательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение
разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой
(обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей
жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания
влияют на всю жизнь человека? Развитие навыков работы в команде, уважения разных
мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государствен- ный язык,
объединяющий многонациональную семью народов Российской Фе- дерации.
Современный языковой ландшафт характеризуется изменениями в устной и
письменной речи под влиянием цифровой среды. Понимание умест- ности
употребления тех или иных слов и форм. Грамотная, логичная и понятная речь —
признак образованного человека и залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обе- спечивается
цифровая безопасность государства и каждого человека? Воз- можности цифрового
мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые
горизонты. Мир цифровых профессий: как соз- даются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль
распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных
источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого
человека. Возможности реализации творческого потенциала взрос- лых и детей.
Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка как вид
искусства. Состояние современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств личности.
Уважение к окружающим и чужому труду как основа гармоничного развития
общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Под- готовка ко
взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании
личности. Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей —
залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом между поколени- ями и бережное
отношение друг к другу как путь к позитивным изменениям и взрослению.

О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообра- зие культур,
языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о
наших предках и культурного кода страны. Изучение россий- ских городов —
изучение страниц истории Отечества. Роль государства в раз- витии малых городов.
Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, ува- жении,
дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в рас- ширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность ува- жительно
воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в со- временной
России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и
т. д. Мировое признание достижений отечественной науч- ной школы. Открытия И. В.
Мичурина и их влияние на развитие страны. Воз- можности для подрастающего
поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты
и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия
и внимание друг к другу как залог преодоления трудно- стей. Правила разрешения
конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным ри- ском.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни
человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный
день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления цен- ностей дружбы и
заботы о животных. Как соблюдать безопасность при обще- нии с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших
времен и до современности. Традиции героизма, мужества и ре- шительности —
неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев
Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Фе- дерации —
основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как
высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духов- но-нравственных
ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность
каждого гражданина России. Какие права и обязанно- сти есть у детей?

Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от
зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влия- ние
традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на фор- мирование
нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это вре- мя не только
для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой: составление календаря. Новогод- ние традиции народов
России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказ- ки для своих родных и
близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная школа
мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и рос- сийских
мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой ко- манды
профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные
мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — храни- тели
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохра- нение
исторического и культурного наследия как направление государствен- ной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея
— крупнейший музей русского искусства и объект все- мирного достояния. Почему
важно посещать музеи? Профессии в сфере музей- ного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и
улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответ- ственная
командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки мо- лодых
предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее
выдающихся представителей.Технологическое лидерство государ- ства и развитие
науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как проис- ходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная
сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической работы. Ди- алог между
государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как
научиться договариваться с окружающими людьми и вести кон- структивный диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой —
реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является при- мером для
окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?

День наставника. День наставника — важный государственный праздник, ко- торый
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и про- фессиональном
развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская
литература — настоящий культурный феномен. Русских классиков лю- бят и читают
не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских
писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интел- лекта и душевных
качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли
этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театраль- ных
деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирово- го наследия.
Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему дости- жения русской
театральной школы широко используются во многих странах мира? Как стать актером
и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние чело- века перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологическом здоровье. Какие полезные при- вычки положительно
влияют на эмоциональное состояние? Как их сформиро- вать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космиче- ских
держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление наци- ональных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный
космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов
открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты —
личная ответственность каждого человека. Почему об экологии дол- жен заботиться
каждый человек? Неосознанное потребление как причина ро- ста количества мусора.
Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом про- цессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает
добиться общего успеха. Как стать частью команды? Умение слышать и трудиться
сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы
в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Оте- чественной войне
последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания
создателей?

Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех за- нятий
года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правиль- но и
ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа,
способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям
помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и
опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к
своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и рос- сийской гражданской
идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; уважение к своему и другим наро- дам; первоначальные представления о
человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательно- сти; неприятие
любых форм поведения, направленных на причинение физиче- ского и морального
вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, тради- циям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмо- ционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе инфор- мационной); бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; не- приятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представ- ления о
научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициа- тивность,
любознательность и самостоятельность в познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать
объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять
существенный признак для классификации, классифи- цировать предложенные
объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные
связи в ситуациях, поддающихся непо- средственному наблюдению или знакомых по
опыту, делать выводы; опреде- лять разрыв между реальным и желательным
состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником
вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведён- ного наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследова- ния); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
их послед- ствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник
получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источ- нике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и
недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложен- ного
педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых
(педагогических
работников,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать тексто- вую, видео-,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать
возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления,
подбирать иллюстративный материал к тексту выступления; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать
действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач
учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеуроч- ной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообра- зии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как го- сударственного языка
Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и пись- менной речи как показателя общей
культуры человека; овладение основны- ми видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного
языка; использование в рече- вой деятельности норм современного русского
литературного языка и речево- го этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития лич- ности
человека; формирование первоначального представления о многообра- зии жанров
художественных произведений и произведений устного народно- го творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобрете- ние
опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме,
развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать
выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным
традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование
чувства гордости за национальные свершения, открытия, побе- ды; формирование
первоначальных представлений о природных и социальных объектах как компонентах
единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и
неживой природы; формирование основ ра- ционального поведения и обоснованного
принятия решений; формирование первоначальных представлений о традициях и
обычаях, хозяйственных заня- тиях населения и массовых профессиях родного края,
достопримечательно- стях столицы России и родного края, наиболее значимых
объектах всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших для
страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных
правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений
описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления,
выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно- следственных связей в окружающем мире (в том
числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых
умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной)
о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов
образовательной организации и сети Интернет, получения информации из

источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового
и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в
окружающей среде, в том числе знаний о небезопас- ности разглашения личной и
финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта
соблюдения правил безопасного поведе- ния при использовании личных финансов;
приобретение опыта положительно- го эмоционально-ценностного отношения к
природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий
человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оцен- ку поступкам,
отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоогра- ничению в
поведении; построение суждений оценочного характера, раскры- вающих значение
нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий
духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение
навыками общения с людьми разного вероисповеда- ния, осознание, что оскорбление
представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в
обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства,
честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять
значение слов «милосердие», «со- страдание», «прощение», «дружелюбие», находить
образы, приводить приме- ры проявления любви к ближнему, милосердия и
сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость
к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения
человече- ского достоинства, знание общепринятых в российском обществе норм
мора- ли, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных
духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях граж- данина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных
материалов и средств художественной выразительности изобрази- тельного искусства;
умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художествен- ных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов мате- риальной
культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре
и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных
прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности,
соблюдая правила честной игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(1–2 и 3–4 классы)
№
п/п

1

2

3

Темы занятий

Зачем человеку учиться?

Русский язык в эпоху
цифровых технологий

Цифровой суверенитет
страны

Количество
часов

Виды деятельности
обучающихся

Электронные ресурсы

1

Приобретение знаний на протяжении всей
жизни. Роль знаний в развитии личности и
общества. Влияние цифровых технологий на
приобретение знаний. Необходимость
управления человеком цифровыми
технологиями. Развитие навыков работы
в команде, уважения разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе школьного
образования.
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный
труд, патриотизм

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа
с иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

1

Русский язык — государственный язык, объединяющий многонациональную семью на- родов
Российской Федерации. Современное
разнообразие русского языка, изменения
в устной и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Правила использования стилей
речи в современной коммуникации. Грамотная,
логичная и понятная речь — при- знак
образованного человека и залог успеха в
будущем.
Формирующиеся ценности: высокие нрав- ственные
идеалы, патриотизм

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

1

Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность
государства и каждого человека? Возмож- ности
цифрового мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и осваивать новые
горизонты. Мир цифровых профессий: как
создаются новые техноло- гии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы
цифрового мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

Основное содержание

4

5

6

7

Мирный атом.
День работника атомной
промышленности

О творчестве. Ко
Дню музыки

Что такое уважение? Ко
Дню учителя

Как понять друг друга
разным поколениям?

1

1

1

1

Мирный атом — это использование атомной
энергии в мирных целях на благо челове- чества.
Уникальные атомные технологии и достижения
отечественной научной школы. Контроль
распространения атомной энер- гии. Влияние
экологически чистых и эф- фективных
источников энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого
человека. Возможности реализации творческого
потенциала взрослых и детей. Русская культура —
признанное мировое достояние человечества.
Музыка как вид ис- кусства. Состояние развития
современной отечественной музыки: жанры и
направле- ния.
Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над
материальным, служение Оте- честву

Уважение — признание достоинств лично- сти.
Уважение к окружающим и чужому тру- ду как
основа гармоничного развития обще- ства.
Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и
формирование ответственности. О роли педагога
в воспитании личности. Традиции празднования
Дня учителя.
Формирующиеся ценности: взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Семья как ценность в жизни каждого чело- века,
основа любого общества. Формиро- вание общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в
семье. Обмен опытом между поколениями и
бережное отношение друг к другу как путь к
позитивным измене- ниям и взрослению.
Формирующиеся ценности: крепкая семья

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

8

9

10

11

О городах России.
Ко Дню народного
единства

Общество безграничных
возможностей

Селекция и генетика. К
170-летию
И. В. Мичурина

Как решать конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога

Города России: разнообразие культур, язы- ков и
вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской
Федерации. Древнейшие города России как
хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение россий- ских
городов — изучение страниц истории Отечества.
Роль государства в развитии ма- лых городов.
Возможности граждан в разви- тии своей малой
родины.
Формирующиеся ценности: единство наро- дов
России, гражданственность

Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым и
иллюстративным материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым и
иллюстративным материалом

разговорыоважном.рф

1

Состояние науки в современной России. Роль
генетики и селекции в сельском хо- зяйстве,
медицине, промышленности и т. д. Мировое
признание достижений отече- ственной
научной школы. Открытия И. В.
Мичурина и их влияние на развитие страны.
Возможности для подрастающего поколе- ния в
познании мира и личном развитии.
Формирующиеся ценности: патриотизм, вы- сокие
нравственные идеалы

Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым и
иллюстративным материалом

разговорыоважном.рф

1

Конфликты и трудности — естественный
элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как
залог преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных ситуаций.
Формирующиеся ценности: взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

1

1

Общество — совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но имеющих единые
потребности в любви, уважении, дружбе,
принятии и самореализации. Роль цифровых
технологий в расширении возможностей участия
в общественных процессах. Готов- ность
уважительно воспринимать другого человека —
основа гармоничных отношений в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоу- важение

12

13

14

15

Профессия — жизнь спасать

Домашние питомцы.
Всемирный день питомца

Россия — страна победителей.
Ко Дню Героев Отечества

Закон и справедливость. Ко
Дню Конституции

1

1

1

1

Спасатели — специалисты, которые помога- ют
людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя
связана с повышенным риском.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситу- ациях.
Ответственное отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, слу- жение
Отечеству и ответственность за его судьбу

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Роль домашних питомцев в жизни человека.
Ответственность, забота и бережное отно- шение
к питомцам. Всемирный день пи- томца
объединяет людей всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о животных. Как
соблюдать безопасность при общении с
животными?
Формирующиеся ценности: милосердие

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, муже- ства и
решительности — неотъемлемая часть
российской идентичности и культурного кода.
День Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм, слу- жение
Отечеству и ответственность за его судьбу

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закре- пляет
права и свободы человека как выс- шую
ценность. Справедливость — одна из важнейших
духовно-нравственных ценно- стей российского
общества. Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязан- ности есть у детей?
Формирующиеся ценности: справедливость, жизнь,
достоинство, права и свободы чело- века

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

16

17

18

19

Совесть внутри нас

Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие

Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация

Музейное дело. 170 лет
Третьяковской галерее

1

Совесть — внутренний ориентир, помогаю- щий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в
осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и
исторического опыта страны на формиро- вание
нравственных ориентиров личности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

1

Зимние каникулы — это время не только для
семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы прове- сти время с
пользой: составление календа- ря. Новогодние
традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки
для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство
народов России, взаимопомощь

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

1

Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и
российских мультипликационных филь- мов.
Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. От идеи — до экрана: как
появляются современные мультипликационные фильмы?
Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над
материальным, гуманизм

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

1

Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия
страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и
интерпретация памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший музей
русского искусства и объект всемирного
достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать
и развивать школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над
материальным, служение Оте- честву

20

21

22

23

Как создавать свой
бизнес?

Есть ли у знания
границы? Ко Дню науки

Слушать, слышать и
договариваться.
Кто такие дипломаты?

Герой с соседнего двора.
Региональный урок ко
Дню защитника
Отечества

1

1

1

1

Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии
отечественной экономики и улучшении жизни
людей. Бизнес — это не только лич- ный успех,
но и ответственная командная работа. С чего
начать свое дело? О мерах поддержки для
молодых предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее наследие российской науки и ее
выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых уче- ных.
Как происходят современные откры- тия? Как
стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Дипломатия — важная сфера деятельно- сти
государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граж- дан. Специфика
дипломатической работы. Диалог между
государствами как основа международной
стабильности. Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести
конструктив- ный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая память и
преемственность поколений, мно- гонациональное
единство
Герой — реальный человек, живущий ря- дом с
нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, муже- ственные и
трудолюбивые. Что такое геро- изм? Какие
качества отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм, единство
народов России

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

24

25

26

День наставника

Всемирный день поэзии

Большой. За кулисами.
250 лет Большому театру
и 150 лет Союзу
театральных деятелей
России

1

1

1

День наставника — важный государствен- ный
праздник, который позволяет закрепить статус
наставников, подчеркнуть значимость этой
деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной педагогики в России.
Как найти наставника?
Формирующиеся ценности: служение Отече- ству,
созидательный труд
Поэзия как часть литературного наследия
страны. Русская литература — настоящий
культурный феномен. Русских классиков любят
и читают не только на родине, но и за рубежом.
Почему иностранцы любят и читают русских
писателей? Роль поэзии в личном развитии
человека, интеллекта и душевных качеств. О
современных поэтах России. Почему люди
пишут стихотворения, можно ли этому
научиться?
Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над
материальным, созидательный труд
Российская драматургия, опера и балет
— часть мирового наследия. Театр — це- лая
семья разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дириже- ры,
гримеры и многие другие. Почему дости- жения
русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать
актером и что для этого нужно? Разви- тие
школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет ду- ховного над
материальным, созидательный труд

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

27

28

29

30

Как справляться с
волнением?

65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики

Как мусор получает
«вторую жизнь»? Технологии
переработки

Что значит работать
в команде? Сила команды. Ко
Дню труда

1

1

1

1

Волнение как естественное состояние человека
перед важным событием в жиз- ни. Контроль
эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологиче- ском здоровье.
Какие полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние? Как их
сформировать и придер- живаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных про- ектов.
Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров, летчиков и
других специалистов открывает для страны и
всего человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение Отече- ству,
историческая память
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об эколо- гии
должен заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина роста
количества мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей сре- ды. Развитие
системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные
привычки необходимо сформиро- вать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный труд

Команда — это друзья и единомышленники, где
каждый вносит свой значимый вклад в общее дело
и помогает добиться успеха.
Умение слышать и трудиться сообща, раз- делять
успех и вместе переживать неудачу. Примеры
коллективной работы в истории страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

31

32

Песни о войне. Ко Дню
Победы

Ценности, которые нас
объединяют

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей
великой страны. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа, сохране- ние
памяти о Великой Отечественной войне
последующими поколениями. Как песни
передают чувства, эмоции и переживания
создателей?
Формирующиеся ценности: единство наро- дов
России, историческая память и преем- ственность
поколений
Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает нам
поступать правильно и ответ- ственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью единого народа, способствуют
укреплению общества и раз- витию страны.
Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникаль- ность
каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и уважением друг
к другу существует силь- ный и сплоченный
народ.
Формирующиеся ценности: традиционные российские
духовно-нравственные ценности

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

разговорыоважном.рф

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».