РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н..
Рабочая программа
учебного курса «Музыкально-ритмические занятия»
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся
с нарушением расстройства аутистического спектра (вариант 8.2)
1, 1 (доп) класс
Г. Костомукша, 2025
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа по музыкально – ритмическому развитию составлена для учащихся с
расстройствами аутистического спектра на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами
аутистического спектра и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Структура документа.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, характеристику учащихся по
уровням овладения предметными результатами на момент поступления, требования к уровням
освоения учащимися предметными результатами, краткий коррекционный курс, календарнотематическое планирование коррекционного курса, формы текущего контроля, методическое
обеспечение образовательной деятельности.
Общая характеристика предмета.
Практика показывает, что музыкально – коррекционные занятия с детьми аутистического
спектра успешно проходят в области, смежной с индивидуальными музыкально – коррекционными
технологиями и общей программой по музыкальному развитию детей.
Специфика учреждения проявляется в том, что контингент обучающихся начальной школы дети с различными синдромами аутизма, имеющие сложный дефект развития: интеллектуальную
недостаточность различной степени выраженности, речевую патологию, соматическую патологию,
нарушения опорно-двигательного аппарата. 98% обучающихся – дети-инвалиды.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности
при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков
носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с
большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Музыка сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Поэтому крайне важно
знакомить «особых» детей с музыкальной культурой в целом: сюда можно отнести домашнее
прослушивание музыкальных записей, а также посещение концертных залов и музыкальных
театров.
Дизонтогенез ребёнка, имеющего нарушения аутистического спектра, проявляется и в его
музыкальном развитии.
К характерным особенностям этого проявления можно отнести:
Нежелание
переключить внимание с одного действия на другое. Например, на
занятии необходимо подняться с места (из положения сидя) и выполнить упражнение стоя.
Навязчивость в стремлении удовлетворить личный интерес, выражающийся в крайней
зависимости аутичного ребёнка от стереотипов. (Например, если к металлофону полагается две
палочки, нельзя использовать лишь одну; если закончилось пение – надо закрыть ноты; если
закончилось занятие – надо закрыть крышку инструмента).
Длительное привыкание к звучанию голоса и интонациям речи «нового взрослого» –
учителя музыки. Адаптационный период может длиться месяцы.
Сохранение монотонности в пении.
В процессе музыкальных занятий с детьми данной типологической группы обнаруживаются
и их характерные особенности:
Внутренняя музыкальность аутичных детей. Характерная черта, наиболее
притягательная с точки зрения музыки.
2
Часто встречающийся эффект «оглушения» звуком. Ребёнок закрывает уши руками
оттого, что имеет повышенную чувствительность к музыкальным звукам.
Явная заинтересованность в игре на простых музыкальных инструментах,
возникающая как результат стремления к сенсорным ощущениям.
Таким образом, мы можем наблюдать способность аутичных детей чутко воспринимать
музыкальные звуки, позволяя или не позволяя им проникать в мир своих ощущений.
Наличие у большинства обучающихся детей склонности к восприятию музыки позволяет
постепенно приобщать их к простейшим понятиям теоретических дисциплин – сольфеджио и
музыкальной литературы.
Музыкально – коррекционную работу целесообразно проводить в два этапа:
подготовительный – этап адаптации ребёнка
основной – обучение, в процессе которого сохраняется возможность для
«отступления» аутичного ребёнка к привычным формам индивидуального подхода.
Музыкально – коррекционные занятия носят форму урока, на котором присутствует учитель
музыки и воспитатель класса. Занятие структурировано по принципу «от привычного к новому». А
также на контрастных действиях: распевание, танцевальные движения, разучивание песни,
музыкальные игры.
Специфика музыкально – ритмических занятий заключается в их тесной взаимосвязи с
некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен
способствует приобретению устной речи, обучение правильной артикуляции звуков и технике
правильного дыхания при помощи средств распевания способствует развитию дикции ребёнка.
Неотъемлимой частью музыкально – коррекционных занятий является ритмика, корректирующая
отклонения в развитии общей моторики детей с ОВЗ, представленная в данной программе в разделе
«музыкально – коррекционные игры».Для детей с различными синдромами аутизма, нарушением
интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в художественной
деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности учащихся и
педагогов могут стать праздничные утренники, поэтому в программе введён раздел «драматизации».
Обучение пению и игре на элементарных детских музыкальных инструментах идет
параллельно с обучением элементарным двигательным и танцевальным движениям с учётом
принципа ритмической основы вокальной и танцевальной музыки. Дети учатся пропевать гласные
звуки, затем слоги и слова, постепенно активизируя словарный запас, что расширяет кругозор детей,
развивает речевые умения, совершенствует фонематический слух. Для усиления эффекта
восприятия и синтеза, ритмические и слуховые задания визуализируются.
В музыкально ритмическом обучении используется та же закономерность от простого к
сложному: дети учатся ходьбе, бегу, элементарным построениям и перестроениям, затем
элементарным танцевальным движениям.
Применение ударно – шумовых инструментов способствует развитию чувства ритма и
музыкальной памяти учащихся, обогащает сенсорные ощущения и общие музыкальные
представления. Возможность элементарно проанализировать услышанный музыкальный отрывок
легче осуществляется при помощи наглядного словаря – «Словарь эмоций, чувств и образов».
Практически значимым итогом проводимых занятий может стать заключительный урок четверти,
представленный в программе в разделе «тематические уроки».
Таким образом, курс имеет коррекционную, познавательно-коммуникативную и
практическую направленность. Содержание, сроки ведения и продолжительность коррекционной
работы осуществляется исходя из особенностей психофизического развития детей каждого класса.
Музыкально – коррекционные занятия могут сыграть важную роль в социальной адаптации и
реабилитации детей с ОВЗ благодаря сильному и длительному воздействию музыки на
эмоционально – волевую сферу. Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с
3
детьми с нарушениями аутистического спектра составляет
технология личностноориентированного обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный
подход, учёт психофизических и психоэмоционльных особенностей каждого обучающегося. В
начальной школе также широко применяется технология разноуровнего обучения, которая
позволяет педагогу обучать детей с разными видами нарушений. При обучении детей нужно
учитывать различия у школьников с нарушениями аутистического спектра в степени и характере
речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях,
интеллектуальных нарушениях.
Цель: Обеспечение качества образовательного процесса через музыкально – эстетическое
развитие обучающихся, направленное на закрепление и совершенствование певческих, слуховых и
ритмических навыков, получаемых на уроках музыки.
Задачи:
Формирование и развитие вокально – речевых и слуховых навыков
Обучение основным ритмическим движениям
Обучение элементарным танцевальным движениям
Развитие восприятия музыкальных образов и выражение их в движениях
Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах
Развитие коммуникативных навыков путём выстраивания игрового или
исполнительского ансамбля с учётом индивидуальных особенностей детей
Развитие эмоционально – волевой сферы и познавательного интереса
Воспитание чувства прекрасного путём приобщения к образцам музыкальной
культуры
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками речевой практики,
литературного чтения и окружающего мира.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от
индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает
овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень –
предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень
предметных результатов по коррекционно – развивающему курсу «Музыкально – ритмическое
развитие» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся
класса и сложностью структуры дефекта.
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после
проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Место коррекционно-развивающих занятий в учебном плане
Обучение организовано на дому по медицинским показаниям. В учебном плане школы на
реализацию учебного предмета в 1 доп.- 1 классах отводится по 0,25 часу в неделю при 33 учебных
неделях.
Коррекционно-развивающие
занятия:
Музыкально-ритмические
занятия
I
I доп.
II
III
IV
Всего
0,25/
8,25
0,25/
8,25
-
-
-
0,5/
16,5
Часы самостоятельной работы являются важной составляющей организации обучения на дому
и входят в максимальную нагрузку обучающегося. Самостоятельная работа выполняется
4
обучающимися по заданию педагогического работника с целью закрепления и развития
необходимых навыков.
Кроме того, часть часов, отведённых для самостоятельной работы, используется для участия
во внеурочной деятельности
по желанию обучающегося и/или родителей (законных
представителей).
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Продолжительность занятия по музыкально – ритмическому развитию в 1 классе 35мин.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся на момент поступления.
Модель учащегося, поступившего в 1 класс, может складываться из основных потенциалов
развития личности ребенка.
Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень
физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу,
владеет основными гигиеническими навыками.
Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые
инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.
Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное
изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции,
называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш.
Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в
совместные игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки)
по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем
взрослого.
Планируемые результаты изучения курса
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты рабочей программы по музыкально – ритмическому развитию
включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной
категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области
«Музыкально – ритмическое развитие» (1 доп класс)
Достаточный уровень:
знать логопедические жесты, обозначающие гласные звуки
различать вступление, окончание песни
участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами
выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя
участвовать в музыкальных коммуникативных играх
участвовать в общешкольных утренниках
Минимальный уровень:
включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
5
не мешать, при выполнении различных заданий, одноклассникам.
проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
Предметные результаты освоения курса
«Музыкально – ритмическое развитие» (1 класс)
коррекционно-развивающей
области
Достаточный уровень:
петь округлённым звучанием в верхнем регистре и мягким в нижнем регистре
пропевать последовательность гласных звуков с логопедическими жестами
петь короткие мелодии с текстом на одном дыхании
петь несложные хоровые распевки
петь специальные логопедические распевки
различать разнообразную по характеру и звучанию музыку
самостоятельно выполнять общеразвивающие движения под музыку по словесной
инструкции учителя
участвовать в музыкальных коммуникативных играх
участвовать в общешкольных утренниках
Минимальный уровень:
знать логопедические жесты, обозначающие гласные звуки
различать вступление, окончание песни
участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами
выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя
Личностные результаты освоения курса
«Музыкально – коррекционное развитие» (1 класс)
коррекционно-развивающей
области
1)
формирование образа себя, осознание себя как ученика
2)
развитие представлений об окружающем мире;
3)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4)
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
5)
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
Группа БУД
Личностные
учебные
действия
Коммуникативные
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учебные действия и умения
- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных
заданий;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом
социальном окружении (классе, школе);
- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в
природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в паре – «учитель-ученик»;
6
учебные действия
Регулятивные
учебные
действия
Познавательные
учебные действия
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной
деятельности (игровой, творческой, учебной).
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале.
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся.
№
п/п
1.
Раздел
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 класс
Краткое содержание курса
Распевание,
сольфеджирование
Закрепление навыка «музыкальное» приветствие
Закрепление навыка «музыкальное» прощание
Разучивание песен про игрушки (рыбка, котик, Петрушка,
зайчик и т. д.) с использованием дидактического материала
формирование произношения слогов в заданном ритме на
материале песенки («дам», «Ля», «поймать»)
Разучивание коротких игр с пальчиками с простым
музыкальным сопровождением
Формирование навыков пения кантилены с помощью работы
над элементарными дыхательными упражнениями: «надуться как
шарик», «подуть на свечу», «погреть ладошку дыханием» и т. д.
Использование элементов фонопедического метода распевания
Закрепление навыка пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи
«логопедических жестов» с элементами фонетической ритмики
Логопедические распевки-стихи на гласные с включением
эмоциональной окраски
Логопедические распевки на слоги с использованием жестов
(«Ай», «Ля», «За», закр. ртом – «Ба», «Цыка», «Жу», «Филин»)
Элементарные хоровые распевки на слоги
Метро-ритмические упражнения с элементами пальчиковой
гимнастики («Зум-зум», «Муха», «Книга», «Песочные часы»,
«Шагом-стой»)
вокализации и дыхательные упражнения: А, О, У, И, Э стаккато
и легато
закрепление навыка определять силу звучания: громко, тихо.
7
закрепление навыка определять темп звучания: быстро,
медленно
знакомство с характером звучания: грустно - весело
2.
Разучивание
песенного
материала
(Восприятие
музыки)
3.
Музыкально –
коррекционные
игры
Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать новые
короткие песенки
Знакомые попевки и песенки различать при выборе из двух
Формирование навыка внимательно прослушать небольшую
часть музыкального произведения.
Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная,
марш.
Закрепление навыка пения, получаемого на уроках музыки
Формирование интереса к звучанию музыкальных
инструментов, эмоциональному восприятию музыки: « стук
дождя» (барабаны), шорох листьев» (тамбурины), «звон капели»
(треугольник)
Формирование у детей предпосылок к общению со
сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают.
Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных
инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен,
треугольник, барабан
Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный
или четырёхдольный размер с первой сильной долей
Формирование навыка игры ровными длительностями:
деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны
Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч.
«дрова»), металлофоны, круговые трещётки, рубель
Правильное исходное положение
Построение и перестроение
Закрепление навыка построения в круг
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из
круга
Движения в кругу:
Хоровод держась за руки под спокойную музыку
Быстрый шаг по кругу со сменой направления
Выставление ноги на пятку, на носок
Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу
Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки
Выполнять ритмические движения в соответствии с различным
характером музыки
Участвовать в музыкальных играх с предметами
Выполнять логоритмические и ритмопластические упражнениях
по показу учителя
Выполнять несложную роль в музыкальных играх
Знакомство с танцевальными движениями
Разучивание детских танцев
8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 класс)
№
п/п
1
1
2
3
4
5
Направление работы
2
Элементы дыхательной
гимнастики: погладить нос,
подуть на ладошку
Разучивания гласных с
логопедическими жестами (с
элементами фонетической
ритмики)
Логопедические распевкистихи на гласные с
включением эмоциональной
окраски
Разучивание пальчиковых
игр с музыкальным
сопровождением
(музыкальное переложение
известных русских народных
песен)
Вокализации и дыхательные
упражнения: А, О, У
стаккато и легато
слоги «Йа-а-а, Лё-о-о, Лю-уу» по трём ступеням мажора
вниз
Планируемые предметные результаты
Планируемые личностные
результаты
3
4
петь короткие мелодии с текстом на одном Закрепление опыта общения
дыхании
получение удовольствия от
собственного пения
знать названия частей лица и тела
выполнение действий по инструкции
учителя
пропевать последовательность гласных
Закрепление навыка произвольного
звуков с логопедическими жестами
внимания
формирование движений мелкой
моторики
петь гласные «а, о, у» и сочетание гласных формирование навыка
«у-а», «а-у» на одном звуке; на двух эмоционального отношения к тексту
соседних звуках;
выполняемых заданий
формирование певческого дыхания,
формирование правильной
артикуляции гласных
петь короткие мелодии с текстом
формирование навыка знакомства с
русскими народными песнями
выполнять движения мелкой моторики по формирование навыка
показу
эмоционального отношения к тексту
исполняемых песенок
петь короткие мелодии на одном дыхании
формирование навыка правильного
певческого дыхания
формирование навыка правильной
артикуляции гласных и слогов
9
6
7
«Кот и мыши» Т. Ломовой
Игра на инструментах
детского шумового оркестра
выполнять общеразвивающие движения по формирование навыка упражнений
показу или с помощью учителя
для коррекции общей моторики
участвовать в музыкальных
коммуникативных играх
отстукивать на инструментах детского
шумового оркестра ровные доли в
двудольном или четырёхдольном размере
играть
глиссандо
на
металлофонах, трещотках
8
9
Разучивание пальчиковых
игр с музыкальным
сопровождением
«Этот пальчик дедушка»
«Пять лунатиков» Т. Н.
Щербакова «Игры с
пальчиками»
Логопедические распевкистихи на гласные с
включением эмоциональной
окраски
выполнять
упражнение
самостоятельно
получение положительных эмоций
формирование навыка
воспроизведения метрической
пульсации
ксилофонах, Отстукивание ровных метрических
долей в быстром и медленном
темпе тихо и громко
по
показу формирование навыка упражнений
для коррекции мелкой моторики
получение положительных эмоций
петь гласные «а, о, у, и, э» сочетание этих
гласных на одном звуке; на двух соседних
звуках; в диапазоне терции
пропевать
своё
имя
с
помощью
логопедических жестов, (учитывая только
гласные звуки)
пение по слогам словосочетаний «Я по – ю»,
«Я кри-чу», «Я шеп – чу» с включением
шёпотной речи и эмоциональной окраски
формирование навыка
эмоционального отношения к
тексту исполняемых распевок
формирование певческого дыхания
формирование правильной
артикуляции гласных
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 дополнительный класс
10
№
Раздел
Краткое содержание курса
п/п
1.
Распевание,
формирование навыка «музыкальное» приветствие
сольфеджирование
формирование навыка «музыкальное» прощание
знакомство с детскими песенками про игрушки с помощью атрибутов: корова, лошадка, курица,
зайка, рыбка, котик
воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га, мяу и т.д.)
Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопровождении
Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопедических жестов»
Разучивание попевок и небольших песенок с голоса учителя
Формирование умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом,
прислушиваться к пению одноклассников на примере разучиваемых песен
Разучивание элементов дыхательной гимнастики: погладить нос, подуть на ладошку
Разучивание логопедических распевок на пройденных гласных
ознакомление с силой звучания: громко, тихо.
ознакомление с темпами в музыке: быстро, медленно.
2.
Разучивание
Формирование умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки
песенного
Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения.
материала
Закрепление навыка пения, получаемого на уроках музыки
(Восприятие
музыки)
3.
Музыкально
коррекционные
–
Формирование предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают;
ребёнок – солист в музыкально – ритмических упражнениях и музыкально – коррекционных играх
11
Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу,
игры
бег, марш под бубен, треугольник, барабан
Формирование навыка игры на музыкальных инструментах ровными долями: деревянные коробочки,
клавесы, ксилофоны, металлофоны
Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны, круговые
трещётки, рубель
Формирование навыка организованно строиться перед началом упражнения
Формирование навыка построения в круг
Формирование навыка сохранять правильную дистанцию в кругу
Движения в кругу:
Хоровод: спокойная ходьба, держась за руки
Выставление ноги на пятку, на носок
Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу
Лёгкий бег по кругу, не держась за руки
Формирование навыка ориентировки в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга
Выполнение упражнений на координацию движений
Выполнение упражнений на расслабление мышц
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Музыкально – ритмическое развитие» (1 дополнительный класс)
№
Направление работы
Планируемые
предметные Планируемые личностные результаты
12
п/п
1
Формирование навыка
«музыкальное» приветствие
результаты
Реагировать на приветствие учителя знать
названия частей лица и тела
формирование опыта общения выполнение
действий по инструкции учителя
Разучивания гласных с
логопедическими жестами (с
элементами фонетической
ритмики)
Логопедические распевкистихи на гласные с
включением эмоциональной
окраски
пропевать гласные звуки по одному с
логопедическим жестом, обозначающим
данный гласный
формирование произвольного внимания
формирование движений мелкой моторики
петь гласные «а, о, у» на одном звуке;
4
Элементарные хоровые
распевки на слоги
петь несложные хоровые распевки на
гласные «а-о-у-и»;
хоровые распевки на слоги
5
Разучивание пальчиковых игр петь короткие мелодии с текстом
с музыкальным
выполнять движения мелкой моторики по
сопровождением
показу
(музыкальное переложение
известных русских народных
песен)
Логопедические распевки на
петь короткие мелодии с произнесением
слоги «Ба», «Ра», «Ло», «Мо» знакомых слогов
формирование навыка эмоционального
отношения к тексту исполняемых
логопедических распевок
формирование певческого дыхания
формирование правильной артикуляции
гласных
формирование навыка правильного
певческого дыхания
формирование навыка правильной
артикуляции
формирование навыка знакомства с русскими
народными песнями
формирование навыка эмоционального
отношения к тексту исполняемых песенок
2
3
6
7
Песня «За грибами» музыка
и слова З. Б. Качаевой
8
«На лесной тропинке»,
«Пушистые гости», «Лесная
полька» песни – игры
участвовать в процессе пения путём
произнесения гласных, произвольной
жестикуляции, пением отдельных слов
или целого текста
выполнять общеразвивающие движения
по показу или с помощью учителя
участвовать в музыкальных
формирование навыка правильного
певческого дыхания
формирование навыка правильной
артикуляции гласных и слогов
формирование навыка сотрудничества
с взрослыми и сверстниками
формирование навыка эмоционального
отношения к тексту исполняемых песен
формирование навыка сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
формирование позитивного отношения к
13
9
музыка и слова И. Г.
Смирновой
Игра на инструментах
детского шумового оркестра
коммуникативных играх
участникам образовательного процесса
отстукивать на инструментах детского
шумового оркестра ровные доли в
двудольном или четырёхдольном размере
играть глиссандо на ксилофонах,
металлофонах, трещотках
формирование навыка
воспроизведения метрической
пульсации
формирование навыка игры в заданном
темпе
14
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Учебно-методическая и справочная литература:
Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением
интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург
И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»
М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс
практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.;
Изд-во «Гном» и Д.
Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и
практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по
музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся».
Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред.
Л.А.Барейбойма. - М.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В.
Воронковой. М.
Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками
умственного развития / Дошкольное воспитание.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение
Медведева Е.А. и др. Музыкальное воспитание детей с развитии и
коррекционная ритмика. / Под ред. Е.А.Медведевой. - М.Издательский центр «Академия»
учебно-методический комплект (учебное пособие, методическое пособие
для учителя, нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства,
коллективного инструментального исполнительства);
демонстрационный комплект: музыкальные инструменты;
дидактический раздаточный материал;
наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: карточки с
изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы
Е.А. Медведева. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и
коррекционная ритмика. Изд. центр «Академия»
С.В. Исханова. Система диагностико – коррекционной работы с аутичными
дошкольниками. Спб. Детство-пресс
Е. Д. Макшанцева Детские забавы. Москва «Просвещение»
Е. Черенкова Оригинальные пальчиковые игры. Москва «Рипол классик»
Т. С. Овчинникова Логопедические распевки. Санкт – Петербург «Каро»
Г. И. Анисимова Новые песенки для занятий в логопедическом саду. Санкт
– Петербург «Каро»
И. Бодраченко Музыкальные игры в детском саду. Москва «Айрис пресс»
2009 г.
Э Финкельштейн Музыка от а до я. Издательство «Композитор - Санкт –
Петербург»
Ж Металлиди, А. Перцовская Сольфеджио Учебное пособие для 1-го класса
ДМШ. Издательство «Композитор – Санкт-Петербург»
А. И. Буренина Ритмическая пластика для дошкольников (учебно –
методическое пособие) Санкт – Петербург
И. Каплунова, И. Новоскольцева Серия сборников «Ладушки» Издательство
«Композитолр – Санкт=Петербуог»
15
А. Н. Зимина Мы играем, сочиняем. Музыкальное воспитание детей 5-7 лет.
Изд. «Ювента» Москва
Т. Бабаджан Мы любим музыку песни и фортепианные пьесы для самых
маленьких. Изд. «Музыка» Москва
«Буратино за фортепиано» Популярные детские песни. Изд. «КомпозиторСанкт – Петербург»
О. В. Савинкова, Т. А. Полякова Раннее музыкально – ритмическое
развитие детей (методическое пособие). ООО «Престо»
Г. Ф. Вихарева Споём, попляшем, поиграем. Логоритмические игры для
малышей. РЖ «Музыкальная палитра»
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» методический и
практический журнал. Ооо Изд. «Школьная пресса»
Аудио и видео материалы
информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
мультимедийные энциклопедии;
аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов;
видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д.
Технические средства обучения
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
принтер;
музыкальный центр;
DVD.
Учебно-практическое оборудование:
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором
приспособлений для крепления демонстрационного материала;
музыкальный инструмент: цифровое пианино.
комплект элементарных музыкальных инструментов:
бубен;
бубенцы;
колокольчики;
кастаньеты;
ритмические палочки;
ручной барабан;
ксилофон;
ложки (музыкальные ложки);
маракас;
металлофон;
погремушки;
треугольник;
16
театральный реквизит (костюмы, декорации, обручи, гимнастические палки,
платочки и пр.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Музыкально – ритмическое развитие» (1 класс)
Достаточный уровень:
петь округлённым звучанием в верхнем регистре и мягким в нижнем
регистре
пропевать последовательность гласных звуков с логопедическими жестами
петь короткие мелодии с текстом на одном дыхании
петь несложные хоровые распевки
петь специальные логопедические распевки
различать разнообразную по характеру и звучанию музыку
самостоятельно выполнять общеразвивающие движения под музыку по
словесной инструкции учителя
участвовать в музыкальных коммуникативных играх
участвовать в общешкольных утренниках
Минимальный уровень:
знать логопедические жесты, обозначающие гласные звуки
различать вступление, окончание песни
участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами
выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя
17