РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н..
Рабочая программа
учебного курса «Ритмика»
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся
с нарушением расстройства аутистического спектра (вариант 8.2)
Срок реализации – 5 лет
г. Костомукша, 2025
1. Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающего курса «Ритмика» направлена на создание
условий в освоении АООП НОО детьми с расстройством аутистического спектра (вариант
8.2) и разработана на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-Ф3;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки
России от19.12.2014г. №1598);
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с РАС;
Ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения
сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной
терапии, направленной на преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем
развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге
адаптацию человека в условиях внешней и внутренней среды.
1.1 Общая характеристика обучающихся с РАС (вариант 8.2)
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС (вариант 8.2)
характеризуется более поздним, по сравнению с нормой, развитием речи; выраженное
отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном
понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с
возрастом, без специального обучения, резко снижается.
Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом
разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим. Обучающиеся с
РАС (вариант 8.2), находящиеся на II уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной),
характеризуются использованием, хотя и постоянного, но искаженного и ограниченного
запаса общеупотребительных слов, не способны дифференцированно обозначать названия
предметов, действий, отдельных признаков.
Отличительной чертой речевого развития обучающихся с РАС этого уровня является
ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Обучающиеся с РАС, находящиеся на III уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной),
характеризуются возросшей речевой активностью, наличием развернутой фразовой речи с
элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Произношение детей характеризуется недифференцированным произнесением звуков
(особенно сложных по артикуляции, позднего онтогенеза). Наблюдаются множественные
ошибки при передаче звуконаполняемости слов; неточное употребление многих
лексических значений слов, значений даже простых предлогов; грамматических форм
слова, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях; неумение
пользоваться способами словообразования.
За последние годы отмечается значительный рост количества детей, имеющих
особые образовательные потребности и (или) ограниченные возможности здоровья.
Большее их количество тяжелые нарушение речи: алалия, дизартрия, заикание, афазия,
ринолалия, являющиеся как первичными нарушениями, так и вторичными (как следствие
ограниченных возможностей здоровья ребёнка). При нарушениях речи, имеются
нарушения двигательных, речедвигательных, психических процессов. Страдают общая и
мелкая моторика, координация движений.
Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к
переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, психической
истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью. Это
результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с
ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология
и т.д.
Поэтому данная коррекционно-образовательная программа, направлена на
исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые
изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного
запаса, развитии общей и мелкой моторики, координации движений.
1.2 Цели и задачи программы
Цель коррекционно-развивающего курса - создание условий для усвоения основной
образовательной программы путём коррекции и профилактики речевых нарушений у
обучающихся с РАС посредством коррекционно-развивающей работы на основе
сочетания слова, движения и музыки.
Основными задачами коррекционного курса «Логопедическая ритмика» являются:
 развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, и движениях
речеритмическую выразительность;
 развитие дыхания, силы голоса, его речевого диапазона;
 развитие мелкой моторики у обучающихся;
 формирование способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично,
выразительно двигаться в соответствии сданным образом, т.е. умения
перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
 формирование познавательных способностей и коммуникативных навыков;
 развитие высших психических функций;
 воспитание нравственных личностных качеств; музыкальной культуры.
 личностных качеств; музыкальной культуры.
1.4 Принципы построения программы
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение
работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в
развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм,
методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ
коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств,
обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и
медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционновоспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс
развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
2. Общая характеристика курса «Ритмика»
В связи с поставленными задачами работа с учащимися строится в следующих
направлениях:
1) танцевально-ритмическое:
 развитие движений (ходьба, бег, прыжки, построение и перестроения);
 общеразвивающие упражнения (в т.ч. регулирующие мышечный тонус);
 координационные игры;
 танцы;
 танцевально-ритмическая импровизация;
 активное слушание музыки;
2) рече-двигательное:
 развитие речевого аппарата;
 голосовой и дыхательной функции;
 речевые упражнения без музыкального сопровождения;
 координация слуха и голоса (пение);
 пальчиковая гимнастика, самомассаж;
 мелодекламация;
 развитие мимической мускулатуры;
3) музицирование:
 игра на музыкальных инструментах (упражнения для развития чувства
музыкального темпа);
 слушание музыки;
 импровизация;
4) коммуникативное-познавательное:
 игры на развитие неречевых высших психических функций;
 игры на развитие способностей к коммуникативной деятельности;
 игры для развития творческой инициативы;
 игры-драматизации;
 игры для развития эмоционально-волевой сферы;
 игры познавательного характера, направленные на формирование
представлений об окружающем мире.
Практический материал постепенно усложняется в зависимости от года обучения и
варьируется по необходимости с учетом индивидуальных особенностей класса по
усмотрению учителя-логопеда.
3. Описание места курса в учебном плане.
Курс ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи,
произношения, индивидуальных логопедических занятий и построен в тесной связи с
ними, в рамках коррекционного курса АООП НОО для обучающихся с РАС.
Занятия проводятся в 1-4 классах.
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Занятия логопедической ритмики, предоставляя детям возможности для
культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и
плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение знаний умений на занятии логопедической ритмики предполагает
формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение
различными видами музыкально-творческой деятельности, овладение универсальными
учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях
общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание
его неразрывной связи с жизнью.
Внимание на занятии логопедической ритмики акцентируется на личностном
развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры
мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоциональноэстетический отклик на музыку, художественные произведения.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и
планомерное формирование учебной деятельности, способствующей личностному,
коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Курс «Логопедическая ритмика», развивая умение учиться, его творческие
способности призван формировать у ребенка современную картину мира, что
способствует успешной социализации.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных
и предметных результатов.
Личностные результаты:
1.
Целостное восприятие окружающего мира.
2.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3.
Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои
действия и управлять ими.
4.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
5.
Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6.
Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
1.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
3.
Использование знаково-символических средств представления информации.
4.
Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5.
Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
7.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение окружающих.
9.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
10.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
11.
Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
12.
Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по
просьбе учителя-логопеда.
13.
Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения
пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
14.
Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты:
1.
Сформированность слухового восприятия (ритмического, гармонического,
звуковысотного, тембрового, динамического слуха);
2.
Сформированность сукцессивных функций рядо-восприятия и рядовоспроизведения;
3.
Сформированность умения различать звучания различных по высоте
источников звуков;
4.
Сформированность умений концентрировать, переключать и распределять
внимание между сигналами различной модальности;
5.
Увеличение объема и улучшение качества зрительной, слуховой,
двигательной памяти;
6.
Сформированность умений регулировать мышечный тонус, выполнять
произвольные движения общескелетной/артикуляторной мускулатуры;
7.
Сформированность всех параметров общих (ручных), артикуляторных
движений, их статической и динамической координации, пространственно-временной
организации двигательного акта;
8.
Сформированность чувства музыкального темпа, ритма и чувства ритма в
движении;
9.
Сформированность оптимального для речи типа физиологического дыхания,
умения изменять его темп и ритм в процессе выполнения двигательных упражнений;
10. Умение произвольно изменять акустические характеристики голоса,
пользоваться разнообразием просодического оформления речи, правильно артикулировать
звуки во время пения;
11. Совершенствование словарного запаса и грамматического строя речи.
6. Основное содержание программы «Ритмика»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РИТМИКА»
1 КЛАСС
1. Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения
плечами («Паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки,
погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед
собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание
и разгибание стопы (в положении сидя, стоя на одной ноге), отведение стопы наружу и приведение ее
внутрь (в положении стоя, сидя), круговые движения стопой (в положении стоя, сидя), выставление
ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая
рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой
руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой
ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Позиции рук: смена позиций рук отдельно каждой и
обеими одновременно; сопровождение движения руки головой, взглядом.
Упражнение на расслабление мышц. Напряжение и расслабление мышц рук («Кулачки»)
Сжимание с напряжением и разжимание пальцев рук с речевым сопровождением.
Повороты туловища влево-вправо, при расслабленном положении рук. По сигналу наклон
туловища вперед, свесив голову и руки («Шалтай-болтай»).
Дети совершают энергичные движения под активную музыку, при изменении музыки на
спокойную, движения замедляются, дети ложатся на ковер и расслабляются.
Упражнения на ориентировку в пространстве. Ориентировка в направлении движений вперед,
назад, направо, налево, в круг, из круга. Перестроение в круг из шеренги, цепочки.
2. Ритмические упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Знакомство с детскими ударными музыкальными инструментами и звучащими предметами
(ложки, барабаны, бубны, треугольники, колокольчики и т.д). Правильное положение рук при игре на
инструменте и приемы игры на нем. Игра на ложках в станке или в каждой руке по отдельной ложке.
Исполнение небольших ритмических упражнений по показу и визуальной опоре, повторение
предложенного ритмического рисунка. Соотнесение инструмента с музыкальным произведением и
манеры исполнения на нем под звучащее музыкальное произведение. Совместное начало и окончание
звучания, передача динамических оттенков, чередование звучания и пауз.
3. Игры под музыку, импровизация движений на музыкальные темы.
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки (спокойная,
быстрая, медленная). Изменение характера движения в соответствии с изменением динамики (громко,
тихо), регистра (высокий, низкий). Изменение направления ходьбы, бега, поскоков, танцевальных
движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется
стремительным, спортивным; легкое подпрыгивание — тяжелым, и т. д.). Выполнение имитационных
упражнений и игр, в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером
музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
4. Народные и современные танцевальные движения.
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на
полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы
народного танца, например, русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне,
подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и
поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.
Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
1. Ритмико-гимнастические упражнения.
Общеразвивающие упражнения. Выставление ноги на носок вперед, в сторону, назад, ходьба с
высоким подниманием колен, приседание с опорой и др. Наклоны, выпрямления и повороты головы,
вращение головой, круговые движения плечами («Паровозики»); наклоны, движение рук в разных
направлениях; сгибание, разгибание стопы. Основные движения под музыку на 2/4, 4/4: ходьба, бег,
прыжки. Отражение хлопками притопами простых ритмических рисунков. Начало и окончание
движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы. Передача в движении шагом
различного характера музыки (бодрый, задумчивый и т. д.), различной силы звучания (громко, тихо),
различного темпа (умеренно, быстро, медленно), строевым или мягким шагом, ходьбой на пятках или
8
на носках и т. д. Базовые упражнения, предполагающие скоординированные движения в соответствии с
темпом и ритмом музыки.
Упражнения на координацию движений. Выполнение упражнений в парах: перекрестные
движения рук одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой
вверх, маховые движения рук, выставление ноги на носок вперед, в сторону и назад, наклоны, повороты
туловища вправо, влево и др.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по
сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением
предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как
можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение
рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую («Маятник»).
Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроения из пар в шеренги. Ходьба (бег)
друг за другом по одному, врассыпную с использованием всего пространства помещения с
последующим построением в колонну по одному, в шеренгу, в круг — в соответствии с изменением
звучания музыки.
2.Ритмические упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Использование знакомых инструментов для передачи ритмического рисунка музыкального
произведения. Знакомство с высотой звука (высокий, средний, низкий регистры), его протяжностью
(легато, скаккато). Сравнение контрастно звучащих инструментов (треугольник, бубен, колокольчики,
тамбурины и т. д.). Передача сильных и слабых долей знакомых музыкальных произведений.
Повторение предложенного ритмического рисунка и передача простых песенных ритмов на детском
ударном музыкальном инструменте. Коллективное исполнение знакомых песен, маршей, танцевальных
мелодий*.
3.Игры под музыку, импровизация движений на музыкальные темы.
Свободное, естественное движение под четко ритмически организованную музыку. Изменение
направления или формы движения в соответствии с изменением темпа или громкости звучания музыки.
Определение сильных и слабых долей такта и свободной передачи их притопами, хлопками и другими
формами движения. Простейшие подражательные движения под музыку. Прохлопывание ритмического
рисунка звучащей мелодии. Игры под музыку с предметами, игры с пением. Движения с речевым
сопровождением.
4.Народные и современные танцевальные движения.
Элементы танца и простые танцевальные движения: простой шаг - мягкий, перекатный, острый,
с высоким подниманием бедра, на полупальцах, топающий на всей ступне. Бег на полупальцах,
притопы одной ногой с хлопками, кружение через правое плечо с поднятыми руками, кружение парами
на месте и на ходу. Приставной и переменный шаги вперед, в стороны, назад. Шаги галопа — прямой,
боковой. Основной шаг народного танца, например, русский переменный шаг. Разучивание и отработка
элементов народных танцев, круговых танцев по показу. Выполнение простых современных
танцевальных связок.
2 КЛАСС
1.Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой,
круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны,
круговые движения. Наклоны и повороты туловища. Повороты туловища в сочетании с движениями
рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи).
Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку. Выставление правой и левой ноги поочередно
вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног (как при
маршировке). Сгибание и разгибание стопы в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку
осанки. Выполнение основных движений под музыку на 2/4, 4/4: ходьба, бег, прыжки, поскоки.
Отражение хлопками, притопами ритмических рисунков. Сохранение и быстрое изменение темпа и
характера движения с изменением темпа и характера музыкального сопровождения. Вступление в
движение одновременно с началом звучания музыки и прекращение движения с ее окончанием.
Бросание, катание, передача, перекатывание мячей различной величины. Использование скакалки для
различных прыжков под музыку*.
Упражнения на координацию движений. Ритмичные упражнения под музыку: перекрестные
9
движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и
возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу:
высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием
правой руки и т. д.). Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа
музыкального сопровождения.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны
или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя
и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения
листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
Упражнения на ориентировку в пространстве. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг,
пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному.
Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега
несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места
на место. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала.
2.Ритмические упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Использование детских музыкальных инструментов ранее знакомых (треугольник, бубен,
ложки, барабаны, колокольчики) и новых инструментов (металлофон, ксилофон), а также других
звучащих предметов (маракас, дудка, погремушка) для передачи сильных и слабых долей в
музыкальных произведениях. Использование поочередно нескольких инструментов в одном
произведении. Создание и повторение заданного ритмического рисунка и мелодии. Знакомство и
различение звучания пластин металлофона или ксилофона. Игра на знакомых музыкальных
инструментах простых мелодий, в которых нет больших интервалов (народные песни).
3.Игры под музыку, импровизация движений на музыкальные темы.
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой
(громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное
различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении.
Выразительное исполнение в импровизации знакомых движений. Выразительная и эмоциональная
передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкальнодвигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением.
Инсценирование доступных песен. Передача различными формами движения (взмахом, прыжком,
расслаблением, переменой настроения) динамических акцентов музыки, отрывистости (стаккато),
связанности и плавности (легато), восходящей или снисходящей линии мелодии.
4.Народные и современные танцевальные движения.
Основные понятия: "позиция рук", "позиция ног", "линия танца". Тихая ходьба, высокий шаг,
мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на
ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Знакомство с
новыми элементами танца и движениями: мягкий бег, перекатный, острый, с высоким подниманием
бедра. Пружинные шаг и бег, полуприседание. Шаг с носка на пятку, скользящий шаг, поскок.
Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку вперед, в сторону, назад. Повороты кистей,
плавное поднимание рук вперед, вверх, в стороны. Шаги польки вперед, назад. Элементы народного
танца, например, русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками,
переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной
рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения
парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.
Основные движения народных танцев. Народные пляски и современные танцы с предметами (в
том числе и в парах). Танцы, включающие построения и перестроения, притопывания, поскоки, хлопки
и т.д. Танцевальные композиции народного танца, выполнение танцевальных движений под
современные ритмы.
3 КЛАСС
1.Ритмико-гимнастические упражнения.
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения
рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч;
разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Выполнение движений под музыку на
3\4. Отражение хлопками, притопами ритмического рисунка мелодии. Повороты туловища в сочетании
10
с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с
напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение.
Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным
выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на
выработку осанки.
Движение с обручем: перехваты, катание, повороты, поднятие, передача из руки в руку.
Использование скакалки для различных прыжков под музыку*.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять
руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху
ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения
на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками).
Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром
темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Протопывание того, что учитель
прохлопал, и наоборот.
Самостоятельное составление простых ритмических рисунков*.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от
плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка
пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь
корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение
тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
Упражнения на ориентировку в пространстве. Построение в колонны по три. Перестроение из
одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной
группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два,
три, четыре человека и обратно в общий круг.
2.Ритмические упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Игра на мелодических и ударных музыкальных инструментах. Ориентировка в пластинах
мелодических музыкальных инструментов (металлофоне, ксилофоне). Коллективное исполнение
разученных музыкальных произведений с использование разных музыкальных инструментов
Исполнение различных ритмов в медленном и быстром темпе. Согласованное звучание инструментов
при коллективном исполнении. Упражнения в реакции на музыку (совместное начало и окончание
звучания, передача динамических оттенков, чередование длительности звучания и пауз, чередование
темпов и т.п.). Использование нотной записи для игры на инструментах*.
3.Игры под музыку, импровизация движений на музыкальные темы.
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой
(громко, умеренно, тихо). Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов,
передача в движениях частей музыкального произведения, чередования музыкальных фраз. Передача в
движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и
замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружинно, плавно, спокойно, с
размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых
образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа.
Смена ролей в импровизации. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.
4.Народные и современные танцевальные движения.
Элементы танца, простые танцевальные движения: широкий бег, высокий бег, сильные поскоки,
боковой галоп. Элементы народного танца, например, русской пляски: приставные шаги с приседанием,
полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением.
Движения парами: боковой галоп, поскоки.
Основные движения народных танцев. Овладение разными видами хороводных шагов. Хоровод
с построениями, перестроениями, которые могут включать построение по диагонали. Современные
танцы, состоящие из двух и более танцевальных комплексов.
4 КЛАСС
1.Ритмико-гимнастические упражнения.
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны.
Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч,
замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие,
11
быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей
предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в
коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку
осанки. Ходьба и бег под музыку с изменением темпа движения, с переходом от умеренного к быстрому
или медленному темпу. Отражение хлопками, притопами, разными видами ходьбы ритмического
рисунка мелодии. Составление простых ритмических рисунков. Выполнение движений под музыку на
3\4.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных и
разноименных движений рук, ног, туловища, кистей. Упражнения на сложную координацию движений:
выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений.
Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени (в заданной
последовательности и ритме). Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в
сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими
расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»).
Постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка),
кратковременное удержание позы, расслабление – приседание на корточки с опущенной головой и
руками.
Упражнения на ориентировку в пространстве. Перестроение из колонны по одному в колонну
по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели.
Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной
дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок.
2. Ритмические упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Использование нотной записи для игры на детских музыкальных инструментах с направляющей
помощью педагога. Использование ритмических партитур*. Коллективная игра на детских ударных и
мелодических музыкальных инструментах в ансамбле и оркестре. Воспроизведение различных ритмов в
медленном и быстром темпе. Согласованное звучание инструментов в ансамбле и оркестре.
Разучивание и исполнение более сложных и длинных музыкальных произведений, разных по жанру
(марши, пляски, лирические произведения).
3. Игры под музыку, импровизация движений на музыкальные темы.
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента,
темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со
сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование
умения своевременно вступить в мелодию начиная движение в разные моменты звучания (в начале, в
середине, в конце). Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных
движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением,
речевым сопровождением. Инсценирование песен. Самостоятельный подбор свободных естественных
движений под музыку разного характера на определенную тему. Передача различными формами
движения крещендо и диминуэндо в музыке, мелодического и ритмического рисунка, темпа,
метроритма. Определение регистра звучания и подбор движения соответственно нижнему, среднему и
высокому регистру.
4.Народные и современные танцевальные движения.
Совершенствование танцевальных движений. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад
(спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Знакомство с новыми элементами
народного танца и движениями, например, русская пляска: присядка и полуприсядка на месте и с
продвижением, «ковырялочка». Шаг вальса прямой и с поворотом. Разнообразные сочетания
отработанных шагов с движениями рук и хлопками. Различные композиции движений из народных
танцев. Хороводы и парные танцы. Упражнения на различение элементов народных танцев.
Разучивание и исполнение народных плясок, современных танцев. Элементы мюзикла*.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«РИТМИКА» ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Предметные результаты представлены по годам обучения и отражают сформированность у
12
обучающихся определенных умений.
1 КЛАСС:
- выполнять общеразвивающие упражнения по показу;
- знать и использовать ударные музыкальные инструменты;
- выполнять ритмические упражнения по показу и визуальной опоре;
- повторять предложенный ритмический рисунок;
- выполнять различные ритмические движения в соответствии с различным характером музыки;
- строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
- занимать правильное исходное положение при построении в шеренгу (стоять прямо, не опускать
голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки;
- участвовать в музыкальных играх с предметами, с пением и речевым сопровождением;
- выполнять движение – галоп;
- выполнять элементы народной пляски по показу.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
- выполнять общеразвивающие упражнения в соответствии с возрастом
- выполнять основные и общеразвивающие движения с предметами и без под музыку 2/4, 4/4;
- разбираться в терминах: громко-тихо, высоко-низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный,
грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно);
- выполнять простые общеразвивающие упражнения, простые танцевальные шаги (мягкий, на
полупальцах, приставной, переменный, галоп);
- выполнять перестроения из пар в шеренгу, в колонну по одному, в круг;
- слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
- повторять на детском музыкальном инструменте простой ритмический рисунок;
- выполнять передачу сильных и слабых долей в знакомых музыкальных произведениях;
- передавать простые песенные ритмы на детском ударном инструменте;
- уметь различать музыку по темпу, плавности и силе звучания для выполнения разнообразных
ритмико-гимнастических и танцевальных упражнений;
- уметь соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и
темпе;
- уметь ходить в шеренге и разными видами шага;
- выполнять простые подражательные движения под музыку;
- выполнять по показу простые современные танцевальные связки;
- владеть простейшими элементами народной пляски;
- под руководством учителя уметь контролировать технику выполнения движений, исправлять ошибки
после указания на них.
2 КЛАСС
- самостоятельно выполнять общеразвивающие упражнения;
- владеть техникой элементарной мышечной релаксации;
- выполнять движения под музыку на 2/4, 4/4;
- передавать хлопками, притопами ритмические рисунки;
- выполнять общеразвивающие упражнения с предметами (бросание, катание, передача, перекатывание
мячей и др.);
- использовать детские музыкальные инструменты для создания ритмического рисунка и мелодии;
- обращаться с 3-4 детскими музыкальными инструментами в отдельности;
- иметь представление о терминах, определяющих характер музыки;
- определять характер, темп и плавность музыки;
- уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять движения в определенном
13
ритме и темпе;
- правильно выполнять движения народной танца (пляски) по показу;
- самостоятельно играть в знакомые музыкальные игры с предметами;
- выполнять танцевальные движения с предметами;
- под руководством учителя передавать в движениях игровые образы и содержание песен;
- свободно двигаться под музыку различного характера;
- ускорять и замедлять танцевальные движения в соответствии с темпом музыки;
- выполнять основные движения народных танцев;
- выполнять танцевальные движения с использованием музыкальных инструментов (бубен,
погремушка, барабан, тамбурином и т.д.);
- соблюдать танцевальный этикет в процессе выступления на концертах (держать осанку, улыбаться,
быстро восстанавливать рисунок танца при ошибках, организованно выходить на поклон и т.д.).
3 КЛАСС
- самостоятельно выполнять комплекс общеразвивающих упражнений;
- выполнять построения (в колонну по диагонали, шеренгу, цепочку, круг, пары) и перестроения (в
шеренги, в круг из шеренги и обратно, из колонны в пары и обратно);
- выполнять ходьбу, бег, маршировку, прыжки, поскоки под изменяющуюся музыку;
- выполнять упражнения на сложную координацию с предметами;
- определять характер, темп и плавность у изменяющейся музыки;
- прохлопывать предложенный ритмический рисунок и использовать это умение в танцах, передавать
ритм через похлопывания и притопывания;
- коллективно исполнять простые изученные произведения на музыкальных инструментах под
аккомпанемент учителя (ложки, бубен, тамбурин, треугольник, металлофон, ксилофон и др.);
- отражать в ритмико-гимнастических и танцевальных движениях характер, темп и динамику
изменяющейся музыки;
- держать "линию танца";
- выполнять синхронные ритмико-гимнастические и танцевальные движения в парах;
- выполнять имитационные движения (отдельные и в миниатюрах);
- выполнять комплексы танцевальных движений и весь изученный танец;
- выполнять танцевальные движения с предметами;
- выполнять танцевальные движения с использованием музыкальных инструментов (ложки, бубен,
погремушка, барабан и т.д.);
- соблюдать танцевальный этикет в процессе выступления на концертах.
4 КЛАСС
- самостоятельно выполнять комплекс общеразвивающих упражнений;
- выполнять построения (в шахматном порядке) и перестроения (из колонны по одному в колонну по
четыре, из нескольких колон в несколько кругов и т.д.);
- коллективно исполнять (в ансамбле, оркестре) изученные музыкальные произведения разных по
жанру (марши, пляски, лирические произведения и др.) под музыкальное сопровождение,
аккомпанемент и без него;
- передавать на различных детских музыкальных инструментах ритмический рисунок знакомых песен;
- использовать нотную запись для игры на детских музыкальных инструментах по смысловой опоре;
- выполнять ритмико-гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку различного
характера, темпа;
- правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением
музыкального отрывка;
- импровизировать под музыку разного характера;
- отражать изменением движения любые изменения в характере, темпе, метроритме, регистре звучания
музыки;
- начинать и заканчивать движение или исполнение на звучащем инструменте вместе с началом и
окончанием звучания музыки;
- участвовать в инсценировке песен;
14
- выполнять комплексы танцевальных движений и весь изученный танец;
- участвовать в различных композициях движений из разученных плясок и танцев;
- узнавать звучание общеизвестных народных плясок, популярных вальсов, отрывков из балетов;
- бережно относиться к детским музыкальным инструментам, аппаратуре, костюмам, реквизиту.
Достижение личностных результатов:
 ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 развитие двигательной активности;
 формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
 осознавать роль танца в жизни;
 понимание красоты в танцевальном искусстве, в окружающем мире
 развитие танцевальных навыков,
 развитие потребности и начальных умений выражать себя в доступных видах деятельности,
 расширение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми,
 освоение умения взаимодействовать в различных ситуациях,
 способность понимать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках,
принимать элементарные решения;
 способность организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты.
Достижение базовых учебных действий:
- познавательных учебных действий:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и
самооценки процесса и результата деятельности;
 умение ставить и формулировать проблемы;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера.
- регулятивных учебных действий:
 использование речи для регуляции своего действия;
 адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по
исправлению допущенных ошибок;
 умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- коммуникативных учебных действий:
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться и приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы и средства проверки и оценки результатов обучения
Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях ритмикой состоит из
практических заданий, коррекционно-развивающих упражнений на каждом уроке; организации
ритмических игр; проведении творческих выступлений. Результативность изучения программы
внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или
выполнения им некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
 по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им комплексов упражнений по
ритмической гимнастике, танцев, песен; игре на простых музыкальных инструментах, участию в
различных сценических представлениях;
 по повышению уровня общей и физической культуры;
 по введению речевого материала занятий в активный словарь воспитанников;
 по отношениям в коллективе.
15
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
1
2
3
Всего
1
1
1
Раздел
Упражнения на ориентирование в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
4
Координация движений, регулируемых музыкой
1
5
Игры под музыку
1
6
Танцевальные упражнения
2
7
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
1
8
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
1
9
Итого
1 класс (дополнительный)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Раздел
Упражнения на ориентирование в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения на
координацию движений
Ритмико-гимнастические упражнения на
расслабление мышц
Координация движений, регулируемых музыкой
Игры под музыку
Танцевальные упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие
упражнения
Ритмико-гимнастические упражнения на
координацию движений
Итого
Всего
1
1
1
1
1
2
1
1
9
2 класс
№ п/п
Раздел
Упражнения на ориентирование в пространстве
1
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
2
движений
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление
3
мышц
Координация движений, регулируемых музыкой
4
Игры под музыку
5
Танцевальные упражнения
6
Ритмико-гимнастические общеразвивающие
7
упражнения
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
8
движений
Итого
16
Всего
1
1
1
1
1
2
1
1
9
3
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
4
класс
Раздел
Упражнения на ориентирование в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
движений
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление
мышц
Координация движений, регулируемых музыкой
Игры под музыку
Танцевальные упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие
упражнения
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
движений
Итого
класс
№ п/п
Раздел
Упражнения на ориентирование в пространстве
1
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
2
движений
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление
3
мышц
Координация движений, регулируемых музыкой
4
Игры под музыку
5
Танцевальные упражнения
6
Ритмико-гимнастические общеразвивающие
7
упражнения
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
8
движений
Итого
17
Всего
1
1
1
1
1
2
1
1
9
Всего
1
1
1
1
1
2
1
1
9
Поурочное планирование
1 класс
№
урока
Тема
К-во Дата Деятельность учащихся
часов
Упражнения на ориентирование в пространстве
1
Перестроение из шеренги в
1
круг, цепочка.
Ориентировка в
направлении движений
вперед, назад, направо,
налево, в круг, из круга.
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
2
Перекрестное поднимание и
1
Поднимать и опускать
опускание рук.
руки по очереди,
перекрестно.
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
3
Перенести тяжесть тела с
Перенесение тяжести тела с
одной ноги на другую.
пяток на носки и обратно, с
одной ноги на другую
(маятник).
Координация движений, регулируемых музыкой
4
Координация движений,
1
регулируемых музыкой.
Движения кистей рук в разных
направлениях.
Игры под музыку
Двигать кистями рук в
разных направлениях.
Сжимать пальцы в кулак,
поочередно закрывать
пальцы.
Коррекционная работа
Ожидаемый результат
Развитие способности
словесному выражению
пространственных
отношений (движений
влево, вправо, назад,
вперед, руки вверх- вниз и
т. д.)
Уметь равняться в
шеренге, в колонне;
ходить свободным
естественным шагом,
двигаясь по залу в
разных направлениях, не
мешая друг другу.
Развитие точности,
координации, плавности,
переключаемости
движений.
Научиться быстро, точно
и ловко управлять
движениями рук.
Нормализация мышечного
тонуса, выработка чувства
равновесия.
Развитие быстроты и
точности реакции на
звуковые или вербальные
сигналы.
Научиться слушать и
слышать музыку и
соотносить свои
движение в соответствии
с музыкальными
оттенками.
5
Ритмичные движения в
соответствии с характером
музыки
Танцевальные упражнения
6
Знакомство с танцевальными
движениями
7
Бодрый, спокойный, топающий
шаг.
1
Выполнять ритмические
движения в соответствии
с различным характером
музыкальной динамики
Изменение характера
движений в соответствии с
изменением контрастов
звучания.
Уметь соотносить темп
движения с характером и
динамическими
оттенками музыки.
1
Прямой галоп.
Танцевальные движения.
Танец «Барыня»,
1
Шагать бодро, спокойно,
тихо, топая ногами.
«Утята»
Развитие точности,
координации, плавности,
переключаемости
движений.
Развитие мышечного
тонуса, координации
движений.
Выполнять задания
после показа и по
словесной инструкции
учителя.
Начинать и заканчивать
движения в соответствии
со звучанием музыки.
Знать и правильно
исполнять основные
виды шагов: простой
шаг, топающий шаг,
танцевальный бег, галоп
прямой и боковой.
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
8
Приседания с опорой и без
1
Приседания с опорой и
опоры
без опоры, с предметами
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
9
Одновременные движения рук
1
Выставить ногу назад,
и ног.
левую руку вперед, с
упругой ноги. Знать
позиции рук, сменить
позиции рук.
19
Преодоление двигательной
скованности движений.
Развитие словесной
регуляции действий на
основе согласования слова
и движений.
Знать движения на
развитие координации,
уметь выполнять их.
Хорошо выполнять ранее
изученные упражнения,
позиции, движения.
Самостоятельно
исполнять танец на
развитие координации
движений.
1 класс (дополнительный)
№
урока
Тема
К-во Дата Деятельность учащихся
часов
Упражнения на ориентирование в пространстве
1
Наклоны, выпрямление и
1
повороты головы, круговые
движения плечами.
Наклонять, поворачивать
голову. Выполнять
круговые движения плеч:
вперед, назад.
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
2
Одновременные движения
1
Выставить левую ногу
правой и левой рукой.
вперед. Правую руку
вперед.
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
3
Перенести тяжесть тела с
Перенесение тяжести тела с
одной ноги на другую.
пяток на носки и обратно, с
одной ноги на другую
(маятник).
Координация движений, регулируемых музыкой
4
Координация движений,
1
регулируемых музыкой.
Движения кистей рук в разных
направлениях.
Игры под музыку
5
Изменение танцевальных
движений в соответствии с
изменениями в музыке
1
Коррекционная работа
Нормализация мышечного
тонуса, тренировка
отдельных групп мышц,
развитие основных видов
движений.
Нормализация мышечного
тонуса, выработка чувства
равновесия.
Развитие быстроты и
точности реакции на
звуковые или вербальные
сигналы.
Выполнять ритмические
движения в соответствии
с различным характером
музыкальной динамики
Развитие слухового
восприятия, коррекция
эмоциональной сферы.
20
Развить подвижность
плечевого и шейного
отдела.
Нормализация мышечного
тонуса, тренировка
отдельных групп мышц.
Двигать кистями рук в
разных направлениях.
Сжимать пальцы в кулак,
поочередно закрывать
пальцы.
Танцевальные упражнения
Ожидаемый результат
Научиться слушать и
слышать музыку и
соотносить свои
движение в соответствии
с музыкальными
оттенками.
6
Бодрый, спокойный, топающий
шаг.
1
7
Бег легкий, на полупальцах.
Перестроения в беге.
1
Шагать бодро, спокойно,
тихо, топая ногами.
«Утята»
Легкий бег на
полупальцах, легкий шаг
на полупальцах.
Упражнения на ориентирование в пространстве
8
Выполнение простых движений 1
с предметами во время ходьбы.
Простые шаги, шаги на
носках.
Простые шаги, шаги на
пятках. Бег по кругу,
ногу отбросить назад.
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
9
Упражнения с
1
Согнуть, разогнуть ногу
гимнастическими палками.
в подъеме, переступить с
ноги на ногу, подъём
вытянуть. Круговые
движения стопой.
Развитие мышечного
тонуса, координации
движений.
Формирование чувства
музыкального темпа.
Выполнять задания
после показа и по
словесной инструкции
учителя.
Начинать и заканчивать
движения в соответствии
со звучанием музыки.
Знать и правильно
исполнять основные
виды шагов: простой
шаг, топающий шаг,
танцевальный бег, галоп
прямой и боковой.
Коррекция
пространственных
представлений,
согласованности движений.
Уметь согласовывать
разного рода движения с
перемещением по
пространству
помещения.
Нормализация мышечного
тонуса, тренировка
отдельных групп мышц.
Знать правила
постановки корпуса.
Запомнить и уметь
выполнить ритмикогимнастические
упражнения.
Хорошо развита
гибкость и пластичность
движений.
Коррекционная работа
Ожидаемый результат
2 класс
№
ур
ок
Тема
К-во Дата
часов
Деятельность
учащихся
21
а
Упражнения на ориентировку в пространстве
1
Построения в шеренгу, колонну,
1
цепочку, круг, пары.
Построение в шеренгу,
колонну, цепочку, круг,
парами. Как строиться в
круг.
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
2
Упражнения с лентами.
1
Развести руки в стороны,
раскачивать их перед
собой, упражнения с
предметами. Как
правильно держать мяч.
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
3
Сопряженные движения рук и ног. 1
Отвести ногу в сторону,
назад, в сторону, назад
вместе с руками.
Положение кистей рук.
Координационные движения, регулируемые музыкой
22
Развитие
пространственных
представлений:
понимание вербальных
инструкций.
Рассчитываться на
первый, второй, третий
для последующего
построения в колонны,
шеренги, круги, пары.
Развитие точности,
координации, плавности,
переключаемости
движений.
Уметь соблюдать
правильное положение
тела во время
выполнения
упражнений.
Отличать понятия
«наклон» и «поворот»,
уметь правильно их
исполнить.
Уметь согласовывать
движения разных частей
тела, быстро
переключаться с одного
движения на другое.
Развитие быстроты и
точности реакции.
Уметь скоординировать
движения разных частей
тела под словесную
инструкцию.
Самостоятельно
выполнять требуемые
перемены направления и
темпа движений,
руководствуясь музыкой
1
Круговые движения
кистью руки:
напряженно и свободно
Развитие точности,
координации, плавности,
переключаемости
движений.
Уметь правильно и
точно выполнять
упражнения пальчиковой
гимнастики.
Игры под музыку
5
Выполнение движений в
соответствии с разнообразным
характером музыки
1
Выполнять движения в
соответствии с
разнообразным
характером музыки.
Различать темповые,
динамические изменения
Изменение характера
движений в соответствии
с изменением контрастов
звучания.
Передавать в игровых
движениях различные
нюансы музыки:
напевность,
энергичность, нежность,
игривость и т. д.;
Самостоятельно
выполнять требуемые
перемены направления и
темпа движений,
руководствуясь музыкой.
Танцевальные упражнения
6
Танцевальные упражнения. Тихая
ходьба, пружинящий шаг.
1
Ходить тихо,
настороженно, мягко,
пружинисто,
танцевально
Поскоки с ноги на ногу,
легкие поскоки.
Развитие словесной
регуляции действий на
основе согласования слова
и движений.
Развитие умения
реализовать действия по
условному сигналу.
Выучить пружинящий
шаг.
Построиться в колонну
по два человека;
построиться в колонну
по одному из колонны
парами.
Развитие быстроты и
точности реакции на
звуковые или вербальные
сигналы.
Соблюдать правильную
дистанцию при
перестроениях, уметь из
двух колонн выстроиться
в одну.
Построение круга из
шеренги.
Развитие
пространственных
представлений.
Знать все этапы
построения круга из
шеренги, из двух линий.
4
7
Круговые движения руками.
Поскоки с ноги на ногу, легкие
поскоки. Хлопки. Полька.
1
Упражнения на ориентирование в пространстве
8
Перестроение из колонны парами
1
в колонну по одному.
Упражнения на ориентирование в пространстве
9
Построение круга из шеренги.
1
23
Выучить шаги польки,
уметь сочетать их с
хлопками.
3 класс
№
Тема
К-во
уро
час
ка
Упражнения на ориентировку в пространстве
1
Построение в колонны по три.
1
Дата
Деятельность
учащихся
Ходить на носочках,
пятках. Рассчитываться
на 1, 2, 3. знать
положение рук при
выполнении этих
упражнений
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
2
Движения рук в разных
1
Движения рук в разных
направлениях
направлениях. Повороты
туловища. Знать,
определять тип музыки
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
3
Круговые движения ног и рук.
1
Круговые движения ног
в сочетании с круговым
движением рук (правой,
левой)
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
3
Напряжение, расслабление мышц 1
Поднять руки вверх,
рук, пальцев, плеча.
вытянуть весь корпус,
стоя на полупальцах.
Знать положение головы.
Игры под музыку
4
Передача в движениях частей
1
Передавать в движениях
музыкального произведения
частей музыкального
произведения
Танцевальные упражнения
24
Коррекционная работа
Ожидаемый результат
Развитие
пространственной
организации собственных
движений.
Уметь рассчитываться на
первый, второй, третий
для последующего
построения в колонны по
три, шеренги.
Коррекция
переключаемости
движений.
Развитие точности,
координации движений.
Преодоление мышечных
зажимов.
Уметь быстро расслабить
мышцы и сбросить
напряжение в теле.
Развитие выразительности
движений.
Уметь слушать и слышать
музыку, реагировать на
изменения в музыке.
5
Элементы хороводного танца.
1
6
Танцевальные упражнения. Шаг
на носках
1
Упражнения на ориентирование в пространстве
7
Перестроение из одного круга в
1
два, три круга.
Элементы танца по
программе, выполнять
чётко, красиво. Знать
положение рук при
выполнении движений
Шаг на носках (простой),
шаг на носках на счёт
три, четыре –
опуститься. Шаг польки
Развитие словесной
регуляции действий на
основе согласования слова
и движений.
Перестроиться из одного
круга в два, три
Развитие оптикопространственной
ориентировки в
пространстве зала через
движение.
Знать особенности
перестроений из линии и
колонны в круги.
Уметь работать
коллективно и слаженно.
Коррекция мелкой
моторики, подвижности
пальцев рук.
Научиться игре на
барабане, уметь
управляться с
барабанными палочками.
Повторять ритм,
заданный учителем.
Коррекция двигательных
навыков, ловкости,
точности.
Научиться
манипулировать
предметом при
выполнении
перестроений.
Координационные движения, регулируемые музыкой
8
Упражнение с барабанными
1
Сгибать, разгибать,
палочками.
встряхивать,
поворачивать руки в
разных направлениях.
Сжимать, разжимать
пальцы в кулак
Упражнения на ориентирование в пространстве
9
Выполнение движений с
1
Выполнение движений с
предметами
лентами, обход их при
ходьбе, передаче
предметов.
25
Преодоление
двигательных зажимов.
Знать, что такое
«хоровод», уметь
согласовывать движение
с речевым
сопровождением.
Знать особенности
выполнения шага на
носках, уметь вступить на
разный счет.
4 класс
№
уро
ка
Тема
К-во
часо
в
Дата
Деятельность учащихся
Упражнения на ориентирование в пространстве
1
Построение в шахматном
1
Перестроиться в шахматном
порядке
порядке (из колонны)
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
2
Ритмико-гимнастические
1
Круговые движения головы
общеразвивающие
(с акцентом). Движения
упражнения. Движения
кистями рук.
головы и туловища
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений
3
Разнообразные сочетания
1
Разнообразные сочетания
движений рук, ног, головы
движений рук, ног, головы
4
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
Прыжки на двух ногах с
1
Прыжки на двух ногах с
одновременным
одновременным
расслаблением.
расслаблением.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
26
Коррекционная работа
Ожидаемый результат
Развитие пространства и
умения ориентироваться в
нем
Чётко, организованно
перестраиваться, быстро
реагировать на приказ
музыки.
Коррекция согласованности
движения рук с движением
туловища, головы.
Отмечать в движении
акцент, слышать и
самостоятельно менять
движение в соответствии
со сменой частей
музыкальных фраз.
Коррекция согласованности
движения рук с движением
ног, туловища, головы.
Уметь координировать
свои действия и
движения. Выполнять
упражнения в разных
темпах.
Соотносить темп музыки с
характером и темпом
собственных движений.
Развивать у детей
подвижность, ощущать
напряжение и расслабление
мышц
Научиться прыгать в
разных направлениях.
5
Координационные
движения, регулируемые
музыкой. Упражнения на
детском пианино
Игры под музыку
6
Игры под музыку.
Передача в движении
ритмического рисунка
Танцевальные упражнения
7
Танцевальные упражнения.
Галоп
8
Танцевальные упражнения.
Присядка
1
Движения кистей и пальцев
рук в разном темпе:
медленном, среднем,
быстром, с постепенным
ускорением, с резким
изменением темпа.
Развивать у детей
подвижность пальцев,
координацию движений рук.
Слышать и распознавать в
музыке ритмический
рисунок, акцент.
1
Упражнения на передачу
ритмических рисунков
темповых и динамических
изменений в музыке
Развивать у детей слуховое
восприятие, координацию
движений рук.
Задавать ритм мелодии
одноклассникам и уметь
его проверять.
1
Упражнения на различение
элементов народных танцев.
Танцевальный элемент
«присядка».
Развитие восприятия,
памяти, быстроты реакции.
Развитие координации,
подвижности, ловкости.
Уметь выполнять галоп в
паре и по кругу.
Исполнять присядку,
соблюдая правильную
осанку, быстро и ловко
выпрямляться.
Развивать у детей
подвижность пальцев,
ощущать напряжение и
расслабление мышц,
координацию движений рук.
Уметь выполнять
элементы пальчиковой
гимнастики под музыку.
1
Координационные движения, регулируемые музыкой
9
Координационные
1
Вращать кистями рук по
движения, регулируемые
кругу, пальцы сжаты в
музыкой. Движения
кулак. Противопоставлять
пальцев рук, кистей.
один палец остальным.
Упражнения на ориентирование в пространстве
27
28
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Программно-методические материалы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под
редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный класс, 1 – 4 класс (автор – А.А. Айдарбекова). М., «Просвещение», 2009 г.
2. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных
классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
3. Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная
ритмика» Москва .,2002 г. Уроки ритмики в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград
«Учитель» 2006 г.
4. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебнометодическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.;
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
5. Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс, 2003.-112с.
6. Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г.
Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
7. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Глобус», 2009
Информационное обеспечение образовательного процесса
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Учительский портал http://www.uchportal.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
29