Рабочая программа учебного курса «Социально-бытовое ориентирование» АООП НОО обучающихся с нарушением РАС (вариант 8.2)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н..

Рабочая программа
учебного курса «Социально-бытовое ориентирование»
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся
с нарушением расстройства аутистического спектра (вариант 8.2)
Срок реализации – 5 лет

г. Костомукша, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Социально-бытовая ориентировка» (СБО) для
обучающихся с РАС начальных классов (АООП НОО 8.1, 8.2, 8.3) составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ, Федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ФАОП НОО ОВЗ), является неотъемлемой частью
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
(АООП НОО) МАОУ «СОШ № 218» г. Новосибирска, учитывает учебный план АООП
НОО для обучающихся с РАС МАОУ «СОШ № 218» г. Новосибирска (Вариант
программы 8.1, 8.2, 8.3), календарный учебный график и календарный план
воспитательной работы МАОУ «СОШ № 218» г. Новосибирска.
Цель программы курса СБО
Обучающиеся с РАС испытывают трудности в приспосабливании к окружающему
миру, у них могут быть недостаточно развиты навыки самообслуживания. Обучающимися
с РАС и ЗПР, с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с трудом усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни:
умение пользоваться общественным транспортом, навыки поведения в магазине и других
общественных местах.
Основной целью курса «Социально-бытовая ориентировка» является
формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических умений,
способствующих бытовой и социальной адаптации.
Задачи программы курса СБО
Занятия по курсу «Социально-бытовая ориентировка» способствует решению следующих
специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач (АООП НОО 8.1,
8.2):
 осуществлять практическую подготовку к самостоятельной жизнедеятельности;
 развивать представления о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении,
обществе;
 способствовать становлению гражданской идентичности, воспитание
патриотических чувств;
 способствовать накоплению опыта социального поведения;
 развивать
морально-этические
представления
и соответствующие
качества личности;
 формировать культуру поведения, его саморегуляцию;
 формировать знания о речевом этикете, культуре устной коммуникации в условиях
активизации речевой деятельности;
 формировать взаимоотношения с детьми и взрослыми;
 развивать навыки самообслуживания, помощи близким, в том числе,
выполнения различных поручений, связанных с бытом семьи;
 формировать
элементарные
знания о технике безопасности
и их
применении в повседневной жизни;
 знакомить с трудом родителей (законных представителей) и других взрослых;
 формировать
элементарные
экономические
и правовые
знания,
необходимые для жизнедеятельности обучающихся;
 формировать и совершенствовать необходимые навыки коллективного труда.
Для обучающихся по АООП НОО 8.3 курс «Социально-бытовая ориентировка»
интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционной
работы, особенно с предметами «Речевая практика» и «Мир природы и человека», что
способствует решению ключевых задач курса:
 формировать представления о предметах и явлениях окружающего мира в ходе
специально организованной практической социально- бытовой деятельности;
 развивать жизненные компетенции, необходимые в учебной и
внеурочной деятельности, способствующие социальной адаптации;
 развивать навыки самообслуживания, помощи близким, в том числе,
выполнения различных поручений, связанных с бытом семьи;
 формировать
элементарные
знания о технике безопасности
и их

применению в повседневной жизни;
знакомить с трудом родителей (законных представителей) и других взрослых;
формировать
элементарные
экономические
и правовые
знания,
необходимые для жизнедеятельности обучающихся.
Используемые подходы и принципы
Методические подходы:
 дифференцированный подход
 деятельностный подход
Принципы обучения:
 принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
 принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
 онтогенетический принцип;
 принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования обучающихся с РАС на всех ступенях образования;
 принцип целостности содержания образования, предполагающий перенос
усвоенных знаний, умений, навыков и отношений,
 сформированных в учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
 принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися с РАС всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной
и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
 принцип сотрудничества с семьей.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических
особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы
расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное
изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и
совершенствовать у детей с РАС необходимые им навыки самообслуживания, ведения
домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с
предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по
различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы,
направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий торговли,
связи, транспорта, медицинской помощи.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально
оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов
теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации
кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники
безопасности.
Программа СБО составлена с учетом возможностей, учащихся с РАС, уровня их
знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и
увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны
темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также
перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов
программы изучается с первого (второй год обучения) по четвертые классы. Учитель,
соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении
нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний,
совершенствования имеющихся у них умений и навыков, и формирования новых.
В ходе реализации программы по социально-бытовой ориентировке организуется
работа с учетом интересов обучающихся, в соответствии с их психофизическими
возможностями, с использованием индивидуального подхода, разнообразных форм
деятельности, игровых приемов, дидактических игр. Создается ситуация успеха в
доступной деятельности с понятной для обучающихся целью. При этом используются
различные виды помощи, стимулирующие познавательную активность.



Основными формами и методами обучения являются практические работы,
экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные
наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов,
слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или
заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических
возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления
пищи и т.д.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как
коллективные, так и индивидуальные методы организации практических работ. Однако
при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть
всеми необходимыми знаниями и умениями.
Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями
учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо
наладить в семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществляться в
соответствии с правилами санитарии и техники безопасности. При проведении уроков
необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.
Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности,
формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и
механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими
предметами, а также навыков
обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай
нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо
постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время
выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из
основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми,
различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил,
зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может
быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения,
используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное
назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае
учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые
необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце
занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на
занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся,
относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года
в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет
необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения,
особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение
практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с
другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать
при изучении таких разделов, как «Торговля» и т. п.
По разделам «Питание», «Одежда и обувь» и других целесообразно проводить
практические работы для самостоятельного выполнения задания.
Это позволит каждому ученику независимо от его интеллектуальных и физических
возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, приготовления
пищи.
Раздел «Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные
задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека;
формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости
пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование
умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить
блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых
вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

В разделе «Личная гигиена» предусмотрена система упражнений, которые каждый
ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у
учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях
по СБО, так и на занятиях по другим предметам.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие,
аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда,
экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию
электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости,
скорости;
внимания,
наблюдательности,
памяти,
находчивости,
смекалки,
сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления
пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре
конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы
(например, правила поведения, и т. д.).
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся
в магазины, на транспорт и в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их
места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не
является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами
обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические
работы. Так, во время экскурсии в аптеку учащиеся обучаются навыкам в приобретении
нужных им лекарств.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять
повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен
продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми
ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично
связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи
целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и
проведения экскурсии— повторить правила поведения в общественных местах и в
транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и
т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала
должно быть элементом каждого занятия.
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками
«Русский язык», «Математики», «Технологии (труда)», «Окружающего мира»
(8.1, 8.2), «Речевой практики», «Мир природы и человека» (8.3).
Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке
отражаются в классном журнале. Распределение времени на прохождение программного
материала и порядок изучения тем учитель определяет
по
своему
усмотрению.
Содержание таких тем, как
«Транспорт», «Торговля», и количество часов, отведенных на них, могут несколько
изменяться в зависимости от местных условий.
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты данного курса включают освоение обучающимися с РАС
специфических умений, знаний и навыков для данного коррекционного курса, а именно,
формирование представлений:
 о назначении объектов изучения;
 о правилах безопасного поведения;
 о правилах личной гигиены;
 овладение санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы,
расчесывать волосы и т. п.);
 применение полученных практических навыков самостоятельно, либо с
незначительной помощь учителя.
Личностные результаты:
 развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие
учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

развитие мотивации к обучению;
развитие
адекватных
представлений
о насущно
необходимом
жизнеобеспечении;
 владение
элементарными
навыками
коммуникации
и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
 развитие положительных свойств и качеств личности;
 готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела).
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Основное содержание коррекционного курса



Содержание
коррекционного
курса
представлено
следующими
разделами:
 «Личная гигиена».
 «Одежда», «Обувь».
 «Дом, семья»
 «Город, транспорт, магазин».
 «Питание».
 «Культура поведения».
Введение. Беседа о цели, содержании и значении предмета социально- бытовой
ориентировки. Особенности уроков СБО. Знакомство с кабинетом, правила поведения в
нем. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарногигиенических требований на занятиях.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о
 предмете СБО;
 назначение кабинета и правилах поведения в нем.
1. Личная гигиена
Тематика:
 Утренние процедуры (чистка зубов, прическа)
 Гигиена рук
 Закаливание организма (зарядка, обтирание)
Практические работы:
Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, чистка зубов, причесывание волос.
Учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения правил личной
гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся
должны знать:
 последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
 периодичность и правила чистки зубов;
 правила освещения помещения;
Учащиеся должны уметь:
 совершать утренний туалет;
 совершать вечерний туалет в определенной последовательности;
 причесывать волосы и выбирать прическу.
2. Одежда и обувь
Тематика:
 Виды одежды и обуви.
 Застежки
 Шнуровка
 Уход за одеждой.
 Стирка.

Глажка.
Обувь, уход за обувью.
Практическая работа:
Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви. Учащиеся должны
иметь представление:
 почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте;
 как сохранить внешний вид одежды, обуви.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
 виды одежды и обуви,
 правила ухода за одеждой и обувью.
Учащиеся должны уметь:
 подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;
 различать
одежду
и обувь
в зависимости
от их назначения
(повседневная, праздничная, спортивная);
 сушить мокрую одежду;
 чистить одежду;
 подбирать крем и чистить кожаную обувь;
 чистить замшевую и текстильную обувь;
 сушить мокрую обувь;
 подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
3. Дом, семья.
Тематика:
 Состав семьи учащихся: имена, отчества, возраст, место работы членов семьи.
Родственные отношения (мать, отец, брат, бабушка и т. д.).
 Личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи.
Учащиеся должны иметь представление о:
 понятии «семья»,
 составе семьи;
 распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся
должны знать:
 состав
своей
семьи,
имена,
отчества
родителей
и близких
родственников;
 место работы и должность родителей;
 правила поведения в семье.
4. Город. Транспорт.
Тематика:
 Наземный городской транспорт.
 Поведение в транспорте, поведение на улице. Правила дорожного движения.
Знаки дорожного движения.
 Экскурсии
 Коллективные поездки в транспорте.
Практическая работа:
Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
 наиболее рациональный маршрут проезда до школы;
 варианты проезда до школы различными видами транспорта; количество времени,
затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;
 правила передвижения на велосипеде.
Учащиеся должны уметь:
 соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки,
покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу);
 соблюдать правила дорожного движения.
5. Магазин



Тематика:
 Продовольственные
и
промтоварные
магазины,
универсамы,
супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение.
 Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.
Экскурсии
Экскурсия в продовольственный магазин.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
 основные виды магазинов, их назначение;
 виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в
них;
 стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.
Учащиеся должны уметь:
 выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню;
 оплачивать покупку;
 соблюдать правила поведения в магазине.
6. Питание
Тематика:
 Место и условие приготовления пищи
 Сервировка стола
 Омлет
 Бутерброды
 Блины
 Заваривание чая
 Мытье посуды
Практические работы:
 Приготовление бутербродов, салата, винегрета, яичницы, варка яиц, заваривание
чая, сервировка стола к завтраку.
 Чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды.
Учащиеся должны иметь представление о:
 значении продуктов питания для здоровья человека;
 витаминах, содержащихся в основных продуктах питания.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся
должны знать:
 виды бутербродов;
 различные меню завтрака;
 санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
 правила сервировки стола к завтраку;
 правила заваривания чая;
 назначение кухонных принадлежностей и посуды;
 правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником;
 санитарно-гигиенические требования
к использованию химических
средств для ухода за посудой.
Учащиеся должны уметь:
 резать ножом продукты для бутербродов;
 отваривать яйца, жарить яичницу и омлет;
 нарезать вареные овощи кубиками и соломкой;
 накрывать на стол с учетом конкретного меню;
 мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;
 пользоваться
печатными
инструкциями
к различным
бытовым
химическим средствам.
7. Культура поведения
Тематика:
 Правила поведения в школе
 Правила поведения в общественном месте
 Правила поведения за столом

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся
должны знать:
 требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;
 правила поведения при встрече и расставании;
 формы обращения с просьбой, вопросом;
 правила поведения за столом.
Учащиеся должны уметь:
 следить за своей осанкой;
 принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
 следить за своей походкой и жестикуляцией;
 правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и
девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;
 вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;
 правильно вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами,
салфетками, аккуратно принимать пищу).
8. Дополнительно курса может включать занятия по теме «Здоровье»
(АООП НОО 8.1, 8.2)
Тематика:
 Профилактика и лечение ОРВИ
 Насморк
 Головные боли и кишечные расстройства
 Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.
Практические работы:
 Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность. Заваривание
травяного настоя.
 Учащиеся должны иметь представление о
 вреде самолечения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся
должны знать:
 состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства,
термометр, горчичники);
 правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав
домашней аптечки;
 местные лекарственные растения;
 правила
обработки
раны
и
наложения
повязки,
меры
по
предупреждению осложнений после микротравм;
 правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и
компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью
повязки или временной шины).
Учащиеся должны уметь:
 пользоваться термометром;
 готовить отвары и настои из лекарственных растений;
 обрабатывать раны и накладывать повязки.
Планируемые результаты изучения коррекционного курса
С учётом разнородности обучающихся с РАС планируемые результаты изучения
курса ежегодно индивидуально корректируются.
Ниже перечислены максимально возможные результаты на конец обучения в
начальных классах, которые не являются обязательными для всех обучающихся
(АОООП НОО 8.1, 8.2).
Учащиеся должны знать:
 Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды
блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья
посуды.
 Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета.
 Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из
различных материалов (кожи, резины, текстиля).
 Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.

Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и
расставании, при общении с взрослыми и сверстниками, правила поведения за
столом.
 Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы, правила
организации рабочего места школьника.
 Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество
времени, затрачиваемого на поездку.
 Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов,
правила поведения в магазине.
Учащиеся должны уметь:
 Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб,
сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми
предметами.
 Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности,
выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального
пользования, беречь зрение.
 Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и
обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.
 Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила
поведения в семье.
 Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться
столовыми приборами.
 Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо
обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.
 Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного
движения, различать знаки дорожного движения.
 Выбирать необходимые продукты питания, культурно вести себя с работниками
торговли.
Для обучающихся по АООП НОО 8.3 возможные минимальные и
достаточные результаты:
Минимальный уровень:
 иметь представления о назначении объектов изучения;
 иметь
представления
об
элементарных
правилах
безопасного
поведения;
 иметь представления об элементарных правилах личной гигиены;
 владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки,
чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);
 применять элементарные практические навыки с помощью учителя.
Достаточный уровень:
 применять
полученные практические навыки самостоятельно, либо с
незначительной помощь учителя.


СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ
ОРИЕНТИРОВКА»
Содержание коррекционного курса СБО, представленное в Программе, соответствует
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральной
адаптированной образовательной программе НОО для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (вариант 8.2).
Содержание курса распределено по
годам обучения.
1 КЛАСС
Культура поведения.
Формирование учебного поведения. Правила поведения в школе и в классе. Правила
поведения в столовой. Правила поведения дома.
Я и моя семья.
Мои имя и фамилия. Мой возраст. Состав моей семьи. Мой адрес проживания. Мои

обязанности в семье. Семейные традиции и праздники.
Личная гигиена.
Формирование представлений о частях тела. Развитие психомоторного образования «схема
тела». Предметы личной гигиены. Правила ухода за руками, ногами, ушами, зубами.
Моя школа, мой класс.
Экскурсия по школе. Школьные помещения. Соблюдение режимных моментов и
требований. Мое рабочее место. Моя парта. Школьные принадлежности. Поддержание
порядка на парте.

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Закрепление навыков, освоенных в 1, 1 дополнительном классе.
Культура поведения.
Приветствие и прощание при встрече со взрослыми в школе, дома. Обращение к старшим и
младшим. Обращение к сверстнику по имени. Ответы на вопросы и просьбы другого
ребенка. Правила культурного поведения на улице, дома.
Личная гигиена.
Правила личной гигиены. Уход за руками, ногами, зубами, ушами, глазами.
Самостоятельное мытье лица и рук, правильное пользование мылом. Соблюдение
опрятности в одежде. Устранение самостоятельно или с помощью взрослых небольших
дефектов в одежде.
Уход за одеждой и обувью.
Различение и называние предметов одежды и обуви. Формирование навыков одевания и
обувания под контролем педагога. Формирование навыков поддержки аккуратного
внешнего вида. Различение обуви в паре для левой и правой ноги. Формирование навыка
шнуровки обуви, завязывания и развязывания шнурков. Другие способы фиксации обуви.
Уход за обувью после прогулки.
Улица и жилище.
Знание и называние крупных объектов общественных пространств, расположенных вблизи
школы. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешехода. Светофор,
пешеходный переход. Адрес. Помещения квартиры, умение называть их. Назначение
основных помещений в квартире.
2 КЛАСС
Закрепление и отработка навыков, освоенных в 1, 1 дополнительном,
2 классах.
Техника безопасности и культура поведения
Техника безопасности при нахождении в кабинете. Личная гигиена. Закаливание. Гигиена
зрения. Культура поведения. Поведение в общественных местах. Изучение социальных
историй по темам.
Я и моя семья
Знание места работы и профессий родителей, других членов семьи. Посещение (по
возможности) места работы родителей и знакомство с характером их труда. Посещение 2-3
организаций и кабинетов для знакомства с трудом людей, которые занимаются тем же
трудом, что и члены семьи обучающихся (учитель, продавец, почтальон, медицинская
сестра, программист). Знание, в каком классе учатся или где работают брат, сестра.
Я и мое жилище
Мое жилище. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами
(пылесос, микроволновая печь и др.), электроплитой и газовой плитой. Уборка жилища.

Почта
Почта. Почтовые отправления: конверты, письма, открытки, посылки, бандероли.
Правила оформления. Почтовое отделение. Почтальон. Почтовые ящики. Почтовые ящики:
индивидуальные, домовые. Знаки почтовой оплаты. Марки. Посещение ближайшего
почтового отделения. Отправление писем в адрес школы, дома, родственников,
проживающих в других городах и получение их. Перевозка почты.
Магазины
Покупка в магазинах штучных товаров первой необходимости: булок, хлеба, соли, молока,
масла и др. фасованных товаров. Упаковка покупок. Знание вреда для экологии от
использования пластиковых пакетов. Виды магазинов: промтоварный, продовольственный,
магазин «Книжный», «Цветы», «Канцелярские товары». Игра в магазин. Социальные
истории. Тренировка учащихся в умении отобрать нужный товар в магазине и рассчитаться
в кассе. Систематические упражнения в размене денег и подсчетах стоимости покупки и
сдачи. Знание стоимости основных хлебобулочных изделий, молочных продуктов.
Практические закупки товаров в обычных магазинах. Отчет о покупке дома и размещение
продуктов по местам
Транспорт
Правила пользования общественным транспортом. Остановки транспорта по пути
следования в школу. Составления безопасного маршрута от дома до школы и в другие
точки населенного пункта. Обсуждение правил поведения в общественном транспорте с
использованием социальных историй.
Организация общественного питания
Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсии в кафе, столовые).
Практические занятия по посещению предприятий общественного питания. Посещение
небольших кафе у школы.
3 КЛАСС
Закрепление и отработка навыков, освоенных в 1,1 дополнительном, 2, 3 классах.
Техника безопасности и культура поведения
Правила техники безопасности на уроках СБО. Личная гигиена. Закаливание.
Способы закаливания. Правила поведения в семье. Культура поведения в школе, дома,
общественных местах.
Одежда и обувь
Поддержание одежды и обуви в чистоте и порядке. Значения одежды, обуви, головных
уборов для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. Выбор одежды и обуви
по сезону.
Я и мое жилище
Правила уборки помещения. Хозяйственный инвентарь. Бытовые приборы для уборки
помещения, техника безопасности. Практические занятия и упражнения по уборке жилища.
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями
Питание
Разнообразие продуктов. Режим и рациональное питание. Экскурсии в продуктовый
магазин. Наблюдение за выбором продуктов. Самостоятельный выбор продуктов исходя из
своего режима питания, диеты. Приготовление простейших блюд (бутербродов,
отваривание овощей, других продуктов, исходя из требований диеты); заварка чая.
Магазины и аптеки
Специализированные магазины. Магазины самообслуживания. Понимание отличий
«магазина у дома», гипермаркетов и супермаркетов. Аптека. Практические покупки в
магазинах разных видов. Социальные истории. Профессии работников торговли. Газетный

киоск. Что продают в газетных киосках. Практические покупки журналов, газет, открыток,
конвертов, марок и др.
Транспорт.
Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Правила
поведения и безопасности на транспорте. Профессии работников транспорта.
4 КЛАСС
Закрепление и отработка навыков, освоенных в 1,1 дополнительном, 2, 3,4 классах.
Техника безопасности и культура поведения
Техника безопасности в кабинете, при использовании инструментов и
хозяйственного инвентаря, бытовых приборов. Поведение и общение в общественных
местах (магазин, аптека). Правила и культура поведения в общественном транспорте.
Я и моя семья
Моя семья. Мой город (поселок, деревня). Моя страна. Основы взаимоотношений в
семье. Семейные праздники. Мои соседи и друзья. Мои любимые занятия.
Личная гигиена
Значение, способы закаливания. Уход за органами зрения, слуха. Уход за кожей рук,
ногтями, волосами. Утренняя и вечерняя гигиена. Губительное влияние и вред для здоровья
никотина, алкоголя, наркотиков.
Я и мое жилище.
Хранение сезонной одежды и обуви. Уход за одеждой и обувью. Уборка помещений.
Хозяйственный инвентарь. Подготовка и планирование генеральной уборки помещения.
Виды и назначение столовой посуды. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину.
Практические занятия и упражнения. Приготовление бутербродов и заваривание чая к
завтраку.
Служба быта
Служба быта. Мастерские службы быта: по пошиву обуви, одежды, по ремонту обуви,
одежды. Прачечная, химчистка. Мастерские службы быта: по ремонту бытовых
электрических приборов, часов и др. Посещение и обращение за предоставлением услуг.
Музеи и другие общественные пространства
Музей как общественное место. Виды музеев. Правила посещения музеев. Музейные
коллекции. Исторические, художественные, литературные, технические, естественнонаучные музеи. Планирование посещения музея. Посещение одного из музеев.
Поликлиника и больница
Больницы для детей и взрослых. Поликлиники для взрослых для детей. Поликлиники по
месту жительства, номер своего участка. Запись в регистратуре и через интернет. Талон для
посещения врача. Игра «На приеме у врача». Тренировка учащихся в умении вызвать врача
на дом по телефону. Тренировка умения ждать в очереди и вести простой диалог с врачом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к
иному мнению, истории и культуре других народов;
2.
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни в
современном динамично развивающемся мире: представления об устройстве домашней и

школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
владение достаточным запасом фраз и определений для включения в повседневные
школьные и бытовые дела;
3.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия. Умение задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание,
опасения, умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
4.
Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей: знание
правил поведения в разных социальных ситуациях с близкими в семье, педагогическими
работниками и обучающимися в школе; незнакомыми людьми в транспорте, магазине,
музее и других общественных пространствах;
5.
Формирование способности осмысления картины мира, её временнопространственной организации: расширение и накопление знакомых и разнообразно
освоенных мест за пределами дома и школы; умение соотносить сезонные изменения
природы и жизни людей;
6.
Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
7.
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8.
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
9.
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
10. Проявление готовности к самостоятельной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Личностное самоопределение, восприятие образа «Я» как субъекта социально-бытовой
деятельности, осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
занятиями, как члена семьи, одноклассника;
2. Понимание значения овладения навыками социально-бытовой
ориентировки для
самостоятельности;
3. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей, и социальных ролей.
4. Формирование позитивной самооценки в процессе овладения навыками социальнобытовой ориентировки и коммуникативной деятельности;
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование интереса к
занятиям социально-бытовой ориентировкой;
6. Овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в различных социальных ситуациях при социально-бытовой ориентировке;
7. Формирование установки на поддержание здоровьесбережения, здорового образа
жизни.
8. Соблюдение правил безопасного поведения в обществе.
9. Умение принимать цели, следовать предложенному плану, работать в общем темпе.
10. Уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности.
11. Умение действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач.

12. Умение соотносить свои действия с заданными образцами, корректировать свою
деятельность с учётом выявленных недочётов. Умение обращаться за помощью и
принимать помощь.
13. Умение использовать логические действия: (сравнение, анализ, синтез) на доступном
наглядном и вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
Результатами освоения коррекционного курса являются:
– владение элементарной информацией о себе, своей семье, месте проживания,
ближайшем социальном окружении;
– развитие патриотических чувств;
– овладение элементарными морально-этическими представлениями, их реализация
при взаимодействии со взрослыми и детьми;
– накопление опыта учебного и социального поведения, необходимого для
реализации задач жизнедеятельности;
– овладение навыками устной коммуникации в часто повторяющихся жизненных
ситуациях;
– решение (с направляющей помощью взрослого) элементарных задач, связанных с
обеспечением самообслуживания;
– овладение основами гигиены и здорового образа жизни;
– овладение элементарными представлениями о пространстве, в котором
осуществляется учебная деятельность.
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
– владение элементарной информацией о себе, своей семье, месте проживания,
обучения, ближайшем социальном окружении;
– развитие патриотических чувств;
– овладение элементарными морально-этическими представлениями, их реализация
при взаимодействии со взрослыми и детьми;
– накопление
опыта желательного учебного и социального поведения,
необходимого для реализации задач жизнедеятельности;
– овладение навыками безопасного поведения в учебных помещениях;
– овладение навыками устной коммуникации в часто повторяющихся жизненных
ситуациях;
– решение (с направляющей помощью взрослого) элементарных задач, связанных с
обеспечением самообслуживания;
– овладение основами гигиены и здорового образа жизни;
– овладение основами ухода за одеждой и обувью;
– овладение элементарными представлениями о безопасном поведении на улице;
2 КЛАСС
– владение элементарной информацией о себе, своей семье, месте проживания и
обучения, ближайшем социальном окружении;
– развитие патриотических чувств;
– наличие элементарных представлений о трудовой деятельности взрослых людей, о
профессиях, включая профессии родителей (законных представителей);

– овладение элементарными морально-этическими представлениями, их реализация
в различных видах деятельности при взаимодействии со взрослыми и детьми;
– накопление элементарного опыта желательного коммуникативного и социального
поведения в различных общественных пространствах, необходимого для реализации задач
жизнедеятельности;
– овладение умениями устной коммуникации в часто повторяющихся жизненных
ситуациях;
– самостоятельное или с дозированной помощью взрослого решение элементарных
задач, связанных с обеспечением самообслуживания, с помощью близким;
– овладение элементарными умениями ведения домашнего хозяйства;
– овладение основами гигиены и здорового образа жизни;
– выполнение элементарных знакомых правил техники безопасности;
– овладение элементарными представлениями о безопасном поведении на
транспорте;
3 КЛАСС
– владение элементарной информацией о себе, своей семье, месте проживания и
обучения, ближайшем социальном окружении;
– развитие патриотических чувств;
– наличие элементарных представлений о трудовой деятельности взрослых людей, о
профессиях, включая профессии родителей (законных представителей);
– овладение элементарными морально-этическими представлениями, их реализация
в различных видах деятельности при взаимодействии со взрослыми и детьми;
– накопление опыта желательного коммуникативного и социального поведения в
различных общественных пространствах, необходимого для реализации задач
жизнедеятельности;
– овладение умениями устной коммуникации в часто повторяющихся и спонтанных
жизненных ситуациях;
– самостоятельное или с дозированной помощью взрослого решение элементарных
задач, связанных с обеспечением самообслуживания, с помощью близким;
– овладение элементарными умениями ведения домашнего хозяйства;
– овладение основами гигиены и здорового образа жизни;
– выполнение элементарных знакомых правил техники безопасности;
4 КЛАСС
– владение элементарной информацией о себе, своей семье, ближайшем социальном
окружении, о городе (или другом месте своего проживания);
– владение элементарной информацией о нашей стране, в том числе, о ее
государственном устройстве;
– развитие патриотических чувств;
– наличие элементарных представлений о трудовой деятельности взрослых людей, о
профессиях, включая профессии родителей (законных представителей);
– овладение элементарными морально-этическими представлениями, их реализация
в различных видах деятельности при взаимодействии со взрослыми и детьми;
– накопление опыта желательного коммуникативного и социального поведения в
различных общественных пространствах, необходимого для реализации задач
жизнедеятельности;
– овладение элементарными умениями устной коммуникации в часто
повторяющихся и спонтанных жизненных ситуациях;
– самостоятельное или с дозированной помощью взрослого решение элементарных
задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности, в том числе с самообслуживанием, с
помощью близким;
– овладение элементарными умениями ведения домашнего хозяйства;
– овладение основами гигиены и здорового образа жизни;
– выполнение элементарных знакомых правил поведения в новых ситуациях;
– выполнение элементарных знакомых правил техники безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Разделы

Основное содержание

Культура поведения 1.Формирование учебного
поведения.
2.Правила поведения в
школе
3. Правила поведения в
классе.
4.Правила поведения в
столовой.

Я и моя семья

Личная гигиена

1. Мое имя и фамилия.
2. Мой возраст.
3. Состав моей семьи
4. Мой адрес проживания
5. Мои обязанности в
семье
6.Семейные традиции и
праздники

Основные
виды
деятельности
обучающихся
Составление памяток о правилах
поведения.
Выполнение
практических
упражнений
с
визуальной поддержкой , в том числе
с использованием изображений или
видеоряда,
направленных
на
формирование учебного поведения.
Социальные истории. Обсуждение
правил поведения в классе, школе,
дома, в общественных местах – в
соответствии с этическими нормами.
Ознакомление
с
этикетными
формулами, их анализ на предмет
уместности использования в разных
социально-бытовых ситуациях.
Соотнесение этикетных формул с
изображениями, представленными на
иллюстративном материале.

Составление короткого сообщения о
себе (3 – 4 предложения) с указанием
имени, фамилии, возраста, места
проживания.
Называние с опорой на фотографию
членов своей семьи, их имён.
Вопросы о составе членов семьи.
Игра – имитация
ситуации
знакомства.
Социальные
истории,
альбомы,
видеозаписи
с
представлением
членов семьи, места проживания.
Составление с визуальной опорой 34 предложений об обязанностях в
семье.
Рассматривание изображений (или
просмотр
видеоматериалов),
отражающих проведение семейных
праздников; обсуждение поводов и
особенностей организации семейных
праздников – на основе личного
социально-бытового опыта.
1. Части тела.
Изучение и называние схемы тела с
2. Предметы
личной использованием методов визуальной
гигиены
поддержки. Знакомство с предметами
3.Правила ухода за руками, личной гигиены, с правилами ухода.
ногами, зубами , ушами
Составление тематических альбомов,
карточек,
заполнение
рабочих
тетрадей;
игры-имитации
с
использованием
видеомоделинга.
Социальные истории. Выполнение

практических упражнений. Анализ
изображений или видеоматериалов,
отражающих
соблюдение
и
нарушение правил личной гигиены.
Моя школа,
класс

мой 1.Школьные помещения.
2.Соблюдение режимных
моментов.
3.Школьные
принадлежности.
4. Мое рабочее место.
5.Поддержание порядка на
парте.

Экскурсия по школе. Составление
макета
школы.
Знакомство
с
режимными моментами школьной
жизни. Участие в дидактических
тематических играх. Составление
альбома
о
школьных
принадлежностях, о рабочем месте.
Выполнение
практических
упражнений.

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Разделы

Основное содержание

Культура
поведения

1. Приветствие и прощание
со
взрослыми
и
сверстниками.
2.Обращение к старшим и
младшим
3.Обращение к сверстнику
по имени
4.Ответы на вопросы и
просьбы другого ребенка
5.Правила
культурного
поведения на улице, дома

Личная гигиена

1.Личная
гигиена:
соблюдение правил личной
гигиены для сохранения и
укрепления здоровья. Уход
за руками, ногами, зубами,
ушами, глазами.
2.Самостоятельное
мытье
лица и рук. Правила
пользования мылом.
3.Соблюдение опрятности в
одежде.
4. Устранение непорядка в
одежде.

Основные виды деятельности
обучающихся
Рассматривание изображений (или
просмотр
видеоматериалов),
отражающих ритуалы приветствия и
прощания. Знакомство с правилами
обращения к старшим и младшим.
Игра-драматизация.
Выполнение
практических упражнений, в том
числе,
с
использованием
изображений или видеоряда.
Анализ
изображений
или
видеоматериалов,
отражающих
соблюдение и нарушение правил
приветствия или прощания.
Практика ответов на вопросы и
просьбы сверстников. Викторина и
другие
дидактические
игры.
Знакомство
с
правилами
культурного поведения на улице и
дома.
Игры-имитации.
Видеомоделлинг.
Социальные
истории.
Ознакомление с правилами ухода за
руками, ногами, зубами, ушами,
глазами.
Ознакомление
с
правилами,
обеспечивающими охрану зрения, с
наиболее
распространенными
глазными
заболеваниями.
Ознакомление
с
правилами
пользования мылом. Практические
упражнения. Анализ изображений
или видеоматериалов, отражающих
соблюдение и нарушение правил
личной гигиены.

Знакомство с правилами соблюдения
опрятности в одежде. Умение
следить за своим внешним видом:
заправлять рубашку в брюки,
застегивать
все
пуговицы,
натягивать носки и колготки,
различать обувь для правой и левой
ноги. Анализ изображений или
видеоматериалов,
отражающих
соблюдение
и
нарушение
опрятности во внешнем виде.
Практические
задания
по
устранению самостоятельно или с
помощью взрослого непорядка в
одежде.
Уход за одеждой и 1.Различение и называние
одежды и обуви.
обувью
2.Формирование
навыков
одевания и обувания (под
контролем педагога)
3.Формирование
навыков
аккуратного внешнего вида.
4.Формирование
навыка
шнуровки
обуви,
завязывания и развязывания
шнурков
Уход за обувью после
прогулки.

Различать и называть различные
виды
одежды
и
обуви
с
использованием изображений или
видеоматериалов.
Дидактические
игры,
викторины,
Выполнение
практических
упражнений
по
формированию навыка одевания и
обувания. Практические упражнения
как шнуровать ботинки, завязывать и
развязывать шнурки.
Ознакомление с правилами ухода за
обувью после прогулки. Вытирание
и сушка мокрой обуви. Обработка
обуви после сушки. Практические
упражнения.

1.Знание
крупных
общественных пространств,
расположенных
около
школы
2. Правила
дорожного
движения
и
поведения
пешеходов.
3. Светофор и пешеходный
переход.
4. Адрес.
5.Помещения квартиры, их
основное назначение.

Ознакомление со зданиями и
общественными
пространствами,
расположенными около школы.
Знакомство с правилами дорожного
движения,
знаков
светофора,
перехода улицы по пешеходному
переходу.
Ведение альбома правил. Анализ
изображений или видеоматериалов,
отражающих
соблюдение
и
нарушение правил перехода улицы.
Игры-имитации социально-бытовых
ситуаций, отражающих правила
безопасного перехода улицы.
Адрес проживания, адрес школы.
Изготовление макета или схемы
помещений квартиры, называние их
основного значение. Использование
альбомов,
рабочих
тетрадей,
иллюстраций.

Улица и жилище

2 КЛАСС

Разделы

Основное содержание

техники
Техника безопасности 1.Правила
и культура поведения безопасности на уроках
СБО
2.Личная
гигиена.
Закаливание.
3. Правила поведения в
семье
4.Культура поведения в
школе,
дома,
в
общественных местах

Основные виды деятельности
обучающихся
Овладение правилами безопасного
поведения в кабинет. Составление
памятки с правилами.
Анализ
изображений
или
видеоматериалов,
отражающих
соблюдение и нарушение правил
личной гигиены.
Выполнение
упражнений
на
освоение правил личной гигиены
(анализ
предметов
гигиены,
обсуждение
правил
их
использования; дифференциация
предметов
или
изображений,
которые отражают средства общей
и личной гигиены и др.). Правила
закаливания. Виды закаливания.
Социальные
истории.
Игрыимитации отражающие соблюдение
правила поведения в семье и в
общественных местах.

Я и моя семья

1. Работа и профессия
родителей, других членов
семьи.
2. Посещение места работы
родителей и знакомство с
характером их труда.
3. Посещение 2-3 мест
работы
(кабинетов),
в
которых
осуществляется
аналогичная работа
4. Место учебы или работы
старших сестер и братьев

Составление коротких сообщений с
визуальной
поддержкой
о
профессиях родителей и людей
ближайшего
социального
окружения,
с
которыми
обучающиеся знакомятся в годы
обучения в школе. Дидактические
игры, альбомы, рабочие тетради по
теме «профессии моей семьи».
Ознакомление с местом работы
родителей и характером их труда.
Социальные истории. Посещение
2-3 мест работы (кабинетов), в
которых
осуществляется
аналогичная работа. Ознакомление
с местом учебы или работы
старших
братьев
и
сестер.
Составление рассказа, презентации
о работе родителей и членов семьи
учащегося.

Я и мое жилище

1.Мое жилище.
2.Правила
техники
безопасности
при
пользовании
электроприборами,
размещенными в жилище.
3.
Уборка
жилища,
разогрев пищи, нагревание
воды с использованием
электроприборов.

Ознакомление с видами жилища.
Городское и сельское жилище.
Виды электроприборов для дома.
Просмотр иллюстраций или видео.
Составление таблиц, тематических
альбомов.
Правила
техники
безопасности при использовании
электроприборов. Электрическая
плита,
электрический
чайник,
микроволновая печь, газовая плита.
Правила техники безопасности при
использовании электроприборов.

Практическая работа: подогрев
воды для чая в электрическом
чайнике.
Пылесос. Правила
пользования
пылесосом.
Практическая работа.
Микроволновая печь – правила
техники
безопасности
при
использовании. Выбор посуды для
микроволновой печи. Практическая
работа: разогревание пищи.
Почта

Магазины

Транспорт

1. Почтовое отделение.
2. Почтовые отправления конверты,
письма,
телеграммы,
открытки,
посылки, бандероли.
3. Профессия – почтальон.
4.Знаки почтовой оплаты –
марки.
5.Перевозка почты.
1.Правила
посещения
магазинов.
2.Покупка
штучных
(фасованных)
товаров
первой необходимости
3.Упаковка покупок
4.Экологический
вред
пластиковых пакетов
5.Виды магазинов
6.Покупки, расчет и сдача
в магазине
7.Стоимость
основных
продуктов питания
8.Отчет о покупке и
размещение продуктов по
местам

1.Правила
пользования
общественным
транспортом
2.Остановки транспорта по
пути следования в школу
3.Составление безопасного
маршрута от дома до
школы и в другие точки
населенного пункта

Ознакомление с работой почтового
отделения, с видами почтовых
отправлений.
Просмотр
иллюстраций или видеозаписей о
работе почты. Экскурсия на почту.
Заполнение открытки. Заполнение
конверта для письма по образцу.
Наклеивание марки. Отправление
открытки в почтовый ящик.
Ознакомление с видами магазинов.
Правила поведения в магазине.
Экскурсии в магазины разных
видов.
Тренинги
покупки
фасованных и штучных товаров в
магазинах разных видов. Ведение
простого диалога с продавцом.
Упаковывание
и
складывание
товаров в хозяйственную сумку.
Отчет о покупках и размещение
покупок по местам хранения.
Практические
занятия.
Упражнения в размене денег и
подсчётах стоимости покупки и
сдачи.
Ознакомление с тематическими
иллюстрациями, ролевые игры,
игры-имитации. Видеомоделлинг.
Дидактические игры.
Ознакомление с общественным
транспортом,
его
видами
и
назначением.
Овладение
правилами
пользования
общественным транспортом и
правилами
оплаты
проезда.
Экскурсия
на
остановочный
комплекс
общественного
транспорта , ближайший к школе.
Игры-имитации
«Поездка
на
автобусе».
Изучение
пути
следования от дома до школы.
Составление безопасного маршрута
от дома до школы. Экскурсия от
школы до ближайшей остановки
общественного
транспорта
и
поездка на нем

Организация
общественного
питания

1.Знакомство
с
предприятиями
общественного питания
2.Практические занятия по
посещению
небольших
предприятий
общественного
питания
около школы.

Ознакомление
с
различными
видами
предприятий
общественного
питания.
Подготовка презентаций, работа в
альбомах,
мультимедиа.
Ознакомление
с
правилами
посещения
предприятий
общественного питания. Ролевая
игра, игра-имитация.
Посещение
столовой
самообслуживания,
небольшого
кафе около школы.

3 КЛАСС
Разделы

Основное содержание

Техника
безопасности и
культура поведения

1.Правила
техники
безопасности на уроках
СБО
2.Личная гигиена
3.Закаливание
4.Правила поведения в
семье
Культура
поведения
в
школе,
дома,
в
общественных местах

Одежда и обувь

1.Значение одежды, обуви и
головных
уборов
для
сохранения
здоровья
человека.
2.Поддержание обуви и
одежды
в
чистоте
и
порядке.
3.Выбор одежды и обуви по
сезону

Я и мое жилище

Основные виды деятельности
обучающихся
Выполнений правил и техники
безопасности на занятиях СБО.
Соблюдение
правила личной
гигиены.
Уход
за
волосами.
Ознакомление с правилами и
видами закаливания. Выполнение
правил поведения в семье, в школе,
в общественных местах. Работа с
социальными
историями
и
видеоматериалами.

Овладение
пониманием
связи
выбора правильной одежды, обуви и
головных уборов для поддержания
здоровья. Работа с тематическими
иллюстрациями, видеоматериалами,
социальными
историями.
Практические
упражнения
по
выбору
одежды
по
сезону.
Практические занятия по уходу за
одеждой и обувью. Составление
тематических памяток и таблиц.
1.Уборка помещения.
Овладение
правилами
техники
2.Хозяйственный
безопасности
при
уборке
инвентарь, электроприборы помещения.
Ознакомление
с
для уборки помещений.
хозинвентарём,
назначением
3.Комнатные растения и инструментов,
правилами
их
уход за ними.
безопасного
использования
в
трудовой деятельности.
Овладение правилами пользования
хозяйственным
инвентарем.
Выполнение
практических
упражнений
с
бытовыми
приборами
(пылесос
и
др.).
Выполнение правил безопасного
использования в процессе уборки.
Ознакомление с видами комнатных
растений.

Выполнение практических работ,
связанных с уходом за комнатными
растениями.
Питание

1.Разнообразие продуктов
питания.
2.Режим и рациональное
питание.
3.Самостоятельный выбор
продуктов, исходя из своего
режима питания, диеты.
Приготовление простейших
блюд.

Магазины и аптека

1.Различные
типы
магазинов.
2.Аптека. работники аптеки.
3.Профессии
работников
торговли.
4.Газетный киоск. Виды
продукции,
которая
продается
в
газетном
киоске.

Транспорт

1.Виды
транспорта:
железнодорожный,
автомобильный,
воздушный, водный.
2. Правила поведения и
безопасности
на
транспорте.
3. Профессии работников

Ознакомление
с
отдельными
группами продуктов, особенностями
их использования (в том числе
хранения)
для
соблюдения
здорового образа жизни.
Ознакомление с рациональным
питанием и режимом, выполнение
практических
упражнений
по
подбору оптимального режима
питания. Работа с иллюстрациями,
схемами,
таблицами,
дидактическими играми.
Экскурсия в продуктовый магазин.
Наблюдение за выбором продуктов.
Выполнение
практических
упражнений по выбору продуктов,
исходя из своего рациона и режима
питания, диеты.
Выполнение практической работы
по приготовлению простейших
блюд
(бутербродов,
отварных
овощей) и завариванию чая. Работа
с социальными историями.
Ознакомление с различными типами
магазинов: «магазин у дома»,
супермаркет,
гипермаркет,
специализированный
магазин,
магазин
самообслуживания.
Ознакомление
с
правилами
посещения магазинов разных типов.
Выполнение
практических
упражнений в покупках в магазинах
различных
типов.
Работа
с
социальными
историями.
Ознакомление
с
профессиями
работников торговли.
Ознакомление с газетным киоском.
Ознакомление
с
печатной
продукцией и другими товарами,
которые продаются в киоске.
Выполнение
практических
упражнений
по
совершению
покупок в магазинах разных типов
и в газетном киоске.
Ознакомление с различными видами
транспорта.
Подготовка
презентаций, работа с социальными
историями о путешествиях на
различных видах транспорта, с
использованием индивидуального
жизненного опыта ребенка.
Ознакомление
с
правилами

всех видов транспорта.

поведения
на
всех
видах
транспорта.
Игры-имитации, ролевые игры.
Ознакомление
с
профессиями
работников транспорта. Экскурсия
на
объект
транспортной
инфраструктуры.

4 КЛАСС
Разделы

Основное содержание

1.Техника
безопасности
Техника
использовании
безопасности
и при
инструментов, инвентаря,
культура поведения
бытовых приборов.
2.Правила
и
культура
поведения в общественных
местах.

Я и моя семья

1.Моя семья.
2.Мой город (поселок,
деревня).
3.Моя страна.
4.Основы
взаимоотношений в семье.
5.Семейные праздники.
6. Мои соседи и друзья

Личная гигиена

1.Значение,
способы
закаливания.
2.Уход за органами зрения,
слуха.
3.Уход за кожей рук,
ногтями, волосами.
4.Утренняя и вечерняя
гигиена.
5.Негативное влияние и
вред
для
здоровья
никотина,
алкоголя,
наркотиков.

Основные виды деятельности
обучающихся
Выполнение правил поведения в
общественных местах, игры –
имитации. Практические занятия с
использованием
социальных
историй
и
видеозаписей.
Драматизация социально-бытовых
ситуаций, отражающих соблюдение
коммуникативной
культуры
и
социальных норм в общественных
пространствах (аптека, магазин,
общественный транспорт.
Составление с визуальной опорой
небольшого
сообщения
(«видеовизитки») о родном городе
или деревне, поселке. Сопоставление
изображений
государственных
символов
с
соответствующими
понятиями.
Сопоставление
изображений
государственных
символов
с
соответствующими
понятиями.
Называние
государственных
символов.
Составление короткого сообщения о
стране с визуальной опорой.
Обсуждение семейных традиций, в
форме коротких сообщений с опорой
на
личный
опыт
ребенка,
фотографии, видеозаписи. Игры –
драматизации, работа с социальными
историями. Обсуждение
Обсуждение процедур и способов
закаливания.
Ознакомление
с
правилами гигиены зрения.. Работа с
социальными
историями.
Практическое
освоение
правил
гигиены по уходу за органами
зрения
и
слуха.
Выполнение
упражнений на освоение правил
личной гигиены – уход за кожей рук,
ногтями, волосами. Освоение правил
и процедур утренней и вечерней
гигиены. Выполнение практических

Я и мое жилище

1.Хранение
сезонной
одежды и обуви.
2.Уход за одеждой и
обувью.
3.Уборка помещений.
4.Виды
и
назначение
столовой посуды.
5.Сервировка
стола
к
завтраку, обеду, ужину.
6.
Приготовление
бутербродов и заваривание
чая к завтраку.

1.Служба быта.
2.Мастерские
службы
быта.
3.Прачечная, химчистка.
4.Мастерские по ремонту.
Музеи
и
другие 1.Виды музеев. Правила
посещения музеев.
общественные
2.Музейные коллекции.
пространства
3.Исторические,
художественные,
литературные,
технические, естественнонаучные музеи.
4.Планирование посещения
музея.
Служба быта

заданий.
Обсуждение правил
здорового образа жизни, вреда
курения и алкоголя, запрещенных
средств на здоровье человека. Работа
с социальными историями.
Ознакомление с правилами хранения
сезонной
одежды
и
обуви.
Обсуждение и анализ разных
вариантов
хранения
сезонной
одежды и обуви. Составление
сообщений, презентаций о сезонном
хранении одежды и обуви на основе
иллюстраций
или
личного
социально-бытового
опыта.
Обсуждение
правил
уборки
помещения и техники безопасности
при использовании электроприборов
для уборки помещения. Выполнение
практических
упражнений
с
использованием
электроприборов
для уборки. Работа с социальными
историями, памятками, схемами.
Составление
алгоритма
,
отражающего
последовательность
работ во время генеральной уборки
помещения. Ознакомление с видами
и назначением столовой посуды.
Практические занятия по сервировке
стола. Ознакомление с правилами
гигиены при приготовлении пищи.
Практические
занятия
по
приготовлению
бутербродов
и
завариванию чая для завтрака.
Ознакомление с различными видами
мастерских службы быта. Анализ

Ознакомление с видами музеев с
использованием
видеоматериалов
или иллюстраций. Ознакомление с
правилами
посещения
музеев.
Анализ
изображений
или
видеоматериалов,
отражающих
соблюдение или нарушение правил
посещения
музеев.
Подготовка
памятки для посещения музея.
Ознакомление
(виртуальное)
с
коллекциями
известных музеев:
исторического,
художественного,
литературного,
технического,
естественно-научного. Виртуальное
путешествие по музею. Работа с
социальными
историями
и
иллюстрациями.
Планирование посещения доступных
музеев. Экскурсия в доступные 1-2

Поликлиника
больница

музея. Подготовка тематических
презентаций.
причин
и
вариантов
и 1.Больницы и поликлиники Анализ
для детей и взрослых.
обращения
за
медицинской
2. Поликлиника по месту помощью. Ознакомление с типами
жительства.
медицинских
учреждений,
со
3. Запись в поликлинику.
способами
обращения
за
4. Правила поведения в медицинской помощью, в том числе,
поликлинике.
через онлайн запись на прием.
5. На приеме у врача
Правила посещения поликлиники.
Игры-имитации записи на прием и
посещения поликлиники. Работа с
социальными
историями
и
видеозаписями.
Дидактические
игры, игры-имитации, тренинги
диалогов между врачом и пациентом
с опорой на личный социальнобытовой опыт ребенка
или на
визуальные опоры.
Анализ
изображений
или
видеоматериалов,
отражающих
соблюдение или нарушение правил
посещения поликлиники.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНОБЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
Для проведения занятий по коррекционному курсу СБО необходимо следующее
оборудование и дидактическое обеспечение:


объемная шарнирная модель «Деревянный человечек»;



рисунки человека на наглядных пособиях;



атрибуты для создания ситуаций общения;



набор предметов личной гигиены;



муляжи для отработки гигиенических навыков;



муляжи для организации тематических дидактических игр;



настольные печатные дидактические игры;



комплекты тематических карточек, иллюстраций, схем;



мультимедийное оборудование;



оборудование класса «Домоводство».

Тематическое планирование
Наполняемость содержания разделов курса и распределение количество часов
уточняется специалистами ежегодно, исходя из индивидуальных потребностей
обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».