Рабочая программа учебного курса «Формирование коммуникативного поведения» АООП НОО обучающихся с нарушением РАС (вариант 8.2)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н..

Рабочая программа
учебного курса «Формирование коммуникативного поведения»
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся
с нарушением расстройства аутистического спектра (вариант 8.2)
Срок реализации – 5 лет

Г. Костомукша , 2025
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые
личностные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс,
календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и
промежуточной аттестации, систему оценки предметных результатов, сформированности
базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.
Общая характеристика предмета.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в
задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между
пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи
собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой
интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра
наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В
значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного
поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в
структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного
поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС
является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных
социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения
решаются следующие взаимосвязные задачи:
обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с
ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть
услышанными своими близкими и обществом.
формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
коррекция
нарушений
аффективного,
сенсорно-перцептивного,
коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая
выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в
различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с
расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития
обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации
обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в
соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального
подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм
деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности,
использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности,
использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов,
большого количества наглядности .
Место коррекционно-развивающих занятий в учебном плане
Обучение организовано на дому по медицинским показаниям. В учебном плане
школы на реализацию учебного предмета в 1 доп.- 1 классах отводится по 0,25 часу в неделю
2

при 33 учебных неделях, во 2-4-х классах отводится по 0,25 часу в неделю при 34 учебных
неделях.

Коррекционно-развивающие занятия
Формирование
поведения

коммуникативного

I

I доп.

II

III

IV

Всего

0,25/

0,25/

0,25/

0,25/

0,25/

1,25/

8,25

8,25

8,5

8,5

8,5

42

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному
курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся
класса и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают
освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения,
знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся
данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Минимальный уровень:
применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя
(выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
знать и применять элементарные правила речевого общения;
уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить
элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на
образец речи или анализ речевой ситуации;
использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты
включают:
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не
создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций;
овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
3

- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном
окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, учениккласс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой,
творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Наименование
раздела

Основные элементы содержания

Организация
совместного внимания

Учим смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную
речь, менять свое поведение по речевой инструкции.

Соотнесение
сигнальных
символов/жестов с
определенными
последующими
действиями

Обучение адекватной реакции на интонацию педагога, на слова
запрета: нет, нельзя; да, можно. Учим выражать свое отношение

4

Соотнесение
сигнальных
символов/жестов с
определенными
последующими
действиями.
Использование
жестовых, предметных
и графических символов
при обращении к
другим.

Различие и выполнение противоположных действий

Обучение соотнесению названия игрушки с символом и
действием Расширение представления о словах, обозначающих
ежедневно выполняемые действия

Понимание жестов

Учим ребенка озвучиванию действий произнесению отдельных
звуков или их серий

Понимание символов

Формируем представление о том, что каждый предмет и каждая
часть тела имеет свое название, символ

Формирование умения
обращаться к
взрослому.

Употребление
слов/жестов

Закрепление умения выполнять поручения по инструкции
взрослого в различных социально-бытовых условиях и видах
деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, в
естественных ситуациях повседневной жизни.
Знакомство с игрушками, предметами быта, соотнесение их
символом. Формирование умения следить за перемещением
игрушки, узнавать ее по названию, звучанию.
Поиск названного предмета, расположенного как в
определенном привычном месте, так и в разных местах группы.
Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные,
заводные, звучащие игрушки).

5

Тематическое планирование 1 класс
№ п/п

Тема занятия

1

1
Введение в программу.
Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением.
Инструктаж по технике безопасности.
Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование.
1
Развивающие занятия. Упражнения на
1
развитие умения классифицировать
предметы и слова.
Упражнения на формирование коммуникативных навыков
1
Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать,
1
сопоставлять понятия.
Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа 1
и синтеза.
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. 1
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение
1
обобщать).
Упражнения на развитие способности к классификации,
1
абстрагированию.
Итого за год

2
3

4
5
6
7
8
9

Кол-во
часов

9

Тематическое планирование 1 (доп) класс
№ п/п

Тема занятия

1
2

Упражнение на формирование коммуникативных навыков 1
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение
1
обобщать).
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. 1

3
4
5
6
7
8
9

Кол-во
часов

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями.
Упражнения на развитие понятийного мышления (умение
обобщать).
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между
понятиями.
Упражнения на формирования адекватной самооценки

1
1
1
1

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между 1
понятиями.
Упражнения на развитие способности к классификации,
1
абстрагированию.
Итого за год

9

Тематическое планирование 2 класс
№ п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

1
2

Упражнения на развитие умения устанавливать
1
различные виды отношений между понятиями.
Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). 1
6

3
4
5
6
7
8
9

Упражнения на развитие умения устанавливать связи
между понятиями.
Упражнения на развитие вербально – логического
мышления.
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной
памяти.
Упражнения на развитие умения устанавливать
различные виды отношений между понятиями.
Упражнения на развитие внимания.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи
между понятиями.
Упражнения на развитие умения устанавливать связи
между понятиями.

1
1
1
1
1
1
1

Итого

9

Тематическое планирование 3 класс
№ п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
Итого за год

Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
Упражнения на установления связи между понятиями.
Упражнения на развитие логического мышления.
Упражнения на развитие зрительной памяти.
Упражнения на развитие зрительной памяти.
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
Упражнения на развитие логического мышления.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

Тематическое планирование 4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5

Тема занятия

Кол-во
часов

7

Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
Упражнения на развитие ассоциативного мышления.
Упражнения на развитие межпонятийных связей.
Упражнения на развитие мыслительных операций анализа
и
синтеза,
установление
закономерностей,
пространственных представлений.
Упражнения на развитие произвольного внимания,
установление закономерностей.
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

8

Упражнения на развитие вербально – логического мышления. 1

9

Подведение итогов
Итоговая диагностика и тестирование.

6

Итого за год

1
1
1
1
1

1
1

1
9

7

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Авторсоставитель Штягинова Е. А.Городская общественная организация инвалидов
«Общество «Даун синдром». Новосибирск
2. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью
карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф
Учебно-методический комплекс
- Методические рекомендации для учителя
- Коммуникативная игра как средство формирования
положительных отношений между участниками образовательного
Методические пособия
процесса в системе психолого-педагогического сопровождения
для педагога
детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук,
Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ
Классная доска с набором креплений для картинок, постеров,
таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер
Технические средства
с
программным
обеспечением;
слайд
-проектор;
обучения
мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.
Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные
картинки,
Дополнительные средства
пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки,
настольные игры
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Обучающийся может уметь:
 Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования
предметных, жестовых, графических символов)
 Отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения,
 Правильно и точно использовать жесты (увеличивается количество используемых
жестов)

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».