Пушкинистика как эффективная образовательная технология духовно-нравственного развития личности школьника

01.01.2017

Пушкинистика как эффективная образовательная технология духовно-нравственного развития личности школьника

                 Скажем более: одно просвещение в состоянии    удержать новые безумства, новые общественные бедствия.                                                                                

А.С. Пушкин, «О народном воспитании».

 

 Костомукша – моногород России, молодой  город горняков,  расположенный  в 30 км от западной границы РФ на стыке Русского севера и скандинавских стран в краю древней Калевалы.  Городу 30 лет.

Жизнь нашей школы разделена на два периода: до 1999 года, когда  мы были  школой №2,  и  после,  когда нам предоставили почетное право быть школой  имени  великого поэта А.С.Пушкина по итогам участия  в  республиканском конкурсе «Наш Пушкин».  

Мы понимали, что имя великого поэта - это не только почётно, но и ко многому обязывает, ведь   Пушкинская школа – это, прежде всего, школа русской культуры, в которой  центральное место занимает   Александр  Сергеевич  Пушкин.  Важно было  заинтересовать и увлечь  учащихся в активную созидательную деятельность, очертив   масштаб такого явления  в современной цивилизации  как  Великий поэт. Мы исходили из того, что совместная работа детей и взрослых, заинтересованное изучение культуры, истории, народных традиций  Отечества, жизни и творчества А.С.Пушкина, привлечение  ребят  к разнообразной деятельности в школе и вне ее    вознаградятся  их   личностным ростом.

  Как путь духовно-нравственного развития личности школьная пушкинистика основана на следующих позициях:

  • А.С.Пушкин – родоначальник русского литературного языка, «грамматики» русской культуры;
  • редчайший поэтический дар позволяет Поэту  облекать народную мудрость в прекрасные образы, истинно народные сказки;
  • история Отечества, культура России – важнейший источник литературного наследия Поэта;
  • его творчество созвучно музыке, народной песне и открывает растущему человеку путь к другим видам национального искусства;
  • творчество Поэта пронизано Любовью;
  • жизненный путь Поэта - поиск и стремление к истине, согласованию внутреннего и внешнего в духовной борьбе, приобретение мудрости и веры;
  • изучение пушкинского Слова вознаграждается  ясностью разума и «высоким стремленьем» дум;
  • русский Поэт -  национальный пророк.

    Так было положено начало    пути  по перестройке  образовательной среды и социума  на основе  духовно-нравственных принципов и культуросообразности.

     Пушкинистика  в школе   представлена     тремя  пересекающимися модулями – основой для непрерывного  гуманитарного образования ребят  от 6,5  до 18 лет:

  • пушкинская программа «России первая любовь», реализуемая в школе;
  • пушкинский музей «Наш Пушкин»,  действующий на территории муниципального округа;
  • Союз пушкинских школ, объединяющий ОУ и учреждения культуры Республики Карелия, других регионов и стран.

    Структура из трёх модулей  позволяет осуществлять   системную коллективную творческую деятельность детей и взрослых,   учебу педагогических кадров в школе и вне ее, привлекать  сотрудников и  социальных  партнеров  к активной  образовательной, научно-методической, творческой  деятельности  на школьном, муниципальном, региональном и иных уровнях.

    В школе сложились пушкинские традиции.

Осень:   коллективное творческое дело «Болдинская осень»,  именины школы;  Зима:       пушкинский марафон,  День памяти поэта; 

Весна:     коллективное творческое дело "Русь Великая",  День славянской письменности и культуры;

Лето:       Пушкинский день России, специализированные (профильные) лагеря.

   Нам, педагогам, было важно не превращать имя поэта в некое божество, которому были чужды человеческие слабости. Мы хотели, чтобы дети и подростки воспринимали образ  Поэта   живым,  остро чувствующим, искренне  страдающим и глубоко  любящим жизнь и людей, знали его творчество и полюбили   героев удивительных  произведений. Учителя разработали пушкинскую программу «России первая любовь» при  поддержке Дмитрия Николаевича Мурина ( СПбАППО), интегрировали её  в   рабочие  программы по учебным  предметам, что расширило интересы и знания учащихся о жизни и творчестве поэта. Пушкинистика для  нас стала эффективной технологией развития  школы, а ежегодный   пушкинский марафон - своего рода зачетом по пушкинистике,  победителей награждают  на празднике школьных талантов. Сегодня у нас уже есть настоящие исследователи, настоящие пушкинисты! 

   В 2001 году мы открыли школьный музей «Наш Пушкин», использовали  идеи Всероссийского музея А.С.Пушкина (литературно-монографическая экспозиция "А.С.Пушкин. Жизнь и творчество."Санкт-Петербург,  набережная реки Мойки, 12),  исследования  Юрия  Михайловича  Лотмана.  Сегодня в музее собраны материалы о жизни и творчестве поэта, заповедных местах. Жители нашего города, выпускники  и друзья школы передали  музею  ряд  ценных экспонатов, в том числе книги и монеты  XIX века.   Среди наиболее ценных экспонатов: монеты 1819 года, «Русская грамматика» Александра Востокова  1838 года издания ( С.Петербург, Въ Типографiи Императорской Россiйской Академiи),   Сочинения А.С.Пушкина 1899 года с приложением биографии, написанной И.И.Ивановым (Москва, Товарищество типографии А.И.Мамонтова). Систематизированы предметы, материалы  из традиционных Пушкинских мест:  Петербург и Царское село, Москва, Подмосковье и  Тверской край, Псковская  и Нижегородская земли, в т.ч. по горсти земли  из святых для нас мест.  Представлен  ряд  работ о А.С.Пушкине от  заслуженных деятелей культуры РК художников   Маргариты Юфа, Вячеслава Добрынина и много творческих  работ,  выполненных  ребятами.

    Музей « Наш Пушкин»,  раздел «Пушкинистика»  в библиотеке (более 500 книг, электронные пособия),    информационный центр школы стали базой для продуктивной совместной деятельности   детей и взрослых.  Работа школьного музея строится на принципах  добровольности, сотрудничества, преемственности и уважения.  Наши воспитанники - наши союзники. Совет музея - один из самых активных органов школьного самоуправления.   Ребята с интересом изучают    жизненный путь   и творчество  А.С.Пушкина за пределами школьной программы, самостоятельно разрабатывают и проводят экскурсии, занимаются  творчеством  и исследованиями.  Члены   литературного клуба «Свеча» издают   альманах "Вдохновение".  Это собрание лучших творческих работ школьников и педагогов  издаётся ежегодно, хранится в школьной библиотеке и пользуется особым спросом у читателей.

Яркими  событиями    в жизни наших выпускников, обучающихся  и педагогов   стали   пушкинские фестивали, которые проводятся ежегодно при поддержке Министерства образования Республики Карелия  и муниципалитетов  по кольцу  в одной  из пушкинских школ Карелии: Костомукша- Петрозаводск – Кондопога. История фестивалей началась в 2000 году,  когда  в Костомукше состоялся  первый пушкинский фестиваль и был образован Союз пушкинских школ Республики Карелия как региональный  сетевой проект. На фестивалях сложились  свои традиции: пушкинские чтения, интеллектуальные игры, конкурсные программы, мастер – классы, спектакли. Пушкинский фестиваль – своего рода экзамен по русскому языку, литературе, истории, смотр творческих дел, показатель социальной и гражданской активности участников Союза, обобщение опыта по использованию и развитию пушкинистики  в Карелии.

При поддержке Минобразования   Карелии проведено 13 фестивалей:  «Пушкин в кругу друзей», «Отечества сыны»,  «Стократ священ союз меча и лиры»,  «Пушкиным сердце богато»  и другие.

  • 2000, 2003,2006, 2010 годы,    Костомукша.
  • 2001, 2004, 2008, 2012 годы, Петрозаводск с участием семьи Савельевых - потомков А.С.Пушкина и Н.В. Гоголя.
  • 2002, 2005, 2009, 2013 годы, Кондопога.

   В 2007 году VIII Пушкинский фестиваль «Когда б на Дерптскую дорогу я вышел утренней порой»    состоялся в г. Тарту  благодаря усилиям  педагогов Пушкинской гимназии из города Тарту (Эстония)  с участием   Ю.Г.Пушкиной, О.М. Ковальчук ( Пушкинская библиотека города Москвы).

ХIV  фестиваль  «Александр Пушкин   как наша «первая любовь»»   ждёт друзей в марте 2013 года в Костомукше.                                                                                      

    Пушкинский фестиваль – своего рода экзамен по русскому языку, литературе, истории, творческий отчет о  работе, показатель  уровня духовно-нравственного развития, социальной  и гражданской активности  школьников и педагогов - участников Союза пушкинских школ.

Проект «Союз пушкинских школ»  с 2000 по 2010 годы  позволил создать целостную систему  продвижения  пушкинистики  как образовательной технологии. Каждая пушкинская школа имеет свое лицо.  Костомукшане  идут по пути развития комплексно-целевых программ, ведут работу по проекту «Лукоморье» и  пушкинской программе «России первая любовь». Школа № 10 г. Петрозаводска развивает гуманитарное направление в образовании школьников. Имеет традиции: лицейские вечера,  литературные гостиные, проект «Проба пера». В Кондопожском лицее создан пушкинский кабинет, школьный театр, издается газета «Фолиант». Школьники активно ведут исследовательскую деятельность. На пушкинских чтениях было представлено около ста интересных исследовательских работ. Среди них  «Эпистолярное наследие поэта», «Петербургский фольклор «Медный всадник»», «Заповедные пушкинские места. Михайловское», «Пушкин и православная культура (христианское мышление и христианские мотивы в творчестве)»,   «Пушкин и музыка» и другие.

В делах СПШ принимают участие   15  школ  и учреждений дополнительного образования Карелии.  Союз Пушкинских школ состоялся, он творчески работает, вышел за рамки  образования  Карелии, получил поддержку    других ОУ   России, ближнего  и дальнего зарубежья. Участниками фестивалей были делегации из Москвы  (школа № 353 им. А.С.Пушкина), Санкт – Петербурга (школа  №249 им. М.В.Маневича), Башкортостана,  Эстонии, Финляндии.   У нас появились друзья среди научной и творческой интеллигенции республики и России: Союз писателей, Петрозаводский  государственный  университет, Национальная  библиотека,  музеи, театры,  СМИ.  Особенно  дорога  нам    поддержка наших дел  потомками А.С.Пушкина   Юлией Григорьевной Пушкиной (Москва) и Лидией Владимировной Савельевой (Петрозаводск),   сотрудниками Всероссийского музея А.С.Пушкина  и  Сергеем  Михайловичем  Некрасовым. 

 Нас много: свыше трех тысяч учеников, 200 учителей и сотрудников  учреждений культуры и образования. Мы очень разные, но вместе, потому, что  у  нас один русский язык,  один А.С.Пушкин, одна Россия

Мы очень разные.

    Кризис  традиционных ценностей в нашей стране  имеет последствия  -  негативные проявления в детской и подростковой среде, в  семьях учащихся.   Пушкинистика  привлекает внимание широкой общественности  глубиной поднимаемых проблем, их актуальностью для современной России. Как  образовательная  технология, основанная  на лучших традициях российской философии и педагогики, она   позволяет формировать духовно-нравственные установки в сознании детей,  подростков,  взрослых  на основе приобщения их  к святыням Отечества, творческому наследию А.С.Пушкина,  национальной культуре,  развивать  детское литературное и художественное творчество.

   Участие школьников во Всероссийских и Международных мероприятиях осуществляется по приглашениям оргкомитетов данных мероприятий, в т.ч. на конкурсной основе.   Школьники и педагоги  были участниками: 

  • Всероссийского детского праздника «Наш Пушкин» в заповеднике «Михайловское»;
  • Международной детско-юношеской научной конференции «Санкт – Петербург. Царское Село. «Пушкин и культура»;
  • Международного  форума  пушкинских школ в городе Москва;
  • Всероссийского семинара «Весна в Пушкинских горах»;
  • Лагеря доброхотов в заповеднике  «Михайловское»;
  • Театрального фестиваля «Пушкинская весна»,  в  2008, 2012 годах  в школе №353 им. А.С.Пушкина города Москва.

     У нас  много друзей в России,   других странах, с которыми мы сотрудничаем  и обмениваемся  опытом.

    Многолетние тесные связи сложились со школьными округами Суомуссалми, Каяни (Финляндия): фестивали, лагеря, обмен учебными группами, изучение  языков и   культуры сопредельных государств. В результате участия в проектах, программах  учащиеся  двух стран приобретают опыт сотрудничества друг с другом, осваивают технологии реализации совместных проектов  через ОДИ, участие в дебатах, тренинги толерантности, летние лагеря, творческие состязания,  соревнования, работу в группах и в командах, дистанционное общение.  В  2008 году при поддержке ОАО «Газпром» в Костомукше состоялся  Международный литературный фестиваль «Книга – окно в мир» . Все события фестиваля прошли на основе популяризации жизни и творчества великого поэта А.С.Пушкина  с целью углубления интереса к изучению русского языка и к культуре разных народов и стран, развития межшкольного сотрудничества и дружеских контактов с Финляндией.

Отзывы.Хочу такой сайт

  1. «Впечатления о фестивале «Книга – окно в мир».
  2. Общее положение.

Тема: очень важная и очень насущная. Эта тема пробуждает интерес к чтению книг, а также к культуре своей страны.

Сотрудничество:  участники с разных регионов России и Финляндии. Достаточное количество разных взглядов.

Время проведения:  3 дня – это очень (походящее) удобное время.

Подготовка: было недостаточно предварительной подготовки в Суомуссалми.

  1. Содержание:

Понедельник, 27.10.2008 г.  Программа насыщенная, ритмичная. Музыка, танцы, речи, выступления детей были организованы хорошо. Технически также все было отлично, а также питание.

Вторник, 29.10.08 г.  Комментарии Леа Вайнио о программе.

  1. Подведение итогов.

Надеемся на продолжение сотрудничества в дальнейшем (и в Финляндии и в России).

Благодарим за огромную проделанную работу.

С приветом, Эско Песонен, руководитель начального обучения в г.Суомуссалми»

  1. «Фестиваль «Книга – окно в мир».

Понедельник, 27.10.08 г.

На открытии фестиваля мы увидели очень интересные выступления талантливых московских, петрозаводских и костомукшских детей и взрослых. Я желаю всем им хорошего продолжения в богатом мире литературы!.

Эско Песонен и Эркки Ромппанен представили на открытии фестиваля творчество Илмари Кианто. Переводчиком работала Ирина Кюллёнен. Электронная презентация о Кианто была выполнена  Паулиной Саарисало из школы Тайвала.

Вторник, 28.10.08 г.

Из Финляндии были: учительница русского языка Сойли Кянсяля, учитель Аулис Лехто, группа  семиклассников  из школы Руукинкангас, руководитель школы Леа Вайнио.

Наши учащиеся и учителя познакомились с презентациями, в которых ученики показали свои знания с уроков литературы. В представлениях были собраны рассказы о жизни писателей, а также свои мысли о литературы, стихи, картины в электронном виде.

Из Финляндии были представлены рисунки о сказках 1-х, 2-х классов и учеников 6-х классов. Были выбраны сказки Илмари Кианто, они были представлены на двух языках. На выставке были также представлены фотографии Турьянлинна из жизни Кианто.

Разница в культурах ощущалась при великолепных выступлениях российских детей и при участии финских.

Мысли о фестивале.

Выступления детей и молодежи при открытии фестиваля говорили о их разностороннем знакомстве с писателями и их жизнью.

Фестиваль является соединением двух культур. Финские писатели могут только мечтать о том, что было сказано об А.Пушкине во время фестиваля. Дети были увлечены и восхищены происходящим.

Международный фестиваль дал веру в то, что интерес к литературе непрерывно растет.

Спасибо за разностороннюю и интересную программу, а также за организацию фестиваля.

Суомуссалми, 10.11.2008 г.,  руководитель школы Руукинкангас,  Леа Вайнио».

     Финансирование развития пушкинистики в Карелии  осуществляется из  бюджетных средств РК, городов  Костомукша, Петрозаводска,  Кондопоги , спонсорских  и благотворительных средств организаций и путём привлечения средств проектов, реализуемых другими ведомствами в России в сфере образования. 

    Итогом общей работы  стало признание в научных кругах России Карелии как вновь рожденного пушкинского места. 

    Активное взаимодействие школ, для которых пушкинистика стала эффективной технологией развития, позволяет предложить  идею о создании Ассоциации пушкинских школ.   Это   следующий ответственный  шаг…

                            Молчанова  Лариса Дмитриевна,   директор МБОУ «СОШ №2 им. А.С.Пушкина» города Костомукша Республики Карелия, заслуженный учитель РФ.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.11.2018

Дата обновления: 22.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».