22.11.2018
01.01.2017
Развитие кадетского движения в Костомукше
2004 - 2015
Система образования достаточно быстро реагирует на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)» кадетские формы обучения и воспитания стали утверждаться в системе образовательных учреждений новой России. Создание кадетских корпусов, воспитанники которых на протяжении 200-летний истории составляли гордость и славу императорской России и дали ей выдающихся деятелей, ярких представителей науки и культуры, является сегодня одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. В настоящее время в Российской Федерации действует 19 кадетских школ, 50 кадетских школ-интернатов, 440 кадетских классов.
Идея кадетского воспитания подростков в городе Костомукша была инициирована в 2004 году и развита педагогами МБОУ «СОШ №2 им. А.С.Пушкина» Молчановой Л.Д., Бушиловой Н.А., Герасимовой Г.И., Ананьевой И.В., Выгляндаловой Л.В. Кадетские классы в общеобразовательной школе – эффективная форма образования ребят в тесном единстве семьи, школы и общества, которая реализуется в условиях малого города России в соответствии с действующей нормативно-правовой базой и опытом образовательных учреждений страны. В настоящее время куратором кадетского движения является учитель высшей квалификационной категории, преподаватель - организатор ОБЖ Надежда Николаевна Герасимчук.
Основные цели кадетского движения соответствуют требования ФГОС нового поколения и Программе развития воспитательной компоненты в ОУ:
- максимальное удовлетворение запросов населения КГО по обеспечению подготовки подрастающего поколения граждан, изъявивших желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной и военной службы;
- восстановление российских духовно-нравственных традиций;
- воспитание у учащихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству на гражданском или военном поприще.
Состоялось три выпуска кадет, освоивших ООП С(П)ОО: 2006 (классный руководитель Герасимова Г.И.), 2009 (КР Князева С.П.) , 2013 годы ( КР Герасимчук Н.Н.). Итоги школьного образования и последующее отслеживание пути кадет-выпускников позволяют положительно оценить опыт кадетского движения в Костомукше. Большинство кадет показали хорошие и отличные оценки в период итоговой аттестации, овладели профессиями. 26 ребят стали перворазрядниками по волейболу, туризму и парашютному спорту. Из 67 выпускников продолжили обучение 63, 4 призваны на воинскую службу, из них 32 - в учреждениях высшего профессионального образования. Поступили в Университет противопожарной охраны и МЧС России в г. Санкт-Петербург - 5, в учебные заведения МВД – 3, в ВУЗ по профилю – 4 кадет. Работают в государственных организациях города по профилю 6 выпускников.
В 2013-14 учебном году в школе действует 9 кадетских классов (243 ученика) с 1 по 9 класс. Эффективно реализуется сетевой муниципальный проект «Юные спасатели», поддержанный администрацией КГО и общественностью.
Участники муниципального сетевого проекта « Юный спасатель».
- Школа имени А. С. Пушкина. Общеобразовательная подготовка, дополнительное образование кадет военно-патриотической направленности, исполнение комплексно-целевой программы «Кадетское воспитание», организация участия кадет в деятельности КРДОО «Кадеты Карелии».
- МБДОУ ДОД «ДЮСШ №2». Специализация «Волейбол». Участие в муниципальных соревнованиях по военно-прикладным и пожарно-прикладным видам спорта «Школа безопасности», «Зарница», «Орленок».
- МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы». Программы дополнительного образования: «Основы психологии», «Туризм», «Школа безопасности», «Юный медик», вокальная и хореографическая подготовка.
- ФГКУ «ФПС 2 отряд по Республике Карелия». Начальная профессиональная подготовка старшеклассников по программе «Аварийно-спасательное дело» и курс «Пожарно-прикладной спорт».
- МАОУ ДО (ПК) «Центр развития образования». Начальное профессиональное образование по профилю «Автодело».
Объединение интеллектуальных, профессиональных, материальных и финансовых ресурсов учреждений и организаций позволили в течение 9 лет создать достаточно хорошие условия для обеспечения образовательной деятельности кадет в школе полного дня (9 часов ежедневного пребывания в школе). Система ученического самоуправления позволяет на высоком уровне формировать социальные компетенции выпускников.
Комплексно-целевая программа «Кадетское воспитание» с 2011 года определяет стратегию развития системы кадетского воспитания и меры ее реализации, является организационно-управленческим документом, направленным на практическое использование и ориентирована на повышение эффективности деятельности педагогического коллектива.
В современной социально-экономической ситуации КЦП «Кадетское воспитание», рассчитанная на воспитание и образование детей от 7 до 18 лет, является альтернативой негативным проявлением в детской и молодежной среде.
Фундамент образования в кадетских классах определен следующими основными модулями.
*Учебные планы и рабочие программы учебных предметов, элективных курсов, исследовательских практик по трем ступеням обучения обеспечивают следующие основные функции:
- нормативную как документы , обязательные к выполнению;
- целевую, определяющую цели и ценности, ради которых она введена в данную область;
- содержательную, определяющую состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися;
- процессуальную - регламентирующую: последовательность, методы, формы, средства и условия для ведения образовательной деятельности;
- оценочно - рекомендующую градацию уровней усвоения материала объекта контроля и критерии оценки качества образования.
В образовании кадет широко используются новые педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, программированного, личностно-ориентированного обучения, проблемное обучение, электронное обучение и информационные технологии, проектная и исследовательская деятельность.
*Система дополнительного образования кадет основана на:
- единстве обучения, воспитания, развития;
- деятельностном, индивидуальном и компетентностном подходах в образовании;
- ориентации на личностные интересы, потребности, способности кадета;
- возможности свободного самоопределения и самореализации воспитанника.
Содержание дополнительного образования представлено военно-патриотической и социально-педагогической направленностями, определяет развитие индивидуальных творческих, исследовательских, духовных, физических и других способностей кадет, предусматривает организацию клубно-кружковых, секционных и специальных объединений, в т.ч. с привлечением педагогов учреждений дополнительного образования.
Классными руководителями кадетских классов разработаны и исполняются преемственные программы дополнительного образования: «Школа юного кадета» - 1-4 классы; «Юные спасатели» - 5-7 классы; «История Вооруженных Сил России и кадетского движения» - 8-9 классы; «Первые шаги: твои права и обязанности» 6-7 классы.
* Система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
В образовательной деятельности используются здоровьесберегающие технологии, проводится коррекционная личностно-ориентированная работа на основе педагогических, психологических, медико- социальных наблюдений. Деятельность кадетских классов осуществляется на основе системы внутреннего распорядка в ходе непрерывного воспитания детей в процессе прохождения ими всех возрастных групп: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса кадетской чести, ношение форменной одежды и атрибутики, подчинение вышестоящим должностным лицам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления в развивающейся образовательной среде.
Особенности деятельности кадетских классов отражены в воспитательной системе «ЮЛА», учитывающей возрастные особенности, целевые установки кадетского воспитания и роль главного действующего лица - наставника (классного руководителя). Определены функциональные обязанности наставников, повышается их профессиональный уровень в ходе исполнения программы, обобщения опыта и инновационной деятельности. Педагогическая позиция наставника - это диалектическое соединение профессиональной и личностной позиции педагога, которая отражает его отношение:
- к смыслу, ценностям и целям профессии, образовательной деятельности и педагогической науке;
- к воспитаннику как субъекту собственной жизни и как основной ценности образования;
- к коллегам как к соратникам;
- к себе как к развивающейся и творческой индивидуальности.
Таким образом, педагогическая позиция каждого сотрудника школы выражает конкретную педагогическую позицию всего коллектива в воспитании гражданина-патриота и продвижении воспитанников к успешной адаптации в социуме.
Наши традиции
- Праздник – ритуал посвящения в кадеты «Во имя чести и Отечества».
- «Почетный пост № 1» у городского памятника «Павшим в борьбе за Родину» в Дни воинской славы, возрождён в 2004 году.
- Школьный проект «Карельская кругосветка».
- Шефство кадет над воинскими захоронениями в деревне Кимасозеро.
- Специализированные (профильные) лагеря: «Юные спасатели» на базе школы; республиканский ДОЛ кадет на базе ГОУ КРШИ «Кадетский корпус им. А. Невского.
- Республиканский слет «Кадеты Карелии», г. Петрозаводск.
- Республиканский Новогодний кадетский бал, г. Петрозаводск.
- Фестиваль «Кадетская весна», Республика Карелия.
- Республиканская акция «Герои земли Карельской», проект «Мы эту память сбережём…»
- Всероссийская Вахта Памяти
- Парад Победы в г. Петрозаводске.
Учащиеся кадетских классов принимают активное участие в муниципальных и региональных общественно-значимых делах, конкурсах, соревнованиях и акциях. По итогам участия в них имеют системные достижения. Особой любовью горожан пользуются отряды барабанщиков.
В ходе исполнения Программы достигаются положительные результаты:
- расширение практики открытия кадетских классов по месту проживания на базе общеобразовательной школы;
- развитие условий для интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития кадет, способствующих выбору жизненного пути в пользу сознательного служения Отечеству;
- активное участие в делах Карельской региональной детской общественной организации «Кадеты Карелии» при поддержке родителей;
- совершенствуются и внедряются новые программы дополнительного образования;
- созданы системы профессиональной ориентации кадет; психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
- расширение социального партнерства, привлечение учреждений, ведомств и организаций к поддержке кадетского движения в Костомукше и РК.
Социальные партнеры школы
- ГОУ КРШИ «Кадетский корпус им. А.Невского» - методический центр развития кадетского движения в Республике Карелия;
- МБОУ «СОШ № 5», «СОШ № 34» города Петрозаводска;
- муниципальные и региональные учреждения образования и культуры;
- ФГКУ «ФПС 2 отряд по Республике Карелия»;
- Костомукшская таможня;
- Рудоуправление ОАО «Карельский окатыш»;
- МО МВД России «Костомукшский»;
- военный комиссариат г. Костомукша;
- подразделение Калевальского пограничного отряда.
- общественные организации ветеранов ВОв, воинов-интернационалистов, первооткрывателей и др.
Проблемы в развитии кадетского движения.
- В развитии кадетства в Костомукше не удается в полной мере удовлетворить социальный заказ потребителей, заинтересованных в деятельности кадетских классов.
- За пределами полномочий школы находятся вопросы об определении статуса кадетских классов при ОУ, содержание кадетских классов на основе норматива подушевого финансирования и централизация управления процессами в развитии кадетского движения в России.
- Отсутствует система профессиональной подготовки специальных кадров, в т.ч. воспитателей кадетских классов.
- Недостаточное материально-техническое, учебно-методическое и спортивное обеспечение кадетских классов, оснащение мест для проведения практических полевых занятий в соответствии с дополнительными образовательными программами.
В настоящее время формирования и развития многообразия молодежных субкультур кадетское движение, как давняя российская традиция, позволяет эффективно воспитать гражданина-патриота России. Опыт нашей школы позволяет утверждать, что кадетство положительно воспринимается в детской, молодежной среде, поддерживается общественностью и может развиваться в малом городе, ином поселении как воспитательная система в ОУ (кадетский класс), учреждении дополнительного образования (кадетский клуб) и является положительным явлением, соответствует целям и задачам модернизации системы образования.
Просмотров всего: , сегодня: