01.09.2021
Нормативные документы РФ, в которых говорится о различных формах поддержки
одаренных детей
1. Распоряжение
Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии
инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»
В разделе V «Формирование компетенций
инновационной деятельности», в подразделе 1 «Образование», написано: «Также
будет поддержано развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных
программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и
дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и
разнопрофильных школ старшей ступени, образовательных центров, интегрирующих
общее и дополнительное образование, а также предоставляющих возможности
профессиональной подготовки (с возможностью присвоения наиболее эффективным из
них статуса президентских лицеев). Ключевым условием поддержки создания и
развития таких школ будет обеспечение полноценной доступности их для одаренных
детей из малообеспеченных семей и удаленных и труднодоступных территорий.
Деятельность школ для одаренных учащихся
при вузах будет развиваться не только по естественно-научному профилю и
направлениям точных наук, но также и по другим направлениям подготовки. В
каждом из ведущих классических и федеральных университетов и не менее чем в
половине национальных исследовательских университетов предусматривается
создание указанных школ, обеспечивающих как очное, так и дистанционное образование.
Не менее 10 процентов учащихся старших классов сельских школ будут получать
дополнительное образование в таких образовательных учреждениях».
В подразделе 3 «Молодежь и инновации»
отмечается: «Предусматривается создание механизмов предоставления на конкурсной
основе поддержки программам, реализуемым благотворительными организациями и
направленным на поддержку одаренных детей, научного и технического творчества
студентов и школьников. Будут разработаны механизмы, обеспечивающие
предоставление на конкурсной основе лучшим студентам ведущих вузов, обучающимся
по направлениям и специальностям в рамках приоритетных направлений развития
науки, техники и технологий Российской Федерации, специальных стипендий».
2. Концепция
общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена
Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года)
Концепция определяет базовые принципы
построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов, а также основные направления ее функционирования.
3. Указ
Президента Российской Федерации
«О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки» (от 7 мая 2012 года №
599)
В пункте 1 написано: «Правительству
Российской Федерации
а) обеспечить <…> разработку к июню
2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и
молодежи».
4. Указ
Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012 - 2017 годы» (от 1 июня 2012 года № 761)
В разделе III «Доступность качественного
обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность
детей», в подразделе 2, в качестве одной из основных задач названо «Обеспечение
условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой
одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и
социально-имущественного положения их семей».
В подразделе 4 в качестве «Мер,
направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи», приведены
следующие: «Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных
запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных учреждений,
специализирующихся на работе с одаренными детьми, создание национального
ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки
методологии и методов диагностики, развития, обучения и
психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой
школе и в специализированных школах для одаренных детей, создание системы
специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для
работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными
представителями), обеспечение информационной поддержки государственной политики
по оказанию помощи талантливым детям и молодежи».
В подразделе 8 «Ожидаемые результаты»
отмечено: «Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными
уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе
индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью)».
5. Распоряжение
Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р
«Об утверждении государственной
программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020
годы»
В подпрограмме 2 "Развитие
дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"
записано следующее:
«Основное мероприятие 2.4
"Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" направлено на
создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к
обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны.
В соответствии с утвержденными
"Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов" и Комплексом мер по ее реализации основными направлениями
функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
являются:
развитие и совершенствование
нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и
организационно-управленческих механизмов;
развитие и совершенствование научной и
методической базы научных и образовательных организаций;
развитие системы подготовки педагогических
и управленческих кадров;
развитие и совершенствование системы
интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний;
формирование условий для
профессиональной самореализации молодежи.
В рамках основного мероприятия 2.4 будет
продолжено финансовое обеспечение, методическое и информационное сопровождение
традиционных федеральных мероприятий, связанных с поддержкой талантливых детей:
системы проведения предметных олимпиад школьников, участия школьников в
международных предметных олимпиадах, государственной поддержки талантливой
молодежи в возрасте от 12 до 25 лет - премии Президента Российской Федерации
талантливой молодежи и сопровождение мероприятий по государственной поддержке
талантливой молодежи.
6. Федеральный
закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В главе 1 «Общие положения», статье 5,
«Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование
в Российской Федерации», п. 5 написано:
«В целях реализации права каждого
человека на образование федеральными государственными органами, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления <…> оказывается содействие лицам, которые проявили
выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом
относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и
творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской
деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической
культуре и спорт».
В главе 8 «Дополнительное образование»,
статье 71 «Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и
программам специалитета», п. 4 отмечено:
«Право на прием без вступительных
испытаний в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеют:
1) победители и призеры заключительного
этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской
Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным
предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по
специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю
всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады. Соответствие
профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки
определяется образовательной организацией;
2) чемпионы и призеры Олимпийских игр,
Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица,
занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта,
включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских
игр, по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры
и спорта.
п. 12. Победителям и призерам олимпиад
школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования,
предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации
высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам
специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим
профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным
органом исполнительной власти:
1) прием без вступительных испытаний на
обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям
и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников.
Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям
подготовки определяется образовательной организацией;
2) быть приравненными к лицам, набравшим
максимальное количество баллов единого государственного экзамена по
общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников,
или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания
профильной, творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные
частями 7 и 8 статьи 70 настоящего Федерального закона».
В главе 10 «Дополнительное образование»,
в статье 75 «Дополнительное образование детей и взрослых», записано:
«Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и
развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное
образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей
должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей».
В главе 11 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения
образования отдельными категориями обучающихся», в статье 77 «Организация
получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности», написано:
«1. В Российской Федерации
осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а
также оказывается содействие в получении такими лицами образования.
2. В целях выявления и поддержки лиц,
проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и
проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы,
физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы),
направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и
творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и
спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой
деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных
знаний, творческих и спортивных достижений. Обучающиеся принимают участие в
конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие во всероссийской
олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых
присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается.
3. В целях выявления и развития у
обучающихся творческих способностей и интереса к научной
(научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний проводятся
всероссийская олимпиада школьников, олимпиады школьников, перечень и уровни
которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования. Федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждаются порядок и
сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень
общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты
всероссийской олимпиады школьников, образцы дипломов победителей и призеров
всероссийской олимпиады школьников, а также порядок проведения олимпиад
школьников, указанных в первом предложении настоящей части, включая критерии
определения уровней указанных олимпиад школьников, образцы дипломов победителей
и призеров указанных олимпиад. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения
всероссийской олимпиады школьников, а также порядка проведения олимпиад
школьников, указанных в первом предложении настоящей части, гражданам,
аккредитованным в качестве общественных наблюдателей в соответствии с частью 15
статьи 59 настоящего Федерального закона, предоставляется право присутствовать
при проведении указанных олимпиад и направлять информацию о нарушениях,
выявленных при их проведении, в федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
государственное управление в сфере образования, и органы местного
самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
4. Для лиц, проявивших выдающиеся
способности, могут предусматриваться специальные денежные поощрения и иные меры
стимулирования указанных лиц. Критерии и порядок отбора лиц, проявивших
выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения
указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе
устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся
способности, и иные меры стимулирования указанных лиц.
5. В целях выявления и поддержки лиц,
проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной
деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой
деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных
организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также
действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и
дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких
образовательных организаций (далее – нетиповые образовательные организации).
Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и
указанных нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается
учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и
направленности реализуемых образовательными организациями образовательных
программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных
способностей обучающихся в образовательных организациях. Особенности
организации и осуществления образовательной деятельности по основным и
дополнительным образовательным программам для граждан, проявивших выдающиеся
способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности,
научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и
физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой образовательными
организациями, имеющими указанные специализированные структурные подразделения,
и нетиповыми образовательными организациями, определяются в соответствии с
частью 11 статьи 13 настоящего Федерального закона».
В главе 11 «Особенности реализации
некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными
категориями обучающихся», в статье 83 «Особенности реализации образовательных
программ в области искусств», указано:
«1. Художественное образование и
эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и
педагогических работников в области искусств осуществляются посредством
реализации образовательных программ в области искусств. Реализация
образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности
и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем
возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на
возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также
последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального
становления личности.
2. В области искусств реализуются
следующие образовательные программы:
1) дополнительные предпрофессиональные и
общеразвивающие программы;
2) образовательные программы среднего
профессионального образования, интегрированные с образовательными программами
основного общего и среднего общего образования (далее - интегрированные
образовательные программы в области искусств);
3) образовательные программы среднего
профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего
звена);
4) образовательные программы высшего
образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы
магистратуры, программы ассистентуры-стажировки, программы аспирантуры).
3. Дополнительные предпрофессиональные
программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в
раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и
эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области
выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их
подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в
образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств
по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях,
реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств,
образовательные программы среднего профессионального образования в области
искусств, и в образовательных организациях высшего образования».
В главе 11 «Особенности реализации
некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными
категориями обучающихся», статье 84, п. 3. «Особенности реализации
образовательных программ в области физической культуры и спорта», отмечено:
«Дополнительные общеобразовательные
программы в области физической культуры и спорта включают в себя:
1) дополнительные общеразвивающие
программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на
физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими
начальных знаний о физической культуре и спорте, программы физического
воспитания и физкультурно-оздоровительные программы».