Рабочая программа учебного предмета «Край, в котором я живу» ООП НОО

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 29.08.2023 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №128
от 29.08.2023 г..
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н..

Рабочая программа
учебного предмета «Край, в котором я живу»
основной общеобразовательной программы начального общего образования
Срок реализации - 2 года

г. Костомукша, 2023 г

Программа по учебному предмету «Край, в котором я живу» (из части, формируемой
участниками образовательных отношений) включает: пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета,
тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками;
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым
результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в
каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершатся
перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и
регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Край, в
котором я живу» с учётом возрастных особенностей младших школьников. Во втором
классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку
становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С
учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции
регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных
(способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных
учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения
в начальной школе.
В Тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам
содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы
организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно
использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Край, в котором я живу мир» на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Край, в котором я живу», интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям
и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующей
цели: создание условий для формирования уважительного и бережного отношения к
природе, культуре, истории Карелии, её жителям, традициям, обычаям, через изучение
содержания и организацию познавательной, исследовательской, проектной деятельности
обучающихся этнокультурной направленности.
Программа составлена на основе авторской программы зав. лабораторией
национально-регионального компонента ГОУ «ИПКРО»
Григорьевской Н.Ю.,
Парамоновой О.М., методиста отдела дошкольного и начального образования ГОУ
«ИПКРО» Хазовой Л В по учебнику Шитиковой Л.И., Кутькова Н.П. «Карелия. Край, в
котором я живу».
Цель учебного предмета «Край, в котором я живу»: создание условий для
формирования уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории
Карелии, её жителям, традициям, обычаям, через изучение содержания и организацию

познавательной,
исследовательской, проектной
деятельности обучающихся
этнокультурной направленности.
Данный учебный предмет призван решать следующие задачи:
- воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю;
- способствовать формированию интереса к познанию природы, культуры,
истории Карелии и проявления желания участвовать в её делах и событиях;
- способствовать формированию чувства гордости и ответственности за сохранение
и приумножение исторического и культурного наследия края;
- воздействовать на формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств
личности
ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей,
вероисповеданий;
- способствовать формированию экологической культуры, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и
социальной среде;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать
объекты окружающего мира, выделять особенности объектов родного края, создать
условия для практической ориентации обучающихся в окружающем их микромире.
Общая характеристика учебного предмета
В основе построения программы лежит принцип, который даёт возможность
интегрировать содержание основных разделов программы с учебными предметами
«Окружающий
мир»,
«Литературное
чтение»,
«Музыкальное
искусство»,
«Изобразительное искусство», «Технология» и
обеспечивает усвоение наиболее
актуальных для младших школьников знаний о жителях, природе, истории, культуре
Карелии и формирования их нравственных качеств. Актуализация знаний обучающихся,
обращение их к пережитому опыту, формирование внимательного отношения к
ближайшему окружению соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания принципу природосообразности.
Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует
значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения
краеведческих и художественных музеев, исследовательской и проектной деятельности.
Необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные
путешествия по родному краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой
славы Карелии, на выставки народного творчества, уроки-исследования, встречи с
интересными людьми. Такие формы позволят обеспечить накопление чувственного,
эмоционального опыта обучающихся. Общение с природой, знакомство с позитивным
социальным опытом при активизации эмоционально-чувственной сферы является базой
для активизации знаний о природе, обществе и культуре родного края, воспитания
патриотических чувств, способствует становлению и развитию гражданской позиции
младших школьников. Практико-ориентированная направленность учебного предмета
предполагает активизацию
познавательной
деятельности через организацию
исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Особое внимание следует
уделить знакомству с различными способами исследования (наблюдение, изучение
литературных исторических источников, использование Интернет-ресурсов).
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Край, в котором я живу» изучается во 2 и 3 классах в рамках
учебного времени части формируемой участниками образовательного процесса. На
изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 68
часов, по 34 ежегодно. При этом, исходя из специфики деятельности образовательного

учреждения, учитель
вправе самостоятельно увеличить количество часов на
исследовательскую деятельность учащихся за счёт учебного времени части
образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса или
внеурочной деятельности.
По своему статусу учебный предмет «Край, в котором я живу» является
пропедевтическим по отношению к учебным предметам регионального содержания,
изучаемым в основной школе. Содержание для начальной школы конструируется с
учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов обучающихся.
Содержание учебных предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее образование)
и «Моя Карелия» (основное общее образование) структурируется на основе
концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном образовании основы, в
дальнейшем сформировать завершенную систему представлений о родном крае на
каждом этапе обучения, обеспечить преемственность в изучении курсов.
В программе указано распределение часов по разделам, которое является
примерным: учитель, учитывая подготовленность обучающихся, их учебные
возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество
учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий,
определяется в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей
образовательной среды образовательного учреждения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным
людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные
изменения в окружающем его мире. Труд и творчество как отличительные черты духовно
и нравственно развитой личности.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа
духовно-нравственной консолидации российского общества.
Планируемые результаты изучения
В ходе
реализации программы предполагается ориентация на достижение
личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Край, в котором я живу»
отражают:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его
историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
народов, населяющих Карелию;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с
исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Край, в котором
я живу» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для
достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для
создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Край, в котором я живу»
отражают:
Раздел «Природа Карелии»
- формирование представлений об особенностях природы Карелии (полезных
ископаемых, водоемов, природных сообществ), ее экологических проблемах,
особенностях хозяйственной деятельности человека в Карелии;
- формирование
уважительного отношения к природе родного края, ее
богатствам;
- развитие навыков распознавания природных объектов, важнейших полезных
ископаемых края и основных сельскохозяйственных растений и животных Карелии;
Раздел «Общество»

- овладение первоначальными представлениями об истории своего родного города,
населенного пункта, Карелии и понимание роли (изученных) событий в истории
России, в мировой истории;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям своей
семьи, своего родного края, её современной жизни;
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники
культуры, основные достопримечательности родного края;
- формирование умений характеризовать особенности родного края (столицы,
своего района, населенного пункта), его достопримечательностей,
отличать
государственную символику Карелии, находить на карте Республику Карелия, основные
города Карелии (родной город, столицу);
- овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и умения
описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни.
Раздел «Культура Карелии»
- овладение первоначальными представлениями о фольклоре малых жанров
Карелии, народных музыкальных традициях родного края, о народном музыкальном
инструменте – кантеле, о произведениях известных детских карельских писателей и
поэтов, художников, о основных центрах культуры республики: музеях, театрах,
библиотеках ;
- формирование уважительного отношения к культуре Карелии, ее традициям,
памятникам архитектуры и произведениям искусства.

Содержание программы
2 класс (34 часов)
Введение.
Карелия. Край, в котором я живу.
Природа Карелии
Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов.
Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки.
Многообразие растений и животных в окрестностях населенного пункта.
Распознавание деревьев, кустарников и трав в ближайшем окружении.
Времена года в Карелии, погодные особенности своей местности
Экскурсии: наблюдение сезонных изменений в природе в лесу, в парке.
Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения «Мои наблюдения за растением,
животным», « Мои наблюдения за явлениями природы», др
Край наш – Карелия
История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Петрозаводскстолица Карелии. Родной город (деревня, поселок), район республики: название и его
основные достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные
занятия, профессии.
Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной местности,
их обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности Карелии. Кижи.
Экскурсии к достопримечательностям родного города (села);
в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим
родного края (при наличии условий); на предприятия и в культурные учреждения.

Творческие работы: сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок»,
«Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др.
Народные промыслы
Традиционные народные художественные промыслы. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в Карелии
(ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение,
кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев школы, села, города.
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев).
Народный музыкальный инструмент - кантеле.
Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления
с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и
промысла.
Устное народное творчество
Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички, считалки.
Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками.
Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных.
Писатели и поэты Карелии о природе и детях
Рассказы и стихи о детях, о природе.
Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е.
Сунгуров «Волшебная зеленая страна».
Итоговое повторение и обобщение
3 класс (34 часов)
Введение
Карелия - часть России. Государственная символика Карелии
Природа Карелии
День и ночь по сезонам на широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в природе.
Значение и использование водоемов, лесов, болот Карелии человеком. Охрана лесов,
водоемов Карелии.
Особенности климата. Наблюдение за погодой своей местности
Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека
на животный и растительный мир своей местности. Местные растения и животные из
Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности.
Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание
дороги в школу и домой.
Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание растений,
грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций природных
объектов.
Творческие работы: рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др.
Экскурсии: знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия
растений и животных
Былинный край, край рун певучих.
Древние былины из Заонежья
Былины Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одного

былинного сюжета – «Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор».
Первое знакомство с эпосом «Калевала», как памятником мировой культуры. Основное
содержание эпической поэмы «Калевала»
Русский, карельский, вепсский и финский фольклор (по выбору учителя)
Сказки народов Карелии.
Писатели и поэты Карелии – детям. Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории,
написанные И. Востряковым, Л.Шапиро, Ю.Линником, В. Потиевским и др.
(по выбору учителя)
Истории про нашу историю
Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом родного края? Петроглифы.
Оленестровский могильник.
Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.
Петр Первый в Карелии. Марциальные воды. Александровский пушечный завод. Важные
и яркие события из истории родного края.
Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания племен, городов,
границы края, мест исторических событий;
изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других
материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников
Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и
культуры.
Итоговое повторение и обобщение
Тематическое планирование
2 класс
№

1

2

3

4

Название
(раздела, темы)
Введение.
Карелия. Край, в
котором я живу.

Природа
Карелии

Карелия - наш
дом

Народные
промыслы

Кол-во часов
Всего
К.р.

Пр.р.

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

12

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

8

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

1

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat

Деятельность
учителя с учетом
программы
воспитания
Устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу.

egory/kraivkotoromjaz
hivu

5

6

7

Устное народное
творчество

Писатели
и
поэты Карелии о
природе и детях

Итоговое
повторение и
обобщение

5

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

2

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai

Общее количество
часов
по программе

Строить
воспитательную
деятельность с
учетом культурных
различий детей,
половозрастных и
индивидуальных
особенностей.
Привлекать
внимание
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приемов.
Анализировать
реальное состояние
дел в учебном
классе/ группе.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать
экскурсии, походы,
экспедиции и т.п.
Защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной
ситуации и/или
неблагоприятных
условиях.

34

3 класс
№

1

Название
(раздела, темы)
Введение.
Мы – граждане

Кол-во часов
Всего
К.р.

2

Пр.р.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat

Деятельность
учителя с учетом
программы
воспитания
Устанавливать
доверительные

Российской
Федерации

2

3

4

5

6

egory/kraivkotoromjaz
hivu

Природа
Карелии

13

Былинный край

Писатели
Карелии
о
природе родного
края

Истории
про
нашу историю

Итоговое
повторение и
обобщение

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

4

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

9

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
Общее количество
часов
по программе

34

отношения между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу.
Строить
воспитательную
деятельность с
учетом культурных
различий детей,
половозрастных и
индивидуальных
особенностей.
Привлекать
внимание
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приемов.
Анализировать
реальное состояние
дел в учебном
классе/ группе.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать
экскурсии, походы,
экспедиции и т.п.
Защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать детям,

оказавшимся в
конфликтной
ситуации и/или
неблагоприятных
условиях.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Край, в котором я живу»
По окончании 2 класса у обучающегося будут сформированы следующие
универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
 сравнивать происходящие в природе Карелии изменения;
 приводить примеры представителей разных групп животных и растений Карелии,
называть главных представителей местной флоры и фауны;
 приводить примеры рек и озер Карелии;
 называть корода и поселки Карелии, описыать район проживания;
 познакомиться и сможет рассказать о традиционных народных художественных
промыслах, музыкальных традициях Карелии.
Работа с информацией:
 понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста,
иллюстраций, видео, таблицы;
 соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять
ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;
 воспроизводить названия своего населенного пункта, название республики, её
столицы; воспроизводить наизусть слова гимна Карелии;
 соотносить предметы традиционного народного художественного промысла,
описывать предмет по предложенному плану;
 описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё
отношение к природным явлениям;
 сравнивать местных представителей флоры и фауны, объяснять, чем они
различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового
образа жизни
 анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня,
организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил
пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
 соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться,
справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений,
при участии учителя устранять возникающие конфликты.
По окончании 3 класса у обучающегося будут сформированы следующие
универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
 сравнивать изменения дительности дня и ночи по сезонам;
природы Карелии (полезных ископаемых, водоемов,
 описывать особенности
природных сообществ), ее экологических проблемах, особенностях хозяйственной
деятельности человека в Карелии;

 сфомировать уважительного отношения к природе родного края, ее богатствам;
 формирование умений характеризовать особенности родного края (столицы,
своего района, населенного пункта), его достопримечательностей,
отличать
государственную символику Карелии, находить на карте Республику Карелия,
основные города Карелии (родной город, столицу);
 овладение первоначальными представлениями о фольклоре малых жанров Карелии,
народных музыкальных традициях родного края, о народном музыкальном
инструменте – кантеле, о произведениях известных детских карельских писателей и
поэтов, художников, о основных центрах культуры республики: музеях, театрах,
библиотеках ;
Работа с информацией:
 понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста,
иллюстраций, видео, таблицы;
 овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и умения
описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять
ответы участников; уважительно относиться к разным мнениям;
 воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
 соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью
народу РФ, описывать предмет по предложенному плану;
 описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё
отношение к природным явлениям;
 сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового
образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание,
безопасность использования бытовых электроприборов);
 оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими
детьми, выполнять самооценку;
 анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня,
организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил
пользования электро- и газовыми приборами.
Совместная деятельность:
 соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться,
справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений,
при участии учителя устранять возникающие конфликты.
Планируемые результаты освоения программы по «Край, в котором я живу» на
уровне начального общего образования.
В младшем школьном возрасте многие психические и личностные новообразования
находятся в стадии становления и не отражают завершённый этап их развития. Это
происходит индивидуально в соответствии с возможностями ребёнка, темпом его
обучаемости, особенностями социальной среды, в которой он живёт, поэтому выделять
планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Край, в котором я
живу» в области личностных и метапредметных достижений по годам обучения
нецелесообразно. Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с
характеристики обобщённых достижений в становлении личностных и метапредметных
способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут быть
сформированы у младших школьников к концу обучения.

Личностные результаты изучения предмета «Край, в котором я живу» характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей малой Родине — Карелии; понимание
особой роли многонациональной Карелии в современном мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны,
уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;
 применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России и Карелии в развитии общемировой
художественной
культуры,
проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в
том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм
поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей
вред.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира;

осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих
знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной
среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся
действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи
и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения
во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к
экспериментам, проводимым под руководством учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных
ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —
целое, причина — следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основе предложенного учителем способа её проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу, иллюстрацию);
 соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого
доступа в Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;




фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о
природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных
объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
 готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст,
рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по
решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои
действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для
здоровья и жизни.
3) Самооценка:
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с
оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и
оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не
допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия
взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.

К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
 называть и находить на карте Республику Карелия и ее столицу, свой район, город
(населенный пункт);
 описывать и характеризовать:
- особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые,
- водоемы, природные сообщества родного края,
- особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края,
- природные богатства края и их использование человеком,
- государственную символику Карелии,
- охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии,
- экологическую ситуацию в Карелии;
 определять местоположение Карелии на карте России, находить и показывать
родной город (населенный пункт), столицу Республики Карелия;
 распознавать природные объекты, основные растения и животных Карелии;
 называть имена и фамилии детских писателей и поэтов Карелии (в рамках
программы) и характеризовать их произведения;
 отличать произведения традиционного народного искусства Карелии в
многообразии народных промыслов России;
 отображать в своих творческих работах особенности природы, культуры, истории
родного края.
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для созидательного участия в общественной жизни Карелии;
 удовлетворять свои познавательные интересы о Карелии путем поиска
дополнительной информации и участия в исследовательской и
проектной
деятельности;
 осуществлять самостоятельный поиск и выбор книг детских писателей, поэтов
Карелии и их чтение;
 участвовать в детских творческих коллективах, фольклорных праздниках,
кружках и мероприятиях по тематике содержания программы;
 развивать эстетический вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к
различным видам творческой деятельности этнокультурной направленности;
 содействовать сохранению памятников культуры, произведений искусства,
культурных традиций Карелии и способствовать их приумножению.
 использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
 с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 называть и находить на карте Республику Карелия города и крупные поселки;
 описывать и характеризовать:
- особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые,
- особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края,
- наиболее важные события исторической, общественной и культурной жизни Карелии,
- основные достопримечательности края, своего района, города (населенного пункта),
- охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии,
- особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Карелию, памятники
архитектуры родного города, села,
















называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры и знаменитых людей
Карелии (в рамках изученного материала) и рассказывать о их деятельности;
описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города,
Петрозаводска и Карелии;
приводить примеры малых форм устного народного творчества;
называть имена и фамилии детских писателей и поэтов Карелии (в рамках
программы) и характеризовать их произведения;
отличать произведения традиционного народного искусства Карелии в
многообразии народных промыслов России;
отображать в своих творческих работах особенности природы, культуры, истории
родного края.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для созидательного участия в общественной жизни Карелии;
удовлетворять свои познавательные интересы о Карелии путем поиска
дополнительной информации и участия в исследовательской и
проектной
деятельности;
осуществлять самостоятельный поиск и выбор книг детских писателей, поэтов
Карелии и их чтение;
участвовать в детских творческих коллективах, фольклорных праздниках,
кружках и мероприятиях по тематике содержания программы;
развивать эстетический вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к
различным видам творческой деятельности этнокультурной направленности;
содействовать сохранению памятников культуры, произведений искусства,
культурных традиций Карелии и способствовать их приумножению.
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.

Оценивание знаний, умений и навыков по учебному предмету «Карелия. Край, в
котором я живу»
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной
форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность
использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения,
выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное
определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не

повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные
материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко
исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют
требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой
ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей
письменной, использовать научные термины;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- наличие неточностей в изложении материала;
определения
понятий
неполные,
допущены
незначительные
нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;
- связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
- наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы
и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений,
фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов,
или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,
имеющие важное значение в этом тексте;

- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы
учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов;
- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ
ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для
анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и практических работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
 выполнил работу без ошибок и недочетов;
 допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
 не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
 или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
 не более двух грубых ошибок;
 или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
 или не более двух-трех негрубых ошибок;
 или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
 или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
 допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3";
 или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
 Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена
нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
 Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем
уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,

«4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
Работа по реализации данной программы обеспечивается УМК:
Работа по реализации данной программы обеспечивается УМК:
Шитикова, Л.И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 2-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Л. И. Шитикова. - Петрозаводск
: Фонд творческой инициативы. - 155с.
Кутьков, Н. П. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 3-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков, Л. И. Шитикова. Петрозаводск : Фонд творческой инициативы. - 128c.
Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 2 класс : рабочая тетрадь [к
книге для учащихся Л. И. Шитиковой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М.
Парамонова, О. В. Сухвалова ; [худож. А. Трифанова]. - Петрозаводск : Фонд творческой
инициативы. - 24 с.
Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 3 класс : рабочая тетрадь [к
учебнику Н. П. Кутькова и Л. И. Шитиковой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М.
Парамонова, О. В. Сухвалова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы. - 24 с.
Интернет-ресурсы:
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu - этнокультурное
образование в Республике Карелия
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai - цифровые образовательные ресурсы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №
от
2023 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №
от
2023 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №
от
2023г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Край, в котором я живу…»
для обучающихся 2-3 классов

г. Костомукша, 2023 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».