Рабочая программа учебного предмета «Моя Карелия» для обучающихся 5-9 классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)
Согласовано
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08.2023г.
Руководитель МСШ

Принято
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08. 2023г.
Директор школы

Утверждено
приказ по школе №128
от 29.08.2023г.

Хинконен Л.И.

Герасимчук Н.Н..

Герасимчук Н.Н.

Директор

Рабочая программа учебного предмета
«Моя Карелия»
основной общеобразовательной программы
основного общего образования
для обучающихся 5-9 классов

г. Костомукша
2023

школы

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Моя Карелия» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с
требованиями к результатам основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования”). Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и
развития обучающихся, характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания, а также условий, необходимых для развития их личностных и
познавательных качеств, психологическими, возрастными особенностями обучающихся.
Программа по учебному предмету «Моя Карелия» отражает основные требования Федерального государственного образовательного
стандарта, культурно-исторического стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения образовательной программы и составлена с учётом Концепции развития этнокультурного образования в Республике
Карелия(языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017-2025годы, утверждённой Правительством Республики Карелия о
04.04.2017г.№182 р-П.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Моя
Карелия», определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования,
требований к результатам обучения, а также основных видов деятельности обучающихся.
Учебный предмет «Моя Карелия» носит интегрированный характер, выраженный в соединении учебного материала о природе,
истории, литературе, культуре Карелии. Это дает возможность обучающимся, участвуя в познавательной деятельности, получить
целостное представление об исторических, географических, культурологических и экономических особенностях региона.
Цель учебного предмета «Моя Карелия»: развитие и воспитание личности, гражданской компетентности на основе изучения природы,
истории,
культуры Карелии, осмысления процессов развития региона в общероссийском контексте, активизации познавательной и
самостоятельной практической деятельности обучающихся.
Изучение учебного предмета «Моя Карелия» призвано решать следующие задачи:
 воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому и настоящему многонационального народа России, Республики Карелия;
 осознание своей этнической принадлежности, расширение знаний о природе, истории, культуре и основных достопримечательностях
Карелии;
 формирование ценностной ориентации и убеждений на основе личностного восприятия и социального опыта обучающихся, осмысления
ими природной и социо-культурной специфики родного края, практической ориентации в окружающем мире;
 воспитание положительного отношения к духовным и семейным ценностям и способствовать их активному включению в
созидательную общественно-полезную деятельность;

 воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний
о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства Республики Карелия, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов края;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей
среды, умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать, выделять особенности природных, исторических, культурных
объектов Карелии, проводить поиск, сбор и описание объектов своей местности, применять правила природоохранного поведения в
повседневной жизни.
 формирование комплекса практико-ориентированных знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих
в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Моя Карелия» на уровне основного общего образования обеспечивает преемственность изучения регионального
содержания образования, является продолжением учебного предмета «Край, в котором я живу» (начальное общее образование). Содержание
учебного предмета «Моя Карелия» структурируются на концентрическом принципе, что позволяет, заложенные в начальной школе основы,
представлений о родном крае, продолжить познание обучающимися своего жизненного пространства, его природной, социо-культурной
специфики, формировать ценностные мировоззренческие взгляды, гражданскую ответственность, экологическую культуру.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала.
Рабочая программа учебного предмета «Моя Карелия» на уровне основного общего образования предусматривает изучение в 5 классе
раздела «Моя Карелия. Путешествие по родному краю».
Содержание данного раздела представлено в рассказах о природных,
исторических и культурных достопримечательностях Карелии в форме заочного путешествия. В основе
изложения содержания о
географическом своеобразии и культурно – исторических особенностях районов Карелии использован интегрированный подход.
Содержание учебного материала в 6-9 классах структурируется по содержательным линиям, соответствующим содержанию учебных
предметов обязательной части основной образовательной программы: обществознание, география, биология, история, литература,
искусство.
Для успешной реализации основных целей учебного предмета часть учебного времени используется для учебных экскурсий,
посещения краеведческих и художественных музеев, исследовательской и проектной деятельности. Практико-ориентированная
направленность учебного предмета предполагает активизацию познавательной деятельности через организацию исследовательской и
проектной деятельности обучающихся. Особое внимание отводится знакомству с различными способами исследования (наблюдение,
изучение различных источников информации, использование Интернет-ресурсов).

Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Моя Карелия»» изучается в 5 - 9 классах в рамках учебного времени части формируемой участниками
образовательных отношений.
На изучение учебного предмета отводится 153 часа в 5-9 классах: 1 час в неделю (34 часа в год) в 5-8 классах, 0,5 часа в неделю (17
часов в год) в 9 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по моей Карелии должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания:





осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства Республики Карелия;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России, Республики Карелия;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия края, традициям
республики Карелия; уважение к символам России, Карелии.

Гражданского воспитания:




осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;



готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию
в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания:




ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий для окружающей среды;
развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые
в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания:



восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира,
объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания:




ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических и общественных наук об основных
закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников информации при решении
познавательных и практико-ориентированных задач;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:




осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в
природе;
навыков безопасного поведения в интернет-среде;






способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни;
бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания:





установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города Костомукши, Республики Карелия)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей г. Костомукши, Республики Карелия.

Экологического воспитания:




ориентация на применение знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты

Изучение учебного предмета «Моя Карелия» на уровне основного общего образования способствует достижению метапредметных
результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия







Выявлять и характеризовать существенные признаки географических, исторических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических, культурных объектов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы.
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия







Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по
географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических, культурных объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией






применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из разных источников
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической
информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;



систематизировать информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение





формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим, историческим аспектам различных вопросов в устных
и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по предложенным вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)





принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных проектов, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация



самостоятельно составлять алгоритм решения задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)





владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других



осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Предметные результаты:
Предметные результаты освоения учебного предмета «Моя Карелия» отражают:
 развитие личности обучающего на основе изучения природы, истории, культуры Карелии и осмысления процессов развития
региона в общероссийском контексте;
 воспитание патриотизма, формирование гражданских компетентностей, ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного
восприятия и социального опыта обучающихся, осмысления ими природной и социо-культурной специфики родного края;
 воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники культуры, основные достопримечательности
родного края, положительного отношения к духовным и семейным ценностям и вовлечение обучающихся в созидательную
общественно-полезную деятельность Карелии;
 формирование устойчивого интереса к обычаям и традициям коренного народа Карелии, других народов – жителей региона;
приобретение навыков взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных этнических, религиозных и
социальных групп.


формирование умений наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать, оценивать и выделять особенности природных,
исторических, культурных объектов Карелии, проводить поиск, сбор и описание объектов своей местности.
СОДЕРЖАНИЕ
5 класс

Введение
Раздел I. За лесами и озерами
Начало путешествия по Карелии. Обзорное знакомство с ландшафтом, географическими объектами, природными и историческими
памятными местами. Районы и города Карелии. Соседи Республики.
Первые жители Карелии. Влияние ледника на ландшафт Карелии. Первичное заселение края. Археологические памятники. Образ
жизни, занятия населения края в середине первого тысячелетия. Места расположения поселений. Жилища и хозяйственные постройки.
Виды хозяйственной деятельности населения. Отношения с государством. Город-крепость Олонец и его роль в истории Карелии.
Месторасположение и внешний вид крепости. Население и его занятия. Природные достопримечательности. Олонец – «гусиная столица».
Современный Олонец. Городские праздники.
Раздел II. Истории о Петрозаводске
Рождение Петрозаводска. Петровский завод. Его место и роль в истории России и Карелии. А.Д. Меншиков. Строительство
Александровского завода. В Генин. Улицы и районы Петрозаводска: прошлое и
настоящее. Герб Петрозаводска.
Каменный бор под Петрозаводском. Каменный карьер, его месторасположение. Месторождение кварцитопесчанника. Использование
кварцитопесчанника при строительстве города и Александровского завода. Современное состояние карьера.
Раздел III. Пути-дороги карельского края
Районы, города, населенные пункты Карелии, их природные, культурные и исторические достопримечательности.
Вепсское село Шокша. Его географическое расположение. Занятия местного населения. Месторождение малинового кварцита.
Добыча кварцита и его использование.
Сортавала: город-парк. Месторасположение и объяснение названия города. Архитектурные особенности города. Природное и рукотворное
своеобразие, городские парки: парк Ваккосалми, парк Таруниеми.
Валаамский архипелаг. Его географическое расположение. Остров Валаам. Объяснение его названия. Природные и рукотворные
особенности ландшафта. Валаамский монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Роль монастыря в защите границ государства.
Петроглифы Онежского озера. Бесов нос. Животный мир в реальной природе и наскальных изображениях древних людей. Занятия
местного населения. Рыболовство. Пудожские налимы. Выращивание и обработка льна. Стеклодувный промысел. Использование
пудожского гранита.
Ведлозерский национальный парк. Его месторасположение. Природа. Растительный и животный мир. Развитие туризма. Правила
поведения на охраняемых государством территориях.

Заонежье. Село Шуньга. Особенности месторасположения. Занятия населения. Шуньгская ярмарка. Черный минерал – шунгит.
Современное использование шунгита. Устное народное творчество Заонежья. И.А. Федосова – сказительница.
Достопримечательности острова Кижи. Плотницкое мастерство жителей: строительство деревянных домов и церквей. Лодкакижанка. Изделия кижских кузнецов и ювелиров. Родина русского былинного эпоса. Трофим Рябинин.
Город Кондопога, его месторасположение и достопримечательности. Памятник деревянного зодчества – Успенская церковь.
Полезные ископаемые: Тивдийский мрамор и его использование. Кондопожская ГЭС. Природный памятник – водопад Кивач. Современный
город Кондопога, его культурное и промышленное развитие.
Марциальные воды: первый русский курорт. Целебный источник и история его открытия. Поселение Дворцы. Создание первого
российского курорта. Петр Первый во Дворцах. Марциальноводская церковь – Спасение апостола Петра. Современный санаторий
«Марциальные воды».
Надвоицы и Сегежа. Месторасположение поселка Надвоицы и объяснение его названия. Воицкий рудник, его месторасположение и
история. Месторождение меди. История открытия. Добыча меди и ее использование для изготовления медных денег. Находка золота. Его
запасы, добыча, использование. Месторождение алюминия. Использование природных водных ресурсов для строительства
гидроэлектростанций. Воицкий водопад «Царь». Надвоицкий алюминиевый комбинат. Город Сегежа. Сегежский бумажный комбинат и его
продукция.
Поморье – морская Карелия. Поморы и их основные занятия. Поморские промыслы: рыболовство, охота на морского зверя,
строительство морских судов.
Архипелаг Соловецких островов. Соловецкий монастырь. Хозяйственная деятельность монахов. Монастырь на защите границ
государства.
Город Кемь: месторасположение и его история. Герб Кеми. Природные богатства. Солеварение. Добыча и использование жемчуга.
Лоухский район на карте Карелии. Природные богатства: слюда, беломорит. Чупинское месторождение слюды. Добыча слюды и ее
использование в прошлом и настоящем. Национальный парк Паанаярви. Растительный и животный мир. Сказки края – М. Коргуев.
Калевала. Эпос «Калевала». Элиас Леннрот. Путешествие Э. Леннрота в карельские деревни. Стихи-руны и рунопевцы. Поселок
Калевала и его достопримечательности.
Питкярантский район – приграничная территория. Месторасположение города Питкяранта. Природные богатства – олово, медь,
гранит. Природные богатства и достопримечательности. Целлюлозный завод «Питкяранта».
Город Костомукша и его месторасположение. История возникновения города. Герб города. Месторождение магнитокварцита.
Комбинат «Карельский окатыш» и его продукция. Социо-культурное своеобразие города.
Музеи Карелии. Национальный государственный музей Карелии, его коллекции и экспозиции. Районные краеведческие и школьные
музеи.
6-9 классы

Содержание в 6-9 классах структурируется по содержательным линиям, соответствующим содержанию учебных предметов
обязательной части основной образовательной программы: обществознание, география, биология, история, литература, искусство.
Раздел I. Обществознание
Региональная социальная среда в системе факторов, влияющих на формирование личности. Влияние обычаев и традиций Карелии на
формирование личности. Актуальные проблемы общественной жизни республики. Духовная жизнь Карелии. Проявление различных форм
культуры в республике. Международные культурные связи.
Наука в республике. Научные учреждения Карелии. Развитие образования в Республике Карелия, проблемы и перспективы.
Возможности получения общего и профессионального образования в Карелии. Реализация национального проекта по образованию в
Карелии.
Современное состояние и перспективные направления развития карельской экономики. Основные отрасли экономики Карелии.
Крупные предприятия и их роль в жизни Карелии. Товары и услуги, ресурсы Карелии и потребности населения. Рынок труда в республике.
Рыночные отношения в Республике Карелия. Бизнес и предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство в
республике. Налоговая система РК. Роль экономики республики Карелия в экономической системе России. Внешнеэкономические связи
Республики Карелия.
Социальная структура Карелии. Дифференциация и стратификация населения в Республики Карелия. Демографическая ситуация в
Карелии. Проблемы молодежи Карелии. Этнические общности в республике. Межнациональные отношения в Карелии. Социальных
конфликты в Карелии и пути их разрешения.
Физкультура и спорт в Карелии: их социальная значимость в пропаганде здорового образа жизни. Республиканские социальные
программы в республике.
Основы организации государственной власти в Республике Карелия. Местное самоуправление. Организация и проведение выборов в
органы власти Карелии. Участие граждан Карелии в политической жизни республики. Политические партии и движения их роль в
общественной жизни республики.
Конституция Республики Карелия – основной закон Республики. Основы конституционного строя Республики Карелия. Органы
государственной власти и управления Карелии. Правоохранительные органы. Судебная система. Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина в Карелии. Правозащитные органы Карелии. Становление гражданского общества в республике.
Общественные организации Карелии. Органы правовой и социальной защиты ребенка в Карелии.
Раздел II. Биология
Признаки живых организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных в условиях Карелии, ухода за
ними.

Система, многообразие и эволюция живой природы. Многообразие видов бактерий, растений, грибов и животных в Карелии, их
место и роль в природе Карелии. Роль животных, растений, грибов, лишайников и бактерий в жизни человека. Возбудители заболеваний
животных и человека в Карелии.
Человек и его здоровье. Заражённость водоёмов Карелии паразитическими червями, профилактика гельминтозов у человека.
Профилактика отравлений и первая помощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами Карелии. Заболеваемость гепатитом в РК,
профилактика гепатита. Заболеваемость туберкулёзом в РК, профилактика туберкулёза.
Уровень загрязнения воздуха в районах Карелии, в своей местности. Факторы, влияющие на изменение газового состава воздуха
Карелии. Особенности климата Карелии, его влияние на заболеваемость органов дыхания у местного населения.
ВИЧ-инфекции и распространение СПИДа в Карелии, в своей местности, возможность анонимных исследований крови. Возможные
причины ослабления иммунитета у жителей Карелии. Вакцинация населения против инфекционных заболеваний в РК. Применение
лечебной сыворотки и правила оказания первой доврачебной помощи при укусах ядовитыми животными. Растения – аллергены в Карелии.
Лекарственные растения Карелии и своей местности.
Особенности гиповитаминозов в Карелии. Источники витаминов и минеральных веществ, необходимых для поддержания здоровья
населения Карелии.
Причины и профилактика нарушения работы щитовидной железы в условиях Севера. Биоритмы человека, адаптация организма к
условиям жизни на Севере. Значение закаливания организма в условиях Севера.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние природно-климатических условий на растительный и животный мир
Карелии. Взаимоотношения между животными и растениями Карелии.
Видовое разнообразие, плотность популяций распространенных биоценозов Карелии (хвойных лесов, пресных водоемов, болот).
Характеристика трофических уровней; цепи и сети питания (с использованием сведений о животном и растительном мире Карелии).
Агроэкосистемы Карелии (сады, огороды, пашни и др.), способы повышения их продуктивности в условиях Севера.
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: состояние газового состава воздуха, пресных водоёмов,
почвы, растительного и животного мира Карелии. Красная книга Карелии. Природоохранные территории Карелии: заповедники «Кивач»,
«Костомукшский», «Кандалакшский», заказники, национальные парки «Водлозерский», «Паанаярви», «Валаамский архипелаг», памятники
природы.
Раздел III. География.
Географическое положение Республики Карелия. Часовой пояс, в котором находится Карелия.
Состав, строение и развитие земной коры и литосферы в пределах Карелии. Рельеф территории Карелии и дна Белого моря; их изменение
под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Горные породы Карелии Полезные ископаемые Карелии, зависимость их
размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Карелии, их виды и оценка. Литосферные природные памятники
Карелии.

Гидросферные объекты Карелии: состав и строение. Роль воды в природе и жизни местного населения. Соотношение территории и
акватории в Карелии. Белое море как часть Мирового океана, его взаимодействие с атмосферой и сушей, строение рельефа дна; система
течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование человеком.
Поверхностные и подземные воды Карелии. Водные ресурсы Карелии, их размещение и качество. Гидросферные природные памятники
Карелии.
Особенности атмосферной циркуляции над Карелией. Распределение тепла и влаги на поверхности Карелии. Погода и климат Карелии.
Адаптация человека к климатическим условиям Карелии.
Биосферное разнообразие растений и животных Карелии, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к
природной среде Карелии. Сохранение человеком растительного и животного мира Карелии.
Наблюдение за местными растениями и животными для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного
мира на местности и по карте.
Почвенный покров Карелии. Проблема плодородия почв Карелии. Условия образования разных почв Карелии. Северная и средняя тайга как
элементы широтной зональности. Тунтури как пример высотной поясности. Территориальные комплексы Карелии: природные, природнохозяйственные. Изменение окружающей среды в Карелии под воздействием деятельности человека.
Человеческий потенциал Карелии: численность, размещение, естественное движение населения. Демографическая ситуация в
республике, районе, поселении. Размещение населения; городское и сельское население Карелии. Занятость населения по сферам
экономики. Проблема трудоустройства и ее решение. Достопримечательности. Топонимика
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Карелии. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие
территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и
перспективы развития Карелии.
Различия территории Карелии по условиям и степени хозяйственного освоения. Карелия как часть Европейского Севера России.
Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в Карелии.
Характеристика экономических, политических и культурных связей Карелии. Объекты мирового природного и культурного наследия в
Карелии.
Раздел IV.История
Карелия в древности. Археологические памятники. Древнейшее население края. Занятия и образ жизни. Религиозные верования.
Карелия в IX – начале XII вв. Славянская колонизация территории Карелии. Корела и весь. Хозяйственное освоение края. Вхождение
Карелии в состав древнерусских земель. Утверждение христианства.
Карелия в XII – середине XV вв. Особенности положения карелов в составе Великого Новгорода. Экономическое развитие, торговля.
Боярское и монастырское землевладение. Борьба карелов и новгородцев против шведской агрессии.

Карелия во второй половине XV – XVII вв. Включение Карелии в состав Российского государства. Корельский уезд. Город Корела.
Сельское хозяйство и промыслы: солеварение, железоделательный промысел. Развитие ремесла. Крестьянское предпринимательство.
Развитие торговли: предметы купли-продажи, торговые пути. Повенецкий рядок. Шведская агрессия в Карелии в конце XVI века. Оборона
Корелы. Корельский уезд в составе Швеции: хозяйственные и политические последствия. Основание Олонца. Появление первых
металлургических заводов. Соловецкое восстание 1668-1676 гг.
Культура народов Карелии с древнейших времен до конца XVII в.Материальная и духовная культура вепсов, карел. Поселения,
жилища, семейный быт, обряды и обычаи. Устное народное творчество: руны, былины. Монастыри – центры культуры.
Карелия в XVIII – середине XIX вв. Боевые действия на территории Карелии в период Северной войны. «Осударева дорога».
Лодейнопольская верфь. Олонецкие Петровские заводы и их деятельность в годы войны. Основание Петровской слободы. Система
управления в Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город Петрозаводск. Державин Г.Р. – первый губернатор края.
Александровский пушечный завод. Тивдийские мраморные ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка. Положение крестьян Карелии.
Причины и формы выступлений. Кижское восстание. Участие олончан в боевых действиях в годы наполеоновских войн. Ополчения 1807 и
1812 годов. Олонецкие горные заводы в годы войны.
Карелия во второй половине XIX – начале ХХ вв. Особенности проведения реформ 1860-70 гг. в Карелии. Карелия в пореформенный
период: сельское хозяйство, промышленность, торговля. Карелия в годы I мировой войны. Мобилизация в армию. Александровский завод в
1914-1917 гг. Строительство Мурманской железной дороги.
Развитие культуры в XVIII – начале ХХ вв. Влияние реформ Петра I на развитие культуры в крае. Становление системы образования
и здравоохранения. Горнозаводская школа. Марциальные воды. Фольклор: народные предания о Петре Великом. Деревянное зодчество.
Образование и деятельность народных училищ. Олонецкая губернская гимназия. Олонецкая духовная семинария. Создание и деятельность
учительской семинарии. Формирование местной интеллигенции. Основание и деятельность губернской типографии. Зарождение театра.
Первые библиотеки. Изучение Карелии русскими учеными. Н.Я. Озерецковский. К.И. Арсеньев. А.Ф. Гильфердинг. Изучение Карелии
финскими учеными: Э. Леннрот. Влияние политических ссыльных на культуру края: Ф.И. Глинка, П.Н. Рыбников. Основание Олонецкого
естественно-промышленного и историко-этнографического музея.
Карелия в 1917 – 1991 гг. Политическая ситуация в Карелии после Февральской революции. Организация местной власти. Октябрь
1917 г. в Карелии. Установление власти Советов на территории Карелии. Гражданская война в Карелии. Политические, общественные и
военные деятели периода революции и гражданской войны. Особенности индустриализации и коллективизации в Карелии. Роль ГУЛАГа,
СЛОН, строительство ББК. Проблема национально-государственного самоопределения населения края. Образование Карельской Трудовой
Коммуны. Восстание 1921-1922 гг.
Советско-финляндская война. Образование Карело-Финской ССР.
Боевые действия на территории республики в 1941-1944 гг. Прифронтовой тыл Карелии. Оккупационный режим. Особенности
партизанского движения. Освобождение республики.
Последствия войны. Восстановление промышленности, лесной отрасли, сельского хозяйства. Преобразование Карело-Финской ССР в
Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР.

Принятие Конституции КАССР (1977 г.). Декларация о государственном суверенитете КАССР (1990). Формирование новой
политической системы. Преобразование КАССР в Республику Карелия.
Культура Карелии (1917-1990 гг.) Ликвидация неграмотности. Развитие системы народного образования. Наука и научные
учреждения. Развитие профессиональных форм художественной культуры: литературы, музыки, театра, изобразительного искусства.
Культурные центры Карелии. Идеологизация и политизация культуры. Репрессии 30-50-х годов. Проблема развития культуры в
многонациональной республике. Изменения в национально-языковой политике в 20-90-е годы. Деятели науки, культуры и искусства
Карелии.
Современная Карелия в период «перестройки» и перехода к рыночной экономике. Оживление общественной активности. Социальноэкономические и политико-административные реформы. Конституция Республики Карелия. Культурная жизнь современной Карелии.
Раздел IV. Литература
Карелия – край классического фольклора. Былины Карелии (былины по выбору). Открытия П. Н. Рыбникова и А. Ф. Гильфердинга.
Династия сказителей Рябининых. Сказитель В. Щеголенок.
Сказки Карелии: Поморья, Заонежья, Пудожья (волшебные, новеллистические, о животных, Сказки «Как старик горох сеял» и
«Медведь и лиса»). Сказочник М. Коргуев (одна - две сказки по выбору).
«Калевала». Роль Э. Лёнрота в создании «Калевалы».
Влияние фольклора Карелии на литературу. В. П. Щеголёнок. «Архангел». Л. Н. Толстой. «Чем люди живы?» Ю. П. Казаков.
«Калевала»
Из русской литературы 18 – 19 веков
Г. Державин. Ода «Водопад». Г. Р. Державин – губернатор Олонецкого края. История создания оды. Символика образа водопада:
человеческая жизнь, слава, всепожирающее время. Своеобразие стиля.
Ф. Глинка. Личность и творчество Ф. Н. Глинки. Поэма «Карелия». Кивач как символ жизни. Живописное мастерство поэта.
Из русской литературы 20 века.
Тематическое и жанровое разнообразие карельской литературы и литературы о Карелии.
Судьба человека и народа на крутых поворотах истории. Д. И. Балашов. «Марфа-посадница» (Отрывок). Тема созидательного труда в
произведении. Образы Марфы-посадницы и Зосимы Соловецкого. К. Г. Паустовский. «Судьба Шарля Лонсевиля». История создания
повести. Роль личности в истории.
Нравственные основы личности в осмыслении М. Пришвина («Осударева дорога»), А. Платонова («Сампо»), поэтов Я. Виртанена и
ЛеаХело. Темы семьи, рода, связи поколений в творчестве О. Степанова, Я. Ругоева.
Природа и человек в книгах К. Паустовского (гл. «Белая ночь» из повести «Золотая роза»), В. Соловьёва, В. Сергина. Бережное,
любовное отношение к природе родного края.
Роль искусства в жизни человека и народа.

Назначение искусства в жизни человека и народа. Сказ о создании национального инструмента («Кленовое кантеле» В. И. Пулькина).
Искусство как способ духовного противостояния войне в повести Д. И. Гусарова «Партизанская музыка». Тема преемственности традиций в
лирике Р. Рождественского. Образ И. Федосовой в стихотворении «На Юсовой горе».
Раздел VI. Культура и искусство
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов Карелии. Народное художественное творчество.
Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративноприкладного искусства Карелии: петроглифы, керамика, предметы быта, ткачество. Орнамент как основа декоративного украшения.
Орнамент на глиняных изделиях, в ткачестве, вышивке, вязании, плетении различных районов Карелии.
Изобразительное искусство и архитектура Карелии. Художественная культура Карелии. Иконопись Карелии. Красота и своеобразие
архитектуры и живописи Карелии.
Архитектура Карелии XVIII — XX вв.: архитектурный ансамбль Кижи. Мемориальные ансамбли
Карелии. Художественные музеи и выставочные залы Карелии.
Знакомство с произведениями выдающихся карельских мастеров изобразительного искусства и архитектуры: В. Попов, О. Бородкин,
Г. Стронк, С. Юнтунен, О. Юнтунен, Б. Поморцев. В. Авдышев, А. Авдышев, М. Юфа, Т. Юфа, В. Иваненко, В. Чекмасов, Е.Пехова, Л.
Трифонов, В. Зорин, В. Зорина, А. Каштанов, Б. Топурия, А. Морозов, А. Харитонов, Л. Ланкинен, Г. Ланкинен. К. Гоголев, Н. Кошелева, В.
Кошелев, Б. Акбулатов, Э.Акулов, Л. Давидян, М. Коппалев. (по выбору). Современное изобразительное искусство Карелии. Традиции и
новаторство в творчестве А. Морозова, В. Зорина и С. Терентьева.
Изобразительное искусство в театре. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра: В. Скорик, Э.
Тимонен, В. Поляков. X. Скалдина.
Музыкальная жизнь Карелии. Народное музыкальное творчество. Роль народной музыки в музыкальной культуре Карелии.
Известные карельские музыкальные коллективы (Государственный ансамбль «Кантеле», Оркестр народных инструментов «Онего»). Центры
музыкальной культуры Карелии (Карельская филармония, Государственная консерватория им. А.К. Глазунова)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование по учебному предмету «Моя Карелия» составлено с учетом рабочей программы воспитания с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета на уровне основного общего образования обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся и прежде всего, ценностных отношений [1]:
1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
3. к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в
будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда;
7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Реализация воспитательного потенциала урока (инвариантный модуль «Школьный урок») предполагает его организацию с учетом
совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся, а именно[2]:
1.установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности. Так на каждом уроке для обучающихся формулируют проблемную задачу, решение которой направлено на активизацию их
познавательной активности. В школе учителями коллегиально разработана и реализуется технология планирования каждой темы, на каждом
уроке обучающимся предлагаются карточки, отражающие тезисный план урока, продвигаясь по этому плану, ученик отмечает, что у него
получилось, что не получилось, и он хотел бы получить консультацию, либо домашнее задание, направленное на решение именно этой
задачи.
2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и
самоорганизации. Например: обговорить с детьми правила, которые нельзя нарушать на уроке ни при каких обстоятельствах, выбрать те
правила, которые больше всего мешают проведению урока (не более трех, например: во время работы в классе должна быть тишина, не
выкрикивать ответы с места, не использовать мобильный телефон ).

3.применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр «Что?Где? Когда?», «Кижский эрудит» ,
дискуссий, групповой работы и работы в парах, которые повышают познавательную мотивацию, дают возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога, учат командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Например: составление кроссворда
по определенной теме, «мозговой штурм», экскурсии «Путешествие по Карелии», «Животный и растительный мир заповедника
Костомукшский», «Тропа коробейников», «Удивительное рядом», виртуальные путешествия «Усадьба карельского крестьянина», «Небеса
Заонежья», «Два эпоса – две культуры» и мини-исследование, где необходимо собрать нужные сведения, зафиксировать и сохранить
добытые знания. Поводом для мини- исследования может быть: юбилейный год, день рождения города Костомукши, исследователи и
путешественники, первооткрыватели города, памятные даты и события в истории Карелии.
4.использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета. Например: создавать ситуации через проблемные
вопросы, когда обучающимся необходимо аргументировать свою точку зрения, мотивировать обучающихся к решению практикоориентированной задачи до конца.
Тематическое планирование учебного предмета «Моя Карелия»
№
п.п
.

Название разделов, тем

Коли
чест
во
часов

Дата
провед
ения

Форми
руемы
е
социал
ьно
значи
мые и
ценнос
тные
отнош
ения
[1]

Виды,
формы
контроля

инвариан
тный
модуль
«Школьн
ый урок»
[2]

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся (на
уровне учебных действий)

1, 2

Находить и показывать на беседа
карте
Карелии
границы
территории республики, ее
районов,
городов, места, Групповая
определенные в маршруте
работа,
путешествия.
индивидуа
Характеризовать
льная

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

5 класс
1

Введение

1

3

2

Раздел I. За лесами и
озерами.
1.Начало
путешествия
Карелии.

4

3,6,7,
10

по

1,2,3,4.

Презентация
«Путешествие по
Карелии»
https://www.edurk.ru/metodkabinet/
moja_karelija_5_kl
ass

2.Первые жители Карелии.
3.Деревня на берегу Онего.
4.Олонец – трижды столица.

3

Раздел II. Истории о
Петрозаводске
1.Рождение Петрозаводска.
2.Как
рос
и
развивался
Петрозаводск.
3.Каменный бор под
Петрозаводском.
4.Виртуальное путешествие
«Современный старый город»

4

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

4

Раздел III. Пути-дороги
карельского края.

21

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

1.Шокша: берег красной рыбы
и красного камня.
2.Сортавала: город-парк.
3.Валаам – монастырь на
цветущей скале.
4.Бесов нос: гуси-лебеди и
пудожские налимы.
5.Заповедное Водлозеро.
6.Чудесный черный камень из
Шуньги.
7.Кижи.

памятники
культуры,
работа
основные
викторина
электронные
достопримечательности
презентации:
своего
города,
района,
«Первые жители
населенного пункта.
Карелии»,
Моделировать
маршруты
«Деревня на
путешествий по Карелии.
берегу Онего»,
Описывать
изученные
«Олонец- трижды
исторические,
природные,
столица»
культурные
объекты Групповая
1,2, 3
http://rk.karelia.ru/sp
Карелии.
работа,
ecialОбъяснять происхождение самостояте
projects/istoriyaкарельских названий своего
льная
podviga/rozhdenieрайона.
работа,
petrozavodskaВыделять
в
тексте виртуально
kruglyj-stol/
региональной
тематики
е
главное и второстепенное, путешеств
выстраивать
ие
последовательность
1, 2, 3, 4. описываемых событий.
https://www.eduРазличать источники и Групповая rk.ru/metodkabinet/
способы познания объектов
работа,
moja_karelija_5_kl
природы, истории, культуры самостояте
ass
края.
льная
Отображать
в
своих
работа,
Электронные
творческих
работах виртуально
презентации
особенности
природных,
е
исторических и культурных путешеств
Ваалам. Остров
объектов карельского края.
ие,
спасения.
Осуществлять
проектная
https://youtu.be/4j
расширенный
поиск
работа,
HGKNgNqNo
информации
по экскурсия
предложенной
теме
с
в музей
Марциальные

8.Кондопога, она же станция
Кивач.
9.Марциальные воды: первый
русский курорт.
10.Первое российское золото с
берегов Выга.
11.Надвоицы и Сегежа.
12.Поморье – морская Карелия.
13.С Кемского берега
- на
Соловки.
14.Город с жемчужным гербом.
15.В царстве Лоухи.
16.Калевала и «Калевала».
17.Камень и лес: на длинном
берегу Ладоги.
18. Лесной город с железным
характером.
19. Звезды над местами боев.
20. Приглашение в музей

использованием
ресурсов
библиотек и Интернет
Проводить
исследования,
наблюдения
по изучению
истории,
культуры
и
природы родного края, его
особенностей
и
достопримечательностей
Выполнять
практические
работы и реализовывать
учебные
проекты
по
предложенной региональной
тематике.
Представлять
результаты
своей
проектной
и
исследовательской
деятельности.

воды
https://youtu.be/9Sl
FIZavXoA
Кижи- музейзаповедник
деревянного
зодчества
https://youtu.be/pH
FLItvcJEY
Путешествие на
Соловки
https://ok.ru/video/
351159256368
Карельский
краеведческий
музей

21. Обобщающее повторение.
Итоговый тест.

5

Раздел IV. Мыисследователи. Проектноисследовательская
деятельность.
1. Мы-картографы.
2. Мы-географы.
3. Мы-литературоведы.
4. Мы- экологи.

4

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

1, 2, 3, 4.

Тестовая
работа
Проектноисследоват
ельская
деятельнос
ть.

https://youtu.be/Do
cf_c0hbJ4

6 класс
1

Введение

1

3

2

Раздел I. «Обществознание»
1.Общественно – политическое
устройство
Республики
Карелия.
2.Мы – жители Карелии.
3.Административно
–
территориальное деление.
4.Профессиональная занятость
жителей Карелии.
5. Обобщение по теме
«Обществознание».
Раздел II. «География»
1.Географическое
положение
Республики Карелия
2.Рельеф Карелия
3.Полезные
ископаемые
Карелии
4.Климат Карелии.
5.Внутренние воды
6.Обобщение
по
теме
«География».
Раздел III. «Биология»
1.Край лесов, озер и болот.
2.Живая природа в нашей
жизни.
3.Они живут рядом с нами
(Живые
организмы
в
поселениях)
4.В садах и парках Карелии.

5

1,2, 3,
4, 5,
6, 7,
8, 9,
10

6

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

5

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

3

4

беседа
Характеризовать
общественно-политическое
Республики
1, 2, 3, 4. устройство
Карелия, систему органов
власти
и
управления
Республики
Карелия,
основные этапы и ключевые
события истории Карелии,
специфику географического
положения
и
административнотерриториального
устройства
Республики
полезные
1, 2, 3, 4. Карелия,
ископаемые,
климат,
внутренние воды, природные
экологические
системы,
содержание
изученных
фольклорных
и
литературных произведений
Карелии,
памятники
народного
зодчества,
древнюю
иконопись
Карелии.
1, 2, 3, 4.
Выделять и объяснять
государственную символику
Республики
Карелия,
существенные
признаки
местных
культурных
и
природных
объектов
и
явлений,
синхронность
1, 2

5.
Обобщение
«Биология».

5

6

7

по

теме

Раздел IV. «История»
1.Первые жители Карелии.
2.Население Древней Карелии.
3.В
составе
Великого
Новгорода.
4.Карелия
в
составе
Московского государства.
5.Карелия – пограничная земля.
6.Культура Древней Карелии.
7.
Обобщение
по
теме
«История».
РазделV. «Литература»
1.Фольклор Карелии. Эпос
«Калевала»
Сказки. Былины.
2.
Из
древнерусской
литературы
3.Литература Карелии. (Виктор
Соловьев,
Виктор
Сергин,
Константин Паустовский)
4.
Литературная
игра.
«Писатели и поэты о природе
Карелии»
Раздел VI. «Культура и
искусство»
1.Зодчество.
2.Иконопись.

7

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

4

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

4

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

событий
и
процессов
региональной и российской
истории
Осуществлять поиск
информации в различных
источниках информации и
Интернет по предложенной
1, 2, 3, 4. региональной тематике.
Готовить сообщения об
изученных
исторических,
природных и культурных
объектах, явлениях Карелии
на основе разнообразных
источников информации и
форм ее представления
Отражать
существенные
признаки природы, культуры
края
в
презентациях,
1, 2, 3, 4. рисунках
и
творческих
работах.
Оценивать
влияние
особенностей
природных
явлений,
исторических
событий, культуры на жизнь
жителей региона.
Проводить
исследования
исторических, природных и
культурных
объектов,
наблюдения
в
природе
своего края.
1, 2, 3, 4. Представлять
результаты
своей
проектной
и
исследовательской

8

3.Прикладное искусство.
4. Виртуальное путешествие
«Небеса Заонежья»
Раздел VII. Мыисследователи.
1. Мы-картографы.
Составление плана школьного
двора.
2.Мы-экологи. Изучение
биоценоза школьного двора.

деятельности по изучению
истории, природы, культуры,
архитектуры,
литературы
Карелии.

2

7 класс
1
2

Введение
Раздел I. «Обществознание»
1-2. Права ребенка и их защита
в Республике Карелия
3.Молодежные движения в
республике: организации и
союзы, проекты и направления
их деятельности.
4-5. Подростковая культура:
формальные и неформальные
коллективы, увлечения.

1
5

3
3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

3

Раздел II. «География»
1.Территория Карелии
на
тектонической карте.
2.
Рельеф
и
полезные
ископаемые Карелии.
3.Опасные и неблагоприятные
климатические
и
гидрологические процессы и
явления
на
территории
Карелии.

6

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

1,2.
1, 2, 3, 4. Характеризовать основные
этапы и ключевые события
истории
Карелии,
выдающихся
государственных,
политических,
общественных
деятелей,
оказавших
влияние
на
исторические
процессы в
крае; молодежное движение
в Республике Карелия: их
союзы,
1, 2, 3, 4. организации,
проекты,
направления
деятельности;
природные
комплексы и экосистемы
края; содержание изученных
литературных произведений
Карелии;
изученные
произведения
изобразительного искусства
и архитектуры.

4

5

6

4.
Внутренние
водоемы
Карелии. Белое море.
5.Ландшафты Карелии.
6.
Обобщение
по
теме
«География»
Раздел III. «Биология»
1.Экосистема леса.
2.Растения в биоценозе леса.
3.Животный мир лесов.
4.Значение и охрана лесов.
5.Экосистема водоема.
6.Болота и их обитатели.
7. Обобщение по теме
«Биология»
Раздел IV. «История»
1.Карелия на пороге нового
времени.
2.Карелия в годы Северной
войны
3.Быт и население Карелии в
эпоху Петра I.
4.Хозяйственная жизнь края во
второй половине XVIII в.
5.Быт и население в Карелии во
второй половине XVIII в.
6. Обобщение по теме
«История»
Раздел V. «Литература»
1.Хранители
народной
мудрости.
2.Причитания.
Причитания
похоронные. И. Федосова –

3.«Алмазна сыплется гора …»

7

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

6

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

6

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

Описывать деятельность
молодежных
объединений
своего населенного пункта;
механизм
защиты прав
детей и в Карелии
примеры
1, 2, 3, 4. Приводить
деятельности
молодежных
организаций
республики;
воздействия человека на
рельеф
края;
редких
биологических
видов
растений и животных лесов
Карелии
Выделять
особенности
1, 2, 3, 4. исторического и культурного
развития,
архитектуры,
живописи,
графики
и
прикладного
искусства
Карелии;
проблемы
подростков и молодежи
Карелии;
опасные
и
неблагоприятные природные
процессы и явления на
территории
Карелии,
существенные
признаки
отличия;
Определять
редкие
1, 2, 3, 4. биологические виды лесов
Карелии; значение охраны
лесных экосистем и способы
их защиты;
Соблюдать
правила
поведения в окружающей

7

4.Эпос «Калевала».
5.Тема
устного
народного
творчества
в
карельской
литературе XX века.
6. Творчество Я.В. Ругоева.
Раздел VI. «Культура и
искусство»
1.Архитектура
2.Живопись и графика.
3.Прикладное искусство.

3

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

среде.
Проводить
исследования
исторических, природных и
культурных
объектов
Карелии,
наблюдения
в
1, 2, 3, 4. природе и общественных
процессах.
Представлять
результаты
своей
проектной
и
исследовательской
деятельности по изучению
истории, природы, культуры,
архитектуры,
литературы
Карелии.

8 класс
1

Введение

1

3

2

Раздел I. «Обществознание»
1.Экономика
Республики
Карелия: основные черты.
2.
Стратегии
развития
экономики Карелии.
3.Социальное
развитие
республики.
4.Важные
ценности жизни
общества.
Раздел II. «География»
1.Карелия в часовом поясе.
2.Природные ресурсы Карелии.
3.Почвы Карелии.
4.Антропогенные
изменения
природно-территориальных

4

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

6

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

3

Характеризовать основные
этапы
исторического
Карелии,
1, 2, 3, 4. развития
выдающихся
государственных,
политических,
общественных
деятелей,
оказавших
влияние
на
исторические
процессы в
крае;
особенности
экономического
и
развития
1, 2, 3, 4. социального
республики на современном
этапе; природные ресурсы,
почвы
и антропогенные
изменения
природнотерриториальных
1,2.

4

5

комплексов.
5.Охраняемые
природные
территории Карелии.
6.
Обобщение
по
теме
«География».
Раздел III. «Биология»
1.Здоровье человека и факторы
риска болезни в условиях
Карелии.
2.Природно-климатические
условия
жизни
населения
Карелии.
3.
природноочаговые
заболевания в Карелии.
4.Особенности
окружающей
среды и здоровье населения.
5.Здоровый образ жизни.
6.
Обобщение
по
теме
«Биология».
Раздел IV. «История»
1.Карелия
в
эпоху
Наполеоновских войн.
2-3.Крестьяне
Карелии
во
второй половине XIX веке.
4.Промышленники и торговцы
Карелии в пореформенный
период.
5.Интеллигенция
Карелии:
развитие здравоохранения и
образования
во
второй
половине XIX веке.
6.
Обобщение по теме

6

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

6

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

комплексов,
охраняемые
природные
территории
Карелии;
изученные
литературные произведения
карельских
писателей
и
особенности
1, 2, 3, 4. поэтов;
развития
архитектуры,
скульптуры,
художественного
литья,
живописи
и
графики,
культурной жизни Карелии
в XIX веке.
Описывать
природноклиматические
условия
жизни населения Карелии,
основные
природноочаговые
заболевания
в
Республике
Карелия,
демографическую ситуацию
на основе представленных
данных
1, 2, 3, 4. статистических
таблицы.
Приводить
примеры
антропогенных комплексов в
пределах своего населенного
пункта; семейных традиций
и жизненных ценностей .
Выделять
особенности
исторического, природного,
социально-экономические
развития
края;
нормы
здорового образа жизни.
Определять синхронность

6

«История».
Раздел V. «Литература»
1.Древо
памяти.
Д.
Балашов.Марфа-посадница.
2-3.Чувство
истории.
К.Г.Паустовский.
Судьба
Шарля Лонсевиля.
4.Тема памяти
в творчестве

6

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

Я.В.Ругоева.

5.Два поэта – одна судьба.
6.Человек. Страна. Судьба.

7

Раздел VI. «Культура и
искусство»
1.Архитектура. Скульптура.
2.Художественное литье из
бронзы и чугуна
3.Живопись и графика.
4.Библиотека, музей, театр
5.Фольклор, музыка.

5

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

1

Введение

1

3

2

Раздел I. «Обществознание»
1.Карелия – многонациональная
республика.
Республика
Карелия-приграничное
сотрудничество.
2.Гражданские
инициативыоснова гражданского общества.
Развитие
информационного
пространства Карелии.

3

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

событий
и
процессов
1, 2, 3, 4. региональной и российской
истории;
астрономическое
время своего населенного
пункта в полдень;
Анализировать письменные
и визуальные исторические
источники, статистические
таблицы,
географические
карты, литературные тексты.
Использовать
1, 2, 3, 4. приобретенные знания и
умения
в
повседневной
жизни для созидательного
участия в общественной
жизни Карелии, реализации
и защиты своих прав
Проводить исследования и
наблюдения при изучении
истории, природы и
культуры родного края

9 класс
Характеризовать основные
этапы и ключевые события
1, 2, 3, 4. истории
Карелии
;
национальный
состав
населения
Республики
Карелия;
последствия
распространения
информационных
технологий в жизни людей;
межотраслевые комплексы и
1,2.

3

4

3.
Учимся
в
Карелии.
образование в течение всей
жизни.
Раздел II. «География»
1. Экономическое развитие и
география
межотраслевых
комплексов республики.
2.Энергетика Карелии.
Инфраструктурный комплекс
Республики Карелия.
3.Топонимия Карелии.
Раздел III. «Биология»
1. Окружающая среда и
устойчивое развитие региона.
Защита
среды
жизни
от
загрязнений.
2. Как решаются экологические
проблемы.
Экологическое
развитие региона – дело
каждого.

3

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

1, 2, 3, 4.

2

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

1, 2, 3, 4.

5

Раздел IV. «История»
1. Карелия в годы революции и
Гражданской войны. Карелия в
межвоенный период.
2. Карелия в годы Второй
мировой войны. Советская
Карелия
в
послевоенный
период.
3. Республика Карелия на
современном этапе.

3

3, 4,
5, 6,
7, 8,
9, 10

1, 2, 3, 4.

6

Раздел V. «Литература»

2

3, 4,

1, 2, 3, 4.

инфраструктурный комплекс
Республики
Карелия;
экологическую ситуацию в
Республике
Карелия;
содержание
изученных
литературных произведений
Карелии;
особенности
культурной жизни Карелии
XX века.
Описывать
реализацию
права на образование на
территории
Карелии,
о
деятельности
учреждений
дополнительного
образования на примере
своего населенного пункта;
способы
защиты
окружающей
среды
в
условиях Карелии.
Приводить
примеры
существования
добрососедских отношений
между
представителями
разных национальностей на
территории
Карелии,
деятельности национальных
общественных организаций;
основных производственных
предприятий республики и
своего населенного пункта;
топонимов
локального
уровня.
Выявлять
существенные

1. Михаил Пришвин. В краю
леса, воды и камня.
2.
Дмитрий
Гусаров.
Партизанский
поход.
Партизанская музыка.

7

Раздел VI. «Культура
искусство»
1.Архитектура.

и

черты, общее и особенное в
проявлении и последствиях
наиболее
важных
исторических и культурных
событий и явлений в России
и Карелии.
Объяснять
преимущества
приграничного
положения
Карелии
для
развития
международных отношений;
взаимосвязь
процессов
развития
транспорта
и
развития экономики, туризма
в республике.
Определять синхронность
событий
и
процессов
региональной и российской
истории;
значение
побратимских связей на
примере
своего
города,
района; свое отношение к
наиболее
значительным
событиям
в истории и
достижениям в культуре
Карелии,
историческим
личностям,
деятелям
культуры.
Проводить исследования по
изучению истории,
культуры, природы Карелии.

5, 6,
7, 8,
9, 10

3

3, 4,
5, 6,
7, 8,

1, 2, 3, 4.

Монументальное искусство и
скульптура.
Живопись
и
графика
2.Театры Карелии. .Музыка
3.Наука. Библиотека. Музеи.

9, 10

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Моя Карелия», 5 класс
В результате освоения раздела выпускник научится:













находить и показывать на карте Карелии границы территории республики, ее районов, городов, места, определенные в маршруте
путешествия.
характеризовать памятники культуры, основные достопримечательности своего города, района, населенного пункта.
моделировать маршруты путешествий по Карелии.
объяснять происхождение карельских названий своего района.
описывать изученные исторические, природные, культурные объекты Карелии
выделять в тексте региональной тематики главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий.
различать источники и способы познания объектов природы, истории, культуры края.
отображать в своих творческих работах особенности природных, исторических и культурных объектов карельского края.
осуществлять расширенный поиск информации по предложенной теме с использованием ресурсов библиотек и Интернет
проводить исследования, наблюдения
по изучению истории, культуры и природы родного края, его особенностей и
достопримечательностей
выполнять практические работы и реализовывать учебные проекты по предложенной региональной тематике.
представлять результаты своей проектной и исследовательской деятельности
В результате освоения раздела выпускник получит возможность научиться:

устанавливать доброжелательных и толерантных отношений с нациями и народами, населяющими Карелию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для созидательного участия в
общественной жизни Карелии, реализации и защиты своих прав.
ориентироваться на местности своего края;
проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий; оценивать их последствия;

проводить самостоятельный поиск географической информации на местности из разных источников: картографических,
статистических, геоинформационных.
применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для активного участия в мероприятиях по охране
окружающей среды в своей местности;
организовывать свой труд и отдых с учетом продолжительности светового дня в Карелии, знаниями ценностей здорового образа
жизни.
определять исторические причины и историческое значение событий прошлого и явлений современной жизни Карелии;
высказывать собственные суждения об историческом наследии народов Карелии;
использовать знания об историческом пути и традициях народов Карелии в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета 6-9 классы
Раздел «Обществознание»
В результате освоения раздела выпускник научится:
характеризовать основы конституционного строя Республики Карелия; систему органов власти и управления, общественные
организации и молодежное движение в республике, роль и место Карелии в общероссийской системе разделения труда и социальной
стратификации; характер и сущность интеграционных процессов происходящих на Северо-западе России и Севере Европы, их влияние на
Карелию;
объяснять причины региональной специфики и характерных особенностей социально-экономической и социально-политической
системы Республики Карелия;
оценивать вклад Карелии в становление новой российской общественной системы;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в общественной
жизни Карелии.
В результате освоения раздела выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться в актуальных событиях и процессах, происходящих в Республике Карелия и северо-западном регионе Российской
Федерации;
устанавливать доброжелательных и толерантных отношений с нациями и народами, населяющими Карелию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для созидательного участия в
общественной жизни Карелии, реализации и защиты своих прав.
Раздел «География»
В результате освоения раздела выпускник научится:

характеризовать местные географические термины; географические явления и процессы в природных комплексах Карелии,
взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;
описывать проявление географической зональности и поясности в Карелии; специфику географического положения и
административно-территориального устройства Республики Карелия как субъекта Российской Федерации; особенности природы, населения,
основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Карелии;
выделять существенные признаки местных географических объектов и явлений;
объяснять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения местных географических объектов и
явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния
на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных
коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей Карелии;
составлять краткую характеристику разных географических
объектов Карелии на основе разнообразных источников
географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение
географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы Карелии;
представлять результаты измерений в разной форме.
В результате освоения раздела выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности своего края;
проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий; оценивать их последствия;
наблюдать за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определять комфортных и дискомфортных параметров
природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и
улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проводить самостоятельный поиск географической информации на местности из разных источников: картографических,
статистических, геоинформационных.
Раздел «Биология»
В результате освоения раздела выпускник научится:
описывать и характеризовать распространенные виды растений, животных и грибов своего региона; представителей животного и
растительного мира, занесенных в Красную книгу Карелии; важнейшие охраняемые природные территории Карелии; факторы, угрожающие

существованию природных экосистем региона; распространенные заболевания Карелии и своей местности, их возбудителей и переносчиков,
способы заражения и меры профилактики данных заболеваний;
определять меры, направленные на сохранение природных экосистем Карелии; способы повышения продуктивности агроэкосистем в
условиях Карелии;
обосновывать (объяснять) роль природоохранных территорий Республики в сохранении биологического разнообразия; зависимость
собственного здоровья от состояния окружающей среды; правила рационального природопользования в Республике;
анализировать и оценивать экологические проблемы своего региона; влияние хозяйственной деятельности человека в Республике на
экосистемы, агроэкосистемы; влияние собственных поступков по отношению к окружающей среде и живым организмам своей местности;
факторы, влияющие на здоровье населения Карелии, уровень заболеваемости населения.
проводить фенологические наблюдения в природе, экологические исследования по оценке состояния окружающей среды своей
местности.
В результате освоения раздела выпускник получит возможность научиться:
применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для активного участия в мероприятиях по охране
окружающей среды в своей местности;
соблюдать меры профилактики заболеваний человека, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами
региона;
оказать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных своей местности;
организовывать свой труд и отдых с учетом продолжительности светового дня в Карелии, знаниями ценностей здорового образа
жизни.
Раздел «История»
В результате освоения раздела выпускник научится:
описывать и характеризовать основные этапы и ключевые события истории Карелии с древности до наших дней; выдающихся
государственных, политических, общественных деятелей, полководцев, оказавших влияние на исторические процессы в крае; важнейшие
достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
определять последовательность и длительность важнейших событий, процессов в истории края, выделять их периоды; определять
синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
показывать на исторической карте границы расселения племен, места расположение археологических памятников, границы
административных территорий, города, районы важнейших промыслов, развития ремесла и промышленности, торговые пути и ярмарки,
места расположения памятников культуры, значительных исторических событий и военных сражений;
давать описание исторических событий и памятников материальной и духовной культуры Карелии на основе текста и
иллюстративного материала, фрагментов исторических источников, краеведческого материала;

выявлять существенные черты, общее и особенное в проявлении и последствиях наиболее важных исторических событий в истории
России и истории Карелии;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям в истории Карелии, историческим личностям, достижениям
культуры.
В результате освоения раздела выпускник получит возможность научиться:
определять исторические причины и историческое значение событий прошлого и явлений современной жизни Карелии;
высказывать собственные суждения об историческом наследии народов Карелии;
использовать знания об историческом пути и традициях народов Карелии в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.
Раздел «Литература»
В результате освоения раздела выпускник научится:
характеризовать содержание изученных фольклорных и литературных произведений Карелии;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям писателей и поэтов Карелии;
сопоставлять тематически близкие произведения русской литературы и литературы Карелии, произведения, раскрывающие сходные
проблемы, а также произведения, близкие по жанру, раскрывать в них национально обусловленные различия;
В результате освоения раздела выпускник получит возможность научиться:
понимать литературных художественных произведений писателей и поэтов Карелии, отражающих этнокультурные традиции;
определять свой круг чтения и выражения оценки литературных произведений писателей и поэтов Карелии.
Раздел «Культура и искусство»
В результате освоения раздела выпускник научится:
описывать и характеризовать традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов Карелии,
произведения музыкального и изобразительного искусства, учреждения и памятники культуры Карелии;
понимать и осознавать значение искусства и творчества деятелей культуры Карелии в личной и культурной самоидентификации
личности;
ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства Карелии;
оценивать вклад культурных достижений Карелии в российскую и мировую культуру.
В результате освоения раздела выпускник получит возможность научиться:
развивать эстетический вкус, художественное мышление, индивидуальные творческие способности, интерес к различным видам
творческой деятельности;
формировать интерес и уважительное отношение к культурному наследию и ценностям народов России, Карелии;

содействовать сохранению памятников культуры, произведений искусства, культурных традиций Карелии и способствовать
приумножению.

их


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».