Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русский язык. (переход на ФОП СОО)» для обучающихся 11 класса

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08.2023 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 29.08. 2023 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №128
от 29.08.2023г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Русский язык. (переход на ФОП СОО)»
для обучающихся 11 класса
Срок реализации 1 год
Составила Т.А.Кужлева,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2023год

Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена с учетом ФОП СОО, предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 2 часа в
неделю (68 часов в год), базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ЕГЭ предыдущих
лет. В соответствии с требованиями времени, положениями, закрепленными в нормативных документах, содержанием образования и
обучения становятся важны не только знания, но и методы, способы деятельности, интеллектуальные ситуации , подходы. Это возможно за
счет дополнительного знакомства школьников с разными, порой противоположными точками зрения на русский язык и ряд
лингвистических положений. Реализовать эти задачи позволяет система работы с текстом, который занимает доминирующее положение в
курсе.
В программе курса учтены требования ФОП СОО, дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте.
Поскольку данный курс носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и
содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства, орфографические и пунктуационные нормы.
Цели элективного курса:
1. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
2. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте
3. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание
поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
4. Помощь ученикам в подготовке к выполнению заданий ЕГЭ;
5. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
6. Совершенствование
и
развитие
умения
строить
письменное
высказывание.
Задачи элективного курса:





Помочь овладеть литературно-критическими жанрами;
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
Способствовать развитию письменной речи;
Подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.

Содержание программы

Тема
Повторение и обобщение изученного в 10 классе.
Культура речи
Синтаксис как раздел лингвистики
Изобразительно-выразительные средства синтаксиса.
Основные нормы управления. Практикум
Осложненное предложение
Сложное предложение
Пунктуация
Стили речи
Язык художественной литературы
Повторение
ИТОГО

Количество часов
2
2
4
3
3
6
4
19
18
5
2
68

Учащиеся должны уметь:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
Анализировать форму исходного текста;
Находить характерные для исходного текста языковые средства;
Создавать связное высказывание;
Излагать последовательно собственные мысли;
Использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
Оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Практические работы:



Анализ предложенного текста
Редактирование текста

Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные
синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика,
перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык,
многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по ЭК
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной
фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и
соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической форм работы с учащимися.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной
познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и
структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
1. Промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
2. Итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % «незачёт»).

Содержание элективного курса
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Повторение и обобщение
изученного в 10 классе.
Практикум

1

0

0

2

Повторение и обобщение
изученного в 10 классе.
Практикум

1

0

0

3

Культура речи в
экологическом аспекте.
Проблемы речевой
культуры в современном
обществе (общее
представление)

1

0

0

4

Культура речи в

1

0

0

Дата изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf
8a4

экологическом аспекте.
Проблемы речевой
культуры в современном
обществе (общее
представление)
5

Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум

1

0

0

6

Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум

1

0

0

7

Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум

1

0

0

8

Синтаксис как раздел
лингвистики. Практикум

1

0

0

9

Изобразительновыразительные средства
синтаксиса. Практикум

1

0

0

10

Изобразительновыразительные средства
синтаксиса. Практикум

1

0

0

11

Изобразительновыразительные средства
синтаксиса. Практикум

1

0

0

12

Основные нормы
управления. Практикум

1

0

0

13

Основные нормы
управления. Практикум

1

0

0

14

Основные нормы
управления. Практикум

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad
c98

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaad
db0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf
d18

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab0
4e8

15

Предложения с
однородными членами,
соединенными двойными
союзами. Практикум

16

Предложения с
однородными членами,
соединенными двойными
союзами. Практикум

17

Предложения с
однородными членами,
соединенными двойными
союзами. Практикум

1

0

0

18

Основные нормы
употребления причастных и
деепричастных оборотов.
Практикум

1

0

0

19

Основные нормы
употребления причастных и
деепричастных оборотов.
Практикум

1

0

0

20

Основные нормы
употребления причастных и
деепричастных оборотов.
Практикум

1

0

0

21

Основные нормы
построения сложных
предложений. Практикум

1

0

0

22

Обобщение и
систематизация по теме
«Синтаксис.
Синтаксические нормы»

1

0

0

23

Обобщение и
систематизация по теме
«Синтаксис.
Синтаксические нормы»

1

0

0

24

Пунктуация как раздел
лингвистики. (повторение,
обобщение)

1

0

0

25

Пунктуация как раздел
лингвистики. (повторение,
обобщение)

1

0

0

26

Пунктуация как раздел
лингвистики. (повторение,
обобщение)

1

0

0

27

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами.
Практикум

1

0

0

28

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами.
Практикум

1

0

0

29

Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами.
Практикум

1

0

0

30

Знаки препинания при
обособлении. Практикум

1

0

0

31

Знаки препинания при
обособлении. Практикум

1

0

0

32

Знаки препинания в
предложениях с вводными

1

0

0

конструкциями. Практикум

33

Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями.Практикум

1

0

0

34

Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями,
междометиями. Практикум

1

0

0

35

Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями,
междометиями. Практикум

1

0

0

36

Знаки препинания в
предложениях с вводными
конструкциями,
обращениями,
междометиями. Практикум

1

0

0

37

Знаки препинания в
сложном предложении с
разными видами связи.
Практикум

1

0

0

38

Знаки препинания в
сложном предложении с
разными видами связи.
Практикум

1

0

0

39

Повторение правил
пунктуационного
оформления предложений

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaaf
3ea

при передаче чужой речи.
Практикум

40

Повторение и обобщение
по темам раздела
"Пунктуация. Основные
правила пунктуации"

1

0

0

41

Повторение и обобщение
по темам раздела
"Пунктуация. Основные
правила пунктуации"

1

0

0

42

Функциональная
стилистика как раздел
лингвистики (повторение,
обобщение)

1

0

0

43

Разговорная речь

1

0

0

44

Разговорная речь.
Практикум

1

0

0

45

Разговорная речь.
Практикум

1

0

0

46

Основные жанры
разговорной речи: устный
рассказ, беседа, спор.
Практикум

1

0

0

47

Основные жанры
разговорной речи: устный
рассказ, беседа, спор.
Практикум

1

0

0

48

Основные подстили

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1
d48

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
02c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
1da

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
5c2

научного стиля
49

Основные подстили
научного стиля. Практикум

1

0

0

50

Основные подстили
научного стиля. Практикум

1

0

0

51

Основные жанры научного
стиля. Практикум

1

0

0

52

Основные жанры научного
стиля. Практикум

1

0

0

53

Основные жанры
официально-делового стиля
(обзор). Практикум

1

0

0

54

Публицистический стиль,
сфера его использования,
назначение

1

0

0

55

Публицистический стиль.
Лексические,
морфологические и
синтаксические
особенности стиля

56

Основные жанры
публицистического стиля:
заметка, статья, репортаж

57

Основные жанры
публицистического стиля:
интервью, очерк

1

0

0

58

Публицистический стиль.
Практикум

1

0

0

59

Публицистический стиль.
Практикум

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
982

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab2
af4

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fbab2
c48

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fbab2
ea0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab3
026

Библиотека ЦОК

60

Публицистический стиль.
Практикум

1

0

0

61

Язык художественной
литературы. Практикум

1

0

0

62

Язык художественной
литературы. Практикум

1

0

0

63

Основные признаки
художественной речи.
Практикум

1

0

0

64

Основные признаки
художественной речи.
Практикум

1

0

0

65

Повторение изученного.
Культура речи

1

0

0

66

Повторение изученного.
Орфография. Пунктуация

67

Повторение изученного.
Текст

68

Повторение изученного.
Функциональная
стилистика

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

https://m.edsoo.ru/fbab3
18e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab1
578

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fbab0
718

Библиотека ЦОК
1

0

0

https://m.edsoo.ru/fbab3
60c

Библиотека ЦОК
1

0

0

68

5

0

https://m.edsoo.ru/fbab3
33c

• Русский язык, 10-11 классы/ Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab333c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab360c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab0718
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab1578
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2af4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab25c2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab21da


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».