Рабочая программа элективного учебного предмета «Решение задач повышенной сложности по информатике» 10-11 класс ООП СОО

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08.2023 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 29.08. 2023 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №128
от 29.08.2023г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа элективного учебного предмета
«Решение задач повышенной сложности по информатике»
10-11 класс
основной общеобразовательной программы
среднего общего образования.

Составитель программы:
Аникина Ольга Геннадиенва,
учитель информатики

г. Костомукша
2023

1. Пояснительная записка
Элективный курс «Решение задач повышенной сложности по информатике» основан на
повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.
Целью предлагаемой программы является обучение приёмам самостоятельной деятельности и
творческому подходу к любой проблеме.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию
логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам.
Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая,
индивидуальная деятельность учащихся.
Участниками этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Общая характеристика учебного предмета:
Данный элективный курс направлен на повышение мотивации учащихся к изучению предмета
и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее
применением. Курс полностью предметно-ориентирован на область информатики и ИКТ.
Цели курса:
 Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса информатики.
 Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение
применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
 Совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
 Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей
школьников по информатике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
 Подготовка к обучению в ВУЗе.
 Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач.
 Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой
ситуации.
 Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
 Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной
работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.
Формы контроля.
1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
2. Тематический контроль: тест.
3. Итоговый контроль: итоговый тест.
2 Место предмета в учебном плане
Элективный курс «Решение задач повышенной сложности по информатике» рассчитан на 34
часа в год, по 1 часу в неделю в течение учебного года.
3. Формы организации учебного процесса
Элективный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим
решением заданий в формате ЕГЭ.
Обучение курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с
тестовыми заданиями в формате ЕГЭ в бумажном и электронном виде, а так же наличием доступа к
сети Интернет у учащихся дома (для работы с Интернет-ресурсами).
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ЕГЭ.
Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория и важные комментарии о том, на что в
первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения,

рассматриваются возможные ошибки, возникающие при решении задач.. В качестве домашнего
задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса, а так же
выполнение тренировочных тестов, результаты выполнения которых доступны учителю через
Интернет.
Применяются технологии обучения: личностно – ориентированные, информационнокоммуникационная и здоровьесберегающие.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации
учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме тестовых и
практических заданий.
Итоговый контроль осуществляется по завершении элективного курса в форме теста,
составленного из задач ЕГЭ по теме «Системы счисления».
Окончательная успешность освоения курса будет определена после сдачи единого
государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения
курса
При изучении курса с ФГОС формируются следующие результаты:
личностные наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств
ИКТ.
метапредметные
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «алгоритм» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того,
что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и
структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора
средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного
результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив
в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько
качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных
для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний;
умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов
информации, навыки создания личного информационного пространства.
предметные

сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального
описания алгоритмов;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания
основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
сформированность представлений о кодировании и декодировании данных и причинах
искажения данных при передаче; систематизация знаний, относящихся к математическим объектам
информатики; умение строить математические объекты информатики;
сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования
компьютерных средств представления и анализа данных.
4 Тематическое планирование
Наименование тем

Всего часов

№
10 класс
1
Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ
2
Информация и ее кодирование
3
Системы счисления
4
Основы логики
5
Компьютерные сети
Всего
11 класс
1
Информация и ее кодирование
2
Основы логики
3
Моделирование
4
Алгоритмизация и программирование
Всего:
Итого за 2 года

34

34
68

5. Содержание курса
Информация и ее кодирование
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение
количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение
ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее
информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного
объема, умение кодировать и декодировать информацию.
Системы счисления
Повторение методов решения задач по теме. Расширение понятия «система счисления».
Арифметические операции в системах счисления.
Компьютерные сети
Решение задач на определение файла (группы файлов) по его маске, определение адреса сети,
маски сети, количества компьютеров в сети, номера компьютера в сети.
Моделирование
Структурирование информации. Системный подход. Графы. Выигрышные стратегии.
Основы логики
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций
(инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по
теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений,
построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на
применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.

Алгоритмизация и программирование
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций.
Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на
алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на
составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева
игры.
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
 повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса информатики и
ИКТ;
 освоить основные приемы решения задач;
 овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
 овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
 познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
 повысить уровень творческого развития, познавательной активности;
 познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Аппаратные средства
Документ камера.
Интерактивная доска.
Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация
современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности:
Проектор, подсоединяемый к компьютеру.
Программные средства
Операционная система.
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Список литературы и интернет-ресурсов
ЕГЭ-2016. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / С.С.
Крылов, Т.Е. Чуркина. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – «ЕГЭ-2013. ФИПИ
– школе»
ЕГЭ-2017: Информатика / ФИПИ авторы-составители: Якушкин А.П., Ушаков Д.М. – М.: Астрель,
2016.
ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания / ФИПИ авторы: Крылов С.С., Ушаков Д.М.
– М.: Экзамен, 2015.
Отличник ЕГЭ. Информатика. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: С.С.
Крылов, Д.М. Ушаков – М.: Интеллект-Центр, 2015.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
занятия
1.
2.

Дата
план

факт

Содержание материала
Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ
Кодирование и декодирование

Количество
часов
1
1

Кодирование и декодирование
Равномерные и неравномерные коды
Равномерные и неравномерные коды
Кодирование текстовой информации
Кодирование текстовой информации
Кодирование графической информации
Кодирование звуковой информации
Решение уравнений с числами в разных системах
счисления
Решение уравнений с числами в разных системах
счисления
Некомпьютерные системы счисления
Использование правил систем счисления для
прикладных задач
Использование правил систем счисления для
прикладных задач
Вычисление значений арифметических выражений
с использованием правил систем счисления
Вычисление значений арифметических выражений
с использованием правил систем счисления
Логика и кодирование
Логика и кодирование
Составление таблиц истинности
Составление таблиц истинности
Составление таблиц истинности
Упрощение логических выражений
Упрощение логических выражений
Упрощение логических выражений
Решение логических уравнений
Решение логических уравнений
Решение логических уравнений
Определение файла по его маске
Определение группы файлов по маске
Определение адреса сети
Определение адреса узла
Определение количества компьютеров в сети
Определение номера компьютера в сети
Решение задач на компьютерные сети

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование 11 класс
№
занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Дата
план

факт

Содержание материала
Кодирование и декодирование
Кодирование и декодирование
Математические основы информации
Математические основы информации
Математические основы информации
Передача текстовой информации
Передача графической информации
Передача звуковой информации
Логика и кодирование
Логика и кодирование

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Решение логических уравнений
Решение логических уравнений
Решение систем логических уравнений
Решение систем логических уравнений
Решение систем логических уравнений
Решение систем логических уравнений
Решение задач по моделированию с помощью
графов
Структурирование информации
Составление выигрышной стратегии
Составление выигрышной стратегии
Разработка алгоритма для исполнителя
Разработка алгоритма для исполнителя
Динамические алгоритмы
Динамические алгоритмы
Рекурсивные алгоритмы
Рекурсивные алгоритмы
Алгоритмы с подпрограммами
Алгоритмы с подпрограммами
Сортировка массива
Сортировка массива
Сортировка массива
Поиск ошибок в алгоритме
Поиск ошибок в алгоритме
Поиск ошибок в алгоритме

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».