Рабочая программа элективного учебного предмета «Трудные вопросы химии» 10 класс ООП СОО

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08.2023 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 29.08. 2023 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №128
от 29.08.2023г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа элективного учебного предмета
«Трудные вопросы химии»
10 класс
основной общеобразовательной программы
среднего общего образования.

Составитель программы:
Лиукконен Н.В.,
учитель химии

г. Костомукша
2023

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы химии» составлена в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, на основе Примерной программы по химии для 10-11
классов, примерных рабочих программ предметной линии учебников О.С. Габриеляна. 1011 классы (базовый и углубленный уровни) (ФГОС); основной общеобразовательной
программы среднего общего образования МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина».
Элективный курс планируется и организуется с учетом индивидуальных
особенностей

и

потребностей

ребенка,

запросов

семьи,

культурных

традиций,

национальных и этнокультурных особенностей региона.
Целью

курса

является

обеспечение

достижения

ребенком

планируемых

результатов освоения образовательной программы за счет расширения информационной,
предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность,
повышения гибкости ее организации.
Задачи курса:
1.

Формирование умения видеть и понимать ценность образования, значимость

химического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной
деятельности.
2. Формирование умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы,
видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой
ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию.
3. Формирование

целостного

представления

о

мире роли химии в создании

современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы
окружающей действительности (природной, социальной, культурной, технической
среды), используя для этого химические знания.
4. Приобретение

опыта

разнообразной

деятельности,

опыта

познания

и

самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и
обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков
сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
На изучение курса в 10 классе отведено 34 часа (1 час в неделю).
Количество учебных недель в году – 34.
Рабочая программа курса содержит обязательные части:
• планируемые результаты деятельности;

• содержание деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности ;
• тематическое планирование.

Общая характеристика элективного курса
Особенности содержания и методического построения курса сформированы на
основе ФГОС СОО.
1. Содержание курса выстроено логично и доступно в соответствии с системнодеятельностным подходом на основе иерархии учебных проблем
2. В 10-ом классе старшеклассники знакомятся с богатым миром органических
веществ на основе реализации идеи взаимосвязи химического строения этих веществ с их
свойствами и применением
3. Содержание курса общей химии в 11-ом классе способствует формированию
единой химической картины мира у выпускников средней школы путём рассмотрения
общих для неорганической и органической химии понятий, законов и теорий.
4. Изучение курса проводится на основе сочетания теории и практики проблемного
обучения и подачи материала в логике научного познания.
5. Теоретические положения курса широко подкреплены демонстрационными
химическими экспериментами, лабораторными опытами и практическими работами.
6. Реализуется интеграция содержания курса с предметами не только естественнонаучного, но и гуманитарного циклов.
7.

Достижению

предметных,

метапредметных

и

личностные

результатов

способствует система заданий в формате рефлексии: проверьте свой знания, примените
свои знания, используйте дополнительную информацию и выразите мнение.
8. Раскрывается роль российских учёных в становлении мировой химической
науки, что способствует воспитанию патриотизма и национальной самоидентификации.
9. Курс реализует связь учебной дисциплины с жизнью, что способствует
усилению мотивации учащихся к изучению непрофильной химии через раскрытие связи
изучаемого материала с будущей образовательной траекторией и профессиональной
деятельности.
10. В курсе представлены современные направления развития химической науки и
технологии.
11. В курсе нашли отражение основные содержательные линии:


«Вещество» — знания о составе, строении, свойствах (физических, химических и
биологических), нахождении в природе и получении важнейших химических веществ;



«Химическая реакция» — знания о процессах, в которых проявляются химические
свойства веществ, условиях их протекания и способах управления ими;



«Применение веществ» — знания взаимосвязи свойств химических веществ,
наиболее

используемых

в

быту,

промышленности,

сельском

хозяйстве,

здравоохранении и на транспорте;


«Язык химии» — система знаний о важнейших понятиях химии и химической
номенклатуре неорганических и органических веществ (ИЮПАК и тривиальной);
владение химической символикой и её отражением на письме, ─химическими знаками
(символами), формулы и уравнения, а также правила перевода информации с родного
языка на язык химии и обратно.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса «Трудные вопросы химии»
Требования

к

результатам

обучения

основных

образовательных

программ

структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты обучения курса «Трудные вопросы химии»:
1)

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, гордости

за свой край, свою Родину;
2)

формирование гражданской позиции как активного ответственного члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
обладающего чувством собственного достоинства;
3)

сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития науки и общественной практики;
4)

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной и ответственной деятельности;
5)

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и

способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7)

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,

взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8)
ценностей;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

9)

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10)

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и

технического творчества, спорта, общественных отношений;
11)

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,

потребности

в

физическом

самосовершенствовании,

занятиях

спортивно-

оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
12)

бережное, ответственное и компетентное отношение физическому и

психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13)

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации

собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных проблем;
14)

сформированность

экологического

мышления,

понимания

влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
Метапредметные результаты обучения курса «Трудные вопросы химии»:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;

самостоятельно

осуществлять,

контролировать

и

корректировать

деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности;
2) выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно
общаться и взаимодействовать процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности,

навыками

разрешения

проблем;

способность

и

готовность

к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыка­ ми получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках ин­ формации,

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением

требований

эргономики,

техники

безопасности,

гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
Предметные результаты обучения курса «Трудные вопросы химии»:
 сформированность представлений о месте органической химии в современной
научной картине мира; понимание роли химии;
 формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения
практических задач;
 владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями;

уверенное

пользование

химической

терминологией

и

символикой;
 владение основными методами научного познания, используемыми в химии:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять
результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность
применять методы познания при решении практических задач;
 сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям;
 владение правилами техники безопасности при использовании химических
веществ;
 сформированность

собственной

позиции

по

отношению

к

химической

информации, получаемой из разных источников;
 для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

основными доступными методами научного познания;

здоровья

овладение

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:


приемы элементарной исследовательской деятельности;



способы работы с естественнонаучной информацией;



коммуникативные умения;



способы самоорганизации учебной деятельности.

Содержание курса
«Трудные вопросы химии»
10 класс
Тема1: Строение и классификация органических соединений
Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация
электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода.
Простая и кратная ковалентные связи. Углеродный скелет органической молекулы.
Понятие о гомологических рядах органических соединений.
Классификация органических соединений. Углеводороды и их функциональные
производные. Понятие о функциональной группе. Гомология. Принципы классификации
органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы
образования названий органических соединений.
Особенности

протекания

реакций

органических

ковалентных связей в органических веществах.

соединений.

Типы

разрыва

Механизмы реакций: свободно

радикальный и ионный. Классификация органических реакций.
Тема 2: Углеводороды
Каучук. Реакция полимеризации. Природный каучук. Синтетический каучук.
Резина.
Циклоалканы: Строение молекул. гомологический ряд, изомерия, номенклатура,
физические

свойства,

распространение

в

природе.

Химические

свойства.

Обусловленность химических свойств соединений особенностями строения молекул.
Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на
примере

толуола

(реакции

бензольного

кольца

и

боковой

промышленного получения и применения бензола и его гомологов.

цепи).

Источники

Ориентирующее

действие заместителей в бензольном кольце.
Решение задач на вывод формулы углеводородов по массовым долям химических
элементов.

Решение задач на вывод формулы вещества по продуктам сгорания и
принадлежности к классу.
Решение задач на расчет массы и объема вещества по уравнениям химических
реакций углеводородов.
Галогенопроизводные алканов. Строение, номенклатура, изомерия. Физические и
химические свойства галогеноалканов. Применение.
Генетическая связь углеводородов.
Тема 3: Кислородсодержащие органические вещества
Решение задач на вывод формулы органического соединения по массовым долям
химических элементов.
Решение задач на вывод формулы органического соединения по продуктам
сгорания и принадлежности к классу.
Решение задач на вывод формулы органического соединения по продуктам
сгорания, если неизвестен класс вещества.
Простые эфиры. Представители: диметиловый, метилэтиленовый, диэтиловый.
Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси,
применение, получение.
Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон -простейший
кетон: физические свойства, получение, применение.
Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные, ароматические;
одно- и многоосновные. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные,
ароматические; одно- и многоосновные. Особые свойства, применение и получение
муравьиной, уксусной, масляной кислот. Краткие сведения о высших жирных кислотах
(пальмитиновая и стеариновая). Мыла - соли высших жирных кислот. Одноосновные
ненасыщенные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая кислоты. Состав,
строение, распространение в природе, способность к реакции гидрогенизации и
окисления. Изомерия. Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых
кислотах: щавелевая, янтарная. Их состав, строение, физико-химические свойства,
применение, распространение в природе. Краткие сведения об ароматических кислотах:
бензойная, ацетилсалициловая кислоты.
Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза -краткая характеристика состава, строения,
распространенности в природе. Лактоза.
Дисахариды. Сахароза: из истории применения. Нахождение в природе.
Биологическое значение. Состав. Физические, химические свойства. Промышленное
получение. Гидролиз. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды.

Полисахариды.

Крахмал.

Строение:

амилоза

Распространение в природе. Применение. Декстрины.

и

амилопектин.

Свойства.

Гликоген: роль в организме

человека. Причины диабета и профилактика его возникновения. Пектин. Целлюлоза природный полимер. Характеристика состава, структуры, свойств, нахождения в природе,
применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы. Их получение, свойства.
Генетическая связь кислородсодержащих органических соединений
Тема 4: Азотсодержащие органические соединения
Амиды кислот. Нитросоединения.
Гетероциклические вещества. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул.
Основные свойства.
Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их
местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул
нуклеиновых кислот: азотистые основания -мономеры нуклеиновых кислот: цитозин,
уроцил, тимин, аденин, гуанин; нуклеотиды -мономеры нуклеиновых кислот. Принцип
комплементарности. Общие представления о структуре ДНК
Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Редупликация ДНК. Матричные,
рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный генетический
код. (История открытия структуры ДНК. Современные представления о роли и функциях
ДНК.)
Генетическая связь азотсодержащих органических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. Определение
степеней окисления в органических соединениях. Мягкое и жесткое окисление.
Качественные реакции на органические вещества.
Решение задача на расчет массы и объема вещества по реагентам с разной
концентрацией.
Решение задач на расчет массы, объема вещества по уравнениям химических
реакций кислород- и азотсодержащих соединений.
Тема 5: Полимеры и биологически-активные вещества
Реакции полимеризации и поликонденсации (механизм). Лекарственные средства.
Понятие о фармацевтической химии и фармакологии. Лекарства: противовоспалительные
(сульфаниламидные препараты, антибиотики), анальгетики ненаркотические (аспирин,
анальгин, парацетамол) и нарко­тические, вяжущие средства, стероидные. Гормоны.
Ферменты, витамины.

Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
Тема
Тема1: Строение и
классификация
органических соединений

Тема 2: Углеводороды

Тема 3:
Кислородсодержащие
органические вещества

Основные виды УУД обучающихся
Оперировать понятиями «валентность», «степень
окисления», «химическое строение», «структурная
формула», «изомер», «гомолог». Характеризовать
особенности строения атома углерода. Составлять
молекулярные и структурные формулы органических
соединений. Классифицировать орг. соединения по
строению углеродной цепи и типу углеродуглеродной связи, производные углеводородов по
типу функциональной группы. Применять правила
систематической международной номенклатуры.
Характеризовать свойства и получение каучука и
резины. Записывать формулы, составлять названия
циклоалканов и изомеров и гомологов бензола,
галогенпроизводных Устанавливать причинноследственную связь между составом, строением и
свойствами циклоалканов, гомологов бензола,
галогенпроизводных. Применять знания для
безопасного использования толуола в практической
деятельности. Проводить расчеты на нахождение
молекулярной формулы углеводорода по продуктам
сгорания, по его относительной плотности и
массовым долям элементов, входящих в его состав.
Использовать алгоритмы при решении задач.
Описывать генетические связи между изученными
классами органических соединений. Проводить
расчеты массы и объема вещества по уравнениям
химических реакций с участием углеводородов.
Наблюдать и описывать химические реакции с
помощью родного языка и языка химии.
Проводить расчеты на нахождение молекулярной
формулы органического соединения, содержащего
кислород и азот по продуктам сгорания (если указан
класс вещества и не указан), по его относительной
плотности и массовым долям элементов, входящих в
его состав. Использовать алгоритмы при решении
задач. Описывать генетические связи между
изученными классами органических соединений.
Проводить расчеты массы и объема вещества по
уравнениям химических реакций. Приводить реакции
характерные для формальдегида, ацетальдегида и
ацетона, а также области применения данных
соединений. Описывать характерные свойства,
особенности строения и применение простых эфиров.
Характеризовать особенности разных групп
карбоновых кислот, описывать их строение,
составлять структурные формулы и применять знания

Тема 4: Азотсодержащие
органические соединения

Тема 5: Полимеры и
биологически-активные
вещества

Итого

номенклатуры данных соединений. Характеризовать
свойства и биологическую роль фруктозы, лактозы,
рибозы, дезоксирибозы, схарозы, крахмала,
целлюлозы. Устанавливать причинно-следственную
связь между составом, строением и свойствами
углеводов. Наблюдать и описывать химические
реакции с помощью родного языка и языка химии.
Устанавливать причинно-следственную связь между
составом, строением и свойствами азотсодержащих
кислот. Получать представление об амидах кислот,
нитросоединениях, гетероциклических соединениях,
нуклеиновых кислотах. Наблюдать и описывать
химические реакции с помощью родного языка и
языка химии. Использовать алгоритмы при решении
задач. Описывать генетические связи между
изученными классами органических соединений.
Проводить расчеты массы и объема вещества по
уравнениям химических реакций с участием
кислород- и азотсодержащих органических
соединений. Проводить расчеты массы и объема
вещества по реагентам разной концентрации.
Характеризовать реакции полимеризации и
поликонденсации как способы синтеза
высокомолекулярных материалов. Приводить
примеры практического использования
высокомолекулярных соединений. Получать
представление о гормонах, ферментах, лекарствах,
витаминах. Соблюдать правила применения данных
соединений в быту.
34 часа

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект включает:
1. Химия 10 класс Габриелян О.С., Остроумов, Пономарев - Учебник (Углубленный
уровень). М: изд-во «Просвещение»;
2. Доронькин В.Н., Бережная А.Г , Февралева В.А: ЕГЭ Химия. 10-11 классы. Задания
высокого уровня сложности. М: изд-во «Легион»;
3. Химия. Задачник с "помощником". 10-11 классы. - Гара Н.Н., Габрусева Н.И. М:
изд-во «Просвещение»;
4. Тесты по химии. 10 класс: к учебнику Габриеляна О.С. "Химия. 10 кл. Базовый
уровень" - Рябов М.А. М: изд-во «Экзамен»;
Цифровые образовательные ресурсы:
- «1С: Школа. Экология. Учебное пособие» (Издательство «1С» и «Дрофа»);

- Библиотека электронных наглядных пособий. Химия. 8-11 класс». (Издательство
«Кирилл и Мефодий»);
- «Химия. Общая и неорганическая. 10-11 класс.» (Издательство «Лаборатория
систем мультимедиа, МарГТУ»);
- «Органическая химия. 10-11 класс.» (Издательство «Лаборатория систем
мультимедиа, МарГТУ»);
- CD «Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и
Мефодия», ООО «Кирилл и Мефодий»;
- «Виртуальная лаборатория. Химия: 8-11 класс» (в 2х частях), лаборатория систем
мультимедиа МарГТУ, г. Йошкар-Ола;
Интернет-ресурсы:
1. Examchemistry.

Готовимся

к

сдаче

ЕГЭ

по

химии

для

средних

школ/

http://examchemistry.com/content/lesson/orgveshestva.html
2. Интерактивный мультимедиа учебник http://orgchem.ru/
3. Органическая

химия.

Электронный

учебник

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/
4. Органическая химия. Электронный учебник / http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm
5. Фоксфорд. Учебник. https://foxford.ru/wiki

Планируемые результаты
По завершению курса обучающийся научится:


раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной

картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и
другими естественными науками;


анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения

основных химических теорий: химического строения органических соединений;


обосновывать практическое использование органических веществ и их

реакций в промышленности и быту


проводить

расчёты

на основе химических формул и

уравнений

реакций;


использовать методы научного познания — анализ, синтез, моделирование

химических процессов и явлений — при решении учебно-исследовательских задач по
изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;



владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и

токсичными веществами, средствами бытовой химии;


критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,

содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научнопопулярных статьях, с точки зрения естественно-научной корректности в целях
выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;


устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и

следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на
основе химических знаний.
По завершению курса обучающийся получит возможность научиться:


формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально

гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их
способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных
химических реакций;


характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и

нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;


прогнозировать

возможность

протекания

окислительно-

восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных
процессов.

Календарно-тематическое планирование элективного курса по химии
10 класс (34 ч в год)
Кален
арные
сроки

№ п/п

Тема
урока

Планируемые образовательные результаты
Предметные

Метапредметные

Тема1: Строение и классификация органических соединений (6 ч)
Электронное
Использовать
Познавательные:
1.
строение
понятия
классифицировать
атома.
"электронное
объекты и явления;
Валентное
облако и орбиталь", выявлять причинносостояние
их формы.
следственные связи;
Описывать
проводить наблюдение,
электронные и
делать выводы;
электронноструктурировать
графические
информацию,
формулы атомов
составлять сложный
углерода в
план текста
нормальном и
Регулятивные:
возбужденном
формулировать цель
состояниях.
урока и ставить задачи,
Ковалентная связь необходимые для ее
и ее разновидности достижения;
(сигма и пи- связь). планировать свою
Образование
деятельность и
молекул H2, Cl2, N2, прогнозировать ее
HCl, H2O, CH4,
результаты; работать
C2H4, C2H2
по плану, сверять свои

Личностные
Понимание
единства
естественнонаучной
картины мира;
формирование
умения
грамотного
обращения с
веществами в
химической
лаборатории и в
быту,
ответственного
отношения к
учебе,
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю,

Основные виды
деятельности
обучающихся

Материальнотехническое
оснащение урока

Характеризовать
нормальное и
возбуждённое
состояния атомов
химических
элементов на
примере атома
углерода.
Отражать эти
состояния с
помощью
электронной и
электроннографической
формул.
Описывать
образование σ- и связей в молекулах
органических
соединений с
одинарными,

Конспект,
индивидуальная
карточка

2.

3.

действия с целью и при
необходимости
Виды
Определять первое корректировать
ошибки
гибридизации. валентное
3
самостоятельно
Форма молекул состояние – (sp Коммуникативные:
гибридизация) на
строить
речевые
примере молекул
высказывания в устной
метана и этана,
и письменной форме;
второе валентное
2
аргументировать свою
состояние (sp точку зрения.
гибридизация) на
примере молекулы
этилена, третье
валентное состояние - spгибридизация - на
примере молекулы
ацетилена.
Характеризовать
геометрию молекул
этих веществ
Классификация Уметь
органических
классифицировать
соединений
органические соединения по
строению
углеродной цепи:
ациклические,
циклические,

самостоятельнос
ти в
приобретении
новых знаний и
умений, навыков
самоконтроля и
самооценки

двойными и
тройными связями
Устанавливать
взаимосвязь между
валентными
состояниями атома
углерода и
геометрией
молекул
органических
соединений

Классифицировать
органические
соединения по
различным
основаниям: по
элементному
составу, по
строению

Конспект,
индивидуальная
карточка

Конспект,
индивидуальная
карточка

разветвленные,
неразветвленные;
по типу атомов в
цепи; по наличию
или отсутствию
кратных связей; по
особенностям
электронного
строения.

4.

Номенклатура
органических
соединений

Применять
номенклатуру
тривиальную
( историческую),
рациональную,
международную
ИЮПАК.

углеродного
скелета, по
наличию
функциональных
групп.
Классифицировать
углеводороды: по
кратности связи и
по наличию цикла.
Определять
принадлежность
органического
соединения к тому
или иному типу или
классу
Сравнивать
рациональную
номенклатуру и
номенклатуру
IUPAC. Называть
органические
соединения
в соответствии с
принципами IUPAC
и, наоборот,
записывать
формулы
органических
соединений по их

Конспект,
индивидуальная
карточка
Учебник стр.23
№2-3, стр. 39 №3-4

5.

Гомологи и
изомеры

Применять понятие
"изомерия",
устанавливать
зависимость
свойств веществ от
химического
строения.
Приводить
примеры изомерии
и ее видов.

Классификацирова
ть
реакции
по
структурным
изменениям
вещества:
присоединения (в
том
числе
полимеризации,
отщепления
(элеменирования),
замещения
и
изомеризации.
Тема 2: Углеводороды (8 ч)
Знакомство
с
7. Каучуки:
строение и
натуральным
6.

названиям.
Объяснять явление
изомерии и
свойства изомеров
на основе их
химического
строения.
Записывать
эмпирическую,
молекулярную и
структурную
формулы
органических
соединений.
Сравнивать
классификацию
реакций
в
органической
и неорганической
химии.
Определять тип и
вид
химической
реакции с участием
органических
веществ.

Типы
химических
реакций в
органической
химии

Познавательные:
строить

умение
осознавать

Конспект,
индивидуальная
карточка
Учебник стр.15
№3-4, стр. 23 №4

Конспект,
индивидуальная
карточка

Характеризовать
Конспект,
каучуки
как индивидуальная

8.

применение

каучуком,
как
продуктомполимер
изации изопрена.
Синтетические
каучуки:
бутадиеновый
каучук
(СБК),
дивиниловый,
изопреновый,
хлоропреновый, бу
тадиенстирольный.
Характеризовать
вулканизацию
каучуков: резины
и эбонит.
Ознакомление
с
коллекцией
«Каучуки
и
резины»

Циклоалканы

Записывать
гомологический
ряд и строение
циклоакланов.
Знать
их
номенклатуру
и
изомерию, способы

классификацию на
основе
дихотомического
деления (на основе
отрицания);
строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Регулятивные:
составлять
(индивидуально или в
группе) план решения
проблемы
(выполнения
проекта);
работая по плану,
сверять свои действия
с целью и, при
необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно.
Коммуникативные:
отстаивая свою точку
зрения, приводить
аргументы,

потребность и
готовность к
самообразовани
ю, в том числе и
в рамках,
самостоятельно
й деятельности
вне школы;
умение
оценивать
поведение с
точки зрения
химической
безопасности
(тексты и
задания) и
жизненные
ситуации с
точки зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.

продукты
полимеризации
сопряжённых
алкадиенов.
Устанавливать
взаимосвязь между
стереорегулярность
ю и эластичностью
каучуков.
Описывать
проблему синтеза
каучуков и роль
С. В. Лебедева в её
решении.
Различать
синтетические
каучуки и исходные
мономеры.
Характеризовать
резину как продукт
вулканизации
каучуков
Характеризовать
гомологический
ряд,
строение,
свойства
и
применение
циклоалканов.
Описывать способы

карточка

Конспект,
индивидуальная
карточка

9.

Гомологи
бензола

получения
циклоалканов,
физические
и
химические
свойства
циклоаканов
(реакции
присоединения и
замещения),
применение.
Объясняют
особенности
толуола,
как
гомолога бензола,
особенности
химических
свойств
алкилбензолов.
Описывают
ориентанты
первого и второго
рода.
Взаимное
влияние атомов в
молекулах
алкилбензолов на
примере реакции
замещения.

подтверждая их
фактами;
в дискуссии уметь
выдвинуть
контраргументы,
перефразировать свою
мысль (владение
механизмом
эквивалентных
замен).

получения
и
применения
циклоалканов
на
основе свойств.
Наблюдать и
описывать
демонстрационный
эксперимент

Описывать
Конспект,
физические
индивидуальная
свойства гомологов карточка
бензола.
Устанавливать
зависимость между
боковой цепью и
нарушением
электронной
плотности
сопряжённого
облака в молекулах
гомологов бензола
под
влиянием
ориентантов
первого и второго
рода.
Характеризовать
взаимное влияние

10. Вывод формул
углеводородов
по массовым
долям
химических
элементов

Решение расчётных
задач на основе
состава
углеводородов
различных классов.

11. Вывод формул
углеводородов
по продуктам
сгорания и
принадлежност
и к классу

Решение расчётных
задач на основе
свойств
углеводородов
различных классов.

Познавательные:
строить
классификацию на
основе
дихотомического
деления (на основе
отрицания);
строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Регулятивные:
составлять
(индивидуально или в
группе) план решения
проблемы

атомов в молекулах
алкилбензолов на
примере
реакции
замещения
и
окисления.
Устанавливать
взаимосвязи между
свойствами
гомологов бензола
и областями их
применения.
Навыки
Решать задачи по
сотрудничества
теме.
со сверстниками, Проводить оценку
взрослыми в
собственных
образовательной достижений
, деятельности.
в усвоении темы.
Выделять и
Корректировать
формулировать
свои знания в
проблему
соответствии
самостоятельно
с планируемым
результатом
Решать задачи по
теме.
Проводить оценку
собственных
достижений
в усвоении темы.
Корректировать

Конспект,
индивидуальная
карточка
Учебник стр.10
№5, стр. 44 №4

Конспект,
индивидуальная
карточка

12. Решение задач

13. Галогенпроизв
одные
углеводородов

(выполнения
проекта);
работая по плану,
сверять свои действия
с целью и, при
необходимости,
Выполнение
тестовых заданий и исправлять ошибки
самостоятельно.
решение.
Коммуникативные:
Выполнение
отстаивая свою точку
упражнений на
зрения, приводить
установление
генетической связи аргументы,
подтверждая их
между классами
фактами;
углеводородов
в дискуссии уметь
(цепочки
выдвинуть
превращений).
контраргументы,
перефразировать свою
Объясняют
мысль (владение
особенности
галогенпроизводны механизмом
х.
Описывают эквивалентных
физические
и замен).
химические
свойства,
применение
важнейших
представителей
класса.

свои знания в
соответствии
с планируемым
результатом
Выполнять тесты и
упражнения,
решать задания по
теме.
Проводить оценку
собственных
достижений
в усвоении темы.
Корректировать
свои знания в
соответствии
с планируемым
результатом
Описывают
свойства
галогенпроизводны
х.
Устанавливать
зависимость между
галогенпроизводны
ми
и
представителями
других классов, а
также областями их
применения.

Конспект,
индивидуальная
карточка
Учебник стр.30
№8, стр. 44 №6

Конспект,
индивидуальная
карточка

14. Генетическая
связь
углеводородов

Сравнение
строения и свойств
предельных,
непредельных и
ароматических
углеводородов.
Взаимосвязь
гомологических
рядов

Тема 3: Кислородсодержащие органические соединения (10 ч)
15. Вывод формул Решение расчётных Коммуникативные:
органического задач на основе учиться критично
соединения по состава
относиться к своему
массовым
органического
мнению, с
долям
соединения
достоинством
химических
различных классов. признавать
элементов
ошибочность своего
16. Вывод формул Решение расчётных мнения (если оно
таково) и
органического задач на основе
корректировать его.
соединения по свойств
Регулятивные: в
продуктам
органического
диалоге с учителем
сгорания
соединения
различных классов. совершенствовать

Формирование
коммуникативн
ых
компетентности
в общении и
сотрудничестве
со сверстниками.
Формирование
интеллектуальн
ых умений:
анализировать
текст учебника,
развивать
наблюдательнос
ть

Составляют план
решения проблемы.
Работают по плану,
сверять свои
действия с целью и,
при
необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно

Конспект,
индивидуальная
карточка

Формирование
стремления к
самообразовани
ю,
самоконтролю и
анализу своих
действий.
Умение
применять
полученные
знания умение
оценивать
экологический

Решать задачи по
теме.
Проводить оценку
собственных
достижений
в усвоении темы.
Корректировать
свои знания в
соответствии
с планируемым
результатом

Конспект,
индивидуальная
карточка

Учебник стр.34
№2, стр. 39 №6,
стр. 47 №2

Конспект,
индивидуальная
карточка

17. Вывод формул
органического
соединения по
продуктам
сгорания, если
неизвестен
класс вещества

Решение расчётных
задач на основе
свойств
органического
соединения
различных
классов..

18. Простые эфиры Знакомятся с
особенностями
простых эфиров.
Простые эфиры в
природе, их
значение.
Применение
простых эфиров на
основе их свойств

19. Формальдегид,
ацетальдегид и
ацетон

Описывают
физические
свойства

самостоятельно
выработанные
критерии оценки;
подбирать к каждой
проблеме (задаче)
адекватную ей
теоретическую
модель
Познавательные:
создавать
схематические
модели с выделением
существенных
характеристик
объекта;
составлять тезисы,
различные виды
планов (простых,
сложных и т.п.).

Познавательные:
строить
классификацию на

риск
взаимоотношен
ий человека и
природы;
умение
формировать
экологическое
мышление:
умение
оценивать свою
деятельность и
поступки других
людей с точки
зрения
сохранения
окружающей
среды - гаранта
жизни и
благополучия
людей на Земле.
Потребность в
справедливом
оценивании
своей работы и
работы
одноклассников
Умение
осознавать
потребность и

Решать задачи по
теме.
Проводить оценку
собственных
достижений
в усвоении темы.
Корректировать
свои знания в
соответствии
с планируемым
результатом
Характеризовать
строение, свойства,
способы получения
и области
применения
простых эфиров.
Соблюдать правила
экологически
грамотного и
безопасного
обращения с
простыми эфирами

Конспект,
индивидуальная
карточка
Учебник стр.76
№4, стр. 98 №6

Конспект,
индивидуальная
карточка

Характеризовать
Конспект,
физические
и индивидуальная
химические
карточка

формальдегида и
ацетальдегида,
ацетона,
применяют правила
составления
названий
в
соответствии
с
международ.
номенклатурой;
Приводят примеры
областей
применения
альдегидов
и
кетонов

20. Непредельные
карбоновые
кислоты

Применяют
понятие
карбоновых
кислотах.

о

основе
дихотомического
деления (на основе
отрицания);
строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей.
Регулятивные:
составлять
(индивидуально или в
группе) план решения
проблемы
(выполнения
проекта);
работая по плану,
сверять свои действия
с целью и, при
необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно.
Коммуникативные:
отстаивая свою точку
зрения, приводить
аргументы,
подтверждая их
фактами;

готовность к
самообразовани
ю, в том числе и
в рамках,
самостоятельно
й деятельности
вне школы;
умение
оценивать
поведение с
точки зрения
химической
безопасности
(тексты и
задания) и
жизненные
ситуации с
точки зрения
безопасного
образа жизни и
сохранения
здоровья.

свойства
представителей
альдегидов
и
кетонов на основе
состава и строения
их молекул.
Проводить лаборат
орные опыты
с соблюдением
правил
техники
безопасности
и
экологически
грамотного
обращения
с оборудованием и
реактивами.
Наблюдать
химические
явления и
фиксировать
результаты
наблюдений.
Формулировать
выводы на их
основе
Классифицировать Конспект,
непредельные
индивидуальная
карбоновые
карточка
кислоты
по

Знают
классификацию
карбоновых
кислот: по природе
углеводородного
радикала, по числу
карбоксильных
групп

в дискуссии уметь
выдвинуть
контраргументы,
перефразировать свою
мысль (владение
механизмом
эквивалентных
замен).

21. Разнообразие
карбоновых
кислот

Применяют
понятие
о
карбоновых
кислотах.
Знают
классификацию
карбоновых
кислот: по природе
углеводородного
радикала, по числу
карбоксильных
групп

22. Моносахариды

Описывают
Познавательные
строение молекулы выдвигают

Формирование
познавательных

различным
основаниям.
Называть
представителей
непредельных
карбоновых кислот,
записывать
их
формулы,
характеризовать
свойства, способы
получения
и
применение.
Классифицировать
карбоновые
кислоты
по
различным
основаниям.
Называть
представителей
основных
групп
карбоновых кислот,
записывать
их
формулы,
характеризовать
свойства, способы
получения
и
применение.
Характеризовать
оптические

Конспект,
индивидуальная
карточка

Конспект,
индивидуальная

и
физические
свойства глюкозы,
а также фруктозы.
Ознакомление с
физическими
свойствами
глюкозы.
Усанавливают
взаимосвязь между
моносахаридом и
его значением

23. Дисахариды и
полисахариды

Описывают
строение молекул
дисахаридов и
полисахаридов.
Знать их
нахождение в
природе,
химические
свойства и
значение.

аргументы,
устанавливая
причинноследственные связи
между изучаемыми
явлениями, извлекают
необходимую
информацию из
прочитанного текста.
Регулятивные
планируют
последовательность
своих действий и
прогнозируют их
результат.
Коммуникативные
умеют формулировать
собственное мнение,
аргументировать свою
точку зрения,
отстаивать её не
враждебным для
других образом;
владеют
монологической и
диалогической
формами речи.

интересов,
направленных на
изучение
законов химии,
интеллектуальн
ых умений
анализировать
информацию и
делать выводы.

изомеры глюкозы
как
следствие
наличия в молекуле
моносахаридов
асимметричного
атома углерода.
Различать гексозы
D-ряда для - и глюкозы. Отражать
строение молекул
моносахаридов
с помощью формул
Хеуорса.
Различать глюкозу
и
фруктозу
по
составу, строению
и
биологической
роли
Характеризовать
строение молекул
дисахаридов
и
записывать
уравнения реакций
гидролиза.
Различать
сахарозы, мальтозы
и
лактозу
по
составу, строению
и
биологической

карточка

Конспект,
индивидуальная
карточка

24. Генетическая
связь
кислородсодер
жащих
органических
соединений

Сравнение
строения и свойств
кислородсодержащ
их органических
соединений.
Взаимосвязь
гомологических
рядов

Тема 4: Азотсодержащие органические соединения (7 ч)

роли.
Описывать
строение
полимерной
цепочки молекулы
целлюлозы,
как
продукта реакции
поликонденсации
-глюкозы.
Характеризовать
химические
свойства
целлюлозы,
её
нахождение
в
природе
и
биологическую
роль.
Сравнивать
крахмал и
целлюлозу
Составляют план
Конспект,
решения проблемы. индивидуальная
Работают по плану, карточка
сверять свои
действия с целью и,
при
необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно

25. Амиды кислот.
Нитросоединен
ия

Получение амидов
кислот.
Сформировать
понятие
о
нитросоединениях

26. Гетероцикличе
ские
соединения

Сформировать
понятие
о
гетероциклических
соединениях
и
нуклеиновых
кислот. Сравнивать
ДНК и РНК и их
роль в передачи
наследственных
признаков
организмов
и
биосинтезе белка.

27. а Генетическая
з связь
о азотсодержащи
т х органических

Сравнение
строения и свойств
азотсодержащих
органических

Коммуникативные:
понимая позицию
другого, различать в
его речи: мнение
(точку зрения),
доказательство
(аргументы), факты и
т.д.
Регулятивные:
работая по
предложенному и
самостоятельно
составленному плану,
использовать наряду с
основными и
дополнительные
средства (справочная
литература, сложные
приборы, компьютер).
Познавательные:
преобразовывать
информацию из
одного вида в другой
(таблицу в текст и
пр.);
вычитывать все
уровни текстовой
информации.

Формирование
стремления к
самообразовани
ю,
самоконтролю и
анализу своих
действий.

Описывать
строение и
структуры молекул
амидов кислот и
нитросоединений,
характеризовать их
роль.
Описывать
строение
и
структуры молекул
гетероциклических
соединений
и
нуклеиновых
кислот. Называть
составные
части
нуклеотидов
и
классифицировать
их.
Сравнивать РНК и
ДНК.
Характеризовать
роль нуклеиновых
кислот в передаче
наследственных
свойств организмов
Составляют план
решения проблемы.
Работают по плану,
сверять свои

Конспект,
индивидуальная
карточка

Конспект,
индивидуальная
карточка

Конспект,
индивидуальная
карточка

соединений

28. ОВР в
органической
химии

29. Качественные
реакции на

соединений.
Взаимосвязь
гомологических
рядов
Сформировать
понятие
об
окислительновосстановительных
реакциях, степень
окисления
в
органических
соединениях. Знать
процессы
окисления
и
восстановления.
важнейшие
окислители
и
восстановители.
Применять метод
электронного
баланса
для
составления
уравнений
окислительновосстановительных
реакций.
Отличать
по
качественным

действия с целью и,
при
необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно
Описывать
Конспект,
окислительноиндивидуальная
восстановительные карточка
реакции. Отличать
их
от
реакций
обмена.
Записывать
уравнения
окислительновосстановительных
реакций с помощью
методов
электронного
баланса

Соблюдать правила Конспект,
техники
индивидуальная

органические
вещества

30. Решение задач
на
концентрацию
веществ

реакциям
и
идентифицировать
органические
соединения

Решение расчётных
задач на основе
различных
концентраций в
растворах
органического
соединения
различных

безопасности при
работе
с
лабораторным
оборудованием,
нагревательными
приборами,
химическими
реактивами.
Экономно
и
экологически
грамотно
обращаться с ними.
Исследовать
свойства
органических
веществ.
Наблюдать
химические
явления и
фиксировать
результаты
Решать задачи по
теме.
Проводить оценку
собственных
достижений
в усвоении темы.
Корректировать
свои знания в

карточка

Конспект,
индивидуальная
карточка

классов..

соответствии
с планируемым
результатом
Решать задачи по Конспект,
теме.
индивидуальная
Проводить оценку карточка
собственных
достижений
в усвоении темы.
Корректировать
свои знания в
соответствии
с планируемым
результатом

Решение
31. Решение
комбинированн комбинированных
ых задач
расчётных задач

Тема 5: Полимеры и биологически-активные вещества (3 ч)
Описывать
Познавательные:
32. Синтез
полимеров
строение
классифицировать
полимеров:
объекты и явления;
мономер, полимер, выявлять причинноэлементарное
следственные связи;
звено,
степень проводить наблюдение,
полимеризации.
делать выводы;
Знать
линейные, структурировать
разветвлённые
и информацию,
сетчатые (сшитые) составлять сложный
полимеры,
план текста
стереорегулярные и Регулятивные:
нестереорегулярны формулировать цель
е полимеры.
урока и ставить задачи,

Понимание
единства
естественнонаучной
картины мира;
формирование
умения
грамотного
обращения с
веществами в
химической
лаборатории и в
быту,
ответственного

Описывать реакции Конспект,
полимеризации
индивидуальная
и использовать пон проект
ятия химии
высокомолекулярн
ых
соединений:
мономер, полимер,
элементарное
звено,
степень
полимеризации,
линейные,
разветвлённые
и
сетчатые (сшитые),
полимеры,

Классифицировать
полимеры
по
отношению
к
нагреванию:
термопластичные
и термореактивные
полимеры.

33. Ферменты.
Гормоны

Знать
свойства
ферментов
и
гормонов,
характеризовать
денатурация,
гидролиз.
Биологические
функции
ферментов
и
белков.

необходимые для ее
достижения;
планировать свою
деятельность и
прогнозировать ее
результаты; работать
по плану, сверять свои
действия с целью и при
необходимости
корректировать
ошибки
самостоятельно
Коммуникативные:
строить речевые
высказывания в устной
и письменной форме;
аргументировать свою
точку зрения.

отношения к
учебе,
готовности и
способности к
саморазвитию и
самообразовани
ю,
самостоятельнос
ти в
приобретении
новых знаний и
умений, навыков
самоконтроля и
самооценки

термопластичные и
термореактивные
полимеры, стереоре
гулярные и
нестереорегулярны
е полимеры.
Классифицировать
полимеры
по
различным
признакам:
по
строению,
способам
получения
и
отношению
к
нагреванию.
Различать полимер
изацию и
поликонденсацию.
Описывать
Конспект,
свойства ферментов индивидуальная
и гормонов.
проект
Знать
отличия
ферментов
от
гормонов.
На основе
межпредметных
связей с биологией
раскрывать
ихбиологическую

34. Витамины.
Лекарства

Классифицировать
витамины
и
лекартсва,
характеризовать их
биологические
функции

роль в живых
организмах
Описывать
Конспект,
свойства витаминов индивидуальная
и лекарств.
проект
На основе
межпредметных
связей с биологией
раскрывать
ихбиологическую
роль в живых
организмах


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».