Положение о библиотеке

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
Принято решением
педагогического совета школы
25.01.2021 г.,
протокол № 5

УТВЕРЖДАЮ
__________________
Директор МБОУ КГО «СОШ №2
им. А.С. Пушкина»
Н.Н. Герасимчук
приказ № 24 от 28.01.2021 г.
Положение о библиотеке

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность библиотеки Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (далее – образовательная
организация).
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.3. Библиотека является структурным подразделением образовательной организации,
созданным в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное
пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются настоящим положением о библиотеке и правилами
пользования библиотекой, утвержденными руководителем образовательной организации.
1.5. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
2. Цели, задачи, функции библиотеки
2.1. Цели библиотеки соответствуют целям образовательной организации и включают в себя
в том числе: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни
в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни.
2.2. Задачами библиотеки образовательной организации являются:









обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации,
знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов образовательной организации;
привлечение обучающихся к систематическому чтению учебной, художественной,
научно-популярной литературы;
содействие развитию познавательных интересов и способностей обучающихся;
обучение основам библиотечно-библиографической грамотности;
содействие педагогическим работникам в подборе научно-методической литературы,
информирование о новых поступлениях в библиотечный фонд;
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

2.3. Библиотека выполняет следующие функции:
2.3.1. Формирует
организации:








фонд

библиотечно-информационных

ресурсов

образовательной

комплектует основной фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами;
участвует в комплектовании специализированного фонда учебниками из числа
входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебными
пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных
образовательных программ;
аккумулирует фонд документов, создаваемых в образовательной организации
(публикаций и работ педагогов образовательной организации, лучших научных работ
и рефератов учащихся и др.);
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю образовательной
организации.

2.3.2. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях;
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности обучающихся;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности;
 содействует педагогическим работникам в организации образовательного процесса и
досуга обучающихся.



2.3.3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:

выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием обучающихся;
 содействует профессиональной компетенции педагогов, повышению квалификации,
проведению аттестации;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций);
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры
обучающихся, является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами.


2.3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией
по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.


3. Организация деятельности библиотеки
3.1. Общее руководство деятельностью
образовательной организации.

библиотеки

осуществляет

руководитель

3.2.
Непосредственное
руководство
библиотекой
осуществляет
библиотекарь, который назначается руководителем образовательной организации.

педагог-

3.3. Педагог-библиотекарь несет ответственность в пределах своей компетенции за
организацию и результаты деятельности библиотеки.
3.4. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю образовательной
организации на утверждение следующие документы:



положение о библиотеке и правила пользование библиотекой;
планово-отчетную документацию.

3.5. В состав библиотеки входит:





абонемент;
читальный зал;
отдел учебников;
медиатека.

3.6. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в соответствии с планами
работы библиотеки и режимом работы образовательной организации.
3.7. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги,
перечень которых определяется уставом образовательной организации.
3.8. Режим работы библиотеки определяется педагогом-библиотекарем с учетом режима
работы образовательной организации. Один раз в месяц предусматривается санитарный
день, в который обслуживание пользователей не производится.

4. Учет поступления и выбытия документов библиотечного фонда
4.1. Прием документов в фонд библиотеки включает следующие операции:
сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт),
включающим список поступивших документов;
 составление первичного учетного документа для поступлений без сопроводительной
документации;
 регистрация поступивших документов в регистрах суммарного, группового и
индивидуального учета (ГОСТ 7.0.93-2015 «Библиотечный фонд. Технология
формирования»).


4.2. При пополнении основного библиотечного фонда необходимо соблюдать требования
Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности». Документы, включенные в перечень экстремистских материалов,
приобретать запрещено, при выявлении их в фонде – изымать из доступа.
4.3. Учет и обработка документов библиотечного фонда.
4.3.1. Учет и обработка документов основного фонда осуществляется индивидуальным
способом. Сведения о поступивших печатных документах вносятся в «Книгу суммарного
учета документов основного фонда».
Поступившим документам присваивают индивидуальный регистрационный номер
(инвентарный номер или иной знак, принятый в качестве регистрационного номера,
системный номер для электронных документов) и шифр хранения.
Регистрационные номера и шифры отмечают в регистрах индивидуального учета документов
– инвентарной книге, картотеке регистрации газет, журналов, учетной базе данных.
Все экземпляры принятых изданий штемпелюются. Штемпель с наименованием
образовательной организации должен быть прямоугольной формы, размером не больше чем
1,58*4 см.
Штемпель ставится на обороте титульного листа (при отсутствии титульного листа — на
первой странице текста под заглавием), на 17-й странице под текстом в левом нижнем углу и
на обороте каждого приложения. На брошюрах и журналах штемпель ставится только на
обложке или на первой странице текста.
Состав основного фонда фиксируется в карточном алфавитном каталоге, в электронной базе
данных библиотеки.
4.3.2. Учет и обработка специализированного фонда. Специализированный
учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда.

фонд

Учет документов специализированного фонда, как многоэкземплярной литературы,
осуществляется групповым способом и отражается в «Книге суммарного учета учебного
фонда» и в картотеке регистрационных карточек.
На каждое наименование документов специализированного фонда заводится отдельная
учетная карточка. Карточки с библиографическим описанием изданий учебников
расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов – по алфавиту фамилий

авторов или заглавий. Для контроля за сохранностью учетных карточек они регистрируются
в «Журнале регистрации учетных карточек учебников».
Техническая обработка документов предусматривает следующие операции:
проставление на каждом документе штемпеля библиотеки в соответствии с пунктом
4.3.1 настоящего положения;
 установление средств защиты от утраты (магнитный датчик, радио-чип, иной вид
маркировки);
 изготовление и прикрепление к документу паспорта учебника. Паспорт учебника
приклеивается на последней странице учебника. Заполняется при выдаче читателю.


Учет специализированного фонда предусматривает отражение его состава в справочнобиблиографическом аппарате библиотеки, в том числе в электронной базе данных.
4.4. Выбытие документов библиотечного фонда.
4.4.1. Причины, по которым документ может быть выведен из состава библиотечного фонда,
включают в том числе ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, утрату.
Исключение документа из библиотечного фонда проводится на основании анализа состава
библиотечного фонда и результатов его проверки.
4.4.2. Под ветхостью документа понимают результат естественного старения или
физического износа документа.
4.4.3. Под дефектностью документа понимают частичную или
эксплуатационных качеств документа в результате внешнего воздействия.

полную

утрату

4.4.4. Под устарелостью по содержанию понимают потерю актуальности тематики,
подтверждаемую отсутствием спроса читателей, невостребованностью в перераспределении
и реализации.
4.4.5. Под утратой документа понимают его отсутствие в фонде библиотеки по причинам
потери, хищения, бедствий стихийного, техногенного (в том числе хакерской атаки и
невосстановимого сбоя электронного оборудования) или социального характера, по
неустановленной причине.
4.4.6. Процесс исключения документов из фонда библиотеки осуществляется в соответствии
с Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденным
приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077.
4.4.7. Выбытие документов библиотечного фонда производится в результате их списания
комиссией, созданной руководителем образовательной организации.
4.4.8. Утилизация списанных документов библиотечного фонда производится в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
5. Проверка документов библиотечного фонда
5.1. Плановая проверка документов библиотечного фонда проводится с периодичностью
один раз в пять лет на основании графика проверки.

5.2. Внеплановая проверка документов библиотечного фонда производится в обязательном
порядке:
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
 при реорганизации или ликвидации образовательной организации.



5.3. По итогам проверки педагог-библиотекарь составляет акт, подписывает и хранит его в
библиотеке в течение срока, установленного номенклатурой дел. Если какие-то документы
отсутствуют по неустановленной причине, то к акту прикладывается их список, в котором
фиксируются сведения о количестве документов библиотечного фонда в наличии и
количестве отсутствующих документов, в том числе по неустановленной причине. В акте
также указывается номер и дата акта предыдущей проверки.
5.4. Во время проверки документов библиотечного фонда работники отслеживают наличие
экстремистских материалов, которые входят в федеральный список, опубликованный
Минюстом России на своем сайте.
Если педагог-библиотекарь найдет экстремистский материал, то должен ограничить к нему
доступ со стороны пользователей.
5.5. При выявлении в процессе проверки фонда отсутствующих документов и
невозможности установления виновных лиц убытки по недостачам списываются в
соответствии с действующим законодательством.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».