РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 28.08. 2023г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 29.08.2023г. Директор школы Хинконен Л.И. «Утверждено» приказ по школе №131 от 29.08.2023г. Директор Герасимчук Н.Н.. школы Герасимчук Н.Н. Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» туристско-краеведческой направленности для учащихся 4-х классов Составители: В.Г. Кочик, учитель начальных классов 4А класса; Т.В. Москалева, учитель начальных классов 4Б класса; Е.Н. Плишко, учитель начальных классов 4К класса. г. Костомукша 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Специфика общеразвивающей внеурочной программы «Край, в котором я живу» носит интегрированный характер, выраженный в соединении знаний о природе, истории, культуре родного края и дающий возможность через организацию познавательной и исследовательской деятельности младших школьников получить целостное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Карелии и их взаимосвязи. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа составлена на основе авторской программы зав. лабораторией национальнорегионального компонента ГОУ «ИПКРО» Григорьевской Н.Ю., Парамоновой О.М., методиста отдела дошкольного и начального образования ГОУ «ИПКРО» Хазовой Л В по учебнику Шитиковой Л.И., Кутькова Н.П. «Карелия. Край, в котором я живу». Цель: развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся уважительно и бережно к богатству природы Карелии, её жителям, традициям, обычаям, истории и культуре края. Задачи: - воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю, выражающееся в проявлении интереса к природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в его делах и событиях; - воздействовать на формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий, способствовать формированию чувств гордости и ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия края; - способствовать формированию экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и социальной среде; - развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать объекты окружающего мира, выделять особенности объектов родного края, создать условия для практической ориентации обучающихся в окружающем их микромире. Общая характеристика В основе построения внеурочной развивающей программы «Край, в котором я живу» лежит принцип, который даёт возможность интегрировать содержание основных разделов программы с учебными предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология» и обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младших школьников знаний о жителях, природе, истории, культуре Карелии и формирования их нравственных качеств. Актуализация знаний обучающихся, обращение их к пережитому опыту, формирование внимательного отношения к ближайшему окружению соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания - принципу природосообразности. Для успешной реализации основных целей программы следует значительную часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения краеведческих и художественных музеев, исследовательской и проектной деятельности. Необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные путешествия по краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы Карелии, на выставки народного творчества, уроки-исследования, встречи с интересными людьми. Такие формы работы позволят обеспечить накопление чувственного, эмоционального опыта ребёнка. Общение с природой, знакомство с позитивным социальным опытом при активизации эмоционально-чувственной сферы является базой для активизации знаний о природе, обществе и культуре родного края, воспитания патриотических чувств, способствует становлению и развитию гражданской позиции младших школьников. Практикоориентированная направленность учебного предмета предполагает активизацию познавательной деятельности через организацию исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Особое внимание следует уделить знакомству с различными способами исследования (наблюдение, изучение литературных исторических источников, использование Интернет-ресурсов). Рабочая общеразвивающая программа духовно-нравственной направленности «Край, в котором я живу» изучается в 4-х классах в рамках учебного времени части формируемой участниками образовательного процесса. На изучение отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год. По своему статусу внеурочная общеразвивающая программа «Край, в котором я живу» является пропедевтическим по отношению к учебным предметам регионального содержания, изучаемым в основной школе. Содержание для начальной школы конструируется с учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов обучающихся. Содержание программы «Край, в котором я живу» (начальное общее образование) и «Моя Карелия» (основное общее образование) структурируется на основе концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном образовании основы, в дальнейшем сформировать завершенную систему представлений о родном крае на каждом этапе обучения, обеспечить преемственность в изучении курсов. В программе указано распределение часов по разделам. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий, определяется в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Используемые технологии, методы и формы работы Формы: общеклассные, групповые, парные, индивидуальные. Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные методы, репродуктивные методы, практические методы, наглядные методы, метод самостоятельной работы, игровые методы, методы контроля и самоконтроля, проективная методика, проблемное изложение ситуации, с использованием интерактивных средств. Методы и приемы деятельности: наблюдение; проведение опытов, измерений; упражнения, эксперимент, мониторинг окружающей среды, исследование, поиск, сравнение, обобщение, анализ, формирование приемов работы с картами, картосхемами, учебным рисунком. Технологии: развивающее обучение, компьютерные технологии, проектная деятельность, технология уровневой дифференциации, технология опорных сигнальных листов, здоровьесберегающие технологии, технология интегрированного обучения. Ценностные ориентиры содержания программы «Край, в котором я живу»: внеурочной общеразвивающей нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа; активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем его мире. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества; ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества. Планируемые результаты изучения В ходе реализации программы предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты освоения программы «Край, в котором я живу» отражают: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; - осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Карелию; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; - умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения программы «Край, в котором я живу» являются: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - аргументация своей точки зрения и оценка событий. Предметные результаты освоения программы «Край, в котором я живу» отражают: раздел «Природа Карелии»: - формирование представлений об особенностях природы Карелии (полезных ископаемых, водоемов, природных сообществ), ее экологических проблемах, особенностях хозяйственной деятельности человека в Карелии; - формирование уважительного отношения к природе родного края, ее богатствам; - развитие навыков распознавания природных объектов, важнейших полезных ископаемых края и основных сельскохозяйственных растений и животных Карелии; раздел «Общество»: - овладение первоначальными представлениями об истории своего родного города, населенного пункта, Карелии и понимание роли (изученных) событий в истории России, в мировой истории; - формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям своей семьи, своего родного края, её современной жизни; - воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники культуры, основные достопримечательности родного края; - формирование умений характеризовать особенности родного края (столицы, своего района, населенного пункта), его достопримечательностей, отличать государственную символику Карелии, находить на карте Республику Карелия, основные города Карелии (родной город, столицу); - овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и умения описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни. раздел «Культура Карелии»: - овладение первоначальными представлениями о фольклоре малых жанров Карелии, народных музыкальных традициях родного края, о народном музыкальном инструменте – кантеле, о произведениях известных детских карельских писателей и поэтов, художников, о основных центрах культуры республики: музеях, театрах, библиотеках ; - формирование уважительного отношения к культуре Карелии, ее традициям, памятникам архитектуры и произведениям искусства. Содержание программы 4 класс (34 часов) Введение Общество Наша Республика на карте Родины. День Республики Карелия. Традиционные и современные праздники Карелии. Петрозаводск – столица Республики Карелия: герб города, расположение на карте. Достопримечательности. Города – побратимы Петрозаводска. Города современной Карелии: названия, расположение на карте, крупные предприятия, историко-культурные достопримечательности ( по выбору учителя). Из истории края: Крепость Корела. Петр Первый в Карелии. Карелия в 18 веке. Дружина Олонецких стрелков. Г.Р.Державин – первый олонецкий губернатор. Знаменитые поморы. Культура Карелии Устное народное творчество: пословицы и поговорки, загадки: их значение и место в народной жизни. Детские писатели и поэты Карелии (по выбору ): И. Востряков, А. Валентик, В. Линькова, Ю.Никонова, Е.Харламова, Л.Шапиро,Т. Шапиро и др. Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры: В. Попов, В. Поленов, Т. Юфа, Н.Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов, Л.Давидян, Л.Ланкинен(2-3 по выбору). Учреждения образования и культуры: музеи, театры, библиотеки, выставочные залы. Экскурсии в краеведческие музеи, театры, учреждения науки и культуры. Природа Карелии Своеобразные черты поверхности Карелии. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Охрана природы в Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов растений и животных, внесенных в Красную книгу Карелии. Правила безопасного поведения в лесу и возле водоема. Практические работы: знакомство с картой Карелии; знакомство с многообразием культурных растений и домашних животных Карелии. Экскурсии: в природу, краеведческий музей Творческие работы: Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним природу нашего края» Тематическое планирование 4 класс № Название (раздела, темы) 1 Введение. Кол-во часов Всего 3 Карелия. Карелия – наш общий дом. Пр.р. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом программы воспитания https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя. https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai 2 История про нашу историю 8 https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai 3 На экскурсию в музей 7 https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai 4 Что написано пером… 5 https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai 5 Искусство нашего края 6 https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися). Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов. Анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе. Побуждать 6 Мир вокруг нас 5 https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat egory/kraivkotoromjaz hivu https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor -krai Общее количество часов по программе обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Организовывать экскурсии, походы, экспедиции и т.п. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 34 Предметные результаты: учащиеся должны знать/понимать - название родного края и его столицы, своего района и населенного пункта; - слова и мелодию Гимна Карелии; - особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; - особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края; - природные богатства края и их использование человеком; - государственную символику Карелии; - наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Карелии; - основные достопримечательности края, своего района; - охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии; - особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Карелию, памятники архитектуры родного города, села; - фамилии и имена выдающихся деятелей Карелии; - экологическая ситуация в Карелии; учащиеся должны уметь: - определять местоположение Карелии на карте России, находить и показывать родной город (населенный пункт), столицу Республики Карелия; - распознавать природные объекты; - устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ; - распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии; - отображать в творческих работах особенности родного края; - описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города, Петрозаводска и Карелии. - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) и детских писателей Карелии; - узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии народных промыслов России. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о Карелии; -самостоятельного выбора и чтения книг детских писателей и поэтов Карелии; - участия в детских творческих коллективах и самостоятельной творческой деятельности. Учебно - методическое обеспечение Работа по реализации данной программы обеспечивается УМК: Агаркова, Т. И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 4-го класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Т. И. Агаркова, Н. П. Кутьков, О. М. Парамонова. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы. - 143 с. Парамонова, О.М. Карелия. Край, в котором я живу: рабочая тетрадь, 4 класс/ Парамонова О.М, Сухвалова О.В./ – Петрозаводск : Фонд творческой инициативы. Список дополнительной литературы 1. Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения. – Петрозаводск : Карелия, 1988. 2. Востряков, И. Д. Приключения неопытных туристов. – Петрозаводск : ООО «Издательство «Острова», 2008. 3. Где цветок, там медок. Сост., статья С.М. Лойтер. – Петрозаводск : КГПИ, 1993. 4. Дивный остров Кижи: [науч.-попул. изд. для юношества]\ [сост.: Д.Н. Москин др.; текст: В.А. Гущина, Б.А. Гущин; авт. проекта кн.: Д.Н. Москин, Ю.В. Шлейкин]. – Петрозаводск : ПетроПресс, 2005. 5. Земля – наш дом: школьникам о геологии Карелии/ Гарри Лак.- Петрозаводск : Версо, 2005. 6. Калевала. Карело-финский эпос. Пересказала для детей Любарская «Карелия». – Петрозаводск. 7. Карельские пословицы, поговорки. Петрозаводск, 1969. (на карел. и рус. яз.) 8. Керт Г.М., Мамонтова Н.Н. Загадки карельской топонимики. Петрозаводск. – 1982. 9. Кутьков, Н.П.Путешествие Тимы по родной Карелии: наш озерный край. – Петрозаводск : BAREA, 2011. 10. Красная книга Карелии: редкие и нуждающиеся в охране растения и животные. – Петрозаводск, 1995. 11. Лак, Г.Ц. «Земля – наш дом»: школьникам о геологии Карелии Петрозаводск : Версо, 2005. 12. Линевский, А.М. « Листы каменной книги» Петрозаводск 13. Лойтер, С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008г.; 14. «Книга юного лесовода», Андреев К.Г. - Петрозаводск, 2006 год, издательство КНЦ РАН, 15. Пашков, А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994 16. Песенный открою короб. Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ республики Карелия. - Петрозаводск: Карелия, 1993. 17. Плешаков А.А., Кондратьева И.А. Природа Карелии: знай, люби, береги. Петрозаводск, 1992 18. Полякова, С.К. Рассказы о картинах: (из коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия). - Петрозаводск: Verso, 2013 19. Республика Карелия. Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования. Под общей редакцией Е.Г. Немковича, А.С.Кармазина.- Петрозаводск: Карелия, 1999. 20. Русский детский фольклор Карелии. - 1991. 21. Шитикова, Л.И. Край, в котором ты живешь: Рассказы по истории Карелии для младших школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008. 22. Я вам утро подарю: антология русской детской литературы Карелии/ сост. С.М. Лойтер, М.В. Тарасов. – Петрозаводск: Verso, 2009. 23. Яшкова, Т.Б. Традиционная народная кукла. Сборник программно-методических материалов по реализации регионального (национально-регионального) компонента на уроках технологии в образовательных учреждениях Республики Карелия. Выпуск 10.- Петрозаводск:Verso, 2008. Интернет-ресурсы Интернет-ресурсы: https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu - этнокультурное образование в Республике Карелия https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai - цифровые образовательные ресурсы Класс: 4 класс № п/п 1 2 Тема урока Введение День рождения республики Как рождаются и растут города. Количество часов Практич Всего еские работы 1 1 0 0 Города братья 3 4 1 Карелы из города Корела 1 0 0 Дата изучен ия Электронные цифровые образовательные ресурсы https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu 5 6 Дождливый день в деревне Вожмосалми Часы для петрозаводски х мастеровых 1 1 0 0 Волшебная вепсская нить 7 8 9 10 1 Экскурсия в Вепсскую волость Виртуальная экскурсия Экскурсия в Вепсскую волость Виртуальная экскурсия Карелия глазами первого губернатора 1 1 1 0 0 0 0 Поморские капитаны 11 12 13 1 Ёлочные игрушки в музее Ёлочные игрушки в 1 1 0 0 0 https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro 14 15 16 музее mjazhivu Ёлочные игрушки в музее https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu «Сокровища бывшей гимназии» Как собирают музейные коллекции 1 1 1 0 0 0 Мастерская детства 17 18 1 Путешествие в музей. Экскурсия 1 0 0 Так говорят в народе 19 1 0 Карелия в поэзии 20 1 0 Карелия в поэзии 21 1 0 https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai 22 Друзья с книжной полки 1 0 Любимые книги 23 24 25 26 27 1 Карелия в живописи и графики Карелия в живописи и графики Театральное искусство Карелии Театральное искусство Карелии 1 1 1 1 0 0 0 0 0 Дом, где живут куклы 28 1 0 Волшебные звуки музыки 29 30 1 Человек природе – друг 1 0 0 https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu 31 32 33 Мы в ответе за тех, кто рядом с нами Дружно живем, играем и поем. Дружно живем, играем и поем. 1 1 1 0 0 0 Будь здоров! 34 1 0 https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu 1https://www.edur1k.ru/metodkabinet/sor-krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu ht1tps://www.edurk.ru/metodkabinet/sor-krai https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoro mjazhivu https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sorkrai ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0