Моя художественная практика

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

Хинконен Л.И.

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Моя художественная практика»
художественной направленности
для учащихся 1-4 классов
Срок реализации – 4 года
Возраст детей: 7-11 лет

Составитель программы:
Сагайдак Елена Геннадьевна
Учитель начальных классов

г. Костомукша
2023г.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика» разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом рабочей
программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
Цель программы - создание условий для проявления творческих способностей
обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных
видах художественно-творческой деятельности. Задачи программы:
- развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного
искусства и детского творчества;
- формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека и природы;
- знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически
доступным разнообразием художественных материалов;
- овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах
визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи
и скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна;
- приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе
работы различными художественными материалами.
Задачи программы:
- развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного
искусства и детского творчества;
- формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной
культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека и природы;
- знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически
доступным разнообразием художественных материалов;
- овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах
визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи
и скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна; - приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе
работы различными художественными материалами.
Сроки освоения программы: 4 года, по 1 часу в неделю в каждом классе.
1 класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.
Программа внеурочной деятельности построена на модульном принципе
представления содержания по годам обучения.
Программа включает в себя относительно самостоятельные части образовательной
программы - модули, позволяющие увеличить её гибкость и вариативность, организовать
образовательный процесс, подстраиваясь под интересы и способности обучающихся.

Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный
подход к очерёдности изучения модулей и принципам компоновки учебных тем в каждом
классе. Предполагается также возможность реализации одного или нескольких модулей
по выбору участников образовательного процесса, при этом увеличивается количество
часов, отведённых на логически встраивается в содержание других модулей, что является
необходимым условием достижения цели данной программы.
В соответствии с содержанием данной программы основным видом деятельности
является художественно-творческая практика, которая реализуется в системе освоения
тематических модулей и направлена на достижение определённой цели, а именно —
развитие творческой личности обучающегося через освоение им опыта работы в разных
видах изобразительного искусства, разнообразными техниками, материалами,
инструментами и средствами изображения. Таким образом обучающийся должен овладеть
практическими навыками работы в каждом тематическом модуле: «Живопись»,
«Скульптура»,
«Декоративно-прикладное
искусство».
Содержание
программы
внеурочной деятельности по изобразительному искусству тесно связано с основным
образованием и является его логическим продолжением, неотъемлемой частью системы
обучения, созданной в образовательной организации. В ходе реализации программы
внеурочной деятельности применяется сетевая, электронная форма обучения,
используются дистанционные образовательные технологии. В содержании программы
есть задания, которые даны на основе компьютерных средств изображения, и задания на
восприятие произведений изобразительного искусства. Для этого используются
возможности как самого образовательного учреждения (компьютерный класс, актовый
зал, библиотека), так и учреждения дополнительного образования и культуры.
Формы внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с данной
программой следующие:
- художественно-творческая практика;
- творческие занятия;
- творческий проект;
- выставка-конкурс;
- квест;
- пленэр
- мастер-класс;
- экскурсии;
- виртуальные путешествия.
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством
является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в
парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное
количество времени отводится для художественно-творческой практики как формы
освоения основ изобразительной грамоты.
Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными
предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология», «Информатика».
Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих
формах:
- выставки: внутри параллели, класса, общешкольные (в медийном или реальном
формате), районные, городские и т.д.;
- выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);
- защиты проектов.

Творчество, художественно-творческая деятельность - важнейшие средства
решения проблем воспитания современных школьников. В изобразительном искусстве
сконцентрировано духовное богатство человечества, творческий опыт личности, поэтому
искусство способствует формированию понимания таких ценностей, как Родина, человек
и природа, семья и дружба, культура и красота. Изобразительное искусство, своеобразие
его языка, содержание, социальная функция и способ отражения действительности - это
возможность воспитательного воздействия на обучающегося, условие для проявления им
творческих способностей, развития его личности.
практическую работу.
Взаимосвязанное содержание тематических модулей позволяет объединять,
исключать, перекомпоновывать их наполнение в зависимости от объёма и видов
практической деятельности, поэтому содержание одного или нескольких модулей
Содержание курса внеурочной деятельности
«Моя художественная практика»
Содержание программы внеурочной деятельности распределено и структурно
представлено семью модулями (тематическими линиями) для каждого класса (по годам
обучения).
1 класс (первый год обучения)
Модуль «Живопись» Вводное занятие. Живописные материалы, их свойства и
особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Живописная практика Содержание.
Изображение цветов гуашью (приёмы работы, мазки). Букет. Проект к празднику. Пейзаж
в живописи. Натюрморт в живописи. Сказочные образы (люди, животные). Приёмы
работы в нетрадиционной технике. Композиция. Цвет и настроение. Техника монотипии.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: отработка техники работы гуашью, акварелью (красочное пятно, мазки,
смешение цвета и др.); живописное изображение по представлению и восприятию разных
по цвету и формам цветков, овощей и фруктов (мятая бумага); передача с помощью
контрастных цветов настроения в пейзаже и в изобразительном сюжете; освоение техники
монотипии; «оттиск бумажным комочком»; коллаж.
Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа;
художественный проект; выставка творческих работ в медийном пространстве (на сайте
школы, в творческом блоге, группе в соцсети) или в реальном формате.
Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий.
Материалы, инструменты. Приёмы лепки, смешение цветов.
Практика по лепке. Содержание. Пластилиновая композиция. Лепка зверушек,
овощей и фруктов из цельной формы по фотоматериалам. Скульптурная композиция на
тему человека и животного. Лепка сказочной игрушки и игрушки, характерной для одного
из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская,
каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: лепка фигурки животного; создание пластилиновой композиции «Овощи и
фрукты»; работа над скульптурной композицией «Человек и животное»; освоение работы
в материале (лепка из снега); фотографирование.
Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс;
коллективная работа; работа в творческих группах; полевая творческая практика: работа в
материале; игра «В мастерской лепки»; выставка творческих работ на сайте школы, в
творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты,
техники исполнения. Техника безопасности.
Декоративно-прикладная практика Содержание. Узоры и орнаменты,
создаваемые людьми: превращение листьев в элемент узора; орнамент и форма посуды.
Узор на крыльях бабочки. Декоративное рисование. Игрушки из нехудожественных
материалов. Проект ювелирных украшений. Дизайн предмета: изготовление нарядной
упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами - создание игрушки для
новогодней ёлки. Создание воздушных подвесок для оформления интерьера. Замкнутый
орнамент печенья «тетёрочки».
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: работа над переводом реальных объектов природы в декоративные (листья в
элемент узора, шишки в ёлочные игрушки); создание декоративной композиции в технике
аппликации; выполнение росписи по мотивам хохломской, городецкой росписи;
декоративное рисование; работа над проектом ювелирных украшений (монотипия или
Paint); освоение техники оригами и приёмов работы над дизайном упаковки;
фотографирование.
Форма организации. Мастер-класс; игра «Ювелиры»; коллективная работа и
работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом
блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
2 класс (второй год обучения)
Модуль «Живопись»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их
свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Основы цветоведения.
Живописная практика. Содержание. Изображение неба: разный характер мазков
и движений кистью. Композиция пейзажа. Изображение пейзажа в разных контрастных
состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях. Техника по-сырому.
Сюжетные композиции по фотозарисовкам. Букет цветов «Такие разные цветы» по
материалам фотографий, сделанных на пленэре. Рисование с натуры.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество:
- освоение техники пастозного письма гуашью и основ цветоведения;
- работа над пейзажем по композиционным схемам;
- изображение контрастных состояний природы;
- выполнение сюжетных композиций с изображением людей;
- рисование с натуры.
Форма организации. Художественно-творческая практика, мастер-класс,
индивидуальная, групповая и коллективная работа, фотографирование на пленэре,
фотозарисовка, выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в
соцсети или в реальном формате.
Модуль «Скульптура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок. Материалы,
инструменты. Приёмы лепки. Техника безопасности.

Практика по лепке Содержание. Композиции из двух-трёх фигур животных в
движении по материалам фотозарисовок на тему «Весёлые игры животных»; лепка
фигурок по наброску. Рельефная композиция с изображением героев сказок. Лепка
сюжетной композиции. Создание пластического образа из подручного нехудожественного
материала.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество:
работа над многофигурной скульптурной композицией; лепка рельефа с изображением
героев сказок; выполнение сюжетной композиции «На арене цирка»; создание образа из
нехудожественного материала.
Форма организации. Художественно-творческая практика; индивидуальная
работа; работа в творческой группе; фотозарисовка «Весёлые игры животных»; мастеркласс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети
или в реальном формате.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты,
техники исполнения. Техника безопасности. Декоративно-прикладная практика
Содержание. Декоративное панно по мотивам различных народных промыслов.
Декоративная композиция. Маски для маскарада. Поделки из подручных
нехудожественных материалов. Декоративное изображение животных в игрушках народных промыслов. Декор одежды человека. Композиция-импровизация по мотивам
палехской росписи; коллаж-аппликация из изображений людей в исторических костюмах.
Компьютерный проект украшений (связь с модулем «Азбука цифровой графики»).
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: роспись и украшение орнаментом посуды по мотивам разных промыслов;
работа над декоративной композицией маски, новогодней ёлки, декоративной
композицией в полосе по мотивам «тарарушек» Полховского Майдана; освоение техники
коллажа, обрывной аппликации; создание композиции-импровизации на тему
исторических и народных костюмов.
Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект;
сюжетная игра-конкурс «Накроем стол для чая»; мастер-класс; индивидуальная и
коллективная работа, работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте
школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
3 класс (третий год обучения)
Модуль «Живопись»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их
свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью (заливка, вливание цвета в
цвет, наложение цвета на цвет). Техники гризайля, акварели по восковому рисунку.
Основы цветоведения.
Живописная практика Содержание. Сюжетные композиции «В цирке», «Мечты
о лете» и сюжет по выбору (по памяти и представлению); использование гуаши или
акварели. Гуашь по цветной бумаге, совмещение с техникой граттажа. Натюрморт из
простых предметов с натуры или по представлению. Изображение лица человека.
«Натюрморт-портрет» из природных форм и предметов. Смешанная техника: восковые
мелки и акварель. Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор
для изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта
(лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в изображении.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: освоение техники гризайль; работа над изображением цветов в разных
техниках; работа на пленэре; создание композиции портрета из овощей, фруктов и ягод,
цветовое решение; выполнение сюжетных композиций разной тематики в разных формах
по материалам фотографий, выполненных на пленэре, и просмотра видеозарисовок.
Форма организации.
Художественно-творческая практика; мастер-класс, пленэр; фотографирование
на пленэре; создание видеозарисовок; коллективная работа и работа в творческих группах;
вернисаж; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в
соцсети или в реальном формате.
Модуль «Скульптура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок. Материалы
(художественные и нехудожественные), инструменты. Приёмы лепки. Техника
безопасности.
Практика по лепке Содержание. Мелкая пластика: фигурки кота или рыбки по
мотивам гжельской майолики. Игрушки из подручного нехудожественного материала,
приёмы создания образа. Персонажи на основе сюжета известной басни. Парковая
(городская) скульптура. Выражение пластики движения в скульптуре.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: разработка серии статуэток по мотивам гжельской майолики; создание куклымарионетки из нехудожественного материала; выполнение коллективной скульптурной
композиции героев басен; работа над творческим проектом уличной скульптуры по
фотоматериалам.
Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; игра в
куклу-марионетку; творческий проект; занятие в библиотеке школы или в районной
библиотеке; виртуальная или реальная экскурсия в парк «Музеон» г. Москвы;
коллективная работа и работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте
школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты,
техники исполнения. Аквагрим. Техника безопасности.
Декоративно-прикладная практика Содержание. Роспись пластилиновой
фигурки по мотивам росписи гжельской майолики (связь с модулем «Скульптура»).
Декоративная цветочная композиция. Маски сказочных героев. Орнаменты для росписи
ткани. Декоративная композиция по мотивам народных текстильных лоскутных
композиций. Проект сувениров из нехудожественных материалов.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: выполнение декоративной композиции по мотивам народных текстильных
лоскутных композиций (разработка эскиза с помощью компьютерной графики, связь с
модулем «Азбука цифровой графики»); украшение росписью, орнаментом изделий из
пластилина (глины) по мотивам гжельской майолики; работа над цветочной композициейимпровизацией по мотивам традиционной росписи (жостовские или павловопосадские
цветы); разработка эскиза маски и выполнение маски в технике аппликации, коллажа или
аквагрима; создание проекта сувенира.
Форма организации. Художественно-творческая практика; занятие в
компьютерном классе школы; мастер-класс; коллективная работа и работа в творческих

группах; игра «Герои в масках аквагрима»; выставка творческих работ на сайте школы, в
творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.

4 класс (четвёртый год обучения)
Модуль «Живопись»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их
свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Основы цветоведения.
Живописная практика Содержание. Абстрактная композиция. Создание
пейзажных композиций. Портретные изображения человека по представлению и
наблюдению с разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет
матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет
персонажа по представлению (из выбранной культурной эпохи). Тематические
многофигурные
композиции:
коллективно
созданные
панно-аппликации
из
индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей на темы праздников народов мира
или в качестве иллюстраций к сказкам и легендам.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: работа над абстрактной композицией (цветовое пятно, контраст, нюанс);
изображение архитектурной постройки в окружающей среде (пленэр), завершение работы
в цвете по материалам фотографий, выполненных на пленэре; освоение приёмов работы
над портретом с разным содержанием.
Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа и
работа в творческих группах; мастеркласс; пленэр; фотографирование на пленэре;
выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в
реальном формате.
Модуль «Скульптура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок. Материалы,
инструменты. Приёмы лепки. Техника безопасности.
Практика по лепке Содержание. Лепка животного, живущего в дикой природе, по
фотографиям. Рельефная композиция - проект памятной доски народному герою или
воинам-защитникам. Скульптурная батальная композиция. Жанровые сценки.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: поэтапная отработка изображения движения животного, человека в пластике
(игровая ситуация «В мастерской скульптора»); выполнение рельефной композиции
памятной доски в пластическом материале; работа над батальным жанром и сюжетной
композицией в скульптуре. Форма организации. Художественно-творческая практика;
творческий проект; игровая ситуация; коллективная работа; работа в творческих группах;
конкурс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в
соцсети или в реальном формате.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты,
техники исполнения. Папье-маше. Металлопластика. Техника безопасности.
Декоративно-прикладная практика Содержание. Аппликация по мотивам
русской вышивки. Образ-символ в архитектурном орнаменте и воплощение его в
материале. Особенности символов и изобразительных мотивов в орнаментах разных
народов. Декоративный натюрморт. Сюжет-импровизация по мотивам лаковой
миниатюры. Сюжетная декоративная композиция по мотивам городецкой росписи.

Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное
творчество: знакомство с представлениями разных народов о строении мира; работа над
изображением знаков-символов (древо жизни, конь, птица) в узорах вышивки и
орнаментах (в архитектуре, предметах быта) разных народов; выполнение декоративного
натюрморта (восточный мотив); изображение народного костюма (мужского и женского)
в сказочных сюжетах; создание сюжетной композиции-панно на тему праздника,
импровизация в стиле городецкой росписи.
Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект;
коллективная работа; работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте
школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате.
Учебно-методическое обеспечение курса
Возможные технические средства обучения:
 интерактивная доска;
 мультимедийный проектор;
 экспозиционный экран; 6 персональный компьютер для учителя (ноутбук);
 фото- и видеокамера (планшет, мобильный телефон).
Наглядные пособия:
 коллекция презентаций по темам занятий;
 коллекция презентаций с работами обучающихся;
 изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; 6 муляжи для
рисования;
 натюрмортный фонд (натура для изображения);
 электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др.
Занятия могут проводиться в компьютерном классе, в актовом зале, библиотеке в
зависимости от темы занятия и от создания необходимых условий для организации
обучения.
Оборудование, материалы, инструменты, необходимые для художественнотворческих занятий:
 графические материалы (простые карандаши разной твёрдости и мягкости — от ТМ до
6М, цветные карандаши, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры, уголь,
мел, тушь);
 живописные материалы (гуашь, акварель);
 пластические материалы (пластилин, глина); 6 декоративные художественные
материалы (аквагрим);
 бумага (цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для черчения, салфетки и
др.);
 кисти круглые (кисти «пони» или «белка», номера от № 2 до 16; кисти плоские —
сннтетика, номера № 3, 4, 8; клей; ножницы; линейка; стеки; доска для лепки и др.;
 нехудожественные материалы (природные материалы — шишки, жёлуди, листья и др.,
нитки «Ирис»; бисер; бусины; пайетки; лоскутки разноцветных тканей; узкая
изоляционная лента или малярный скотч; трубочки для сока, деревянные шпажки;
пластмассовая посуда — стаканчик, бутылочки от молочных продуктов, ложки, вилки;
алюминиевая фольга; мягкая металлическая проволока; яичные лотки и др.);
 материалы для макетирования, коллажа и др.;

 классная доска с набором креплений для таблиц, плакатов, иллюстраций, детских
работ и т. д.;
 ученические столы и стулья;
 стол для учителя.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Модуль «Живопись»
Первый год обучения
теория
Модуль «Живопись». Живописная практика
Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1
живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы
изображения гуашью, акварелью; упражнения)
«Каждому цветку своё время», натюрморт (создание букета
на цветной бумаге, использование основных цветов,
изменение оттенков цветов белой краской, особенности
мазков; работа для выставки)
«Букет для вас», проект (художественный проект к
празднику, например, ко «Дню учителя»; работа в
творческих группах или коллективная работа)
«Осенняя природа», пейзаж (приёмы работы гуашью,
красочное
пятно,
мазок;
работа
для
выставки,
фотографирование готовых работ)
«Осень в фруктовых красках», натюрморт (приёмы работы
акварелью; осенний натюрморт из овощей и фруктов с
использованием мятой бумаги; работа для выставки,
фотографирование готовых работ)
«Сказочный зимний лес», пейзаж (рисование заснеженных
деревьев, заледенелых веток и кустов; использование
холодных цветов, нюансов; работа для выставки,
фотографирование готовых работ)
«Галерея сказочных героев» (цвета тёплые и холодные;
передача характера людей: добрые и злые; изображение
персонажей (Алёнушка, Царевич, Кащей, Водяной,
Старичок-лесовичок, Леший, Кикимора и др.) и животных
(конь-огонь, Петушок-Золотой гребешок, Чудо-юдо рыбакит, Золотая рыбка, Синяя птица и др.); основные и
составные цвета; коллективная работа; использование
музыкальных образов: «Кикимора», «Баба-Яга» А. К.
Лядова; «Баба-Яга» П. И. Чайковского; «Колдун» Г. В.
Свиридова; «ЦаревнаЛебедь» Н. А. Римского-Корсакова;
фотографирование готовых работ)
«Весеннее настроение», композиция (создание весенней
композиции в технике монотипии со сгибом (отражение) по
материалам фотопленэра «Отражение в воде» и
фотоматериалам (связь с модулем «Азбука цифровой
графики»); дополнение рисунка изображениями по замыслу)
«Цветы распускаются», композиция (создание композиции
на тему первых весенних цветов; использование материала
фотопленэра и фотоматериала (связь с модулем «Азбука
цифровой графики»); работа гуашью, акварелью на
тонированной бумаге; приём изображения «оттиск
бумажным комочком», мазок; работа для выставки)
«Моё
настроение»,
композиция
(создание
образа
настроения; использование цветового пятна в передаче
радости, веселья, грусти, гнева и др.; индивидуальная
работа )
«Что нам дарит осень, зима, весна и лето?», коллаж
(коллективная работа; выставка творческих работ на сайте
школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в
реальном формате; восприятие и оценка эмоционального

практика
1

всего
2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

содержания творческих работ (связь с модулем «Восприятие
произведений искусства»)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

Второй год обучения
Модуль «Живопись». Живописная практика
Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; основы 1
цветоведения; живописные материалы, их свойства и
особенности; приёмы работы гуашью, акварелью)
«Нарисуй мне небо», живописная мозаика (изображение
неба в ясный солнечный день или вечером красками,
используя пастозную технику; составление коллективной
мозаики изображений, достижение ритма цветовых пятен;
фотографирование готовых работ)
«Родные дали» или «Горный пейзаж», композиция пейзажа,
мастеркласс (композиционная схема; пространство, линия
горизонта, цвет; гуашь: отработка мазков; акварель:
освоение техники лессировки; работа для выставки;
фотографирование готовых работ)
«Морские просторы», пейзаж, мастер-класс (изображение
пейзажа в разных контрастных состояниях погоды и
соответствующих цветовых состояниях: туман, нежное
утро, гроза, буря, ветер и др.; освоение техники по-сырому
или смешанной техники)
«Зимние игры», композиция (композиция в холодной
цветовой гамме; гуашь, смешивание краски на палитре;
опорные схемы изображения детских фигур; работа по
материалам фотозарисовок «Детские зимние игры» (связь с
модулем «Азбука цифровой графики»); работа для
выставки; фотографирование готовых работ)
«Цветы в вазе», натюрморт (букет цветов по материалам
фотопленэра «Такие разные цветы» (связь с модулем
«Азбука цифровой графики»); цветы холодных и тёплых
оттенков; гуашь, отработка мазков; смешение цветов,
получение нового цвета и оттенков; работа для выставки;
фотографирование готовых работ)
«Букет-настроение», натюрморт (букет цветов по
материалам фотопленэра «Такие разные цветы» (связь с
модулем «Азбука цифровой графики»); эмоциональная
выразительность цвета; цвет тёмный и светлый (тональные
отношения), звонкий и приглушённый (тихий); затемнение
цвета и разбеление цвета; работа для выставки;
фотографирование готовых работ)
Натюрморт с натуры (планы, композиционный центр,
ближе-дальше, загораживание; цвет, мазок, рефлексы)
Третий год обучения
Модуль «Живопись». Живописная практика
Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1
живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы
работы гуашью, акварелью (заливка, вливание цвета в цвет,
наложение цвета на цвет); техника гризайля, работа
акварелью по восковому рисунку; основы цветоведения)
«Цветы», композиция (гуашь, свет, цвет сближенный и
контрастный, форма, мазок; фотографирование готовых
работ)

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

1

1

3

4
5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

«Цветы в технике акварели», мастер-класс (приёмы работы
по сырой бумаге: заливка, вливание цвета в цвет, наложение
цвета на цвет)
«Рисуем на пленэре» (поиск композиции; освещение, цвет;
вернисаж; фотографирование готовых работ)
«Знакомьтесь — гризайль», натюрморт, мастер-класс
(рисование натюрморта из сосуда, двух фруктов или овощей
в технике гризайля; фотографирование готовых работ)
«Плодово-ягодный портрет», композиция (композиция лица
из овощей, фруктов и ягод; передача пропорций и мимики;
цветовое решение; работа для выставки; фотографирование
готовых работ)
«На арене цирка», композиция (работа на материале фото- и
видеозарисовок
(связь
с
модулями
«Восприятие
произведений искусства» и «Азбука цифровой графики»);
круг (арену) разделить на четыре части, на каждой
выполнить сюжетный рисунок и соединить части круга;
работа в творческих группах; коллективная композиция;
фотографирование готовых работ)
«Сюжетная картина», композиция (выбор сюжета: на
рыбалке, у костра, под дождём, на прогулке и т. д.; создание
композиции; передача контрастного состояния природы
(солнечно, ясно, пасмурно, дождливо и т. д.);
фотографирование готовых работ)
«Весна. Сирень», композиция, мастер-класс (создание
композиции с цветами или веткой сирени в смешанной
технике: восковые мелки и акварель; фотографирование
готовых работ)
«Мечты о лете», живописная композиция (передача
настроения, впечатления; использование чистого, звонкого
цвета, мазка; коллективная работа; фотографирование
готовых работ)
Четвёртый год обучения
Модуль «Живопись». Живописная практика
Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1
живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы
работы гуашью, акварелью; основы цветоведения)
«Ночь и день», диптих, мастер-класс (создание абстрактной
композиции
с
использованием
нехудожественных
материалов (узкая изоляционная лента или малярный
скотч); гуашь, белая или цветная бумага; колорит холодный
и тёплый, светлый и тёмный; цветовое пятно, контраст,
нюанс)
«Пейзаж с архитектурой» (пленэр: набросок произведения
архитектуры, ракурс, линейная перспектива; завершение
работы в цвете по памяти и по материалам фотопленэра
(связь с модулями «Восприятие произведений искусства» и
«Азбука цифровой графики»); работа для выставки,
фотографирование готовых работ)
«Галерея портретов одной сказки» (серия портретов из
сказки «12 месяцев»; передача возраста; использование
колорита; коллективная работа; работа в творческих
группах; фотографирование готовых работ)
«Портрет моего героя» (выполнение наброска портрета

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

героя; работа в цвете, гуашь; работа для выставки;
фотографирование готовых работ)
«Мы с мамой улыбаемся» или «Я и мой папа», портрет
(парный портрет; создание композиции, использование
колорита для передачи отношения, настроения в портрете;
работа для выставки; фотографирование готовых работ)
Модуль «Скульптура»
Первый год обучения
Модуль «Скульптура». Практика по лепке
Вводное занятие (материалы, инструменты для лепки; 1
приёмы лепки, смешения цветов пластилина; выполнение
упражнений)
«Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс (освоение
приёмов лепки формы и передачи фактуры овощей и
фруктов; составление композиции; фотографирование
готовых композиций)
«Домашний любимец», композиция (лепка фигурки
животного по материалам фотографий на тему «Животное в
объективе» (связь с модулем «Азбука цифровой графики»)
«Друзья
всегда
вместе»,
композиция
(создание
скульптурной композиции, которая изображает человека и
животное; фотографирование готовых композиций)
«Снеговик у ёлки», скульптура из снега (лепка и
фотографирование; работа в паре или в творческой группе;
полевая творческая практика: работа в материале)
«Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В
мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки по мотивам
каргопольской игрушки, дымковской игрушки (лошадка,
барышня) или филимоновской игрушки; сюжетная
композиция «Карусель»; работа в творческих группах;
фотографирование готовых композиций)
Второй год обучения
Модуль «Скульптура».
Практика по лепке
Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; образцы 1
поделок; материалы и инструменты; приёмы лепки; техника
безопасности)
«Эти забавные животные», композиция (набросок
композиции из двух-трёх фигур животных в движении:
игры друг с другом или предметом — мячом, клубком,
бантиком, палочкой — по материалам фотозарисовок
«Весёлые игры животных» (связь с модулями «Графика» и
«Азбука цифровой графики»); лепка фигурок по наброску;
фотографирование готовых работ)
«Сказки на изразцах», композиция (лепка рельефной
композиции с изображением героев из сказок (животных
или птиц) «Теремок», «Курочка Ряба», «Бычок — смоляной
бочок» и
др.;
работа
в
творческих
группах;
фотографирование готовых работ)
«На арене цирка», сюжетная композиция (набросок
композиции (связь с модулем «Графика»); лепка фигурок
человека и животного; форма, контраст, движение,

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

5

1

2

3

4

5

1
2

3

4

декоративные детали и расположение героев в
пространстве; работа в паре; фотографирование готовых
работ)
«Создаём образ», мастер-класс (создаём образ сказочного
персонажа, животного, насекомого и т. д. из
нехудожественных материалов; каркас поделки
—
бутылочка из пластмассы от молочных продуктов и т. п.;
фотографирование готовых работ)
Третий год обучения
Модуль «Скульптура». Практика по лепке
Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; образцы 1
поделок; материалы художественные и нехудожественные,
инструменты; приёмы лепки; техника безопасности)
«Коты и рыбки», серия статуэток (мелкая пластика; лепка
фигурки кота или рыбки по мотивам гжельской майолики;
связь с модулем «Декоративно-прикладное искусство»)
«Кукла-марионетка», мастер-класс (создание куклымарионетки из цветной бумаги, пёстрой бумаги из
журналов, ниток, клея, трубочек для сока)
«Бульвар басен», скульптурная композиция (лепка героев
басен; композиция; пропорции, контраст; работа в
творческих
группах;
коллективная
работа;
фотографирование готовых композиций)
«Городская (уличная) скульптура», проект (выбор сюжета,
например, «Дядя Стёпа», «Алиса Селезнёва», «Барон
Мюнхгаузен», «Капитан Врунгель» и др.; выполнение
наброска композиции; рисунок фигуры человека в
движении (связь с модулем «Графика»); контраст; создание
скульптурной композиции; фотографирование готовых
работ)
Четвёртый год обучения
Модуль «Скульптура». Практика по лепке
Вводное занятие (материалы, инструменты, приёмы лепки; 1
техника безопасности)
«Мастерская скульптора: будем лепить животное», игровая
творческая ситуация, лепка (лепка дикого животного:
носорога, льва, пантеры, лося, белого медведя и т. д. по
фото- и видео материалам (связь с модулем «Азбука
цифровой графики»); создание каркаса; этапы работы над
скульптурой (набивание общей массы, проработка деталей
формы, обобщение); фотографирование готовых работ)
«Героям-защитникам (танкистам, пограничникам и др.)»,
проект памятной доски (эскиз рельефа; рельефная
композиция в материале; коллективная работа или работа в
творческих группах; фотографирование готовых работ)
«Солдаты русской армии 1812 года», скульптурная
батальная композиция (создание эскиза и лепка солдат
времён Отечественной войны 1812 года (знаменосца,
пехотинца, барабанщика и др.); создание сюжета батальной
композиции; коллективная работа; фотографирование
готовых композиций)

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

«Зимние забавы», «Хоккей», «Лыжня» и т. п., жанровые
сценки (выбор сюжета; выполнение наброска; лепка
жанровой композиции по наброску; работа в творческих
группах; выставка-конкурс; фотографирование готовых
работ)

Модуль « Декоративно-прикладное искусство»
Первый год обучения
Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Декоративноприкладная практика
Вводное занятие (материалы, инструменты, техники работы; 1
техника безопасности)
«Волшебное
превращение
листьев»,
аппликация
1
(превращение листьев в элемент узора; силуэт,
симметричное вырезывание; аппликация; работа в
творческих
группах;
фотографирование
готовых
композиций)
«Чудо-посуда», панно (роспись картонной формы посуды
2
узорами городецкой и хохломской росписи; орнамент в
полосе (рамка); коллективная работа)
«Рисуем бабочку нитью», мастер-класс (декоративное
3
рисование: рисунок бабочки с помощью приёмов
нетрадиционной техники изображения)
«Такие разные игрушки», мастер-класс (освоение приёмов
4
изготовления игрушек из нехудожественных материалов
(ниток, лоскутков)
Декоративное рисование (украшаем птиц, рыб, животных
5
— ящерку, жирафа и др.; техника тинга-тинга или техника
на выбор; силуэт; работа для выставки; фотографирование
готовых работ)
«Ювелиры», сюжетная игра (создание в технике монотипии
6
комплекта украшений — бус, ожерелья, браслета, серёг —
для мамы, сестры, для героев любимых книг (добрых или
злых) или для времени года; вариант задания: выполнение
украшения в программе Paint; индивидуальная работа;
компьютерный класс (связь с модулем «Азбука цифровой
графики»)
«Чем нарядим ёлочку?», работа в технике оригами
7
(создание набора ёлочных игрушек в технике оригами или
создание игрушек для украшения ёлки приёмом
декорирования природных форм, например декорирование
сосновых шишек бусинами)
«Нарядилась ёлочка», конкурс (продолжение темы 8:
8
украшение ёлки готовыми игрушками; фотографирование
композиции; конкурс практических работ)
«Танцующие снежинки», воздушная подвеска (создание
9
украшения
для
класса;
коллективная
работа;
фотографирование готовых работ)
«Хоровод из ёлочек», украшение упаковки для подарка,
10
мастер-класс (освоение приёма декорирования; украшение
упаковки-коробочки для подарка)
«Вьём весеннее печенье «тетёрочки», лепка (лепка печенья
11
(восьмёрочка, кудёрушка, курушка, вьюха, конёчки, решето,
околышки и т. д.) из элементов замкнутого орнамента
«тетёрочки»; фотографирование готовых изделий)

1

2

1

2
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Второй год обучения
Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Декоративноприкладная практика
Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1
материалы, инструменты, техники работы; техника
безопасности)
«В гостях у Мухи-Цокотухи» и «Чаепитие у Федоры»,
1
декоративные панно (сюжетная игра-конкурс «Накроем
стол для чаепития»; роспись картонной формы посуды по
мотивам разных промыслов, украшение орнаментом; работа
над декоративной композицией в творческих группах;
фотографирование готовых панно)
«Нарядные игрушки», декоративная роспись (роспись
2
бумажной конструкции игрушки по мотивам игрушек
народных промыслов, связь с модулем «Архитектура»;
фотографирование готовых игрушек)
«Маска из бумаги и не только», мастер-класс (освоение
3
приёмов создания маски в различных техниках: коллаж из
цветной ткани, обрывная аппликация, работа с фантиками,
работа с природными материалами и т. п.)
«Красивый наряд новогодней ёлки», декоративная
4
композиция (выполнение декоративной композиции в
разных техниках; работа в паре; конкурс; фотографирование
готовых работ)
«Костюмированный
бал»,
композиция
(создание
5
композиции-импровизации по мотивам палехской росписи
или выполнение коллажа-аппликации из изображений
людей в исторических костюмах из журналов и интернета,
или композиция из симметрично вырезанных ажурных
фигур в костюмах; работа в творческих группах;
фотографирование готовых работ)
«Портрет
Весны-красны» (оформление в технике
6
аппликации-коллажа шаблона-силуэта; украшение из цветов
и бабочек праздничного платья с орнаментом и т. д.;
работа
в
творческих
группах
для
выставки;
фотографирование готовых работ)
«Как игрушки-тарарушки зиму прогнали», декоративная
7
композиция (выполнение декоративной композиции в
полосе по мотивам красочных фигурок-тарарушек из
Полховского
Майдана;
коллективная
работа;
фотографирование готовых работ)
«Дизайн украшений», проект (создание дизайна украшения
8
для злой и для доброй феи, для колдуна и доброго воина;
форма, сочетание цветов; коллаж, смешанная техника или
компьютерная графика (связь с модулем «Азбука цифровой
графики»); фотографирование готовых работ)
Третий год обучения
Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Декоративноприкладная практика
Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1
1
материалы, инструменты, техники исполнения; аквагрим;
техника безопасности).
«Лоскутная мозаика» (работа в технике аппликации или
2

1

2

2

2

3

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

3

4

5

6

гуаши; формат бумаги 15×15 см; использование элементов
орнамента «изба», «колодец», «ёлочка», «мельница»,
«пила»; коллективная работа; фотографирование готовых
работ)
«Коты и рыбки», серия статуэток (роспись пластилиновой
фигурки по мотивам росписи гжельской майолики (связь с
модулем
«Скульптура»);
работа
для
выставки;
фотографирование готовых работ)
«Цветочная композиция» (создание цветочной композиции,
поиск цветового решения (связь с модулем «Живопись»);
импровизация по мотивам росписи жостовских или
павловопосадских
цветов;
работа
для
выставки;
фотографирование готовых композиций)
«Маска-образ»
(эскизы
масок
сказочных
героев;
выполнение масок по эскизам в техниках аппликации,
бумагопластики, коллажа или игра «Герои в масках
аквагрима»;
работа
в
творческих
группах;
фотографирование для галереи образов)
«Волшебное
превращение»,
сувенир,
мастер-класс
(выполнение сувенира из нехудожественных материалов,
например пластиковых ложек (образ кувшинки, тюльпаны,
божьей коровки и т. д.)

Четвёртый год обучения
Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Декоративноприкладная практика
Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1
1
материалы, инструменты, техники исполнения; папье-маше;
металлопластика; техника безопасности)
«Мировое древо», аппликация (эскиз; создание аппликации
2
по мотивам русской народной вышивки; работа в
творческих группах; фотографирование готовых работ)
«Фантастическое животное — орнаментальный мотив»,
3
работа в технике папье-маше (создание эскиза образасимвола в архитектурном орнаменте; воплощение образа
согласно эскизу в материале (папье-маше из яичных
лотков); роспись; коллективная работа; фотографирование
готовых работ)
«Звери и птицы в узорах разных народов», рельеф на фольге
4
(создание эскиза; выполнение рельефа на фольге; работа с
картоном,
пластилином,
алюминиевой
фольгой;
коллективная композиция; фотографирование готовых
работ)
«Восточный
мотив»,
декоративный
натюрморт
5
(декорирование
орнаментом
поверхности
силуэтов
предметов; чёрный контур, локальный цвет; материалы:
тонированная бумага, гуашь, чёрная гелевая ручка, чёрный
фломастер)
«Сказка на шкатулке», народный костюм (эскиз на тему
6
сюжета «Хозяйка медной горы», «Алёнушка и братец
Иванушка», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка» и
др.; создание мужского и женского народного костюма;
роспись; работа для выставки; фотографирование готовых
работ)
«Праздник в стиле Городца», сюжетная композиция-панно
7

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

(создание росписи-импровизации по мотивам росписи
Городца; темы на выбор: «Катание с гор», «Праздник
Красной горки», «Базар», «На площади», «У колодца»;
работа в творческих группах, коллективная работа; работа
для выставки; фотографирование готовых композиций)
Итого
135 часов за 4 года

Календарно-тематическое планирование для 1-го класса
№
п/п
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23

Тема
«Волшебница Кисть»
«Каждому цветку своё время», натюрморт
«Осенняя природа», пейзаж
«Волшебное превращение листьев», аппликация «Ежик»
«Осень в фруктовых красках», натюрморт
«Чудо-глина», материалы и инструменты для лепки
«Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс по лепке
«Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс по лепке
Декоративное рисование: украшение птиц, рыб, животных
«Танцующие снежинки», воздушная подвеска
«Такие разные игрушки», мастер-класс
Декоративное рисование: украшение птиц, рыб, животных
«Сказочный зимний лес», пейзаж
«Чем нарядим ёлочку?», работа в технике оригами
«Нарядилась ёлочка», конкурс
«Хоровод из ёлочек», мастер-класс упаковка для подарка
«Снеговик у ёлки», скульптура из снега
«Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»:
лепка сказочной игрушки
«Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»:
лепка сказочной игрушки
«Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»:
лепка сказочной игрушки
«Домашний любимец», композиция (лепка фигурки животного по
материалам фотографий на тему «Животное в объективе» (связь с
модулем «Азбука цифровой графики»)
«Друзья всегда вместе», композиция (создание скульптурной
композиции,
которая
изображает
человека
и
животное;

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

фотографирование готовых композиций)
«Ювелиры», сюжетная игра (создание украшений)
«Вьём весеннее печенье «тетёрочки», лепка (лепка печенья)
«Рисуем бабочку», мастер-класс
«Весеннее настроение», композиция
«Цветы распускаются», композиция
«Моё настроение», композиция
«Чудо-посуда», (роспись картонной формы посуды узорами городецкой и
хохломской росписи)
«Галерея сказочных героев»
«Галерея сказочных героев»
«Что нам дарит осень, зима, весна и лето?», коллаж (коллективная работа)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 33

Календарно-тематическое планирование для 2-го класса
№ Тема
Кол-во часов
п/п
1 Основы цветоведения; живописные материалы, приёмы работы
1
гуашью, акварелью). Пейзаж акварель
2 Основы цветоведения; живописные материалы, приёмы работы
1
гуашью, акварелью). Пейзаж «Родные дали», гуашь
4 «Нарисуй мне небо». Пейзаж, акварель
1
5 «Горный пейзаж», гуашь
1
6 «Морские просторы», гуашь
1
7 «Букет-настроение», натюрморт
1
8 Материалы и инструменты; приёмы лепки; «Эти забавные животные»,
1
композиция
9 «Эти забавные животные», композиция
1
10 «Эти забавные животные», композиция
1
11 Нарядные игрушки. Материалы, инструменты, техники работы.
1
12 «Нарядные игрушки», декоративная роспись
1
13 «Нарядные игрушки», декоративная роспись
1
14 «Нарядные игрушки», декоративная роспись
1
15 «Маска из бумаги и не только», мастер-класс
1
16 «Красивый наряд новогодней ёлки», декоративная композиция
1
17 «Костюмированный бал», композиция
1
18 Материалы и инструменты; приёмы лепки; «Сказки на изразцах»,
1
композиция
19 «Сказки на изразцах», композиция
1
20 «Сказки на изразцах», композиция
1
21 «Зимние игры» гуашь, акварель
1
22 «Как игрушки-тарарушки зиму прогнали», подготовка материалов.
1
23 «Как игрушки-тарарушки зиму прогнали», декоративная композиция
1
24 «Цветы в вазе», натюрморт
1
25 «В гостях у Мухи-Цокотухи», декоративное панно
1
26 «Чаепитие у Федоры», декоративное панно
1
27 «Дизайн украшений», проект , подготовка
1
28 «Дизайн украшений», проект
1
29 «На арене цирка», сюжетная композиция
1
30 «На арене цирка», сюжетная композиция
1
31 «Создаём образ», мастер-класс
1
32 «Создаём образ», мастер-класс
1

33
34

«Портрет Весны-красны», коллах
Натюрморт с натуры (планы, композиционный центр, перспектива,
цвет, мазок)

1
1
Итого: 34

Календарно-тематическое планирование для 3-го класса
№
п/п
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема
«Цветы», композиция. Гуашь, её свойства и приёмы работы.
«Цветы», композиция, гуашь.
«Цветы», композиция. Акварель, её свойства и приёмы работы
«Цветы», композиция, акварель
«Плодово-ягодный портрет», композиция
«Сюжетная картина», акварель, гуашь
Материалы, инструменты, техники работы. «Коты и рыбки», серия
статуэток
«Коты и рыбки», серия статуэток
«Коты и рыбки», серия статуэток
«Коты и рыбки», роспись
«Коты и рыбки», роспись
«Городская (уличная) скульптура», проект
«Маска-образ»
«Маска-образ»
«Волшебное превращение», сувенир, мастер-класс
«Волшебное превращение», сувенир, мастер-класс
Материалы, инструменты, техники работы. «Бульвар басен»,
скульптурная композиция
«Бульвар басен», скульптурная композиция
«Бульвар басен», скульптурная композиция
«На арене цирка», композиция
Материалы, инструменты, техники работы «Кукла-марионетка»
«Кукла-марионетка», мастер-класс
«Кукла-марионетка», мастер-класс
«Лоскутная мозаика», аппликация-орнамент
«Лоскутная мозаика», аппликация-орнамент
Материалы, техника работы, цвета, формы Хостовской росписи.
«Цветочная композиция».
«Цветочная композиция», жостовская роспись
«Цветочная композиция», жостовская роспись
«Весна. Сирень», композиция в смешанной технике: восковые мелки,
акварель
«Знакомьтесь — гризайль», натюрморт
«Рисуем на пленэре». Поиск композиции; освещение, цвет
«Рисуем на пленэре», акварель
«Мечты о лете», живописная композиция

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 34

Календарно-тематическое планирование для 4-го класса
Кол-во
часов
Материалы, техника работы, цвета, формы. «Ночь и день», диптих
1
«Ночь и день», диптих, гуашь
1
«Ночь и день», диптих, гуашь
1
Набросок произведения архитектуры, ракурс, линейная перспектива;
1
«Пейзаж с архитектурой», пленэр.
6 «Пейзаж с архитектурой», пленэр.
1
7 «Пейзаж с архитектурой», работа в цвете по памяти
1
8 «Галерея портретов одной сказки», серия портретов из сказки «12
1
месяцев.
9 «Галерея портретов одной сказки», серия портретов из сказки «12
1
месяцев.
10 «Я и мой папа», портрет, гуашь, акварель
1
11 Материалы, инструменты, техника безопасности «Мировое древо»,
1
аппликация
12 «Мировое древо», аппликация
1
13 «Мы с мамой улыбаемся», портрет, гуашь, акварель
1
14 Материалы, инструменты, техника безопасности «Фантастическое
1
животное », папье-маше
15 «Фантастическое животное», папье-маше
1
16 «Праздник в стиле Городца», сюжетная композиция-панно
1
17 «Праздник в стиле Городца», сюжетная композиция-панно
1
18 Материалы, инструменты, приёмы лепки; техника безопасности.
1
«Зимние забавы», жанровые сценки
19 «Зимние забавы», жанровые сценки
1
20 «Зимние забавы», жанровые сценки
1
21 Материалы, инструменты, приёмы лепки; техника безопасности.
1
«Мастерская скульптора: будем лепить животное»
22 «Мастерская скульптора: будем лепить животное»
1
23 Материалы, инструменты, приёмы лепки; техника безопасности
1
«Героям-защитникам», проект памятной доски
24 «Героям-защитникам», проект памятной доски
1
25 «Звери и птицы в узорах разных народов», рельеф на фольге
1
26 «Звери и птицы в узорах разных народов», рельеф на фольге
1
27 «Портрет моего героя», гуашь, акварель
1
28 Материалы, инструменты, приёмы лепки; техника безопасности
1
«Солдаты русской армии 1812 года», скульптурная батальная
композиция
29 «Солдаты русской армии 1812 года», скульптурная батальная
1
композиция
30 «Солдаты русской армии 1812 года», скульптурная батальная
1
композиция
31 «Восточный мотив», декоративный натюрморт
1
32 «Восточный мотив», декоративный натюрморт
1
33 «Сказка на шкатулке», народный костюм
1
34 «Сказка на шкатулке», народный костюм
1
Итого
№
п/п
1
2
4
5

Тема

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».