РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 28.08. 2023г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 29.08.2023г. Директор школы Хинконен Л.И. «Утверждено» приказ по школе №131 от 29.08.2023г. Директор Герасимчук Н.Н.. школы Герасимчук Н.Н. Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика» художественной направленности для учащихся 1-4 классов Срок реализации – 4 года Возраст детей: 7-11 лет Составитель программы: Сагайдак Елена Геннадьевна Учитель начальных классов г. Костомукша 2023г. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.). Цель программы - создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности. Задачи программы: - развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества; - формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы; - знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов; - овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна; - приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы различными художественными материалами. Задачи программы: - развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества; - формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы; - знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов; - овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна; - приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы различными художественными материалами. Сроки освоения программы: 4 года, по 1 часу в неделю в каждом классе. 1 класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч. Программа внеурочной деятельности построена на модульном принципе представления содержания по годам обучения. Программа включает в себя относительно самостоятельные части образовательной программы - модули, позволяющие увеличить её гибкость и вариативность, организовать образовательный процесс, подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей и принципам компоновки учебных тем в каждом классе. Предполагается также возможность реализации одного или нескольких модулей по выбору участников образовательного процесса, при этом увеличивается количество часов, отведённых на логически встраивается в содержание других модулей, что является необходимым условием достижения цели данной программы. В соответствии с содержанием данной программы основным видом деятельности является художественно-творческая практика, которая реализуется в системе освоения тематических модулей и направлена на достижение определённой цели, а именно — развитие творческой личности обучающегося через освоение им опыта работы в разных видах изобразительного искусства, разнообразными техниками, материалами, инструментами и средствами изображения. Таким образом обучающийся должен овладеть практическими навыками работы в каждом тематическом модуле: «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство». Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству тесно связано с основным образованием и является его логическим продолжением, неотъемлемой частью системы обучения, созданной в образовательной организации. В ходе реализации программы внеурочной деятельности применяется сетевая, электронная форма обучения, используются дистанционные образовательные технологии. В содержании программы есть задания, которые даны на основе компьютерных средств изображения, и задания на восприятие произведений изобразительного искусства. Для этого используются возможности как самого образовательного учреждения (компьютерный класс, актовый зал, библиотека), так и учреждения дополнительного образования и культуры. Формы внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с данной программой следующие: - художественно-творческая практика; - творческие занятия; - творческий проект; - выставка-конкурс; - квест; - пленэр - мастер-класс; - экскурсии; - виртуальные путешествия. Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики как формы освоения основ изобразительной грамоты. Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология», «Информатика». Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих формах: - выставки: внутри параллели, класса, общешкольные (в медийном или реальном формате), районные, городские и т.д.; - выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных); - защиты проектов. Творчество, художественно-творческая деятельность - важнейшие средства решения проблем воспитания современных школьников. В изобразительном искусстве сконцентрировано духовное богатство человечества, творческий опыт личности, поэтому искусство способствует формированию понимания таких ценностей, как Родина, человек и природа, семья и дружба, культура и красота. Изобразительное искусство, своеобразие его языка, содержание, социальная функция и способ отражения действительности - это возможность воспитательного воздействия на обучающегося, условие для проявления им творческих способностей, развития его личности. практическую работу. Взаимосвязанное содержание тематических модулей позволяет объединять, исключать, перекомпоновывать их наполнение в зависимости от объёма и видов практической деятельности, поэтому содержание одного или нескольких модулей Содержание курса внеурочной деятельности «Моя художественная практика» Содержание программы внеурочной деятельности распределено и структурно представлено семью модулями (тематическими линиями) для каждого класса (по годам обучения). 1 класс (первый год обучения) Модуль «Живопись» Вводное занятие. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Живописная практика Содержание. Изображение цветов гуашью (приёмы работы, мазки). Букет. Проект к празднику. Пейзаж в живописи. Натюрморт в живописи. Сказочные образы (люди, животные). Приёмы работы в нетрадиционной технике. Композиция. Цвет и настроение. Техника монотипии. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: отработка техники работы гуашью, акварелью (красочное пятно, мазки, смешение цвета и др.); живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков, овощей и фруктов (мятая бумага); передача с помощью контрастных цветов настроения в пейзаже и в изобразительном сюжете; освоение техники монотипии; «оттиск бумажным комочком»; коллаж. Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа; художественный проект; выставка творческих работ в медийном пространстве (на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети) или в реальном формате. Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Приёмы лепки, смешение цветов. Практика по лепке. Содержание. Пластилиновая композиция. Лепка зверушек, овощей и фруктов из цельной формы по фотоматериалам. Скульптурная композиция на тему человека и животного. Лепка сказочной игрушки и игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: лепка фигурки животного; создание пластилиновой композиции «Овощи и фрукты»; работа над скульптурной композицией «Человек и животное»; освоение работы в материале (лепка из снега); фотографирование. Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; коллективная работа; работа в творческих группах; полевая творческая практика: работа в материале; игра «В мастерской лепки»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения. Техника безопасности. Декоративно-прикладная практика Содержание. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми: превращение листьев в элемент узора; орнамент и форма посуды. Узор на крыльях бабочки. Декоративное рисование. Игрушки из нехудожественных материалов. Проект ювелирных украшений. Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами - создание игрушки для новогодней ёлки. Создание воздушных подвесок для оформления интерьера. Замкнутый орнамент печенья «тетёрочки». Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: работа над переводом реальных объектов природы в декоративные (листья в элемент узора, шишки в ёлочные игрушки); создание декоративной композиции в технике аппликации; выполнение росписи по мотивам хохломской, городецкой росписи; декоративное рисование; работа над проектом ювелирных украшений (монотипия или Paint); освоение техники оригами и приёмов работы над дизайном упаковки; фотографирование. Форма организации. Мастер-класс; игра «Ювелиры»; коллективная работа и работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. 2 класс (второй год обучения) Модуль «Живопись» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Основы цветоведения. Живописная практика. Содержание. Изображение неба: разный характер мазков и движений кистью. Композиция пейзажа. Изображение пейзажа в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях. Техника по-сырому. Сюжетные композиции по фотозарисовкам. Букет цветов «Такие разные цветы» по материалам фотографий, сделанных на пленэре. Рисование с натуры. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: - освоение техники пастозного письма гуашью и основ цветоведения; - работа над пейзажем по композиционным схемам; - изображение контрастных состояний природы; - выполнение сюжетных композиций с изображением людей; - рисование с натуры. Форма организации. Художественно-творческая практика, мастер-класс, индивидуальная, групповая и коллективная работа, фотографирование на пленэре, фотозарисовка, выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок. Материалы, инструменты. Приёмы лепки. Техника безопасности. Практика по лепке Содержание. Композиции из двух-трёх фигур животных в движении по материалам фотозарисовок на тему «Весёлые игры животных»; лепка фигурок по наброску. Рельефная композиция с изображением героев сказок. Лепка сюжетной композиции. Создание пластического образа из подручного нехудожественного материала. Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: работа над многофигурной скульптурной композицией; лепка рельефа с изображением героев сказок; выполнение сюжетной композиции «На арене цирка»; создание образа из нехудожественного материала. Форма организации. Художественно-творческая практика; индивидуальная работа; работа в творческой группе; фотозарисовка «Весёлые игры животных»; мастеркласс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения. Техника безопасности. Декоративно-прикладная практика Содержание. Декоративное панно по мотивам различных народных промыслов. Декоративная композиция. Маски для маскарада. Поделки из подручных нехудожественных материалов. Декоративное изображение животных в игрушках народных промыслов. Декор одежды человека. Композиция-импровизация по мотивам палехской росписи; коллаж-аппликация из изображений людей в исторических костюмах. Компьютерный проект украшений (связь с модулем «Азбука цифровой графики»). Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: роспись и украшение орнаментом посуды по мотивам разных промыслов; работа над декоративной композицией маски, новогодней ёлки, декоративной композицией в полосе по мотивам «тарарушек» Полховского Майдана; освоение техники коллажа, обрывной аппликации; создание композиции-импровизации на тему исторических и народных костюмов. Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; сюжетная игра-конкурс «Накроем стол для чая»; мастер-класс; индивидуальная и коллективная работа, работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. 3 класс (третий год обучения) Модуль «Живопись» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью (заливка, вливание цвета в цвет, наложение цвета на цвет). Техники гризайля, акварели по восковому рисунку. Основы цветоведения. Живописная практика Содержание. Сюжетные композиции «В цирке», «Мечты о лете» и сюжет по выбору (по памяти и представлению); использование гуаши или акварели. Гуашь по цветной бумаге, совмещение с техникой граттажа. Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. Изображение лица человека. «Натюрморт-портрет» из природных форм и предметов. Смешанная техника: восковые мелки и акварель. Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в изображении. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение техники гризайль; работа над изображением цветов в разных техниках; работа на пленэре; создание композиции портрета из овощей, фруктов и ягод, цветовое решение; выполнение сюжетных композиций разной тематики в разных формах по материалам фотографий, выполненных на пленэре, и просмотра видеозарисовок. Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс, пленэр; фотографирование на пленэре; создание видеозарисовок; коллективная работа и работа в творческих группах; вернисаж; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок. Материалы (художественные и нехудожественные), инструменты. Приёмы лепки. Техника безопасности. Практика по лепке Содержание. Мелкая пластика: фигурки кота или рыбки по мотивам гжельской майолики. Игрушки из подручного нехудожественного материала, приёмы создания образа. Персонажи на основе сюжета известной басни. Парковая (городская) скульптура. Выражение пластики движения в скульптуре. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: разработка серии статуэток по мотивам гжельской майолики; создание куклымарионетки из нехудожественного материала; выполнение коллективной скульптурной композиции героев басен; работа над творческим проектом уличной скульптуры по фотоматериалам. Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; игра в куклу-марионетку; творческий проект; занятие в библиотеке школы или в районной библиотеке; виртуальная или реальная экскурсия в парк «Музеон» г. Москвы; коллективная работа и работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения. Аквагрим. Техника безопасности. Декоративно-прикладная практика Содержание. Роспись пластилиновой фигурки по мотивам росписи гжельской майолики (связь с модулем «Скульптура»). Декоративная цветочная композиция. Маски сказочных героев. Орнаменты для росписи ткани. Декоративная композиция по мотивам народных текстильных лоскутных композиций. Проект сувениров из нехудожественных материалов. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение декоративной композиции по мотивам народных текстильных лоскутных композиций (разработка эскиза с помощью компьютерной графики, связь с модулем «Азбука цифровой графики»); украшение росписью, орнаментом изделий из пластилина (глины) по мотивам гжельской майолики; работа над цветочной композициейимпровизацией по мотивам традиционной росписи (жостовские или павловопосадские цветы); разработка эскиза маски и выполнение маски в технике аппликации, коллажа или аквагрима; создание проекта сувенира. Форма организации. Художественно-творческая практика; занятие в компьютерном классе школы; мастер-класс; коллективная работа и работа в творческих группах; игра «Герои в масках аквагрима»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. 4 класс (четвёртый год обучения) Модуль «Живопись» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Основы цветоведения. Живописная практика Содержание. Абстрактная композиция. Создание пейзажных композиций. Портретные изображения человека по представлению и наблюдению с разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной культурной эпохи). Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и легендам. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: работа над абстрактной композицией (цветовое пятно, контраст, нюанс); изображение архитектурной постройки в окружающей среде (пленэр), завершение работы в цвете по материалам фотографий, выполненных на пленэре; освоение приёмов работы над портретом с разным содержанием. Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа и работа в творческих группах; мастеркласс; пленэр; фотографирование на пленэре; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок. Материалы, инструменты. Приёмы лепки. Техника безопасности. Практика по лепке Содержание. Лепка животного, живущего в дикой природе, по фотографиям. Рельефная композиция - проект памятной доски народному герою или воинам-защитникам. Скульптурная батальная композиция. Жанровые сценки. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: поэтапная отработка изображения движения животного, человека в пластике (игровая ситуация «В мастерской скульптора»); выполнение рельефной композиции памятной доски в пластическом материале; работа над батальным жанром и сюжетной композицией в скульптуре. Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; игровая ситуация; коллективная работа; работа в творческих группах; конкурс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения. Папье-маше. Металлопластика. Техника безопасности. Декоративно-прикладная практика Содержание. Аппликация по мотивам русской вышивки. Образ-символ в архитектурном орнаменте и воплощение его в материале. Особенности символов и изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Декоративный натюрморт. Сюжет-импровизация по мотивам лаковой миниатюры. Сюжетная декоративная композиция по мотивам городецкой росписи. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: знакомство с представлениями разных народов о строении мира; работа над изображением знаков-символов (древо жизни, конь, птица) в узорах вышивки и орнаментах (в архитектуре, предметах быта) разных народов; выполнение декоративного натюрморта (восточный мотив); изображение народного костюма (мужского и женского) в сказочных сюжетах; создание сюжетной композиции-панно на тему праздника, импровизация в стиле городецкой росписи. Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; коллективная работа; работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Учебно-методическое обеспечение курса Возможные технические средства обучения: интерактивная доска; мультимедийный проектор; экспозиционный экран; 6 персональный компьютер для учителя (ноутбук); фото- и видеокамера (планшет, мобильный телефон). Наглядные пособия: коллекция презентаций по темам занятий; коллекция презентаций с работами обучающихся; изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; 6 муляжи для рисования; натюрмортный фонд (натура для изображения); электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др. Занятия могут проводиться в компьютерном классе, в актовом зале, библиотеке в зависимости от темы занятия и от создания необходимых условий для организации обучения. Оборудование, материалы, инструменты, необходимые для художественнотворческих занятий: графические материалы (простые карандаши разной твёрдости и мягкости — от ТМ до 6М, цветные карандаши, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры, уголь, мел, тушь); живописные материалы (гуашь, акварель); пластические материалы (пластилин, глина); 6 декоративные художественные материалы (аквагрим); бумага (цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для черчения, салфетки и др.); кисти круглые (кисти «пони» или «белка», номера от № 2 до 16; кисти плоские — сннтетика, номера № 3, 4, 8; клей; ножницы; линейка; стеки; доска для лепки и др.; нехудожественные материалы (природные материалы — шишки, жёлуди, листья и др., нитки «Ирис»; бисер; бусины; пайетки; лоскутки разноцветных тканей; узкая изоляционная лента или малярный скотч; трубочки для сока, деревянные шпажки; пластмассовая посуда — стаканчик, бутылочки от молочных продуктов, ложки, вилки; алюминиевая фольга; мягкая металлическая проволока; яичные лотки и др.); материалы для макетирования, коллажа и др.; классная доска с набором креплений для таблиц, плакатов, иллюстраций, детских работ и т. д.; ученические столы и стулья; стол для учителя. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Модуль «Живопись» Первый год обучения теория Модуль «Живопись». Живописная практика Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1 живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы изображения гуашью, акварелью; упражнения) «Каждому цветку своё время», натюрморт (создание букета на цветной бумаге, использование основных цветов, изменение оттенков цветов белой краской, особенности мазков; работа для выставки) «Букет для вас», проект (художественный проект к празднику, например, ко «Дню учителя»; работа в творческих группах или коллективная работа) «Осенняя природа», пейзаж (приёмы работы гуашью, красочное пятно, мазок; работа для выставки, фотографирование готовых работ) «Осень в фруктовых красках», натюрморт (приёмы работы акварелью; осенний натюрморт из овощей и фруктов с использованием мятой бумаги; работа для выставки, фотографирование готовых работ) «Сказочный зимний лес», пейзаж (рисование заснеженных деревьев, заледенелых веток и кустов; использование холодных цветов, нюансов; работа для выставки, фотографирование готовых работ) «Галерея сказочных героев» (цвета тёплые и холодные; передача характера людей: добрые и злые; изображение персонажей (Алёнушка, Царевич, Кащей, Водяной, Старичок-лесовичок, Леший, Кикимора и др.) и животных (конь-огонь, Петушок-Золотой гребешок, Чудо-юдо рыбакит, Золотая рыбка, Синяя птица и др.); основные и составные цвета; коллективная работа; использование музыкальных образов: «Кикимора», «Баба-Яга» А. К. Лядова; «Баба-Яга» П. И. Чайковского; «Колдун» Г. В. Свиридова; «ЦаревнаЛебедь» Н. А. Римского-Корсакова; фотографирование готовых работ) «Весеннее настроение», композиция (создание весенней композиции в технике монотипии со сгибом (отражение) по материалам фотопленэра «Отражение в воде» и фотоматериалам (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); дополнение рисунка изображениями по замыслу) «Цветы распускаются», композиция (создание композиции на тему первых весенних цветов; использование материала фотопленэра и фотоматериала (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); работа гуашью, акварелью на тонированной бумаге; приём изображения «оттиск бумажным комочком», мазок; работа для выставки) «Моё настроение», композиция (создание образа настроения; использование цветового пятна в передаче радости, веселья, грусти, гнева и др.; индивидуальная работа ) «Что нам дарит осень, зима, весна и лето?», коллаж (коллективная работа; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате; восприятие и оценка эмоционального практика 1 всего 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 содержания творческих работ (связь с модулем «Восприятие произведений искусства») 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 Второй год обучения Модуль «Живопись». Живописная практика Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; основы 1 цветоведения; живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы работы гуашью, акварелью) «Нарисуй мне небо», живописная мозаика (изображение неба в ясный солнечный день или вечером красками, используя пастозную технику; составление коллективной мозаики изображений, достижение ритма цветовых пятен; фотографирование готовых работ) «Родные дали» или «Горный пейзаж», композиция пейзажа, мастеркласс (композиционная схема; пространство, линия горизонта, цвет; гуашь: отработка мазков; акварель: освоение техники лессировки; работа для выставки; фотографирование готовых работ) «Морские просторы», пейзаж, мастер-класс (изображение пейзажа в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях: туман, нежное утро, гроза, буря, ветер и др.; освоение техники по-сырому или смешанной техники) «Зимние игры», композиция (композиция в холодной цветовой гамме; гуашь, смешивание краски на палитре; опорные схемы изображения детских фигур; работа по материалам фотозарисовок «Детские зимние игры» (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); работа для выставки; фотографирование готовых работ) «Цветы в вазе», натюрморт (букет цветов по материалам фотопленэра «Такие разные цветы» (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); цветы холодных и тёплых оттенков; гуашь, отработка мазков; смешение цветов, получение нового цвета и оттенков; работа для выставки; фотографирование готовых работ) «Букет-настроение», натюрморт (букет цветов по материалам фотопленэра «Такие разные цветы» (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); эмоциональная выразительность цвета; цвет тёмный и светлый (тональные отношения), звонкий и приглушённый (тихий); затемнение цвета и разбеление цвета; работа для выставки; фотографирование готовых работ) Натюрморт с натуры (планы, композиционный центр, ближе-дальше, загораживание; цвет, мазок, рефлексы) Третий год обучения Модуль «Живопись». Живописная практика Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1 живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы работы гуашью, акварелью (заливка, вливание цвета в цвет, наложение цвета на цвет); техника гризайля, работа акварелью по восковому рисунку; основы цветоведения) «Цветы», композиция (гуашь, свет, цвет сближенный и контрастный, форма, мазок; фотографирование готовых работ) 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 «Цветы в технике акварели», мастер-класс (приёмы работы по сырой бумаге: заливка, вливание цвета в цвет, наложение цвета на цвет) «Рисуем на пленэре» (поиск композиции; освещение, цвет; вернисаж; фотографирование готовых работ) «Знакомьтесь — гризайль», натюрморт, мастер-класс (рисование натюрморта из сосуда, двух фруктов или овощей в технике гризайля; фотографирование готовых работ) «Плодово-ягодный портрет», композиция (композиция лица из овощей, фруктов и ягод; передача пропорций и мимики; цветовое решение; работа для выставки; фотографирование готовых работ) «На арене цирка», композиция (работа на материале фото- и видеозарисовок (связь с модулями «Восприятие произведений искусства» и «Азбука цифровой графики»); круг (арену) разделить на четыре части, на каждой выполнить сюжетный рисунок и соединить части круга; работа в творческих группах; коллективная композиция; фотографирование готовых работ) «Сюжетная картина», композиция (выбор сюжета: на рыбалке, у костра, под дождём, на прогулке и т. д.; создание композиции; передача контрастного состояния природы (солнечно, ясно, пасмурно, дождливо и т. д.); фотографирование готовых работ) «Весна. Сирень», композиция, мастер-класс (создание композиции с цветами или веткой сирени в смешанной технике: восковые мелки и акварель; фотографирование готовых работ) «Мечты о лете», живописная композиция (передача настроения, впечатления; использование чистого, звонкого цвета, мазка; коллективная работа; фотографирование готовых работ) Четвёртый год обучения Модуль «Живопись». Живописная практика Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1 живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы работы гуашью, акварелью; основы цветоведения) «Ночь и день», диптих, мастер-класс (создание абстрактной композиции с использованием нехудожественных материалов (узкая изоляционная лента или малярный скотч); гуашь, белая или цветная бумага; колорит холодный и тёплый, светлый и тёмный; цветовое пятно, контраст, нюанс) «Пейзаж с архитектурой» (пленэр: набросок произведения архитектуры, ракурс, линейная перспектива; завершение работы в цвете по памяти и по материалам фотопленэра (связь с модулями «Восприятие произведений искусства» и «Азбука цифровой графики»); работа для выставки, фотографирование готовых работ) «Галерея портретов одной сказки» (серия портретов из сказки «12 месяцев»; передача возраста; использование колорита; коллективная работа; работа в творческих группах; фотографирование готовых работ) «Портрет моего героя» (выполнение наброска портрета 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 героя; работа в цвете, гуашь; работа для выставки; фотографирование готовых работ) «Мы с мамой улыбаемся» или «Я и мой папа», портрет (парный портрет; создание композиции, использование колорита для передачи отношения, настроения в портрете; работа для выставки; фотографирование готовых работ) Модуль «Скульптура» Первый год обучения Модуль «Скульптура». Практика по лепке Вводное занятие (материалы, инструменты для лепки; 1 приёмы лепки, смешения цветов пластилина; выполнение упражнений) «Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс (освоение приёмов лепки формы и передачи фактуры овощей и фруктов; составление композиции; фотографирование готовых композиций) «Домашний любимец», композиция (лепка фигурки животного по материалам фотографий на тему «Животное в объективе» (связь с модулем «Азбука цифровой графики») «Друзья всегда вместе», композиция (создание скульптурной композиции, которая изображает человека и животное; фотографирование готовых композиций) «Снеговик у ёлки», скульптура из снега (лепка и фотографирование; работа в паре или в творческой группе; полевая творческая практика: работа в материале) «Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки по мотивам каргопольской игрушки, дымковской игрушки (лошадка, барышня) или филимоновской игрушки; сюжетная композиция «Карусель»; работа в творческих группах; фотографирование готовых композиций) Второй год обучения Модуль «Скульптура». Практика по лепке Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; образцы 1 поделок; материалы и инструменты; приёмы лепки; техника безопасности) «Эти забавные животные», композиция (набросок композиции из двух-трёх фигур животных в движении: игры друг с другом или предметом — мячом, клубком, бантиком, палочкой — по материалам фотозарисовок «Весёлые игры животных» (связь с модулями «Графика» и «Азбука цифровой графики»); лепка фигурок по наброску; фотографирование готовых работ) «Сказки на изразцах», композиция (лепка рельефной композиции с изображением героев из сказок (животных или птиц) «Теремок», «Курочка Ряба», «Бычок — смоляной бочок» и др.; работа в творческих группах; фотографирование готовых работ) «На арене цирка», сюжетная композиция (набросок композиции (связь с модулем «Графика»); лепка фигурок человека и животного; форма, контраст, движение, 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 декоративные детали и расположение героев в пространстве; работа в паре; фотографирование готовых работ) «Создаём образ», мастер-класс (создаём образ сказочного персонажа, животного, насекомого и т. д. из нехудожественных материалов; каркас поделки — бутылочка из пластмассы от молочных продуктов и т. п.; фотографирование готовых работ) Третий год обучения Модуль «Скульптура». Практика по лепке Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; образцы 1 поделок; материалы художественные и нехудожественные, инструменты; приёмы лепки; техника безопасности) «Коты и рыбки», серия статуэток (мелкая пластика; лепка фигурки кота или рыбки по мотивам гжельской майолики; связь с модулем «Декоративно-прикладное искусство») «Кукла-марионетка», мастер-класс (создание куклымарионетки из цветной бумаги, пёстрой бумаги из журналов, ниток, клея, трубочек для сока) «Бульвар басен», скульптурная композиция (лепка героев басен; композиция; пропорции, контраст; работа в творческих группах; коллективная работа; фотографирование готовых композиций) «Городская (уличная) скульптура», проект (выбор сюжета, например, «Дядя Стёпа», «Алиса Селезнёва», «Барон Мюнхгаузен», «Капитан Врунгель» и др.; выполнение наброска композиции; рисунок фигуры человека в движении (связь с модулем «Графика»); контраст; создание скульптурной композиции; фотографирование готовых работ) Четвёртый год обучения Модуль «Скульптура». Практика по лепке Вводное занятие (материалы, инструменты, приёмы лепки; 1 техника безопасности) «Мастерская скульптора: будем лепить животное», игровая творческая ситуация, лепка (лепка дикого животного: носорога, льва, пантеры, лося, белого медведя и т. д. по фото- и видео материалам (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); создание каркаса; этапы работы над скульптурой (набивание общей массы, проработка деталей формы, обобщение); фотографирование готовых работ) «Героям-защитникам (танкистам, пограничникам и др.)», проект памятной доски (эскиз рельефа; рельефная композиция в материале; коллективная работа или работа в творческих группах; фотографирование готовых работ) «Солдаты русской армии 1812 года», скульптурная батальная композиция (создание эскиза и лепка солдат времён Отечественной войны 1812 года (знаменосца, пехотинца, барабанщика и др.); создание сюжета батальной композиции; коллективная работа; фотографирование готовых композиций) 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 2 5 «Зимние забавы», «Хоккей», «Лыжня» и т. п., жанровые сценки (выбор сюжета; выполнение наброска; лепка жанровой композиции по наброску; работа в творческих группах; выставка-конкурс; фотографирование готовых работ) Модуль « Декоративно-прикладное искусство» Первый год обучения Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Декоративноприкладная практика Вводное занятие (материалы, инструменты, техники работы; 1 техника безопасности) «Волшебное превращение листьев», аппликация 1 (превращение листьев в элемент узора; силуэт, симметричное вырезывание; аппликация; работа в творческих группах; фотографирование готовых композиций) «Чудо-посуда», панно (роспись картонной формы посуды 2 узорами городецкой и хохломской росписи; орнамент в полосе (рамка); коллективная работа) «Рисуем бабочку нитью», мастер-класс (декоративное 3 рисование: рисунок бабочки с помощью приёмов нетрадиционной техники изображения) «Такие разные игрушки», мастер-класс (освоение приёмов 4 изготовления игрушек из нехудожественных материалов (ниток, лоскутков) Декоративное рисование (украшаем птиц, рыб, животных 5 — ящерку, жирафа и др.; техника тинга-тинга или техника на выбор; силуэт; работа для выставки; фотографирование готовых работ) «Ювелиры», сюжетная игра (создание в технике монотипии 6 комплекта украшений — бус, ожерелья, браслета, серёг — для мамы, сестры, для героев любимых книг (добрых или злых) или для времени года; вариант задания: выполнение украшения в программе Paint; индивидуальная работа; компьютерный класс (связь с модулем «Азбука цифровой графики») «Чем нарядим ёлочку?», работа в технике оригами 7 (создание набора ёлочных игрушек в технике оригами или создание игрушек для украшения ёлки приёмом декорирования природных форм, например декорирование сосновых шишек бусинами) «Нарядилась ёлочка», конкурс (продолжение темы 8: 8 украшение ёлки готовыми игрушками; фотографирование композиции; конкурс практических работ) «Танцующие снежинки», воздушная подвеска (создание 9 украшения для класса; коллективная работа; фотографирование готовых работ) «Хоровод из ёлочек», украшение упаковки для подарка, 10 мастер-класс (освоение приёма декорирования; украшение упаковки-коробочки для подарка) «Вьём весеннее печенье «тетёрочки», лепка (лепка печенья 11 (восьмёрочка, кудёрушка, курушка, вьюха, конёчки, решето, околышки и т. д.) из элементов замкнутого орнамента «тетёрочки»; фотографирование готовых изделий) 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Второй год обучения Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Декоративноприкладная практика Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1 материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности) «В гостях у Мухи-Цокотухи» и «Чаепитие у Федоры», 1 декоративные панно (сюжетная игра-конкурс «Накроем стол для чаепития»; роспись картонной формы посуды по мотивам разных промыслов, украшение орнаментом; работа над декоративной композицией в творческих группах; фотографирование готовых панно) «Нарядные игрушки», декоративная роспись (роспись 2 бумажной конструкции игрушки по мотивам игрушек народных промыслов, связь с модулем «Архитектура»; фотографирование готовых игрушек) «Маска из бумаги и не только», мастер-класс (освоение 3 приёмов создания маски в различных техниках: коллаж из цветной ткани, обрывная аппликация, работа с фантиками, работа с природными материалами и т. п.) «Красивый наряд новогодней ёлки», декоративная 4 композиция (выполнение декоративной композиции в разных техниках; работа в паре; конкурс; фотографирование готовых работ) «Костюмированный бал», композиция (создание 5 композиции-импровизации по мотивам палехской росписи или выполнение коллажа-аппликации из изображений людей в исторических костюмах из журналов и интернета, или композиция из симметрично вырезанных ажурных фигур в костюмах; работа в творческих группах; фотографирование готовых работ) «Портрет Весны-красны» (оформление в технике 6 аппликации-коллажа шаблона-силуэта; украшение из цветов и бабочек праздничного платья с орнаментом и т. д.; работа в творческих группах для выставки; фотографирование готовых работ) «Как игрушки-тарарушки зиму прогнали», декоративная 7 композиция (выполнение декоративной композиции в полосе по мотивам красочных фигурок-тарарушек из Полховского Майдана; коллективная работа; фотографирование готовых работ) «Дизайн украшений», проект (создание дизайна украшения 8 для злой и для доброй феи, для колдуна и доброго воина; форма, сочетание цветов; коллаж, смешанная техника или компьютерная графика (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); фотографирование готовых работ) Третий год обучения Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Декоративноприкладная практика Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1 1 материалы, инструменты, техники исполнения; аквагрим; техника безопасности). «Лоскутная мозаика» (работа в технике аппликации или 2 1 2 2 2 3 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 4 5 6 гуаши; формат бумаги 15×15 см; использование элементов орнамента «изба», «колодец», «ёлочка», «мельница», «пила»; коллективная работа; фотографирование готовых работ) «Коты и рыбки», серия статуэток (роспись пластилиновой фигурки по мотивам росписи гжельской майолики (связь с модулем «Скульптура»); работа для выставки; фотографирование готовых работ) «Цветочная композиция» (создание цветочной композиции, поиск цветового решения (связь с модулем «Живопись»); импровизация по мотивам росписи жостовских или павловопосадских цветов; работа для выставки; фотографирование готовых композиций) «Маска-образ» (эскизы масок сказочных героев; выполнение масок по эскизам в техниках аппликации, бумагопластики, коллажа или игра «Герои в масках аквагрима»; работа в творческих группах; фотографирование для галереи образов) «Волшебное превращение», сувенир, мастер-класс (выполнение сувенира из нехудожественных материалов, например пластиковых ложек (образ кувшинки, тюльпаны, божьей коровки и т. д.) Четвёртый год обучения Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Декоративноприкладная практика Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; 1 1 материалы, инструменты, техники исполнения; папье-маше; металлопластика; техника безопасности) «Мировое древо», аппликация (эскиз; создание аппликации 2 по мотивам русской народной вышивки; работа в творческих группах; фотографирование готовых работ) «Фантастическое животное — орнаментальный мотив», 3 работа в технике папье-маше (создание эскиза образасимвола в архитектурном орнаменте; воплощение образа согласно эскизу в материале (папье-маше из яичных лотков); роспись; коллективная работа; фотографирование готовых работ) «Звери и птицы в узорах разных народов», рельеф на фольге 4 (создание эскиза; выполнение рельефа на фольге; работа с картоном, пластилином, алюминиевой фольгой; коллективная композиция; фотографирование готовых работ) «Восточный мотив», декоративный натюрморт 5 (декорирование орнаментом поверхности силуэтов предметов; чёрный контур, локальный цвет; материалы: тонированная бумага, гуашь, чёрная гелевая ручка, чёрный фломастер) «Сказка на шкатулке», народный костюм (эскиз на тему 6 сюжета «Хозяйка медной горы», «Алёнушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка» и др.; создание мужского и женского народного костюма; роспись; работа для выставки; фотографирование готовых работ) «Праздник в стиле Городца», сюжетная композиция-панно 7 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 (создание росписи-импровизации по мотивам росписи Городца; темы на выбор: «Катание с гор», «Праздник Красной горки», «Базар», «На площади», «У колодца»; работа в творческих группах, коллективная работа; работа для выставки; фотографирование готовых композиций) Итого 135 часов за 4 года Календарно-тематическое планирование для 1-го класса № п/п 1 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема «Волшебница Кисть» «Каждому цветку своё время», натюрморт «Осенняя природа», пейзаж «Волшебное превращение листьев», аппликация «Ежик» «Осень в фруктовых красках», натюрморт «Чудо-глина», материалы и инструменты для лепки «Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс по лепке «Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс по лепке Декоративное рисование: украшение птиц, рыб, животных «Танцующие снежинки», воздушная подвеска «Такие разные игрушки», мастер-класс Декоративное рисование: украшение птиц, рыб, животных «Сказочный зимний лес», пейзаж «Чем нарядим ёлочку?», работа в технике оригами «Нарядилась ёлочка», конкурс «Хоровод из ёлочек», мастер-класс упаковка для подарка «Снеговик у ёлки», скульптура из снега «Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки «Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки «Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки «Домашний любимец», композиция (лепка фигурки животного по материалам фотографий на тему «Животное в объективе» (связь с модулем «Азбука цифровой графики») «Друзья всегда вместе», композиция (создание скульптурной композиции, которая изображает человека и животное; Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 фотографирование готовых композиций) «Ювелиры», сюжетная игра (создание украшений) «Вьём весеннее печенье «тетёрочки», лепка (лепка печенья) «Рисуем бабочку», мастер-класс «Весеннее настроение», композиция «Цветы распускаются», композиция «Моё настроение», композиция «Чудо-посуда», (роспись картонной формы посуды узорами городецкой и хохломской росписи) «Галерея сказочных героев» «Галерея сказочных героев» «Что нам дарит осень, зима, весна и лето?», коллаж (коллективная работа) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 33 Календарно-тематическое планирование для 2-го класса № Тема Кол-во часов п/п 1 Основы цветоведения; живописные материалы, приёмы работы 1 гуашью, акварелью). Пейзаж акварель 2 Основы цветоведения; живописные материалы, приёмы работы 1 гуашью, акварелью). Пейзаж «Родные дали», гуашь 4 «Нарисуй мне небо». Пейзаж, акварель 1 5 «Горный пейзаж», гуашь 1 6 «Морские просторы», гуашь 1 7 «Букет-настроение», натюрморт 1 8 Материалы и инструменты; приёмы лепки; «Эти забавные животные», 1 композиция 9 «Эти забавные животные», композиция 1 10 «Эти забавные животные», композиция 1 11 Нарядные игрушки. Материалы, инструменты, техники работы. 1 12 «Нарядные игрушки», декоративная роспись 1 13 «Нарядные игрушки», декоративная роспись 1 14 «Нарядные игрушки», декоративная роспись 1 15 «Маска из бумаги и не только», мастер-класс 1 16 «Красивый наряд новогодней ёлки», декоративная композиция 1 17 «Костюмированный бал», композиция 1 18 Материалы и инструменты; приёмы лепки; «Сказки на изразцах», 1 композиция 19 «Сказки на изразцах», композиция 1 20 «Сказки на изразцах», композиция 1 21 «Зимние игры» гуашь, акварель 1 22 «Как игрушки-тарарушки зиму прогнали», подготовка материалов. 1 23 «Как игрушки-тарарушки зиму прогнали», декоративная композиция 1 24 «Цветы в вазе», натюрморт 1 25 «В гостях у Мухи-Цокотухи», декоративное панно 1 26 «Чаепитие у Федоры», декоративное панно 1 27 «Дизайн украшений», проект , подготовка 1 28 «Дизайн украшений», проект 1 29 «На арене цирка», сюжетная композиция 1 30 «На арене цирка», сюжетная композиция 1 31 «Создаём образ», мастер-класс 1 32 «Создаём образ», мастер-класс 1 33 34 «Портрет Весны-красны», коллах Натюрморт с натуры (планы, композиционный центр, перспектива, цвет, мазок) 1 1 Итого: 34 Календарно-тематическое планирование для 3-го класса № п/п 1 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема «Цветы», композиция. Гуашь, её свойства и приёмы работы. «Цветы», композиция, гуашь. «Цветы», композиция. Акварель, её свойства и приёмы работы «Цветы», композиция, акварель «Плодово-ягодный портрет», композиция «Сюжетная картина», акварель, гуашь Материалы, инструменты, техники работы. «Коты и рыбки», серия статуэток «Коты и рыбки», серия статуэток «Коты и рыбки», серия статуэток «Коты и рыбки», роспись «Коты и рыбки», роспись «Городская (уличная) скульптура», проект «Маска-образ» «Маска-образ» «Волшебное превращение», сувенир, мастер-класс «Волшебное превращение», сувенир, мастер-класс Материалы, инструменты, техники работы. «Бульвар басен», скульптурная композиция «Бульвар басен», скульптурная композиция «Бульвар басен», скульптурная композиция «На арене цирка», композиция Материалы, инструменты, техники работы «Кукла-марионетка» «Кукла-марионетка», мастер-класс «Кукла-марионетка», мастер-класс «Лоскутная мозаика», аппликация-орнамент «Лоскутная мозаика», аппликация-орнамент Материалы, техника работы, цвета, формы Хостовской росписи. «Цветочная композиция». «Цветочная композиция», жостовская роспись «Цветочная композиция», жостовская роспись «Весна. Сирень», композиция в смешанной технике: восковые мелки, акварель «Знакомьтесь — гризайль», натюрморт «Рисуем на пленэре». Поиск композиции; освещение, цвет «Рисуем на пленэре», акварель «Мечты о лете», живописная композиция Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Итого: 34 Календарно-тематическое планирование для 4-го класса Кол-во часов Материалы, техника работы, цвета, формы. «Ночь и день», диптих 1 «Ночь и день», диптих, гуашь 1 «Ночь и день», диптих, гуашь 1 Набросок произведения архитектуры, ракурс, линейная перспектива; 1 «Пейзаж с архитектурой», пленэр. 6 «Пейзаж с архитектурой», пленэр. 1 7 «Пейзаж с архитектурой», работа в цвете по памяти 1 8 «Галерея портретов одной сказки», серия портретов из сказки «12 1 месяцев. 9 «Галерея портретов одной сказки», серия портретов из сказки «12 1 месяцев. 10 «Я и мой папа», портрет, гуашь, акварель 1 11 Материалы, инструменты, техника безопасности «Мировое древо», 1 аппликация 12 «Мировое древо», аппликация 1 13 «Мы с мамой улыбаемся», портрет, гуашь, акварель 1 14 Материалы, инструменты, техника безопасности «Фантастическое 1 животное », папье-маше 15 «Фантастическое животное», папье-маше 1 16 «Праздник в стиле Городца», сюжетная композиция-панно 1 17 «Праздник в стиле Городца», сюжетная композиция-панно 1 18 Материалы, инструменты, приёмы лепки; техника безопасности. 1 «Зимние забавы», жанровые сценки 19 «Зимние забавы», жанровые сценки 1 20 «Зимние забавы», жанровые сценки 1 21 Материалы, инструменты, приёмы лепки; техника безопасности. 1 «Мастерская скульптора: будем лепить животное» 22 «Мастерская скульптора: будем лепить животное» 1 23 Материалы, инструменты, приёмы лепки; техника безопасности 1 «Героям-защитникам», проект памятной доски 24 «Героям-защитникам», проект памятной доски 1 25 «Звери и птицы в узорах разных народов», рельеф на фольге 1 26 «Звери и птицы в узорах разных народов», рельеф на фольге 1 27 «Портрет моего героя», гуашь, акварель 1 28 Материалы, инструменты, приёмы лепки; техника безопасности 1 «Солдаты русской армии 1812 года», скульптурная батальная композиция 29 «Солдаты русской армии 1812 года», скульптурная батальная 1 композиция 30 «Солдаты русской армии 1812 года», скульптурная батальная 1 композиция 31 «Восточный мотив», декоративный натюрморт 1 32 «Восточный мотив», декоративный натюрморт 1 33 «Сказка на шкатулке», народный костюм 1 34 «Сказка на шкатулке», народный костюм 1 Итого № п/п 1 2 4 5 Тема 34 часа