РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 28.08. 2023г. Руководитель МСШ Хинконен Л.И. «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 29.08.2023г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №131 от 29.08.2023г. Директор Герасимчук Н.Н.. школы Герасимчук Н.Н. Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Флорбол» спортивно-оздоровительной направленности для учащихся 2-3 классов Срок реализации – 1 год Составитель программы: Сагайдак Елена Геннадьевна, учитель начальных классов г. Костомукша 2023г. Пояснительная записка Настоящая общеразвивающая рабочая программа «Флорбол» (далее, Программа) по внеурочной деятельности» спортивно-оздоровительной направленности разработана для ориентирована на младших школьников без специальной подготовки, для учащихся с первого класса. Целевая направленность заключается в подготовке физически здорового поколения, способного повышать уровень своего физического развития посредством новейших образовательных технологий. Игра в флорбол привлекательна своей разновозрастной доступностью. В тоже время флорбол улучшает работу сердечно сосудистой и дыхательной систем. Укрепляет костную систему, развивает подвижность суставов, увеличивает силу и эластичность мышц. Постоянно меняющаяся игровая обстановка способствует улучшению периферического зрения, точности и ориентировки в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Благодаря своей эмоциональности игра в флорбол представляет собой средство не только физического развития, но и психологической разгрузки. Программа, опираясь на особенности развития флорбола, как вида спорта, использует основные методические положения для реализации задач физического воспитания младших школьников. Новизна Программы связана с тем, что этот вид спорта ещё мало известен, а поэтому интересен. Кроме того, он развивает такие двигательные качества, как координация, гибкость, скоростные и скоростно-силовые способности. Актуальность Программы заключается в её новизне. Она стимулирует готовность пробовать свои силы в новом виде спорта, реализовать свои желания участвовать в соревнованиях. Основой подготовки занимающихся флорболом является универсальность в овладении технико-тактическими приёмами игры. Педагогическая целесообразность – заключается в развитии разнообразных умений и навыков, таких как моторика, умственные способности, понимание сути игры и социальные навыки. Цель Программы: укрепление здоровья, формирование основ двигательной культуры, удовлетворение биологической потребности в движениях в процессе приобщения учащихся к элементам флорбола. Задачи: Оздоровительные: способствовать совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов; способствовать развитию всех групп мышц; способствовать развития функций центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижности), органов чувств, двигательного анализатора. Образовательные: формировать первоначальные представления о флорболе (познакомить с правилами игры, инвентарем, действиями игроков); формировать у детей двигательные умения и навыки (общие и специальные, т.е. присущие данному виду спорта); развивать физические качества (быстрота, ловкость, сила, выносливость). Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям спортом; в процессе игры воспитывать следующие качества: ответственность, чуткость, внимательное отношение к товарищу, справедливость, дисциплинированность; учить следовать правилам; стараться избегать споров и конфликтов, в случае необходимости решать их конструктивным способом. Принципы построения Программы строятся на следующих подходах: личностно-ориентированного подхода; природосообразности (учитывается возраст воспитанников); сотрудничества; систематичности, последовательности, наглядности обучения; от простого к сложному. Сроки реализации Программы: 1 год обучения. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год). Формы организации занятий Практические — занятия, в ходе которых выполняются конкретные задания по отработке умений и навыков в выполнении технических и тактических приемов игры, как индивидуально, так и в составе команды. Все практические занятия безусловно построены на предварительной теоретической подготовке, детальных разборах и поэлементных отработках. Практические занятия самые длительные и трудоемкие и охватывают: индивидуальную техническую подготовку, техническую и тактическую командные подготовки. Почти все практические занятия составляют игровую практику обучаемых. Объем практических занятий почти всегда имеет дефицит времени в программе, который в некоторой степени может быть уменьшен за счет комбинированных занятий. Комбинированные занятия — занятия, совмещающие теоретическую и игровую подготовку, на которых одновременно происходит детальный разбор и отработка технических и тактических приемов игры с разбивкой группы на части по 2-3 обучаемых. На данных занятиях происходит неоднократный теоретический и практический разбор и показ каждому обучаемому отрабатываемых элементов и приемов с локальной игровой практикой. Как правило, эти занятия охватывают темы по изучению стандартных игровых ситуаций, наиболее четко и однозначно прописанных в Правилах. Игровая практика составляют основу обучения и поэтому в их состав также входит игровая практика в виде соревнований, турниров и пр. видов открытых игр, как предусмотренные настоящей программой, так и дополнительная, организованная федерацией флорбола. Контрольные — занятия, проходящие в формах контрольного опроса, нормативно-тестовой оценки, зачетов и диагностики. Очень важный этап обучения, в проведении которого участвуют не только педагог и обучаемый, но и третьи лица (медицина, судейство и т.п.). Необходимость этих занятий — установить уровень и качество усвоения материала, определить и зафиксировать динамику развития и подготовки, соответствие возрастным нормативам, провести анализ и прогнозирование результатов дальнейшей подготовки, выйти на уровень начального флорбола и спортивной профориентации (до присвоения первичных разрядов). Данный вид занятий проходит, как постоянно, так и поэтапно в течение обучения Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты освоения настоящей программы рассматриваются и оцениваются по следующим критериям: К концу обучения младший школьник научится: пониманию истории развития вида спорта «Флорбол» в стране и в мире; правилам игры в флорбол; технике выполнения двигательных действий игры флорбол; тактическим приемы в флорболе; содержанию физических упражнений игры флорбол; способам организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с использованием средств флорбола, правила использования спортивного инвентаря и оборудования. Умению: выполнять основные технические и тактические приемы флорбола; организовать самостоятельные занятия с использованием средств флорбола; проводить разминку, организовать проведение игры во флорбол, подвижных игр; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях. Развитию качества личности: воспитать интерес и стремление к здоровому образу жизни; повысить общую и специальную работоспособность обучающихся; развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе. Структура занятий 1. Разминка. 2. Ознакомление детей с новым материалом (показ, повторение детьми, включение в игровое упражнение). 3. Повторение и закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков в процессе игр и упражнений. Формы организации деятельности учащихся на занятиях: эстафета; соревнование; тренировка; игра. Приемы и методы обучения: словесный; наглядный; практический; игровой. Учебно-тематический план. № п/п Наименование темы (раздела) Количество часов 1 2 3 4 5 Теоретическая подготовка Общефизическая подготовка (ОФП) Специальнофизическая подготовка (СФП) Основы техники игры Основы тактики игры Итого 2 2 4 10 16 34 Содержание программы Программа построена на принципах доступности, системности и преемственности. Программой предусматривается взаимосвязь при изучении понятий всего курса. Программа курса «Флорбол» включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются история возникновения и развития флорбола, правила игры, жесты судей, вопросы техники и тактики игры во флорбол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися акцентируется внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Теоретическая подготовка Обеспечение техники безопасности в флорболе. Основные причины, вызывающие травмы в флорболе. Требования, предъявляемые к инвентарю и одежде. Поведение игроков во время тренировок и соревнований. Флорбол в России и за рубежом. Происхождение и первоначальное развитие флорбола. Появление и развитие современного флорбола в России и за рубежом. Правила игры. Организация и проведение соревнований. Изучение правил игры. Основные права и обязанности игроков. Значение спортивных соревнований. Изучение и анализ техники основных приемов игры. Понятие о спортивной технике. Характеристика основных технических приемов флорбола. Изучение и анализ тактики игры. Общие понятия о технике и тактике игры. Тактика игры в нападении и в обороне, при переходе от нападения к обороне и наоборот. Места занятий. Оборудование. Одежда и инвентарь спортсменов в флорболе. Поле для проведения тренировочных занятий и соревнований. Подсобное оборудование и его назначение. Уход за спортивным инвентарем и оборудованием. Требования к спортивной одежде, оборудованию, инвентарю. Общая физическая подготовка Строевые упражнения. Команды для управления группой. Построение, расчет. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Повороты на месте и в движении. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц шеи, упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц ног. Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами, упражнения в парах с передачами, бросками и ловлей мяча, упражнения со скакалкой, упражнения с малыми мячами: броски; ловля мячей после подбрасывания вверх, удара об пол, удара в стену: ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка в движении. Акробатические упражнения. Группировка в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад), из исходного положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в сторону из положения лежа и упора стоя на коленях. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 30-40 м.; повторный бег 2-3 раза по 20 – 30 м.; бег 30 – 60 м. с низкого старта; эстафетный бег с этапами до 60 м.; бег до 60 м. с препятствиями; бег в чередовании с ходьбой до 400 м.; кросс 1000-2000 м. Подвижные игры. Игры с мячом, с беговыми упражнениями, с прыжками, с метанием, с сопротивлением, на внимание, на координацию: «Гонки мячей», «Салки», «Пятнашки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Мяч капитану», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту» , «Вызывай смену», «Борьба за мяч». Эстафеты. Эстафеты встречные и комбинированные с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, с расставлением и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов. Специальная физическая подготовка Упражнения для развития быстроты. По зрительному сигналу ускорения с места с максимальной скоростью на 5, 10, 15 м. Ускорения из различных исходных положений в различных направлениях. Бег с максимальной скоростью и резкими остановками, с внезапным изменением скорости и направления движения по зрительному сигналу. Бег по виражу, по спирали, кругу, восьмерке (лицом и спиной вперед). Упражнения с мячами (футбольными, баскетбольными, теннисными) у стенки, связанные с бросками и ловлей отскочившего мяча в максимально быстром темпе. Подвижные игры: «Вызов», «Скалкиперестрелки», «Бегуны», «Круговая охота», «Мяч капитану». Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки с места и с разбега. Прыжки со скакалками. Метание набивных мячей весом до 1кг. от груди, из-за головы, сбоку, снизу, вперед, назад. Упражнения с набивными, футбольными, баскетбольными мячами: сгибание и разгибание рук, маховые и круговые движения, броски на дальность, ловля мячей. Подвижные игры: «Бой петухов», «Перетягивание через черту» и др. Спортивные игры: футбол. Упражнения для развития выносливости. Длительный равномерный бег (частота пульса 110-120 уд/мин). Переменный бег (частота пульса 130-140 уд/мин) Кроссы 1-2 км. Интервальный бег на коротких отрезках с максимальной скоростью в течение 4-5 мин. (работа 5-12 с., интервалы отдыха 15-30 сек.) Чередование бега с максимальной, умеренной и малой скоростью. Серийное, интервальное выполнение игровых и техникотактических упражнений с интенсивностью 75-85% от максимальной (длительность одного упражнения не больше 20-30 сек., интервалы отдыха 1,5-2,5 мин., число повторений в серии 3-5 раз, интервалы отдыха между сериями 10-12 мин., число серий 12). Упражнения для развития ловкости. Эстафеты с предметами и без предметов. Бег с прыжками через препятствия. Игра клюшкой стоя на коленях, в полуприсяде и в присяде. Выполнение изученных способов остановки и передачи мяча во время ходьбы, бега, прыжков, после ускорений. Передача мяча в движущуюся цель. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом», «Ловля парами», «Невод» и т.д. Упражнения для развития гибкости. Маховые движения руками, ногами с большой амплитудой, с отягощениями, пружинистые наклоны в разные стороны. Упражнения с клюшкой и партнером. Упражнения для увеличения подвижности суставов и растягивания мышц, несущих основную нагрузку в игре. Техническая подготовка. Техника передвижения. Стойка флорболиста (высокая, средняя, остановками). Бег. Бег с прыжками, поворотами, резкими остановками. Бег спиной вперед. Бег приставными и скрестными шагами. Техника владения клюшкой и мячом Техника нападения. Обучение хвату клюшки одной, двумя руками. Ведение мяча. Ведение без отрыва клюшки от мяча (перед собой, сбоку). Ведение мяча толчками концом крюка и серединой крюка (перед собой, сбоку). Ведение (широкое и короткое). Ведение мяча «восьмеркой». Бросок мяча. Выполнение броска с «удобной» и «неудобной» стороны, на месте и в движении. Остановка мяча ногой, бедром, грудью, клюшкой. Выполнение остановки мяча с уступающим и без уступающего движения. Остановки с «удобной» и «неудобной» стороны. Техника защиты. Отбор мяча ногой. Выполнение отбора при встречном движении и сбоку. Отбор мяча клюшкой, корпусом, «вытаскивание мяча» концом крюка клюшки. Техника игры вратаря. Обучение основной стойке. Принятие основной стойки по сигналу, после бега лицом и спиной вперед, передвижение толчком голеностопа – выполнение упражнения (например, передвижение влево – основная стойка, передвижение вправо – основная стойка). Ловля и отбивание мяча. Обучение передвижению в воротах в основной стойке. Обучение ловле мяча рукой, отбиванию его ногой, туловищем, головой. Тактическая подготовка Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия. Ведение, обводка, атака ворот. Умение ориентироваться на игровой площадке. Выполнение различных действий без мяча и с мячом в зависимости от действий партнеров, соперников. Групповые действия. Передачи. Передачи мяча в парах, тройках, на месте и в движении. Взаимодействие в парах с целью выхода на свободное место, игра в «стенку». Игра в атаке: 2х0, 3х0, 2х1, 3х1. Обучение передачам мяча в квадратах с различным сочетанием игроков: 3х2, 4х3, 3х1, 3х3, 5х4. Тактика игры в защите. Индивидуальные действия: выбор места для оборонительного действия, перехват продольной и диагональной передачи, отбор мяча. Групповые действия: умение подстраховать партнера. Тактика игры вратаря. Обучение и совершенствование правильного и своевременного выбора места в воротах при атаке. Обучение выбору способа отражения мяча при разных уровнях полета мяча. Обучение умению концентрировать внимание на игроке, угрожающем воротам. Материально-технического обеспечение занятий № п/п Наименование спортивного оборудования и инвентаря Количество 1 Ворота флорбольные (комплект) 2 2 Клюшки флорбольные 70 3 Флорбольные мячи 100 4 Комплект конусов тренировочных 2 5 Комплект фишек тренировочных 2 6 Корзина для мячей 1 7 Манишки 20 8 Форма для вратаря 2 9 Доска тактическая 10 Размер поля 9 м. х 18 м. до 40 м. на 20 м. 1 Планируемые результаты освоения программы Результаты освоения программного материала по программе «Флорбол» оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения программы «Флорбол». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия флорболом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания программы «Флорбол», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения программы «Флорбол». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по флорболу. Список литературы 1. Баженов, А.А. Правила соревнований и технические приемы во флорболе / А.А. Баженов // Физическая культура в школе. – 2005. - № 5. – С. и № 6. 2. Баженов, А.А. Флорбол. Тактика игры / А.А. Баженов // Физическая культура в школе, 2007, № 1 и № 2. 3. Быков, А.В. Оборонительные действия в структуре технико-тактических показателей игроков различных амплуа во флорболе / А.В. Быков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2011. - № 2 (72). – С. 31-34. 4. Быков, А.В. Спорный мяч и способы его выигрыша в игровой деятельности флорбольных команд / А.В. Быков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2012. - № 4 (86). – С. 15-20. 5. Быков, А. В. Флорбол. Правила соревнований : учебное пособие / А. В. Быков Северодвинск : Изд-во Севмашвтуз, 2010. - 56 с. 6. Комков, А.Г. Методические особенности обучения во флорболе / А.Г. Комков, А.В. Быков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. - № 1. – С. 66-70. 7. Костяев В.А. Методика начального обучения технике флорбола. Сборник «Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта» – Архангельск: АГМА, 2008. – 83с. 8. Репина, В. Тренируемся и играем в удовольствие / В. Репина // Спорт в школе. – М. : Изд. Дом «Первое сентября» , 2005. - № 21 9. Спортивные игры : техника, тактика, методика обучения : рек. УМО вузов РФ по пед. образованию в качестве учеб. для студентов пед. вузов по специальности 033100Физическая культура / под ред. Ю.Д. Железняка; под ред. Ю.М. Портнова .— М. : Академия, 2012 .— 517, с. Список литературы для детей: 10. http://www.floorballclub.ru/floorball/history.shtml- история флорбола 11. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%BE% D0%BB-викепедия 12. http://www.ffrus.ru/rus/pravila/-правила игры. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Флорбол» для учащихся 2-3 классов № Тема занятия Количе п/п ство часов Ознакомление с правилами безопасности на занятиях по флорболу. 1 1 Обучение хвату клюшки одной рукой, двумя руками. Обучение хвату клюшки одной рукой, двумя руками. Обучение 2 1 стойке флорболиста (высокая,средняя,низкая) 3 Передвижение по площадке бег с прыжками, поворотами 1 Прием и передача мяча на месте и в движении. 4 1 5 Приемы и упражнения по приему, остановке и ведению мяча. 1 Ведения мяча перед собой, сбоку по прямой и по дуге. Эстафеты c 6 1 клюшкой и мячом. 7 Ведения мяча по прямой и по дуге. Эстафеты c клюшкой и мячом. 1 Передвижение по площадке бег с прыжками, поворотами, резкими 8 1 остановками. 9 Техника передвижений по площадке без клюшки, с клюшкой. 1 Понятия об ударах и бросках, теоретические пояснения выполнения 1 1 ударов и бросков по элементам. 11 Техника выполнения броска на месте и в движении 1 12 Обучение технике отбора мяча. 1 13 Совершенствование ведения мяча. Учебная игра. 1 14 Изучение техники игры в вратаря Учебная игра. 1 15 Совершенствование техники владение клюшкой и мячом. 1 Тактика нападения: выполнения броска в движении. Парная 16 1 эстафета. Тактика нападения ведения и бросок мяча. Техника игры вратаря. 17 1 Учебная игра. Тактика нападения: остановка мяча ногой и бедром. грудью, 18 1 клюшкой. Учебная игра. Тактика нападения: остановка мяча грудью и клюшкой. Учебная 19 1 игра. 20 Тактика нападения: остановка мяча ногой. Эстафета с клюшкой и 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 мячом. Тактика нападения: бросок мяча с удобной и неудобной стороны. Учебная игра. Тактика защиты: отбор мяча ногой. Тактика защиты: отбор мяча клюшкой и корпусом. Тактика защиты: вытаскивание мяча концом крюка клюшки. Учебная игра. Тактика защиты: отбор мяча при встречном движении и сбоку. Учебная игра. Изучение правил проведения соревнований по флорболу. Учебная игра. Ведения мяча без отрыва клюшки от мяча. Передачи мяча по кругу 1-2 мячами. Эстафета с клюшкой и мячом. Передачи мяча в парах, тройках на месте и в движении Совершенствование отбора мяча Бросок мяча на месте и в движении. Тактика нападения: остановка прыгающего и летящего мяча на месте. Учебная игра. Техника приема мяча на ходу с последующим ведением до удара. Учебная игра. Техника броска мяча в одно касание после передачи мяча. Учебная игра. Понятия атаки, обороны. Варианты игры в меньшинстве. Учебная игра. Выполнение тактической комбинации 1х1, 2х1, 3х2 со сменой места. Учебная игра. Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ФЛОРБОЛУ Атака - действия команды, направленные на забрасывание мяча в ворота противника. Атака начинается, когда команда отбирает мяч, и кончается с потерей мяча, либо взятием ворот. Автогол - гол, забитый игроком в собственные ворота. Быстрая атака — резкое стремление к воротам соперника с целью забить гол. Борт - специальное ограждение флорбольной площадки. Высота бортов, окаймляющих площадку по периметру, над уровнем пола составляет 50 сантиметров. Бросок - способ забросить гол в ворота соперника. Буллит - штрафной бросок мяча. Буллиты бывают как послематчевыми, так и игровыми. Послематчевые могут назначаться для выявления победителя по окончанию основного и дополнительного игрового времени. Ведение мяча — технический прием, когда игрок, двигаясь в определенном направлении, ведет клюшкой мяч хватом одной или двумя руками. Вратарь — игрок, обязанностью которого является исключительно защита ворот, играет без клюшки. Вратарская зона — часть игрового поля, в которой может играть только вратарь. Ворота - конструкция прямоугольной формы, куда направляют мяч, чтобы забить гол. Гол (взятие ворот) - попадание мяча в ворота, при котором мяч полностью пересекает линию ворот и не было зафиксировано нарушения правил. Голевой пас - передача мяча от игрока своей команды, в результате которой был забит гол. Дисквалификация — запрет игроку или команде участвовать в игре за грубое нарушение правил или моральных норм спортивной этики. Жеребьевка — способ, помогающий определить, какая из команд может первой начать игру или имеет право выбрать площадку. Жест судьи — движения рук, которыми судья демонстрирует факт нарушения правил или дальнейшее продолжение игры. Замена игроков — ситуация, когда тренер заменяет играющих на площадке одного или нескольких флорболистов запасными игроками. Запасной игрок — спортсмен, официально внесенный в протокол матча и находящийся в момент игры на скамейке запасных. Он может в любой момент по решению тренера заменить кого-либо из играющих на площадке. Защита - организованные технико-тактические действия команды, направленные на защиту своих ворот. Действия в защите начинаются когда команда теряет мяч, и кончаются с отбором мяча, либо взятием ворот. Защитник — игрок, основная функция которого - помешать нападающему команды соперника атаковать ворота и забить гол. Игра в большинстве/меньшинстве - численное преимущество, либо наоборот меньшинство, команды, когда игрок одной из команд за нарушение правил удаляется с площадки. Клюшка - спортивный снаряд для игры во флорбол, используемый для бросков, передач и ведений мяча. Линия ворот — линия шириной между стойками ворот. Линия площади ворот — линия, ограничивающая вратарскую площадку. Линия середины поля — линия шириной 5 см, которая делит флорболную площадку на две равные части. Маска - элемент экипировки вратаря, предназначенный для защиты головы. Наколенник — специальное защитное средство от травм колена. Налокотник — специальное защитное средство от травм локтя. Нападение (атака) — организованные технико-тактические действия игроков с целью забить гол. Нарушение - несоблюдение правил игры во флорболе. Карается различными штрафами в виде удаления или штрафного броска. Штрафы за различные нарушения прописаны в правилах игры во флорбол. Ошибка — неточно выполненное техническое или тактическое действие. Отбор мяча - переход мяча от игрока одной команды к игроку другой. Происходит различными способами. Обводка (финт) - игровой прием (движения флорболиста), направленные на обыгрывание противника в конкретной игровой ситуации. Пас или передача - важная составная часть действий игрока, в ходе которой мяч переправляется от игрока с мячом партнеру. Передача мяча — технический прием, с помощью которого игроки осуществляют взаимодействие между собой для организации атаки ворот соперника. Правила игры — установленный порядок ведения игры. Расписание соревнований — официальный документ, в котором указываются место и время соревнований. Его утверждает главный судья. Расстановка - положение игроков друг относительно друга в рамках системы ведения игры. Свисток судьи (сигнал звуковой) — оповещает о начале или конце игры, об остановке игры при нарушении правил, о забитом голе. Система защиты — расположение игроков защищающейся команды на площадке. Система нападения — расстановка игроков атакующей команды на площадке. Скамейка запасных — скамейка, на которой во время игры находятся игроки команды, не находящиеся в данный момент на игровой площадке, удаленные игроки, готовые выйти на замену, а также официальные представители (тренеры, врач и массажист). Судья — лицо, следящее за соблюдением флорболистами правил игры во время соревнований и фиксирующее ее результаты. Судья-информатор — судья, информирующий команды и зрителей о составах команд, забитых голах, удалении игроков с поля и т. д. Судья-секретарь — судья, ведущий протокол игры. Судья-секундометрист — судья, фиксирующий время игры и штрафное время. Судья у табло — судья, фиксирующий забитые командами голы. Сейв – отражённый, пойманный или блокированный вратарём атакующий бросок или удар. Тактика - это индивидуальные, групповые и командные действия, направленные на достижение конкретного результата в игре и зависящие от степени сопротивления соперника и результата, складывающегося по ходу матча. Тактика атаки – это действия игроков, направленные на поражение ворот соперника. Их цель – вывод нападающего на ударную позицию. Тактика защиты – это действия, направленные на отбор мяча у соперника, остановку нападающих и защиту ворот. Их цель – отобрать мяч у соперника и как можно скорее перейти в наступление. Тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Тайм-аут - перерыв во флорболе, назначаемый по просьбе одной из команд. Техника игры — совокупность специальных приемов и действий в зависимости от конкретных условий и индивидуальных способностей флорболист. Техническая подготовка - это процесс обучения спортсмена технике движений, свойственных данному виду спорта и доведение их до совершенства. Удар - способ забросить гол в ворота соперника, в ходе которой он непосредственно ударяет по мячу клюшкой. Флорбол — это спортивная командная игра, целью в которой является забросить мяч в ворота соперника большее число раз, чем это сделает команда соперника в установленное время. Мяч передают от игрока к игроку специальными флорболными клюшками. Побеждает команда, забросившая большее число мячей в ворота соперника. Флорбольная площадка - поверхность спортивного зала, ограниченная бортами, являющаяся местом проведения матчей по флорболу. Флорболист – игрок команды (вратари, защитники, нападающие). Щелчок - разновидность удара по мячу, особенностью которого являются замах клюшки и её удар об пол перед мячом. Экипировка флорболиста - специализированная одежда флорболиста. РАЗМЕРЫ ФЛОРБОЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ И ОБОРУДОВАНИЯ Рис.1 Флорбольная площадка Рис. 2. Размер штрафной площадки во флорболе Рис. 3. Размеры стандартных флорбольных ворот Контрольно-тестовые упражнения 1 уровень № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Контрольные упражнения Сгибание/разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз (мальчики) Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз (девочки) Прыжок в длину с места, см Бег 30 м, сек Челночный бег 3 х 10 м, сек Слаломный бег без ведения мяча с клюшкой в руках, сек Слаломный бег с ведением мяча клюшкой, сек Техника владения клюшкой и мячом (разница времени прохождения тестов 7 и 6), сек Примерные контрольно-тестовые упражнения 2 уровень № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Контрольные упражнения Сгибание/разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз (мальчики) Подтягивание на низкой перекладине, кол-во раз (девочки) Прыжок в длину с места, см Бег 30 м, сек Челночный бег 3 х 10 м, сек Слаломный бег без ведения мяча с клюшкой в руках, сек Слаломный бег с ведением мяча клюшкой, сек Техника владения клюшкой и мячом (разница времени прохождения тестов 7 и 6), сек Точность бросков мяча в цель с места, кол-во раз