Школа юного кадета

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

Хинконен Л.И.

Герасимчук Н.Н..

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Школа юного кадета»
спортивно-оздоровительной направленности
для учащихся 1-4 классов
Срок реализации – 4 года

Составители:
Сорокина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов 1К класса;
Маковская Кристина Андреевна,
учитель начальных классов 2К класса;
Выгляндалова Лидия Викторовна,
учитель начальных классов 3К класса;
Плишко Елена Николаевна,
учитель начальных классов 4К класса.

г. Костомукша
2023 г.

Пояснительная записка







Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Школа юного кадета»
(далее, Программа) разработана для учащихся 1-4 классов.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного
возраста. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости,
бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость
своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм –
любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего
рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические
изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере
общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное
воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства
патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного
российского патриотического сознания.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований.
Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном
возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не
приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт
уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет
значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал,
выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Одним из направлений патриотического воспитания младших школьников – кадетское
движение.
Основная цель – воспитание чувства гражданственности и патриотизма через изучение
истории страны и родного края.
Задачи:
выработка уважительного отношения к истории своей Родины и осознание личной
ответственности перед Отчеством;
приобретение специальных навыков и умений, необходимых для кадета;
развитие у младших школьников
навыков коммуникативности, инициативности,
самоорганизации, самообслуживания;
общефизическая подготовка детей;
вовлечение детей в деятельность отрядов юных пожарных, инспекторов движения, скаутов.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения,
которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для
всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим
обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом
государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового
государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и

обществом. Он получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную
личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу
и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью,
интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический,
культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом
зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо
осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной
к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой
рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную
независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую
нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести
современная школа.
Планируемые результаты
 устойчивый интерес к истории своей малой Родины,
 знание
своей
взаимосвязи
с
окружающим
микромиром,
знания по истории, природе, культуре родного края,
 знания правил охраны природы, способность творчески мыслить и рассуждать,
 в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному
человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность,
 способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих
группах, способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность
Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных
отношений.
Познавательные УУД
Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями
русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством
сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания
из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки
своей деятельности и деятельности сверстников.
Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать
и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации.
Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со
сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие
культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на
ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом
особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая
–
предусматривает
развитие
творческих
способностей
учащихся,
исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Сроки реализации программы: 4 года
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет
собой пять направлений, пять содержательных линий.
1 направление «Мой дом – моя семья».
2 направление «Моя школа. Мой город».
3 направление «Мой край - Карелия».
4 направление « Республика Карелия – частица России»
5 направление «Я – кадет».
Технологии:
Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
Знакомство с традициями и обычаями русского народа, историей кадет, традициями
кадет;
Организация экскурсий в музеи и места русской славы;
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории
народа, знание истории;
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний
по истории края, города;
Проектная деятельность.
Формы работы:

мероприятия, посвящённые важным историческим датам;

деловые игры;

классные часы;

беседы, диспуты, викторины;

исследовательская деятельность;

коллективные творческие дела;

смотры-конкурсы, выставки;

соревнования;

экскурсии, поездки, походы;

трудовые дела и другое.
Содержание Программы
1 направление «Мой дом – моя семья»
Задачи:
1. Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого
ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
2.
Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи
её традициям;
3.
Формировать представление о природном и социальном окружении человека,
умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное
отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по
дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы
закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом,
правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей
комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.
Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным
праздникам. Правила поведения приветливость, доброжелательность, умение принять гостей,
доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных,
друзей, а также при встрече с другими людьми.
2 направление «Моя школа. Мой город»
Задачи:
1. Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине;
2. Повышение авторитета школы и престижа хорошего образования на основе
ознакомления с историей школы и биографиями ярких исторических личностей, уважаемых
жителей города;
3.
Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и
положительной мотивации учения;
4.
Усвоение учащимися этических норм и правил поведения в соответствии с
социальным статусом учащегося класса, имеющего кадетское направление.
На данной ступени работа ведётся по двум направлениям «Моя школа» и «Мой город».
Содержание работы по первому направлению включает в себя следующие темы: история
школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре
поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения:
приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по
благоустройству школы, активное участие в делах школы.
По второму направлению «Мой город»: история жизни г. Костомукша, интересные
люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы
местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по
благоустройству города, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.
3 направление «Мой край - Карелия»
Задачи:
1. Воспитание люби к своему краю – месту, где родился и живёшь, уважения к его
историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как
в обществе, так и дома.
Содержание программного материала: история края, исторические памятники,
памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно – промышленная
деятельность края, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда,
люди искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и
обычаи. Правила поведения в музее, театре. Активное участие в творческих конкурсах.
4 направление «Республика Карелия – частица России»
Задачи:
1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и
любви к культуре, природе, истории России, Республики Карелии, традициям и обычаям

народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей,
политических взглядов и убеждений;
Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства,
историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их
культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие,
охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья
человека.
Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых,
созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические
конфликты.
Республика Карелия – частица России. История республики в истории России.
Архитектурные и культурные памятники Республики Карелия. Природа и экологические
проблемы. Выдающиеся люди земли карельской.
5
направление «Я - кадет»
Задачи:
1.
знакомство с историей развития кадетского движения в России;
2.
приобретение специальных навыков и умений, необходимых для кадета.
Содержание программного материала: история развития кадетского движения в России,
яркие исторические личности в становлении России, правила безопасного поведения в
повседневной жизни и подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных
условиях, строевая подготовка, основы топографии, основы туризма, первоначальные навыки
оказания первой медицинской помощи.
Учебно - тематическое планирование курса «Школа юного кадета»
Класс
«Мой дом – моя семья».
«Моя школа. Мой город»
«Мой край - Карелия».
« Республика Карелия –
частица России»
«Я – кадет»
Строевая подготовка
Первоначальные навыки
ПМП
Итого:
№
1
2
3
4
5
6

1 класс
5
5
5

2 класс
5
5
5

3 класс
4
4
5

4 класс
4
4
5

5

5

5

5

5
5

6
5

6
7

6
7

3

3

3

3

33 часа

34 часа

34 часа

34 часа

Основные мероприятия по реализации программы:
Название мероприятия
Русь, Россия, Родина моя
День матери
Семейный праздник
Откуда берутся грязнули?
Кадетская форма – не только красивая одежда
Приятного аппетита! Этикет за столом.

Форма
Праздник
Праздник
Праздник
Игра-путешествие
Классный час
Игровой тренинг

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Как украсить дом к Новому году.
Вежливые слова
Порядок время бережёт. Как организовать свой труд
дома.
Масленица.
Из бабушкиного сундука.
Красота родной природы
Папа, мама, я – спортивная семья.
Режим дня.
История школы
Составим правила поведения в школе.
Вот моя деревня, вот мой дом родной.
Интересные люди города.
Святые места Карельского края
Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.
Подарок школе.
Оформление цветника, уборка территории около
обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам.
Приветствие ветеранов ВОВ.
Береги природу.
Изучаем родную природу.
Учись учиться.
День Защитника Отечества.
Зов леса.

32
33
34
35
36
37

Погост, селение, городища.
Республика Карелия на карте России.
Какие люди в Костомукше!
(художники, поэты, музыканты)
Фольклор, традиции, обычаи.
Традиционные промыслы.
Настоящий мальчишка, какой он?
«Когда все вместе».
Золотые правила этики
Мир природы «На лесной полянке»

38
39

Городок весёлых затей.
Государственные символы России.

40
41
42
43
44

Народы России.
История Карелии в истории России.
Памятники культуры и архитектуры города.
Народные промыслы России.
Экологические проблемы карельского края

45
46
47
48
49

Все работы хороши, выбирай на вкус!
Кому нужна моя помощь?
Умеем ли не обижаться?
История моей семьи в истории Карелии.
Мероприятия, посвященные государственный
праздникам России

29
30
31

Урок творчества
Беседа, игровой тренинг.
Беседа
Игровая программа.
Праздник-выставка.
Фотовыставка
Спортивный праздник.
Беседа.
Экскурсия в школьный музей.
Аналитическая беседа
Игра-путешествие.
Мини проект.
Экскурсия, мини проект.
Беседа
Трудовое дело.
Трудовое дело.
Выступление, подарки.
Конкурс плакатов, рисунков
Уроки окружающего мира.
Беседа.
Праздник, игра-соревнование.
Спортивно-интеллектуальная
игра.
Беседа.
Игра-путешествие по карте.
Беседа,
встреча
с
интересными людьми.
Беседа, экскурсия.
Устный журнал.
Игра-путешествие, встречи.
Экскурсия.
Классный час.
Конкурсная
семейная
программа.
Классный час.
Экскурсия-тренинг
поведения.
Конкурс-выставка.
Классный час.
Игра-путешествие.
Игра-путешествие.
Интеллектуальная
игра,
работа с картой.
Поездка-экскурсия.
Классный час.
Утренник.
Классный час.

50
51
52

Вахта Памяти
Кадетская кругосветка
Встречи с друзьями

53
54
55
56

Праздник-ритуал «Во имя чести и Отечества»
«Служить России»
Смотр строя и песни
Чествование ветеранов

Проект
Поездка в кадетский корпус г.
Петрозаводск, встречи с
интересными людьми
Праздник
Торжественная линейка

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы
рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки
прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в
соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана
на общение с людьми с целью сбора информации.
Социальные партнеры






Центр детского и юношеского туризма
Городская детская и краеведческая библиотека
Детская спортивная школа
Центр внешкольной работы
КРДОО «Кадеты Карелии»
Ожидаемые результаты реализации программы курса

Реализация данной программы предполагает: система краеведческих знаний,
устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и
бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к
родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к
познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в
труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность,
уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил
культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Ожидаемые результаты
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и
личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-круг знакомств семьи;
-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и
др.); -свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким.
Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих детей и внуков;
-разумно пользоваться своими правами в семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне
культуры отношений и общения;
-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;
-вести здоровый образ жизни;
-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена
семьи в частности;
-создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни семьи;
-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека способами;
-делать приятное своим родным и близким.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома; добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи
Для 4 класса:
Знаю:
-историю России; историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю религий народов исконно проживающих на территории Самарской области;
-историю государственных символов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык; -родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
-календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка,
архитектура, кино, театр и др.
-основы национальной кухни; -основы народной медицины.
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том
числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи живое слово
своего народа;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки, предания и сказания;
-исполнять традиционные народные танцы, пляски;
-готовить и проводить народные праздники;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные мотивы;
-правильно использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать изделия из серии народных промыслов;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю
текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу
узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружающей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
Приложение.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней
проявления воспитанности младшего школьника
Основные
отношения
Признаки и уровни формирующихся качеств
показатели воспитанности
1.Патриотизм
3-любит и бережёт природу, побуждает к
1.1. Отношение к родной бережному отношению других;
природе.
2—любит и бережёт природу;
1 – участвует в деятельности по охране
природы под руководством учителя;
0 – природу не ценит и не бережёт.
1.2. Гордость за свою
3 – интересуется и гордится историческим
страну.
прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 – интересуется историческим прошлым;
1 – знакомится с историческим прошлым при

1.3.
силами.

Служение

побуждении старших;
0 – не интересуется историческим прошлым.
своими
3 – находит дела на службу малому Отечеству
и организует других;
2 – находит дела на службу малому Отечеству;
1 – участвует в делах на службу малому
Отечеству при организации и поддержке со стороны
учителей;
0 – не принимает участия в делах на пользу
малому Отечеству.

1.4. Забота о своей школе.

3 – участвует в делах класса и привлекает к
этому других;
2 – испытывает гордость за свою школу,
участвует в делах класса;
1 – в делах класса участвует при побуждении;
0 – в делах класса не участвует, гордости за
школу не испытывает.

Отношение к умственному труду
2.Любознательность
2.1. Познавательная активность

2.2.Стремление реализовать
интеллектуальные способности.

2.3.Саморазвитие.

2.4. Организованность в учении.

3 –сам много читает и знает,
обсуждает с друзьями узнанное;
2 – сам много читает;
1 – читает при побуждении
взрослых, учителей;
0—читает
недостаточно,
на
побуждения учителя не реагирует.
свои

3 – стремится учиться как можно
лучше, помогает другим;
2 – стремится учиться как можно
лучше;
1 – учится при наличии контроля;
0 – плохо учится даже при наличии
контроля.
3 – есть любимое полезное
увлечение,
к
которому
привлекает
товарищей;
2
–есть
любимое
полезное
увлечение;
1 – нет полезного увлечения, во
внеурочной познавательной деятельности
участвует
при
наличии побуждения
учителя;
0 – во внеурочной деятельности не
участвует.
3 – работу на уроке и домашние
задания выполняет внимательно, аккуратно,
помогает товарищам;

2 – работу на уроке и домашние
задания выполняет внимательно, аккуратно;
1 – работает на уроке, и домашние
задания выполняет под контролем;
0 – на уроках невнимателен,
домашние задания не выполняет.
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие.
3.1 Инициативность и творчество в
труде.

3.2. Самостоятельность в труде.

3.3.Бережное
результатам труда.

отношение

3.4. Осознание значимости труда

Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
4.1. Уважительное отношение
старшим.

3 – находит полезные дела в классе,
школе и организует товарищей на
творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе,
школе, выполняет их с интересом;
1 – участвует в полезных делах
класса, в школе, организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует,
позитивную инициативу, и творчество не
проявляет.
3 –хорошо трудится без контроля со
стороны старших и побуждает к этому
товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду
других равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает.
к
3 – бережёт личное и общественное
имущество, стимулирует к этому других;
2 – бережёт личное и общественное
имущество;
1 – требует контроля в отношении к
личному и общественному имуществу;
0 – небережлив, допускает порчу
личного и общественного имущества.
3 -- осознаёт значимость труда, сам
находит работу по своим силам и помогает
товарищам;
2 – осознаёт значимость труда, сам
находит работу по своим силам;
1 – не имеет чёткого представления о
значимости труда, по выполнении работ по
силам нуждается в руководстве;
0 – не осознаёт значимости труда, не
умеет и не любит трудиться.

к

3 – уважает старших, не терпит
неуважительного отношения к ним со
стороны сверстников;
2 – уважает старших;

1 – к старикам не всегда уважителен,
нуждается в руководстве;
0 – не уважает старших, допускает
грубость.
4.2.Дружелюбное
отношение
к
3 – отзывчив к друзьям и близким,
сверстникам.
уважительно относится к сверстникам,
осуждает грубость;
2 – отзывчив к друзьям, близким и
сверстникам;
1
–
проявляет
дружелюбие,
нуждается в побуждении со стороны
товарищей и старших;
0 – груб и эгоистичен.
4.3. Милосердие.
3 -- сочувствует и помогает слабым,
больным, беспомощным и настраивает на
это других;
2 – сочувствует и помогает слабым и
больным;
1 – помогает слабым, больным при
условии наличия контроля или поручения;
0 – неотзывчив, иногда жесток.
4.4. Честность в отношениях с
3 – честен в отношениях с
товарищами и взрослыми.
товарищами и взрослыми, не терпит
проявления лжи и обмана со стороны
других;
2 – честен в отношениях с
товарищами и взрослыми;
1 – не всегда честен;
0 – нечестен.
Отношение к себе
5. самодисциплина.
5.1. Развитая добрая воля.

5.2.Самоуважение,
культуры поведения.

3 – проявляет добрую волю и
стремится развивать её, поддерживает
проявление доброй и осуждает проявление
злой воли;
2 – проявляет добрую волю,
стремиться развивать её;
1 – развивает волю в организованных
взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь
воле других;
0 – силой воли не обладает и не
стремится её развивать.
соблюдение
3 – добровольно соблюдает правила
культуры поведения, требует этого от
других;
2 – добровольно соблюдает правила
культуры поведения, не заботится о других;
1 – нормы, правила поведения
соблюдает при наличии контроля;
0 – нормы и правила поведения не
соблюдает.

5.3.
Организованность
пунктуальность.

и

3 – своевременно и качественно
выполняет любое дело, требует этого от
других;
2 – своевременно и качественно
выполняет свои дела;
1 – при выполнении дел и заданий
нуждается в контроле;
0 – начатые дела не выполняет.
5.4. Требовательность к себе.
3 – требователен к себе и товарищам,
стремится проявить себя в хороших делах и
поступках;
2 – требователен к себе, стремится
проявить себя в хороших делах и
поступках;
1 – не всегда требователен, не
стремится проявить себя в хороших делах и
поступках;
0 – к
себе не требователен,
проявляет себя в негативных поступках.
Курс разработан на основе следующей литературы
1. Афанасьева А.И., Морозов К.А., Эпштейн Е.М. История нашего края. Учебное
пособие для школ, Петрозаводск: Карелии, 1966.
2. Бацер Ис. Десант в полдень, Петрозаводск, Карелия, 1984.
3. Бобылев П.Н. Советские Вооруженные силы. Вопросы и ответы. Страницы историиМ.: Политиздат,1989.
4. Военные контрразведчики.- М.: Воениздат, 1979.
5. Герасимов Г. А. Партизанские километры, Петрозаводск, Карелия, 1979.
6. Сборник Героям Родины Слава, Петрозаводск: Карелия. 1985.
7. Гоголев Л.Д. Автомобили - солдаты. –М.: Патриот, 1990.
8. Гордиенко А. Детство в солдатской шинели, Петрозаводск, Карелия, 1985.
9. Гражданином быть обязан. Учебное пособие. - М.:Патриот,2000г.
10. Гусаров Д. За чертой милосердия. Партизанская музыка, Петрозаводск, Карелия, 1983.
11. День нашей гордости и боли (Библиодайджест к дню Победы, вып. 2, Петрозаводск,
2002.
12. Дни воинской славы России. Великая Отечественная война 1941-45г., вып. 1,
Петрозаводск, 2002.
13. Дни воинской славы России. Победы Российской армии, выпуск 3, Петрозаводск, Карелия
2002.
14. За Родную Карелию. Воспоминания, документы., Петрозаводск, Карелия, 1990.
15. Информационно-методический сборник по работе с военно-патриотическими клубами,
объединениями и поисковыми организациями, Краснодар, 2002г.
16. Карелия в Великой Отечественной войне 1941-45 годов. Материалы научнопрактической конференции, посвященной 55- летаю Победы в Великой Отечественной
войне, Петрозаводск, 2002.
17. Киприянов Г.Н. За линией Карельского фронта, Петрозаводск, Карелия, 1982.
18. Лиддел Тарт Б. Вторая мировая война. Мин. обороны.- М.: Мин.обороны,1976.
19. Люди идут по свету. Песенник- М.: 1989.
20. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря, М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

Тематическое планирование курса «Школа юного кадета»
1 класс (1 час в неделю, 33 часа в год)
№ п/п
1(1)
2(2)
3(3)
4(4)
5(5)
1(6)
2(7)
3(8)
4(9)
5(10)
1(11)
2(12)
3(13)
4(14)
5(15)
1(16)
2(17)
3(18)
4(19)
5(20)
1(21)
2(22)
3(23)
4(24)
5(25)
1(26)
2(27)
3(28)
4(29)
5(30)
1(31)
2(32)
3(33)

Дата
занятия

Тема занятия
«Мой дом - моя семья»
Вся семья вместе, так и душа на месте. Моё имя и фамилия.
Уважая себя, уважайте других.
Путешествие в страну этикета.
Доброе слово, что ясный день.
С Мойдодыром я дружу – в порядке вещи содержу.
«Моя школа. Мой город.»
Я – ученик. Правила поведения в школе.
Моя Костомукша. (Экскурсия по городу с посещением музеев.)
Экскурсия в заповедник.
Дружба начинается с улыбки.
Хочу всё знать. (Первый наш проект).
«Мой край – Карелия»
Карелия – моя малая Родина.
Карельские игры.
Фольклор, традиции, обычаи. (Экскурсия в д. Вокнаволок.)
Мир природы. «На лесной полянке».
Петрозаводск – столица Карелии. (Виртуальная экскурсия.)
«Я – кадет»
Законы кадет.
Обязанности кадет.
Славные сыны нашего Отечества.
Военно – спортивная игра «Зарница».
Праздник – ритуал «Во имя чести и Отечества».
«Строевая подготовка»
Построение. Расчёт.
Построение в шеренгу, в две шеренги.
Построение в две шеренги, в три шеренги.
Речёвка. Речёвка в движении.
Смотр строя и песни.
«Республика Карелия – частица России»
Россия на карте мира. (Виртуальная экскурсия.)
Мы – граждане великой России. (музыкально – поэтическое занятие.)
Наша Родина – Россия. (Основные символы государства.)
Защитники Отечества.
Я люблю тебя, Россия! (Игра – путешествие.)
«Первая доврачебная помощь»
Что такое ПДП?
ПДП. Рана. Тугая повязка, жгут.
Чистота – залог здоровья.
Итого:33часа

Тематическое планирование курса «Школа юного кадета»
2 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дата
занятия

Тема занятия
Я – кадет. Законы и обязанности.
Обязанности кадет по отделениям.
Дружба каждому нужна- дружба верностью сильна.
Кадетская форма не только красивая одежда.
Общение. Дал слово – держи.
Я- гражданин России.
Золотые правила этики. Приглашаю в гости.
Огонь - друг, огонь – враг.
Режим дня.
Построение в шеренги. Повороты на месте.
Я и мое отечество.
Мои родные.
ПМП. Ожоги.
ПМП. Обморожения.
Построение в шеренги. Повороты на месте. Повороты в движении.
Праздник- ритуал «Во имя чести и Отечества».
Как украсить свой дом к Новому году.
Основы закаливания и комплекс физических упражнений.
Мы – жители Карелии.
Республика Карелия на карте России. (игра- путешествие).
Карельские традиционные промыслы.
Карельские сказки.
Повороты в движении.
«Кадетская кругосветка»
Строевая песня.
Смотр строя и песни.
Народные промыслы России.
Красота родной природы.
Мой город. Правила поведения в природе.
Красота родной природы – карельская береза.
Седая старина. Прошлое Карелии.
Памятники культуры и архитектуры города (экскурсия).
ПМП. Солнечный удар.
Турслет.(навыки туризма)

Тематическое планирование курса «Школа юного кадета»
3 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дата
занятия

Тема занятия
Товарищество и дружба.
Моя родина.
История развития кадетского движения в России.
Мой город.
Уважая себя – уважай других.
Общение. Все люди разные.
Формы общения – приветствие, просьба, извинение.
Вот моя деревня, вот мой дом родной.
Построение в одну, две, три шеренги.
Россия многонациональная страна.
История моей семьи в истории Карелии.
Погост, селение, городище.
Повороты на месте, в движении.
Строевая песня.
Всемирно-известные памятники Карелии. Валаам.
Праздник-ритуал «Во имя чести и Отечества»
Золотые правила этикета. Как дарить подарки.
История развития кадетского движения в России.
Защитники земли русской.
Семейные традиции.
Повороты в колонне.
Рапорт. Сдача рапорта.
Смотр строя и песни.
Наши земляки – защитники Родины.
В кругу семьи. (игра)
Повороты в колонне.
Кадетская кругосветка.
Всемирно-известные памятники Карелии. Кижи.
Какие люди в Костомукше! (Художники, поэты, музыканты)
ПМП. Отравление.
ПМП. Укусы насекомых и змей.
Ядовитые грибы и травы.
ЧС. Экскурсия в пожарную часть.
Красота родной природы. Заповедник.

Календарно-тематическое планирование
«Школа юного кадета»
4 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дата
занятия

Тема занятия
Русь, Россия, Родина моя.
История Карелии в истории России.
ПМП и ГО Эвакуация.
Построение в одну, две, три шеренги.
Я и мое Отечество.
История развития кадетского движения в России.
Народы России.
Повороты на месте, в движении.
Яркие исторические личности в становлении России.
Яркие исторические личности в становлении России.
Праздник – ритуал «Во имя чести и Отечества»
Строевая песня.
Я в обществе. Круг моих друзей.
Какие люди в Костомукше!
М.Глинка и Г.Державин в Карелии.
Повороты в колонне.
Кадетская кругосветка.
Семейные традиции.
Культура разных народов.
Повороты в колонне.
Карелия в будущем. Конкурс рисунков.
Золотые правила этикета. Правила пользования столовыми
приборами.
Экологические проблемы карельского края.
Рапорт. Сдача рапорта.
Я глазами других. (творческая игра)
Экологические проблемы города.
Интересные люди города.
Смотр строя и песни.
Из бабушкиного сундучка. (выставка)
Свою школу береги, своей школе помоги.
Детство опаленное войной.
Лекарственные растения.
Красота родной природы (Мой фотоальбом)
«Зарница»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».