Юный экскурсовод

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

Хинконен Л.И.

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Юный экскурсовод»
духовно-нравственной направленности
для учащихся 3К класса.
Срок реализации – 1 год
Возраст детей: 9 лет

Составитель программы:
Добродеева Татьяна Васильевна,
педагог -организатор

г. Костомукша
2023г.

Пояснительная записка
Программа направлена на совершенствование содержания обучения и воспитания
средствами краеведения, предусмотрена для дополнительного образования учащихся
основной школы, интересующихся историей края, школы, музееведения.
Актуальность программы вызвана возрастанием роли дополнительного
образования, музейной педагогики, усиления интереса к истории родного края в процессе
гражданского образования школьников.
Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах
научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых
функций (экскурсовод) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и
дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в
гражданском обществе.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования.
Программа рассчитана на 1 год обучения из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Используется следующие нормативно-правовые документы и пособия:
-Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» и др.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания,
но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с
этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и
практических заданий, самостоятельной работы в школьном музее. В результате обучения
по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к
окончанию обучения по программе будут сформированы:
Личностные действия:
Обучающийся научится и приобретет:
 научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
 приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
 научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как
собственных, так и окружающих людей;
 приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как
регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:

 основ

гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина,
чувства сопричастности и гордости за свой край;
 мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные,
внешние и внутренние мотивы;
 эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира;
 чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
 эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Обучающийся научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
 выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
 проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к
сообщению, презентации, конференции;
 использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
 уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
 в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при
проведении экскурсий, работе с музейными фондами, над проектом, исследованием,
конференцией;
 вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные действия:
Обучающийся научится:
 используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
 на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
 узнавать символику города;
 описывать достопримечательности города;
 использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу
о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения
познавательной информации;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
школьного музея;
 использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с
картой;
 работать с атласом, глобусом и картой;
 устанавливать причинно‐следственные связи;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
 устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:

 самостоятельно

подбирать литературу по теме;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
города, архивов и Интернета;
 работать в семейных, школьных архивах.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
 понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
 ориентироваться на позицию партнера в общении;
 способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через
проведение экскурсий в школьном музее;
 учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
 готовить и выступать с сообщениями;
 работать с музейными фондами и экспозицией школьного музея;
 формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, проводить
экскурсии в школьном музее;
 аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности.
Формы занятий: беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов,
упражнение на отработку организаторских навыков, экскурсия, самостоятельная работа
школьников, индивидуальные консультации педагога, конкурс. Кроме того, формы
занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников,
предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность.
Взаимосвязь с Программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
- приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
-высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
-ориентации школьников на социальную значимость реализуемой ими деятельности, в
частности их проектов и исследований;
-интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей.
Содержание и структура программы
I. Введение. 1 час
Школьный музей хранитель и воспитатель. Название и профиль школьного музея.
Знакомство с экспозициями школьного музея.
II. Система музеев. 2 часа
Что такое библиография? Справочно-библиграфический аппарат. Художественная,
мемуарная литература. Интернет как источник информации.
III. История экспонатов школьного музея. 2 часов

Понятие «музейный предмет». Экспонаты, подаренные музею. Экспонаты, собранные
учащимися и родителями. Раритеты и реликвии.
IV. Фонды школьного музея. 5 часов
Комплектование фондов школьного музея. Книга поступлений. Акт приёма - сдачи.
Основной фонд. Вспомогательный фонд. Учёт фондов школьного музея. Инвентарная
книга.
V. Выбор темы экскурсии. 2 часа
Ориентирование в школьном музее. Цель экскурсии в школьном музее. Связь темы
экскурсии с экспозициями школьного музея. Знакомство с работой экскурсовода.
VI. Основные требования к экскурсии. 3 часа
Соответствие экскурсии тематико-экспозиционному плану. Последовательность
построения экскурсии. Тематико-экспозиционный сценарий.
VII. Технические средства сопровождения экскурсии. 3 часа
Техника в школьном музее: фото, киноаппаратура, видеофильм, экранно-звуковые
средства. Использование интерната, сайтов «Одноклассники», «Контакт» в работе
школьного музея.
VIII. Имидж экскурсовода. 2 часов
Этикет поведения в общественном месте (музей, экскурсия). Этикет внешнего вида.
Имидж современного делового человека. Этикет общения.
IX. Речь экскурсовода. 3 часа
Культура речи. Что такое ораторское искусство. Чтение прозы и стихов. Беседа, разговор.
X. Подготовка текста экскурсии. 3 часа
Связь темы экскурсии с музейной экспозицией. Определение этапов и продолжительности
экскурсии. Оформление текста экскурсии.
XI. Обработка материалов и сдача экскурсии. 3 часа
Классификация музейных экскурсий. Обзорная экскурсия, и её особенности.
Тематическая экскурсия. Рецензирование текста экскурсий.
XII. Практикуем. Искусство музейной экспозиции. 5 часов
Работа по подготовке и модернизации школьных музейных экспозиций
Итого: 34 часа в год.

Календарно-тематическое планирование
№
1.

2.
3.

4.

5.

Тема
Введение
Музей - хранитель и воспитатель Знакомство с
экспозициями
школьного музея
Тема «Информационная система Музея»
Что такое библиография?
Интернет как источник
информации.
Тема «История экспонатов школьного
Музея»
Музейный предмет. Экспонат
школьного музея.
Раритеты и реликвии.
Экспонаты, собранные
учащимися и родителями.

Часы
1
1

2
1
1

Форма занятий
Беседа, экскурсия

Презентация

2
1

Лабораторная
работа

1

Лабораторная
работа

6.

7.
8.
9.
10.

11.
12.

13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.

30.

Тема «Фонды школьного Музея»
Комплектование фондов
школьного музея. Основной
фонд.
Вспомогательный фонд
Учет фондов. Акт приемасдачи музейных экспонатов.
Инвентарная книга
Требование к записям
инвентарной книги. Работа
с памяткой.
Выбор темы экскурсии
Цель экскурсии в школьном
музее
Показ и анализ экспонатов.
Определение темы экскурсии.
Тема «Основные требования к экскурсии»
Связь темы экскурсии с материалами
экспозиции
Последовательность построения экскурсии.
Тематико-экспозиционный
план
Тема «Технические средства сопровождения
экскурсии»
Техника в школьном музее
Использование материалов
Интернета в школьном музее
Тема «Имидж экскурсовода»
Этикет внешнего вида
Этикет общения
Тема: Речь экскурсовода»
Культура речи.
Что такое ораторское искусство.
Чтение прозы, стихов.
Подготовка текста экскурсии.
Тематико-экспозиционный
сценарий.
Определение этапов и
продолжительности экскурсии
Оформление текста экскурсии
Тема «Обработка материала и сдачи
экскурсии»
Обзорная экскурсия и ее
особенности
Тематическая экскурсия
и ее особенности.
Рецензирование текста
экскурсии.
Практикум. Тема «Искусство музейной
экспозиции».
Работа по обновлению экспозиций школьного

5
1

Беседа

1
1

Беседа
Практическая работа

1
1

Практическая работа
Практикум

2
1

Беседа

1

Практикум

3
1

Беседа

1
1

Беседа
Практикум

3
1
2
2
1
1
3
1
1
1
3
1

Практикум
Практика
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Практика
Практикум

1

Практикум

1
3

Практикум

1

Беседа

1

Беседа

1

Практикум

5
3

Практикум

31. музея «История Земли Калевальской». Работа
32. по созданию экспозиции «Учителями славится
Россия»
33. Подготовка экскурсии
34. «Учителями славится
Россия»
ИТОГО

2

Практикум

34 часа

Критерии оценки мастерства экскурсовода.
1 .Компетентность экскурсовода:
 Владение темой
 Полнота раскрытия
 Чёткость структуры
 Логичный переход от фрагмента к фрагменту.
2.Умение устанавливать контакт с группой ( представиться ,изложить план экскурсии)
3. Владение приёмами показа: выбор правильной точки обзора, расположение группы так,
чтобы было видно всем, создание установки на узнавание: «вы, наверное, знаете», «вы
помните..»
4.Правильное соотношение рассказа и показа.
5. Грамотная и эмоциональная речь экскурсовода.
6 .Строгое соблюдение времени экскурсии:
1 класс -30 мин.
2-9 классы- -40 мин.
Список литературы.
1.Конжиев Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории,
Петрозаводск, 2000.
2. Куприянов Г.Н. Во имя Великой Победы: Воспоминания. – Петрозаводск: Карелия,
1985.
3. Кочкуркина С.И. Древние карелы: Петрозаводск, Карелия, 1987.
4. Леонтьев П. Костомукша: Петрозаводск, Карелия, 1990.Отв. редактор Э.А.Шулепова
Основы музееведения, Москва, 2005
5.Сост. В.Н.Верхоглядов «Краевед Карелии», Петрозаводск, 1990.
6.Сост. С.А.Понкратов, В краю Калевалы,1989г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».