Культура здоровья человека для обучающихся 8-х классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

Хинконен Л.И.

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Культура здоровья человека»
научной направленности
для 8-х классов

Составитель программы:
Домина Елена Владимировна,
учитель биологии

г. Костомукша
2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА







Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья
человека» научной направленности знакомит учащихся с понятием и характеристикой
здоровья человека, методами его сохранения, влиянием на организм вредных привычек
и ориентирован на применение знаний в практической деятельности и подготовку
учащихся к обучению в профильном медицинском классе. В программе содержатся
задания для выполнения исследовательских работ и проектов в соответствии с
требованиями ФГОС к оформлению их результатов. Особенность программы –
интеграция экологии, биологии, географии, физики, химии, истории и других наук.
Цель программы: укрепление психического и физического здоровья детей в процессе
формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в
современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей
навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной
жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
2. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию).
3. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах.
7. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том
числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.
Формирование и развитие основ читательской компетенции
2.
Совершенствование приобретённых на первом уровне навыков работы с
информацией и пополнение их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
3.
Приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной
работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе
реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать
адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,

указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
 выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи

между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей

деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь

выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;

 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных
занятий, основных видов учебной деятельности
Этапы
Основное содержание
учебной
Характеристика
№
Тема урока
темы, термины и
деятельности.
основных видов
понятия
Формы
деятельности
работы
Здоровье человека 3 часа
Физическое,
Вводный урок - Знают основные типы
психическое и
постановка
здоровья человека,
репродуктивное
учебной задачи. описывают принципы
здоровье
Практическая поведения,
работа
направленные на
сохранение и
поддержание
здоровья человека.

1

Биосоциальная
природа человека.
Виды здоровья

2

Человек как объект
исследования
различных наук

Науки об организме
Продвинутая
человека: анатомия,
лекция.
физиология, гигиена, Практическая
медицина,
работа
эмбриология, генетика,
экология. Краткая
история развития,
предмет изучения и
методы исследования.

Пользуясь
справочным
материалом и
дополнительной
литературой
составляют словарь
терминов по данной
теме

3

Красота и здоровье

Роль гигиены и
санитарии в
поддержании
экологически чистой
природной среды.
Культура здоровья

Описывают эталона
красоты у разных
народов пользуясь
дополнительной
литературой и
ресурсами Интернета

4

Изучение организма человека 13 часов
Генетика человека. Факторы здоровья
Практическая Анализируют
Генеалогическое
работа
материал по теме.

Решение
учебной задачи
– поиск и
открытие
нового способа
действия.
Практическая
работа

древо

Проектируют этапы
работы. Составляют
генеалогическое
древо своей семьи

5

Строение организма Органы, регуляция
Практическая
и регуляция его
организма – нервная и работа
работы
гуморальная

Пользуясь
предложенным
перечнем органов и
опираясь на
справочные
материалы,
заполняют таблицу.
Группируют органы
по системам.

6

Опорно-двигательная Скелет, его части
система. Определение кости
параметров
антропометрического
и функционального
развития

Практическая
работа

Проводят оценку
своего
антропометрического
и функционального
развития

7

Мой портфель

Практическая
работа.
Проекты

Проводят санитарногигиеническую
оценку школьного
портфеля.
Проектируют этапы
работы над проектом

8

Изучение влияние
Ортопедия,
высоты каблука у
плоскостопие
учениц 5-11 классов
школы на состояние
опорно-двигательной
системы

9

Строение и гигиена
ротовой полости

10

Системы
Кровеносная
и Практическая
кровообращения и
дыхательная системы, работа
дыхания. Оценка
АД, ЧСС, ЧД, ЖЕЛ.
состояния здоровья
по функциональным

Портфель,
ортопедическая
спинка, сколиоз,
осанка

Стоматология,
зубочелюстные
аномалии

Практическая На основе изучения
исследовательс строения и функций
кая работа
ОДС проводят оценку
рисков использования
высоких каблуков у
девочек
подросткового
возраста. Проводят
исследование в школе
зубы, Экскурсия в
Разрабатывают и
стоматологию. описывают принципы
Исследовательс гигиены ротовой
кая работа
полости, проводят
исследование
Проводят оценку
состояния здоровья
на основе
функциональных
проб

пробам
11

Кожа. Гигиена кожи

Эпидермис,
гиподерма,
косметология

12

Внимание и память

Память – зрительная, Практическая
слуховая, внимание – работа
произвольное
и
непроизвольное

13

Звуковое восприятие. Наружное, среднее и Практическая Определяют факторы,
Гигиена слуха
внутреннее
ухо, работа.
снижающие слух,
шумовая болезнь
Исследовательс формулируют
кий проект
правила,
способствующие
сохранению и
укреплению
слухового
анализатора.
Проектируют
исследование
Иллюзии
Виды иллюзий
Практическая Оценивают свои
работа.
ощущения во время
Исследовательс изучения иллюзий.
кий проект
Проводят
исследование
предпочтения в
выборе одежды для
своей фигуры

14

дерма, Экскурсия в
Определяют тип
косметологичес своей кожи,
кий кабинет,
формулируют
исследование основные правила
гигиены кожи,
проектируют
исследование

15

Образ жизни и
здоровье

16

Разработка паспорта Паспорт здоровья
здоровья

Оценивают объем
видов памяти и
внимания

Образ
жизни
и Контроль и
Объясняют
здоровье. Соблюдение коррекция взаимосвязь
санитарноработа над
состояния здоровья
гигиенических норм и причинами
человека и состояния
правил
здорового ошибок и поиск природной среды;
образа жизни. Вредные путей их
называют основные
и полезные привычки, устранения.
условия, влияющие
их
влияние
на
на здоровье человека,
состояние здоровья.
объясняют
необходимость
ведения ЗОЖ.
Практическая
работа

Разрабатывают и
заполняют паспорт

здоровья школьника,
на основании работ,
выполненных ранее
Мое здоровье в моих руках 10 часов
Пирамида
Практическая
рационального
работа
питания, рацион
питания

17

Нормы питания.
Оценка рациона
питания

18

Быстрое питание, или Консерванты,
Проектная
фастфуд
фастфуд,
«быстрая деятельность
еда»

19

Модные напитки

20

Мороженое: секреты Мороженое,
маркировки
эмульгаторы,
красители,
ароматизаторы

21

Тату и пирсинг: за и
против

22

Стресс. Организация Стресс, его виды

Кислотность среды

Проектируют режим
здорового питания,
описывают свой
режим питания,
проводят его оценку с
точки зрения
организации
здорового питания,
делают выводы
Провести оценку
влияния быстрого
питания на здоровье
человека, используя
ресурсы Интернета
создают антирекламу
чипсам, гамбургерам,
газировки

Практическая Определяют
исследовательс pHсамых
кая работа
популярных
напитков, проводят
оценку питательной
ценности некоторых
напитков и их
влияние на здоровье
человека
Практическая
работа,
проектная
деятельность

Проводят
органолептическую
оценку качества
мороженого, изучают
маркировку продукта,
оформляют проект

Пирсинг, история тату Практическая Проводят оценку
исследовательс рисков для здоровья
кая работа
при использовании
тату и пирсинга,
оформляют
исследовательскую
работу
Проектная

Разрабатывают

зон релаксации в
школе

деятельность

проект зоны
релаксации в школе,
разрабатывают эскиз
цветочной
композиции
учебного кабинета,
создают
видеоаудиокомпозиц
ии для релаксации
педагогов и учащихся

23

О вреде курения

Никотин,
болезни Практическая Изучают влияние
курильщиков
работа
курения на здоровье
человека,
разрабатывают меры
профилактики
табакокурения,
используя ресурсы
Интернета создают
антирекламу курения

24

Отрицательное
Наркомания,
влияние на организм токсикомания
человека ядовитых
веществ. Алкоголизм,
наркомания,
токсикомания

25

Подготовимся к
выезду на отдых

Практическая
работа

Изучают влияние
употребления
ядовитых веществ на
организм человека,
формулируют
принципы здорового
образа жизни,
используя ресурсы
Интернета создают
антирекламу
алкоголизма,
наркомании,
токсикомании

Хищные и ядовитые Практическая
животные и растения, работа
опасные грибы

Оценивают опасность
на отдыхе,
составляют анкету и
проводят опрос
учащихся по теме,
составляют и
изучают правила
первой помощи при
встрече с опасными
животными,
используя ресурсы
Интернета готовят
слайд-экскурс по

маршрутам своего
путешествия
26

27

Право на здоровье

Государственная
Практическая
служба
работа
здравоохранения,
частная
система
здравоохранения,
социальное
страхование, САНПИН

Изучают основы
права в области
здравоохранения,
проводят оценку
санитарногигиенического
состояния ОУ

Репродуктивное здоровье человека. Семейные ценности 7 часов
Значение и формы
Размножение,
Практическая На основе
размножения в
оплодотворение,
работа
эволюционного
природе
партеногенез
учения проводят
оценку полового и
бесполого
размножения

28

Репродуктивное
Репродуктивное
здоровье человека.
здоровье,
Планирование семьи планирование семьи

Практическая
работа

С помощью
справочного
материала
обосновывают
значение
репродуктивного
здоровья в
демографической
политике страны

29

Инфекции,
передающиеся
половым путем

Венерические
заболевания, ВИЧ,
СПИД

Практическая
работа

На основе
справочного
материала и
дополнительной
литературы
обосновывают
значение
профилактических
по предотвращению
распространения
ИППП

30

Биологическая и
социальная роль
мужчины и
женщины

Мужественность,
Практическая
Мужество,
работа
женственность, гендер,
равноправие, право,
обязанность, этикет

Проводят оценку
качеств,
свойственных
женщинам и
мужчинам,
проектируют
поведение между
полами на основе

правил этикета
31

Как ему (ей)
понравиться?

Мужское обаяние,
женское очарование

Практическая
работа

Проводят оценку
качеств,
свойственных себе и
своим сверстникам,
оценив не только
внешние данные, но и
внутренний мир

32

Семья и культура
мира: традиции,
обычаи, праздники,
стереотипы

Семья, семейнобрачные отношения

Практическая
работа

Проводят оценку
семейных традиций
разных народов,
формулируют
ценности своей семьи

33

Плюсы и минусы
гражданского брака

Гражданский брак

Практическая
работа

Поводят оценку
преимуществ и
недостатков
гражданского брака

34

Итоговое занятие

Литература
Литература для ученика:
Биология. 8 класс (авт. Драгомилов А. Г., Маш Р.Д.)
ЭОР на порталах: «Единая коллекция образовательных ресурсов и «Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов».
Литература для учителя
Учебник для общеобразовательных школ: «Биология. 8 класс» (авт. Драгомилов А. Г.,
Маш Р.Д.).
Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии: «Анатомия и физиология
человека» (авт. М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина). – М., Просвещение, 1998.
Культура здоровья человека. 6-7 классы (авт. В.П. Александрова, И.В. Болгова, Е.А.
Нифантьева), практикум с основами экологического проектирования. – М.: «ВАКО» 2015.
Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. 6-9 классы (авт.
Л.П. Анастасова, В.ЧС. Кучменко, Т. А. Цехмистренко), методическое пособие 6-9
классы. – М.: «Вентана-Граф», 2007.
Практикум с основами экологического проектирования, авторская программа В.П.
Александрова, И.В. Болгова, М., «Вако», 2015 год.

Календарно-тематическое планирование
№
Количест
занятия во часов

Тема урока

Домашнее задание

№
Количест
Тема урока
Домашнее задание
занятия во часов
1
Биосоциальная природа человека. Виды Презентация «Сходство и
1
здоровья
различия человека и
животных»
1
Человек как объект исследования
Составить словарь
2
различных наук
терминов, презентация об
одном из
великих русских
физиологов
1
Красота и здоровье
Презентация «Эталоны
3
красоты разных времен и
народов»
Генетика человека. Генеалогическое
Составить
1
4
древо
генеалогическое древо
своей семьи
Строение организма и регуляция его
Составить словарь
1
5
работы
терминов
Опорно-двигательная система.
Провести
1
6
Определение параметров
антропологические
антропометрического и
измерения
функционального развития
Мой портфель
Разработать анкету по
1
7
теме «Мой портфель»,
спроектировать
исследование
Изучение влияние высоты каблука у
Спроектировать
1
8
учениц 5-11 классов школы на
исследовательский
состояние опорно-двигательной
проект
системы
Строение и гигиена ротовой полости
Спроектировать
1
9
исследование, отчет по
экскурсии
Системы кровообращения и дыхания.
Сделать выводы о своем
1
10
Оценка состояния здоровья по
здоровье на основе
функциональным пробам
функциональных проб
Кожа. Гигиена кожи
Составить словарь
1
11
терминов, отчет по
экскурсии
Внимание и память
Используя ресурсы
1
12
Интернета подготовить
электронное пособие по
определению различных
видов памяти
Звуковое восприятие. Гигиена слуха
Разработать анкеты и
1
13
провести опрос по теме
«Здоровый слух», «Плеер
– мой друг и враг»
Иллюзии
Ознакомиться с
1
14
коллекцией «Зрительные

№
Количест
занятия во часов

Тема урока

15

1

Образ жизни и здоровье

16

1

Разработка паспорта здоровья

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

26

1

27

1

28

1

29

1

Домашнее задание
иллюзии феномены» на
сайте психологического
факультета Московского
гос универс
Словарь терминов

Обсудить паспорт
здоровья с родителями
Нормы питания. Оценка рациона
Составить свой рацион
питания
питания на день
Быстрое питание, или фастфуд
Спроектировать
исследование
Модные напитки
Спроектировать
исследование
Мороженое: секреты маркировки
Спроектировать
исследование
Тату и пирсинг: за и против
Спроектировать
исследование
Стресс. Организация зон релаксации в Создать
школе
видеоаудиокомпозицию
релаксации
О вреде курения
Создать антирекламу

Отрицательное влияние на организм
Создать антирекламу
человека ядовитых веществ. Алкоголизм,
наркомания, токсикомания
Подготовимся к выезду на отдых
Подготовить слайдэкскурс по маршрутам
путешествий
Право на здоровье
Заполнить таблицу,
составить карту
расположения здания
школы в микрорайоне,
подготовить презентацию
«Мои права и
обязанности»»
Значение и формы размножения в
Используя ресурсы
природе
Интернета подготовить
презентацию «Формы
размножения в природе»
Репродуктивное здоровье человека.
Создать электронную
Планирование семьи
коллекцию
высказываний о семье
Инфекции, передающиеся половым
Изучить на сайте ВОЗ
путем
информационные
бюллетени «Инфекции,

№
Количест
занятия во часов

Тема урока

Биологическая и социальная роль
мужчины и женщины
Как ему (ей) понравиться?

30

1

31

1

32

1

Семья и культура мира: традиции,
обычаи, праздники, стереотипы

33

1

Плюсы и минусы гражданского брака

34

1

Итоговое занятие

Домашнее задание
передающиеся половым
путем»
Заполнить таблицу и
словарь по теме занятия
Коллаж «Я и мои
увлечения»
Фотоколлаж или
презентация «Семейные
традиции»
Презентация «Плюсы и
минусы гражданского
брака»
Подведение итогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».