Литература (Переход на ФОП ООО) для обучающихся 9-х классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

Хинконен Л.И.

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Литература» (переход на ФОП ООО)
научной направленности
для учащихся 9-х классов
Срок реализации 1 год

Составитель программы:
Кужлева Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы;
Нигматулина Анастасия Андреевна,
учитель русского языка и литературы

г. Костомукша
2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по литературе подготовлена для учащихся 9-х
классов общеобразовательных школ. Нацелена на то, чтобы учащиеся получили знания,
необходимые им для того, чтобы лучше овладеть обще учебными умениями и навыками,
которые позволят школьникам успешно осваивать программу, а также чтобы учащиеся,
принятые на обучение на уровень среднего общего образования в соответствии с ФГОС
СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. N 413 восполнили программу. Трудности, испытываемые при анализе
литературных текстов знакомы не понаслышке всем учителям. Поэтому, учитывая эти
трудности в обучении, учить школьников максимально полному анализу художественного
текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности- задача учителя. Освоению
вопросов теории литературы, способов и приёмов анализа художественного текста
ориентирована данная программа. Она поможет учащимся оценить свои возможности по
литературе, способствует развитию важных литературоведческих знаний и умений,
предусмотренных школьной программой.
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). На занятиях
учащиеся смогут усвоить основы текст ведения, выработать систему работы над анализом
художественного произведения, как прозаического, так и поэтического. Смогут работать
над формированием устойчивых коммуникативных умений.
Программа расширит и систематизирует теоретические сведения, полученные
учащимися, закрепит практические умения и навыки, позволит восполнить пробелы в
знаниях. На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию речи
учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.
Цели:



формирование умений творческого чтения и анализа художественных
произведений;
воспитание нравственно ориентированной личности в системе традиционных
ценностей через постижение идей и художественных образов в литературе,
стремление к идеалу, творческое восприятие жизни.

Задачи:








научить познавать через классические произведения литературы основы
национальной и мировой культуры;
совершенствование навыков устной и письменной речи;
формировать мировоззрение через изучение идейного содержания художественных
произведений;
воспитывать нравственные семейные ценности;
развивать навыки работы с художественным образом;
развивать образное мышление, эстетический вкус;
развивать осознанную гражданскую позицию на основе понимания тех
нравственных ценностей, которые составили наиболее глубокое содержание
русской литературы.
Планируемые результаты освоения программы:
 Личностные образовательные результаты




готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;




осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

Данная программа работает на формирование у учащихся культуры взаимодействия
и созидания, которые помогут ученикам осознать и присвоить ценность сотрудничества и
авторства, что даст им возможность развить такие компетенции, как способность
договариваться,
готовность
уважать
другого,
способность
конструктивно
взаимодействовать с другими людьми, способность идти от замысла к результату.
Так же ресурсами учебного предмета для развития субъектной позиции учащихся
планируется сформировать специфические умения. Ученик сможет:
 сформулировать ценностные критерии для оценки действий на основе
ценностного образца;
 описать ценностный образец через примеры;
 осуществлять контроль своих действий по ценностным образцам;
 провести рефлексию выбранных способов действия;
 сформулировать ценностный образец, дать определение ценностному
понятию;
 самостоятельно аргументировать свои ценностные оценки;
 обнаруживать наличие ценностных выборов;
 при помощи взрослого провести рефлексию ценностных оснований
деятельности.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные УУД:







умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:




умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;



смысловое чтение;

Коммуникативные УУД:






умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

Предметные образовательные результаты
В результате изучения программы учащиеся научатся:








понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIXXX веков, литературы народов России и зарубежной литературы.
понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять
заложенные в них временные, непреходящие нравственные ценности и их
современное звучание.
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно
художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владетель элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения.
формулировать собственное отношение к произведениям литературы, оценивать
их.
Ожидаемый результат







Интерпретируют (в отдельных случаях) изученных литературных произведений.
Понимают авторскую позицию и свое отношение к ней;
Воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно
читают;.
Пересказывают прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечают на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создают устные монологические
высказывания разного типа, ведут диалог;
Понимают образность природы в литературе как явление словесного искусства;
эстетически воспринимают произведения литературы;



Понимают русское слово в его эстетической функции, роль изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.

Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата.
При реализации данной
программы будут использоваться следующие виды
деятельности: исследование, конструирование и организация.
Для исследования будут эффективны следующие формы работы: разные виды анализов
художественного текста, поиск информации, содержащийся в тексе (смысл, мораль,
средства художественной выразительности), анализ содержания художественного текста
(проза/поэзия). Для конструирования будут эффективны следующие формы работы:
составление биографических/сравнительных таблиц (составление биографической
таблицы писателя с определенными графами творчество, произведения, этапы жизни и
т.д), составление схем персонажей (развитие персонажа на протяжение всего
произведения).
Для организации будут эффективны следующие формы работы: коллективная творческая
работа (постановка сцен из пьес, чтение по ролям, создание собственных произведений).
По усмотрению учителя количество часов, предполагаемое на изучение каждого
раздела, может быть изменено.
В конце программы предлагается список научно-учебной и справочной литературы,
адресованной учителю и учащимся.

Система оценки достижения планируемых результатов.
Объектом оценки являются предметные и метапредметные образовательные
результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты оцениваются с
помощью следующих групп диагностических инструментов:
– уровень освоения индивидуальной образовательной программы (оценивается
уровень освоения содержания учебных предметов);
– результаты мониторинга уровня развития УУД;
В основе системы оценки предметного содержания лежит
результативности освоения образовательной программы в направлениях:

диагностика

− достигнутых предметных образовательных результатов;
− достигнутых метапредметных образовательных результатов;
− решение задач развития, поставленных учащимся;

Содержание курса
Ф.М. Достоевский «Белые ночи»
А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Тоска»
И.А. Бунин. Стихотворения.
А.А. Блок. Стихотворения. («О, я хочу безумно жить…», стихи из цикла «Родина» «Ветер
принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…»)

С.А. Есенин. Стихотворения. («Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не
плачу…», «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой
заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…»)
В.В. Маяковский. Стихотворения. («А вы могли бы?». «Послушайте!», «Люблю»
(отрывок), «Прощанье» )
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
М.И. Цветаева. Стихотворения. («Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве»,
«Бабушке», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится…»)
Н.А. Заболоцкий. Стихотворения. («Я не ищу гармонии в природе»)
М.А. Шолохов. Судьба человека»
Б.Л. Пастернак. Стихотворения. («Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в
лесу», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…»)
А.Т. Твардовский. Стихотворения. («Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей
вины…», «Весенние строчки», «Урожай», «О сущем» и другие)
А.И. Солженицын. «Матренин двор»
М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот».
Календарно- тематический план
№
п/п

Тема

Количество Форма проведения занятий
часов

Литература 19 века
1

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»:
образ главного героя

1

Беседа

2

Развитие речи

1

Составление письменного
высказывания

3

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»:
образ Настеньки

1

Выразительное чтение текстов

4

Развитие речи

1

Составление высказывания

5

Петербург Достоевского

1

Составление таблицы, работа с
текстом

6

Развитие речи

1

Составление письменного
высказывания.

7

А.П. Чехов. «Смерть чиновника»:
проблема истинных и ложных
ценностей

1

Беседа

8

Развитие речи

1

Составление письменного
высказывания.

9

А.П. Чехов. «Тоска»: тема
одиночества человека в
многолюдном городе

1

Выразительное чтение текстов

10

Развитие речи

1

Составление письменного
высказывания.

11

Особенности художественного

1

Составление таблицы, работа с

стиля Чехова
12

Развитие речи

текстом,
1

Составление письменного
высказывания.

Литература 20 века
13

Русская литература XX века:
богатство и разнообразие жанров и
направлений. И.А. Бунин.

1

Лекция

14

Практикум

1

Составление таблицы

15

И.А. Бунин. Мастерство Бунинапоэта

1

Работа с текстом, составление
письменного высказывания.

16

Развитие речи

1

ИВС

17

Поэзия Серебряного века.

1

Лекция

18

Практикум

1

ИВС

19

А.А. Блок. «Ветер принёс
издалёка…», «О, весна, без конца и
без краю…»

1

Выразительное чтение текстов

20

Поэтический практикум

1

Выразительное чтение текстов

21

А.А. Блок. «О, я хочу безумно
жить…», стихи из цикла «Родина»

1

Выразительное чтение текстов,
составление высказывания

22

Поэтический практикум

1

Выразительное чтение текстов

23

С.А. Есенин. Тема России —
главная в есенинской поэзии: «Вот
уж вечер…», «Гой ты, Русь моя
родная…», «Край ты мой
заброшенный…», «Разбуди меня
завтра рано…»

1

Беседа, составление
письменного высказывания.

24

Поэтический практикум

1

Выразительное чтение текстов

25

С.А. Есенин. Размышления о
жизни, природе, предназначении
человека: «Отговорила роща
золотая…», «Не жалею, не зову, не
плачу…» Стихи о любви

1

Составление таблицы, работа с
текстом, составление
письменного высказывания.

26

Поэтический практикум

1

Выразительное чтение текстов

27

В.В. Маяковский. «А вы могли
бы?». «Послушайте!», «Люблю»
(отрывок), «Прощанье»

1

Беседа, составление
письменного высказывания.

28

Поэтический практикум

1

Выразительное чтение текстов

29

В.В. Маяковский. Поэма "Люблю"
(отрывок)

1

Выразительное чтение текстов,
составление высказывания

30

Поэтический практикум

1

Выразительное чтение текстов

31

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»:
проблематика и образы

1

Составление хронологии жизни
и творчества

32

Развитие речи

Составление письменного
высказывания

33

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»:
поэтика повести

34

Развитие речи

35

М.И. Цветаева. Стихи о любви и
смерти: «Бабушке», «Идёшь, на
меня похожий…», «Мне
нравится…»

1

Беседа

36

Развитие речи

1

Составление письменного
высказывания

37

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии и о
России: «Стихи к Блоку»,
«Родина», «Стихи о Москве»

1

Составление таблицы, работа с
текстом, составление
письменного высказывания.

38

Поэтический практикум

1

Выразительное чтение текстов

39

Н.А. Заболоцкий. Стихи о человеке
и природе. «Я не ищу гармонии в
природе» Тема любви и смерти в
лирике поэта

1

Беседа, составление
письменного высказывания.

40

Поэтический практикум

1

Выразительное чтение текстов

41

Н.А. Заболоцкий. Тема любви и
смерти в лирике поэта

1

Составление таблицы, работа с
текстом

42

Поэтический практикум

1

Выразительное чтение текстов

43

М.А. Шолохов. «Судьба человека»:
проблематика и образы

1

Составление хронологии жизни
и творчества

44

Развитие речи

1

Составление письменного
высказывания

45

М.А. Шолохов. «Судьба человека»:
поэтика рассказа

1

Выразительное чтение текстов

46

Б.Л. Пастернак. Стихи о природе и
любви: «Красавица моя, вся
стать…», «Перемена», «Весна в
лесу»

1

Беседа

47

Развитие речи

1

Анализ стихотворения

48

Б.Л. Пастернак. Философская
лирика поэта: «Во всём мне
хочется дойти до самой сути…»

1

Анализ стихотворения

49

Б.Л. Пастернак. Стихи о Родине и о
природе.

1

Составление таблицы, работа с
текстом, составление
письменного высказывания.

50

Развитие речи

1

Анализ стихотворения

51

Развитие речи

1

Анализ стихотворения

52

А.Т. Твардовский. Стихи о Родине,
о природе: «Весенние строчки»,
«Урожай», «О сущем» и другие

1

Беседа, составление
письменного высказывания.

1

Беседа
Составление письменного
высказывания

53

Развитие речи

1

Выразительное чтение текстов

54

Развитие речи

1

Выразительное чтение текстов

55

А.Т. Твардовский. Стихи поэтавоина: «Я убит подо Ржевом…»,
«Я знаю, никакой моей вины…»

1

Выразительное чтение текстов,
составление высказывания

56

Практикум

1

Выразительное чтение текстов

57

Практикум

1

Анализ поэтического текста

58

А.И. Солженицын. «Матрёнин
двор»: проблематика, образ
рассказчика

1

Составление хронологии жизни
и творчества

59

Практикум

1

Составление высказывания

60

А.И. Солженицын. «Матренин
двор». Тема праведничества

1

Чтение текста

61

Практикум

1

Составление высказывания

62

А.И. Солженицын. «Матрёнин
двор»: образ Матрёны,
особенности жанра рассказапритчи.

1

Выразительное чтение текста

63

Развитие речи

1

Составление плана сочинения

Зарубежная литература
64

М. де Сервантес Сааведра. «дон
Кихот»: особенности рыцарского
романа

1

Беседа, составление
письменного высказывания.

65

Развитие речи

1

Составление плана

66

М. де Сервантес Сааведра «Дон
Кихот»: образ главного героя

1

Выразительное чтение текстов,
составление высказывания

67

Практикум

68

Итоговое занятие

1

Итого за год:

68 часов

Составление высказывания
Беседа

Литература
1.

Андреев О.А., Л.Н. Хромов «Учитесь быстро читать» – М.: Просвещение, 2011.

2.

Беленький Г.И., Снежевская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие
для учителя. – М.: Просвещение, 2013.

3.

Гранник Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. «Когда книга учит» – М.: Просвещение, 2014

4.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников», М.:
Просвещение, 2010 г.

5.

Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. –
М.: Просвещение, 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».