Лукоморье для обучающихся 5А,5Б классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

Хинконен Л.И.

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Лукоморье»
духовно-нравственной направленности
для учащихся 5-х классов
(для обучающихся 5А,5Б классов)

Срок реализации – 1 год

Составитель программы:
Нигматулина Анастасия Андреевна,
русского языка и литературы

г. Костомукша
2023

Пояснительная записка.
6 июня 1999 года, в год 200-летия со дня рождения Великого поэта России –
Александра Сергеевича Пушкина - в Республике Карелия были подведены итоги
конкурса «Школа имени А.С.Пушкина». Высокой чести носить имя поэта были удостоены
три образовательных учреждения республики, в числе которых - наша школа – школа №2
г. Костомукши.
По определению учёных, А.С.Пушкин – создатель «грамматики» русской
культуры. Он обладает той энергией творчества и красотой формы, через которую можно
дойти до сердца каждого ученика. Самое сложное – заинтересовать учащихся, очертить
масштаб такого явления как А.С.Пушкин. Поэт учит не только проживать и размышлять
вместе с ним, но даёт возможность постигать мир, а главное – упорядочить знания о мире.
Энциклопедичность описания мира в произведениях А.С.Пушкина даёт возможность
ученику, ещё не обладающему собственным жизненным опытом, ориентироваться в
жизни. Это свойство творчества Пушкина делает знакомство с ним своего рода ключом
познания русской культуры и действительности. Изучение пушкинского Слова вооружит
ученика ясностью разума и «высоким стремленьем» дум.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования.
Данная программа является составной частью общешкольной программы по
изучению жизни и творчества А.С.Пушкина.
Важность реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской
деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом
общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека.
Цели:



Расширение и углубление знаний учащихся о России, русской культуре,
в центре которой имя А.С.Пушкина.
Восстановление и развитие российских духовно – нравственных традиций;

Задачи:
 Саморазвитие личности ребёнка;
 Воспитание общей культуры в целом и музейной культуры в частности;
 Развитие коммуникативной культуры.
 Развитие познавательных интересов;
 Развитие исследовательских навыков;
 Организация и проведение школьных творческих дел.
Программа рассчитана на 1 год обучения из расчёта 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Ожидаемые результаты программы.
Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения,
открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)формирование уважительного отношения к иному мнению;
4)овладение начальными
развивающемся мире;

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;5) освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
К концу обучения дети научатся:
–иметь представление о сборе и обработке информации, составлении доклада, публичного
выступления;
–видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
–работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную
точку зрения;
–владеть планированием и постановкой эксперимента.
Получат возможность научиться:
-Использовать
географии).

материал в образовательном процессе (на уроках истории, литературы,

-Начальным навыкам работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в
программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
-Усвоить знания и навыки исследовательской работы.
Формы занятий:
беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на
отработку организаторских навыков, экскурсия, самостоятельная работа школьников,
индивидуальные консультации педагога, конкурс. Кроме того, формы занятий

предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы
предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность.

школьников,

Взаимосвязь с Программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
- приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
-высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
-ориентации школьников на социальную значимость реализуемой ими деятельности, в
частности их проектов и исследований;
-интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей.
Содержание программы
1.Цели и задачи курса.. Школьный музей «Наш Пушкин» Основные разделы. Задачи
школьного музея.
2.Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные
экспонаты.
3.Экскурсия –одна из основных форм работы музея.
4.История экспонатов, представленных в экспозиции.
Экспонаты, подаренные музею гостями школьного музея. Фотоэкспонаты. Экспонаты,
собранные учащимися во время посещения пушкинских мест.
5.Фонды музея.
6 Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии.
7.Требования к экскурсоводу.
8.Основные требования к экскурсии.
Календарно-тематический план
№

Содержание

1
2
3

Цели и задачи курса. Знакомство
Типы и виды музеев
Школьный музей «Наш Пушкин» Задачи школьного музея,
история его создания

Количество
часов
1
1
1

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Практикум
Экспозиции музея, выставочные экспонаты
Экспозиции музея, выставочные экспонаты
Экспозиции музея, выставочные экспонаты
Экспозиции музея, выставочные экспонаты
Что такое музей? Составные части.
Практикум
Практикум
Виды экскурсий
Как составить текст и маршрут экскурсии?
Практикум
Практикум
Практикум
Что такое архив музея?
Знакомство с архивом, экспозициями, экспонатами
школьного музея
Практическая работа
Практическая работа
Экспонаты, подаренные музею (история экспонатов)
Фотоэкспонаты
Фотоэкспонаты
Практическая работа. Как описать музейный экспонат?
Практическая работа. Как описать музейный экспонат?
Практическая работа. Как описать музейный экспонат?
Основной фонд: Знакомство.
Основной фонд: Знакомство.
Практическая работа
Вспомогательный фонд. Его состав
Библиотека музея.
Библиотека музея.
Библиотека музея.
Практическая работа
Практическая работа
Инвентарная книга.
Практическая работа. Оформление инвентарной книги.
Практическая работа. Оформление инвентарной книги.
Практическая работа. Оформление инвентарной книги.
Где и как собирать материалы для музея
Библиография
Справочно-библиографические материал
Как работать с газетами, журналами, книгами?
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Как работать с каталогами в школьной библиотеке?
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Требования к экскурсоводу
Практическая работа. Чтение стихов А.С.Пушкина.

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

53
54
55
56

56

57

58

59

60

61

62

63
64
65
66
67
68

Речь экскурсовода.
Практическая работа. Составление экскурсии по теме
«Когда Пушкин был маленьким»
Практическая работа. Составление экскурсии по теме
«Когда Пушкин был маленьким»
Практическая работа. Проведение экскурсии по теме
«Когда Пушкин был маленьким»( для членов группы
музея)
Практическая работа. Проведение экскурсии по теме
«Когда Пушкин был маленьким»( для членов группы
музея)
Практическая работа. Проведение экскурсии по теме
«Когда Пушкин был маленьким»( для членов группы
музея)
Практическая работа. Проведение экскурсии по теме
«Когда Пушкин был маленьким»( для учащихся 1-2
классов)
Практическая работа. Проведение экскурсии по теме
«Когда Пушкин был маленьким»( для учащихся 1-2
классов)
Практическая работа. Проведение экскурсии по теме
«Когда Пушкин был маленьким»( для учащихся 1-2
классов)
Практическая работа. Проведение экскурсии по теме
«Когда Пушкин был маленьким»( для учащихся 1-2
классов)
Практическая работа. Проведение экскурсии по теме
«Когда Пушкин был маленьким»( для учащихся 1-2
классов)
Анализ проведенной работы.
Творческое задание.
Творческое задание.
Творческое задание.
Творческое задание.
Подведение итогов работы. Чему мы научились в
школьном музее «Наш Пушкин»?

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1

Литература:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников», М.:
Просвещение, 2010 г.
2 Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 2011.
3. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах.- М.: Художественная литература,1987
4. В.Воскобойников «Когда Пушкин был маленьким
https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/raskazy-dlja-doshkolnikov/raskazy-dlja-detei-5-6let/voskoboinikov-ko


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».