Общая физическая подготовка (ОФП) для обучающихся 5-7 классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ
Хинконен Л.И.

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Общая физическая подготовка» (ОФП)
спортивно-оздоровительной направленности
для учащихся 5-7 классов
Срок реализации – 3 года

Составитель программы:
Алаева Анна Андреевна
учитель физической культуры.

г. Костомукша
2023г.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» (ОФП)
спортивно-оздоровительной направленности для обучающихся 5-7 классов разработана
для реализации во внеурочное время. Темы и разделы выбраны с учётом имеющейся
материальной базы и местных климатических условий. Программа общей физической
подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической
культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учётом интересов детей (в
зависимости от возраста, пола, времени года и местных особенностей) к тем видам спорта,
которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Программа внеурочной
деятельности направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья
школьников, в основу которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Программа составлена из отдельных самостоятельных
разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объёму. При
планировании занятий учитываются индивидуальные особенности школьников.
Оценивается реакция обучающихся на предлагаемую нагрузку, руководитель программы
внимательно смотрит за самочувствием детей, во время занятий замечает признаки
утомления и предупреждает перенапряжение, а также в ходе занятий сформируются у
учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви,
режиму дня и питанию юного спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за
состоянием здоровья.
Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются
теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в
соревнованиях.
Основные задачи теоретических занятий дать необходимые знания о самоконтроле,
о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о
правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре, о правилах поведения на
спортивных сооружениях. При подборе средств и методов практических занятий
используются комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из
разных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или подвижные игры
и т.д.). Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и
оздоровительными целями занятия.
Каждое
практическое
занятие
состоит
из
трёх
частей:
- подготовительной, куда включаются упражнения на внимание, ходьба, бег,
общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т.д.);
- основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении
препятствий, упражнения из разделов гимнастики, лёгкой атлетики, лыжной подготовки,
проводятся подвижные и спортивные игры;
- заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце
заключительной части подводятся итоги занятия.
Контрольные нормативы составляются руководителем курса внеурочной
деятельности на основе требований уровня физической подготовленности учащихся.
Проводятся спортивные соревнования между школьниками, а также с приглашением
родителей.

ОФП - это не спорт, но без нее не обойтись ни в одном виде спорта. Поэтому для
ребенка, которого каждый здравомыслящий родитель хотел бы приобщить к спорту, ОФП
является фундаментом.
ОФП - это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие
всех физических качеств - выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их
гармоничном сочетании.
ОФП - это способ развития или сохранения физических качеств, то есть
внутреннего, физиологического, биохимического уровня. Заниматься в спортивном
объединении может каждый обучающийся, прошедший медицинский осмотр и
допущенный врачом к занятиям.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового
образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического
здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Цель внеурочной деятельности: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению
физического, психического и нравственного здоровья каждого учащегося.

Задачи:
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии
физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие
двигательных способностей;
 приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными
играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к
определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к
тем или иным видам спорта;
 воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений,
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.)
в ходе двигательной деятельности;
 формировать потребность к здоровому образу жизни (правильное (здоровое)питание,
представление о полезных продуктах, рациональной организации режима дня, учёбы,
отдыха, двигательной активности, причины возникновения зависимости табака,
алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье, основы
культуры здоровья и здорового образа жизни.








Образовательные:
Занятия ОФП проводятся с целью:
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и
дома;
формировать правильную осанку;
обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
формировать у обучающихся навыков здорового образа жизни.
Развивающие:









развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества,
обеспечивающие высокую дееспособность;
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе,
прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и
инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих
формирование личности ребёнка;
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Планируемые результаты освоения курса
Универсальными компетенциями обучающихся являются:
 уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
 уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
 уметь доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности
5 класс.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы по
ОФП проявляются следующие умения:
 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 проявлять положительные качества личности, управлять собой в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 использование внешнего плана для решения поставленной спортивной задачи;
 планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Познавательные УУД:
 поиск и выделение необходимой информации спортивной направленности;
 анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
 общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
 планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в
процессе выполнения;
 технически правильное выполнение двигательных действий и базовых видов спорта,
использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы по
ОФП:
 планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация
отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
 изложение фактов истории и развития физической культуры, характеристика её
роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
- представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
 измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития
 (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
 оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательное и уважительное объяснение ошибок и способов
их устранения;
 организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов
соревнований, осуществление их объективного судейства;
 бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований
техники безопасности к местам проведения, на занятиях.

6 класс
Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы по
ОФП проявляются следующие умения:
 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
 обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой.
 использование внешнего плана для решения поставленной спортивной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Коммуникативные УУД:
 умение составлять алгоритм своих действий при выполнении спортивных
упражнений;
 общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований.
Познавательные УУД:
 организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности,
сохранности и инвентаря, и оборудования, организации места занятий;
 планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в
процессе выполнения.
Предметными результатами освоения, обучающимися содержания программы по
ОФП являются следующие умения:
 планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация
отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
 изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и
значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и повседневной
деятельностью;
 бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований
техники безопасности к местам проведения;
 организация и проведение занятий физической культурой с разной
целенаправленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с
заданной дозировкой нагрузки;
 характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование
её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
 объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных
действий, анализ и поиск ошибок, эффективное их исправление;
 выполнение акробатических гимнастических комбинаций на необходимом
техническом уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
 применение жизненно важных двигательных навыков и умений в различных
изменяющихся вариативных условиях.

7 класс
Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы по
ОФП проявляются следующие умения:
 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей.
Метапредметными
результатами
освоения
обучающимися
содержания
программы по ОФП являются следующие умения:
 характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
 находить ошибки при выполнении спортивных упражнений, подбирать способы их
исправления.

Регулятивные УУД:
 использование внешнего плана для решения поставленной спортивной задачи;
 планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Коммуникативные УУД:
 умение составлять алгоритм своих действий при выполнении спортивных
упражнений;
 общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Познавательные УУД:
 организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
 планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в
процессе выполнения;
 технически правильное выполнение двигательных действий и базовых видов спорта,
использование их в игровой и соревновательной деятельности;
 обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
 планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в
процессе выполнения;
 технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов
спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по
ОФП являются следующие умения:
 планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
 излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и
значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья физического
развития, физической подготовки человека;
 измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и
массу тела), развития основных физических качеств;
 оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и
способы их устранения;
 бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
 организовывать и проводить занятия физической культурой с разной
целенаправленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с
заданной дозировкой нагрузки;
 характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать
её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
 взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения во время подвижных
игр и соревнований;

 в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.

Ожидаемые планируемые результаты
Учащиеся будут знать:
- особенности зарождения физической культуры, историю Олимпийских игр;
- общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования
закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддерживания достойного
внешнего вида;
- причины травматизма физической культурой и правила его предупреждения;
- осознание влияния физических упражнений на организм человека и его развитие;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий
физической культурой, повышение уровня развития и расширение функциональных
возможностей организма;
Учащиеся будут уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы
физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование
правильной осанки, воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
ловкости и гибкости);
- организовывать и проводить самостоятельные занятия;
- развитие и воспитание игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности,
мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость – атлетическая
подготовка).

Место программы
Общее количество часов 5-7 классах составляет – 34 часов в год в каждом классе (1
астрономический час в неделю). Возрастной состав обучающихся -11 – 13 лет.

Материально-техническая база для реализации программы
















Место проведения:
спортивная площадка;
класс (для теоретических занятий);
спортивный малый и большой залы.
Инвентарь:
волейбольные мячи;
баскетбольные мячи;
скакалки;
теннисные мячи;
малые мячи;
гимнастическая стенка;
гимнастические скамейки;
сетка волейбольная;
щиты с кольцами;
секундомер;
маты;
ракетки и др.

Спортивные сооружения для занятий следующие: спортивная площадка, для
занятий лёгкой атлетикой, футбольное поле, спортивный зал для занятий в ненастную
погоду. Необходимые подсобные помещения: классы для теоретических занятий, комната
для хранения спортивного инвентаря.

Содержание курса внеурочной деятельности
I. Знания о физической культуре.
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической
подготовкой и укрепления здоровья человека. Возникновение физической культуры у
древних людей. История древних Олимпийских игр: возникновение первых спортивных
соревновании. Ходьба, бег, прыжки, лазание и ползание, ходьба на лыжах как жизненно
важные способы передвижения человека. Физические упражнения. Их влияние на
физическое развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств:
силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Режим дня и личная гигиена.
Закаливание организма. Значение закаливания для укрепления здоровья человека.
Физическая культура и спорт в России. Физическая культура и спорт —
средство всестороннего развития личности. Распорядок дня и двигательный режим
школьника. Российские спортсмены — чемпионы Олимпийских игр, мира, Европы.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль,
сказание первой помощи. Гигиена одежды и обуви. Режим питания и питьевой
режим. Правила закаливания. Основные требования безопасности во время занятий на
открытых площадках. Правила оказания первой медицинской помощи при спортивных
травмах. Признаки утомления и переутомления, меры по их предупреждению. Правила
соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.
II. Способы физкультурной деятельности.
Выполнение утренней зарядки и гимнастики; комплексы общеразвивающих
упражнений для развития основных физических качеств; подготовительные упражнения
для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол,
баскетбол. Измерение длины и массы тела, определение качества осанки; комплексы
упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
III. Спортивные игры.
Подвижные игры.
Подвижные игры: «Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната», «Бег
командами», «Встречная эстафета», «Мяч — среднему», «Мяч — капитану», эстафета с
ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением препятствии, игра «Русская
лапта», игра «Перестрелка», игра «Пионербол», игра «Футбол», игра «Волейбол» и др.
Карельские игры: игра «Карельские салки», игра «Котел», игра «Петухи»; игра «Царь
горы», игра «Охота на оленей», игра «Я есть! (Оленпа!), игра «Стой, олень! (Сует, кор!)» и
другие.
Легкая атлетика.
Спортивная ходьба. Ходьба обычная и с различными положениями рук, с изменением
темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением
направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Высокий и низкий старт.

Бег на короткие дистанции 30м, 60м и 100м и в медленном темпе до 5000 м. Челночный
бег 3x10 м. Эстафетный бег. Медленный бег. Кросс 1000—1500 м. Низкий старт.
Финиширование. Прыжки в длину способом «прогнувшись», «согнув ноги». Прыжки
в высоту. Метание малого мяча с места и разбега. Преодоление полосы препятствий.
Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в
высоту. Кроссовая подготовка.
Гимнастика
Стойка на лопатках. Передвижение ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками.
Кувырки вперед и назад. Из виса переход в упор. Опорный прыжок через козла вскок.
Кувырок назад в упор присев. Кувырок назад из стойки на лопатках. Повороты стоя на
месте и прыжком. Подъем переворотом в упор. Равновесие на одной ноге. Стойка на
голове и руках. Кувырок назад стоя ноги врозь. Кувырок назад из стойки на лопатках в
полу шпагат. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатках. Из упора присев
перекат назад в стойку на лопатках.
Футбол.
Остановка катящегося мяча подъёмом и подошвой. Ведение мяча внутренней и
внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками,
с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы. Удары по не
подвижному и не катящемуся мячу. Удары внутренней стороны стопы. Удар внутренней и
средней частью подъёма. Остановка мяча грудью.
Баскетбол.
Способы передвижения. Ведение мяча низкой и средней стойке правой и левой рукой.
Повороты с мячом. Передача мяча двумя руками от груди с места. Бросок мяча двумя
руками от груди и от плеча, с места и в движение. Ловля мяча на месте и в движении.
Передачи мяча на месте и в движении. Передвижения без мяча в стойке баскетболиста
приставными шагами правым и левым боком. Бег спиной вперед. Остановка в шаге и
прыжком. Ведение мяча: без сопротивления защитника, на месте, по прямой, по дуге, с
остановками по сигналу Ведение мяча шагом, бегом, змейкой, о бегание стоек.
Вырывание и выбивание мяча, тактика свободного нападения. Индивидуальные
атакующие и защитные действия. Групповые атакующие и защитные действия. Удары по
мячу серединой лба.
Волейбол.
Стойка игрока. Передача мяча сверху двумя руками и над собой. Прием мяча снизу
под собой. Нижняя прямая подача. Подводящие упражнения для обучения 10 прямой
нижней и боковой подаче. Специальные движения - подбрасывание мяча на заданную
высоту и расстояние от туловища. Двусторонняя игра. Верхняя передача мяча. Прямой
нападающий удар.
IV. Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития скоростных качеств. Бег с ускорением на 20, 30, 40м.
Ускоренный бег 60-80м. Бег с горы. Бег на месте. Различные эстафеты 4 по 100.Бег с
высоким подниманием бедра, захлестывание голени, скачки на одной ноге, вбегание на
гору, бег по повороту, бег по лестнице. Низкий старт и стартовый разгон до 60м.
Повторный бег 3х20-30м, 3х30-40м, 4х50-60м. Эстафетный бег с этапами до 40м и до 5060. Бег с препятствиями от 60 до 100м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве
препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы. Бег с

чередования с ходьбой до 400м. Бег медленный до 3 минут (мальчики) и до 2 минут
(девочки). Бег или кросс до 2000м. Прыжки в высоту с разбега способом
«перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега. Прыжки
в длину с разбега способом «согнув ноги».
По сигналу бег на 5,10,15м из различных исходных положений. Бег с остановками
и изменением направления. Челночный бег 3x10м, 4 x10м. Челночный бег, но отрезок
вначале пробегается лицом вперед, а обратно-спиной и т.д. По принципу челночного бега
передвижение приставными шагами. Тоже, с набивными мячами в руках (массой1-3кг, в
зависимости от возраста и пола), с поясом-отягощением или в куртке с весом.

























V. Упражнения для развития силовых качеств.
Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4кг, мешочки с песком 3-5кг,
диск от штанги, штанга для средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу
спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.
Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.
Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового
амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
В упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым
амортизатором.
Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя
руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).
Ловля набивных мячей, направляемых 2-3 партнерами с разных сторон, с последующими
бросками.
Сгибание разгибания рук в упоре лежа.
Сгибание разгибания рук в горизонтальном упоре лежа «на возвышение».
Упражнения для мышц брюшного пресса.
Приседы с партнером, сидящим на плечах.
Лазание по канату.
Подтягивание на перекладине.
VI. Упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств.
Выпрыгивание вверх с двух ног в заданном темпе
Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять
упражнения, которые по своей структуре сходные с техническими приемами.
Вращательные движения туловищем с отягощением (гриф штанги, диски, гантели, мешок
с песком).
Приседания и вставания со штангой на плечах (6-8 раз за подход).
Выпрыгивание из полуприсяду и приседа со штангой на плечах. Вес - 50% максимального
(6-8 выпрыгивании за подход).
Сидя на гимнастической скамейке – наклоны назад с помощью партнера, который держит
за голеностопные суставы. Упражнение можно выполнять с отягощением в руках.
Прыжки через скакалку.
Напрыгивание на предметы различной высоты.

 Прыжки с ноги на ногу. Тройной, пятерной прыжок с места и с разбега. Серия прыжков с
преодолением препятствий, по ступенькам, через квадраты. Темповые прыжки на одной
ноге. Прыжки по гимнастическим матам, через зоны, планку, препятствия, в длину.
VII. Упражнения для развития специальной выносливости.
 Переменный и повторный бег с мячом.
 Двусторонние игры (для старшей группы). Двусторонние игры (команды играют в
уменьшенном по численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех,
трое против двух и т.п.) большой интенсивности.
 Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам,
выполняемые в течение 3-10 мин., например, повторные рывки с мячом с последующей
обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества
повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.








VIII. Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч
головой, ногой, рукой тоже, выполняя в прыжке поворот на 90-180°.
Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами.
Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте.
Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо.
Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром,
головой.
Ведение мяча головой.
IX. Упражнения для развития гибкости (подвижности в суставах).
Гибкость развивают с помощью упражнений, которые делят на активные –
выполняемые с отягощениями и без них, и пассивные – выполняемые с помощью
партнера. Используют их сериями по 4-5 движений, постепенно увеличивая амплитуду.
Для развития специальной гибкости (на гибкость для запястья, для плечевых
суставов, для голеностопных суставов, для коленных суставов, для тазобедренных
суставов) особенно важны упражнения, способствующие увеличению подвижности в
суставах, укреплению мышечное связочного аппарата и развитию эластичности мышц и
связок. Для этого используют упражнения на растягивание, по структуре сходные с
движениями или отдельными их частями, характерными для технических приемов игры.
Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть большой. Основные средства для
развития этих качеств – гимнастические упражнения, упражнения с помощью партнера.
Целесообразно использовать небольшие отягощения.
Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность.
Начинать обучение расслаблению мышц нужно со специальных упражнений встряхивание, свободное размахивание руками и ногами, расслабление мышц лежа,
семенящий бег и т.п. Растягивающие упражнения прекрасны для увеличения диапазона
движений определенных групп мышц. Если их выполнять регулярно, мышцы станут более
гибкими. Это сочетание увеличенного диапазона и гибкости сильно поможет в улучшении
движений и так же даст возможность ученику вложить дополнительную силу. Для

развития физических качеств следует подбирать доступные и в то же время интересные
для занимающихся упражнения.
X. Контрольные испытания, соревнования. Выполнение контрольных нормативов.
Участие в городских и школьных соревнованиях, спортивным играм, легкой атлетике,
лыжным гонкам согласно календарного плана.

Формы организации внеурочной деятельности
Групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические,
комбинированные.
Комбинированная форма занятий используется чаще и включает теоретическую:
 беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций
и практическую части:
 ОФП;
 игры.
Групповые занятия комбинированного типа, включающие в себя:
 изучение нового материала, закрепление и совершенствование пройденного;
 комплексы ОРУ;
 подвижные игры;
 теоретические знания;
 элементы соревновательной деятельности;
 занятия оздоровительной направленности;
 спортивные праздники;
 спортивные эстафеты.
 олимпиады;
 экскурсии;
 Дни здоровья;
 смотры;
 конкурсы и др.
Методы контроля и управления образовательным процессом включают в себя:
 тестирование;
 анализ соревновательной деятельности;
 результаты обучающихся.

Виды деятельности внеурочной деятельности








спортивно-оздоровительная деятельность;
информационно-познавательные (беседы, показ);
игровая деятельность;
творческие (развивающие игры);
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность;
методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в
процессе реализации программы внеурочной деятельности «Общая физическая
подготовка» (ОФП)

Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач,
связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической
культурой.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению обучающиеся должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и
улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению обучающиеся смогут получить знания:
- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании
функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических
действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической
подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- жесты судьи спортивных игр;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр; могут
научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях
спортивными играми;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях
спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;
- проводить судейство спортивных игр.
Основной показатель реализации программы - стабильность состава занимающихся,
динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований

по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях
физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и
теоретической подготовки.

Тематическое планирование
5 класс
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Наименование темы
«Футбол» (7 часов)
ТБ на занятиях. Бег по кругу, спиной вперед, восьмеркой, с
ускорением. Игра «Футбол» по упрощенным правилам.
Ведение мяча. Удары по мячу внутренней часть стопы.
Эстафеты с мячом.
Беговые и прыжковые упражнения. Короткие ускорения.
Правила игры.
Обучение отбору мяча подкатом. Обучение удару внутренней
стороной стопы. Игра без вратарей.
Обучение основной стойке в воротах. Обучение броску мяча на
точность. Тренировочная игра.
Совершенствование приёма мяча снизу двумя руками над
собой и на сетку. Игра с вратарями.
Удар футбольного мяча на дальность. Вбрасывание
футбольного мяча. Преодоление полосы препятствий.
Подвижная игра «Русская лапта» (6 часов)
Защита. Броски мяча снизу в стену с 3 м. Броски мяча в стену с
6 м.
Защита. Передачи и ловля мяча в парах на расстоянии 18 м.
Защита. Броски в цель с подбора мяча после перемещения с 10
м. Подвижная игра «Русская лапта»
Нападение. Подбрасывание мяча. Удар битой сверху.
Подвижная игра «Русская лапта»
Нападение. Удар битой снизу. Удар битой сбоку. Подвижная
игра «Русская лапта»
Соревнования по подвижной игре «Русская лапта»
Карельские подвижные игры (5 часов)
Подвижная игра «Я есть! (Оленпа!). Подвижная игра «Стой,
олень! (Сует, кор!)»
Подвижная игра «Петухи». Подвижная игра «Карельские
салки».
Подвижная игра «Мяч ловцу». Подвижная игра «Охота на
оленей»
Комплекс ОРУ. Подвижные карельские игры.
Комплекс ОФП. Подвижные карельские игры.
«Волейбол» (11 часов)
Подвижная игра «Волейбол». Отработка передачи мяча двумя
руками.
Верхняя передача мяча. Передача мяча сверху двумя руками,
над собой и в парах.
Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу
(количество серий).

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

23.

Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при
приеме. Игра «Волейбол».
Верхняя и нижняя передача мяча на точность через сетку.

24.

Обучению нижней прямой подаче. Игра «Волейбол».

1

25.

Верхняя и нижняя передача мяча в парах, тройках. Игра
«Волейбол».
Нижняя прямая подача через сетку. Игра «Волейбол».

1

1

28.

Круговая тренировка с отработкой элементов игры
«Волейбол».
Игра «Волейбол» по упрощенным правилам

29.

Соревнования по игре «Волейбол»

1

22.

26.
27.

33.
34.

Соревнования по игре «гандбол»

31.
32.

Тематическое планирование
6 класс
Наименование темы

1
2

1
1
1
1
1

Всего в год:

№

1

1

«Гандбол» (5 часов)
Опорный бросок. Ловля мяча двумя руками на месте. Ловля
двумя руками в прыжке
Передача двумя руками с места. Передача мяча одной рукой
сверху с места. Передача мяча с последующим перемещением.
Ведение мяча одноударное на месте. Ведение мяча
многоударное на месте. Бросок сверху с места.
Отработка бросков одной рукой в ворота.

30.

1

«Футбол» (11 часов)
Т.Б. на занятиях. Техника передвижения. Удары по мячу
головой, ногой
Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения.

34

Кол-во
часов
1
1
1

6.

Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника
игры вратаря.
Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные
действия без мяча, с мячом. Игра «Футбол».
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые
действия. Тактика вратаря. Игра «Футбол».
Тактика игры в футбол. Игра «Футбол».

7.

Круговая тренировка с отработкой элементов футбола.

1

8.

Техника штрафного удара. Действия вратаря.

1

3
4
5.

1
1
1

9.

Игра «Футбол»

1

10.

1

11.

Удар футбольного мяча на дальность. Вбрасывание мяча.
Преодоление полосы препятствий.
Соревнования по «Футболу»

12.

Подвижная игра «Русская лапта» (6 часов)
Основы техники игры «Русская лапта»

1

1
1

16.

Техническая подготовка: стойка, техника ударов битой по мячу,
перебежки, осаливание и переосаливание.
Ловля мяча и передача в парах. Ловля и передача мяча,
осаливание. Двусторонняя игра.
Выбор биты. Удары битой по мячу сверху. Передача, удары
битой сверху, метание в цель.
Подвижная игра «Русская лапта».

17.

Соревнование игра «Русская лапта».

1

13.
14.
15.

18.
19.
20.
21.
22.
23.

«Баскетбол» (11 часов)
Основы техники. Техника нападения. Техника передвижения.
Повороты в движении. Сочетание способов передвижений.
Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого
отскока, одной рукой на уровне груди.
Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости ведения.
Обманные движения. Техника игры в нападении и защите.
Групповые действия. Взаимодействие игроков с заслонами.
Техника игры в нападении и защите.
Стойки и перемещения, остановки. Ловля и передача мяча двумя
руками на месте и в движении. Ведение мяча и бросок.
Отбор и выбивание мяча. Блокирование броска.

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

29.

Техника игры в нападении и защите. Игра «Баскетбол»
Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с
трехочковой линии. Игра «Баскетбол»
Игра в «Баскетбол» по упрощенным правилам
Соревнования игра «Баскетбол»
«Настольный теннис» (4 часа)
Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки,
способы игры. Техника перемещений
Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач.

30.

Игра «Настольный теннис» отработка изученных элементов.

1

31.

Свободная игра. Игра на счет. Соревнования.

1

32.

«Волейбол» (3 часа)
Комплекс беговых упражнений. Игра «Волейбол»

1

33.

Силовая полоса препятствий. Игра «Волейбол»

1

24.
25.
26.
27.
28.

1
1
1
1

34.

Круговая тренировка. Игра «Волейбол»

1
Итого за год: 34 часов

Тематическое планирование
7 класс
Наименование темы

№

1
2
3
4
5
6

7.
8.
9.
10.

«Футбол» (6 часов)
Т.Б на занятиях. Совершенствование техники ведения мяча по
прямой средней частью подъёма
Совершенствование отбору мяча с выбиванием. Игра Футбол.

Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом.
Игра «Футбол».
Игра «Футбол»

1

Подвижная игра «Русская лапта» (4 часа)
Техническая подготовка игроков в лапту: стойка игрока,
перебежки, осаливание и переосаливание.
Отработка техники ударов битой по мячу. Тактические действия
игроков.
Ловля мяча и передача в парах. Ловля и передача мяча, осаливание.
Двусторонняя игра.
Двусторонняя игра «Русская лапта».

15.

Комплекс ОФП. Подвижные карельские игры.

13.

1
1

14.

12.

1

Тактика защиты. Индивидуальные и групповые действия. Тактика
вратаря. Игра Футбол.
Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. Игра Футбол.

Карельские подвижные игры (5 часов)
Комплекс ОРУ с предметами. Подвижная игра: Карельские салки;
Котел.
Комплекс Ору в парах. Подвижная игра: Петухи; Царь горы; Охота
на оленей
Комплекс упражнений на гимнастической скамейке. Подвижная
игра «Я есть!», «Стой, олень!»
Беговые упражнения. Подвижные карельские игры.

11.

Кол-во
часов

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

18.

«Волейбол» (5 часов)
Групповые действия игроков. Взаимодействие игроков передней
линии при приеме от подачи.
Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на
точность.
Верхняя и нижняя передача в парах через сетку. Игра «Волейбол».

19.

Верхняя и нижняя подача в парах и через сетку. Игра «Волейбол».

1

20.

Игра «Волейбол».

1

16.
17.

1
1
1

21.

«Баскетбол» (5 часов)
Контроль комбинации из освоенных элементов владения мячом

1
1

23.

Перемещение в стойке приставными шагами боком, остановка
прыжком, повороты без мяча
Два шага – бросок по кольцу

24.

Техника штрафного броска

1

25.

Игра «Баскетбол»

1

26.

«Гандбол» (5 часов)
Совершенствование основной стойки в воротах на месте и в
движении.
Закрепление освоенных элементов техники владения мячом.

1

22.

27.

1

1
1

29.

Вырывание и выбивание мяча. Совершенствование сочетание
приемов. Основные правила игры.
Опорный штрафной бросок. Действия вратаря.

30.

Игра «Гандбол»

1

31.

«Настольный теннис» (4 часа)
Основы техники. Правильная хватка ракетки, способы игры.
Техника перемещений.
Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов

1

28.

32.
33
34.

Тактика одиночных и парных игр. Тактика нападающего против
нападающего
Подвижная игра «Настольный теннис».
Итого в год:

1

1
1
1
34

Список литературы

1. Зимин А.М. «Первые шаги в баскетболе. Учебное пособие для учащихся и
2.
3.
4.
5.
6.

учителей» М.: «Просвещение» 2002г.
Колос В.М. «Баскетбол: теория и практика» Москва 2018г.
Матвеев А.П. «Оценка качества подготовки учеников основной школы по
физической культуре М. «Дрофа» 2011 год.
Монаков Г.В. «Техническая подготовка футболистов, методика и планирование»,
М: ФиС, 2000.
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение,
2011.-77с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки,
учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2005.-112с.

7. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9
классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго
поколения).
8. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».