Школа юного экскурсовода для обучающихся 8-9 классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

Хинконен Л.И.

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Школа экскурсовода»
просветительской направленности
для учащихся 8-9 классов
Срок реализации – 1 год
Возраст детей: 14-15 лет

Составитель программы:
Иванова Ирина Михайловна,
педагог дополнительного образования

г. Костомукша
2023г.

Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов освоения программы основного общего образования.
Важность реализации программы обусловлена особенностью проектно-исследовательской
деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом
общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека.
Программа рассчитана на 1 год обучения из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Углубленное знакомство учащихся с историей своего края, страны, деятельностью
знаменитых людей расширяет кругозор ребят, оказывает непосредственное воздействие на
формирование жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания.
Прикосновение к подвигу (на войне ли, в мирные ли дни) вызывает чувство любви к
Родине, к своему народу, связанные с подвигом глубокие переживания оставляют след на
всю жизнь. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны
школьникам, какую бы профессию в будущем они не выбрали.
Ожидаемые результаты программы.
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
малую Родину, российский народ и историю России, за национальные свершения,
открытия, победы; осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)формирование уважительного отношения к иному мнению;4)овладение начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;5) освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
К концу обучения дети научатся:

–иметь представление о сборе и обработке информации, составлении доклада, публичного
выступления;
–выбирать тему исследования, структуру исследования;
–видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
–работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную
точку зрения;
–владеть планированием и постановкой эксперимента.
Получат возможность научиться:
-Использовать краеведческий материал в образовательном процессе (на уроках истории,
литературы, географии).
-Начальным навыкам работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в
программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
-Усвоить знания и навыки исследовательской работы.
Формы занятий:
беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на
отработку организаторских навыков, экскурсия, самостоятельная работа школьников,
индивидуальные консультации педагога, конкурс. Кроме того, формы занятий
предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников,
предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность.
Взаимосвязь с Программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
- приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
-высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
-ориентации школьников на социальную значимость реализуемой ими деятельности, в
частности их проектов и исследований;
-интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей.
Ожидаемые результаты.
В сфере патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и
современному состоянию российских гуманитарных наук;
- ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских
ученых-гуманитариев — историков, психологов, социологов, педагогов.
В сфере гражданского воспитания:
-готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или
исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
готовность к участию в предусмотренной проектом гуманитарной деятельности;
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, чьими работами пользуется школьник
во время проведения исследования или с которыми он вступает во взаимодействие во
время реализации проекта;
активное участие посредством реализации социально ориентированных исследований или
проектов в жизни местного сообщества, родного края, страны.
В сфере понимания ценности научного познания:
- ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического
познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Содержание курса
Раздел 1.
Введение.
Цели и задачи курса. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и
др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. Школьные музеи.
Профили и задачи школьных музеев. О чем рассказывает школьный музей. Профиль
музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем:
история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.
Раздел 2.
Экскурсия –одна из основных форм работы музея.

Знакомство с теоретическими понятиями «музей», «профиль», «экспонат», «экспозиция»,
«экскурсовод» «архив», «фонд» и др. Экскурсия. Виды экскурсий: обзорная,
тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии.
«Портфель» экскурсовода. Цель экскурсии в школьном музее. Знакомство с работой
экскурсоводов. Знакомство с архивом, экспозициями, экспонатами школьного музея.
Экскурсия в школьном музее.
Практическая часть: 1) поделиться впечатлениями о посещении музея в своей семье; 2)
обсудить «плюсы» и «минусы» экскурсии, проведенной старшеклассникамиэкскурсоводами.
Раздел 3.
История экспонатов, представленных в экспозиции.
Экспонаты, подаренные музею ветеранами войны и труда. Фотоэкспонаты. Экспонаты,
собранные учащимися во время поисковой работы.
Практическая часть: 1) оформить «словарик» из музейных понятий; 2) описать музейный
предмет –экспонат.
Раздел 4.
Фонды музея.
Основной фонд: вещественные, письменные источники. Вспомогательный фонд. Его
состав. Библиотека музея. Учет фондов. Инвентарная книга.
Практическая часть: оформление инвентарной книги –учет фондов.
Раздел 5.
Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии.
Где и как собирать материалы для музея, для ведения экскурсии. Основные источники,
используемые для сбора материала для музея: газеты и журналы, книги, дневники,
письма, воспоминания, фотографии, вещественные памятники (символы, атрибуты,
личные вещи и т. Д.). Библиография. Справочно-библиографические материалы. Как
работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке.
Подготовка списка необходимой литературы. Художественная, мемуарная, справочная
литература для чтения по теме экскурсии. Изучение текста. Составление выписок. Как
делать ссылки на источники. Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование
участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых
событий. Изучение отдельных событий, их описание (факты, цифры, выдержки из
документов и воспоминаний, цитаты). Рассказы о людях –участниках знаменательных
событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи.
Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
Практическая часть: 1) найти материал о родственниках-участниках Великой
Отечественной войны или тружениках тыла; 2) взять интервью у тех, чья судьба связана с
историей школы (учителя-ветераны, работающие педагоги, ветераны Великой
Отечественной войны и т.д.).

Раздел 6.
Требования к экскурсоводу.
Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда
экскурсовода. Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих
друзей (диалект, жаргонизмы). Что такое ораторское искусство.
Практическая часть: 1) прочитать прозу, стихотворения; 2) выполнить упражнения на
дыхание, произнести скороговорки.
Раздел 7.
Основные требования к экскурсии.
Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Связь темы экскурсии
с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по отдельным под темами
вопросам темы. Показ и анализ определенных экспонатов. Рассказ экскурсовода.
Технические средства сопровождения экскурсии: мультимедийные презентации,
компьютер. Экранно-звуковые средства в музее: кинофильмы, грампластинки, магнитные
записи. Использование техники в работе школьного музея. Подготовка текста экскурсии.
Оформление текста экскурсии. Под темы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты.
Содержание экскурсии. Отработка и сдача экскурсии. Отработка и сдача экскурсии по
частям. Показ и анализ экспонатов. Отработка и сдача тематической экскурсии. Отработка
и сдача обзорной экскурсии. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по
разработанной теме для младших школьников. Как подготовить доклад, выступление,
презентацию и правильно провести экскурсию. Оформление презентаций, музейной
выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных
текстов и т. Д.). Проведение виртуальной экскурсии в музее.
Тематическое планирование для 8А, 8Б, 9А классов (по 1 часу в каждом классе)
№ п/п
1
2
3
3
14
15
16
17
21
22
23
24
25
26

Содержание
Ведение. Типы и виды музеев.
Профиль музея и его основные разделы.
Специфика Музея боевой славы.
История Карельского фронта.
История экспонатов, представленных в экспозиции.
История поискового движения в Костомукше.
Встреча с поисковиком К.М. Агамирзоевым.
Посещение мемориала «Ахвеньярвские камни».
Фонды музея. Основной фонд: вещественные, письменные
источники.
Сбор материалов для музея, для ведения экскурсии.
Методы получения информации.
Художественная, мемуарная, справочная литература
экскурсии.
Методика интервьюирования.
Как записывать воспоминания.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
35
49
50
51
52
56
58
61
67

Этикет экскурсовода.
Правила поведения в музее и в мемориальном месте.
Речь экскурсовода.
Основные требования к экскурсии.
Связь темы экскурсии с экспозицией.
Подготовка текста экскурсии.
Разделы, отдельные вопросы экскурсии.
Оформление текста экскурсии.
Проведение экскурсий, посвященных подвигу Тани
Богдановой, для учащихся средней и старшей школы.
Проведение экскурсий, посвященных подвигу партизанонежцев.
Подведение итогов работы Музея боевой славы в учебном
году.

1
1
1
1
1
1
1
1
5
6
1

Всего: 34 часа в год.
Список литературы.
1.Конжиев Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории,
Петрозаводск, 2000.
2. Куприянов Г.Н. Во имя Великой Победы: Воспоминания. – Петрозаводск: Карелия,
1985.
3. Кочкуркина С.И. Древние карелы: Петрозаводск, Карелия, 1987.
4. Леонтьев П. Костомукша: Петрозаводск, Карелия, 1990.
5. Макуров В.Г. Военная летопись Карелии. – Петрозаводск, 1999.
6. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. –
ЦНСО, Москва, 2003.
7. Червов Н.Г., Минин Н.М. Партизанские тропы онежцев: Петрозаводск, «Карелия»,
1988.
8. История Второй Мировой войны, 1939-1945. Предс. Ред. Комиссии Устинов Д.Ф.
Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство МО СССР, М. – 1978.
9.За родную Карелию. Воспоминания, документы. Под ред. К.Морозова, Д.Александрова.
Карелия, 1990.
10.В.Таборко. Летопись Великой Отечественной 1941-1945. М., «Молодая Гвардия», 1985.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».