Юный исследователь для обучающихся 8-9 классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Юный исследователь»
исследовательской направленности
для обучающихся 8-9 классов
Срок реализации – 1 год
Возраст детей: 14-15 лет

Составитель программы:
Иванова Ирина Михайловна,
руководитель театра «Родники»,
педагог высшей квалификационной категории

г. Костомукша
2023г.

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования.
Важность реализации программы обусловлена особенностью проектноисследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира,
является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) в 8-9 классах, и
основан на обучении учащихся проектной и исследовательской деятельности с
использованием краеведческого материала. Проективный метод обучения кардинально
отличается от классических: учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути её
достижения, самостоятельно осуществляют поиск, отбор, обобщение и анализ
необходимой им информации (учитель может выступать в роли консультанта).
Цели:
 Научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели;
 Научить предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути
достижения цели;
 Сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников,
технология работы с информацией);
 Сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и
презентации полученных знаний и опыта, навыки работы и делового общения в
группе.
Задачи:
1. Мотивация учащихся к изучению истории родного края.
2. Выработка навыков и умений работы над исследовательским проектом.
3. Воспитание гражданственности и патриотизма, уважении к традициям
своего народа, любви к своей семье.
Программа поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его область
гуманитарных наук, а также приобрести важные социальные навыки, необходимые для
продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир:
-навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических
задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение
планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к
желаемому результату;
-навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для
распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих творческих
профессий;
-навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах
других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной собственности;
-навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания
собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других
в своей правоте, продвижения своих идей;

-навык работы со специализированными компьютерными программами, техническими
приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть
связана проектно-исследовательская деятельность школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и
развитию его адекватной самооценки.
Формы занятий:
беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на
отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры, самостоятельная
работа школьников, индивидуальные консультации педагога, конкурс, итоговая научнопрактическая конференция Кроме того, формы занятий предполагают сочетание
индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им возможность
проявить и развить самостоятельность.
Взаимосвязь с Программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
- приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
-высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
-ориентации школьников на социальную значимость реализуемой ими деятельности, в
частности их проектов и исследований;
-интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей.
Ожидаемые результаты.
В сфере патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и
современному состоянию российских гуманитарных наук;
- ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских
ученых-гуманитариев — историков, психологов, социологов, педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности
морально- этических принципов в деятельности исследователя;
- готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать собственное
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства
В сфере понимания ценности научного познания:
- ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического
познания мира;

- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Тематическое планирование в 8 б, 9 а и 8 к кл. из расчета 1 час в неделю в каждом
классе.
№
Тема
Кол-во часов
1
Знакомство с основами исследовательской деятельности
2
2
Обсуждение и выбор тем исследования
2
3
Обсуждение знаний учащихся по выбранной теме.
2
4
Обсуждение плана индивидуальной работы.
2
5
Знакомство с требованиями к проекту.
2
6
Обсуждение и отбор литературы по теме проекта.
2
7
Первичное обсуждение накопленного материала по теме
2
проекта.
8
Индивидуальная работа с авторами исследований
2
9
Индивидуальная работа с авторами исследований.
2
10
Обучение методике анкетирования респондентов.
2
11
Коллективный анализ и интерпретация полученных данных
2
в ходе исследовательской деятельности уч-ся .
12
Обработка полученной в ходе ученических исследований
2
информации. Оценка её достоверности и необходимости
13
Формулировка выводов в ходе работы над проектами
2
14Предварительная презентация проектов с последующим
4
15
обсуждением.
16-17
Защита проектов.
4
Всего: 34 часа в год.
Организация промежуточной аттестации.
Периодичность: 1 раз в триместр (11, 21, 34 учебные недели)
Формы промежуточной аттестации: зачёт/незачёт (по итогам занятий и проделанной
работы)
Требования к зачётным работам:
1)
наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи,
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения;
2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3)
самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся – авторов
проекта;
4)
структурированность содержательной части проекта (с указанием поэтапных
результатов);
5)
соблюдение в ходе исследования определенной последовательности действий:
 определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
 выдвижение гипотезы;
 выбор и описание методов исследования;
 выбор способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты,
творческих отчетов и пр.);
 проведение наблюдений и экспериментов;
 сбор, систематизация и анализ полученных данных;
 подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования
Список литературы.

1.Конжиев Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории,
Петрозаводск, 2000.
2. Куприянов Г.Н. Во имя Великой Победы: Воспоминания. – Петрозаводск: Карелия,
1985.
3. Кочкуркина С.И. Древние карелы: Петрозаводск, Карелия, 1987.
4. Леонтьев П. Костомукша: Петрозаводск, Карелия, 1990.
5. Макуров В.Г. Военная летопись Карелии. – Петрозаводск, 1999.
6. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. –
ЦНСО, Москва, 2003.
7. Червов Н.Г., Минин Н.М. Партизанские тропы онежцев: Петрозаводск, «Карелия»,
1988.
8. История Второй Мировой войны, 1939-1945. Предс. Ред. Комиссии Устинов Д.Ф.
Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство МО СССР, М. – 1978.
9.За родную Карелию. Воспоминания, документы. Под ред. К.Морозова, Д.Александрова.
Карелия, 1990.
10.В.Таборко. Летопись Великой Отечественной 1941-1945. М., «Молодая Гвардия», 1985.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».