РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 29.08.2023г. Директор школы протокол №1 от 28.08. 2023г. Руководитель МСШ «Утверждено» приказ по школе №131 от 29.08.2023г. Директор Герасимчук Н.Н.. школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И. Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» исследовательской направленности для обучающихся 8-9 классов Срок реализации – 1 год Возраст детей: 14-15 лет Составитель программы: Иванова Ирина Михайловна, руководитель театра «Родники», педагог высшей квалификационной категории г. Костомукша 2023г. Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования. Важность реализации программы обусловлена особенностью проектноисследовательской деятельности, которая лежит в основе развития современного мира, является залогом общественного прогресса и важным условием индивидуального развития человека. Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю) в 8-9 классах, и основан на обучении учащихся проектной и исследовательской деятельности с использованием краеведческого материала. Проективный метод обучения кардинально отличается от классических: учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути её достижения, самостоятельно осуществляют поиск, отбор, обобщение и анализ необходимой им информации (учитель может выступать в роли консультанта). Цели: Научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели; Научить предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели; Сформировать у учащихся умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией); Сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыки работы и делового общения в группе. Задачи: 1. Мотивация учащихся к изучению истории родного края. 2. Выработка навыков и умений работы над исследовательским проектом. 3. Воспитание гражданственности и патриотизма, уважении к традициям своего народа, любви к своей семье. Программа поможет школьнику более глубоко изучить интересующую его область гуманитарных наук, а также приобрести важные социальные навыки, необходимые для продуктивной социализации и гармоничного вхождения в современный мир: -навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских или практических задач, включающий умение видеть и анализировать проблемы, которые необходимо решить, умение детально прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение планировать собственную работу и самостоятельно контролировать продвижение к желаемому результату; -навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их в удобную для распространения форму, востребованный в настоящее время людьми многих творческих профессий; -навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в работах других людей, других авторов — владельцев интеллектуальной собственности; -навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей; -навык работы со специализированными компьютерными программами, техническими приспособлениями, библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно-исследовательская деятельность школьника. Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать и развитию его адекватной самооценки. Формы занятий: беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога, конкурс, итоговая научнопрактическая конференция Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. Взаимосвязь с Программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: - приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, -высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина; -ориентации школьников на социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и исследований; -интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей. Ожидаемые результаты. В сфере патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук; - ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев — историков, психологов, социологов, педагогов. В сфере духовно-нравственного воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально- этических принципов в деятельности исследователя; - готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать собственное поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства В сфере понимания ценности научного познания: - ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Тематическое планирование в 8 б, 9 а и 8 к кл. из расчета 1 час в неделю в каждом классе. № Тема Кол-во часов 1 Знакомство с основами исследовательской деятельности 2 2 Обсуждение и выбор тем исследования 2 3 Обсуждение знаний учащихся по выбранной теме. 2 4 Обсуждение плана индивидуальной работы. 2 5 Знакомство с требованиями к проекту. 2 6 Обсуждение и отбор литературы по теме проекта. 2 7 Первичное обсуждение накопленного материала по теме 2 проекта. 8 Индивидуальная работа с авторами исследований 2 9 Индивидуальная работа с авторами исследований. 2 10 Обучение методике анкетирования респондентов. 2 11 Коллективный анализ и интерпретация полученных данных 2 в ходе исследовательской деятельности уч-ся . 12 Обработка полученной в ходе ученических исследований 2 информации. Оценка её достоверности и необходимости 13 Формулировка выводов в ходе работы над проектами 2 14Предварительная презентация проектов с последующим 4 15 обсуждением. 16-17 Защита проектов. 4 Всего: 34 часа в год. Организация промежуточной аттестации. Периодичность: 1 раз в триместр (11, 21, 34 учебные недели) Формы промежуточной аттестации: зачёт/незачёт (по итогам занятий и проделанной работы) Требования к зачётным работам: 1) наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения; 2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; 3) самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся – авторов проекта; 4) структурированность содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); 5) соблюдение в ходе исследования определенной последовательности действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы; выбор и описание методов исследования; выбор способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.); проведение наблюдений и экспериментов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования Список литературы. 1.Конжиев Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории, Петрозаводск, 2000. 2. Куприянов Г.Н. Во имя Великой Победы: Воспоминания. – Петрозаводск: Карелия, 1985. 3. Кочкуркина С.И. Древние карелы: Петрозаводск, Карелия, 1987. 4. Леонтьев П. Костомукша: Петрозаводск, Карелия, 1990. 5. Макуров В.Г. Военная летопись Карелии. – Петрозаводск, 1999. 6. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. – ЦНСО, Москва, 2003. 7. Червов Н.Г., Минин Н.М. Партизанские тропы онежцев: Петрозаводск, «Карелия», 1988. 8. История Второй Мировой войны, 1939-1945. Предс. Ред. Комиссии Устинов Д.Ф. Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство МО СССР, М. – 1978. 9.За родную Карелию. Воспоминания, документы. Под ред. К.Морозова, Д.Александрова. Карелия, 1990. 10.В.Таборко. Летопись Великой Отечественной 1941-1945. М., «Молодая Гвардия», 1985.