РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 28.08. 2023г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 29.08.2023г. Директор школы Хинконен Л.И. «Утверждено» приказ по школе №131 от 29.08.2023г. Директор Герасимчук Н.Н.. школы Герасимчук Н.Н. Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» духовно-нравственной направленности для учащихся 5Б класса Срок реализации – 1 год Возраст детей: 11 лет Составитель программы: Добродеева Татьяна Васильевна, педагог -организатор г. Костомукша 2023г. Пояснительная записка Программа направлена на совершенствование содержания обучения и воспитания средствами краеведения, предусмотрена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся историей края, школы, музееведения. Актуальность программы вызвана возрастанием роли дополнительного образования, музейной педагогики, усиления интереса к истории родного края в процессе гражданского образования школьников. Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых функций (экскурсовод) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования. Программа рассчитана на 1 год обучения из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий – 40 минут. Используется следующие нормативно-правовые документы и пособия: -Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса. В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий, самостоятельной работы в школьном музее. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе будут сформированы: Личностные действия: Обучающийся научится и приобретет: научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край; мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира; чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные действия: Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Обучающийся получит возможность: уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении экскурсий, работе с музейными фондами, над проектом, исследованием, конференцией; вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные действия: Обучающийся научится: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику города; описывать достопримечательности города; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и школьного музея; использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой; работать с атласом, глобусом и картой; устанавливать причинно‐следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии. Обучающийся получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; работать в семейных, школьных архивах. Коммуникативные действия: Обучающийся научится: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Обучающийся получит возможность: готовить и выступать с сообщениями; работать с музейными фондами и экспозицией школьного музея; формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, проводить экскурсии в школьном музее; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Формы занятий: беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на отработку организаторских навыков, экскурсия, самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога, конкурс. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. Взаимосвязь с Программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: - приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, -высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина; -ориентации школьников на социальную значимость реализуемой ими деятельности, в частности их проектов и исследований; -интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей. Содержание и структура программы I. Введение. 1 час Школьный музей хранитель и воспитатель. Название и профиль школьного музея. Знакомство с экспозициями школьного музея. II. Система музеев. 2 часа Что такое библиография? Справочно-библиграфический аппарат. Художественная, мемуарная литература. Интернет как источник информации. III. История экспонатов школьного музея. 2 часов Понятие «музейный предмет». Экспонаты, подаренные музею. Экспонаты, собранные учащимися и родителями. Раритеты и реликвии. IV. Фонды школьного музея. 5 часов Комплектование фондов школьного музея. Книга поступлений. Акт приёма - сдачи. Основной фонд. Вспомогательный фонд. Учёт фондов школьного музея. Инвентарная книга. V. Выбор темы экскурсии. 2 часа Ориентирование в школьном музее. Цель экскурсии в школьном музее. Связь темы экскурсии с экспозициями школьного музея. Знакомство с работой экскурсовода. VI. Основные требования к экскурсии. 3 часа Соответствие экскурсии тематико-экспозиционному плану. Последовательность построения экскурсии. Тематико-экспозиционный сценарий. VII. Технические средства сопровождения экскурсии. 3 часа Техника в школьном музее: фото, киноаппаратура, видеофильм, экранно-звуковые средства. Использование интерната, сайтов «Одноклассники», «Контакт» в работе школьного музея. VIII. Имидж экскурсовода. 2 часов Этикет поведения в общественном месте (музей, экскурсия). Этикет внешнего вида. Имидж современного делового человека. Этикет общения. IX. Речь экскурсовода. 3 часа Культура речи. Что такое ораторское искусство. Чтение прозы и стихов. Беседа, разговор. X. Подготовка текста экскурсии. 3 часа Связь темы экскурсии с музейной экспозицией. Определение этапов и продолжительности экскурсии. Оформление текста экскурсии. XI. Обработка материалов и сдача экскурсии. 3 часа Классификация музейных экскурсий. Обзорная экскурсия, и её особенности. Тематическая экскурсия. Рецензирование текста экскурсий. XII. Практикуем. Искусство музейной экспозиции. 5 часов Работа по подготовке и модернизации школьных музейных экспозиций Итого: 34 часа Календарно-тематическое планирование № Тема Часы Форма занятий 1. Введение 1 Музей - хранитель и воспитатель Знакомство с Беседа, экспозициями школьного музея экскурсия 2. Информационная система 2 музея Что такое библиография? 1 Презентация Интернет как источник 1 информации. История экспонатов школьного музея Музейный предмет. Экспонат школьного музея. Раритеты и реликвии. Экспонаты, собранные учащимися и родителями. Фонды школьного музея. Комплектование фондов школьного музея. Основной фонд. Вспомогательный фонд Учет фондов. Акт приемасдачи музейных экспонатов. Инвентарная книга 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Требование к записям инвентарной книги. Работа с памяткой. Выбор темы экскурсии Цель экскурсии в школьном музее Показ и анализ экспонатов. Определение темы экскурсии. Основные требования к экскурсии Связь темы экскурсии с материалами экспозиции Последовательность построения экскурсии. Тематико-экспозиционный план Технические средства сопровождения экскурсии Техника в школьном музее Использование материалов Интернета в школьном музее Имидж экскурсовода Этикет внешнего вида Этикет общения Речь экскурсовода Культура речи. Что такое ораторское искусство. Чтение прозы, стихов. Подготовка текста экскурсии. Тематико-экспозиционный 2 1 Лабораторная работа 1 Лабораторная работа 5 1 Беседа 1 Беседа Практическая работа Практическая работа Практикум 2 1 Беседа 1 Практикум 3 1 1 1 Беседа Беседа Практикум 1 1 1 3 1 2 2 1 1 3 1 1 1 3 1 Практикум Практика Беседа Беседа Беседа Беседа Практика Практикум 11. 12. сценарий. Определение этапов и продолжительности экскурсии Оформление текста экскурсии Обработка материала и сдачи экскурсии. Обзорная экскурсия и ее особенности Тематическая экскурсия и ее особенности. Рецензирование текста экскурсии. Практикум. Искусство музейной экспозиции. Работа по обновлению экспозиций школьного музея «История Земли Калевальской» Работа по созданию экспозиции «Учителями славится Россия» Подготовка экскурсии «Учителями славится Россия» ИТОГО 1 Практикум 1 3 Практикум 1 Беседа 1 Беседа 1 Практикум 5 3 Практикум 2 Практикум 34 часа Критерии оценки мастерства экскурсовода. 1 .Компетентность экскурсовода: Владение темой Полнота раскрытия Чёткость структуры Логичный переход от фрагмента к фрагменту. 2.Умение устанавливать контакт с группой ( представиться ,изложить план экскурсии) 3. Владение приёмами показа: выбор правильной точки обзора, расположение группы так, чтобы было видно всем, создание установки на узнавание: «вы, наверное, знаете», «вы помните..» 4.Правильное соотношение рассказа и показа. 5. Грамотная и эмоциональная речь экскурсовода. 6 .Строгое соблюдение времени экскурсии: 2-9 классы -40 мин. Список литературы. 1.Конжиев Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории, Петрозаводск, 2000. 2. Куприянов Г.Н. Во имя Великой Победы: Воспоминания. – Петрозаводск: Карелия, 1985. 3. Кочкуркина С.И. Древние карелы: Петрозаводск, Карелия, 1987. 4. Леонтьев П. Костомукша: Петрозаводск, Карелия, 1990. 6. Отв. редактор Э.А.Шулепова Основы музееведения, Москва, 2005 7. Сост. В.Н.Верхоглядов «Краевед Карелии», Петрозаводск, 1990. 8. Сост. С.А.Понкратов, В краю Калевалы,1989