Юный экскурсовод для обучающихся 5Б класса

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

Хинконен Л.И.

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Юный экскурсовод»
духовно-нравственной направленности
для учащихся 5Б класса
Срок реализации – 1 год
Возраст детей: 11 лет

Составитель программы:
Добродеева Татьяна Васильевна,
педагог -организатор

г. Костомукша
2023г.

Пояснительная записка





Программа направлена на совершенствование содержания обучения и воспитания
средствами краеведения, предусмотрена для дополнительного образования учащихся
основной школы, интересующихся историей края, школы, музееведения.
Актуальность программы вызвана возрастанием роли дополнительного
образования, музейной педагогики, усиления интереса к истории родного края в процессе
гражданского образования школьников.
Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах
научной, технической и общественной деятельности. Выполнение разных ролевых
функций (экскурсовод) обогащает жизненный опыт детей, приучает к ответственности и
дисциплине, формирует навыки лидерства, готовит ребёнка к активной жизни в
гражданском обществе.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования.
Программа рассчитана на 1 год обучения из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Используется следующие нормативно-правовые документы и пособия:
-Федеральный закон от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания,
но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с
этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и
практических заданий, самостоятельной работы в школьном музее. В результате обучения
по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к
окончанию обучения по программе будут сформированы:
Личностные действия:
Обучающийся научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как
собственных, так и окружающих людей;































приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как
регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина,
чувства сопричастности и гордости за свой край;
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные,
внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к
сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и
регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении
экскурсий, работе с музейными фондами, над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные действия:
Обучающийся научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику города;
описывать достопримечательности города;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о
нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения
познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
школьного музея;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с
картой;
работать с атласом, глобусом и картой;
устанавливать причинно‐следственные связи;

















строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
города, архивов и Интернета;
работать в семейных, школьных архивах.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение
экскурсий в школьном музее;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
работать с музейными фондами и экспозицией школьного музея;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, проводить экскурсии
в школьном музее;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности.
Формы занятий:
беседа, обсуждение, дискуссия, мозговой штурм, решение кейсов, упражнение на
отработку организаторских навыков, экскурсия, самостоятельная работа школьников,
индивидуальные консультации педагога, конкурс. Кроме того, формы занятий
предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы школьников,
предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность.
Взаимосвязь с Программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
- приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
-высокой степени самостоятельности школьников в проектно-исследовательской
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
-ориентации школьников на социальную значимость реализуемой ими деятельности, в
частности их проектов и исследований;
-интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей.
Содержание и структура программы
I. Введение. 1 час

Школьный музей хранитель и воспитатель. Название и профиль школьного музея.
Знакомство с экспозициями школьного музея.
II. Система музеев. 2 часа
Что такое библиография? Справочно-библиграфический аппарат. Художественная,
мемуарная литература. Интернет как источник информации.
III. История экспонатов школьного музея. 2 часов
Понятие «музейный предмет». Экспонаты, подаренные музею. Экспонаты, собранные
учащимися и родителями. Раритеты и реликвии.
IV. Фонды школьного музея. 5 часов
Комплектование фондов школьного музея. Книга поступлений. Акт приёма - сдачи.
Основной фонд. Вспомогательный фонд. Учёт фондов школьного музея. Инвентарная
книга.
V. Выбор темы экскурсии. 2 часа
Ориентирование в школьном музее. Цель экскурсии в школьном музее. Связь темы
экскурсии с экспозициями школьного музея. Знакомство с работой экскурсовода.
VI. Основные требования к экскурсии. 3 часа
Соответствие экскурсии тематико-экспозиционному плану. Последовательность
построения экскурсии. Тематико-экспозиционный сценарий.
VII. Технические средства сопровождения экскурсии. 3 часа
Техника в школьном музее: фото, киноаппаратура, видеофильм, экранно-звуковые
средства. Использование интерната, сайтов «Одноклассники», «Контакт» в работе
школьного музея.
VIII. Имидж экскурсовода. 2 часов
Этикет поведения в общественном месте (музей, экскурсия). Этикет внешнего вида.
Имидж современного делового человека. Этикет общения.
IX. Речь экскурсовода. 3 часа
Культура речи. Что такое ораторское искусство. Чтение прозы и стихов. Беседа, разговор.
X. Подготовка текста экскурсии. 3 часа
Связь темы экскурсии с музейной экспозицией. Определение этапов и продолжительности
экскурсии. Оформление текста экскурсии.
XI. Обработка материалов и сдача экскурсии. 3 часа
Классификация музейных экскурсий. Обзорная экскурсия, и её особенности.
Тематическая экскурсия. Рецензирование текста экскурсий.
XII. Практикуем. Искусство музейной экспозиции. 5 часов
Работа по подготовке и модернизации школьных музейных экспозиций
Итого: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Часы
Форма занятий
1.
Введение
1
Музей - хранитель и воспитатель Знакомство с
Беседа,
экспозициями школьного музея
экскурсия
2.
Информационная система
2
музея
Что такое библиография?
1
Презентация
Интернет как источник
1

информации.
История экспонатов
школьного музея
Музейный предмет. Экспонат
школьного музея.
Раритеты и реликвии.
Экспонаты, собранные
учащимися и родителями.
Фонды школьного музея.
Комплектование фондов
школьного музея. Основной
фонд.
Вспомогательный фонд
Учет фондов. Акт приемасдачи музейных экспонатов.
Инвентарная книга

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Требование к записям
инвентарной книги. Работа
с памяткой.
Выбор темы экскурсии
Цель экскурсии в школьном
музее
Показ и анализ экспонатов.
Определение темы экскурсии.
Основные требования к экскурсии
Связь темы экскурсии с материалами экспозиции
Последовательность построения экскурсии.
Тематико-экспозиционный
план
Технические средства
сопровождения экскурсии
Техника в школьном музее
Использование материалов
Интернета в школьном музее
Имидж экскурсовода
Этикет внешнего вида
Этикет общения
Речь экскурсовода
Культура речи.
Что такое ораторское искусство.
Чтение прозы, стихов.
Подготовка текста экскурсии.
Тематико-экспозиционный

2
1

Лабораторная
работа

1

Лабораторная
работа

5
1

Беседа

1

Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практикум

2
1

Беседа

1

Практикум

3
1
1
1

Беседа
Беседа
Практикум

1
1
1

3
1
2
2
1
1
3
1
1
1
3
1

Практикум
Практика

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Практика
Практикум

11.

12.

сценарий.
Определение этапов и
продолжительности экскурсии
Оформление текста экскурсии
Обработка материала и
сдачи экскурсии.
Обзорная экскурсия и ее
особенности
Тематическая экскурсия
и ее особенности.
Рецензирование текста
экскурсии.
Практикум. Искусство
музейной экспозиции.
Работа по обновлению экспозиций школьного
музея «История Земли Калевальской» Работа по
созданию экспозиции «Учителями славится
Россия»
Подготовка экскурсии
«Учителями славится
Россия»
ИТОГО

1

Практикум

1
3

Практикум

1

Беседа

1

Беседа

1

Практикум

5
3

Практикум

2

Практикум

34 часа

Критерии оценки мастерства экскурсовода.
1 .Компетентность экскурсовода:

Владение темой

Полнота раскрытия

Чёткость структуры

Логичный переход от фрагмента к фрагменту.
2.Умение устанавливать контакт с группой ( представиться ,изложить план экскурсии)
3. Владение приёмами показа: выбор правильной точки обзора, расположение группы так,
чтобы было видно всем, создание установки на узнавание: «вы, наверное, знаете», «вы
помните..»
4.Правильное соотношение рассказа и показа.
5. Грамотная и эмоциональная речь экскурсовода.
6 .Строгое соблюдение времени экскурсии: 2-9 классы -40 мин.
Список литературы.
1.Конжиев Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории,
Петрозаводск, 2000.
2. Куприянов Г.Н. Во имя Великой Победы: Воспоминания. – Петрозаводск: Карелия,
1985.
3. Кочкуркина С.И. Древние карелы: Петрозаводск, Карелия, 1987.
4. Леонтьев П. Костомукша: Петрозаводск, Карелия, 1990.
6. Отв. редактор Э.А.Шулепова Основы музееведения, Москва, 2005
7. Сост. В.Н.Верхоглядов «Краевед Карелии», Петрозаводск, 1990.

8. Сост. С.А.Понкратов, В краю Калевалы,1989


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».