История Вооруженных Сил России и кадетского движения спортивно-оздоровительной направленности для обучающихся 10-11классов.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ
Хинконен Л.И.

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н..

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 29.08.2023г.
Директор

школы
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«История Вооружённых Сил России и кадетского движения»
гражданско-патриотической направленности
для обучающихся 10-11 классов
(для обучающихся 10К класса)
Срок реализации – 7 лет

Составитель программы:
Демидова Т.А.,
преподаватель-организатор по ОБЖ,
куратор кадетского движения

г. Костомукша
2023 г.

Пояснительная записка
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство — силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Реальное патриотическое сознание подрастающего поколения России формируется
сегодня в сложных, противоречивых условиях, связанных с глубокими социальными
потрясениями, радикальными изменениями в культуре общества.
Анализ поведения молодежи показывает, что девальвация патриотических
ценностей ведет к нарастанию экстремизма, антиобщественных проявлений, которые
представляют угрозу не только для самой молодежи, но и для всего общества в целом.
Поэтому чрезвычайно актуальной в современных условиях является потребность
активации патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое
воспитание должно стать приоритетным направлением развития образования, так как
сегодня оно становится условием национальной безопасности России.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно
как патриотов своего Отечества, основной упор в процессе обучения делается на
профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе.
Хотя становление гражданского общества и правового государства в нашей стране
во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с
государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как
самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла
ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится
важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовнонравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы
общества.
В условиях становления гражданского общества и правового государства
необходимо осуществлять воспитание принципиально новой, демократической личности,
способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами
общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать
свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности,
сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру,
ощутимый вклад должна внести современная школа.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России.
Эта цель нашла отражение и в Законе РФ «Об образовании» и в государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»
Программа курса «История Вооруженных Сил России и кадетского движения»
разработана в соответствии с конституцией РФ, Федеральными законами «Об
образовании», « О статусе военнослужащих», « Об обороне», «О воинской обязанности и
военной службе», Общевоинскими уставами ВС РФ, типовым положением о кадетской
школе (кадетской школе- интернат ), Федеральная целевая программа «Формирование
установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
При разработке программы использованы рекомендации Министерств Образования
и Обороны РФ, а также Программы военной подготовки, суворовских военных училищ,
Российских кадетских корпусов.

Кадетское образование проводится с целью создания системы обучения и
воспитания молодежи через учебу и работу на принципах и традициях Кадетских
Корпусов России, создание оптимальных условий для раскрытия и развития
индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формирования основ для
подготовки кадет к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, выработке у
них высокого сознания, любви к Родине, к воинской службе, либо гражданской
специальности, дисциплинированности и организованности, привитию чувства гордости,
стремления
добросовестно
выполнять
служебные
обязанности,
постоянно
совершенствовать умения и навыки, как в военном, так и в гражданском компоненте.
Основная цель курса – создания системы обучения и воспитания детей через учебу
и работу на принципах и традициях Кадетских Корпусов России, изучение истории
основных этапов становления и развития вооруженных Сил России.
Задачи курса:
- дать знания об основных этапах становления и развития Вооруженных Сил
России;
- научить понимать и разбираться в предназначение, составе и структуре
Вооруженных Сил РФ;
- дать понятия основ военного строительства вооруженных Сил и военной
реформы РФ;
- познакомить с вооружением и боевой техникой Вооруженных Сил РФ;
- познакомиться с историей развития кадетских образовательных
учреждений;
- познакомиться с биографией и заслугами государственных и военных
деятелей – выпускников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, а также
деятелей, внесших значительный вклад в создание и становление кадетских
образовательных учреждений на современном этапе;
- закрепления полученного материала на практических занятиях.
В результате изучения курса выпускники кадетских классов должны:
Знать и понимать:
- основные этапы становления и развития Вооруженных Сил России;
- основные этапы развития кадетских образовательных учреждений;
- предназначение, состав и структуру Вооруженных Сил РФ.
Ознакомиться:
- с основами военного строительства Вооруженных Сил и военной реформой РФ;
- с вооружением и боевой техникой Вооруженных Сил РФ;
- С биографией и заслугами государственных и военных деятелей – выпускников
кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, а также деятелей, внесших
значительный вклад в создание и становление кадетских образовательных учреждений на
современном этапе.
Деятельность в рамках курса сформирует
учащихся следующие УУД:
 Регулятивные УУД
Целеполагание
Постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено обучающимся, и
того, что еще не известно
Планирование
Определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата. Составление
плана и последовательности действий
Прогнозирование
Предвосхищение результата и уровня актуальности
разрабатываемого материала
Коррекция
Внесение необходимых дополнений и корректив в

Оценка

Волевая саморегуляция

 Познавательные УУД
Общеучебные универсальные
действия

Логические универсальные
действия

план и способ действия в случае расхождения
предполагаемого и реального действия и его
продукта
Выделение и осознание обучающимся того, что уже
усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения
Способность к мобилизации сил и энергии.
Способность к волевому усилию - к выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение;

анализ;

синтез;

сравнение, классификация объектов по
выделенным признакам;

подведение под понятие, выведение
следствий;

установление причинно-следственных
связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.


 Коммуникативные УУД
Планирование учебного
Определение цели, функций участников, способов
сотрудничества с
взаимодействия
учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации
Разрешение конфликтов
Выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация
Управление поведением
Контроль, коррекция, оценка действий партнера
партнера
Умение с достаточной
Владение монологической и диалогической формами
полнотой и точностью
речи в соответствии с грамматическими и

выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации

синтаксическими нормами родного языка

Методические рекомендации
Теоретические занятия проводятся в классе с использованием плакатов, схем,
видеофильмов и учебных кинофильмов. Практиковать проведение теоретических занятий
в музеях, военных частях, проведение экскурсий и походов по местам боевой славы, а
также привлечение к проведению занятий работников музеев, ветеранов Вооруженных
Сил РФ.
Показные занятия по ознакомлению с вооружением и боевой техникой проводить
на полигонах и в учебных центрах воинской части.
Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов
работы школы и всех заинтересованных сторон в целях обеспечения влияния на процесс
воспитания, консолидации и координации деятельности.
Основополагающие принципы реализации Программы
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием
реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся:
 принцип научности, гуманизма, демократизма;
 принцип участия;
 принцип гарантии;
 принцип комплексного сквозного подхода;
 принцип блочного подхода;
 принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее
духовных ценностей и традиций;
 принцип системности, преемственности и непрерывности в развитии учащихся;
 принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях
обеспечения эффективности воспитания.
Условия успешной реализации Программы.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому
воспитанию учащихся следующие условия:
 функционирует воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной
ответственности всех участников образовательно-воспитательного процесса и
конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического
и родительского сообщества;
 функционирует система дополнительного образования;
 разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих
проектов;
 развивается школьное ученическое самоуправление;
 используются новые подходы к организации воспитательного процесса и
внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания;
 используются современные средства оценивания результатов воспитания.
Направления деятельности, способствующие
реализации Программы

Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной
Программы, являются:
Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического
воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и
явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих
принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историкокультурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с
ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и
исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о
родном городе, области.
Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование
правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых
событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной
готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
воспитывает уважение к государственной символике.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и
культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной
позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях
пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого
патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной
защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств,
воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе
занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и
готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся
через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру
народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Место Программы : рассчитана на 1 час в неделю 34 часа в год.
Краткое содержание занятий по темам

10класс
Раздел1.. Вооруженные Силы России на современном этапе
Вооруженные Силы Российской Федерации
Функции и основные задачи Вооруженных Сил, их место и роль на современном этапе.
Цели и предназначение Вооруженных Сил, их состав и структура.
Метод: Рассказ, беседа
Учебная литература: Вооруженные Силы России, М., Военные знания, 2001 г.
Вооружение и боевая техника мотострелковой ВС РФ (Показное занятие)
Основное вооружение и боевая техника воинской части. Тактико-технические
характеристики и боевые возможности вооружения и боевой техники.
Метод: Показ.
Дни воинской славы (экскурсии и походы но местам боевой славы)
11класс

Вооруженные Силы России на современном этапе.
Виды вооруженных Сил РФ
Предназначение Видов ВС РФ, их состав, структура, вооружение и возможности.
Метод: Рассказ, беседа
Учебная литература: Вооруженные Силы России, М., Военные знания, 2001 г.
Войска, не входящие в состав Вооруженных Сил
Состав войск, не входящих в состав Вооруженных Сил, их предназначение.
Метод: Рассказ
Учебная литература: ОБЖ, М., Дрофа, 2001 г.
Зачет по истории Вооруженных Сил России
Метод: контрольное занятие.
Ожидаемые результаты













Конечными результатами программы должны стать:
создание системы патриотического воспитания в школе;
внедрение в практику педагогической деятельности передовых форм и методов
патриотического воспитания;
сохранение и развитие у школьников чувства гордости, любви к Родине, родному
краю, школе;
формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию
физических и волевых качеств;
расширение участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта;
воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому
воспитанию школьников;
расширение
и
совершенствование
информационной
базы
пропаганды
патриотического воспитания в школе;
расширение методологической базы патриотического воспитания в системе
образования;
активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

Список литературы
1.А.Г. Смирнов, В.В. Васнев Основы военной службы: Учебное пособие. Дрофа ,
Москва,2004г.
2.В.В.Смирнов, А.Т.Смирнов, Н.А.Дерябин Армия государства Российского т защита
Отечества. Москва «Просвещения» 2004г.
3. А.И. Анохин, В.П. Дранишников Отчизны верные сыны. Москва, РОСТО (ДОСААФ),
2004г.
4. На службе Отечества. Москва,МО РФ, 1998.
5. Военная история России. Москва, РАЕН, 2001г.
6. Орлята Россию Москва, Ренессанс,1998г.
7. В.А.Гурковский «Кадетские корпуса Российской Империи», 2 тома. «Белый
берег»,2005г.
8.Е.В.Анисимов «история России от Рюрика до Путина.Люди.События.Даты». СанктПетербург, Питер,2007г.
9. Патриот Отечества. Москва, ООО «Армпресс», ежемесячная подписка.
10. Ежемесячный научно-методический журнал ОБЖ. Москва, «Русский журнал»,
подписка с 2003г.
11. Справочный материал.

Календарно-тематическое планирование
учебного курса «История Вооруженных сил России и кадетского движения»
10 «К» класс
№
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27-31
32
33-34

Наименование тем
Вооруженные силы России
Военная опасность как главная предпосылка образования
государства.
Стратегия Святослава Игоревича в завоевательных походах.
Укрепление обороноспособности государства при Владимире
Святославиче.
Тактика обороны государства в XIII в.: Александр Невский.
Куликовская битва. Дмитрий Донской.
«Стояние на реке Угре». Иван III.
«Конно, людно и оружно…»: формирование русского войска.
Военная реформа Ивана IV 1550 г. Формирование стрелецкого
войска.
Полки «нового строя» при Алексее Михайловиче.
Создание русского флота: военный корабль «Орел».
Формирование в России армии нового образца
От «потешных полков» к рекрутской системе набора.
Система военных образовательных учреждений при Петре I.
Создание российского флота. Битва у м. Гагут, Гренгамское
сражение.
Новая армия – новые победы: Полтавская битва.
Российская армия в Семилетней войне.
Российская армия в XVIII веке: великие русские полководцы и
флотоводцы.
Павел I: Русская армия по прусскому образцу.
Руксская армия 1812 года. Роды войск, вооружение и
обмундирование.
Роль народного ополчения и партизанского движения в военное
лихолетье России.
Российская армия в Крымской войне 1853-1856 гг.
От рекрутской системы набора ко всеобщей воинской
повинности. Военная реформа 1874 г.
Дни воинской Славы России
Посещение комнаты Боевой Славы. История поискового
джвижения в России.
Герои Вов – наши земляки (Богданова Татьяна Ульяновна)
Герои Вов – наши земляки (герои локального боя у озера
Ахвенъярви, 31.12.1943 г.)
Встреча с дочерью участницы Сещенского подполья Ершовой
Г.И.
Встреча с ветераном Вов Кандауровым М.А.
Выезд на партизанскую базу отряда «Красный Онежец» (высота
139,2) в п. Заречный. Лыжный поход.
День всенародной Памяим 9 мая. Участие семей в «Бессмертном
полку».
Акция «От сердца к сердцу»: возложение цветов к Памятному
знаку «Ахвенъярвские камни»
Итого:

Кол-во занятий

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
5
1
2
34

Тематическое планирование «История ВС России» 11 класс
Тема
История ВС России
Виды ВС РФ
Современное вооружение Российской армии
Современный российский флот
ВКС России
Просмотр х/ф «А зори здесь тихи» с обсуждением
«Бои местного значения» - беседа
«Города воинской славы России» - групповой проект
Лыжный поход партизанскими тропами
Пограничная застава, её будни. Встреча с офицером-пограничником
Стратегия и тактика «Ледового побоища» - проект, посвящённый 750летию битвы
Зачёт по истории ВС России
Итого:

Кол-во ч.
3
2
2
2
2
2
1
6
8
2
2
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».