Приложение «Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету» АООП НОО РАС (вариант 8.3)

Приложение «Особенности оценки предметных результатов по отдельному
учебному предмету»
Критерии оценивания предметных результатов АООП НОО РАС (вариант 8.3)
Русский язык
Оценка письменных работ
К письменным работам относятся классные, домашние, проверочные и
контрольные работы.
При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные
особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно
предлагать более легкие варианты заданий.
При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством
моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество
записей и чертежей.
К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять
дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять
обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.)
Контрольная работа должна состоять из контрольного списывания или
контрольного диктанта и грамматического разбора.
Текст для диктанта должен быть связным, понятным по содержанию. Следует
избегать включения в него слов на неизученные правила. Если такие слова встречаются,
они пишутся на доске или проговариваются с выделением орфограммы.
Количество слов в предложениях не должны превышать пяти, контрольные
диктанты должны содержать две-три орфограммы на каждое изученное правило.
Примерный текст диктантов: 2 класс - в начале учебного года 10-12 слов, в конце
учебного года 18-20 слов; 3 класс - 2530 слов; 4 класс - 35-40 слов. Учету подлежат все
слова, в том числе предлоги, частицы, союзы.
Грамматический разбор включает в себя задания на нахождение орфограмм,
определение частей слова, частей речи и членов предложения и др. Содержание
грамматических заданий должно быть связано с материалом, изученным не только в
данном классе, но и в предыдущем.
Работы учащегося, занимающегося с логопедом, оцениваются в зависимости от
индивидуальных особенностей учащегося. Ошибки, обусловленные тяжелыми
нарушениями речи и письма, учитываются индивидуально.
Логопедические ошибки
Ошибки, характерные для детей с РАС, не должны засчитываться при оценке
работы учащихся.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и
слухового восприятия:
• пропуск букв и слогов (прощла – прощала, жадые – жадные, ишка – игрушка);
• перестановка букв и слогов (онко – окно, звял – взял, натуспила – наступила);
• недописывание букв и слогов (дела – делала, лопат – лопата, набухл – набухли);
• наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, бабабушка –
бабушка, катораые – которые);

искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, шуки – щёки);
• слитное написание слов и их произвольное деление (насто – на сто, у стала –
устала, виситнастене – висит на стене);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание
предложений (Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать
машину после школы я тоже. Буду шофёром.)
• замена одной буквы на другую (трюх – трёх, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги);
• нарушение смягчения согласных (васелки – васельки, смали – смяли, кон – конь).
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической
стороны речи:
• аграмматизм (Саша и Лена собирает цветы. Дети сидели на большими стулья.);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане – в
кармане, при летели – прилетели, взела – взяла).
•

Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:
Фонематические ошибки:
• б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные);
• ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).
Ошибки анализа и синтеза:
• пропуски согласных при их стечении;
• пропуски гласных;
• добавление гласных;
перестановка букв.
Диспраксии (кинетические ошибки):
• потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);
потеря
соединения
(мл, ми, ао). Ошибки в замене букв по оптическому сходству:
(б-д, в-д, ш-и, ш-т).
Выставление отметки за диктант:
«5» - нет ошибок, но допускается 1-2 исправления или 1 негрубая ошибка;
«4» - 1-3 орфографические ошибки, 2 пунктуационные (1 орфографическая и 3
пунктуационные) и 1-2 исправления, 4 логопедические и 2 пунктуационные;
«3» - 4-6 орфографические ошибки, 3 пунктуационных и
1-2 исправления, до 5 логопедических и 3 пунктуационные; «2» - более 6
орфографические ошибок.

Для 2 группы детей диктант может диктоваться
по слогам;

Для 3 группы детей диктант диктуется по буквам. Выставление отметки за
грамматическое задание: «5» - нет ошибок 1 уровень:
выполняет задания самостоятельно; 2 уровень:
выполняет задания по образцу;
выполняет задания по подражанию;
выполняет задания по словесной инструкции; «4» - правильно выполнено ¾
заданий 1 уровень:
выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи;
2 уровень:
выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи;
«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий 1 уровень:

-

выполняет задания по образцу после предложенной помощи;

2 уровень:
выполняет задания по подражанию после предложенной помощи;
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий 1 уровень:
задания самостоятельно не выполняет, после предложенной помощи;
2 уровень:
задания по образцу не выполняет, после предложенной помощи;
задания по подражанию не выполняет, после предложенной помощи;
задания по словесной инструкции не выполняет, после предложенной
помощи.
-

Выставление отметки за словарный диктант:
«5» - нет ошибок (одно исправление);
«4» - 1-2 ошибки (одно исправление);
«3» - 3-5 ошибок;
«2» - 5 и более ошибок.
Выставление отметки за контрольное списывание:
«5» - безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений;
«4» - 1 ошибка и 1-2 исправления; «3» - 2-4 ошибки и 1-2
исправления;
«2» - 5 и более ошибок.
Изложение (начиная с III класса)
С 3 класса по заранее подготовленному плану.
Оценивается одной отметкой.
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2
исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех
предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных
эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне
однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение не пишется.
Примечание:
Учитывая, что эти виды работ в начальной школе носят обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
Чтение и развитие речи
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и
навыков. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по
содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б)

полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность
изложения и речевое оформление ответа.
Оценивание на уроке чтения обучающихся начальных классов с РАС, с
выраженными нарушениями речи, отсутствием речи, не владеющих устной речью
должно происходить с учётом следующих индивидуальных особенностей:
- нарушения темпа речи;
- нарушение произношения;
- эхолаличное произношение прочитанных (произнесённых) слов;
- полное отсутствие речи (или спонтанные вокализации).
В том случае, если у ребенка с РАС речь отсутствует, либо находится в стадии
формирования, оценивание по чтению производится с помощью иллюстраций, картинок,
средств альтернативной коммуникации по критериям:
• знает буквы, показывает их;
• соотносит картинку с буквой;
• слушает учителя, показывает картинки, относящиеся к смыслу текста;
• выстраивает сюжетную линию текста с помощью картинок; отвечает на вопросы
учителя с помощью картинок.
Материалы для проверки навыков чтения и понимания текста должен быть
разделен на 4 части, что соответствует четвертям учебного года. В каждую часть
включены задания для оценки техники чтения и понимания текста у обучающихся с 1го
по 4-й класс. Объем и уровень сложности текста, а также предлагаемых заданий
возрастает от класса к классу, от начала учебного года к концу. Предлагаемые тексты
учитывают, как качественное своеобразие письменной речи данной категории
обучающихся, так и особенности их психического развития. Тексты доступны для
понимания, тематика произведений подобрана в соответствии с программными
требованиями, с учетом развития познавательных интересов детей, расширением их
кругозора, воспитания нравственных качеств.
У школьников с отсутствием устной речи ограничен кругозор, запас представлений
об окружающем мире, поэтому тексты должны быть подобраны с простым сюжетом,
небольшим количеством главных героев. Каждый текст с заданиями представлен на
отдельных листах. Листы для проверки распечатываются и выдаются каждому
обучающемуся. Темп чтения и понимание текста оцениваются отдельно друг от друга.
Для удобства подсчета прочитанных слов каждое десятое слово текста выделено жирным
шрифтом. Балл, который соответствует отметке за темп чтения, расположен справа от
строки текста.
Понимание содержания прочитанного (осознанность чтения) проверяется с
помощью заданий, предложенных после текста, которые направлены на проверку
сформированности следующих умений:
• находить информацию, заданную в явном виде;
• извлекать информацию, заданную в неявном виде;
• уметь формулировать несложные выводы;
• понимать общий смысл текста;
• извлекать концептуальную и фактологическую информацию.
Включение заданий разного типа позволяет отодвинуть порог утомления и
повысить качество выполнения заданий. Задания содержат иллюстрации для поддержания
познавательного интереса школьника. В текстах для проверки нет сложных оборотов,

слова доступны для чтения и понимания. Ответы на задания не требуют большой
письменной работы, предполагают ответы одним предложением. В части заданий
требуется только подчеркнуть ответ или обвести картинку с правильным ответом.
Небольшое количество заданий позволяет школьникам избежать утомления.
За каждое правильно выполненное задание ставятся баллы, стоящие на листе
справа. В конце работы в зависимости от набранного количества баллов выставляется
итоговая оценка за понимание текста.
Фиксация результатов мониторинга уровня сформированности навыков чтения
осуществляется в таблице, в которой отмечается:
способ чтения (звуками, слогами, слог + слово, целыми словами, словосочетаниями), темп
чтения, правильность (без ошибок, замена, искажение слов, нарушение орфоэпических
норм); понимание прочитанного, выразительность. На основе данных можно оценить
динамику навыков чтения в течение учебного года, по годам обучения как отдельного
обучающегося, так и всего класса.
При оценивании навыка чтения можно выставлять две отметки: первая за технику
чтения, вторая за понимание текста (прочитанного учителем).
Класс

1 уровень (без
нарушения
произношения)
слов/мин

2 уровень
3 уровень (выраженные
(незначительные
нарушения
речи,
речевые
нарушения) отсутствие речи)
слов/мин

1
2
3
4

8-10
15-20
25-30
35-40

5
10-15
15-25
30-35

Проводится с учетом
индивидуальных
особенностей
и
потенциальных
возможностей
обучающегося,
отслеживается динамика
относительно
самого
ребёнка (учитываются
буквы, слоги, отдельные
слова,
проверка
понимания текста с помощью картинок).

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения
заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин
испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
Проверка навыка чтения 1 уровень:
II класс:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года
на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными
ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по
содержанию прочитанного;

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать
целиком даже легкие слова; допускает однудве ошибки при чтении и соблюдении
синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе
содержания, но исправляет их с помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам (буква +
слог) легких слов; допускает тричетыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических
пауз; отвечает на вопросы односложно даже с помощью учителя;
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам или по буквам, не может
назвать даже легкое слово после его прочтения, на вопросы учителя ответить
затрудняется.
III—IV классы:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной
– двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на
вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно
с незначительной помощью;
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные
слова — по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых
пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и
при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами,
трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении
синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на
вопросы односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью
учителя;
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам, допускает при чтении
много ошибок, не соблюдает синтаксические и смысловые паузы, отвечает на вопросы
односложно и не способен пересказать содержание прочитанного даже с помощью
учителя. 2 уровень:
II класс:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам и называет прочитанное
слово;
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает буква + слог и называет 1-2 сложное
(легкое) слово самостоятельно или длинное с помощью учителя;
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает по буквам и называет 1-2 сложное
(легкое) слово с помощью учителя;
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по буквам и назвать прочитанное
слово затрудняется, даже с помощью учителя.
3 уровень: (выраженные нарушения речи, отсутствие речи)
У данной группы детей с отсутствием речи проверить навык чтения не
представляется возможным, поэтому проводится только проверка понимания текста,
после его прочтения учителем, при помощи картинок и слов используя методику
глобального чтения и PECS.
Выраженные нарушения речи:
Оценка «5» ставится ученику, если он: пытается прочитать не сложные слова;
Оценка «4» ставится ученику, если он: пытается прочитать слоги;

Оценка «3» ставится ученику, если он: пытается прочитать буквы;
Оценка «2» не ставится.
Устный опрос
В связи с речевыми проблемами и проблемами с чтением у обучающихся
возникают и проблемы с пониманием прочитанного ими текста. Поэтому, чтобы
проверить эту сторону читательского навыка, текст для проверки понимания
прочитанного читает педагог, а затем задаёт по нему вопросы.
Отметка «5» ставится ученику, если он:
 обнаруживает понимание текста, может с незначительной помощью учителя или
самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, называет (или показывает) главных
героев; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
 выполняет задания самостоятельно:
• показывает картинки, относящиеся к смыслу текста.
• выстраивает сюжетную линию текста с помощью картинок.
• отвечает на вопросы учителя с помощью картинок.
Отметка «4» ставится, если:
 ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но
допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые
ошибки, при ответе на вопросы как устно, так и при помощи глобального чтения или
картинок, допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
 выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи:
• показывает картинки, относящиеся к смыслу текста.
выстраивает сюжетную
линию текста с помощью картинок.
• отвечает на вопросы учителя с помощью картинок.
Отметка «3» ставится, если:
 ученик обнаруживает некоторое понимание прочитанного, но излагает материал
недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется
самостоятельно назвать (показать) главных героев, подобрать нужные картинки или слова
для ответа и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
 выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи:
показывает картинки, относящиеся к смыслу текста.
выстраивает сюжетную
линию текста с помощью картинок.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает непонимание большей или наиболее
существенной части текста, допускает ошибки в формулировке ответа (показе картинки
или слова), искажающие смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не
использует помощь учителя.
Математика
Для детей с выраженными нарушениями речи, отсутствием речи, детям с
моторными трудностями контрольные работы могут быть адаптированы:
• вписывание в примеры только ответов;
• решение задач, занесенных в схему;
• возможность опоры на образец;
• чтение задач и заданий учителем;
• возможность использования таблицы умножения, сложения.

По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть
однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических
фигур и т.д.) либо комбинированными.
2.
Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её
выполнение требовалось: во 2 - 3 классах - 25-40 минут, причем за указанное время
обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её.
3.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3
простые задачи или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2
составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том
числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант,
сравнение чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные
задачи или другие геометрические задания.
4.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми
ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие
неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение
правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий,
нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения
записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
5.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в
работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний,
которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и
результатов действий, величин и др.). При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
1 уровень:
- выполняет задания самостоятельно; 2 уровень:
- выполняет задания по образцу;
- выполняет задания по подражанию;
- выполняет задания по словесной инструкции.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
1 уровень:
- выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи;
2 уровень:
- выполняет задания по словесной инструкции после предложенной
помощи.
Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть
других заданий; 1 уровень:
- выполняет задания по образцу после предложенной помощи;
2 уровень:
- выполняет задания по подражанию после предложенной помощи.
Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как
метод воспитательного воздействия на ребёнка.
1 уровень:
- задания самостоятельно не выполняет, после предложенной помощи;
2 уровень:
1.

-

задания по образцу не выполняет, после предложенной помощи;
задания по подражанию не выполняет, после предложенной помощи;
задания по словесной инструкции не выполняет, после предложенной

помощи.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно;
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки;
Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые;
Оценка «2» может выставляться за невыполненные задания.
Мир природы и человека
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала,
может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Безошибочно отвечает на тест, после прочтения вопроса учителем, отвечает на
поставленные вопросы картинкой либо подготовленными словами, предложениями (на
основе глобального чтения):
выполняет задания самостоятельно; - выполняет задания по образцу;
выполняет задания по подражанию;
выполняет задания по словесной инструкции.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и исправляет их с
незначительной помощью учителя;
выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи;
выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно,
допускает ряд ошибок в речи или в тесте, в ответе при помощи слов и картинок и делает
это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
выполняет задания по образцу после предложенной помощи;
выполняет задания по подражанию после предложенной помощи.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее
существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке,
искажающие их смысл; в работе с тестом допускает множественные ошибки, не
использует помощь учителя.
задания самостоятельно не выполняет, после предложенной помощи;
задания по образцу не выполняет, после предложенной помощи;
задания по подражанию не выполняет, после предложенной помощи;
задания по словесной инструкции не выполняет, после предложенной
помощи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».