Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» для обучающихся 11 классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 28.08. 2023г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 29.08.2023г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №128
от 29.08.2023г.
Директор

Герасимчук Н.Н..

школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И.

Рабочая программа
учебного предмета «Астрономия»
основной общеобразовательной программы среднего общего образования
(11 класс)

г. Костомукша
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего
образования составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего
образования, утвержденными ФГОС СОО. Рабочая программа разработана на основе
УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К.
Страут. — М.: Дрофа, 2018. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов
Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в школе рассматривается как курс, который, завершая физикоматематическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными
представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию
научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются
формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в
безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех
космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Важнейшими задачами и целями астрономии являются формирование
представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной
Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел
и их систем, а также самой Вселенной.
Изучение астрономии направлено на достижение следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее
важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического использования компьютерных приложений для определения
вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на
примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной
картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из
важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей
природы и своего места в ней.
Место предмета в учебном плане
Изучение учебного предмета «Астрономия» рассчитано на 34 часа в год (1 час в
неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения
- сформированность умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также
осознанное построение индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых
познавательных интересов;

- сформированность познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
- убеждённость в возможности познания законов природы и их использования на благо развития
человеческой цивилизации; умение находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявление уважительного
отношения к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности;
Метапредметные результаты освоения
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, ,коммуникативные).
Межпредметные понятия.
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной
деятельности. На уроках астрономии будет продолжена работа по формированию и развитию
основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления
своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного
планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении астрономии обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне
навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных
фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов)
и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения астрономии обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как
особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной
деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких
вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
В результате изучения астрономии обучающиеся смогут
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предполагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать
свою позицию, формулировать выводы и заключения.
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; на практике
пользоваться основными логическими приёмами, методами моделирования, мысленного
эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и
интернет-ресурсы) и критически её оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из интернета и
других источников.

Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:
– воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и
математикой;
– объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и
Солнца;
– применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;
– описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
– объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении
тел Солнечной системы;
– характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы;
– описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и
колец;
– характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
– описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
– описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
– определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);
– определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период – светимость»;
– классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения – Большого взрыва.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
–
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
–
объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения;
–
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
–
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
–
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв, реликтовое излучение);
–
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура);
–
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
–
приводить примеры практического использования астрономических знаний о
небесных телах и их системах;
–
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
–
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного
содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в
разных формах
Содержание программы учебного предмета «Астрономия»

При составлении программы соблюдено наличие содержания предметных тем
образовательного стандарта, последовательность изучения разделов астрономии с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логика учебного процесса. Учтены

возрастные особенности учащихся. Определён минимальный набор демонстрационных
опытов, лабораторных работ.
Базовый уровень
Предмет астрономии. Астрономия, ее связь с другими науками
Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические
телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение
как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических
исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный
спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки
небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и
географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное
движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелио- центрической системы мира. Конфигурации планет и условия их
видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и
космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и
Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия,
Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной
системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и
метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы
астрономических
исследований;
спектральный
анализ.
Физические
методы
теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца.
Атмосфера
Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных
полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические
характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд.
Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера.
Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд.
Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной
массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные
рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики.
Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления
галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.
Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и
радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других
звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерный перечень наблюдений.
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.

№
п/п
1.

Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации
по предмету астрономия в 11 классе
(учебник: Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. «Астрономия 11 кл»)
Наименование
Разработчик
Тест № 1 Предмет астрономии

Проект «Астрономия 11 класс» –

http://videouroki.net
2

3

Тест № 2 Особенности астрономии
и ее методов

Проект «Астрономия 11 класс» –

Тест № 3 Телескопы

Проект

http://videouroki.net
«Астрономия

11

класс»

–

11

класс»

–

http://videouroki.net
4

Тест № 4 Звёзды и созвездия

Проект

«Астрономия

http://videouroki.net
5

Тест № 5 Небесные координаты и Проект
«Астрономия
звёздные карты
http://videouroki.net

11

класс»

–

6

Тест № 6 Видимое движение звёзд

11

класс»

–

11

класс»

–

Проект

«Астрономия

http://videouroki.net
7

Тест № 7 Годичное движение
Солнца по небу. Эклиптика

Проект

«Астрономия

http://videouroki.net

8

Тест № 8 Движение и фазы Луны

Проект

«Астрономия

11

класс»

–

11

класс»

–

11

класс»

–

http://videouroki.net
9

Тест № 9 Затмения Солнца и Луны

Проект

«Астрономия

http://videouroki.net
10

Тест № 10 Время и календарь

Проект

«Астрономия

http://videouroki.net
11

Тест № 11 Развитие представлений Проект
«Астрономия
и о развитии мира
http://videouroki.net

11

класс»

–

12

Тест № 12 Конфигурация планет. Проект
«Астрономия
Синодический год
http://videouroki.net

11

класс»

–

13

Тест № 13 Законы движения планет
Солнечной системы

Проект

11

класс»

–

Тест № 14 Определение расстояний
и размеры тел в Солнечной системе

Проект

11

класс»

–

Тест № 15 Движение небесных тел
под действием сил тяготения в
Солнечной системе

Проект

11

класс»

–

Тест № 16 Движение ИСЗ и
космических аппаратов

Проект

11

класс»

–

Тест № 17 Общие характеристики
планет Солнечной системы

Проект

11

класс»

–

Тест № 18 Система Земля-Луна

Проект

11

класс»

–

11

класс»

–

11

класс»

–

11

класс»

–

11

класс»

–

14
15

16
17
18

«Астрономия

http://videouroki.net
«Астрономия

http://videouroki.net
«Астрономия

http://videouroki.net
«Астрономия

http://videouroki.net
«Астрономия

http://videouroki.net
«Астрономия

http://videouroki.net
19

Тест № 19 Планеты земной группы

Проект

«Астрономия

http://videouroki.net
20

Тест № 20 Планеты-гиганты

Проект

«Астрономия

http://videouroki.net
21

Тест № 21 Спутники планет

Проект

«Астрономия

http://videouroki.net
22

Тест № 22 Карликовые планеты

Проект

«Астрономия

http://videouroki.net
23

Тест № 23 Малые тела Солнечной Проект
«Астрономия
системы
http://videouroki.net

11

класс»

–

24

Тест № 24 Состав и строение Проект
«Астрономия
Солнца
http://videouroki.net

11

класс»

–

25

Тест № 25 Атмосфера Солнца и Проект
«Астрономия
солнечная активность
http://videouroki.net

11

класс»

–

26

Тест № 26 Определение расстояний Проект
«Астрономия
до звёзд
http://videouroki.net

11

класс»

–

27

Тест

11

класс»

–

№

27

Спектры,

цвет

и Проект

«Астрономия

температура звёзд

http://videouroki.net

28

Тест № 28 Определение массы Проект
«Астрономия
звёзд. Двойные звёзды
http://videouroki.net

11

класс»

–

29

Тест № 29 Размеры и модели звёзд

11

класс»

–

11

класс»

–

Проект

«Астрономия

http://videouroki.net
30

Тест № 30 Переменные
нестационарные звёзды

и Проект

«Астрономия

http://videouroki.net

31

Тест № 31 Галактика Млечный Проект
«Астрономия
Путь. Движение звёзд в Галактике
http://videouroki.net

11

класс»

–

32

Тест № 32 Межзвёздная среда: газ и Проект
«Астрономия
пыль
http://videouroki.net

11

класс»

–

33

Тест № 33 Другие
системы - галактики

11

класс»

–

звёздные Проект

«Астрономия

http://videouroki.net

34

Тест № 34 Основы современной Проект
«Астрономия
космологии
http://videouroki.net

11

класс»

–

35

Жизнь и разум во Вселенной

11

класс»

–

Проект

«Астрономия

http://videouroki.net
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
1.
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник
с электронным приложением.
— М. : Дрофа, 2017.
2.
Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А.
Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2017.
3.
Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута :
учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.

Календарно-тематическое планирование
11 класс ( 34 часа в год, 1 час в неделю)
№
п/п

Планируемые результаты
Тема уроков

Личностные

Метапредметные

Предметные

Астрономия, ее значение и связь с другими науками ( 2 часа)

1/1

Предмет
астрономии.
Наблюдения —
основа астрономии

2/2

формирование
положительного отношения к
российской астрономической
науке
формирование убежденности
в возможности познания законов
природы и их использования на
благо развития человеческой
цивилизации

формулировать выводы и
заключения

воспроизводить сведения по
истории развития астрономии, ее
связях с физикой и математикой

классифицировать
объекты исследования,
структурировать изучаемый
материал

использовать полученные ранее
знания для объяснения устройства и
принципа работы телескопа

Практические основы астрономии (5 часов)
1/3

2/4

3/5

Звезды и
созвездия. Небесные
координаты. Звездные
карты.
Видимое
движение звезд на
различных
географических
широтах.

формирование умения
управлять своей познавательной
деятельностью, ответственного
отношения к учению
формирование
познавательной и
информационной культуры

выполнять познавательные
и практические задания

Видимое
годичное движение
Солнца. Эклиптика.

формирование познавательной
и информационной культуры, в
том числе навыков
самостоятельной работы с книгами
и техническими средствами
информационных технологий

анализировать
наблюдаемые явления и
объяснять причины их
возникновения

находить проблему
исследования, ставить
вопросы, выдвигать гипотезу,
предлагать альтернативные
способы решения проблемы и
выбирать из них наиболее
эффективный,

воспроизводить определения
терминов и понятий: созвездие;
ориентация на местности
воспроизводить горизонтальную
и экваториальную системы координат;
иметь представление о
подвижной карте звездного неба;
объяснять наблюдаемые
невооруженным глазом движения
звезд на различных географических
широтах
воспроизводить определения
терминов и понятий: высота и
кульминация Солнца, эклиптика;
объяснять наблюдаемые
невооруженным глазом движения
Солнца на различных географических

широтах
4/6

Движение и фазы
Луны. Затмения
Солнца и Луны.

формирование
познавательной и
информационной культуры

5/7

Время и
календарь.

формирование
познавательной и
информационной культуры

анализировать
наблюдаемые явления и
объяснять причины их
возникновения
готовить сообщения и
презентации с использованием
материалов, полученных из
Интернета и других
источников

объяснять наблюдаемые
невооруженным глазом движение и
фазы Луны, причины затмений Луны
и Солнца
воспроизводить определения
терминов и понятий: местное,
поясное, летнее и зимнее время;
объяснять необходимость
введения високосных лет и нового
календарного стиля;
определять время по
расположению светил на небе

Строение Солнечной системы (7 часов)
формирование познавательной
и информационной культуры, в
том числе навыков
самостоятельной работы с книгами
и техническими средствами
информационных технологий
формирование
познавательной и
информационной культуры

1/8

Развитие
представлений о
строении мира.

2/9

Конфигурации
планет. Синодический
период.

3/10

Законы движения
планет Солнечной
системы.

4/11

формирование познавательной
Определение
расстояний и размеров и информационной культуры, в
том числе навыков
тел в Солнечной
самостоятельной работы с книгами
системе.
и техническими средствами

формирование убежденности
в возможности познания законов
природы и их использования на
благо развития человеческой
цивилизации

классифицировать
объекты исследования,
структурировать изучаемый
материал, формулировать
выводы и заключения

воспроизводить исторические
сведения о становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира

на практике пользоваться
основными логическими
приемами, методами
наблюдения, моделирования,
мысленного эксперимента,
прогнозирования
на практике пользоваться
основными логическими
приемами, методами
мысленного эксперимента

воспроизводить определения
терминов и понятий: конфигурация
планет, синодический и сидерический
периоды обращения планет

выполнять познавательные
и практические задания
извлекать информацию из
различных источников и
критически ее оценивать

воспроизводить определения
терминов и понятий: астрономическая
единица;
формулировать законы Кеплера,
определять массы планет на основе
третьего (уточненного) закона
Кеплера
воспроизводить определения
терминов и понятий: горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта;
вычислять расстояние до планет
по горизонтальному параллаксу, а их

информационных технологий

5/12

Практическая
работа с планом
Солнечной системы.

6/13

Открытие и
применение закона
всемирного тяготения.

7/14

Движение
искусственных
спутников и
космических
аппаратов (КА).

организация
целенаправленной
познавательной деятельности в
ходе практической работы
формирование
познавательной и
информационной культуры

формирование умения
управлять своей познавательной
деятельностью

Формулировать проблему
исследования и извлекать
информацию
выполнять познавательные
и практические задания

классифицировать объекты
исследования, структурировать
изучаемый материал,
аргументировать свою
позицию, формулировать
выводы и заключения;

размеры по угловым размерам и
расстоянию;
воспроизводить определения
терминов и понятий.
описывать особенности движения
тел Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с различным
эксцентриситетом;
объяснять причины
возникновения приливов на Земле и
возмущений в движении тел
Солнечной системы;
характеризовать особенности
движения и маневров космических
аппаратов для исследования тел
Солнечной системы.
применять приобретенные знания
и умения при изучении астрономии
для решения практических задач,
встречающихся как в учебной
практике, так и в повседневной
человеческой жизни

Природа тел солнечной системы (8 часов)
1/15

2/16

Солнечная
система как комплекс
тел, имеющих общее
происхождение.

Земля и Луна -

формирование умения
управлять своей познавательной
деятельностью, ответственного
отношения к учению

формирование

выполнять познавательные
и практические задания

находить проблему
исследования, ставить

формулировать и обосновывать
основные положения современной
гипотезы о формировании всех тел
Солнечной системы из единого
газопылевого облака;
определять понятия: Солнечная
система, планета;
объяснять механизм парникового
эффекта и его значение для
формирования и сохранения
уникальной природы Земли
определять и различать понятия:

вопросы, выдвигать гипотезу,
предлагать альтернативные
способы решения проблемы и
выбирать из них наиболее
эффективный,
классифицировать объекты
исследования, структурировать
изучаемый материал,
аргументировать свою
позицию, формулировать
выводы и заключения;

двойная планета.

познавательной и
информационной культуры;
формирование
положительного отношения к
российской астрономической
науке

3/17

Две группы
планет.

формирование
познавательной и
информационной культуры;

выполнять познавательные
и практические задания

4/18

Природа планет
земной группы

формирование умения
управлять своей познавательной
деятельностью, ответственного
отношения к учению

выполнять познавательные
и практические задания

5/19

Урок-дисскусия
«Парниковый эффект:
польза или вред?»

выполнять познавательные
и практические задания
извлекать информацию из
различных источников и
критически ее оценивать

6/20

Планеты-гиганты,
их спутники и кольца.

формирование умения
находить адекватные способы
поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе
учебной и внеучебной
деятельности, проявлять
уважительное отношение к
мнению оппонента в ходе
обсуждения спорных
проблем науки.
формирование
познавательной и
информационной культуры;
формирование
положительного отношения к
российской астрономической

классифицировать объекты
исследования, структурировать
изучаемый материал,
аргументировать свою
позицию, формулировать
выводы и заключения;

планета, ее спутники;
описывать природу Луны и
объяснять причины ее отличия от
Земли

перечислять существенные
различия природы двух групп планет
и объяснять причины их
возникновения
определять понятия: планеты
земной группы;
проводить сравнение Меркурия,
Венеры и Марса с Землей по рельефу
поверхности и составу атмосфер,
указывать следы эволюционных
изменений природы этих планет
применять приобретенные знания
и умения при изучении астрономии
для решения практических задач,
встречающихся как в учебной
практике, так и в повседневной
человеческой жизни

описывать характерные
особенности природы планетгигантов, их спутников и колец

науке
7/21

Малые тела
Солнечной системы

формирование умения
управлять своей познавательной
деятельностью, ответственного
отношения к учению

выполнять познавательные
и практические задания

8/22

Метеоры,
болиды, метеориты.

формирование умения
управлять своей познавательной
деятельностью, ответственного
отношение к учению, готовность
и способность к саморазвитию и
самообразованию, а также
осознанному построению
индивидуальной образовательной
деятельности на основе
устойчивых познавательных
интересов.

на практике пользоваться
основными логическими
приемами, методами
наблюдения, моделирования,
мысленного эксперимента.

определять и различать понятия:
малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды,
метеоры, болиды, метеориты;
-характеризовать природу малых
тел Солнечной системы и объяснять
причины их значительных различий
определять и различать понятия:
метеоры, болиды, метеориты;
описывать явления метеора и
болида, объяснять процессы, которые
происходят при движении тел,
влетающих в атмосферу планеты с
космической скоростью;
описывать последствия падения
на Землю крупных метеоритов;
объяснять сущность астероиднокометной опасности, возможности и
способы ее предотвращения.

Солнце и звезды (6 часов)
1/23

Солнце: его
состав и внутреннее
строение.

формирование познавательной
и информационной культуры, в
том числе навыков
самостоятельной работы с книгами
и техническими средствами
информационных технологий

выполнять познавательные
и практические задания

2/24

Солнечная
активность и её
влияние на Землю.

формирование
познавательной и
информационной культуры;

выполнять познавательные
и практические задания

определять и различать понятия:
звезда, модель звезды, светимость;
характеризовать физическое
состояние вещества Солнца и звезд и
источники их энергии;
описывать внутреннее строение
Солнца и способы передачи энергии
из центра к поверхности;
объяснять механизм
возникновения на Солнце грануляции
и пятен;
описывать наблюдаемые
проявления солнечной активности и
их влияние на Землю
определять и различать понятия:
светимость, парсек, световой год;
вычислять расстояние до звезд по

формирование
положительного отношения к
российской астрономической
науке
классифицировать объекты
исследования, структурировать
изучаемый материал,
аргументировать свою
позицию, формулировать
выводы и заключения;

3/25

Физическая
природа звезд.

формирование
познавательной и
информационной культуры

4/26

Переменные и
нестационарные
звезды.

формирование убежденности
в возможности познания законов
природы и их использования на
благо развития человеческой
цивилизации

выполнять познавательные
и практические задания

формирование умения
находить адекватные способы
поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе
учебной и внеучебной
деятельности, проявлять
уважительное отношение к
мнению оппонента в ходе
обсуждения спорных
проблем науки.
формирование убежденности
в возможности познания
законов природы и их
использования на благо развития

характеризовать
физические особенности
объектов, возникающих на
конечной стадии эволюции
звезд: белых карликов,
нейтронных звезд и черных
дыр

5/27

Эволюция звезд.

6/28

Проверочная
работа «Солнце и
Солнечная система».

систематизировать знания
о методах исследования и
современном состоянии
проблемы существования

годичному параллаксу;
называть основные
отличительные особенности звезд
различных последовательностей на
диаграмме «спектр–светимость»;
сравнивать модели различных
типов звезд с моделью Солнца;

объяснять причины изменения
светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек
Новых и Сверхновых;
оценивать время существования
звезд в зависимости от их массы;
описывать этапы формирования и
эволюции звезды;
характеризовать физические
особенности объектов, возникающих
на конечной стадии эволюции звезд:
белых карликов, нейтронных звезд и
черных дыр
основные параметры состояния
звездного вещества: плотность,
температура, химический состав,
физическое состояние. Их взаимную
обусловленность.

объяснять механизм
возникновения на Солнце грануляции
и пятен;
описывать наблюдаемые

человеческой цивилизации.

жизни во Вселенной.

проявления солнечной активности и
их влияние на Землю;

Строение и эволюция Вселенной (4 часов)
1/29

Наша Галактика.

формирование
познавательной и
информационной культуры.
формирование убежденности в
возможности познания законов
природы и их использования на
благо развития человеческой
цивилизации

выполнять познавательные
и практические задания.

2/30

Другие звездные
системы – галактики.

проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в
ходе обсуждения спорных
проблем науки.

находить проблему
исследования, ставить
вопросы, выдвигать гипотезу.

3/31

Космология
начала ХХ века.

формирование умения
находить адекватные способы
поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе
учебной и внеучебной
деятельности, проявлять
уважительное отношение к
мнению оппонента в ходе
обсуждения спорных проблем
науки.

находить проблему
исследования, ставить
вопросы, выдвигать гипотезу,
предлагать альтернативные
способы решения проблемы и
выбирать из них наиболее
эффективный.

4/32

Основы
современной
космологии.

формирование убежденности
в возможности познания
законов природы и их

извлекать информацию из
различных источников
(включая средства массовой

характеризовать основные
параметры Галактики: размеры,
состав, структура и кинематика;
определять расстояние до
звездных скоплений и галактик по
цефеидам на основе зависимости
«период - светимость»;
распознавать типы галактик:
спиральные, эллиптические,
неправильные.
определять расстояние до
звездных скоплений и галактик по
цефеидам на основе зависимости
«период - светимость»;
распознавать типы галактик:
спиральные, эллиптические,
неправильные.
объяснять смысл понятий:
космология, Вселенная, модель
Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение;
сравнивать выводы А.
Эйнштейна и А. А. Фридмана
относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость
модели Фридмана результатами
наблюдений «красного смещения» в
спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до
галактик на основе закона Хаббла; по
светимости сверхновых.
оценивать возраст Вселенной на
основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение

использования на благо развития
человеческой цивилизации.

информации и интернетресурсы) и критически ее
оценивать;
аргументировать свою
позицию

реликтового излучения как
свидетельство в пользу гипотезы
Горячей Вселенной;
классифицировать основные
периоды эволюции Вселенной с
момента начала ее расширения Большого взрыва;
интерпретировать современные
данные об ускорении расширения
Вселенной как результата действия
антитяготения «темной энергии» вида материи, природа которой еще
неизвестна;
систематизировать знания о
методах исследования и современном
состоянии проблемы существования
жизни во Вселенной

Жизнь и разум во вселенной (2 часов)
1/33

Итоговая
контрольная работа

2/34

Урок –
конференция
«Одиноки ли мы во
Вселенной?»

формирование умения
управлять своей познавательной
деятельностью, ответственного
отношения к учению
формирование умения
управлять своей познавательной
деятельностью, ответственного
отношения к учению.

выполнять познавательные
и практические задания
извлекать информацию из
различных источников
(включая средства массовой
информации и интернетресурсы) и критически ее
оценивать.

применять приобретенные знания
и умения при изучении астрономии
для решения практических задач,
встречающихся как в учебной
практике, так и в повседневной
человеческой жизни.

Основные виды учебной деятельности обучающихся при изучении учебного предмета «Астрономия»
№
п/п

Тема уроков

Содержание

Вид деятельности учащихся

Астрономия, ее значение и связь с другими науками ( 2 часа)
Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии
Предмет
было
вызвано
практическими потребностями человека, начиная с
астрономии.
1/1
глубокой древности. Астрономия, математика и физика развивались
2/2

Наблюдения —
основа астрономии

в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной
Наземные и космические приборы и методы исследования
астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия

Поиск примеров, подтверждающих практическую
направленность астрономии
Применение знаний, полученных в курсе физики, для описании
устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений,
проводимых из космоса

Практические основы астрономии (5 часов)

1/3

2/4

3/5

4/6

5/7

Звезды и
созвездия. Небесные
координаты. Звездные
карты.
Видимое
движение звезд на
различных
географических
широтах.
Видимое
годичное движение
Солнца. Эклиптика.
Движение и фазы
Луны. Затмения
Солнца и Луны.

Время и
календарь.

Звездная величина как характеристика освещенности,
создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на
5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная
система координат: прямое восхождение и склонение. Использование
звездной карты для определения объектов, которые можно
наблюдать в заданный момент времени
Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от
географической широты места наблюдения. Небесный меридиан.
Кульминация светил. Определение географической широты по
измерению высоты звезд в момент их кульминации

Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.
Применение знаний, полученных в курсе географии, о
составлении карт в различных проекциях. Работа со звездной картой
при организации и проведении наблюдений

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к
небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни
равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года
продолжительности дня и ночи на различных географических
широтах
Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный
естественный спутник. Период обращения Луны вокруг
Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц.
Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия
наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность.
Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и
частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений
Точное время и определение географической долготы. Часовые
пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь —
система счета длительных промежутков времени. История календаря.
Високосные годы. Старый и новый стиль

Характеристика особенностей суточного движения Солнца на
полюсах, экваторе и в средних широтах Земли

Характеристика отличительных особенностей суточного
движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли

Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены.
Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной
стороной.
Описание взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в
моменты затмений. Объяснение причин, по которым затмения Солнца
и Луны не происходят каждый месяц
Подготовка и презентация сообщения об истории календаря.
Анализ необходимости введения часовых поясов, високосных
лет и нового календарного стиля

Строение Солнечной системы (7 часов)
1/8

Развитие
представлений о
строении мира.

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система
эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения
планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира.
Роль Галилея в становлении новой системы мира

Подготовка и презентация сообщения о значении открытий
Коперника и Галилея для формирования научной картины мира.
Объяснение петлеобразного движения планет с использованием
эпициклов и дифферентов

2/9

3/10

4/11

5/12

6/13

7/14

Конфигурации
планет. Синодический
период.
Законы движения
планет Солнечной
системы.
Определение
расстояний и размеров
тел в Солнечной
системе.
Практическая
работа с планом
Солнечной системы.
Открытие и
применение закона
всемирного тяготения.
Движение
искусственных
спутников и
космических
аппаратов (КА).

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет:
противостояние и соединение. Периодическое изменение условий
видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и
сидерического (звездного) периодов обращения планет
Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения
планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов
движения планет — важный шаг на пути становления механики.
Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний
планет от Солнца
Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный
параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы

Описание условий видимости планет, находящихся в различных
конфигурациях. Решение задач на вычисление звездных периодов
обращения внутренних и внешних планет

План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с
указанием положения планет на орбитах согласно данным
«Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год

Построение плана Солнечной системы в принятом масштабе с
указании ем положения планет на орбитах. Определение
возможности их наблюдения на заданную дату

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и
планет. Возмуще ния в движении тел Солнечной системы. Открытие
планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и
плотность Земли. Приливы и отливы
Время старта КА и траектории полета к планетам и другим
телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для
посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее

Решение задач на вычисление массы планет. Объяснение
механизма возникновения возмущений и приливов

Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и
астрономии. Решение задач на вычисление расстояний планет от
Солнца на основе третьего закона Кеплера
Решение задач на вычисление расстояний и размеров объектов

Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих
природу тел Солнечной системы

Природа тел солнечной системы (8 часов)
1/15

Солнечная
система как комплекс
тел, имеющих общее
происхождение.
Земля и Луна двойная планета.

2/16

3/17
4/18

Две группы
планет.
Природа планет

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в
процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака.
Объяснение их природы на основе этой гипотезы

Анализ основных положений современных представлений о
происхождении тел Солнечной системы

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности
Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы,
кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования
поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований,
проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами.
Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород.
Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны
Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по
размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и
планеты-гиганты. Их различия
Сходство внутреннего строения и химического состава планет
земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника.

На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли
с природой Луны. Объяснение причины отсутствия у Луны
атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности и их
происхождения.
Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны,
проведенных средствами космонавтики
Анализ табличных данных, признаков сходства и различий
изучаемых объектов, классификация объектов
На основе знаний физических законов объяснение явлений и
процессов, происходящих в атмосферах планет. Описание и

земной группы

5/19

Урок-дискусия
«Парниковый эффект:
польза или вред?»
Планеты-гиганты,
их спутники и кольца.

6/20
Малые тела
Солнечной системы
7/21

8/22

Метеоры,
болиды, метеориты.

Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на
Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от
атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на
поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в
настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на
Марсе
Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с
существованием парникового эффекта и его роли в формировании и
сохранении уникальной природы Земли

сравнение природы планет земной группы. Объяснение причин
существующих различий. Подготовка и презентация сообщения о
результатах исследований планет земной группы

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов.
Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и
атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников.
Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной.
Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав
колец
Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые
тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы.
Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет.
Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения

На основе знаний законов физики описание природы планетгигантов. Подготовка и презентация сообщения о новых результатах
исследований планет-гигантов, их спутников и колец. Анализ
определения понятия «планета»

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие
тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные
тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация етеоритов:
железные, каменные, железокаменные

Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме.
Участие в дискуссии

Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение
процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от
Солнца.
Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения
опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с
Землей
На основе знания законов физики описание и объяснение
явлений метеора и болида. Подготовка сообщения о падении
наиболее известных метеоритов

Солнце и звезды (6 часов)
1/23

2/24

3/25

4/26

Солнце: его
состав и внутреннее
строение.
Солнечная
активность и её
влияние на Землю.

Физическая
природа звезд.

Переменные и
нестационарные

Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции.
Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы.
Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных
нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики
Проявления солнечной активности: солнечные пятна,
протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки
солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли.
Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления,
влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период
изменения солнечной активности
Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость
звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация.
Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр —
светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их
состав и возраст
Цефеиды — природные автоколебательные системы.
Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды.
Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд.

На основе знаний физических законов описание и объяснение
явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание процессов,
происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла
На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики,
описание образования пятен, протуберанцев и других проявлений
солнечной активности. Характеристика процессов солнечной
активности и механизма их влияния на Землю
Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на
диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам.
Анализ основных групп диаграммы
На основе знаний по физике описание пульсации цефеид как
авто-колебательного процесса. Подготовка сообщения о способах
обнаружения «экзопланет» и полученных результатах

звезды.
Эволюция звезд.
5/27

6/28

Проверочная
работа «Солнце и
Солнечная система».

Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других
звезд
Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от
их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее
эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики,
нейтронные звезды (пульсары), черные дыры
Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы»,
«Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды»

На основе знаний по физике оценка времени свечения звезды по
известной массе запасов водорода; для описания природы объектов
на конечной стадии эволюции звезд
Подготовка к проверочной работе.
Повторение:
—основных вопросов тем;
—способов решения задач;
—приемов практической работы с планом Солнечной системы

Строение и эволюция вселенной (4 часов)
Наша Галактика.
1/29

2/30
3/31

4/32

Другие звездные
системы – галактики.

Космология
начала ХХ века.
Основы
современной
космологии.

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение
Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и
спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема
«скрытой массы»
Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области
звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул.
Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности —
остатки вспышек Сверхновых звезд
Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их
отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд.
Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и
радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и
сверхскопления галактик
Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А.
Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной.
«Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла.
Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно
Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее
обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория
Большого взрыва. Образование химических элементов.
Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение

Описание строения и структуры Галактики. Изучение объектов
плоской и сферической подсистем. Подготовка сообщения о развитии
исследований Галактики
На основе знаний по физике объяснение различных механизмов
радиоизлучения. Описание процесса формирования звезд из
холодных газопылевых облаков
Определение типов галактик. Подготовка сообщения о наиболее
интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов
Применение принципа Доплера для объяснения «красного
мещения».
Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана.
Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя,
расположенного в любой галактике
Подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамова и
лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии

Жизнь и разум во Вселенной (2 часов)
1/33
2/34

Итоговая
контрольная работа
Урок –
конференция

Проблема существования жизни вне Земли. Условия,
необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах
Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для
связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд.

Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии
научных исследований по проблеме существования внеземной жизни
во Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме

«Одиноки ли мы во
Вселенной?»

Человечество заявляет о своем существовании


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».