Рабочая программа учебного предмета «Право» для обучающихся 11 классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

СОГЛАСОВАНО
на заседании МСШ
протокол №1
от 27 августа 2022 г.
Руководитель МСШ
Л.И.Хинконен

ПРИНЯТО
педагогическим советом
протокол №1
от 28 августа 2022 г.
Директор школы
Н.Н. Герасимчук

УТВЕРЖДЕНО
приказ по школе № 106
от 31 августа 2022 г.
Директор школы
Н.Н. Герасимчук

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Право»
основной общеобразовательной программы среднего общего образования
10-11 КЛАСС

г. Костомукша
2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Право» для 10-11 классов предусматривает
изучение материала на углубленном уровне и составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования, основной
образовательной программой среднего общего образования МБОУ КГО «СОШ №2 им.
А.С.Пушкина» и на основе авторской программы А.И. Матвеева «Право 10-11 кл.,
профильный уровень».
При реализации данной рабочей программы используются учебники: 1. Право. 10
класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций: углубленный уровень / [Л.Н.
Боголюбов, Е.А. Лукашева, А.И. Матвеев и др.]; под ред. А.Ю. Лазебниковой. М.:
Просвещение, 2017.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую
последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся,

определяет

минимальный

набор

форм

деятельности,

выполняемых

обучающимися.

Цели программы
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:


развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой
культуры,

социально-правовой

активности,

внутренней

убежденности

в

необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом
общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие
развитию профессиональных склонностей;


воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека,
демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;



освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах
права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативноправовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов;
ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и
основными юридическими профессиями;



овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и
способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой
сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;



формирование способности и готовности к сознательному и ответственному
действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке
явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному
принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению
ответственности.

Принципы обучения:


Научность



Фундаментальность



Преемственность



Гражданственность



Проблемность



Интерактивность

Формы организации образовательного процесса:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики
целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары
демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного
материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый,
исследовательский. (Доклад. Проектное задание)
беседа; фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум;
тестирование;
участие в проектной деятельности, круглых столах;
подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.
Технологии и ключевые компетенции
Технология критического мышления
Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке
собственного мнения решения проблемы.

-Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической
и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и
ответственности за знание.
- «Устный конспект»,
- построение кластеров – схем,
- составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема –
аргументы – вывод.
- мозговая атака;
- чтение с вопросами;
- синквейны,
- «продвинутая лекция»,
- эссе.
- ключевые термины,
- перепутанные логические цепочки,
- взаимоопрос.
Технология проектного обучения
Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать
собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация
результатов собственной деятельности.
Через создание проектов разного вида:
Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые.
ИКТ – технологии
Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный
контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся,
создание ситуации успешности на уроке.
Презентации MS Power Point как лекции, задания, наглядность. Индивидуальное
тестирование через программу Mytest. Работа в сети Интернет по поиску, классификации
информации при создании проектов, изучения новой темы.
Технология интерактивного обучения
Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.
Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение
проблем

через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель».
Здоровьесберегающие технологии
Сохранение и укрепление психического, интеллектуального, социального и физического
здоровья обучающихся.
1) строгая дозировка учебной нагрузки; смена форм и видов деятельности обучающихся
(не менее 4 за урок),
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; четкая
организация учебного труда,
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим,
хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.
5) приведение в согласие притязания ученика и его возможностей.
6) при изучении нового материала основные понятия записываются на доске,
7) антистрессовая профилактика при анализе ситуаций через работу в парах, в группах,
поощрения любого варианта ответа, права на ошибку,
8) использование и развитие зрительной памяти через работу со схемами и основными
правилами составления конспектов (подчеркивание, выделение, классификация,
маркировка и т.п.),
9) постоянное проговаривание основных понятий и их определений,
10) восполнение физической активности через динамические движения во время
эмоциональных пауз, работе в группах, парах; передвижения учителя по классу во время
объяснения нового материала; эмоционально – двигательный настрой на письменную
работу.

Общая характеристика предмета
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего
общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой,
ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской
активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
Изучение учебного предмета «Право» на углубленном уровне предполагает
ориентировку на получение компетентностей для последующей профессиональной
деятельности.

Учебный предмет «Право» опирается на межпредметные связи, в основе которых
лежит обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «История»,
«Экономика», что создает возможность одновременного изучения тем по указанным
учебным предметам.
Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом
содержании

основной

школы

и

предусматривает

(с

учетом

принципов

последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции,
усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой
компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе
обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных
образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей
школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая
условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей
профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного
учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании программы,
расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность
между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более
эффективно

подготовить

выпускников

школы

к

освоению

программ

высшего

профессионального образования.
Курс права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень)
отражает ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики,
педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:
проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права;
правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая
ответственность; право и личность; основные правовые системы современности;
конституционное

право;

гражданское

право;

семейное

право;

трудовое

право;

административное право; уголовное право; экологическое право; международное право;
правосудие; юридическое образование.

Планируемые результаты изучения учебного курса «Право»
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:

–

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных

жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в

процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,

собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в

соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
–

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,

бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
–

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
–

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в

поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за

свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–

формирование

уважения к русскому языку как государственному языку

Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
–

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,

уважающего

закон

и

правопорядок,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
–

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые

принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к

договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
–

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,

затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи

народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
–

оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

–

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,

ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
–

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих

ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
–

принятие

гуманистических

ценностей,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–

способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в

том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;

–

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе

способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
–

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста,

взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
–

мировоззрение,

соответствующее

современному

уровню

развития

науки,

значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным

богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
–

эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству

собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
–

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия

ценностей семейной жизни;
–

положительный

образ

семьи,

родительства

(отцовства

и

материнства),

интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
–

уважение

собственности,

ко

всем

формам

собственности,

готовность

к

защите

своей

–

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных

жизненных планов;
–

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к

возможности

участия

в

решении

личных,

общественных,

государственных,

общенациональных проблем;
–

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,

добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
–

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних

обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
–

физическое,

эмоционально-психологическое,

социальное

благополучие

обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым

можно определить, что цель достигнута;
–

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;
–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;
–

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;
–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

–

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять

развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,

распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
–

использовать различные модельно-схематические средства для представления

существенных

связей

и

отношений,

а

также

противоречий,

выявленных

в

информационных источниках;
–

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
–

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения

со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
–

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми

(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
–

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом

команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
–

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;
–

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их

активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник на углубленном уровне научится:

–

выделять содержание различных теорий происхождения государства;

–

сравнивать различные формы государства;

–

приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место

в общей структуре;
–

соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;

–

применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,

необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для
эффективной реализации своих прав и законных интересов;
–

оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента

культуры общества;
–

сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем

(семей);
–

проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,

выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
–

характеризовать особенности системы российского права;

–

различать формы реализации права;

–

выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;

–

оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и

законности в Российской Федерации;
–

различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической

ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
–

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и

государства;
–

целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное

устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и
систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации
и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции
Российской Федерации;
–

сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;

–

оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в

механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
–

характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в

их единстве и системном взаимодействии;
–

характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его

основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;

–

дифференцировать

функции

Совета

Федерации

и

Государственной

Думы

Российской Федерации;
–

характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган

исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;
–

характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов

Российской Федерации;
–

характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной

инициативы;
–

выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;

–

характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ

конституционного строя Российской Федерации;
–

определять

место

международного

права

в

отраслевой

системе

права;

характеризовать субъектов международного права;
–

различать способы мирного разрешения споров;

–

оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;

–

сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля

в области международной защиты прав человека;
–

дифференцировать участников вооруженных конфликтов;

–

различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных

ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
–

выделять структурные элементы системы российского законодательства;

–

анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и

правоотношения в сфере гражданского права;
–

проводить

сравнительный

анализ

организационно-правовых

форм

предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
–

целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

–

различать формы наследования;

–

различать виды и формы сделок в Российской Федерации;

–

выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты

прав на результаты интеллектуальной деятельности;
–

анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия

регистрации и расторжения брака;
–

различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

–

выделять права и обязанности членов семьи;

–

характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права,

определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
–

проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;

–

различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми

способами;
–

дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за

них;
–

проводить сравнительный анализ

уголовного и административного видов

ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной
и административной ответственности несовершеннолетних;
–

целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;

–

в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской

Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
–

соотносить

виды

налоговых

правонарушений

с

ответственностью

за

их

совершение;
–

применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего

права на жилище;
–

дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;

–

проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного,

уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые
нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
–

давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права

правоотношений;
–

применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных

правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
–

выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
–

проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;

–

дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной

власти;
–

сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования

права;
–

оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;

–

понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому

нигилизму;

–

классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам

принятия, по порядку принятия и изменения;
–

толковать государственно-правовые явления и процессы;

–

проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и

правовых систем других государств;
–

различать принципы и виды правотворчества;

–

описывать этапы становления парламентаризма в России;

–

сравнивать различные виды избирательных систем;

–

анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в

современных международных отношениях;
–

анализировать институт международно-правового признания;

–

выявлять особенности международно-правовой ответственности;

–

выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения

государств в рамках международного гуманитарного права;
–

оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав

человека в условиях военного времени;
–

формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды

страхования;
–

различать опеку и попечительство;

–

находить

наиболее

оптимальные

варианты

разрешения

правовых

споров,

возникающих в процессе трудовой деятельности;
–

определять применимость норм финансового права в конкретной правовой

ситуации;
–

характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой

отчетности;
–

определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.

Содержание учебного предмета
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории
сущности государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств.
Форма правления: монархия и республика. Формы государственного устройства:
унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический режим:
демократический, антидемократический. Государственный механизм: структура и
принципы. Гражданское общество. Правовое государство. Право в объективном и
субъективном смысле. Признаки права. Функции права. Система права. Предмет
правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники права. Правовые

системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие
нормативно-правовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых
норм. Система российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды
и способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность,
дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и
правопорядка. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое
воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность
коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры,
принимаемые на государственном уровне. Признаки и виды правонарушений.
Юридическая ответственность. Презумпция невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного
устройства Российской Федерации. Источники конституционного права Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы,
основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской
Федерации. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности
гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система
органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской
Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное
Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство
Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура.
Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы
судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд
Российской Федерации. Система и функции правоохранительных органов Российской
Федерации. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты
законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской
Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.
Виды и особенности избирательных систем. Стадии избирательного процесса. Выборы.
Референдум. Система органов местного самоуправления. Принципы местного
самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления.
Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты
международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение
международных
споров.
Источники
и
основания
международно-правовой
ответственности. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав
человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Нарушения прав
человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система
защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная
система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам
человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники
и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного
Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита

жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные
средства и методы ведения военных действий.
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых
отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды
юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий
собственника. Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок.
Условия недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор.
Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование
и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность.
Защита прав потребителей. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной
деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод,
источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование
отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации
и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав.
Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья.
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. Трудовой
договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время
отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная
ответственности. Источники и субъекты административного права. Метод
административного
регулирования.
Признаки
и
виды
административного
правонарушения. Административная ответственность и административные наказания.
Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки, виды и
состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое
регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и
обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых
правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды
налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности участников
образовательного процесса.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского
процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное
право. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных
действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры
процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного
производства по делам об административных правонарушениях. Юридические

профессии: судьи, адвокаты, прокуроры,
профессиональной деятельности юриста.

нотариусы,

следователи.

Особенности

Место предмета в учебном плане
Учебный план школы отводит 136 часов для изучения учебного предмета «Право»
на уровне среднего общего образования, из расчета 2 часа в неделю в 10 и 11 классах (68
часов в год в 10 классе и 68 часов в год в 11 классе) .

Тематическое планирование 10 класс (68 часов)
№ п/п

Тематический блок
Тема 1. Право и государство

Количество
часов (в год)
13

1

Происхождение права и государства

1

2

Происхождение права и государства

1

3

Сущность права: отличительные признаки

1

4

Сущность и реализация права

1

5

Происхождение права и государства. Сущность права (практикум)

1

6

Сущность государства

1

7

Власть и формы государства

1

8

Формы государства: основные элементы

1

9

Функции государства: сущность и виды

1

10

Формы государства. Функции государства (практикум)

1

11

Правовое государство

1

12

Гражданское общество и его основные элементы

1

13

Урок развивающего контроля по темам Главы I «Право и государство»

1

Тема 2. Форма и структура права

10

14

Право в системе социальных регуляторов

1

15

Право в системе социальных регуляторов

1

16

Нормы права. Структура правовой нормы и способы ее закрепления

1

17

Нормы права. Структура правовой нормы и способы ее закрепления

1

18

Источники права: сущность и виды

1

19

Источники права: закон как источник права

1

20

Система права: отрасли права

1

21

Система права: отрасли права

1

22

Правовые системы современности

1

23

Урок развивающего контроля по теме «Форма и структура права»

1

Тема 3.Становление и развитие российского права

3

24

Формирование и развитие русского права.

1

25

Эволюция советского законодательства

1

26

Формирование права современной России

1

Тема 4. Правотворчество и правореализация

18

27

Правотворчество - сущность понятия

1

28

Правотворчество: правовой процесс

1

29

Реализация и толкование права

1

30

Реализация и толкование права

1

31

Правовые отношения

1

32

Правовые отношения

1

33

Законность и правопорядок

1

34

Законность и правопорядок

1

35

Механизм правового регулирования

1

36

Механизм правового регулирования

1

37

Правонарушение и юридическая ответственность

1

38

Правонарушение и юридическая ответственность

1

39

Преступление и наказание

1

40

Преступление и наказание

1

41

Органы охраны правопорядка

1

42

Правосознание и правовая культура

1

43

Правосознание и правовая культура

1

44

Урок развивающего контроля по темам главы 3 «Правотворчество и
правореализация»

1

Тема 4. Право и личность

7

45

Права человека: понятие, сущность, структура

1

46

Права человека: понятие, сущность, структура

1

47

Правовой статус человека и гражданина

1

48

Юридические механизмы защиты прав человека в Российской
Федерации

1

49

Юридические механизмы защиты прав человека в Российской
Федерации

1

50

Международная защита прав человека

1

51

Право и личность (практикум)

1

Тема 5. Основы конституционного права Российской Федерации

14

52

Конституционное право Российской Федерации

1

53

Конституционное право Российской Федерации

1

54

Основы конституционного строя Российской Федерации

1

55

Система органов государственной власти Российской федерации

1

56

Система органов государственной власти Российской федерации

1

57

Судебная власть

1

58

Судебная власть

1

59

Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации

1

60

Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации

1

61

Избирательное право

1

62

Избирательный процесс

1

63

Основы Конституционного права Российской Федерации (практикум)

1

64

Основы Конституционного права Российской Федерации (практикум)

1

65

Урок развивающего контроля по темам главы 5 «Основы
конституционного права Российской Федерации»

1

Итоговое повторение по курсу

3

Итого:

68 часов

Тематическое планирование 11 класс (68 часов)
№

Наименование разделов,

Кол

п/п

тема урока

час.

Виды контроля

Коррек
тировка

Раздел I. Основные отрасли
российского права

49

Тема 1. Гражданское право.

17

1

Гражданское право: предмет, метод,
источники, принципы.

1

Устный опрос, составить схему
«Источники гражданского права»

2

Виды гражданско-правовых
отношений.

1

Письменные задания. Составить
схему «Формы собственности» и
таблицу «Приватизация и её цели»

3-4

Субъекты гражданских
правоотношений.

2

5-6

Предпринимательская деятельность и
её регламентация.

2

7

Сделки в гражданском праве.

1

8

Гражданско-правовой договор.

1

910

Наследование и его правовая
регламентация.

2

11

Право интеллектуальной

1

Работа с нормативными
документами.

Составить схему «Виды
наследования», синквейн
«Эмансипация»

собственности.
12

Интеллектуальные права.

1

13

Авторское право.

1

14

Ответственность за нарушение
авторских прав.

1

1516

Формы защиты гражданских прав.

2

Составить схему «Пути защиты
материальных и нематериальных
благ».

17

Повторительно-обобщающий урок по
теме «Гражданское право».

1

Тест с различными уровнями
сложности.

Тема 2. Семейное право

5

18

Семейное право как отрасль.

1

Составить схему «Источники
семейного права»,.

19

Правовое регулирование отношений
супругов.

1

Составить схему «Условия
заключения брака».

2021

Права и обязанности членов семьи.

2

Сочинение по теме урока.

22

Повторительно-обобщающий урок по
теме «Семейное право».

1

Тест с различными уровнями
сложности.

Тема 3. Трудовое право

7

23

Трудовые правоотношения.

1

24

Трудовой договор: признаки, виды,
порядок заключения и прекращения.

1

25

Дисциплина труда.

1

26

Особенности правового
регулирования труда
несовершеннолетних.

1

Практическая работа по теме урока.

27

Способы защиты прав работников.

1

Диктант по терминам.

28

Правовые основы социальной защиты
и социального обеспечения.

1

Составить план по теме урока.

29

Повторительно-обобщающий урок по
теме «Трудовое право».

1

Тест с различными уровнями
сложности.

Тема 4. Административное право.

7

3031

Административные правоотношения.

2

32

Источники и субъекты
административного права.

1

33

Признаки и виды административного
правонарушения.

1

Работа с нормативными
документами.

Сочинение по теме урока.

Составить синквейн по теме урока.

Составить
сравнительную таблицу
по теме урока.

3435

Административная ответственность и
административные наказания.

2

36

Повторительно-обобщающий урок по
теме «Административное право».

1

Тема 5. Уголовное право.

7

3738

Принципы и источники уголовного
права.

2

Составить таблицу «Этапы
привлечения к уголовной
ответственности».

3940

Преступление.

2

Решение правовых задач.

4142

Виды наказаний в уголовном праве.

2

Работа с нормативными
документами.

43

Повторительно-обобщающий урок по
теме «Уголовное право».

1

Тест с различными уровнями
сложности.

Тема 6. Финансовое и
образовательное право.

6

4445

Финансовое право. Права и
обязанности вкладчиков.

2

46

Налоговое право.

1

47

Права и обязанности
налогоплательщика.

1

Диктант по терминам.

48

Образовательное право.

1

Защита мини-проекта.

49

Повторительно-обобщающий урок по
теме « Финансовое и образовательное
право».

1

Тест с различными уровнями
сложности.

Раздел II. Международное и
экологическое право

8

Тема 1. Международное право

4

50

Основные принципы и источники
международного права.

1

51

Нарушения прав человека.
Международные договоры о защите
прав человека.

1

Работа с нормативными
документами.

52

Международная защита прав человека
в условиях военного времени.

1

Практическая работа по теме урока.

53

Защита жертв войны.

1

Написание творческих работ.

Тема 2. Экологическое право

4

54

Общая характеристика
экологического права.

1

55

Способы защиты экологических прав.

1

Тест с различными уровнями
сложности.

Сочинение по теме урока.

56

Экологические правонарушения.

1.

57

Повторительно-обобщающий урок по
теме «Международное и
экологическое право».

1

Раздел III. Основы российского
судопроизводства

8

58

Конституционное судопроизводство.

1

59

Предмет, источники и принципы
гражданского процессуального права.

1

60

Прохождение дела в суде.

1

61

Меры процессуального принуждения.

1

62

Принципы и субъекты уголовного
судопроизводства.

1

63

Особенности судебного производства
по делам об административных
правонарушениях.

1

64

Юридические профессии.

1

Написание творческих работ.

65

Повторительно-обобщающий урок по
теме «Основы российского
судопроизводства».

1

Тест с различными уровнями
сложности.

6668

Итоговое повторение по предмету
«Право» 11 класс

3

Тест с различными уровнями
сложности.

Тест с различными уровнями
сложности.

Составить схему по теме урока.

Составить план по теме урока.

Учебно-методическая литература
1. Право. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций:
углубленный уровень / [Л.Н. Боголюбов, Е.А. Лукашева, А.И. Матвеев и др.]; под
ред. А.Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2017.
2. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Интерактивный курс практического
права. СПб, 2004.
3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия
практического права. СПб, 2000.
4. Правовое образование: организация внеурочной работы. Сборник материалов. М.:
Новый учебник, 2002.
5. Сборник методических материалов из опыта преподавания прав человека в
начальной и средней школе. М., 1999.
Источники:
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Конституция РФ.
3. Европейская Конвенция о правах человека.

4. Международный пакт об экономических социальных и культурных правах.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах.
6. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
7. Закон РФ «Об образовании».
8. Семейный кодекс РФ.
9. Трудовой кодекс РФ.
10. Уголовный кодекс РФ.
11. Административный кодекс РФ.
12. Гражданский кодекс РФ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».