АРП «Музыка» для учащихся 4 класса (вариант 8.3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: обучения музыке детей с РАС является приобщение их к основам
музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры в целом,
для их социальной реабилитации и адаптации в современном обществе.
Основы музыкальной культуры обучающихся с РАС – интегративное
понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств,
необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
с незначительными музыкальными способностями, не предусматривающее их
целенаправленную подготовку к профессиональным занятиям музыкой
(устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных
знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям,
выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной
деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования;
понимание

содержания

песен;

точное

воспроизведение

ритмического

рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных
инструментах).
Задачи:
формирование доступных музыкальных знаний и умений
формирование стремления и привычки к слушанию музыки
развитие музыкальности, как комплекса способностей,
необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное
восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память,
эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
обогащение представлений об отечественных музыкальных
традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовнонравственных

качеств личности (любовь к Родине, патриотизм,

гордость за отечественную музыкальную культуру), как в урочной, так и
во внеурочной деятельности;
1

реализация психокоррекционных и психотерапевтических
возможностей

музыкальной

деятельности

для

преодоления

у

обучающихся неадекватных форм поведения, снятия эмоционального
напряжения
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и
эмоционально – волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей
для профилактики социальной дезадаптации.
Общая характеристика предмета.
Учебный

предмет

музыка

включён

в

обязательную

часть

образовательной области «Музыка» учебного плана для учащихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Специфические особенности нарушения психического развития детей
вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного
материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и
избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и
навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной
жизни. Очень важно в коррекционной работе использовать характерные,
образные, по возможности, яркие распевки, песенки, отрывки музыкальных
произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу
ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся
мышление, воля, мотивация. Необходимо учитывать наличие образного
содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности.
Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации
взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы
животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные
и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для
слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой
музыкального

языка;

классической
2

гармонией;

выразительными

мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных,
звукоподражательных элементов.
Важно также сохранить привычную для детей с РАС последовательность
смены деятельности в структуре урока. Повторяемость музыкальных
произведений

отвечает

принципу концентризма построения

учебного

материала. Повторение обучающимися с РАС ранее изученных музыкальных
произведений

способствует

лучшему пониманию,

музыкальной

выразительности,

возникновению

осознанию
новых

средств

переживаний,

закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских
умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Представленные в рабочей программе песни и распевки могут быть при
необходимости дополнены нотными примерами аналогичного уровня
сложности. Существенной частью уроков музыки являются музыкально –
ритмические движения, музыкальные игры и простые танцевальные
движения, корректирующие отклонения в развитии общей моторики детей с
РАС. Все получаемые детьми с различными синдромами аутизма на уроках
музыки знания, умения и навыки дают им собственный нравственный и
эстетический опыт, являющийся практически значимым для их социальной
адаптации и реабилитации.
Музыка в образовательном учреждении является неотъемлемой частью
предметов

эстетического

цикла,

таких

как

литературное

чтение,

изобразительное искусство, ритмика. Специфика начального курса предмета
музыка заключается в его тесной взаимосвязи с некоторыми учебными и
коррекционными

предметами.

А

именно:

разучивание

текста

песен

способствует приобретению навыков устной речи, правильная артикуляция
звуков и слогов, техника развития певческого дыхания способствует
развитию дикции ребёнка. Для детей с различными синдромами аутизма,
нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень
важно участие в художественной деятельности своего образовательного
учреждения. Итогом творческой активности учащихся и педагогов могут
3

стать праздничные утренники.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в
зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся.
Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по
указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает
уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный
уровень предметных результатов по учебному курсу «Музыка» определяется в
конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и
сложностью структуры дефекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
4 класс
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1;

различение песни, танца,

марша;
Достаточный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян,
гитара);

пение с инструментальным сопровождением и без него (с

помощью педагога)
4

самостоятельное

исполнение разученных песен, как с

инструментальным сопровождением, так и без него
выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей,
танцев;

передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на

металлофоне, голосом)
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические
оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно,
медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные)
Личностные результаты:
наличие

интереса

к

музыкальному

искусству

и

музыкальной

деятельности, элементарных эстетических суждений;
наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку;
элементарный опыт музыкальной деятельности
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной
деятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми
и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на
основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми
нормами социального взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального
5

опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых
проектах

с

обучающимися

с

нормативным

развитием

и

другими

окружающими людьми (с помощью педагога);
наличие доброжелательности, сопереживания чувствам других людей;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы входит овладение обучающимися с РАС в
доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной
деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной
грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного
теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности,
музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных
упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и
пр.
Слушание музыки:
― овладение

умением

спокойно

слушать

музыку,

адекватно

реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных
произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии
внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
― развитие

эмоциональной

отзывчивости

и

эмоционального

реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных
по своему характеру;
6

― развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыкального произведения;
― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная,
спокойная мелодия);
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне
и в инструментальном произведении;
― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений
о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
(фортепиано, барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная. Используемый песенный материал должен быть доступным
по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой
ритмический

рисунок

мелодии,

короткие

музыкальные

фразы,

соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые
песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое
7

свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные
руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной
фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на
более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены
дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами;
развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с
различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении
дыхания);
― пение коротких попевок на одном дыхании;
― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно
формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие
умения

отчетливого

произнесения

текста

в

темпе

исполняемого

произведения;
― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над
кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению
мелодии);
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие
точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и
индивидуально;
― развитие

умения

четко

выдерживать

ритмический

рисунок

произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла);
8

работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем
диапазоне;
― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении
инструмента;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения
мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее
движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой
направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения
определять сильную долю на слух;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее
мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительноэмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох,
начало и окончание пения);
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение
вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников;
развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению
выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и
ансамбля;
― развитие

умения

использовать

разнообразные

музыкальные

средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью
исполнения песен;
― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в
пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
9

― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 –
ля1, ре1 – си1, до1 – до2.
― получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая
― forte, тихая ― piano);
― развитие умения различать звук по длительности (долгие,
короткие):
― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный
ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в
гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
― обучение игре на балалайке или других доступных народных
инструментах;
― обучение игре на фортепиано.
Тематическое планирование 4 класс

1.

Музыкальныеколлективы

2.

Динамические оттенки

3.

Вокальные навыки

10

4.

Природа в музыке

5.

Из чего состоит песня

6.

С песней дело спорится

7.

Дифференцирование звуков

8.

Школьные годы чудесные.

9.

Русские народные песни.

10.

Музыкальные инструменты

11.

Музыкальные жанры

12.

Музыкальные формы

13.

Музыкальная азбука

14.

Оркестр ударно-шумовых инструментов

15.

От улыбки станет всем светлей

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Звучащие игрушки с механическим
заводом. Звучащие игрушки с
кнопочным включением. Бубны.
Синтезатор детский.
Игрушечный детский
металлофон. Барабан –
музыкальная игрушка.
Маракасы.
Молоток музыкальный.
Музыкальный
треугольник.
Колокольчик Валдайский
полированный. Ложки деревянный.
Дидактические карточки «Музыкальные
11

инструменты». Карточки Домана «Музыкальные
инструменты».
Говорящий электронный плакат «Музыкальные инструменты».

12

Демонстрационные карточки
"Композиторы". Дорожки с различным
покрытием.
Конструкторы деревянные и пластмассовые.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».