ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В системе школы курс речевая практика реализует следующую цель. Цель - развитие речевой коммуникации с нарушениями интеллекта дляосуществления общения с окружающими людьми. Задачи: - уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков; - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; - формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; - развитие навыков устной коммуникации; - формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Этот предмет играет важную роль в развитии речи младших школьников, учит выполнять простые и составные устные инструкции учителя; совершается целенаправленная работа по привлечению внимания к речи, интереса к окружающему; корригируется артикуляция звука и диафрагмальное дыхание, речевое подражание. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов. Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных базовых учебных действий формировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивации учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение. сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных базовых учебных действий научатся использовать информацию, обобщать способы и средства построения собственной деятельности; находить самостоятельное решение возникающей проблемной ситуации, на доступном для учащихся уровне. В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Изучение предмета «Речевая практика» в школе помогает решать коррекционно-развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения курса речевой практики обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов: 2 - принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки, взаимодействия с ними; - положительное отношение к школе; - развитие мотивации к обучению; - развитие элементарных представлений об окружающем мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); - владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - развитие положительных свойств и качеств личности. Предметные результаты 4 класс Минимальный уровень: - выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения; - сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; - объяснять, как можно доехать или дойти до школы; - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя; - участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка; - слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию. Достаточный уровень: - понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; 3 - отвечать на вопросы по их содержанию; - понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по поводу услышанного; - выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; - принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; - высказывать свои просьбы и желания; - выполнять речевые действия приветствия, прощания, извинения и т. п., используя соответствующие этикетные слова и выражения; - принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций; - воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинносимволический план. Содержание учебного предмета 4 класс Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой 4 контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Тематическое планирование № п/п 1 2 4 класс Раздел Игры с друзьями Играем в сказку 5 3 5 6 7 Мы писатели Я дома Я за порогом дома Я в мире природы Всего МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно - методическое обеспечение Учебник "Речевая практика" 4 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018; 1. Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» Москва. Изд.ГНОМ и Д, 2005 2. Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» Москва. Изд.ГНОМ и Д, 2005 г. 3. Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «мир человека. Профессии.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год. 4. Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «Одежда.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год. 5. Дидактические карточки «Домашние животные». Издательство ООО «Маленький 6. Дидактические карточки «Овощи и фрукты». ». Издательство ООО «Маленький 7. Гений» - Пресс, 2012. Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО «Маленький 8. Гений» - Пресс, 2012. Гений» - Пресс, 2012. Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО «Маленький Гений» - Пресс, 2012. 14.Таблицы по развитию речи: фрукты, овощи, насекомые, деревья, дикие животные, птицы, домашние животные, детёныши животных, времена года, ягоды. 15. Термометр. 16. Набор муляжей овощей и фруктов. 6 17. Электронные образовательные ресурсы 18. Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, ламинатор 7