АРП «Речевая практика» для учащихся 4 класса (вариант 8.3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе школы курс речевая практика реализует следующую цель.
Цель

-

развитие

речевой

коммуникации

с

нарушениями

интеллекта дляосуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми средствами
(слово, предложение, словосочетание);
-

формирование

первоначальными

«дограмматическими»

понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
-

формирование

основ

навыка

полноценного

чтения

художественных текстов доступных для понимания по структуре и
содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование

положительных нравственных

качеств и свойств личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Этот предмет играет важную роль в развитии речи младших
школьников, учит выполнять простые и составные устные инструкции
учителя; совершается целенаправленная работа по привлечению
внимания

к

речи,

интереса

к

окружающему;

корригируется

артикуляция звука и диафрагмальное дыхание, речевое подражание.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа
по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов.
Необходимо

формировать

личностные,

регулятивные,

познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия

как основа умения учиться.
В сфере личностных базовых учебных действий формировать
внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивации учебной
деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их
выполнение.
сфере

регулятивных

базовых

учебных

действий

контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных базовых учебных действий научатся
использовать информацию, обобщать способы и средства построения
собственной

деятельности;

находить

самостоятельное

решение

возникающей проблемной ситуации, на доступном для учащихся
уровне.
В

сфере

коммуникативных

базовых

учебных

действий

приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника,
организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем

и

сверстниками.
Изучение предмета «Речевая практика» в школе помогает решать
коррекционно-развивающие задачи по развитию речи. В результате изучения
курса речевой практики обучающиеся научатся принимать и понимать
инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, что
способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные

результаты

-

включают

овладение

обучающимися

социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных
результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов:
2

- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки, взаимодействия
с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
4 класс
Минимальный уровень:
- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
- объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на
образец чтения учителя;
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их
содержанию.
Достаточный уровень:
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
3

- отвечать на вопросы по их содержанию;
- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по
поводу услышанного;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи
учителя и анализ речевой ситуации;
- принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать свои просьбы и желания;
- выполнять речевые действия приветствия, прощания, извинения и т. п.,
используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых ситуаций;
- воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинносимволический план.

Содержание учебного предмета
4 класс
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном
виде.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с
аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и
др.). Условные знаки в общении людей.
Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений
(дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой
4

контакт с незнакомым без обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как
дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону
(«Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить
(позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные
реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста,
…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я
…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и
без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Тематическое планирование
№
п/п
1
2

4 класс
Раздел
Игры с друзьями
Играем в сказку
5

3
5
6
7

Мы писатели
Я дома
Я за порогом дома
Я в мире природы
Всего

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно - методическое обеспечение
 Учебник "Речевая практика" 4 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение",
2018;
1.

Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» Москва.

Изд.ГНОМ и Д, 2005
2.

Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» Москва. Изд.ГНОМ и Д,

2005 г.
3.

Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «мир человека.

Профессии.» Изд. «Школьная пресса», 2007 год.
4.

Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «Одежда.» Изд.

«Школьная пресса», 2007 год.
5.

Дидактические карточки «Домашние животные». Издательство ООО

«Маленький
6.

Дидактические карточки «Овощи и фрукты». ». Издательство ООО

«Маленький
7.

Гений» - Пресс, 2012.

Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство

ООО «Маленький
8.

Гений» - Пресс, 2012.

Гений» - Пресс, 2012.

Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство

ООО «Маленький
Гений» - Пресс, 2012.
14.Таблицы по развитию речи: фрукты, овощи, насекомые, деревья, дикие
животные, птицы, домашние животные, детёныши животных, времена года,
ягоды.
15. Термометр.
16. Набор муляжей овощей и фруктов.
6

17. Электронные образовательные ресурсы
18. Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер,
ламинатор

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».