АРП «Рисование» для учащихся 4 класса (вариант 8.3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели:


оказание существенного воздействия на интеллектуальную,

эмоциональную и двигательную сферы;


оказание существенного воздействия на формирование

личности ребенка;


овладение первоначальными знаниями из разных видов

искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и
др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного
опыта художественного творчества;


освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от

искусства; формирование стремления и привычки к регулярному
посещению музеев, театров, концертов и др.;


развитие

опыта

восприятия

и

способности

получать

удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и
индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;


формирование

эстетических

ориентировок

(красиво,

некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении
с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;


развитие вкуса и способности к самовыражению в разных

видах искусства, к освоению элементарных форм художественного
ремесла.
Задачи:


способствовать

коррекции

недостатков

познавательной

деятельности школьников путем систематического и целенаправленного
воспитания и развития у них правильного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;


находить в изображаемом существенные признаки,

устанавливатьсходство и различие;


содействовать развитию у учащихся аналитико –

синтетическойдеятельности, умения сравнивать, обобщать;


ориентироваться в задании и планировать свою работу,

намечатьпоследовательность выполнения рисунка;


исправлять

зрительно-

недостатки

двигательную

моторики

координацию

и
путем

совершенствовать
использования

вариативных и многократно повторяющихся графических действий с
применением разнообразного изобразительного материала;


дать учащимся знания элементарных основ реалистического

рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного
рисования;


знакомить

учащихся

с

отдельными

произведениями

изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства,
воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;


развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и

любовь к изобразительной деятельности.
Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы
имеет важное значение в воспитании учащихся. В процессе занятий по
этому предмету осуществляется всестороннее развитие, обучение и
воспитание детей - сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое,
нравственное, физическое.
Уроки

изобразительного

искусства

обеспечивают

богатые

возможности для исправления недостатков развития умственно-отсталых
детей. Коррекционная направленность занятий - обязательное условие
учебного процесса.
В

основных

положениях

специального

федерального

государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья

четко выделены

два

компонента:

«академический»,

т.е.

накопление потенциальных возможностей для активной реализации в
настоящем и будущем, и
«формирование

жизненной

компетенции», т.е.

овладение

знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в
обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие
стороны

образовательного

процесса.

Поэтому

в

программу

по

изобразительному искусству включены знания в области искусства

-

практика художественного ремесла и художественного творчества.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках декоративного рисования учащиеся познакомятся с
лучшими образцами декоративно прикладного искусства.

Учащиеся

учатся наблюдать, располагать предметы на рисунках; наблюдать явления
окружающей жизни и иллюстрировать литературные произведения;
знакомятся с творчеством народных мастеров. Важное значение имеет
систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на
развитие у детей зрительного восприятия.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» в школе является
одним

из

средств

коррекционно-развивающего

значения.

Уроки

изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и
двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно
отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и
привычек.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты - включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения

ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов:
-

принятие

учителя

и

учеников

класса,

первоначальные

навыки

взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
4 класс
Минимальный уровень:
-

знать

названия

художественных

материалов,

инструментов

и

приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения с
ними и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
- знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно»,
«цвет»;
- знать названия предметов, подлежащих рисованию;
- знать названия некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать
лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
- рационально организовать свою изобразительную деятельность;
- планировать работу; осуществлять текущий и заключительный контроль
выполняемых практических действий и корректировку хода практической
работы;
- рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы
несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание
несложных произведений в соответствии с темой;
- применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
- ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или
группы

предметов

в

соответствии

с

параметрами

изобразительной

поверхности;
-

адекватно

передавать

цвет

изображаемого

объекта,

определять

насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;
- узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенные предметы и действия.
Достаточный уровень:
- знать названия жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
- знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знать основные особенности некоторых материалов, используемых в
рисовании;
-

знать

выразительные

средства

изобразительного

искусства:

«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем, «пространство», «пропорция», «симметрия», «ритм»,
«динамика» и др.;

- знать законы и правила цветоведения; светотени; перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
- оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами.
- рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
- уметь различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу;
- уметь различать произведения живописи, графики, скульптуры,
архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- уметь различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.

Содержание учебного предмета
1 доп. – 4 класс
4 класс
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму,
цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные
предметы

прямоугольной,

цилиндрической

и

конической

формы

в

несложном пространственном положении; правильно определять величину
рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение
предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми
линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для

изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной
светотенью.
Декоративное рисование.
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в
прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор
симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные
элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям;
пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать,
соблюдая

контуры,

отдельные

элементы

орнамента;

подбирать

гармоническое сочетание цветов.
Рисование на темы.
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в
рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать
изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном искусстве.
Продолжать учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в
репродукциях художественных картин характерные признаки времен года,
передаваемые средствами изобразительного искусства; развития у них
умение видеть красоту природы в различные времена года.
Примерные задания.
Рисование с натуру овощей и фруктов в виде набросков.
Рисование с натуры листа деревьев по выбору учителя.
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм.
Беседа по картинам (по выбору учителя)
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителя.
Рисование на тему «Сказочная избушка»
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы.
Беседа на тему «Золотая хохлома».
Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

Рисование с натуры игрушки-автобуса; игрушки-грузовика; «Городской
транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки.

Тематическое планирование
4 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема
Рисование на тему «Как я провёл лето
Рисование с натуры листа клёна.
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6
на листе бумаги
Рисование на тему «Моя любимая игрушка»(по выбору
детей)
Рисование на тему «Виды транспорта»
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя
тематика)
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры новогодней ёлки
Рисование с натуры кормушки для птиц
Оформление поздравительных открыток к 23 февраля.
Декоративное рисование листка календаря к празднику 8
Марта.
Оформление поздравительных открыток к 8 марта..
Рисование на тему «Весенний день»
Рисование с натуры бабочки.
Рисование и оформление открыток для ветеранов к Дню
Победы.
Рисование на тему «Здравствуй, лето!»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно - методическое обеспечение
 Рау

М.Ю.

Изобразительное

общеобразоват.организаций,

искусство.
реализующих

4

класс:

учеб.

Для

адапт.основные

общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.:
Просвещение, 2018. В 2-х частях
6.

Демонстрационный

материал

«Времена

года».

Издательством

«Школьная пресса», 2006
7.

Игрушки по темам

8.

Набор «Геометрические тела»

9.

Набор муляжей фруктов

10.

Репродукции известных художников по темам

11.

Таблицы по развитию речи

12.

Электронные образовательные ресурсы

13.

Интерактивная

ламинатор

доска,

компьютер,

документ-

камера,

принтер,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».