АРП «Русский язык» для учащихся 4 класса (вариант 8.3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса
В системе школы курс русского языка реализует познавательную,
коррекционную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся
представлений о языке как составляющей целостной картины мира,
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаковосимволического и логического
мышления учеников;
- коррекционная цель обучения языку обусловливает его специфику и
является практически значимой для социальной адаптации и реабилитации
учащихся
- - социокультурная цель включает формирование коммуникативной
компетенции

учащихся

–

развитие

устной

и

письменной

речи,

монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в
начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- уточнять и обогащать представления об окружающей действительности
и овладевать на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
-

повышать уровень общего и речевого развития учащихся;

-

формировать нравственные качества.

Необходимость

коррекции

познавательной

и

речевой

деятельности

умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими

русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их
общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык в младших классах образовательных учреждений для
обучения детей с интеллектуальными нарушениями включает следующие
разделы и соответствующие программы: русский язык в 1 классе
представлена разделами «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение
грамоте»; во 2,3,4 классах «Практические грамматические упражнения и
развитие речи».
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые
элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для
выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным
элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике,
прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и
письменной

речи,

формирования

основных

орфографических

и

пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области
фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их
умственному

и

речевому

развитию.

Обучение

грамматике

будет

действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов
и речевой практикой учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная
работа по развитию у младших школьников учебно- познавательных
мотивов.
Необходимо формировать личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.

В

сфере

личностных

базовых

учебных

действий

необходимо

формировать внутреннюю позицию школьника, адекватную мотивацию
учебной деятельности,
ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение.
В сфере

регулятивных

базовых

учебных

действий

контролировать и оценивать свои действия.
В

сфере

использовать

познавательных
навыки

орфографические

и

устной

базовых
и

учебных

письменной

пунктуационные

действий
речи,

навыки,

научатся

элементарные

приобретут

ряд

грамматических умений.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут
начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе образования
обусловлено тем, что это государственный язык Российской Федерации,
родной язык русского народа, средство межнационального общения.
Изучение

русского

языка

способствует

формированию

у

учащихся

представлений о языке как основном средстве человеческого общения,
явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется
позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку,
стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что
правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры
человека. На уроках русского языка ученики получают начальное
представление о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения,
средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и

творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты
обучения по другим школьным предметам.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты - включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки
взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
-

овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
4 класс
Минимальный уровень:
- деление слов на слоги для переноса;

- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного
текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с
изученными орфограммами;
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка
слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текстов, включающих слова с изученными
орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу
(название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи
между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста
после его анализа.

Содержание учебного предмета
В

подготовительной

работе по

формированию

грамматических

навыков письма прежде всего необходимо соблюдать общие гигиенические
требования: соответствие высоты стульчика и стола росту ребенка (во

избежание нарушения осанки), направленность света, проветривание
комнаты, где проводятся занятия и т.д. Подготовка детей к обучению письму
часто осложняется легкой формой двигательных нарушений, которые
являются

следствием

органического

повреждения

головного

мозга.

Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает
утомляемость кистей рук. Недостаточность деятельности нервной системы
делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности.
В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или
ручку. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами
зрительно-двигательной координации.
Ребенок затрачивает на техническую сторону письма огромные
физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма не
должна превышать пяти минут. По истечение этого времени детям
необходим отдых.
Подготовка детей к обучению письму идет в нескольких направлениях:
гимнастика пальцев и кистей рук; ориентирование на листе бумаги; обучение
правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;
отработка элементарных графических навыков; соотнесение звука и буквы.
Последовательность

графических

заданий

(первоначально

используется нелинованная бумага) отрабатываются ритмичные круговые
движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно размах движения
уменьшается. Дети учатся проводить волнистые и прямые линии, полуовалы,
овалы и петли. Последовательность заданий такова, что ребенок переходит
от широких движений ко все более мелким.
Далее дети учатся штриховке, знакомятся с разлиновкой ученической
тетради и учатся в ней работать.
При подготовке к обучению технике письма важно не торопить детей, а
терпеливо и настойчиво добиваться точного выполнения советов учителя,
поощряя любой успех ребенка.

4 класс
Повторение материала за 3 класс.
Звуки и буквы.
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный
ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова.
Проверка написания путем изменения формы слова и подборка (по образцу)
родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание
безударных гласных путем изменения формы слова или путем подбора по
образцу родственных слов.
Слово.
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий,
качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с
другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных. Большая
буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание
предлогов с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова.
Предложение.
Членение

предложения,

выделение

в

предложениях

слов,

обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения

в

составлении

предложений.

Распространение

предложений. Установление связи между словами в предложениях по
вопросам.
Знаки препинания в конце предложения. Главные члены предложения.

Связная и письменная речь.
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под
руководством учителя и самостоятельно. Составление рассказа по сюжетной
картине.
Изложение под руководством учителя небольшого текста по данным
учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов.
Письмо и чистописание.
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с
дальнейшим ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное письмо строчных и прописных букв.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с
заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и
словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных
букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо предложений и
связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо
прописных- и строчных букв в алфавитном порядке.
Устная речь.
Правильное составление простых распространенных предложений (с
помощью учителя).
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
Повторение пройденного.

Тематическое планирование

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

4 класс
Раздел
Повторение пройденного.
Звуки и буквы.
Ударение.
Слово.
Предложение.
Письмо и чистописание.
Всего:

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно - методическое обеспечение
Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1
/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с.
Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.2
/ Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 96 с.
1.

Дидактический материал по обучению грамоте и русскому языку

2.

Учебно-наглядное пособие «Азбука подвижная»

3.

Демонстрационный материал по обучению грамоте

4.

Картинный словарь

5.

Комплект наглядных пособий для словарно – логических

упражнений по русскому языку М., «Образование», 2003
6.

Электронные образовательные ресурсы

7.

Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер,

ламинатор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».