АРП «Ручной труд» 1 доп., для учащихся 1-4 класса (вариант 8.3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная

цель

изучения

данного

предмета

заключается

во

всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования
трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному
обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию
созидательных

возможностей

личности,

творческих

способностей,

формированию мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека.
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей
—

расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях

использования.
—

формирование практических умений и навыков использования

различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.
—

формирование интереса к разнообразным видам труда.

—

развитие познавательных психических процессов (восприятия,

памяти, воображения, мышления, речи).
—

развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,

классификация, обобщение).
—

развитие

сенсомоторных

процессов,

руки,

глазомера

через

формирование практических умений.
—

развитие регулятивной структуры деятельности (включающей

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов

деятельности в соответствии с поставленной целью).
—

формирование информационной грамотности, умения работать с

различными источниками информации.
—

формирование коммуникативной культуры, развитие активности,

целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
—

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом

их возрастных особенностей, которая предусматривает:
—

коррекцию

познавательной

деятельности

учащихся

путем

систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами;
—

развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности

сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в
задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
—

коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной

координации
повторяющихся

путем

использования

действий

с

вариативных

применением

и

многократно

разнообразного

трудового

материала.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфической

особенностью

программы

является

применение

наглядного материала. Эффективность применения наглядных средств в
основном объясняется тем, что при зрительном восприятии образы
изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем
создаваемые только на основе речевого сообщения. К наглядным средствам
относятся реальные предметы, изображения, трудовые действия, с помощью
2

которых

раскрывается

сущность

воспринятого

обучающимися.

Необходимым наглядным средством служит образец (практический показ
приема работы). Его

цель состоит

в

восприятии и первоначальном

запоминании обучающимися трех составляющих приема работы:
-образа результата действий;
-орудия труда;
-образа трудовых движений.
Трудности,

которые

испытывают

обучающиеся

при

усвоении

теоретических знаний, хорошо известны. Поэтому, именно применение
наглядных средств является отличным способом развития умений детей,
активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.

Место учебного предмета в учебном плане
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты - включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки
взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;

3

-

овладение

социально-бытовыми

умениями,

используемыми

в

повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
4 класс
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно
его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного
труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из
заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
- умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
- умение составлять стандартный план работы по пунктам;
4

- умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной
обработки материалов;
- умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
проволокой

и

металлом;

древесиной;

конструировать

из

металлоконструктора).
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда, включающих
упорядоченность действий и самодисциплину;
- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- знание видов художественных ремесел;
- умение находить необходимую информацию в материалах учебника,
рабочей тетради;
- умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и
колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические требования
при выполнении трудовых работ;
- умение осознанно подбирать материалы их по физическим,
декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
-

умение

отбирать

в

зависимости

от

свойств

материалов

и

поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы
ручной обработки; - экономно расходовать материалы;
- умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план
работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические
планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи,
читать их и - действовать в соответствии с ними в процессе изготовления
изделия;
-

умение

осуществлять

текущий

самоконтроль

выполняемых

практических действий и корректировку хода практической работы;
5

- оценивать свое изделие (-красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на
образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
- выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской
после уроков трудового обучения.

Содержание учебного предмета
4 класс
Работа с бумагой и картоном
Предметная аппликация (жилая комната). Сравнивать, распознавать
объекты, создавать способы решения проблем поискового характера. Учить
анализировать предметы из окружающего мира. Формировать умения
работать с линейкой и угольником. Закреплять умения работать с
ножницами.
Закреплять знания и умения обучающихся при работе с бумагой способом
"обрывания". Развивать умение логично выстраивать свои действия.
Способствовать развитию усидчивости. Формировать организационные
умения в труде, ориентировки в задании. Учить определять приёмы работы.
Закрепить знания об аппликации. Развивать умения планировать ход работы.
Совершенствовать технику работы с бумагой, клеем. Учить составлять
орнамент из предметов растительного мира. Закрепить знание цветов.
Отрабатывать умения вырезать по шаблону. Продолжать учить работать в
технике" обрывание".
Работа с тканью
Закреплять знания обучающихся по технике безопасности при работе с
ножницами. Развитие умения работать с тканью; воспитывать адекватные
представления о собственных возможностях, о насущно необходимом
6

жизнеобеспечении. Знакомство с видами ниток и их использованием.
Выполнение из ниток простейший рисунков. Способствование развитию
интереса к работе. Отработка внимания, усидчивости, воображения.
Коррекция мелкой моторики руки. Закрепление знания уч-ся о видах ниток и
их использовании. Знакомство с видами швов: косой обмёточный стежок,
вперёд

иголку,

вперёд

иголку

с

перевивом.

Закрепление

навыка

прокладывания стежков. Развитие умения анализировать технологические
карты.
Работа с древесиной
Изготовление

игрушечной

мебели

из

заготовок.

Расширение

представлений об изделиях из древесины. Закрепление знаний о древесных
материалах, их свойствах. Сообщение сведений о применении древесных
заготовок

в

аппликации.

Совершенствование

умений

анализировать

аппликацию, определять её детали и их пространственное расположение в
композиции. Закрепление умений самостоятельно работать по намеченному
плану. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений
правой и левой рук, дифференциации движений пальцев, ритмичности
совершаемых движений.
Изготовление моделей транспортных средств: повозка, трактор, автомобиль.
Работа с проволокой
Гибка проволоки по контору рисунка (фигурки зверей и птиц)
Уточнение знаний обучающихся о применении проволоки и её свойствах.
Знакомство с инструментами, расширение словарного запаса: кусачки,
плоскогубцы. Учить по контуру рисунка сгиб ать проволоку. Изготовление
цепочки в два и три оборота.

Тематическое планирование
4 класс
№

Тема
7

п/п
1 Работа с бумагой и картоном
Картонажно-переплетные работы
2 Работа с текстильными материалами
Ручные швейные работы
3 Работа с древесиной
4 Работа с проволокой
5 Работа с металлом
Всего

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно - методическое обеспечение
 Технология. Ручной труд. 4 класс: учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы /Л.А.Кузнецова, Я.С. Симукова.- 9-е
изд.-М.: Просвещение, 2018.-143с.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».