АРП «Социально-бытовая ориентировка» для учащихся 4 класса (вариант 8.3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности,
поддерживающей
процесс
освоения
содержания
АООП.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено обязательным коррекционным
курсом «Социально-бытовая ориентировка».
Рабочая программа коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» составлена
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и является частью
Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (вариант 8.3).
Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические
материалы):
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об
утверждении СанПиН «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ КГО «СОШ № 2 им.
А.С.Пушкина»;
 Учебный план АООП РАС (вариант 8.3) МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А.С.Пушкина».
Проблемы аутистического спектра биологически обусловлены, но конкретные причины
их проявления могут быть разными. Происхождение расстройства аутистического спектра
накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка,
определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Ребёнок может
быть и внешне безразличным к происходящему, и иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться
речью, использовать простые речевые штампы, но также и иметь богатый словарь и
развёрнутую, не по возрасту сложную фразовую речь.
Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и
осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при
аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции
такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных
жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не
развития взаимодействия со средой и другими людьми.
Обучающиеся с РАС испытывают наибольшие затруднения в социальном взаимодействии
и адаптации, сложности в использовании различных средств коммуникации. У большинства
школьников с РАС отмечаются особенности мотивационно-волевой и эмоционально-личностной
сфер, грубая асинхрония развития, которая чаще всего проявляется наличием несоответствия
между уровнями развития вербального и невербального интеллекта. Также дети с РАС
испытывают затруднения в понимании эмоций, желаний, поведения и чувств окружающих.
Вышеперечисленные особенности негативно сказываются на формировании базовых учебных
навыков обучающихся с РАС, а также способности к обобщению, переносу и использованию
знаний, умений и навыков в новой ситуации. Передача таким детям социального опыта, введение
их в культуру представляют особенную трудность. Нарушенное развития детей с расстройством
аутистического спектра, а также следствие органического поражения ЦНС показывает картину
нарушенных процессов восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций.
Большинство функций нарушены или искажены, поэтому формирование целенаправленных

предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с расстройством
аутистического спектра, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на
уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная
обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических
манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия
с различными предметами и материалами.
Коррекционные занятия направлены на практическую подготовку детей к
самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих
социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа составлена
с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений.
Цель курса - формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических
умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
В ходе реализации программы по социально-бытовой ориентировке решаются следующие
взаимосвязанные задачи:
 развитие
жизненных
компетенций,
необходимых
в
учебной
и
внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации (практическая подготовка к
самостоятельной жизнедеятельности);
 формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мирав ходе специально
организованной практической социально-бытовой деятельности;
 развитие представлений себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.
 становление гражданской идентичности, воспитание патриотических чувств.
 накопление опыта социального поведения.
 развитие морально-этических представлений и соответствующих качеств личности.
 формирование культуры поведения, его саморегуляции.
 формирование знаний о речевом этикете, культуры устной коммуникации в условиях
активизации речевой деятельности.
 развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том числе, выполнения различных
поручений, связанных с бытом семьи.
 формирование элементарных знаний о технике безопасности и их применение в повседневной
жизни.
 знакомство с трудом родителей и других взрослых.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития,
обучающихся с расстройством аутистического спектра. Компенсация особенностей развития
достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом
интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с
использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе,
разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели
деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной
активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических
процессов, большого количества наглядности.
Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных
занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и
возможностей обучающихся с РАС. Расстройство аутистического спектра накладывает
специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни.
Особенности обучающихся с РАС, препятствующие успешной социально-бытовой адаптации:
- Трудности в освоении новых видов деятельности и навыков;
- Гиперестезии;
- Нарушение функции планирования и самоконтроля;
- Сниженная способность к имитации;
- Трудности при возникновении внештатных ситуаций;

- Трудности при переносе навыков из учебной ситуации в жизненную;
- Стереотипность;
- Особенности эмоциональной сферы.
Особые образовательные потребности обучающихся
с расстройством аутистического спектра
Для освоения курса «Социально – бытовая ориентировка» обучающимися с
расстройством аутистического спектра (вариант 8.3) необходимо обеспечить следующие
материально-технические условия реализации, адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования:
- организации пространства, в котором обучается ребенок с расстройством аутистического
спектра;
- организации временного режима обучения;
- организации рабочего места обучающегося с расстройством аутистического спектра;
- техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты
обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей;
- обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов,
их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;
- специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим
материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения,
отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с расстройством
аутистического спектра.
Особые образовательные потребности обучающихся с расстройством аутистического
спектра обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала,
преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Целевая ориентированность учебно-методического и информационного ресурса
заключается в том, чтобы создать информационно-методические условия обеспечения
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие
формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и
заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную
деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно
расширяя и углубляя изученные темы.
Программа курса составлена по модульному принципу, форма организации занятий –
индивидуальная. Содержание, и продолжительность занятий в рамках конкретного модуля
определяется мерой практической актуальности для каждого обучающегося определенного
класса. Длительность индивидуальных коррекционных занятий составляет не более 20-25 минут.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют
решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она
способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную
мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и
упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только
познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность,
которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в
общении. У детей с расстройством аутистического спектра с интеллектуальной
недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое
внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого
произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как

это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи.
Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников
показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему
миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо
сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в
общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения,
навыки поведения в магазинах и других общественных местах.
При диагностике в начале года особое внимание уделяется следующим категориям:
 физический потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся имеет
удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс
утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками).
 коммуникативный потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся понимает и
выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы
взрослого).
 познавательный потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся может воссоздавать
целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой
инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш). - художественнодеятельностный потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся включается в
совместные игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки
(постройки) по показу,
принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого).
При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих психокоррекции
или коррекции индивидуальных пробелов в знаниях, педагог-психолог занимается с ними
индивидуально.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Данный курс направлен на коррекцию обучающихся с РАС и предполагает: овладение
обучающимися универсальными учебными действиями, обеспечивающими развитие моторной
сферы, активное освоение окружающей действительности, совершенствование предметнопрактической деятельности, развивает ориентировку в пространстве и самостоятельность в быту.
Реализация курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС.
Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по
уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их
психофизическими возможностями, с использованием
индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм
деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и цели деятельности, использованием
различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых
приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества
наглядности.
Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут
способствовать формированию следующих жизненно важных компетенций:
- Овладению умениями и навыками гигиены и охраны и укрепления своего здоровья;
- Знаниям основных продуктов питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки
стола;
- Расширению навыков самообслуживания;
- Формированию у детей умения и навыков пользования средствами связи, транспортом,
магазинами, медицинской помощью;
- Формированию представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении,
обществе.

Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в единстве обучения
и воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся с расстройством
аутистического спектра на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов
действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность
саморазвития обучающихся.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для овладения обучающимися с расстройством аутистического спектра знаниями и
умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с
окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана
введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».
Рабочая программа по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка»
разработана для обучающегося 3 класса. На реализацию курса в учебном плане школы отводится
0,5 часов в неделю, продолжительность учебного года – 34 недели, всего— 34 занятия в год.
Срок реализации рабочей программы: составляется на 1 год, после проведения обследования
(мониторинга) обучающихся в начале каждого учебного года. Рабочая программа
корректируется и конкретизируется каждый учебный год, уточняется после проведения
диагностики (обследования) обучающихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу
определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и
сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение
обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и
навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной
категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
 иметь представления о назначении объектов изучения;
 иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения;
 иметь представления об элементарных правилах личной гигиены;
 владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы,
расчесывать волосы и т. п.);
 иметь представления об уходе за одеждой и обувью;
 иметь представления об улице и ее частях;
 иметь представления о видах жилых помещений в городе;
 применять элементарные практические навыки с помощью учителя.
Достаточный уровень:
 участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
 участвовать в практической деятельности.
С учётом психофизических особенностей, обучающихся личностные результаты, включают:
 овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и
бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге,
составляют основу этих результатов.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в
достаточной степени, представляет основы социально-бытовой ориентировки необходимые, как
для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для
подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Перед началом планирования проводится диагностика с целью выявления уровня готовности
обучающихся, конкретизация и уточнение программы курса, в случае необходимости.
Социально-бытовая ориентировка (17 часов).
Культура поведения. Закрепление правил поведения в общественных местах. Правила
поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения за столом (правильная осанка,
пользование столовыми приборами, салфеткой, красивый и аккуратный прием пиши).
Практические занятия. Посещение общественных мест, отработка поведения во время приема
пищи.
Личная гигиена. Режим дня. Личная гигиена. Утренняя зарядка. Ее значение для здоровья и
жизни человека. Знать комплекс упражнений и выполнять их.
Семья. Моя семья. Родственники. Знать фамилии, имена и отчества всех самых близких
родственников. Профессии всех родственников.
Транспорт и ПДД. Назначение транспорта. Городской транспорт. Пассажирский транспорт.
Светофор. Переход. Правила перехода улицы. Дорожные знаки для пешеходов.
Растения. Декоративные растения. Комнатные цветы. Овощи и фрукты. Виды овощей и
фруктов. Знать какие овощи и фрукты, и в каком виде употребляем в пищу.
Медицина и помощь. Наше здоровье. Больница, ее назначение.
Повторение за год.
Количество часов, которое отводится на подразделы, включенные в «Развитие социальнобытовой ориентировки», варьируется в зависимости от уровня готовности обучающегося.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 3 КЛАССЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
0,5 часов в неделю, 17 часов в год
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Дата

Раздел, тема занятия
Культура поведения
Вежливые слова, их употребление в ситуативных диалогах
Правила поведения в общественных местах.
Соблюдение правил поведения за столом
Личная гигиена
Режим дня. Личная гигиена
Утренняя зарядка
Разучивание и повторение комплекса упражнений для зарядки
Семья
Моя семья
Родственники. Изучение фамилий, имена и отчеств всех самых близких
родственников
Профессии всех родственников
Транспорт и ПДД
Назначение транспорта. Городской транспорт. Пассажирский транспорт
Светофор. Переход. Правила перехода улицы
Дорожные знаки для пешеходов
Растения
Уход за растениями

Кол-во
часов
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1

14.
15.
16.
17.

Овощи и фрукты. Виды овощей и фруктов
Декоративные растения. Комнатные цветы.
Медицина и помощь
Сюжетная игра «Больница»
Повторение пройденного материала
Итого

1
1
1
1
1
17

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для занятий
необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей. Каждому ребенку необходимо иметь:
тетрадь в клеточку, листы бумаги А 4, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку.
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ обусловливают необходимость
специального подбора демонстрационного материала, наборы конструкторов, дидактического
материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности,
использование печатных пособий, дидактического раздаточного материала, наборов ролевых
игр, игрушек по отдельным темам; наборов муляжей, предметов различной формы, величины,
цвета.
Особые образовательные потребности обучающихся с расстройством аутистического спектра
обуславливают использование ИКТ технологий, а именно электронные и информационные
ресурсы с визуальной, аудио-, комбинированной информацией.
Материально-техническое обеспечение:
- классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике
программы;
- дидактические карточки по изучаемым темам;
- разноцветные фишки;
- разнообразный демонстрационный материал;
- карточки «да/нет»-системы, карточки с символами;
- календарь активности.
Литература для учителя:
Зыкова Т. С., Хотеева Э. Н. «Социально бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях.
Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с
нарушениями развития: Путешествие в мир окружающих предметов: Для дошк. и младш.
школьного возраста: Пособие для учителя-дефектолога / Ю.Н. Кислякова. - М.: ВЛАДОС, 2004
Моллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии детей. М.,
2000.
Солнцева Л. И.Содержание и методы коррекционных занятий по социально-бытовой
ориентировке // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. – М.,
ВОС, 1990;
Щербакова
А.М.
Пособие
для
учителя
«Социально-бытовая
ориентировка
в
специальных(коррекционных) образовательных учреждения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».