ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП. Содержание коррекционно-развивающей области представлено обязательным коррекционным курсом «Социально-бытовая ориентировка». Рабочая программа коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и является частью Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3). Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы): Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А.С.Пушкина»; Учебный план АООП РАС (вариант 8.3) МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А.С.Пушкина». Проблемы аутистического спектра биологически обусловлены, но конкретные причины их проявления могут быть разными. Происхождение расстройства аутистического спектра накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Ребёнок может быть и внешне безразличным к происходящему, и иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, использовать простые речевые штампы, но также и иметь богатый словарь и развёрнутую, не по возрасту сложную фразовую речь. Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми. Обучающиеся с РАС испытывают наибольшие затруднения в социальном взаимодействии и адаптации, сложности в использовании различных средств коммуникации. У большинства школьников с РАС отмечаются особенности мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер, грубая асинхрония развития, которая чаще всего проявляется наличием несоответствия между уровнями развития вербального и невербального интеллекта. Также дети с РАС испытывают затруднения в понимании эмоций, желаний, поведения и чувств окружающих. Вышеперечисленные особенности негативно сказываются на формировании базовых учебных навыков обучающихся с РАС, а также способности к обобщению, переносу и использованию знаний, умений и навыков в новой ситуации. Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Нарушенное развития детей с расстройством аутистического спектра, а также следствие органического поражения ЦНС показывает картину нарушенных процессов восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций. Большинство функций нарушены или искажены, поэтому формирование целенаправленных предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с расстройством аутистического спектра, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Коррекционные занятия направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Цель курса - формирование у обучающихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации. В ходе реализации программы по социально-бытовой ориентировке решаются следующие взаимосвязанные задачи: развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации (практическая подготовка к самостоятельной жизнедеятельности); формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мирав ходе специально организованной практической социально-бытовой деятельности; развитие представлений себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе. становление гражданской идентичности, воспитание патриотических чувств. накопление опыта социального поведения. развитие морально-этических представлений и соответствующих качеств личности. формирование культуры поведения, его саморегуляции. формирование знаний о речевом этикете, культуры устной коммуникации в условиях активизации речевой деятельности. развитие навыков самообслуживания, помощи близким, в том числе, выполнения различных поручений, связанных с бытом семьи. формирование элементарных знаний о технике безопасности и их применение в повседневной жизни. знакомство с трудом родителей и других взрослых. Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития, обучающихся с расстройством аутистического спектра. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности. Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей обучающихся с РАС. Расстройство аутистического спектра накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Особенности обучающихся с РАС, препятствующие успешной социально-бытовой адаптации: - Трудности в освоении новых видов деятельности и навыков; - Гиперестезии; - Нарушение функции планирования и самоконтроля; - Сниженная способность к имитации; - Трудности при возникновении внештатных ситуаций; - Трудности при переносе навыков из учебной ситуации в жизненную; - Стереотипность; - Особенности эмоциональной сферы. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройством аутистического спектра Для освоения курса «Социально – бытовая ориентировка» обучающимися с расстройством аутистического спектра (вариант 8.3) необходимо обеспечить следующие материально-технические условия реализации, адаптированной основной образовательной программы начального общего образования: - организации пространства, в котором обучается ребенок с расстройством аутистического спектра; - организации временного режима обучения; - организации рабочего места обучающегося с расстройством аутистического спектра; - техническим средствам обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей; - обеспечению условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся; - специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с расстройством аутистического спектра. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройством аутистического спектра обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Целевая ориентированность учебно-методического и информационного ресурса заключается в том, чтобы создать информационно-методические условия обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы. Программа курса составлена по модульному принципу, форма организации занятий – индивидуальная. Содержание, и продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для каждого обучающегося определенного класса. Длительность индивидуальных коррекционных занятий составляет не более 20-25 минут. Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме. Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении. У детей с расстройством аутистического спектра с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи. Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с расстройством аутистического спектра с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах. При диагностике в начале года особое внимание уделяется следующим категориям: физический потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками). коммуникативный потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого). познавательный потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш). - художественнодеятельностный потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся включается в совместные игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого). При наличии у обучающихся индивидуальных особенностей, требующих психокоррекции или коррекции индивидуальных пробелов в знаниях, педагог-психолог занимается с ними индивидуально. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Данный курс направлен на коррекцию обучающихся с РАС и предполагает: овладение обучающимися универсальными учебными действиями, обеспечивающими развитие моторной сферы, активное освоение окружающей действительности, совершенствование предметнопрактической деятельности, развивает ориентировку в пространстве и самостоятельность в быту. Реализация курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности. Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать формированию следующих жизненно важных компетенций: - Овладению умениями и навыками гигиены и охраны и укрепления своего здоровья; - Знаниям основных продуктов питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола; - Расширению навыков самообслуживания; - Формированию у детей умения и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью; - Формированию представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе. Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся с расстройством аутистического спектра на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Для овладения обучающимися с расстройством аутистического спектра знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка». Рабочая программа по коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» разработана для обучающегося 3 класса. На реализацию курса в учебном плане школы отводится 0,5 часов в неделю, продолжительность учебного года – 34 недели, всего— 34 занятия в год. Срок реализации рабочей программы: составляется на 1 год, после проведения обследования (мониторинга) обучающихся в начале каждого учебного года. Рабочая программа корректируется и конкретизируется каждый учебный год, уточняется после проведения диагностики (обследования) обучающихся. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта. Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Минимальный уровень: иметь представления о назначении объектов изучения; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения; иметь представления об элементарных правилах личной гигиены; владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); иметь представления об уходе за одеждой и обувью; иметь представления об улице и ее частях; иметь представления о видах жилых помещений в городе; применять элементарные практические навыки с помощью учителя. Достаточный уровень: участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка; участвовать в практической деятельности. С учётом психофизических особенностей, обучающихся личностные результаты, включают: овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; овладение способами регуляции своего эмоционального состояния. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы социально-бытовой ориентировки необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе. Перед началом планирования проводится диагностика с целью выявления уровня готовности обучающихся, конкретизация и уточнение программы курса, в случае необходимости. Социально-бытовая ориентировка (17 часов). Культура поведения. Закрепление правил поведения в общественных местах. Правила поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения за столом (правильная осанка, пользование столовыми приборами, салфеткой, красивый и аккуратный прием пиши). Практические занятия. Посещение общественных мест, отработка поведения во время приема пищи. Личная гигиена. Режим дня. Личная гигиена. Утренняя зарядка. Ее значение для здоровья и жизни человека. Знать комплекс упражнений и выполнять их. Семья. Моя семья. Родственники. Знать фамилии, имена и отчества всех самых близких родственников. Профессии всех родственников. Транспорт и ПДД. Назначение транспорта. Городской транспорт. Пассажирский транспорт. Светофор. Переход. Правила перехода улицы. Дорожные знаки для пешеходов. Растения. Декоративные растения. Комнатные цветы. Овощи и фрукты. Виды овощей и фруктов. Знать какие овощи и фрукты, и в каком виде употребляем в пищу. Медицина и помощь. Наше здоровье. Больница, ее назначение. Повторение за год. Количество часов, которое отводится на подразделы, включенные в «Развитие социальнобытовой ориентировки», варьируется в зависимости от уровня готовности обучающегося. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 3 КЛАССЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ 0,5 часов в неделю, 17 часов в год № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Дата Раздел, тема занятия Культура поведения Вежливые слова, их употребление в ситуативных диалогах Правила поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения за столом Личная гигиена Режим дня. Личная гигиена Утренняя зарядка Разучивание и повторение комплекса упражнений для зарядки Семья Моя семья Родственники. Изучение фамилий, имена и отчеств всех самых близких родственников Профессии всех родственников Транспорт и ПДД Назначение транспорта. Городской транспорт. Пассажирский транспорт Светофор. Переход. Правила перехода улицы Дорожные знаки для пешеходов Растения Уход за растениями Кол-во часов 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 3 1 14. 15. 16. 17. Овощи и фрукты. Виды овощей и фруктов Декоративные растения. Комнатные цветы. Медицина и помощь Сюжетная игра «Больница» Повторение пройденного материала Итого 1 1 1 1 1 17 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей. Каждому ребенку необходимо иметь: тетрадь в клеточку, листы бумаги А 4, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ обусловливают необходимость специального подбора демонстрационного материала, наборы конструкторов, дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности, использование печатных пособий, дидактического раздаточного материала, наборов ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборов муляжей, предметов различной формы, величины, цвета. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройством аутистического спектра обуславливают использование ИКТ технологий, а именно электронные и информационные ресурсы с визуальной, аудио-, комбинированной информацией. Материально-техническое обеспечение: - классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; - мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы; - дидактические карточки по изучаемым темам; - разноцветные фишки; - разнообразный демонстрационный материал; - карточки «да/нет»-системы, карточки с символами; - календарь активности. Литература для учителя: Зыкова Т. С., Хотеева Э. Н. «Социально бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития: Путешествие в мир окружающих предметов: Для дошк. и младш. школьного возраста: Пособие для учителя-дефектолога / Ю.Н. Кислякова. - М.: ВЛАДОС, 2004 Моллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии детей. М., 2000. Солнцева Л. И.Содержание и методы коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. – М., ВОС, 1990; Щербакова А.М. Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждения.