АРП «Формирование коммуникативного поведения» для учащихся 4 класса (вариант 8.3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного
поведения» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
и
является
частью
Адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3).
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов и методических рекомендаций:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в последней редакции;
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального
Образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
 Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся с РАС (вариант 8.3); (приказ № 160 от 31 августа 2018года);
 Учебный план АООП РАС (вариант 8.3) МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А.С.Пушкина».
Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором
существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет свои
профессиональные и личностные планы. Здесь он получает подтверждение своего
существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и
потребностей. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры
личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в
другом варианте процесс их развития идёт спонтанно и во многом зависит от ситуации.
Важным фактором психического развития школьника является его общение со
сверстниками и взрослыми. Наиболее важным для психического развития ребенка с
расстройствами аутистического спектра (далее РАС) является формирование
коммуникативного поведения.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт
позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Речь является основным инструментом коммуникации людей в обществе. У детей с
РАС речь страдает наиболее выраженно, что создает для них особые трудности при
включении и адаптации их в социальной среде.
Процесс развития навыков общения требует продуманной организации и
специальной методики. В связи с этим актуальными являются разработка и внедрение
образовательной программы по формированию коммуникативных навыков в начальной
школе. Часто встречающиеся проблемы речи у детей с РАС:
- плохое понимание обращенной и собственной речи;
- трудности построения самостоятельного высказывания;
- плохая актуализация лексики;
- нарушение звукопроизношения;
- недостаточность пассивного и активного словаря;
- искажение грамматического строя речи.
Коммуникативная сфера является дефицитарной по причине отсутствия или
снижения показателей потребности в общении со сверстниками и взрослыми, трудностей
в использовании вербальных и невербальных средств взаимодействия. Игровые действия
зачастую носят манипулятивный характер, сюжетная игра не сформирована. Это связано с
целым рядом объективных личностных нарушений в структуре основного дефекта (РАС),

а также с уменьшением количества коммуникации в целом: исчезновение культуры
дворовых игр; замена игр, требующих общения, мультимедийными средствами;
появление большого количества детей из двуязычных семей, испытывающих
значительные трудности при адаптации в новой языковой среде.
Целью программы коррекционных занятий является развитие понимания устной
и речи и развитие коммуникативной функции речи.
Особенности построения программы:
- четкая горизонталь – постепенное развитие всех компонентов речи;
-повторение предыдущего материала с «нанизыванием» более сложного речевого
материала;
- вариативность - возможность выбора индивидуальных маршрутов для ребенка или
группы детей;
- принцип создания ситуаций, требующих от ребенка включения в речевую среду,
провоцирующих речевую коммуникацию;
- совместное и самостоятельное действие ‒ от разделения функций между обучающим и
обучаемым через постепенное сокращение роли обучающего к самостоятельному
действию;
- внешне опосредованное действие – внутреннее от действия с привлечением внешних
материализованных опор, внешней программы через речевое опосредование к
внутреннему выполняемому в уме действию.
Основные задачи реализации содержания программы:
- формировать мотивацию к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- корректировать нарушения аффективного, коммуникативного и личностного развития,
дезадаптивных форм поведения;
- активизировать навыки устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение
мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся, формировать средства невербальной
и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и
внешкольной деятельности.
Направления коррекционной работы:
- обследование понимания обращенной речи, обследование импрессивной речи;
- развитие понимания речи;
- развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи);
- развитие возможности вступить в диалог;
- обучение навыкам письма и чтения;
- обучение «глобальному чтению»;
- формирование начальных навыков письма.
Приемы работы:
 эмоционально-смысловое комментирование (комментирование деталей, ощущений);
 сюжетное рисование («истории в картинках»);
 провоцирование непроизвольного (а в дальнейшем и произвольного) подражания
действию, мимике, интонации взрослого;
 провоцирование ребенка на осознанное повторение, вокализации и непроизвольные
словесные реакции (с помощью стихотворных ритмов, с помощью рифмы и мелодии);
 повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций;
 использование магнитной азбуки и кубиков, на сторонах которых написаны буквы,
слоговых таблиц;
 использование изображения предмета с подписанным его названием;
 создание «личного» букваря;

 использование учебного материала (картинного и словесного), подобранного по темам;
 использование разных типов альтернативной коммуникации.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются
такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор
упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы
познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому
принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Программа курса составлена по модульному принципу, форма организации занятий
– индивидуальная. Содержание, и продолжительность занятий в рамках конкретного
модуля определяется мерой практической актуальности для каждого обучающегося
определенного класса.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования
позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для
детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также
формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности.
Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает
благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также
носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем
адаптироваться детям в социуме. Использование на занятиях словесных методов (рассказ,
объяснение, беседа) помогают в общении.
У детей с РАС с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения
речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая
является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность
ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет
понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи.
Рабочая программа корректируется и конкретизируется каждый учебный год,
уточняется после проведения диагностики (обследования) обучающихся.
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из
важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра
представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть
проблемы с общением с другими людьми.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в
задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве
между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи
собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой
интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра
наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В
значительной
степени
это
обусловлено
недостаточным
уровнем
развития
коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности
обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс
«Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию
коммуникативных навыков.
Ведущими, «сквозными» направлениями в психокоррекционной работе являются
формирование системы произвольной регуляции и максимально возможное для
имеющегося нарушения совершенствование познавательной деятельности, поскольку
отсутствие существенного повышения их уровня не позволит обучающимся успешно
обучаться по учебным предметам.
Ребенок с РАС, не владеющий вербальной речью, становится непонятным
окружающим, что затрудняет полноценное общение с ними вызывает негативные

поведенческие реакции. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка
использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства
общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или
замены речи (в случае ее отсутствия). Освоение и использование средств невербальной
коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой
системы, таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства
коммуникации, коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей.
В основе лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать
фактической речевой деятельности. Работа начинается с определения потенциальных
стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Обучение начинается с физически
подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов.
Эти этапы должны привести к желаемым результатам на заключительных этапах, когда
ребенок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы, отвечать
на вопрос “что ты хочешь?” и реагировать на другие простые вопросы типа “что ты
видишь?” правильными фразами типа “я вижу птичку”.
При диагностике в начале года особое внимание уделяется следующим
категориям:
- физический потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся имеет
удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный
комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками).
- коммуникативный потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся
понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на
различные просьбы взрослого.).
- познавательный потенциал (средний уровень предполагает, что учащийся может
воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по
образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке
карандаш).
- художественно-деятельностный потенциал (средний уровень предполагает, что
учащийся включается в совместные игры, организованные педагогом, может выполнять
элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках,
спортивных мероприятиях под контролем взрослого).
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения» входит в
коррекционно-развивающую образовательную область.
Срок реализации программы: 1 год (4 класс).
Количество часов, отведенных на изучение предмета в учебном плане школы: 1час
в неделю, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
Навыки участия в занятии:
- развитие умения во время разговора смотреть в глаза;
- развитие умения смотреть в глаза во время групповой инструкции.
Навыки имитации:
- имитация действий в игре или совместной деятельности с одноклассниками;
- имитация вербального ответа.
Навыки понимания речи:
- выполнение трехзвенной инструкции;

- умение находить сходства и различия между предметами;
- определение предметов в категориях «один» и «много»;
- определение лишнего предмета в категории;
- умение отвечать на вопросы «Где?» и «Когда?» из простой истории;
- умение находить предметы, когда подсказывают, в каком направлении и где.
Экспрессивный язык:
- умение отвечать «Я не знаю» на незнакомые вопросы;
- умение называть категорию, к которой относится предмет (изображение);
- умение называть предметы внутри категории;
- умение называть прошедшие события;
- умение говорить на определенную тему;
- использование сложных местоимений;
- правильное использование времени глаголов;
- умение отвечать на сложные вопросы общего характера;
- описание сходств и различий предметов;
- умение отвечать на вопрос «Какой?»;
- умение задавать вопросы «Где?» и «Когда?», когда дают информацию.
Абстрактный язык:
- умение отвечать на вопрос «Почему?»;
- умение логически закончить предложение;
- умение отвечать ДА и НЕТ, когда это касается фактов;
- понимание, чем закончится событие, действие;
- исключение предмета на основании принадлежности или категории;
- определение основной темы истории или разговора.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают
освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения,
знания и навыки для данной предметной области.
Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным
критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются
как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого общения с помощью педагога (выражать
свои просьбы, желания, формы приветствия, прощания, благодарности доступными
средствами общения с использованием простых этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные
сведения о себе – имя, называть родителей - мама, папа и т.п.);
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи
или анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты
включают:

- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.

№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
Кол-во
Тема занятия
часов
Обследование коммуникативных навыков, всех сторон речи
1
Закрепление умения оставлять сообщение. Формулы знакомства
1
Формулы приветствия, прощания
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики, разучивание
1
упражнений пальчиковой гимнастики.
Закрепление умения во время разговора смотреть в глаза. Формирование
1
навыка имитации вербального ответа.
Прослушивание эмоциональных записей – смех, плач. Закрепление
1
умения отвечать на вопрос о предметах или действиях ДА или НЕТ.
Развитие умения выполнять трехзвенную инструкцию. Формирование
1
умения находить сходства и различия между предметами.
Закрепление умения отзываться, когда позовут. Формулы извинения
1
Формирование умения отвечать «Я не знаю» на незнакомые вопросы
1
Развитие умения отвечать на вопрос «Почему?»
1
Закрепление умения называть предметы по их функции
1
Закрепление навыков имитации фразы из 3-4 слов. Развитие
1
конструктивного праксиса и мелкой моторики
Формирование умения называть категорию, к которой относится предмет
1
(изображение)
Закрепление умения называть основные места, в которых бывает
1
Закрепление умения звать значимого взрослого с расстояния
1
Формирование умения определять предметы в категориях «один» и
1
«много»
Закрепление умения отвечать на общие социальные вопросы
1
Расширение словаря по теме «Моя семья». Развитие умения звать
1
значимого взрослого с расстояния
Закрепление умения отвечать, что делал в недавнем прошлом
1
Развитие имитационной последовательности действий с предметами
1
Расширение словаря по теме «Домашние животные». Формирование
1
навыков имитации действий, которые сопровождаются звуками
Формирование умения отвечать на вопрос «Какой?». Расширение словаря
1
по теме «Насекомые»
Развитие умения использовать сложные местоимения
1

23. Формирование навыков коммуникации на лексическом и картинном
материале по теме «Мой дом». Закрепление умения находить спрятанные
предметы
24. Формирование умения задавать вопросы «Где?» и «Когда?»
25. Формирование навыков коммуникации на лексическом и картинном
материале по теме «Режим дня»
26. Расширение словаря по теме «Времена года»
27. Формирование навыков коммуникации на лексическом и картинном
материале по теме «Овощи-фрукты»
28. Закрепление умения называть функции разных помещений (по выбору
учителя)
29. Формирование навыков коммуникации на лексическом и картинном
материале по теме «Профессии»
30. Расширение словаря по теме «Транспорт»
31. Развитие мимики. Развитие умения определять эмоции по картинкам и
показывать их (радость, грусть и др.)
32. Формирование умения находить предметы, когда подсказывают, в каком
направлении и где искать
33. Прослушивание аудиозаписей небольших стихов
34. Повторение пройденного материала за год
Итого

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
- оборудование сенсорной комнаты в школе;
- ноутбук;
- магнитная азбука;
- демонстрационные тематические карточки;
- учебно-наглядные дидактические пособия;
- карточки для индивидуальных заданий;
- настольные игры;
- трафареты;
- пазлы;
- игры-шнуровки;
- учебные пособия с печатной основой;
- геометрические конструкторы;
- алфавит с клейкой основой;
- корзины и коробки разного объема для демонстрации заданий;
- игрушки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».