ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи программы: В системе школы курс чтения реализует познавательную, коррекционную и социокультурную цели: • познавательная цель: предполагает формирование у учащихся умений использовать навык сознательного, правильного и выразительного чтения в нестандартных ситуациях, повышение уровня общего развития учащихся; • коррекционная цель: предполагает развитие речемыслительных способностей детей; • социокультурная цель: предполагает коммуникативной компетенции формирование учащихся, социальной адаптации и реабилитации учащихся. Основные задачи обучения чтению: • формировать основы навыка полноценного, правильного, беглого и выразительного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; • формировать технику чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения целым словом; • формировать у детей навыки сознательного чтения: читать доступный понимаю текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа. • воспитывать у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу; • корригировать недостатки речевой и мыслительной деятельности; • формировать положительные нравственные качества и свойства личности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально- дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебноигровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся Предмет «Чтение» является частью предметной области «Язык и речевая практика», относится к обязательной части учебного плана. Особенности содержательных линий В программе курса «Чтение» выделяются разделы: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Чтение». Обще учебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов. Необходимо формировать личностные, регулятивные познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных базовых учебных действий формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, и ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. 2 В сфере регулятивных базовых учебных действий контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных базовых учебных действий формирование смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, официально-делового детского стилей. В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Изучение предмета «Чтение» в школе помогает решать коррекционноразвивающие задачи по развитию психических процессов. В результате изучения курса чтения обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал, сформируется общеучебный навык чтения и умение работать с текстом; пробуждается интерес к чтению художественной литературы, а это способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико- ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов: 3 - принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними; - положительное отношение к школе; - развитие мотивации к обучению; - развитие элементарных представлений об окружающем мире; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); - владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; - развитие положительных свойств и качеств личности. Предметные результаты 4 класс Минимальный уровень: - осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; - пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; - участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительно читать наизусть короткие стихотворения. Достаточный уровень: - читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; - отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; - определять основную мысль текста после предварительного его анализа; - читать текст про себя, выполняя задание учителя; - выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; 4 - читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); - пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; - выразительно читать наизусть стихотворения. Содержание учебного предмета 4 класс Техника чтения. Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. Подведение к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Развитие устной речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен. Тематическое планирование 5 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема Техника чтения Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением. Понимание читаемого Выделение главной мысли произведения. Деление текста на законченные по смыслу части. Придумывание заглавий к основным частям. Выделение главных действующих лиц. Развитие устной речи Полный и выборочный пересказ. Рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание стихотворений, басен. Всего: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно - методическое обеспечение Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 1 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 2 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. 6