АРП «Чтение» для учащихся 4 класса (вариант 8.3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи программы:
В системе школы курс чтения реализует познавательную, коррекционную и
социокультурную цели:
•

познавательная цель: предполагает формирование у учащихся умений

использовать навык сознательного, правильного и выразительного чтения в
нестандартных ситуациях, повышение уровня общего развития учащихся;
•

коррекционная

цель:

предполагает

развитие

речемыслительных

способностей детей;
•

социокультурная цель: предполагает

коммуникативной

компетенции

формирование

учащихся,

социальной

адаптации

и

реабилитации учащихся.
Основные задачи обучения чтению:
•

формировать основы навыка полноценного, правильного, беглого и

выразительного чтения художественных текстов доступных для понимания по
структуре и содержанию;
•

формировать технику чтения: правильного (без искажения звукового

состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения целым
словом;
•

формировать у детей навыки сознательного чтения: читать доступный

понимаю текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать
содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку
их поступкам во время коллективного анализа.
•

воспитывать у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;

•

корригировать

недостатки речевой

и

мыслительной

деятельности;
•

формировать

положительные

нравственные

качества

и

свойства

личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Чтение – один из основных предметов в системе подготовки
младшего

школьника.

Наряду

с

русским

языком

он

формирует

функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию
ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным,
нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю
личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе
оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его
личность.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников,
максимального

развития

познавательных

интересов,

индивидуально-

дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального
коррекционного воздействия в содержание программы включен учебноигровой

материал,

коррекционно-развивающие

игры

и

упражнения,

направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся
Предмет «Чтение» является частью предметной области «Язык и
речевая практика», относится к обязательной части учебного плана.
Особенности содержательных линий
В программе курса «Чтение» выделяются разделы: «Подготовка к
усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Чтение».
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.
Важную роль в обучении чтению играет целенаправленная работа по
развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов.
Необходимо формировать личностные, регулятивные познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
В сфере личностных базовых учебных действий формирование внутренней
позиции

школьника,

адекватной

мотивации

учебной

деятельности,

ориентировать учащихся на моральные нормы и их выполнение; умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, и
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2

В сфере

регулятивных

базовых

учебных

действий

контролировать и оценивать свои действия.
В сфере познавательных базовых учебных действий формирование
смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров; определение основной и
второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, официально-делового детского стилей.
В сфере коммуникативных базовых учебных действий приобретут
начальные умения учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Изучение предмета «Чтение» в школе помогает решать коррекционноразвивающие задачи по развитию психических процессов. В результате
изучения курса чтения обучающиеся научатся принимать и понимать
инструкцию, связно излагать свои мысли, усваивать речевой материал,
сформируется общеучебный навык чтения и умение работать с текстом;
пробуждается

интерес

к

чтению

художественной

литературы,

а

это

способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и
эстетическому воспитанию.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными
(жизненными)

компетенциями,

необходимыми

для

решения

практико-

ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных
результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов:

3

- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия
с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
4 класс
Минимальный уровень:
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть короткие стихотворения.
Достаточный уровень:
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами
(сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с
соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
- читать текст про себя, выполняя задание учителя;
- выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их
поступкам;
4

- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
- пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план
или иллюстрацию;
- выразительно читать наизусть стихотворения.

Содержание учебного предмета
4 класс
Техника чтения.
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа

над

выразительным

чтением:

соблюдение

пауз

между

предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого.
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности,
причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу
части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста,
коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и
оборотов речи.
Подведение к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом
детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их
поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события,
картины природы.
Развитие устной речи.
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с
прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Тематическое планирование
5

4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема
Техника чтения
Правильное чтение вслух целыми словами.
Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением.
Понимание читаемого
Выделение главной мысли произведения.
Деление текста на законченные по смыслу части.
Придумывание заглавий к основным частям.
Выделение главных действующих лиц.
Развитие устной речи
Полный и выборочный пересказ.
Рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание стихотворений, басен.
Всего:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно - методическое обеспечение
Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 1 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд.,
перераб. - М.: Просвещение, 2018.
Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 2 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд.,
перераб. - М.: Просвещение, 2018.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».