АРП «География» для обучающихся 7 классов

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе
адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся

с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей

и

возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2
часа в неделю).
АООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и
умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям
окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
 формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
 формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных
материков и отдельных стран;
 формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
 формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
1

техногенных катастроф;
 овладение

основами

катастрофической

грамотности

и

использование

элементарных практических умений и приемов использования географической карты
для получения географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе определяет
следующие задачи:
 формирование элементарных, но научных и систематических сведений о
природе, населении, хозяйстве России;
 знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечательностями
разных уголков нашей Родины.
 знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.
Планируемые результаты освоения рабочей программыпо
учебному предмету «География» в 7 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
 формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России, ценностям многонационального
российского общества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от- ношения к
другому человеку и его мнению.
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и
соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей (наводнения, лавина,
сель, шторм, ураган и т.п.);
 формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать
и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и
рационального использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в
социально значимом труде.
2

Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «География» в 7 классе
Минимальный уровень:
 иметь

представлений

об

особенностях

природы,

жизни,

культуры

и

хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;
 понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты;
 показывать на карте (с помощью вспомогательных средств – генерализация
линий рек, пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в
программе;
 определять направления на карте с опорой на вспомогательные средства;
 показывать границы России на физической карте РФ;
 показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на
карту;
 принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно
вести себя в природе;
 делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся)
под руководством учителя;
 выделять, описывать существенные признаки географических объектов и
явлений с помощью учителя;
 использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
 показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и
карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам,
пользуясь картинами, картами и планом;
 показывать по картам (физической и природных зон России) географические
объекты, указанные в программе;
 устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и
животным миром, природными условиями и занятиями населения;
 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений с помощью учителя;
 сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным
критериям;
3

 вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
 находить в различных источниках, указанных учителем, учебнуюинформацию;
 называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей
программы по учебному предмету «География» в 7 классе
Оценка

личностных

результатов

предполагает,

прежде

всего,

оценку

продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:

 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:

 ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты
самостоятельно;

 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;

 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;

 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные
признаки и свойства;

4

 правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:

 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении ипоказе
объекта;

 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении
предложении;

 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:

 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектовна карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждаетсяв помощи
учителя;

 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

5

II.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

учебного предмета

«География» позволяет

формировать у

обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение
классифицировать,

наблюдать,

делать

выводы,

объяснять,

доказывать,

давать

определения понятиям.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и
хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и
социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа
изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для
развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.
Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в
содержании учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч П.
Природные зоны России
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей
родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и
хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении
времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I
блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая
таким образом обучающихся к изучению отдельных природных зон.
В

региональной

части

курса,

во

втором

блоке,

дается

комплексная

характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы,
условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные

6

экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности
разных уголков нашей Родины.
На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами
(физической, политико-административной и картой природных зон России). При
изучении географии России констатируются новые национально-территориальные
образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых
городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в
настоящее время новое административное деление России на федеральные округа.
Содержание разделов
№ п\п

Тема (раздел)

1

Особенности природы и хозяйства России

2

Природные зоны России

3

Зона арктических пустынь

4

Зона тундры

5

Лесная зона

6

Зона степей

7

Зона пустынь и полупустынь

8

Зона субтропиков

9

Высотная поясность в горах
Итого

7

№ п/п

1

Название раздела.
Тема предмета
Особенности
природы и
хозяйства России – 3
ч.
Географическое положение России на
карте мира

Кол-во
часов

1

2

Европейская и азиатская части России

1

3

Административное
деление России

1

Календарно – тематическое планирование по географии
Класс – 7
Количество часов в год – 17 часов
Количество часов в неделю – 0,5 часа
Программное содержание
Дифференциация видов
деятельности обучающихся:
минимальный уровень

Формирование
у
обучающихся представлений
географическом положении
РФ
на
карте
мира.
Повторение условных обозначениях морских и сухопутных
границ, государственные символы РФ.
Продолжение формирования
навыков правильного показа
географических объектов на
карте
Продолжение формирования
представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями экономических районов Европейской и
азиатской частей РФ.
Продолжение формирования
навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений
в тетради на печатной основе
Продолжение формирования

Дифференциация видов
деятельности обучающихся:
достаточный уровень

Показывают границу России на
настенной карте, используя
помощь учителя. Составляют
рассказ о географическом
положении России по плану и
опорным предложениям

Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке
расположено наше государство. Показывают границу
России, обозначают ее на контурной карте. Называют моря,
по которым проходит государственная граница. Определяют по политической карте
государства, граничащие с
Россией

Показывают (заранее обозначенную учителем) условную
границу между Европой и
Азией. Сравнивают по площади
Европейскую и Азиатскую
части России. Находят на карте
России свой город (с помощью

Показывают на карте территорию России. Называют, где
проходит условная граница,
заранее обозначенная учителем, между Европой и Азией.
Показывают европейскую и
азиатскую часть. Сравнивают
по площади Европейскую и
Азиатскую части России.
Находят на карте России свой
город. Определяют, в какой
части страны они живут
Находят на политикоадминистративной карте РФ

Называют нашу страну.

4

5

6

Природные зоны
России – 1 ч.
Размещение
природных зон на
территории России

1

Зона арктических
пустынь – 1 ч.
Положение на карте

Зона тундры – 2 ч.
Положение на карте.
Рельеф. Полезные ископаемые

1

представлений о географическом положении России, обширности ее территории.
Знакомство с названиями
наиболее крупных областей
Европейской и азиатской
части РФ.
Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
государственном устройстве РФ

Знакомятся с названиями
наиболее крупных
административнотерриториальных единиц
(области, республики) европейской и азиатской частей
РФ, показывают на настенной
карте (с помощью учителя)

края, области, республики, автономные округа, автономные
области, города федерального
значения. Показывают крупные административнотерриториальные единицы
(области, республики), дают
характеристику географического положения (по плану),
показывают на карте

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
многообразии природных условий России. Знакомство с названиями природных зон России.

Называть природные зоны
России с помощью учителя
(схемы, таблицы), находить и
показывать на картинах/фотографиях разные
природные зоны России

Характеризуют особенности
климата природных зон России. Объясняют различие в
климате в разных районах
нашей страны

Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
зоне арктических пустынь, ее
географическом положении.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

Называют общие особенности
зоны арктических пустынь
после объяснения учителя.
Называют и показывают на
настенной карте зону
арктических пустынь.
Перечисляют с опорой на карту
моря Северного Ледовитого
океана, показывают на карте

Показывают природную зону
на настенной карте и отмечают
на контурной карте. Называют
и показывают на карте острова
и моря Северного Ледовитого
океана

Формирование представлений
обучающихся о тундре.
Знакомство с географическим
положением зоны тундры.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков

Показывают на настенной карте
зону тундры (с помощью).
Закрашивают данную
природную зону в контурной
карте. Перечисляют полезные
ископаемые, которые добывают
в тундре, используя помощь

Показывают на карте природную зону тундры. Описывают
географическое положение
тундры (по плану) и отмечают
ее на карте. Называют, с какими природными зонами
граничит тундра, какие полез-

7

Климат. Водоёмы
тундры

1

8

Лесная зона – 4 ч.
Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые

1

9

Климат

1

работы в контурной карте
Формирование представлений
обучающихся о тундре. Знакомство с климатическими условиями и водоемами. Продолжение
формирования навыков показа
географических объектов на
карте, навыков работы с
контурной картой

учителя
Называть типичные особенности климата тундры,
указанные в учебнике.
Рассказывают о климатических
условиях тундры по плану и
опорным словами (словосочетаниям). Показывают (заранее
выделенные учителем) реки,
протекающие по тундре

ные ископаемые там добывают
Называют, какой климат характерен для зоны тундры.
Сравнивают зиму и лето своего края с зимой и летом зоны
тундры. Обсуждают особенности климата тундры на основании материалов учебника.
Анализируют особенности
тундрово-глеевых почв. Называют реки, протекающие по
зоне тундры, и показывают их
на карте. Объясняют, почему в
зоне тундры много болот

Формирование представлений
о зоне лесов как о самой
большой по площади
природной зоне России.
Знакомство с географическим
положением, особенностями
рельефа и полезными
ископаемыми изучаемой
природной зоны.
Продолжение формирования
навыков показа
географических объектов на
карте, навыков работы в
контурной карте.
Воспитание бережного
отношения к природным
ресурсам
Формирование представлений о
зоне лесов. Знакомство с
особенностями климата лесной
зоны

Показывают на карте
природных зон России лесную
зону. На карте природных зон
называют, каким цветом обозначена лесная зона.
Обозначают ее в контурной
карте (с помощью). Составляют
рассказ о рельефе лесной зоны
из предложенных учителем
предложений

По плану дают характеристику
географического положения
лесной зоны. Наносят ее на
контурную карту (с помощью
учителя). Используя физическую карту России, рассказывают об особенностях
рельефа лесной зоны по плану
с помощью учителя

Называют, в каком поясе
освещенности расположена
лесная зона (с опорой на схему).
Называют основные

Рассказывают по схеме, какое
влияние на климат европейской части лесной зоны оказывают влажные и теплые

характеристики погоды в разные
времена года (лето, осень, весна,
зима)

10

Реки, озёра, каналы

1

11

Растительный мир.
Хвойные леса (тайга)

1

12

Степная зона – 2 ч.
Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые. Реки

1

ветры с Атлантического океана. Сравнивают климат европейской части лесной зоны с
азиатской. На контурной карте
рисуют карандашом стрелки,
показывающие направления
ветров с Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого
океана
Называют и показывают реки
и озера, которые расположены
в европейской и азиатской частях лесной зоны. Наносят на
контурную карту названия рек,
озер, каналов. Составляют
рассказ о реках и озерах лесной зоны (по плану)

Формирование представлений
обучающихся о лесной зоне.
Знакомство с водоемами изучаемой природной зоны.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы в контурной карте.
Воспитание бережного
отношения к водным ресурсам
Формирование представлений
обучающихся о растительном
мире лесной зоны.
Закрепление и расширение
представлений о влиянии
климата на растительный
мир.
Воспитание бережного отношения к растительному миру своей
страны

Показывают реки и озёра
(заранее выделенные учителем
на карте). Наносят на
контурную карту названия рек,
озер, каналов (с помощью).
Составляют рассказ о реках и
озерах лесной зоны, по опорным
словам, и словосочетаниям

Называют хвойные деревья.
Описывают одно из хвойных
деревьев
по
плану.
Выписывают
в
тетрадь
породы деревьев европейской
и азиатской частей тайги.
Показывают на карте зону лесов

Показывают хвойные леса на
карте с помощью учителя

Формирование первоначального
представления обучающихся о
зоне степей. Знакомство с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми
и водоемами степной зоны.
Продолжение формирования

Показывают на карте
«Природные зоны России» зону
степей. Показывают
месторождения полезных
ископаемых и реки степей (с
помощью учителя).
Подписывают их названия в

Называют основные признаки
степей. Дают краткую характеристику географического
положения зоны степей. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в зоне
степей. Характеризируют

навыков работы обучающихся с
настенной картой, картами

контурной карте

13

Растительный мир

1

Продолжение формирования
представлений обучающихся
о зоне степей. Знакомство
школьников с растительным
миром степной зоны и его
особенностями.
Воспитание бережного отношения к растительному миру своей
страны

По рисунку называют растения
степной зоны. Выписывают их в
тетрадь, рассказывают о
растениях степей по плану,
используя помощь учителя

14

Зона полупустынь и
пустынь – 2 ч.
Положение на карте.
Рельеф. Полезные ископаемые

1

Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
зоне полупустынь и пустынь.
Знакомство с географическим
положением, рельефом, полезными ископаемыми зоны пустынь

15

Климат. Реки

1

Показывают на карте
природных зон России зону
пустынь и полупустынь.
Закрашивают в контурной карте
зону пустынь и полупустынь.
Показывают на карте по
условным знакам полезные
ископаемые, которые добывают
в пустыне
Показывают на карте
природные зоны пустыни и
полупустыни. Называют
основные особенности климата
пустынь с опорой на схему
(климат сухой и жаркий)
Показывают реки зоны пустынь
и полупустынь, заранее

Формирование представлений
обучающихся о зоне пустынь
и полупустынь. Знакомство с
особенностями климата и
реками изучаемой природной
зоны.
Продолжение
формирования
навыков

климатические условия степной зоны. Показывают на карте «Природные зоны России»
и обозначают зону степей на
контурной карте
Называют
некоторые
растения зоны степей.
С
помощью
учителя
выделяют
причинноследственные зависимости
между
климатом
и
особенностями
растительного мира.
Обсуждают приспособление
растений к условиям существования, формулируют выводы. Рассказывают о растениях по плану.

Называют
основные
признаки пустынь.
Показывают зону пустынь на
настенной карте и отмечают ее
в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в пустынях и полупустынях
Характеризуют климатические
условия зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют реки
зоны пустынь и отмечают их в
контурной карте

16

17

Зона субтропиков –
1ч.
Положение на карте

Высотная поясность
в горах – 1 ч.
Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые. Климат

работы
обучающихся
с
настенной,
контурной
картами

выделенные учителем.
Подписывают их названия в
контурной карте. Составляют
рассказ о реках пустыни по
плану, используя помощь
учителя

1

Формирование
первоначальных
представлений обучающихся
о зоне субтропиков.
Знакомство с географическим
положением природной зоны,
климатом,
особенностями
растительного и животного
мира сухих и влажных
субтропиков.
Воспитание
бережного
отношения
к
природным богатствам своей
страны

Показывают на карте
природных зон России зону
субтропиков (с помощью). По
рисункам называют растения и
животных субтропиков.
Составляют рассказ об одном из
растений/ животных по плану с
помощью учителя

Показывают на карте природных зон России зону субтропиков. Отмечают ее на контурной карте с помощью учителя. Характеризуют климатические условия влажных и сухих субтропиков. Называют
дикорастущие и культурные
растения субтропиков. Рассказывают об одном из растений/животных зоны субтропиков по плану.

1

Продолжение формирования
представлений обучающихся
о природных зонах РФ.
Знакомство с областью
высотной поясности, ее
положением на карте,
поверхностью, полезными
ископаемыми, особенностями
климата

Показывают горы России
(заранее выделенные учителем).
С опорой на иллюстрации
называют животных высотной
поясности. Используя карту,
называют горы России

Показывают на карте горы
России. Называют животных,
которые обитают в горах.
Обозначают горы на контурной карте


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».