АРП «Логопедические занятия» для обучающихся 7 классов

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»
составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
АООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
«Логопедические

занятия»

относятся

к

коррекционно-развивающей

области

«Коррекционные занятия» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии

с

учебным

планом

рабочая

программа коррекционных

курсов

«Логопедические занятия» в 7 классе рассчитана на
68 часов (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме групповых занятий:
6 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 4 часов, с 25 мая по 30
мая - 2 часа.
62 часа – коррекционные групповые логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 7
классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция
дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках
изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
 повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
 осуществлять

профилактику

специфических

и

сопутствующих

(графических, орфографических) ошибок;
 закреплять

практические

навыки

правильного

использования

языковых средств в речевой деятельности;
 расширять

и

обогащать

опыт

коммуникации

обучающихся

в

ближнем и дальнем окружении;
 вырабатывать

навыки

правильного,

сознательного

чтения

и

аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
1

 обеспечивать

условия

для

коррекции

нарушений

устной

речи,

профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа

построена

организаций,

на

основе

реализующих

учебника

для

общеобразовательных

адаптированные

основные

общеобразовательные программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский
язык. 7 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
учебному предмету «Логопедические занятия» в 7 классе

по

Личностные результаты:
 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
 развитие желания вступать в устную коммуникацию для межличностного
 взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах
 деятельности;
 умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных
высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
русского языка;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
 наличие мотивации к овладению устной речью.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Логопедические занятия» в 7 классе
Минимальный уровень:
 производить звуко-буквенный анализ и синтез слов;
 дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме;
 различать гласные и согласные в слове на слух;
 образовывать новые слова разными способами;
2

 правильно изменять существительные, прилагательные в роде, числеи падеже,
глаголы в роде и числе;
 употреблять личные местоимения в нужной форме;
 грамматически правильно связывать слова в предложении;
 грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в
письменной и устной речи;
 интонационно оформлять высказывание;
 читать правильно, осознанно, целыми словами;
 писать под диктовку простой текст;
 активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
Достаточный уровень:
 быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
 подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их
лексическую сочетаемость;
 знать способы проверки написания согласных и безударных гласныхв корне
слова;
 пользоваться

различными

способами

словообразования

и

словоизменения;
 осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
 различать

и

уметь

употреблять

различные

части

речи

(имя

существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения);
 пользоваться

различными

частями

речи

при

составлении

предложения;
 анализировать речь (на уровне текста, предложения);
 конструировать предложения разных видов и использовать в речипредложения
сложных синтаксических конструкций;
 работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему иглавную
мысль;
 писать изложения и сочинения;
 читать

правильно,

осознанно,

выразительно

целыми

словами,

используя логические ударения, читать «про себя»;
 владеть различными видами пересказа;
 писать под диктовку тексты (60-65 слов);
 активизировать усвоенную лексику через речевую практику.
3

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоениярабочей
программы по учебному предмету
«Логопедические занятия» в 7 классе
Оценка

личностных

результатов

предполагает,

прежде

всего,

оценку

продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В

соответствии

общеобразовательной

с

требованиями

программе

для

ФГОС

к

обучающихся

адаптированной
с

умственной

основной
отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только
строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.
На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же
время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося,
используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию
ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного
опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые
работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную
работу

с

учетом

частотности

допускаемых

ошибок.

Заполняется

речевая

карта

обучающегося, карта результатов мониторинга.

4

Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года);
итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи
обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим
правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности
выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и
правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество
использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного
результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с
одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
 высокий – 100 - 80%;
 выше среднего – 79,9 -65%;
 средний – 64,9 - 45%;
 низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль,
отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты
речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития.

5

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными
предметами, жизнью, готовит обучающихся к

усвоению речевых норм, учит

использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны,
представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения
обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного
материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии
психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом,
нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексикограмматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное
и

адекватное

использование

его

в

целях

устного

общения,

развитие

и

совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и
письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в
дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления
развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному
принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне,
усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом
междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного
формированияумственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных
методов:

 практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
 наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;

6

 словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности
обучающихся, формирования навыков

четкого произношения, при восприятии

речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных
видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в
зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала
обучающимися.
В структуру занятия могут входить:

 упражнения для развития артикуляционной моторики;
 упражнения для развития общей координации движений и мелкоймоторики
пальцев рук;

 дыхательная гимнастика;
 коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
 формирование фонематических процессов;
 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
 работа над предложением, текстом;
 обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим

и

очень

важным

структурным

компонентом

логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения.

7

Содержание разделов
№

Название раздела

п/п
1.

Обследование устной и письменной речи

2.

Звуки и буквы

3.

Предложение. Текст

4.

Состав слова

5.

Слово

6.

Связная устная речь

7.

Связная письменная речь

8.

Работа над выразительностью чтения
Итого:

8

№ п/п

Название раздела.
Тема урока

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий
Класс – 7
Количество часов в год – 9 часов
Количество часов в неделю – 0,25 часа
Кол-во
Предметное содержание
Дифференциация видов
часов
деятельности обучающегося:
минимальный уровень

Дифференциация видов
деятельности обучающегося:
достаточный уровень

Обследование
устной и
письменной речи
учащегося – 2 ч.
1

Обследование
грамматического
строя речи.

1

Обследование
словарного запаса и
связной речи

Выявление понимания и
правильности построения
грамматической
структуры предложения;
использования падежных
форм существительных;
правильноеупотребление
рода различных частей
речи; форм единственного
и множественного числа.
Выявление уровня
сформированности развернутого
самостоятельного высказывания
и объема словарного запаса

2

Обследование
навыка чтения.
Обследование
навыка письма

1

Чтение текстов.
Ответы на вопросы
учителя-логопеда.
Пересказ прочитанного
текста.
Написание диктанта

Умеют воспроизводить слова,
словосочетания, предложения
сопряженно и отраженно с
опорой на наглядный
материал.
Восстанавливают
последовательность сюжета с
опорой на инструкцию.
Составляют предложения по
серии сюжетных картинок
(сюжетной картинке) с
помощью учителя-логопеда

Понимают смысл
различных логикограмматических
конструкций,
грамматическихсвязей
согласования, управления.
Восстанавливают

Читают простой текст целыми
словами.
Пересказывают текст с
помощью наводящих
вопросов.
Пишут под диктовку
доступныйтекст после
предварительного разбора

Читают текст правильно,
целыми словами,
осознанно,соблюдая
интонационное и
логическое ударение.

последовательность сюжета.
Составляют развернутый рассказ
по серии сюжетных картинок
(сюжетной картинке)

Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным или
сложным предложением.
Пересказывают прочитанный
текст. Умеют писать под

диктовку
3

Звуки и буквы – 1ч.
Акустические и
артикуляционные
свойства гласныхи
согласных звуков

1

Сопоставление и
сравнениегруппы
гласных звуков.
Признаки и роль в речи
гласныхи согласных.
Различение на слух и
правильноевоспроизведение
в речи
смыслоразличительных
звуковыхединиц (гласные:
ударные безударные, согласные:
твердые -мягкие, звонкие –
глухие,
шипящие, свистящие,
соноры)Выделение звука
на фоне полного слова.
Определение
последовательности
звуков всловах.
Элементарный
фонетическийразбор.

Различают на слух гласные
исогласные буквы с опорой
насхемы.
Подбирают слова на гласные
исогласные звуки с
помощью учителя-логопеда
Определяют
наличие/отсутствие
гласного/согласного в слове с
опорой на наглядность.
Определяют
последовательности звуков всловах
с помощью учителя- логопеда

Сравнивают и различают
гласные и согласные звуки
по их артикуляторным
свойствам.
Выявляют особенности
звуковпри произношении.
Различают на слух
гласные исогласные
буквы.
наличие/отсутствие
гласного/согласного в
слове.
Определяют
последовательности
звуков всловах.
Выполняют элементарный
фонетический разбор простых
слов

Развитие слухового восприятия
Предложение. Текст
– 1 ч.
4

Выделение
признаков
связного текста.
Тема текста.
Основная мысль
текста

1

Формирование умения
отличатьтекст от группы
предложений. Выделение
признаков связного текста.
Определение темы текста.
Развитие умения выделять
средства связи предложений в

Читают по карточке
определение «связного
текста». Различают текст и
отдельные предложения с
помощью учителя-логопеда.
Определяют основную мысль
текста с помощью наводящих

Дают определение
связноготекста.
Различают текст и
отдельныепредложения.
Умеют определить
основнуюмысль текста.
Озаглавливают текст.

тексте.
Развитие чувства языка

вопросов учителя-логопеда.
Озаглавливают текст.
Составляют предложения из
слов, данных в правильной
грамматической форме.
Читают предложения

Составляют предложения
изслов, данных в
правильной
грамматической форме.
Выразительно
читают
предложения.
Делают вывод о
расположениипредложений
в тексте в
определенном порядке

5

Состав слова – 1 ч.
Состав слова.
Анализ слова по
морфемам

1

Составляют родственные
слова сопорой на схему
(приставка, корень,
суффикс,окончание).
Образуют от основ
существительных
однокоренныеслова с
удвоенными согласнымис
помощью учителя-логопеда.

Составляют родственные слова
с опорой на схему
(приставка, корень, суффикс,
окончание).
Выполняют морфемный анализ
слов.
Образуют от основ
существительных
однокоренные слова с
Упражняются в написании слов с удвоенными согласными.
двойными согласными
Находят слова с удвоенными
согласными.
Записывают слова с удвоенными
согласными поддиктовку

Составляют родственные
словас опорой на схему
(приставка, корень, суффикс,
окончание).
Образуют от основ
существительных
однокоренные слова с
удвоенными согласными с
помощью учителя-логопеда.
Находят слова с
удвоеннымисогласными.
Упражняются в написании словс
двойными согласными

Слово – 1 ч.
6

Грамматические
признаки имени
существительного
Значение имени
существительногов
речи

1

Закрепление понятия о
словах,обозначающих
предмет.
Совершенствование навыка
дифференциации одушевленного
и неодушевленного предмета.
Развитие умения ставить

Классифицируют и называютс
помощью учителя-логопеда
имена существительные и
ставят к ним правильный
вопрос.
Дифференцируют
одушевленные и

Имеют представление об
именах существительных,
ставят к ним правильный
вопрос.
Выделяют имена
существительные среди других
слов.

вопроск имени
существительному.
Употребление в речи в
различных формах в
зависимостиот связи с другими
словами.
Обогащение и
расширениесловарного
запаса.

Развитие зрительного
вниманияи памяти

неодушевленные предметы с
опорой на картинный
материал, собственные и
нарицательные с помощью
наводящих вопросов.

Изменяют слова по образцу.
Находят в предложении имена
существительные с помощью
учителя-логопеда

Дифференцируют
одушевленные и
неодушевленные предметы,
собственные и нарицательные.
Знают правописанием имен
собственных.

Изменяют слова по числам.
Находят в предложении
именасуществительные

Связная устная
речь – 1ч.
7

Составление
рассказа из
данных

1

предложений.
Определение темы,
главной мысли
рассказа

Закрепление умения составлять
связный рассказ из
предложений.Развитие умения
определять тему и главную
мысль рассказа. Беседа по
рассказу.

Развитие навыка связной
устнойречи

Составляют рассказ из данных
предложений, располагая их в
правильной
последовательности с помощью
учителя-логопеда.
Выделяют главную мысль
текста.

Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным
предложением

Составляют рассказ из данных
предложений, располагая их в
правильной
последовательности.
Изменяют
окончания
отдельных слов.
Выделяют главную мысль
текста.
Определяют тему рассказа.
Отвечают на вопросы учителялогопеда распространенным и
сложным предложением с

соблюдением правил
оформления
Связная
письменная речь – 1
ч.
8

Изложениеповествование на
основе
зрительного
восприятия текста

1

Формирование умения
писатьизложение по
вопросам.
Закрепление умения
устанавливать связь

Прослушивают выразительное
чтение текста учителемлогопедом.
Читают текст вслух.
Озаглавливают текст.

Прослушивают
выразительноечтение текста
учителем- логопедом.
Читают текст вслух.
Выделяют основные

по вопросам к
каждому
предложению

заголовка стемой.
Составление
предложений по
вопросам.
Определение типа текста.
Развитие письменной
связнойречи

Отвечают на вопросы учителялогопеда полным
распространенным
предложением.
Записывают текст

признаки имысль текста.
Определяют тип текста.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда полным
распространенным
предложением.
Пересказывают
текст,используя
вопросы.
Записывают текст и
выполняютсамопроверку

Развитие навыков
выразительного чтения.
Развитие умения
правильнойпостановки
логического и
интонационного
ударения.
Работа над
интонационной
выразительностью
речи.
Развитие навыков связной
устной речи

Читают текст выразительно
после предварительного
разбора.
Слушают и выделяют слово, на
котором сделано логическое
ударение.
Читают предложения с
правильной интонацией

Читают текст выразительно.
Умеют выделять
логическим ударением
главноево фразе в
зависимости от ее смысла.
Соблюдают паузу,
интонацию ввопросах,
ответах, при чтении и
пересказе связных текстов

Работа над
выразительностью
чтения – 1 ч.
9

Работа над
техникой чтения выразительностью
прочитанного

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».