АРП «Русский язык» для обучающихся 7 классов

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее АООП УО (вариант 1)),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей

и

возможностей.
Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в
год (4 часа в неделю).
АООП УО вариант 1 определяет цель и задачи учебного предмета
«Русский язык».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция
недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:

 расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;

 ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на
этой основе грамматических знаний и умений;

 использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

 развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе определяет
следующие задачи:

 формирование представления о составе слова, о некоторых способах
образования слов в русском языке;

 формирование умения выделять все части слова, образовывать однокоренные и
сложные слова;

 осознанное усвоение обучающимися понятий: часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение), грамматические признаки

частей речи;

 закрепление у обучающихся умения находить, различать и сравнивать простое и
сложное предложения;

 совершенствование

навыка

нахождения

в

предложении

главных

и

второстепенных членов;

 совершенствование умения последовательно излагать мысли, озаглавливать
текст, составлять план и делить текст на части в соответствии с планом;

 формирование умения составлять деловые письма, подписывать конверты,
открытки, поздравления, писать заявления, автобиографию, анкету, расписку и другие
тексты делового стиля;

 формирование умения писать сочинение творческого характера по картине, по
личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг и
изложение текста с опорой на заранее состав- ленный план (изложение по коллективно
составленному плану).
Планируемые результаты освоения рабочей программыпо учебному предмету
«Русский язык» в 7 классе
Личностные результаты:

 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;

 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;

 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «Русский язык» в 7 классе
Минимальный уровень:

 знать отличительные грамматические признаки основных частейслова;
 производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы

учителя;

 образовывать слова с новым значением с опорой на образец (с помощью
учителя);

 иметь представления о грамматических разрядах слов;
 различать части речи по вопросу и значению;
 использовать на письме орфографические правила после предвари- тельного
разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

 составлять различные конструкции предложений (с опорой на представленный
образец);

 находить главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с
опорой на образец);

 уметь находить в тексте однородные члены предложения;
 различать предложения, разные по интонации;
 находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью
учителя);

 уметь выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

 уметь оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный
образец (с помощью учителя);

 уметь писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и
повествовательного текста с элементами описания (40-45 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех компонентов текста;

 уметь составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 40- 45 слов)
повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
практической деятельности, опорным словам и предложен- ному плану после
предварительной отработки содержания и языковогооформления.
Достаточный уровень:

 знать значимые части слова и уметь их дифференцировать по существенным
признакам;

 уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
 уметь образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частям
речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

 уметь дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по

существенным признакам;

 уметь определять некоторые грамматические признаки изученных частей
(существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам
учителя; находить орфографические трудности в слове и решать орографические
задачи;

 уметь пользоваться орфографическим словарем для уточнения написания слова;
 уметь составлять простые распространенные предложения по схеме, опорным
словам, на предложенную тему и т. д.;

 уметь устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и
структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;

 находить главные и второстепенные члены предложения с использованием
опорных схем;

 составлять предложения с однородными членами с опорой на образец;
 составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец;
 различать предложения различные по цели высказывания;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста;
 отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли
текста;

 выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме
и основной мысли текста;

 оформлять изученные виды деловых бумаг;
 уметь писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами
описания и рассуждения после предварительного разбора (до 55 слов);

 уметь писать сочинения-повествования с элементами описания после
предварительного

коллективного

разбора

темы,

основной

мысли,

структуры

высказывания и выбора необходимых языковых средств (до 55 слов).
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей
программы по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе
Оценка

личностных

результатов

предполагает,

прежде

всего,

оценку

продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:

 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание:

 правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;

 полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать
ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам
исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами
и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с
текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при
помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и
последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно
подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в
постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:

 в контрольных работах – 65-70 слов;
 в подробных изложениях – 45-70 слов;
 в словарном диктанте – 15-20 слов.
 объем творческих работ на уроке – 30-40 слов
При оценке письменных

работ следует руководствоваться следующими

нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок. Оценка «4»

ставится за работу с 1-2 ошибками.Оценка «3»
ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок
на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не
пройдённые правила правописания такжене учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды
написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом
слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не
дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание
одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них
ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов
(пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое
искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические
ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими
нормами:
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение
грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу
выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение
изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка

«3»

ставится,

если

обучающийся

обнаруживает

недостаточное

понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает
4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 6 классе для
изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45-70 слов.
Изложения обучающихся пишут по готовому плану или составленному коллективно
под руководством учителя. При оценке

10

изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность
передачи содержания.
Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное
изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений,
употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений
авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на
понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4
орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от
авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении
слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 ор- фографическими ошибками.
Оценка «2» не ставится.

11

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение русскому языку в 7 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
знаний русского языка в различных ситуациях.
Распределение
центрически:

учебного

основные

части

программного
речи,

материала

обеспечивающие

расположено

кон-

высказывание

(имя

существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание 7-го и
последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем.
Звуки и буквы. В 7 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу.
Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей
речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова
направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе
упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и
согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания
имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению,
сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части

речи.

Текст.

Большое

внимание

уделяется

склонению

имён

существительных и прилагательных в единственном и во множественном числе,
правописанию падежных окончаний. Обучающиеся должны уметь различать род,
число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и
согласовывать прилагательное с существительным в ро- де, числе и падеже. При
более углублённом знакомстве с частью речи
«глагол» учатся определять число и время глагола. В 7 классе обучающие12

ся знакомятся с такой частью речи, как местоимение, учатся правильно употреблять их
в речи.
Предложение. Текст. В 7 классе особое внимание уделяется точному
интонированию предложений, выделению в них логического центра. Обучающиеся
наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса
логического ударения с одного слова на другое. С помощью осваиваемых языковых
средств (части речи, словосочетание, предложение) обучаются конструировать
разнообразные тексты. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки
обучающихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни, к
общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений
формировать

у них

умения

построения простого

предложения и

сложного

предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные
навыки.
Связная речь. Большое внимание в 7 классе уделяется формированию навыков
связной письменной речи. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их
фонематического слуха и правильного произношения.
В 7 классе обучающимся прививаются навыки делового письма. Обучение
осуществляется

по

двум

направлениям:

обучающиеся

получают

образцы

и

упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время
предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и
достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении,
заявления, расписки и др.).

13

Содержание разделов
№

Название раздела, темы

Сочинения

Изложения

п/п
1.

Повторение.
Звуки и буквы. Текст

2.

Предложение. Текст

3.

Состав слова.

4.

Части речи. Текст.

1
1
1

Имя существительное
5.

Части речи.

1

Имя прилагательное
6.

Глагол

7.

Местоимение

7.

Предложение. Текст

8.

Повторение пройденного
Итого:

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».