АРП «Чтение (литературное чтение)» для обучающихся 7 классов

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)»
составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
АООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022гномер 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых
образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей

и

возможностей.
Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной
области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Чтение (литературное чтение)» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и
задачи учебного предмета «Чтение (литературное чтение)».
Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция
недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
−

Совершенствование

навыка

полноценного

чтения

как

основы

понимания художественного и научно-познавательного текстов;
−

развитие навыков речевого общения на материале доступных дляпонимания

художественных и научно-познавательных текстов;
−

развитие положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 7

классе определяет следующие задачи:
−

формирование

качества

техники

чтения:

правильность,

осознанность,

выразительность, беглость;
− формирование у обучающихся чтения про себя, последовательно увеличивая
объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
− развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных
произведений;
− развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту,
3

участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а
также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев
произведения;
− формирование нравственно-эстетических и гражданско- патриотических норм
поведения обучающихся на основе произведений художественной литературы (их
содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения
человека в обществе);
− совершенствование техники чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не
совпадающими со знаками препинания);
− закрепление умения выделять главную мысль произведения, называть главных
действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков,
подтверждая выводы отрывками из текста, составлять характеристики героев с
помощью учителя;
− формирование умения выделять в тексте меткие выражения, художественные
определения и сравнения, различать оттенки значенийслов в тексте;
− закрепление умения подробно и кратко пересказывать прочитанное;
− закрепление умения конструировать развернутое высказывание, осуществлять
контроль

за

собственной

речью,

корректировать высказывание по ходу его

содержаниея или после
-

закрепление навыка заучивания наизусть;

−

развитие эмоциональной сферы, эстетических чувств (в произведениях

обучающиеся должны научиться видеть красивое и безобразное, борьбу добра и зла,
справедливости и несправедливости, уметь различать тружеников и бездельников,
защитников Отечества и его врагов и т. п.);
− развитие мыслительной деятельности, устранение затруднений в установлении
последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в
тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем;
подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с
помощью учителя, данных в переносном значении;
− развитие и коррекция памяти и логического мышления;
− выработка жизненно необходимых речевых навыков.
Планируемые результаты освоения рабочей программыпо
учебному предмету «Чтение» в 7 классе
4

Личностные результаты:
 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатовпо
учебному предмету «Чтение» в 7 классе
Минимальный уровень:
 уметь читать вслух правильно, выразительно доступные текстыцелыми словами;
 уметь читать про себя проанализированные ранее тексты;
 отвечать на вопросы учителя;
 пересказывать близко к тексту отдельные части произведения,доступные
обучающимся по изображённым событиям;
 высказывать
учащимся форме;

своё

отношение

к поступкам

героев

в доступной

 выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
 заучивать

стихотворения

наизусть

(объём

текста

с

учётом

особенностей учеников);
 принимать

участие

в

уроках

внеклассного

чтения,

выполняя

доступные задания по прочитанному тексту.
Достаточный уровень:
 уметь

читать

вслух

правильно,

выразительно,

бегло

(словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
 уметь читать про себя с предварительным заданием лёгкие посодержанию
тексты;
 выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
5

 формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
 делить

текст

на

части

или

озаглавливать

данные

части

под

руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
 характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя),
давать оценку их поступкам;
 выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (спомощью
учителя);
 соотносить читаемые произведения с определённым жанром (спомощью
учителя);
 заучивать наизусть не менее 10 стихотворений;
 читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её
обсуждении. Уметь составлять отзывы под руководством учителя.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоениярабочей
программы по учебному предмету «Чтение» в 7 классе
Оценка

личностных

результатов

предполагает,

прежде

всего,

оценку

продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём опроса по чтению, пересказу
или комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но
доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 7класс80–100 слов.
При

оценке

принимаются

во

внимание

индивидуальные

6

психофизические особенности обучающегося, акцент делается не на беглость чтения,
а на осознанное понимание прочитанного, умение отвечать на вопросы, пересказать
текст.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
 читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного
произношения; выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с
незначительной помощью учителя;
 делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
 называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
 отвечает

на

вопросы

по

содержанию

прочитанного

и

пересказывает

прочитанное полно, правильно, последовательно;
 твердо знает наизусть стихотворение и читает их выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
 читает в основном правильно, бегло;
 допускает 1–2 ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений;
 называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки,
допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их
с помощью учителя;
 допускает

при

чтении

стихотворения

наизусть

1–2

самостоятельно

исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
 читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
 допускает 3–4

ошибки при чтении и соблюдении синтаксическихпауз;

 допускает 3–4

ошибки в соблюдении смысловых пауз, знаков

препинания, передающих интонацию логических ударений;
 отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного спомощью
учителя;
 затрудняется

называть

главных

действующих

лиц

произведения,

характеризовать их поступки;
 отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает
искажения основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть
нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» не ставится.
7

Критерии оценивания пересказа текста
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,
последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1–2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного,допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительночитает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановкуслов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение
текста.
Оценка «2» - не ставится.

8

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение чтению в 7 классе носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию знаний
русского языка в различных ситуациях.
На уроке чтения в старших классах учитель использует в комбинации различные
формы работы: групповую, индивидуальную и парную. В методических аппаратах книг
для чтения предусмотрены задания, выполнение которых должно проходить в парах
или группе. Учителю необходимо варьировать формы работы в связи с весьма
разнородным составом класса обучающихся. Наряду с использованием заданий разной
степени сложности и постоянной сменой видов деятельности, комбинации различных
форм работы помогут в осуществлении индивидуально- дифференцированного подхода
и сделают урок интересным и разнообразным.
На уроках чтения в старших классах учитель пользуется, как правило,
классической классификацией методов обучения:
−

словесные методы: рассказ, объяснение, беседа

− наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем,
иллюстраций и т. п.
− практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторнопрактическая работа, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное
обучение.
Помимо этих методов на уроках чтения в старших классах, особенно в 7–9
классах, возможно использование методов другой классификации:
 объяснительно-иллюстративный

метод

(учитель

объясняет,

а

дети

воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
 репродуктивный

метод

(воспроизведение

и

применение

информации);
 метод

проблемного

изложения

(учитель

ставит

проблему

и

показывает путь её решения);
 частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь крешению
проблемы);
 исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют).
9

Содержание разделов
№п/п

Название раздела, темы

1

Устное народное творчество

2

Из произведений

русскойлитературы XIX века

3

Из произведений

русскойлитературы XX века

Итого:

10

№ п/п

Название раздела
Тема урока

Кол-во
часов

Календарно – тематическое планирование по чтению
Класс – 7
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1
Программное содержание
Дифференциация видов
деятельности: минимальный
уровень

Дифференциация видов
деятельности: достаточный
уровень

Устное народное
творчество – 4 ч.
1

2

Вводный урок.
«Что ты
читал
летом?»
Знакомство с
учебником
«Чтение»
Русская народная
сказка «Журавль и
цапля»

1

1

Знакомство с учебником, его
разделами, условными
обозначениями.

Знакомятся с учебником, его
разделами, условными
обозначениями.

Знакомятся с учебником,
егоразделами, условными
обозначениями.

Рассказы детей о том, что читали
летом

Рассказывают, что читали летом

Рассказывают, что читали
летом

Совершенствование техники
выразительного чтения.
Просмотр мультфильма. Чтение
сказки по ролям.
Анализ сказки по вопросам
учителя. Выяснение морали
сказки, признаков сказки,
сказочных формул.
Нахождение сложных для
понимания слов и выражений.
Сопоставление пословицы и
поговорки с текстом сказки.
Описание образов персонажей
сказки. Рассказывание (пересказ)
сказки с использованием
сказочных слов,выражений и
иллюстративным материалом.

Читают сказку выразительно,
целыми словами.
Находят в тексте непонятные
слова и выражения.
Сопоставляют пословицы и
поговорки с текстом сказки (с
помощью учителя).
Смотрят мультфильм.
Передают краткое
содержание сказки с опорой
на иллюстрации.

Читают сказку
выразительно,
бегло.
Читают сказку по
ролям.Анализируют
сказку по вопросам
учителя.
Выясняют мораль сказки.
Находят в тексте
признакисказки.
Смотрят мультфильм.
Рассказывают сказку с
использованием
сказочныхслов и
выражений.

Иллюстрирование сказки

Рисуют иллюстрации к сказке

Рисуют иллюстрации к сказке

3

Былина «Три
поездки Ильи
Муромца»

1

Совершенствование техники
чтения.
Чтение правильное, беглое,
выразительное по ролям.
Наблюдение за языком
былины. Ответы на вопросы
по содержанию. Анализ
былины по вопросам
учителя. Выяснение идеи
былины, признаков былины.
Просмотр отрывка из

Читают былину вслух
правильно, выразительно,
целыми словами.
Учатся выяснять идею
былины.
Находят признаки былины (с
помощью наводящих
вопросов).
Смотрят отрывок из мультфильма

Читают былину
правильно,выразительно,
бегло.
Проводят анализ былины
спомощью вопросов
учителя.
Выясняют идею былины,
находят в тексте
признакибылины.
Смотрят отрывок из
мультфильма

мультфильма
4

5

Проверка
техники
чтения на
начало
учебного
года.
Кроссворд
Из произведений
русской
литературы 19
века – 10 ч.
Обзорный урок.
Русские поэты 19
века

1

1

Проверка техники чтения на
начало учебного года.

Читают незнакомый отрывок
в течение 1 минуты,

Разгадывание кроссворда потеме
«Устное народное творчество»

соблюдая все правила
выразительного чтения.
Разгадывают кроссворд

Беседа или рассказ учителя в
сочетании с наглядным
материалом, музыкой,
репродукциями картин, аудио- и
видеоматериалом.
Самостоятельное составление
вопросов к тексту.
Оценка составленных
вопросов,правильности
ответов на них, подкрепление

Слушают сообщение учителя.
Изучают самостоятельно
биографию поэтов.
Отвечают на вопросы учителя

Читают отрывок в течение1
минуты, соблюдая все
правила выразительного
чтения и анализируют его.
Разгадывают кроссворд

Слушают
сообщениеучителя.
Самостоятельно
изучаютбиографию
поэтов и их творчество.
Составляют вопросы,
оценивают правильность
ответов

своих ответов
фрагментами из текста,
иллюстративным материалом
6

А.С. Пушкин
Биография А. С.
Пушкина

1

Вступительная беседа учителя (с
показом презентации).
Чтение и пересказ биографии и
основных фактов из жизни и
творчества А. С. Пушкина.
Ответы на вопросы учителя по
тексту. Беседа о знакомых
произведениях

Слушают сообщение учителя.
Читают биографию и
знакомятся с основными
фактами из жизни и творчества А.
С. Пушкина.
Принимают участие в беседе о
знакомых произведениях А. С.
Пушкина

А. С. Пушкина

Читают и
пересказывают
биографию и основные
факты из жизни и
творчества А. С.
Пушкина.Отвечают на
вопросы учителя по
тексту.
Принимают участие в
беседе
о знакомых произведенияхА.
С. Пушкина

7

А. С. Пушкин
Стихотворение
«Зимний вечер»

1

Беседа с опорой на
иллюстративный
материал,произведения
искусства, музыку.
Создание эмоционального
настроядля чтения
стихотворения.
Развитие умения
выразительногочтения. Анализ
стихотворения повопросам
учителя с опорой на
исторические факты,
произведения искусства,
музыку.Составление образа
няни.
Нахождение в тексте
трудных для
пониманияслов и
выражений.

Читают вслух целыми словами
(многократное прочтение).
Составляют образняни (по
наводящим вопросам).
Выделяют в текстенезнакомые
слова (с помощью учителя).
Прослушивают аудиозапись
стихотворения.
Разучивают стихотворение
наизусть (объём текста с учётом
особенностей обучающихся)

Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Анализируют
стихотворениепо
вопросам учителя с
опорой на исторические
факты,
произведения
искусства, музыку.
Составляют образ няни.
Выделяют незнакомые
слова в тексте,
правильноих объясняют.
Прослушивают аудиозапись
стихотворения.
Разучивают стихотворение
наизусть

Прослушивание
аудиозаписи и
копирование
выразительного чтения
профессионального
чтеца.
Разучивание стихотворениянаизусть
8

М. Ю. Лермонтов
Биография М. Ю.
Лермонтова

1

Вступительная беседа учителя
(споказом презентации).
Чтение и пересказ биографии
иосновных фактов из жизни и
творчества М. Ю.
Лермонтова.Выборочное
чтение.

Слушают сообщение учителя.
Читают биографиюи
основные факты из жизни и
творчества М. Ю. Лермонтова.
Отвечают на вопросы учителя по
тексту

Формулируют вопросы к
тексту (с помощью учителя)

Ответы на вопросы учителя потексту
9

М. Ю. Лермонтов
Стихотворение
«Бородино»

1

Прослушивание
аудиозаписи(отрывок из
«Бородино»).
Выразительное чтение
стихотворения целыми
словами.Ответы на вопросы по
содержанию. Анализ
стихотворения.
Работа с непонятными словами

10

И. А. Крылов
Биография И. А.
Крылова

1

Вступительная беседа
учителя (показ презентации).
Чтение и пересказ биографии
иосновных фактов из жизни и
творчества И. А. Крылова.
Ответы на вопросы учителя потексту.
Беседа о знакомых обучающимся
произведениях И. А. Крылова

Читают и
пересказывают
биографию и основные
факты из жизни и
творчестваМ. Ю.
Лермонтова.

Слушают аудиозапись
стихотворения (отрывок).
Читают стихотворение
выразительно, целыми
словами.
Отвечают на вопросы по
содержанию.
Читают
объяснение
непонятных слов

Слушают сообщение учителя.
Читают биографию и основные
факты из жизни и творчества И.
А. Крылова.
Отвечают на вопросы учителя
по тексту (с помощью).
Принимают участие в беседео
знакомых обучающимся
произведениях И. А. Крылова

Слушают аудиозапись
стихотворения
(отрывок).Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Анализируют
стихотворение
(повопросам).
Выделяют в текстенепонятные
слова

Знакомятся с биографией
и основными этапами
творчества И. А. Крылова.
Формулируют вопросы к
тексту (с помощью
учителя).
Принимают участие в
беседео знакомых

обучающимся
произведениях
И. А. Крылова
11

И. А. Крылов
«Кукушка и Петух»
(басня)

1

Повторение особенностей
басни как жанра литературы.
Выборочное чтение.
Выразительное чтение.
Чтениебасни по ролям.
Возможно прослушивание
аудиозаписи, просмотр мультфильма

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Читают басню по ролям.
Отвечают на вопросы
учителя (по тексту).
Смотрят мультфильм (или
прослушивают аудиозаписьбасни)

Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Вспоминают особенности
басни как жанра
литературы.Читают по
ролям.
Учатся определять
моральбасни.
Смотрят мультфильм (или
прослушивают аудиозапись
басни)

12

Н. А. Некрасов
Биография Н. А.
Некрасова

1

Вступительная беседа учителя
(с просмотром презентации).
Чтение и пересказ биографии
иосновных фактов из жизни и
творчества Н. А. Некрасова.
Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по
тексту. Беседа о знакомых
произведениях Н. А. Некрасова

13

Н. А. Некрасов
Стихотворение
«Несжатая полоса»

1

Выразительное чтение
стихотворения. Чтение по
ролям. Анализ стихотворения
по вопросам учителя.
Обращение внимания на средства
выразительности в
стихотворении. Рассматривание

Слушают сообщение учителя.
Читают биографиюи
основные факты из жизни и
творчества Н. А. Некрасова.
Выборочно читают текст.
Отвечают на вопросыучителя по
тексту

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами (после
многократного прочтения).
Читают по ролям.
Рассматривают иллюстрации.
Зачитывают текст, подходящий к

Читают и
пересказывают
биографию и основные
факты из жизни и
творчества Н. А.
Некрасова.
Выборочно читают.
Формулируют вопросы
к тексту (с помощью
учителя)
Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Читают по ролям.
Анализируют
стихотворение по
вопросамучителя.

иллюстраций.
Выделение в тексте трудных для
понимания и незнакомых слов и
выражений.

иллюстрации.
Выделяют в тексте незнакомые
слова (с помощью учителя)

Объяснение выражений «моченьки
нет», «не по силам работу затеял»

Выделяют незнакомые
словав тексте, правильно
их
объясняют (с
помощьюучителя).
Объясняют выражения
«моченьки нет», «не посилам
работу затеял»

14

15

Итоговый урок по
теме
«Произведения
русских поэтов и
писателей XIX
века»
Из произведений
русской
литературы 20
века – 20 ч.
Обзорный урок
«Русская
литература и
писатели 20 века»

1

Проведение викторины
(конкурса,теста по выбору
учителя) по теме
«Русские поэты и писатели
XIXвека».

Участвуют в викторине по
теме «Русские поэты и
писатели XIX века»,
выполняя посильные задания.

Викторина «Русские поэтыи писатели
ХIХ века»

1

Демонстрируют свои
знания в викторине по
теме
«Русские поэты и
писатели 19 века».
Участвуют в викторине

Демонстрируют свои знания в
викторине по теме
«Русские поэты и писателиXIX
века».

Слушают сообщение
учителя, смотрят
презентацию, знакомятся с
поэтами и их творчеством.

Участвуют в викторине

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельное
составлениевопросов к
тексту.
Выборочное чтение.

Слушают сообщение
учителя, смотрят
презентацию,
знакомятсяс поэтами и
их творчеством.
Формулируют вопросы к
тексту (с помощью учителя)

Ответы на вопросы учителя по
тексту
16

А. М. Горький
Биография А. М.
Горького

1

Вступительная беседа учителя
(споказом презентации).
Чтение биографии и основных этапов
творчества А. М. Горького.Ответы на

Слушают сообщение учителя.
Читают биографиюи
основные факты из жизни и
творчества А. М. Горького.

Читают биографию и
основные факты из жизни и
творчества А. М. Горького.
Формулируют вопросы к
тексту (с помощью учителя)

17

А. М. Горький
Повесть «Детство»
1 ч. (отрывки)

1

вопросы учителя по тексту

Выборочно читают. Отвечают на
вопросы учителя по тексту

Чтение текста
(фрагментатекста)
учителем.
Совершенствование
техникичтения. Чтение по
ролям.
Выборочное чтение.

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Читают по ролям.
Выделяют в тексте незнакомые
слова (с помощью учителя)

Выделяют незнакомые слова в
тексте, правильно их
объясняют (с помощью
учителя)

Выделение в тексте незнакомых слов
и объяснение их значения. Анализ
текста по вопросам учителя
18

К. Г. Паустовский
Биография К. Г.
Паустовского

1

Вступительная беседа учителя
(споказом презентации).
Чтение биографии и
основныхэтапов творчества
К. Г. Паустовского.
Ответы на вопросы учителя
потексту. Проведение беседы
о знакомых обучающимся
произведениях
К. Г. Паустовского

Слушают сообщение учителя.
Читают биографиюи
основные факты из жизни
творчества К. Г.
Паустовского.
Отвечают на вопросы
учителя по тексту.
Участвуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях К. Г.
Паустовского в доступной
форме

19

20

К. Г. Паустовский
Рассказ «Последний
чёрт»
1 ч.

1

М. М. Зощенко
Биография М. М.
Зощенко

1

Совершенствование техники чтения.
Чтение рассказа по ролям.Работа над
выборочным чтением

Вступительная беседа учителя
(споказом презентации).
Читают биографию и
основные этапы жизни и
творчества М. М.

Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Читают по ролям.
Анализируют текст
повопросам учителя.

Читают и
пересказывают
биографию и основные
факты из жизни и
творчестваК. Г.
Паустовского.
Формулируют вопросы к
тексту (с помощью учителя).
Участвуют в беседе о
знакомых обучающимся
произведениях К. Г.
Паустовского

Читают рассказ вслух
правильно, выразительно,
целыми словами.

Читают рассказ вслух
правильно,
выразительно,бегло.

Читают по ролям

Читают отрывок из рассказапо
ролям

Слушают сообщение.
Читают про себя
биографию М. М. Зощенко.
Отвечают на вопросы
учителя по тексту.

Читают биографию и
основные этапы жизни
итворчества
М. М. Зощенко.
Формулируют

Зощенко.
Ответы на вопросы учителя
по тексту. Проведение
беседы ознакомых
обучающимся
произведениях

Принимают участие в
беседе о знакомых
обучающимся
произведениях М. М.
Зощенко в доступной форме

М. М. Зощенко
21

М. М. Зощенко
Рассказ «Великие
путешественники»
1 ч.

1

Совершенствование
техникичтения. Чтение
рассказа по ролям.
Работа над выборочным чтением

Кратко передают их
содержание

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Учатся читать 1-ю часть
рассказа по ролям

22

К. М. Симонов
Биография К. М.
Симонова

1

Вступительная беседа учителя
(споказом презентации).
Чтение и пересказ биографии и
основных этапов творчества К.
М.Симонова.
Ответы на вопросы учителя
потексту Самостоятельное
составление вопросов к
тексту.Выборочное чтение.

вопросы к тексту (с
помощью учителя).
Называют
знакомые
произведения
М.М.Зощенко.

Слушают сообщение
учителя.
Читают про себя
биографию К. М. Симонова.
Отвечают на вопросы учителя по
тексту

Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Читают 1-ю часть рассказапо
ролям

Читают и
пересказывают
биографию и основные
этапы творчества К. М.
Симонова.
Формулируют вопросы к
тексту (с помощью учителя)

Ответы на вопросы учителя потексту
23

24

К. М. Симонов
Стихотворение
«Сын
артиллериста» 1 ч.

В. П. Катаев
Биография В. П.

1

1

Совершенствование техники
чтения. Чтение
стихотворенияпо ролям.

Читают стихотворение вслух
правильно, выразительно,
целыми словами.

Работа над выборочным чтением.
Объяснение повторяющихся словиз
текста стихотворения

Учатся читать стихотворение по
ролям

Вступительная беседа учителя.

Слушают учителя.

Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Читают стихотворение
поролям.
Анализируют текст по
вопросам учителя. Объясняют
повторяющиесяслова из
текста

Читают и

Катаева

Читают и пересказывают
биографию и основные этапы
творчества В. П. Катаева.
Ответына вопросы учителя по
тексту.

Читают про себя
биографию В. П. Катаева.
Отвечают на вопросы
учителя по тексту.
Принимают участие в беседео
Проведение беседы о подвигах солдат подвигах солдат с опорой на
с опорой на иллюстрации,знания
иллюстрации, знания
школьников
школьников в доступной

пересказывают
биографию и основные
этапы творчества В. П.
Катаева.
Формулируют вопросы по
тексту (с помощью учителя)

форме
25

В. П. Катаев Рассказ 1
«Флаг» 1 гл.

Совершенствование
техникичтения.
Чтение рассказа по ролям.
Работа над выборочным чтением.
Анализ текста по вопросам учителя.
Формировать умение высказывать
свое мнение о прочитанном

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Выражают свое отношение к
поступкам героев и
событиям (с помощью
учителя).
Участвуют в беседе,
используя иллюстративный

Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Читают рассказ по
ролям.
Анализируют текст по
вопросам учителя.
Высказывают свое мнениео
прочитанном

материал
26

27

Ю. И. Коваль
Биография Ю. И.
Коваля

Ю. И. Коваль
Рассказ «Капитан
Клюквин» 1 ч.

1

1

Вступительная беседа учителя
(споказом презентации).
Чтение и пересказ биографии и
основных этапов творчества Ю.
И.Коваля.

Слушают сообщение учителя.
Читают биографию Ю. И.
Коваля.
Отвечают на вопросы
учителя по тексту.

Читают и
пересказывают
биографию и основные
этапы творчества Ю. И.
Коваля.

Ответы на вопросы учителя потексту.
Запись информации в тетрадях

Записывают информацию в
тетрадях

Формулируют вопросы по
тексту (с помощью учителя).
Записывают информацию в
тетрадях

Совершенствование
техникичтения. Анализ
рассказа по вопросам
учителя.

Читают отрывки из рассказа
вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.

Составление характеристики

Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Совершенствуют
Составляют характеристикуклеста, технику чтения.

внешнего вида клеста по данному
плану с выбором его черт характера

28

Ю. И. Коваль
«Картофельная
собака» 1 ч.

1

Чтение текста (фрагмента
текста) учителем.
Совершенствование
техники чтения.
Чтение текста обучающимися (с
параллельным разбором незнакомых
слов и выражений).Анализ рассказа
по вопросам учителя

высказывают своё отношение к
поступкам героев в доступной
форме

Анализируют рассказ
повопросам учителя.

Слушают чтение учителя.
Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Отвечают на вопросы учителя
по прочитанному тексту (в
доступной форме).Выделяют
в тексте незнакомые слова,

Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Анализируют рассказ
повопросам учителя.

Составляют характеристику
клеста по данному плану

Находят в тексте комичные
выражения и объясняют их
значение

объясняют их с помощьюучителя
29

Ю. Коваль
«Картофельная
собака» 2 ч.

1

Чтение текста
(фрагментатекста)
учителем.
Совершенствование
техникичтения. Чтение
рассказа по ролям.

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами. Читают 2-ю часть
по ролям.
Выделяют комичное врассказе (с
помощью учителя

Выделение комичного врассказе.
Составление характеристики собаки
Тузика
30

Проверка
техники
чтения на
конец
учебного года.

1

31

Ю.Я.
Яковлев.
Биография
Ю.Я. Яковлева

1

Составляют характеристику
собаки Тузика

Проверка техники чтения
обучающихся на конец
учебногогода.

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.

Выполнение тестовых заданий

Читают незнакомые отрывки из
текста в течение1 минуты.
Выполнение тестовых заданий

Тестовые задания

Вступительная беседа учителя
(споказом презентации).
Чтение и пересказ биографии
иосновных фактов из жизни и
творчества Ю. Я. Яковлева.
Ответы на вопросы учителя потексту

Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Читают 2-ю часть
поролям.
Выделяют комичное
врассказе.

Слушают сообщение
учителя. Читают про себя
биографию Ю. Я. Яковлева.
Отвечают на вопросы
учителя по тексту.
Принимают участие в беседес

Читают вслух правильно,
выразительно, бегло.
Читают незнакомые
отрывки из текста в
течение 1 минуты.
Выполнение тестовыхзаданий

Читают и
пересказывают
биографию и основные
факты из жизни и
творчества Ю. Я. Яковлева.
Формулируют вопросы по

опорой на свои знания в
доступной форме

тексту (с помощью
учителя).Участвуют в
беседе о
прочитанных ранее рассказах,
их содержании

32

Ю. Я. Яковлев
Рассказ
«Багульник» 1 ч.

1

Чтение текста
(фрагментатекста)
учителем.
Совершенствование техникичтения.
Анализ рассказа по вопросам учителя

33

Ю. Я. Яковлев
Рассказ
«Багульник» 2 ч.

1

Чтение текста
(фрагментатекста)
учителем.
Совершенствование
техникичтения.
Составление

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.
Отвечают на вопросы учителя
по тексту.

Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Анализируют рассказ
повопросам учителя.

Выделяют незнакомые слова в
тексте (с помощью учителя)

Выделяют незнакомые слова в
тексте, правильно их
объясняют (с помощью
учителя)

Читают вслух правильно,
выразительно, целыми
словами.

Читают вслух
правильно,
выразительно, бегло.
Составляют
характеристикуглавных
действующих лиц

Высказывают своё отношение к
поступкам героев в доступной
форме

характеристики героев рассказа
34

Заключительный
урок.
Тестовые задания

1

Выполнение тестовых
заданий. Обзор
разделов учебника.

(с помощью учителя), дают
оценку их поступкам

Выполняют тестовые задания.
Вспоминают разделы
учебника.

Ознакомление со списком литературы Знакомятся со списком
на летние каникулы
литературы для чтения влетний
период

Выполняют
тестовыезадания.
Вспоминают
разделы учебника.
Знакомятся со списком
литературы для чтения в
летний период


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».